Как помочь умершему?

ставить свечу в церкви

После наступления физической смерти душа проводит 72 часа вблизи привычных мест. С 3 по 9 сутки ангелы показывают невесомой сущности рай, с 10 по 40 день — ад, после которого новопреставленный предстает на суд перед Всевышним. Близкие в молитвах просят Господа помочь умершему, даровать прощение и милость.

Как можно помочь умершему человеку обрести покой

Служители церкви призывают отказаться от украшения могилы и гроба. Бренное тело не ощутит и не оценит материальную составляющую. Не стоит тратить средства на внешний лоск. В православии советуют обратить внимание на духовную составляющую, которая поможет душе усопшего. Каждое благое начинание повышает шансы умершего получить Божью милость. Деньги и пищу раздают неимущим, помогают храмам. При наступлении физической смерти родственники приглашают священника. Он читает «Молитву на исход души». Не имеет значения, где человек перешел в другой мир – дома или в больничной палате.

Вопросы возникают в тех случаях, когда умерший не был крещен при жизни. Христианство говорит о том, что любовь Бога не знает границ. Всевышний не делит людей и готов помочь каждому. Ошибочно полагать, что некрещеный проклят или иным образом наказан. Слово Божье говорит, что подобную ситуацию решают однозначно. Родственники читают прошение перед образом Господа. Церемония, проведенная дома, ничем не отличается от церковной. Искренняя молитва поможет душе найти путь в царство господа.

Служители церкви проводят обряд только над крещеными умершими.
ставить свечу читать псалтырь молиться отпевание усопшего

Что можно заказать в церкви

В память о том, кто ушел в иной мир, заказывают прошение, которое поможет душе обрести покой. Каждую молитву читают в отведенное время.

Молитва Описание Примечание
«О исходе души» Как только сердце человека остановилось, священный текст произносят над покойным. Умерший, который только расстался с телом, нуждается в поддержке.
Псалтырь Поможет энергетической сущности осознать то, что с ней случилось. Продолжают действо как можно дольше. Желательно до момента погребения.
Отпевание Проводят перед тем, как тело отправят в последний путь на кладбище. Разрешено отпеть непосредственно на территории некрополя или в церкви. Заочная молитва проходит, когда тело умершего нельзя доставить в церковь.
Панихида Ее смысл – выражение скорби и просьба помочь усопшему. Бога молят даровать прощение умершему и избавление от грехов. Новопреставленный получит снисхождение во время суда.
Божественная литургия Накануне дня проведения церемонии родственники подают записку об упокоении усопшего. В ней перечислены имена крещенных православных. Поможет душе умершего найти путь в загробном мире. В некоторых Священных Писаниях указано, что прошение во время литургии обладает большой силой.
Сорокоуст Христианская вера предписывает проведение обряда в течение 40 дней с момента смерти. Регулярная молитва поможет энергетической сущности. В некоторых храмах сорокоусты об умерших заказывают на 6, 12 месяцев. Реже заказывают их на «вечность».

В отдельную категорию выделяют прошения для умерших, проводимые в особые дни. Распорядок проведения молитв:

  • 3-й день;
  • 9-е сутки;
  • 40-й день разлучения души с телом.

Пропускать все три молитвы нельзя, иначе мытарство энергетической сущности будет вечным. Чтобы помочь покойному, родственники заказывают церемонию в храме и читают священные тексты дома. Близкие в силах успокоить душу умершего путем заказа литургии в церкви. Для спасения новопреставленного читают «Омый, Господи, грехи». Молиться следует в течение первых сорока дней с момента смерти.

expert

Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Пока почивший скитается между раем и адом, ей помогают обрести спасение в царстве Божьем. Христиане верят, что энергетическая сущность слышит и ощущает искренние просьбы к Господу помочь и простить грехи. Чем больше в них добрых побуждений, тем лучше себя чувствует ушедший в другой мир умерший родственник.

Отдельно служители церкви оговаривают процедуру отпевания покойного. Ошибочно полагать, что ее проводят строго для одного умершего. Православие не видит ничего странного или предосудительного, если священник проведет отпевание нескольких почивших.

Коллективная молитва собравшихся более насыщена положительной энергетикой и может помочь новопреставленным.

Душа обретет покой, если отпевание провели полностью. Официальная церковь выступает против сокращенных форм обрядов. Вторая обязательная деталь – помимо панихиды, родственники заказывают сорокоуст, чтобы помочь. В течение 40 дней умершего поминают в церкви.

