Как помочь ребенку выбрать профессию?

В 14–15 лет большинство подростков размышляют о том, какую профессию выбрать. Даже если им этого делать не хочется, грядущие экзамены и поступление в вуз заставляют задуматься. Настя Сельнихина предлагает три шага, которые помогут её ровесникам прийти к пониманию, чем же они хотят заниматься в жизни. Ну или хотя бы приблизиться к этой точке.

Шаг 1. Вспомни и пойми, что тебе интересно

Для начала вспомним, что первое нам предлагают при выборе профессии? Правильно, мои «любимые» бумажки — профориентационные тесты, которые мы получили, посмеялись («Ой, я что, будущий МЧСник?») и сложили в копилку опыта. Именно с ним нам нужно работать. Даже в таком возрасте.

Неважно, какой у вас опыт — большой или маленький. Он как чемодан, с которым мы отправимся в дальнейшее плавание. Поэтому смело доставайте его из закромов головы и начинайте собирать! Вы должны вспомнить всё, что доставляло вам удовольствие, — то, что вы делали без корысти, просто для себя, в кайф.

Например: утром решили выпить кофе, сначала сделали простой, затем захотелось ещё, но уже с карамелью, потом с шоколадом. Вдруг вы вспомнили про родителей, приготовили им тоже кофе. Потом подумали: «А почему бы ещё и завтрак не приготовить?» — и напекли блинов на всю семью! Если всё это вам так нравится, может быть, пойти в поварское училище или просто связать жизнь с кулинарией?

Я, например, пересматривая старые видео, фотографии, спрашивала родителей, о том, что мне нравилось делать, почему меня это увлекало? После моего сеанса воспоминаний я поняла, что нужно копать в сторону творчества. Я до сих пор, сама того не замечая, пою везде, танцую везде. Связь с музыкой мне доставляет отдельный кайф. Кстати, если используете этот метод, то он ещё помогает сблизиться с родителями.

Шаг 2. Попробуй всё

Представим ситуацию: 11-й класс, ЕГЭ сдан, казалось бы, можно расслабиться. Но нет, нужно выбрать вуз! И вы с мамой в последний день принятия заявок бегаете по всей Москве в поисках подходящего проходного балла. В итоге поступаете в неверный вуз, через полгода уходите — время потеряно.

Чтобы такого не произошло, пробуйте! Да, в современном мире практически нигде нельзя устроиться на работу, но есть место, куда вы можете обратиться, — Агентство социального развития. У них есть несколько проектов для подростков, в которых можно получить стажировку в интересной фирме, а также заработать и рассказать о своём опыте.

Но, помимо этого, есть масса других способов. Например, можно волонтёрить. Здесь работает простая математика. Летом у вас свободно примерно два месяца, а стать волонтёром можно уже в 14 лет.

До момента выбора вуза у вас есть четыре лета по две стажировки! Вы можете охватить восемь направлений или профессий

То есть к моменту сдачи ЕГЭ вы будете знать, где вы точно не хотите или хотите работать. Я, например, этим летом была на двух стажировках и поняла, что хочу работать с людьми и использовать иностранный язык.

Помимо волонтёрства, можно устроиться на неквалифицированную работу — складывать продукты в пакеты в магазинах, раздавать или клеить листовки. Не забывайте о своих знакомых и родственниках, они могут помочь в поиске работы в своей сфере. Для примера: я знаю ребят, которые работали у своих знакомых в магазине, переписывали товар в качестве ассистентов и поняли, что продажи и бухгалтерия не их дело.

Также вам может помочь Центр трудоустройства подростков в Москве, там предлагают в основном летние постоянные стажировки. И не забывайте о лекциях про профессии, экскурсии на производство и в другие места. Я была в офисе «Яндекса», Mail.ru, газеты «Вечерняя Москва», мне понравилось. Я поняла, что хочу работать в такой развитой компании, — возможно, заниматься медиа.

Шаг 3. Ищи дело, а не деньги

Вы никогда не думали о том, почему люди добиваются успеха? Почему становятся популярными? Потому что всё спланировано? Проплачено? Нет!

