Как плачет ребенок?

Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимоотношение с ребенком. Начиная с одного года, ребенок выражает свои потребности не только плачем, но и словами, хотя плач остается преимущественным средством выражения чувств, а также важной формой связи с окружающими.

Слезы ребенка дают родителям возможность узнать, что он голоден, устал, испытывает какие-то неудобства или у него болит животик. Поэтому так важно прислушиваться к этим призывам о помощи и уметь их правильно истолковывать.

Ниже несколько примеров причин слез ребенка.

Голод.

Это самая распространенная причина плача новорожденных, и утешить их в таком случае легче всего. Специальные исследования показали, что, если ребенок голоден, остановить крик может только пища, т.е. молоко. Ребенку могут давать воду или пустышку, и он перестает плакать на секунду-другую, а потом начинает кричать снова.

Боль.

Болевые ощущения вызывают у младенца крик с первых минут жизни, однако нередко трудно понять, плачет ребенок от боли или от чего-то еще. К примеру, он может перестать плакать, как только его возьмут на руки, и тут же отрыгнет воздух или «выпустит газы». Можем ли мы считать, что боль была вызвана пузырем воздуха в кишечнике? Ведь пузырь воздуха мог выйти наружу только потому, что ребенка взяли на руки.

Перегрузка нервной системы.

Иногда ребенок плачет только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, подобно тому, как проливается дождь. Слишком интенсивные раздражители: неожиданные или слишком громкие звуки, внезапный резкий свет, острый или горький вкус, прикосновение холодных рук, подбрасывание и тисканье – все это может сильно подействовать на младенца и вызвать приступ плача. Облегчение, испытываемое при плаче, в какой-то мере способствует улучшению настроения.

Взрослому следует обращать внимание на эмоциональное и физическое состояние ребенка: малыш с удовольствием играет с вами, когда он не хочет спать, доволен жизнью и сыт, но та же самая игра станет причиной отчаянного плача, если ребенок сонный, чем-либо раздражен или ощущает голод. Ребенка, который устал или плохо себя чувствует, надо приласкать, прижать к себе, покачать – играть с ним не нужно! Голодного – надо покормить.

Отсутствие физического контакта.

Некоторые младенцы кричат до тех пор, пока их не возьмут на руки. Такое поведение младенца часто неправильно истолковывают. Родители считают, что ребенок не должен этого требовать, а если они «сдадутся» – это станет началом целого ряда проблем в поведении ребенка (капризов, истерик).

На самом же деле ребенок плачет не потому, что хочет, чтобы его взяли на руки, а потому, что его положили в кровать, лишив физического контакта с родителями, а для новорожденного самое естественное – это инстинктивная потребность чувствовать тепло родителей. Как только вы возьмете ребенка на руки и прижмете его к себе, приступ плача прекратится. Но если все же ребенок хнычет, несмотря на физический контакт, попробуйте походить с ним по комнате: легкое покачивание постепенно успокоит его, и наступит тишина.

Советы родителям и воспитателям:

1. Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, приказы, поэтому воспитывать его при плаче бесполезно.

2. Недопустимо наказание плачущего ребенка, так как потом он легко может забыть, за что же он был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, и так является переживанием, подобным наказанию.

3. Нельзя наказывать грудного ребенка за то, что он плачет ночью или вертится при переодевании, младенец не в состоянии осознать свой «поступок» или установить связь между ним и последующим наказанием.

4. Не следует спешить обрывать плач, не бойтесь дать ребенку поплакать какое-то разумное время (считается, что это даже полезно для легких), хотя при этом необходимо прислушиваться к тону его голоса, чтобы уловить различие между случайным капризом и действительным расстройством. При этом, прежде чем подойти к кроватке ребенка, постойте минут пять в дверях, скажите что-нибудь спокойным, доброжелательным тоном и дождитесь временного затишья в плаче.

5. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, с плачем нужно спокойно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

6. Предупредить плач может и воспитатель детского сада, сдерживая агрессивность некоторых детей и налаживая дружеские отношения среди сверстников. Важно в группе поддерживать доброжелательную, жизнерадостную атмосферу, проводить разнообразные и эмоционально насыщенные игры, вырабатывать у детей уверенность в своих силах и возможностях.

