Как относится православная церковь?

В понедельник Stoxx Ltd. добавила к семейству индексов европейский христианский индекс (тикер SXCHP, рассчитывается в долларах и евро). В него могут быть включены компании из индекса Stoxx Europe 600 «в соответствии с ценностями и принципами христианской религии», говорится в сообщении компании. «Это признание растущего числа христианских участников рынка, которые хотят инвестировать в соответствии со своими религиозными убеждениями, – заявил гендиректор Stoxx Гартмут Граф. – Новый индекс представляет широкую подборку европейских компаний, которые ведут себя ответственно с точки зрения этики, окружающей среды, в социальном плане и с точки зрения бережливости и, следовательно, соответствуют христианским ценностям».

Вопрос о включении акций той или иной компании в индекс решает независимый комитет, состоящий из «экспертов христианского, а также академического и инвестиционного сообществ». По данным FT, в комитет входят представители Ватикана. В индекс не могут попасть акции компаний, «не соответствующие заранее оговоренному уровню толерантности», в том числе получающие доходы от порнографии, оружия, регулирования рождаемости и азартных игр.

Его состав утверждается два раза в год – в июне и декабре. Число компаний, входящих в него, может меняться. Сейчас их 533 из 600, входящих в основной индекс (данные FT), их рыночная капитализация – 5,8 трлн евро, free float – 4,5 трлн. Список этих компаний не раскрывается. Представитель Stoxx Андреа Вайдеманн сообщила, что наибольший вес в индексе имеют HSBC, BP, Nestle, Vodafone, Roche, Royal Dutch Shell, GlaxoSmithKline, Telefonica, Siemens и Rio Tinto. На вопрос, почему в индекс включена GlaxoSmithKline, которая производит в том числе контрацептивы, Вайдеманн ответила, что запрет распространяется только на компании, получающие весь доход от деятельности, противоречащей христианской этике. Долю дохода, которую компания может получать от нежелательных операций, она сообщить отказалась. По ее словам, жесткий запрет действует только в отношении оружейного бизнеса: компании, связанные с ним, в индекс включаться не будут.

За последние 52 недели христианский индекс вырос на 34,7% (с начала года – на 5,12%), а Stoxx Europe 600 – на 34,5% (4,4%). Вчера на 19.15 МСК они снизились на 2,19% и 2,15% соответственно.

Ведущие инвестфонды отмечают рост спроса на «этические инвестиции». За последние годы такие фонды появились у Aviva Investors, AXA Investment Managers и Henderson Global Investors. Этические фонды отличаются от христианских тем, что не отказываются от инвестиций в компании, зарабатывающие на регулировании рождаемости, и в основном сосредоточены на экологических проблемах.

Ищут новые возможности для инвестиций также католическая церковь и церковь Англии. «Определенно наблюдается повышенный интерес к тому, что говорит церковь по вопросам экономики», – отмечает секретарь рабочей группы по этике церкви Англии Эдвард Мейсон. «Стало больше интереса к социально ответственным инвестициям», – говорит гендиректор Центрального финансового совета Методистской церкви Великобритании Билл Седдон.

Недавно баптисты продали акции Tesco, поскольку та торгует табаком и алкоголем. Баптисты не вкладывают в компании, доля доходов которых от табака и алкоголя превышает 5%, а крупнейший британский ритейлер ее не раскрывает.

Размышления доцента кафедры философии и социологии Егора Громова на страницах газеты Елабужского института КФУ «UNIвести».

В 2011 году президент Российского книжного союза Сергей Степашин обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с письмом, в котором содержалась просьба об отмене отлучения от Церкви Льва Толстого. В ответном письме архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, написал, что «…отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может». Так вновь был поднят вопрос: был ли Толстой христианином?

Отлучение Л.Н. Толстого от Русской Православной церкви решением Синода в 1901 году – случай уникальный в истории отношений между Церковью и русской интеллигенцией. Ни до, ни после этого подобной санкции не подвергались даже те писатели, которые прямо пропагандировали атеизм. Между тем, отлучение Толстого не только сыграло важную роль в жизни писателя, но и стало одним из симптомов раскола русского общества на рубеже XIX-XX веков. Почему же именно религиозные взгляды Льва Толстого оказались предметом этой трагедии?

Сразу хотелось бы предупредить читателя: я не рассматриваю здесь писательское творчество Толстого. Более того, в этом я отчасти солидарен с его собственным мнением: свои религиозно-философские произведения Толстой считал главным делом своей жизни, и сожалел, что его знают прежде всего, как автора романов, которые в своём дневнике он называл «пустяками». Речь пойдёт именно о религиозном философе, а не о писателе.