Возьмём для примера Джоан Роулинг. Думаете, она изначально всё просчитала? «Так, Оксфорд окончила, замуж вышла, дочь родила, развелась, социальное пособие получила, книгу написала, всё сделала, значит, сейчас на меня посыпятся деньги». Конечно, ничего подобного с писательницей не происходило. Она писала эту книгу не для заработка, а для своей дочери, и когда отнесла рукопись в типографию, там согласились ее опубликовать только на седьмой раз.

Суть в том, что большинство людей приравнивает работу к деньгам, и это гигантское заблуждение. Деньги — это только способ достижения цели, просто визуализация. Многие думают, что эти бумажки делают тебя счастливым. Но счастье приносят не они, а процесс, за который ты их получаешь. Этому есть огромное число подтверждений, как научных, так и наглядных. Один я уже привела, а научный — индекс счастья. Да, есть исследования, подтверждающие это, где дворник счастлив так же, как бизнесмен, несмотря на заработок.

Не выбирайте профессию по зарплате, не смотрите, что делают массы, занимайтесь тем, что нравится

Не бойтесь, что ваша профессия вымрет. Кем бы вы ни были, вы будете кому-то нужны, работа найдётся! Ведь чем больше вы будете вкладывать душу в дело, тем более востребованным будете. А деньги придут сами — так же, как и успех.

Будущее за людьми, которые в любой работе могут быть творческими. Сегодня они работают в офисе, завтра выступают на сцене, а послезавтра могут всё это бросить и начать свой стартап. Недавно мне посчастливилось познакомиться с танцорами, которые живут своим делом. Это люди разных возрастов, с разными взглядами на жизнь, но объединяет их любовь к биту и движению — танцам. Кто-то, будучи взрослым семейным человеком, не имеет высшего образования, но зарабатывает на жизнь любимым делом. Кто-то выбрал путь преподавания, где ты отдаёшь часть себя ученикам. В любом случае каждый делает то, что по-настоящему любит, а деньги не становятся самоцелью.

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

  • не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
    Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»
    Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
    Второй фактор – «Могу»
    Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
    Третий фактор – «Надо»
    Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Самостоятельный выбор

Самый главный вопрос, как именно ребенок должен сделать профессиональный выбор – самостоятельно или под давлением родителей. Последнее может быть как жестким: «Сделаешь так, как я сказал!», так и мягким – в виде советов или рекомендаций, но в любом случае оно подразумевает навязывание взрослыми своей точки зрения. Можно много говорить о том, что решение ребенка должно быть свободным и самостоятельным, но они, скорее всего, останутся без внимания – мы, родители, всегда лучше знаем, что будет лучше для нашего ребенка. Однако нам далеко не все равно, как сложатся наши с ними отношения лет через десять-пянадцать, и вряд ли мы хотим, чтобы они обвиняли нас в том, что мы заставили их выбрать профессию, которая им не нравится. Во избежание таких неприятных последствий стоит дать ребенку свободу выбора – даже если он ошибется, ему некого будет винить кроме самого себя.

Читайте также: Дисграфия у ребенка: почему путаются и пропадают буквы

Чем могут помочь родители

Так что же, родителям сидеть и спокойно смотреть на то, как их ребенок мечется из стороны в сторону, не зная, какую профессию предпочесть? Разумеется, нет – кое-что родители все-таки могут сделать. И – дать совет.

Во-первых, узнать, какие профессии будут востребованы к тому времени, когда сын или дочь окончит учебное заведение. Причем именно востребованы, а не модны или престижны, поскольку молодые люди часто выбирают профессию, которой грезят его сверстники, а впоследствии сидят без работы и, соответственно, без денег.

Во-вторых, объяснить ребенку, что любимый предмет, который он изучает в школе, и профессия, которую он собирается выбрать, не одно и то же. Так, если ему нравится проводить химические опыты в школьной лаборатории, не факт, что такое же удовольствие он получит от работы на химическом предприятии.

В-третьих, не повторяйте ошибку большинства родителей – если ребенок не определился со своим выбором, не заставляйте его поступать сразу же после школы хоть куда, лишь бы только не пропал год или два. И уж тем более не стоит, подобно многим родителям, убеждать своего сына или дочь: «Сначала получи высшее образование, а потом делай что хочешь!» Опыт подсказывает, что только незначительный процент окончивших вуз молодых людей идет получать профессию, о которой мечтал.

Читайте также: Каким детям будет трудно учиться в школе

Что наша профессия? Игра!

