Как называется хор в церкви?

Многие задаются вопросом: c чего начинается пение? И это очень правильный вопрос в особенности для тех, кто уже связал или только собирается связать свою жизнь с вокальным искусством. Так с чего же все-таки начинается история вокального искусства?

Конечно же с нашего Голоса. С рождения первого младенца и изданного первого крика на земле начало развиваться умение управлять голосовым аппаратом. Интересно отметить, что крик младенца соответствует 435-440 Гц, то есть тону «Ля» первой октавы. И уже в первые годы жизни голос человека достигает диапазона в 5-7 тонов. Обратимся непосредственно к истории вокала и к пению, как средству выражения эмоций, чувств и настроений в художественном контексте. Конечно же, с течением многих столетий вокальное исполнение в разных концах нашей необъятной планеты претерпевало различные видоизменения, обретая новые краски, формы, структуры, и благодаря этим изменениям современное вокальное искусство имеет невообразимое количество жанров и техник.

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние — трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно простые мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент инструментов.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе.

108926958_ZHestokie_Romansuy1.jpg

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно эволюционировала, образуя собой некий симбиоз религиозных и светских элементов.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера. В то время главными исполнителями были певцы-кастраты, или сопранисты. Композиторы часто писали одну мелодию, а они уже сами украшали её трелями и пассажами. Эта музыка должна была услаждать слух зрителей, уносить их в «заоблачный мир” и развлекать.

В 30-40е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало, и представители чистого бельканто уступили место тенорам, а позже баритонам. Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент — человеческий голос.

МОУГимназии №55

Докладна тему:

«Православная музыка на Руси»

Выполняла: Зарина Дарья

8″Г» класс.

Томск2010

Православная музыка на Руси.

Музыкальная культура Древней Руси,начинается с Киевского периода и втечение всего Средневековья, имеладвойственный характер. В ней одновременнососуществовали две культуры разногопроисхождения: народная и церковная.

Церковная музыка появилась послеобращения Руси в христианство(988г.).Вместе с крещением страна приняла отВизантии и музыкальную культуру. Одноиз важнейших сторон богослужения сталопение – человеческий голос считался вДревней Руси наиболее совершенныммузыкальным инструментом.

Древнерусская церковная музыкасуществовала в виде хорового пения безинструментального сопровождения.Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключениесоставляло только искусство игры наколоколах.

Церковное пение служило образцом высшегопрофессионализма, воплощалось в самыхразличных формах в практической итеоретической системе, которая получиланазвание «система осмогласия», т.е.чередование групп напевов по периодамв восемь недель.

На первых порах на Русь приезжалигреческие певцы и доместики (так называлируководителей хора). Но постепенновырастали свои певцы и руководителихора и создатели новых хоровых композиций.Первые богослужения велись на греческомязыке. Со временем греческие певческиекниги были переведены на старославянскийязык. Однако известно, что даже в 1253 годув Ростове в церкви Богородицы левыйклирос пел по–гречески, а правый –по-русски, что говорит о том, что ещедовольно долго если не все богослужение,то его часть шла на греческом языке.

Постепенно на Руси вырабатываетсясобственный устав церковного богослужения,отличающийся от заимствованного изВизантии свода когда-то незыблемыхправил прибавлением новых служб,посвященных русским святым, другимпорядком песнопений. Вместе с темвоспринятые от Византии каноны былинастолько совершенны и высоки, что дажепростое следованием, стремление достичьуровня византийского искусства времениего расцвета поднимало на новую ступеньрусскую музыку, литературу, живопись,все древнерусскую культуру в целом.

Самые ранние дошедшие до нас спискицерковных книг содержат только текстыпеснопений. Музыка же заучивалась наслух, передавалась от учителя к ученику.

Вообще православная музыка делится нанесколько видов:

1) Древняя — распевы, возникшие во временаВизантии (византийский распев у грекови другие богослужебные распевы у прочихправославных народов, входивших в еёсостав или находившихся под еёрелигиозно-культурным влиянием), вДревней Руси: знаменные, столповые, идругие распевы.

2) Партесная (многоголосная) — зародиласьв XVII веке на Украине и Белоруссии подвлиянием католической партесной музыки,затем с XVIII века стала распространятьсяи в России. Богослужебную партеснуюмузыку писали многие композиторы.

3)духовные стихи и псалмы (песни надуховные темы) — не богослужебная.

Знаменные распевы.

Знаменное пение – тип церковного пения,в основе которого положено одноголосноехоровое исполнение композиции. Знаменноепение так же называют православнымканоническим пением в силу его древностии распространенности в Православиивремен Византийской империи, а так жеразвития в рамках осмогласия.

Знаменные песнопения были одноголосными,строгими и сдержанными по характеру. Вмелодии преобладали частые повторенияодного звука. Главное внимание уделялосьтому, чтобы текст произносился ясно -слогу соответствовало одно знамя (крюк)

В процессе развития знаменного распевавозникло несколько его типов.

Столповой знаменный распев принадлежитневматическому стилю – на один слогприходится 2-3, реже 4 тона.

Разнообразна ритмика столповогознаменного распева. Им распеты основные певческие книги.

Малый знаменный распев предназначендля ежедневных служб .

Партесное пение

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса)— стиль русской и украинской многоголоснойхоровой музыки, распространившийся вРоссии с середины XVII в. В партесном пениихор делился на партии (дисканты, альты,тенора, басы), которые в свою очередьделились на голоса. Количество голосовдостигало 12, в некоторых случаях 16 иболее. Произведения партесного стилязачастую представляли собой обработкумелодий знаменного распева. Ведущаямелодия помещалась в теноре, бас служилоснованием гармонии, верхние голосадополняли ее. Создавались и свободныекомпозиции без использования мелодийраспевов. Тексты заимствовались восновном из церковной службы.

Знаки древнерусского нотного письма.

Музыкальный ряд в древних рукописяхзаписывался знаками, которые отличалисьот современной нотации. Не было нилинеек, ни нот в привычном нам виде.Нотные знаки назывались крюками илизнаменами. От сюда название нотаций –крюковая, знаменная. Каждый знак писалсянад текстом, он обозначал звук илинесколько звуков и их направление вверхили вниз. Любопытно, что нотные знакидревних рукописей имели словесныехарактеристики, в которых обязательноподчеркивались морально – нравственныеоттенки:. Такие нотные записи играливспомогательную роль, они лишь напоминалипевцам мелодии, воспринятые на слух.

Количество знамён было велико. Вруководствах-азбуках содержался лишьперечень знамён, а как их петь, неуказывалось — это была устная традиция.Искусство пения поэтому требовалодлительной подготовки и практики встенах храмов и монастырей. В конце XVI- начале XVII в. появились азбуки, дающиеописание не только знамён, но и способових пения.

Большинство рукописей безымянны, потомучто музыканты рассматривали своетворчество как служение Богу и результатмолитвы, они не подписывали своихпроизведений.