Если в храме, в котором провели отпевание, не проводят ежедневных служб, родственники принимают необходимые меры. Задача членов семьи – обратиться в церковь, служители которой проводят службы ежедневно. Помочь душе умершего попасть в рай – значит в течение 4 десятков дней проводить молитву. Начинают ее в тот день, когда человек покинул мир живых. Первые 3 суток душа находится рядом с телом, где ей легче обретать покой.

молитва за упокой молитва за самоубийцу молитва ефрема сирина

Какие молитвы необходимо читать дома

Помочь в домашних условиях умершему проще, нежели в церкви. Родственники молятся за самоубийц и не крещенных. Второе преимущество домашних прошений – больший выбор форм обращения к Богу. В христианстве существ перечень молитв, разрешенных для использования:

  1. «Господи и Владыка живота моего» – дети читают ее в течение 40 дней с момента кончины родителей. В ней живые перечисляют имена покойных. Искреннее обращение поможет даровать умершим покой.
  2. На третий, девятый и сороковой день читают поминовение. Оно защитит почившего от злых сил, простить прегрешения.

Во время чтения молитвы в помещении обязательно должна стоять емкость со святой водой.

Можно ли помочь душе самоубийцы попасть в рай

Суицидник лишен права быть отпетым в храме и похороненным на территории некрополя. Единственное исключение делают для умершего, который свел счеты с жизнью в силу психического расстройства. Если погибший отдавал себе отчет в своих действиях, он лишен Божьей милости. Родственники могут помочь самоубийце домашними молитвами.

Священное Писание гласит, что каждое животное, птица и человек пришли в мир для того, чтобы нести свой крест. Умерший, добровольно отказавшийся от данной ему ноши, будет отправлен в ад.

Живые должны знать, как помочь мятежной душе обрести покой и получить прощение. Единственное условие – искренняя молитва дома и в церкви. Священнослужитель расскажет, что нужно сделать, чтобы умерший обрел покой. Душа почувствует любовь живущих, если находить силы обратиться к Богу. Господа просят даровать покойному милость и место в раю. В течение первых 40 дней после кончины молитвы обладают наибольшей силой. Поможет каждое прочтение священного текста. Энергетической сущности нужны силы для преодоления мытарств. На 41-й день Господь принимает окончательное решение. Почившего определят в ад или рай.

Святитель Иоанн Максимович

Святитель Иоанн Максимович

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече…

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.

Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны.

Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах. – «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на литургии сильнее моих молитв».

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых».

Поминовение усопших

Поминовение усопших

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Святитель Иоанн (Максимович)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Живые и оставшиеся на (земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Как святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им: так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего.

Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше пред Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему. Молитвы за умерших – во всяком случае – полезны самим молящимся, по слову Псалмопевца: «И молитва моя в недро мне возвратится» (Пс. 34, 13); и Спасителя: «Мир ваш к вам возратится» (Мф. 10, 13).

Ах, Господи! Зачем Ты, облекши нас правом и властью апостолов пасти овец Твоих, совершать таинства, проповедовать им слово Твое, творить дела, яже Сам творил, не дал нам силы исцелить эту рабу Твою, когда она была больна, или воскресить ее, когда она уже умерла.

По нашим земным понятиям и соображениям, она так нужна бы еще была для ее супруга, коему была самым лучшим другом и помощником; для своих детей, как птенцов, сладко покоившихся под крылом ее; для своих родных, нежно любивших ее, для друзей и знакомых и, может быть, еще – Бог знает для кого. «Господи! – говорили Спасителю сестры Лазаревы, – если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11, 21, 32).

Зачем и с нами нет Господа? Если бы был Он здесь, тогда, верно, не умерла бы сия раба Божия. Но, видно, чудеса в таком обилии, как очевидные доказательства всемогущества Того, Чьим именем или Кем они совершались, были нужны только в начале – при первом распространении нашей святой веры, так как и действительно они нужны только для неверующих или для утверждения слабых в вере. Теперь только некоторые из чудес совершаются святыми Божиими. Да, не ныне и не нам грешным, делать такие чудеса.