Как сформировались религиозные взгляды Толстого? На этот вопрос единого ответа у его биографов нет. Можно говорить о трёх несомненных фактах: Толстого, православного от рождения, уже в возрасте 27 лет посещали мысли о создании новой религии, и к 1880 году его мировоззрение уже полностью сложилось. Именно тогда он начинает работу над трактатом «Четвероевангелие», опубликованном год спустя.

Перелом в мировоззрении Толстого приходится на 1870-е годы, когда он начинает задумываться о смысле жизни. Писатель начинает штудировать сакральные тексты различных религий, и прежде всего – Евангелия. После публикации «Четвероевангелия» последовали роман «Воскресение (художественный манифест толстовства), трактаты «В чём моя вера», «Исповедь» и другие религиозно-философские произведения. Суммируя их содержание, можно сформулировать религиозные взгляды Толстого в виде следующих постулатов:

1. Религия есть мировоззрение человека, проявляющееся в его нравственных принципах и поступках, на них основанных;

2. Бог – нравственный принцип, «разумение жизни», единый со всем живым во Вселенной (не исключено, что вегетарианство Толстого может рассматриваться как практический вывод из данного тезиса);

3. Христос – человек, праведной жизнью давший пример человечеству и казнённый вследствие ненависти власть предержащих. Почитание Христа как Бога Толстой отвергает, как и Воскресение;

4. Цель учения Христа – научить людей праведной жизни, основу которой составляет отказ от всяческого насилия. Принцип непротивления злу силой – основа религиозно-этической системы толстовства;

5. Церковь исказила христианские истины, дабы властвовать над людьми. Истинное христианство, по Толстому, возможно лишь вне Церкви. Ни в одной из христианских Церквей истины нет;

6. Царство Божие – состояние морального совершенства человека, и реализуется оно в этом, материальном, мире, а не в вечной посмертной жизни.

В Православной церкви уже первые религиозные труды Толстого подвергались резкой критике. Противоречия между христианством и толстовством состояли в отрицании последним Воскресения Христова, божественности Христа, церковных таинств, связи человека с Богом через молитву, в пантеистических тенденциях толстовства и его антицерковности. Среди критиков толстовства были такие крупные русские религиозные философы, как Леонтьев и Соловьёв (последний в своём предсмертном произведении «Три разговора» выводит Толстого в намеренно инфернализированном облике под псевдонимом «Князя» — предтечи Анти-христа).

Прямым поводом к отлучению Толстого от Церкви послужило то, что толстовство, принимавшее уже к тому времени облик религиозной секты, определённой частью общества ещё воспринималось как православное движение. Дело в том, что отлучение – это именно публичное заявление о непринадлежности отлучаемого к Церкви из-за несовпадения его взглядов с вероучением. Отлучённый лишается права принимать участие в Таинствах (при этом нет никаких свидетельств того, что между 1881 и 1901 годами Толстой участвовал в них), в случае смерти без примирения с Церковью по нему не служат заупокойных служб, но при этом личная молитва за отлучённого не только разрешается, но и вменяется в обязанность христианину.

В опубликованном 24.02.1901 (по старому стилю) определении Святейшего Синода было заявлено, что «…Церковь не считает его (Л.Н. Толстого) своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины». При этом, широко распространённая легенда о провозглашении Толстому анафемы во всех православных храмах действительности не соответствует и является художественным вымыслом Куприна. В отличие от римско-католической традиции, в Церквях Востока отлучение от Церкви не сопряжено с ритуальным проклятием, а в Русской Православной Церкви с 1857 года анафематствования были исключены из чина Торжества Православия.

Существует предание о том, что перед смертью на станции Астапово Толстой телеграммой вызвал старца Варсонофия из Оптиной Пустыни. Старец направился в Астапово с инструкцией дать писателю последнее причастие, если тот произнесёт одно лишь слово: «Каюсь», но по прибытии не был допущен к умирающему. Невозможно утверждать, достоверно предание или нет. Но одно несомненно: религиозные взгляды Толстого по-прежнему сохраняют своё значение в российской культуре.

Егор Громов, доцент кафедры философии и социологии

#годтолстоговеикфу

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»

10.04.2009

В Германии Пасху отмечают все. Но многие ли чувствуют и понимают религиозный смысл этого праздника, ведь христианами себя считают лишь две трети населения? К тому же в стране неуклонно растет число приверженцев ислама.

В Германии отмечают Пасху. Однако в церковь и в этот день идут немногие, а, судя по опросам, которые проводятся в преддверии Пасхи каждый год, для большинства жителей страны этот праздник все больше утрачивает религиозный смысл.