Ну и, конечно же, во власти родителей – помочь своему ребенку узнать максимум о возможной профессии, что называется, изнутри. Чем меньше ребенок, тем более серьезную роль в его профориентации приобретает игра. Дети играют с самого раннего возраста, репетируя преимущественно гендерные роли, которые им предстоит играть в будущем: мальчики предпочитают машинки и войнушку, девочки – дочки-матери. Игры в профессии случаются реже и ограничиваются врачом и учителем, на большее их фантазии и знаний о той или иной работе не хватает. Именно такой – игровой – составляющей не хватает в современной системе профориентации: все-таки теория – это хорошо, а в сочетании с практикой – гораздо лучше. Если ребенок самостоятельно сделает то, что предполагает та или иная работа, это позволит ему выбирать ее, руководствуясь не иллюзиями, а собственным опытом. К тому же такая практика даст ребенку возможность оценить плоды своего труда и сделать вывод, устраивают они его или нет. Чем больше будет таких опытов у ребенка, тем вероятнее, что он выберет дело по душе, а не по моде, советам друзей или наущению взрослых.

Читайте также: Как научить ребенка учиться

Хорошо забытое старое?

Возможно, кто-то возразит, что в такой форме выбора профессии нет ничего нового – нечто подобное практиковалось в советских школах и называлось уроками профессиональной ориентации. Однако это не совсем так: в то время старшеклассникам для освоения предлагалось несколько профессий на выбор, были они не самыми престижными, изучить их требовалось максимально глубоко, а в результате освоения выдавались свидетельства о том, что человек, прослушавший курс, посетивший практические занятия и сдавший экзамен, может работать водителем или швеей.

Новая – современная – методика профессиональной ориентации ничего подобного не предполагает, зато перечень профессий, с которым ребенок, пусть и более поверхностно, может познакомиться, гораздо шире. Если вы не найдете учебное заведение, в котором проводят такие занятия, вполне можете организовать их самостоятельно – благо, недостатка в соответствующих играх в магазинах не наблюдается. К тому же сейчас можно найти людей, которые проводят частные мастер-классы, а также попасть на экскурсии на самые разные предприятия.

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

Александра Волошина

  • как выбрать профессию
  • свобода выбора
  • подросток и профессия
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • подросток
  • помочь ребенку
Как помочь ребенку выбрать профессию?

Решать вопросы выбора профессии нынешним школьникам приходится очень рано. Уже после 9 класса нужно определиться, продолжить обучение в школе или идти получать профессию в колледж (училище, техникум). Да и старшие классы во многих школах уже специализированы.

Вопрос выбора профессии, тем не менее, очень непростой.

Нужно учесть все факторы:
— способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
— склонности и интересы;
— требования различных профессий к личности;
— востребованность профессий на рынке труда;
— возможности получения образования по данной профессии (в том числе материальные возможности семьи).

Только на стыке всех этих факторов можно сделать осознанный и правильный выбор.

Очень важно, чтобы этот выбор был личным выбором ребенка. Только тогда, каким бы он ни был, ребенок будет нести за него ответственность.

Чем же могут помочь родители?

1.Информация

Родители как взрослые люди обладают опытом профессиональной деятельности и объективной информацией о многих профессиях, состоянии рынка труда. Кроме того, вы можете помочь ребенку с поисками интересующей его информации — книги, поиск в интернете, знакомство подростка с представителями интересующих его профессий, поиск хороших тестов для профориентации и специалистов-профконсультантов.

2.»Профессиональные пробы»

Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено и рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

3.Обсуждение

Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.

Если ваш ребенок никак не может определиться, будет полезна помощь психолога-профконсультанта. Специальные тесты, профориентационные игры, консультации — все это может помочь сделать правильный выбор!

Евгения Лепешова, психолог

Выбор профессии имеет крайне важное значение в жизни каждого человека, поскольку взрослый человек треть жизни проводит в работе. И, согласитесь, такое количество времени заниматься нелюбимым делом было бы очень печально. Профессия, это, во-первых, серьёзный выбор в жизни человека. И, поскольку современный мир меняется каждый день, возникает всё больше новых профессий, ребёнку самому становится трудно разобраться с этим потоком информации, рекламы, профориентаций. Участие родителей в помощи при определении направления профессиональной деятельности становится очень важным.