Но они и не нужны. Довольно для нас и того величайшего чуда, которое однажды навсегда совершено Сыном Божиим. Мы разумеем чудо воплощения Бога Слова, Его страданий, крестной смерти за нас и воскресения из мертвых. Грех нам было бы желать еще чудес: только «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12, 39). Это чудо превышает собою и должно заменить для нас все чудеса. Оно пролило на тленный мир наш неисчерпаемые токи жизни и бессмертия так, что живем ли мы здесь, на земле, – мы «для Господа живем» с надеждою бессмертия; и «умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14, 8), или, что то же, мы, умирая, живы для Него: «ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Нам теперь нет надобности исцелять всяких больных, тем более воскрешать наших мертвецов; пусть грех и природа берут с людей свой оброк – тление и разрушение, пусть наши усопшие путем смерти переходят в страну бессмертия. Зачем по природе тленное тело вескрешать для вторичного мирского растления, когда оно, как зерно, легло в землю для перерождения в тело нетленное: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

Зачем душу снова обращать в её тело для здешней, суетной, скоротечной жизни? Пусть она узнает другую, не суетною, блаженную, вечную жизнь на небесах. Там всех нас ждет общий наш Спаситель, «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 34).

Поминовение усопших

Поминовение усопших

«Наше же жительство – на небесах» (Флп. 3, 20). Об этом житии на небесах, об этом Царстве Небесном, Спаситель повелел нам возвещать вам постоянно, братия. «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 7). Не будем же страшиться слишком смерти: она – проводник наш в Царство Славы.

Не станем же много скорбеть об умерших, «как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4, 13). А будем каждый в своем чине, звании и состоянии сами готовиться в страну живых, приготовляя здесь для себя запас добрых дел, для которых мы и созданы. Пусть усопшая почивает до радостного утра воскресения. Что бы она больше выжила здесь, на земле? А выжить, заслужить здесь нужно одно – Царство Небесное. Потому-то мы думаем, что Господь, не хотящий смерти грешному, «но чтобы грешник обратился… и жив был» (Иез. 33, 11), позвал её благовременно с нашей грешной земли, и покойная положена в гроб, «как укладываются снопы пшеницы в свое время» (Иов. 5, 26).

Отец Небесный упокоит её в обителях небесных, которых у Него очень много и будет с избытком достаточно для всякой добродетели человеческой. Аминь

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Учение святых отцов и учителей Церкви (о возможности спасения некоторых умерших грешников)

Святой Дионисий Ареопагит, современник апостолам, созерцатель вещей Божественных, ученик святого апостола Павла, бывший при кончине Божией Матери, в своем тайноводственном созерцании об усопших говорит: «Молитвы святых и в сей жизни, а тем более по смерти, действенны для тех, которые достойны святых молитв, то есть для верующих. Молитвы одних за других имеют свою цену и силу пред Богом».

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Святой Дионисий, божественный священноначальник и Божественного оправдания истолкователь, не стал бы просить того, что не было бы весьма благоприятно Богу и чего исполнения не было бы Им обещано; почему и не испрашивает сего для нечистых, то есть для не просвещенных (некрещеных) усопших». И в другом месте Дамаскин пишет: «Итак, божественный священноначальник испрашивает угодного Богу и того, что от Него без сомнения дано будет». Вот какое назначение молитвы за умерших: «Молитва испрашивает у Божественной благодати оставление прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении их в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, от которого удалены всякая скорбь, печаль и воздыхание; дабы Божественное могущество по благости своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой, ибо, как говорит Писание, никто же чист от скверны» (Слово Иоанна Дамаскина о почивших в вере).

Святой Афанасий Великий в своем «Слове об усопших» пишет: «Хотя бы усопший в благочестии положен был под открытым небом, не отрекись, призвав Христа Бога возжечь на гробе елей и свети: сие приятно Богу и удостаивается от Него великого воздаяния. Ибо елей и свещи суть всесожжение, а божественное и бескровное жертвоприношение — жертва очистительная; благотворение к бедным — усугубление всякого благого воздаяния. Благодатию Божиею не суетни будут усилия к достижению того, к чему мы стремимся с верою. Ибо святые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об умерших. Таковое обыкновение, благодатию человеколюбивого Бога, даже до ныне исполняется и распространяется от востоков солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих» (Послание к кн. Антиоху. Вопр. 34; и Слово о усопших святого Иоанна Дамаскина).

Святой Григорий Нисский говорит, что есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и преславном Таинстве Евхаристии совершать поминовение об усопших в правой вере. Он же, заботясь о спасении душ, повелевает в случаях смертных приобщать Святых Таинств запрещенных, то есть отлученных от них на известное время.

Святой Василий Великий молится об умерших так: «Помяни, Боже, всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя». Далее предлагает молитву о тех, коих имена иерей желает воспомянуть: «О покои и оставлении грехов души или душ (имя рек) на месте светле, откуда же отбеже печаль и воздыхание; упокой их, Боже наш, и покой их, идеже присещает свет лица Твоего» (чин литургии Василия Великого).