Если, несмотря на принимаемые меры, плаксивость сохраняется, то она, скорее всего, является признаком болезненного состояния, эмоционального расстройства, что требует консультации специалистов.

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Плач детей – это важная форма их связи с окружающими. В дошкольном возрасте дети плачут часто, что подчеркивает особую эмоциональную чувствительность этого возраста.

Плач, как и радость, смех, — одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицателькая эмоция, поскольку существуют «слезы радости» при волнении и избытке чувств.

Плач — особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимоотношение с ребенком.

Начиная с одного года, ребенок выражает свои потребности не только плачем, но и словами, хотя плач остается преимущественным средством выражения чувств.

Слезы ребенка дают родителям возможность узнать, что он голоден, устал, испытывает какие-то неудобства или у него болит животик. Поэтому так важно прислушиваться к этим призывам о помощи и уметь их правильно истолковывать.

Иногда ребенок плачет только потому, что накопившееся нервное напяжение требует своего выхода, разрядки, подобно тому как проливается дождь. Облегчение, испытываемое при плаче, в кокой-то мере способствует улучшению настроения.

Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер его выражения зависит не только от особенностей темпераиетра, но и от воснитания. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей сопровождается повышенной капризностью у детей, одним из проявлений будет плач, доходящий временами до истерик.

Вполне возможно, что родители сами могут сделать ребенка нервным и требовательным, бросаясь к нему каждый раз и хватая его тут же на руки, как только он хоть раз пискнет или вздохнет. Так, здоровый ребенок может заставить всех домашних прыгать вокруг его двадцать четыре часа в сутки, лишь напрягая регулярно свои голосовые связки.

Взросмым необходимо научиться понимать язык плача.

Разнообразные функции плача:

  • каприз (истерика);
  • протест;
  • просьба;
  • требовоние;
  • жалоба (обида);
  • плач-сигнал;
  • плач-разрядка;

Они составляют сложную психологическую структуру, способ выражения чувств.

Постоянная плаксивость или нытье также заслуживает внимания, т. к. это симптом внутренней неудовлетворенности, беспокойства и неудовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими, в том числе отношениями с эмоционально близкими для ребенка взрослыми. Иногда постоянная плаксивость – признак какого-то хронического заболевания. В ряде случаев нытье связано с повышенной чувствительностью к перемене погоды, плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.

Советы родителям и воспитателям.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, приказы, поэтому воспитывать его при плаче бесполезно.

Недопустимо наказание плачущего, так как потом, он легко может забыть, за что же он был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, и так является переживанием, подобным наказанию.

Нельзя наказывать грудного ребенка, за то, что он плачет ночью или вертится при переодевании, младенец не в состоянии осознать свой «поступок» или установить связь между ним и последующим наказанием. Его нужно кормить, когда он голоден, содержать сухим в чистоте и тепле. Необходимо помнить, что фундамент физического и эмоционального здоровья человека закладывается в течении первого шестимесячного периода жизни.

Не следует спешить обрывать плач, не бойтесь дать ребенку поплакать какое-то разумное время( считается, что это даже полезно для легких), хотя при этом необходимо прислушиваться к тону его голоса, чтобы уловить различие между случайным капризом и действительным расстройством. При этом прежде чем подойти к кроватке ребенка, постойте минут пять в дверях, скажите что-нибудь спокойным, доброжелательным тоном и дождитесь временного затишья в плаче.

Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчикости взрослых, с плачем нужно спокойно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Предупредить плач может и воспитатель, сдерживая агрессивность некоторых детей и налаживая дружеские отношения среди сверстников. Важно в группе поддерживать доброжелательную, жизнерадостную атмосферу, проводить разнообразные и эмоционалльно насыщенные игры, вырабатывать у детей уверенность в своих силах и возможностях.

Вот пример некоторых игр на выражение различных эмоций , которые можно проводить и дома и в группе детского сада.