Если в 2003 году в опросе Emnid девять процентов не знали о религиозном смысле Пасхи, то в 2007 году в опросе Forsa уже 20 процентов — каждый пятый не смог объяснить смысл Пасхи. В другом опросе — 15 процентов молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет сказали, что в этот день отмечается день рождения Иисуса. А три процента были уверены, что это день его свадьбы. Более 60 процентов связывают Пасху прежде всего с подарками и праздничным столом.

Церковь и власть

Конституция Германии открывается словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, … германский народ принял … настоящий Основной закон». Этими словами открывается Конституция современной Германии. Этими словами, однако, описана и вся система отношений между государством, религией и церковью.
В существовании Бога Конституция не сомневается, но предпочтения одной, даже традиционной для Германии христианской религии не отдает. И церковь в управлении государством участия не принимает. Власть церкви в Германии была ограничена после свержения монархии в 1918 году. Конституция Веймарской республики отменила официальные государственные церкви — католическую и протестантскую. Между 1933 и 1945 годами государство пыталось взять религию под контроль.

Канцлер Меркель и кардиналы католической церкви

В стране по-прежнему существует и даже находится у власти партия Христианско-демократический союз, но ее все чаще упрекают в пренебрежении именно христианскими ценностями.

Церковь и жизнь

Правда, сказать, что церковь не влияет на жизнь страны и общества, нельзя. Христианство, будучи в Германии наиболее массовой конфессией (две трети населения считают себя христианами), традиционно воздействует на быт, культуру, традиции и даже социальную систему.

Большинство больниц и домов престарелых в стране принадлежат католической церкви. Но, это не значит, что там работают и лечатся только верующие. Многие детские сады также находятся в ведении религиозных общин. Тут, правда, при приеме ребенка предпочтение вполне может быть оказано католической семье.

Церковь и деньги

Для того, чтобы церковь могла вести социальную работу государство берет с католиков и протестантов специальный церковный налог. Он полностью передается церкви, но без помощи государственных фискальных структур она эти деньги получить не смогла бы, поскольку с каждым годом храмы теряют все больше прихожан — регулярно в церковь ходит лишь малая часть верующих.

Меньше прихожан — меньше и доходов. Многие церковные здания даже приходится продавать. Где-то в церкви устроили ресторан, где-то — дискотеку.

Как верит молодежь

Молодые немцы все реже посещают церковь

Результаты опроса, проведенного фондом Бертельсмана говорят о том, что в Германии верующими считают себя 70 процентов. Но лишь 5 процентов христианской молодежи посещают воскресные богослужения. Хотя, по данным опросов, для молодых немцев по-прежнему важны христианские ценности.

Правда, нередко молодежь по-своему верит в Бога, но ее Бог — это какая-то абстрактная сила. «Это не Тот, с кем связано празднование Рождества, или Пасхи», — к такому выводу пришли немецкие исследователи. Известный в Германии теолог Ойген Древерман (Eugen Drewermann) полагает, что сейчас вопрос не в том, католик вы или протестант. Вопрос в том, в какой степени ваша жизнь следует примеру Иисуса Христа? Что вы за человек? Кто вы? Ни одна церковная организация, ни одна община не ответит на эти вопросы, касающиеся вашего существования как личности.

Религия в школе

Неудивительно, что почти половина населения высказывается за отмену преподавания религии в Германии. Пока религия — единственный учебный предмет, наличие которого в школьной программе обязательно и гарантировано Конституцией. Впрочем, она ограничивается только общей формулировкой, а решение о том, быть «Закону Божьему» обязательным или факультативным предметом, отдано на усмотрение федеральных земель.

По желанию родителей «религия» может быть заменена внеконфессиональным предметом, который тоже обязателен. В одних землях его называют «философия», в других — «этика». Иногда за обучение отвечает священник из местной церкви, но чаще — один из учителей.

Христинство и мусульманская молодежь

Урок ислама в немецкой школе

Проблема в том, что число молодых христиан в Германии постоянно сокращается (по опросам, не более четверти молодых людей в Германии верят в Бога).

При этом, однако, среди турецкой молодежи число мусульман растет: до 81 процента молодых турок в Германии — приверженцы ислама. В ряде регионов Германии молодые мусульмане в школах составляют более половины учеников. Как должны проходить уроки религии для них?

Традиционно религиозное воспитание молодых мусульман в Германии проходит вне школы. Долгие годы государство этому не придавало значения, но после 11 сентября 2001 года выяснилось, что в воскресных мусульманских школах преподавание чаще всего ведут муллы из стран Востока, не говорящие по-немецки и нередко отличающиеся радикальными взглядами. Поэтому сейчас многие политики предлагают включить ислам в школьную программу, причем преподавать его только на немецком языке.

Виктор Агаев
Редактор: Глеб Гаврик