Святой Григорий Богослов в надгробном слове Кесарию, брату, говорит о матери своей: «Услышана весть, достойная, чтоб слышали ее все, и скорбь матери изливается в благом и святом обещании отдать сыну все его богатство, принести оное в дар погребальный». Далее говорит: «Вот чем я могу почтить память твою и иное я уже исполнил; а другое еще исполню, ежегодно совершая поминовение». Это — свидетельство великого вселенского учителя о молитве за умерших. Молитву за умерших и вообще все, что приносится Богу за усопших, называет благими и святыми дарами.

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст учил и словом, и делом молиться о перешедших в другой — новый, загробный мер. В его литургии три раза бывает молитва за них, и кроме сего, он поучал паству сей добродетели, представляя необходимость, важность и благотворность такой молитвы как для пребывающих еще на земле, так и для отшедших от сей жизни. Вот, например, некоторые места по сему предмету из его богодухновенных писаний: «Не плакать, не сокрушаться, но радоваться должно оставшимся на земле о смерти близкого их сердцу. Не плакать, но радоваться должно, будет ли усопший праведник или грешник. Ежели почивший был человек добродетельный, добрый христианин, то не плакать о нем, а радоваться, ибо перенес с любовию всю тяжесть земной жизни и перешел на вечный покой во Христе, за Которого и для Которого более или менее страдал, защищая и сохраняя правду. Ежели же усопший — грешник, то и тогда должно радоваться, а не плакать бессознательно. Радоваться, что уже не будет более расти зло, к которому почивший был склонен. Сокрушаться, плакать не о смерти его, а о грехах, которые он как человек делал. Сокрушение живых об умерших, плач о грехах их должны растворяться со стороны живых несомненною верою в Того, Кто взял на Себя грехи всего мира, а следовательно, и грехи нашего почившего грешника. Молитва, милостыня, Бескровная Жертва много помогают усопшим в улучшении их загробного состояния. Ежели молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов? Ибо Бог по молитвам одних воздает другим. Для сей-то цели и заповедано молиться друг за друга, чтобы одни исцелялись ходатайством других. Рука руку моет, и обе белы делаются. Так молитвы живых об усопших спасают и тех и других. К чему же бессознательная скорбь, когда живые могут найти у Бога милость и усопшим? (Изъяснение на 1 Кор. гл. 15, нрав. 41. Изъяснение на Деяния апостолов, гл. 9, нрав. 21). Станем молиться о разлученных с нами только одним местом, и не будут тщетны и бесполезны наши молитвы, потому что это есть одно из средств, данных нам Богом, для спасения себя и ближнего, где бы он ни был — на земле или за гробом. Ежели сказано, что тела наши суть храм живущего в нас Святаго Духа, то молитва священника и диакона, а равно и молитвы предстоящих, молитвы об усопших всей Церкви и каждого из нас — христиан — не есть ли молитва Святаго Духа о спасении усопших?» В другом месте, в толковании своем на Послание к Филиппинцам и Галатам, говорит: «Ежели язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим должен предпослать его имение, не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез сие доставить ему большую славу; и ежели умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему грехи, а ежели праведник — дабы увеличил награды и воздаяния. Постараемся, учил он свою паству, оказать отшедшим пользу и подадим им возможную помощь». Пользу и помощь отшедшим доставляют наши о них молитвы, милостыня и Бескровная Жертва. Не может быть напрасна молитва об усопших! Ученики Господа не узаконили бы священнику при Страшных Тайнах молиться об усопших в вере, ежели бы не знали, сколь благотворно сия молитва действует на состояние умерших грешных. Святой Иоанн Златоустый свое учение о возможности доставить спасение усопшим грешникам, испросить им у Бога прощение грехов основывает на средствах, установленных Духом Святым. Не напрасны все эти средства: молитва, милостыня, приношения. При посредстве их мы доставляем друг другу пользу, а следовательно, и спасение. В другом же месте он утвердительно говорит: «Я ручаюсь за успех всех этих средств».

От нас, следовательно, зависит улучшение загробного состояния грешников. Златоустый, объясняя слова Иисуса Христа, сказанные Марфе, сестре умершего Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), пишет в своем толковании на сии слова (беседа 62): ‘Так как Спаситель есть Податель жизни и всех благ, то от Него должно просить и улучшения загробной участи почивших. Он как Бог кого хочет — живит».

Ориген, на Книгу Иова, пишет так: «Мы творим память святых родителей наших, или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания».