ТАНЯ-ПЛАКСА

Дети водят хоровод, в центре его «Таня», и читают стихотворение:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

( А. Барто)

Пока дети читают стихотворение, «Таня» громко плачет. Когда хоровод останавливается, «Таня вытирает слезы и улыбается.

ПОССОРИЛИСЬ И ПОМИРИЛИСЬ

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка.

РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеется малыш –

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

Будто дождик льет.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –

Сын мой.

Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

РАЗНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Капризуля, мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг,

Засияет сонца лик.

( Н. Померанцева)

Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.

Выразительные движения. Капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

Хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.

Звучит музыка.

КОТЯТА

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

Если несмотря на принимаеиые меры плаксивость сохраняется, то она скорее всего является признаком болезненного состояния, наличием эмоционального расстройства, что требует консультации специалистов.

22.03.2021

  • facebook
  • twitter

Плач – це спосіб спілкування між дитиною та батьками. Малюк таким чином сигналізує про свої потреби або проблеми, які потрібно вирішити. Насправді, у Американській академії педіатрії (AAP) вважають, що 2–3 години плачу на день у перші 3 місяці життя є нормальним явищем. Для батьків плач їхньої дитини особливий – вони знають її потреби тільки-но почують тональність крику: від похникування до пронизливого плачу.

Переглянемо найчастіші причини плачу у дітей до 1 року, щоб допомогти батькам визначити проблему.

Дитина голодна

Це найпоширеніша причин плачу дитини, тому малюк одразу заспокоюється, коли його нагодують. Якщо дитина на грудному вигодовуванні, то варто прикладати маля до грудей за вимогою, а не за графіком.

Дитина надто закутана або, навпаки, недостатньо одягнена і їй холодно

Коли руки та ноги дитини прохолодні – це нормально, тому не використовуйте їх як орієнтир для вимірювання температури тіла. Перевірте потилицю – якщо вона не гаряча і не мокра, то варто зняти 1 шар одягу. Особливо небезпечно перегрівати малюка у спеку. Правило, що дитині потрібно одягати на один шар одягу більше, ніж собі, не працює за таких погодних умов. Гуляйте переважно у затінку та обмежуйте перебування на вулиці від 10 до 16 годин.

Кишкова колька

Діти з кишковою колькою можуть плакати більше ніж три години на день і більше ніж три дні на тиждень. Малюк може витягувати ніжки або, навпаки, підтягувати їх до животика, який при цьому здутий і часто відходять гази. Зазвичай колька минає приблизно через три–чотири місяці. При цьому педіатр на огляді виключить інші причини плачу та дасть рекомендації.

Прорізування зубів

Цей фізіологічний процес досить часто може завдавати дискомфорту малюку. Щоб полегшити стан дитини, використовуйте охолоджений прорізувач та робіть масаж ясен. При прорізуванні зубів ясна набряклі, а дитина неспокійна здебільшого ввечері та вночі.

Зміна підгузка

Шкіра дитини дуже чутлива, тому від тривалого контакту з вологою на ній можуть виникати попрілості й подразнення, які викликають неприємні відчуття. Необхідно регулярно змінювати підгузок, що є основою профілактики пелюшкового дерматиту. Здійснюйте догляд за інтимними зонами дитини та не використовуйте жодних синтетичних кремів або присипок. Вони необхідні лише при попрілості, а здоровому малюку вони не потрібні.

Діти можуть плакати і через відсутність потрібної уваги й спілкування, і при серйозних захворюваннях. Кожен період у житті дитини має свої особливості, та з плином часу малюк і батьки все більше розумітимуть один одного, а для визначення причин плачу у конкретному віці дитини вам допоможе педіатр.

Допис підготувала лікар-педіатр Ольга Ткачук.

Читайте також:
Блог

19.05.2021
  • facebook
  • twitter

Блог

21.04.2021
  • facebook
  • twitter

Блог

10.04.2021
  • facebook
  • twitter

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

· Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.

· Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».

· Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.

· У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.

· У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.

· В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.

· У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.

Нельзя

· Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.

· Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.

· Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.

· Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

· Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.

· Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.

· Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.

· Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.

· Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.

· Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.

· Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.

· Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.