В этой статье Вы узнаете на что обратить внимание при выборе профессии, как разобраться с интересами ребёнка для дальнейшей профессии, как научить ребёнка делать выбор.

Важность помощи родителей в выборе профессии для ребёнка.

Помощь ребёнку в выборе профессииУчастие родителей в помощи при выборе профессии неоспоримо, ведь кто как не они всесторонне знают своего ребёнка.

Различные опросы подростков показывают, что советы родителей имеют большее значение в выборе профессии чем другие факторы. И, если Вы реально хотите помочь, то доверительные отношения нужно выстраивать с раннего детства. А именно как можно раньше начать работать с ребёнком для определения его склонности к каким-либо профессиям, постоянно предлагая ему новые виды деятельности для определения его интересов. И здесь, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно как можно раньше объяснить, что в будущем ему предстоит сделать выбор профессии, и для этого нужно подготовиться.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае?

В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Определение склонности к определённым профессиям

Давайте разберёмся как же можно помочь сделать правильный выбор. Уже с раннего возраста можно начать определять таланты ребёнка постоянно предлагая ему что-нибудь новое. Чем больше Вы будете с ним заниматься, тем выше будет вероятность раскрытия склонности к какой-то конкретной профессии, ну или хотя бы Вы будете знать в каком направлении двигаться.

Проводите беседы с ребёнком на тему будущей специальности и сферы профессиональной деятельности, при этом важно узнать не только какую профессию хочет ребёнок, но и почему. Как уже упоминали выше, на желание кем-то быть большое влияние оказывают внешние факторы, которые пропагандируют: престиж работы, известность, финансовое благополучие, современность профессии и даже ее название.

Работая в крупном российском университете и проводя профориентационную работу мне часто приходилось слышать даже не от школьников, а уже от абитуриентов что они хотят учиться по специальности «Биотехнология». И на вопрос о том, знают ли они чем будут заниматься или хотя бы где можно работать по этой профессии отвечали – нет, просто НРАВИТСЯ НАЗВАНИЕ. И в этой ситуации явно прослеживается неучастие родителей в выборе ребёнка и влияние внешних обстоятельств.

Уже в раннем детстве можно определить склад ума ребёнка. Гуманитарный, если он начал рано начал говорить, читать, его речь богата интересными выражениями; плохо решает логические задачки для малышей его возраста; предпочитает сюжетно-ролевые игры; очень эмоциональный; придумывает свои рассказы, фантазирует; в школе более успешен на уроках литературы и родного языка, чем на алгебре и геометрии. Технический, если есть тяга к какой-либо технике; задаёт много вопросов о том, как и что работает; любит конструкторы; разбирать игрушки; легко решает различные задачки, любит точность, начинает интересоваться компьютерными программами (их устройством). Конечно же это не истина в последней инстанции и большой любитель поэзии вполне может стать успешным программистом, но часть будущих профессиональных «звоночков» увидеть вполне можно.

Помощь ребёнку с выбором профессииТакже можно определить и тип мышления. Творческий – стремится выражать свои чувства через рисование; отлично разбирается в цветах и оттенках; интересуется музыкой, имеет хорошо развитый слух; предпочитает музей кинотеатру; внимателен к деталям. Научный – любит животных, не только играть с ними, но и ухаживать; изучает окружающий его мир, ставит различные эксперименты; любит программы телеканала Discovery и ему подобных.

Теперь, сопоставив интересы и способности ребёнка, нужно изучить подходящие профессии и приступить к развитию различных навыков для её успешного освоения. Например, если есть интерес к музыке, то предложить занятия вокалом или класс по какому-либо инструменту; если ребёнок с техническим складом ума, то его можно отвести на кружки робототехники, электро-конструирования, технического моделирования и так далее. Существуют мнение, что технические кружки больше подходят мальчикам, но на самом деле девочки тоже проявляют достаточный интерес к такому виду деятельности, поэтому не стоит выбирать секции для детей только по полу, здесь всё-таки лучше учитывать истинный интерес ребёнка.

По мере взросления ребёнка его предпочтения могут меняться – это нормально, и даже хорошо. Чем больше он попробует различных видов деятельности, вероятность того, что в итоге более точно определится с выбором — повышается. Кроме этого развитие различных навыков поможет ребёнку в будущем, если он решит поменять профессию, да и просто жить многосторонне развитой личностью намного интереснее.

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.