Языческий ритор Арновий, оглашенный Церковию, но еще не крестившийся, в четвертой своей книге против язычников пишет: «Чем заслужили собрания наши, что вы их разрушаете? В них молятся верховному Богу, просят у Него мира всем, помилования правителям, войскам, царям, друзьям, врагам, живущим и мертвым».

Святой Иоанн Дамаскин, собравший свидетельства всех предшествовавших ему отцов и учителей Церкви, делает такое заключение: ‘Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины и не без пользы установили при Страшных, Пречистых и Животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа Бога нашего содержит твердо и беспрекословно с того времени даже до ныне и до кончины мира содержать будет; ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и содержит ненарушимо все полезное, благоугодное и спасительное» (его Слово о усопших).

«Ныне, — пишет в другом месте сей богодухновенный учитель Церкви, — до Страшного суда Господня есть время помогать друг другу во всем и в спасении. Богу, любящему создание Свое, очень приятно, когда мы заботимся о спасении своем и о спасении ближних, когда мы благотворим и живым и мертвым». Итак, будем жить для Бога и для наших ближних, не только видимо пребывающих с нами, но и жить для перешедших в загробный мир, но не разлученных с нами духом. Соединенные Самим Богом и живущие в Боге никогда не разлучаются. Не для того Бог соединяет, чтобы разлучать. Жизнь живых, приятная Богу, доставит спасение и умершим несовершенным. Средства, указанные Святым Духом и употребляемые нами в память умерших, не напрасны, а помогут им освободиться от адских мук. «Как благоуханное миро, когда им помазуется больной, делает причастником благоухания и помазующего, и помазуемого, — пишет святой Дамаскин, — так точно и благотворения живых за умерших спасают и тех и других. Будучи благим, Бог спасет Свое создание, спасет дело рук Своих, спасет богатого и бедного, спасет ученого и не ученого, спасет господ и рабов, лишь бы только не отвертись веры во Иисуса Христа.»

Тертуллиан в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались».

Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский, живший в Ш веке, повторяет, напоминает своей пастве правило святых Отцов, прежде его живших. «Никто, умирая, не должен назначать попечителем своего имения священника как человека, обязанного исключительно служить Богу. Нарушивший сие правило лишается молитв и жертв по исходе души из сей жизни за отвлечение от алтаря священников и слуг Божиих». Следовательно, ежели в этом случае не бывает молитв об усопших, значит, они совершались и совершаются за умерших, не нарушивших сего правила (Камень веры. О Благом преставлении, ч. 1, гл. 3).

Евсевий пишет: ‘Весь народ вместе со священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя и этим исполнил желание боголюбезного» (О Жизни блаженного царя Константина, кн. 4, гл. 71).

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в пятом тайноводственном поучении пишет: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся об умерших святых отцах и епископах; наконец о всех между нами скончавшихся, крепко веря тому, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва Святой и Страшной Жертвы, на алтаре предложенной» (Поучение Тайноводственное, ч. 4, гл. 9).

Об употреблении молитвы за умерших свидетельствуют святые Амвросий Медиоланский и блаженный Августин. Первый молился и просил прощения грехов усопшему императору Феодосию, второй же в речи о благочестии и любви говорит: «Внемлите, братия! Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим, внимая тому, что Иуда Маккавей сотворил; он сказал: святая есть мысль творить моления за умерших, да от греха очистятся. Ибо Иуда знал, что никто не мог хвалиться чистым сердцем, размысливши, что и звезды не были чисты пред Богом. Ниспали ангелы с неба, не были чисты звезды, и тот младенец не без греха, которого жизнь на земле продолжается один день. Что убо скажем о себе? Ужели можем хвалиться чистым сердцем? Да не будет! Поелику все мы грешники, во грехах зачаты и рождены все и жизнь греховную ведем и во грехах, может быть, простительных умираем. Итак, всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие. Хотя плоть нашу жестоко измождим постами и воздержанием, хотя все и бедствия из любви ко Христу перенесем равнодушно, при всем том недостойны страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. Итак, нужно нам милосердие, поелику нашими заслугами вечной жизни стяжать не можем. Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Буде сам к ближнему таковым. Итак, молись за умерших, чтоб и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе».

Неужели могли делать неверные заключения те, которые ходили во время священнослужения по воздуху, что было с Василием Великим, которые воскрешали мертвых, которые врачевали все болезни душевные и телесные, которые, одним словом, делали чудеса? Они молились за умерших, и сами, отходя от сей жизни, делали завещание молиться о них. Так, святой Ефрем Сирин, всю жизнь проведший в покаянии и слезах и нам показавший пример приготовления к смерти, в своем предсмертном завещании просил молитв и поминовения по исходе души от тела, почитая несомненным, что священники Сына Божия святыми жертвами и молитвами уст своих могут очищать грехи умерших. Умирая, он просил своих учеников совершать о нем поминовение в продолжение сорока дней. Свое завещание заключил сими словами: «Благодействуются бо мертвии в приношениях воспоминания от живых святых и в памятех своих приношения чувствуют. Вас, братия моя возлюбленная, и весь церковный сонм слезно заклинаю разлучившим меня с вами Богом, когда стоите на молитве, поминайте и меня с собою. Прошу возлюбленных моих, заклинаю знающих меня: помолитеся обо мне с таким же сокрушением, с каким заклинаю вас» (На прощание умирающего иерея с паствою. Творения святых отцов, т. 18, с. 23-24). В другом месте он же пишет: «Нет пользы усопшему ни в слезах, ни в скорбях, ни в воплях наружных; ему сопутствуют дела его, деяния его сопровождают его, и только молитвы и милостыни идут с ним и сопровождают его».

Так и молитесь, молитесь и рано и поздно, и днем и ночью, и воздыхание ваше ни одно от Господа не утаится.

По уверению святого Епифания, ничто столько не полезно для умерших, как воспоминание о них в молитвах.

Святой Димитрий Ростовский в подкрепление нашей надежды доставить спасение умершим грешникам так пишет: «О упокоении душ блаженной памяти преставлыпихся рабов Божиих молитвы наши совершая, имеем надежду несомненну, яко принесенная за души их жертва, излиянная кровь и вода от ребер Христовых, во святом потире совершаемая, окропляет и очищает их, о них же приносится и о них же изливается. И аще Кровь Христова — единою древле на кресте излиянная, всего мира грехи омыла есть: ныне таяжде, а не иная, не имать ли наши грехи очистить; аще тогда Кровь Христова многие бесчисленные души искупила есть от работы вражия: ныне таяжде, а не иная, не имать ли о них поминаемых душ искупить. Аще тогда страдание Христово столь многие оправда: тожде ныне Христово страдание, Божественные жертвы совершением воспоминаемое, не имать ли и нами поминаемые оправдати. Веруем несомненно силе Крови Христовой, с водою от ребр Его истекшей, яко очищает, искупует и оправдает рабов Своих» (Слово в субботу 4 недели Великого поста, ч. 1). И в другом месте сей святитель пишет: «Поминовение ходатайствует почившему прощение грехов, упокоение со святыми и превожделенное лицезрение Бога» (Слово на погребение Т. Юшкова, ч. 5, с. 114). Святой Димитрий Ростовский апостольское слово «поминайте наставников ваших» прямо относит к молитве за умерших наставников; и сам пишет, что первые наставники человека — его умершие родители, о которых и повелевает молиться непременно: «Поминайте наставники ваши, отца и матерь, тии бо в начале наставниками бывают человеку от юности его; такожде и иже по духу наставники, иже глаголаша вам слово Божие» (ч. 2 Слова в субботу 4 недели Великого поста).

Заключаем из всего сказанного, что все святые учили и словом, и делом молиться о перешедших в вечную жизнь. Учили и, разумеется, как избранные сосуды Святаго Духа, не могли ошибаться в законности, необходимости и пользе молитв за отшедших от земной жизни. Православная Христова Церковь на земле с самого ее начала и до конца молилась и будет молиться о своих членах, за гробом находящихся. Она учила не только молиться о них, но от имени их, или вместо них, или просто за них делать благотворения тем людям, которых Господь признает своими меньшими братьями и нашу благотворительность принимает на Себя: «Мне сотвористе»! Молитва, милостыня, приношение Бескровной Жертвы суть средства, изменяющие загробное состояние наших отцов, братии и вообще всех близких нашему сердцу.

Все исчисленные средства как установленные Самим Богом, которым учили и о которых писали все святые отцы и учители Церкви, могут изменить на лучшее загробное состояние умерших христиан; и потому блаженны те мертвые, о которых на земле существует добрая память, выражающаяся в молитвах и вообще во всех делах благочестия живых; окаянные же те из умерших, по слову пророка, о которых на земле не творится память, со смертию которых прекращается и память о них.

КАК ПОМОЧЬ УМЕРШИМ?

Что делать, когда теряешь близких

Таинственный смысл заупокойных обрядов

Как относиться к суевериям?

Что душа чувствует и видит в ином мире

Молитвы об усопших

Рекомендованно к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-305-0392

Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Все права авторов защищены.

Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Интернет-сайт издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» www.novm.ru

Издательство «Новая мысль» выражает благодарность издательству «Ермей» и Михаилу Ивановичу Проскунову за предоставление изображения иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», которое было использовано в оформлении обложки.

Предисловие

Что чувствуем мы, когда стоим у могилы при виде гроба, какие мысли нас посещают в этот момент? Не секрет, что большинство ощущают страх перед смертью, страх перед тайной…

С таким настроением живут, к сожалению, большинство людей. Однако чувство при виде смерти не должно быть страхом, а только трепетом перед концом земного бытия и предстоящим ответом пред Господом Вседержителем. Именно трепетом, поскольку все мы лишь пришельцы, т. е. присутствуем в этом мире временно. И потому памятование о том, что Господь-Спаситель, по Своей Милости, привел нас к бытию, является важнейшим моментом нашего жизненного делания. Только Бог призывает нас в Небесное Отечество к столь желаемым Вечным Блаженствам. Смерть – это встреча со Христом. Какой будет эта встреча, зависит от нас. Как жили, так и умираем; сообразно житию, наше пребывание в Вечности: с Богом или в осуждении.

И вот, человек отошел в Вечность… Теперь только мы, живущие, можем облегчить участь покойного. Это будет весьма востребованная помощь…

Что же должно делать для души усопшего? Посещать кладбище, ухаживать за могилой, ставить свечи за упокой? Все это весьма благочестиво, однако наш первейший долг – молитва, и обязательно молитва церковная, соборная, в которой на первом месте вера: для Бога все живы. Стало быть, наше отношение к умершим должно быть как к живым, поскольку они действительно живы.

Утрата ближнего всегда тяжела… Безвестность, отсутствие общения заставляют нас скорбеть еще более. Восполнить прерванное общение возможно молитвой. Однако не следует относиться к молитвенному общению слишком наивно, полагая, что за молитвой может последовать, например, явление умершего. Это совершенно ложное представление. Молитва устремлена к Богу, а следовательно, истинный ответ может быть только от Него. И если, как мы знаем из Священного Писания, осужденные на мучения не сообщаются с наследниками «лона Авраамова», то как же Господь «отпустит на свидание» кого-либо из призванных в Вечность?

Не ища таких чувственных явлений, мы обязаны молить Господа о лучшей участи души покойного. Однако, будучи членами Православной Церкви, мы не можем молиться за тех, кто отверг Бога и Церковь: умер в безверии (атеизме) или самовольно ушел из жизни; по слову священномученика Киприана, «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Тот, кто не готовился к встрече со Христом, не может надеяться на помощь христианской молитвы, которая ведет к смертному часу всю нашу христианскую жизнь. Подготовление к Вечности – дело всей христианской жизни. Вера во всеобщее Воскресение и в наследие вечного блаженства Богообщения всегда поможет преодолеть искушения и достичь «непостыдной» кончины.

Диакон Сергий Зверев

Глава 1Когда теряешь близких

У каждого из нас есть умершие родственники, супруги, друзья и просто хорошие знакомые. И мы помним о них, и иногда они приходят к нам во сне или еще как-то напоминают о себе. Что же нам делать в такой ситуации? Можем ли мы что-нибудь сделать для них?

Многие из нас посещают могилы умерших близких, ухаживают за могилами, заказывают для них надгробные памятники. Те, кто может, стремятся установить памятники дорогие. Так мы стараемся успокоить нашу совесть. Но важно ли это для самих умерших? Этого ли они хотели от нас?

Если мы не веруем в Бога, то мы мало что можем сделать для мертвых. Ведь для неверующего жизнь прекращается с наступлением смерти, мертвое тело распадается, а душа, если она есть, исчезает. Тогда умершим не все ли равно, как мы ухаживаем за их могилами? Неверующие говорят, что в душах живых сохраняется память об умерших, умершие как бы продолжают жить в своем потомстве. Но это мало утешает. Все равно отсутствует главное – сохранность уникальной личности умершего; личность мертвого исчезает вместе со смертью тела.

Ну, а если все не так? Если личность умершего сохраняется, и она находится в загробном мире; что тогда? Если этот загробный мир неутешителен для нее по неверию и по ее грехам? Можем ли мы допустить и представить, что душа любимого нами при жизни человека сейчас мучается в аду? И муки эти тяжки и невыносимы. Не потому ли порой беспокоится наша совесть, и мы вспоминаем дорогих нам мертвецов? Не любовь ли наша к ним требует от нас некоторых действий?

Христианская любовь живет всегда, в том числе любовь к умершим, а умершие не мертвы, но живы, и сами способны любить нас. Ибо душа человека бессмертна. Но эта душа после смерти тела Богом направляется в рай или в ад. Малое количество праведников направляются в рай для радости общения с Всевышним; многие же по грехам своим попадают в ад. И в аду душа мучается за свои грехи. Вот почему даже у неверующих бывают мучения совести об их нерадении о своих близких умерших. Ибо голос совести – это голос Бога в нашей душе, даже если мы не веруем в Бога.

В. Ю. Скосарь

О том, почему мы не знаем день нашей смерти

Смерть – вот последний и неизбежный предел для каждого человека, живущего на земле! Что мы ни делаем, куда ни стремимся – все ближе стремимся к гробу, все ближе подходим к смерти. Мы постепенно умираем. Каждая минута уносит часть нашего бытия. Ослабевающие наши телесные силы с каждым днем возвещают нам, что вся наша жизнь есть постепенное и непрерывное умирание. Пища, сон, труды и отдых, по-видимому, удаляют смерть; а смерть между тем с минуты на минуту к нам приближается. Мы видим: вокруг нас умирают люди один за другим, роды людей приходят, поколения меняются на земле. Наши предки призывают нас к могиле, а потомки теснят нас к ней. Неутомимая смерть носится над главами всех людей и острою косой своей посекает то одну, то другую. Она проникает и в царские чертоги, окруженные стражей, украшенные всевозможной пышностью так же, как и в убогую хижину бедняка, лежащего на гноище. Смерть не разбирает ни состояния, ни возраста. И крепкий муж, и дряхлый старик, и сильный юноша, и слабый младенец – все делаются жертвою смерти. Кто из людей жил – и не видел смерти? Такова всеобщность смерти телесной!

Но сколько нам известна всеобщность и неизбежность смерти, столько же мы не знаем времени нашей смерти, – не знаем, когда умрем. Нам совершенно неизвестно, в какое время и в каком состоянии нам придется умереть. Виновник нашего бытия число дней наших положил в Своей власти, и по Своей премудрости и благости не благоволил открыть нам этого. И это потому, что, если бы мы знали день и час своей смерти, мы злоупотребили бы этим: зная, что долго проживем, мы сделались бы нерадивыми рабами в отношении нашего спасения, а зная, что скоро умрем, пришли бы в крайнее отчаяние, пагубное для души нашей. Неизвестностью же смерти Бог внушает нам благоразумную заботливость – быть всегда готовыми к смерти.

Не будем говорить, откуда и как последовала смерть: история падения Адама, преслушавшего заповедь Божию, хорошо известна всем. Мы знаем также, что одним человеком грех вошел в мир, и с грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Скажем только о том, что ныне той страшной смерти, которой Бог угрожал Адаму до падения, для истинно верующих во Христа нет; ибо держава смерти разрушена смертью Христовой. Ныне смерть для христианина то же, что сон, от которого утомившийся встает бодрее и здоровее. Ныне смерть для христианина есть переход в недра блаженного бессмертия; а потому она для истинного христианина, свято исполняющего закон Своего Спасителя, не страшна. Только смерть грешников, не приносящих плодов истинного покаяния и таким образом не усваивающих себе заслуги Христовы, – смерть грешников страшна и люта.

Братья христиане! Вы видели, что всякому из нас необходимо умереть, что нам совершенно неизвестен час нашей смерти и что смерть только праведников покойна, а грешников смерть люта. Будем внимательны к самим себе. Помня цель бытия своего на земле – славу Божию и вечное спасение, будем чаще воспоминать о телесной смерти нашей, – не забудем, что рано или поздно мы умрем, что наше тело положат в хладную могилу, а с ним скроется от нас и этот мир с его благами, и вся наша земная слава и честь покинут нас. Неизвестность смерти да поставит нас в такое состояние, в каком бы мы желали быть при самой смерти: пусть она поддерживает в душах наших страх Божий и любовь к добродетели. Воспоминая, что люта смерть грешников, будем непрестанно молить Господа Бога о даровании нам христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Аминь.

Свящ. Гавриил Делицын.

Краткие катехизические поучения. М., 1859

В какой момент Господь забирает душу?

Почему некоторые умирают в самом расцвете жизненных сил? Почему Господь допускает смерть невинных детей? Если Господь забирает душу человека, значит, так нужно, и мы не вправе думать о Боге, зачем Он это делает. Если Господь забирает, значит, так нужно. Бог находится вне времени и пространства, Он видит все наши дела, жизнь каждого человека. Человек по смерти не умирает, у него есть душа, он живет, но в другом мире. От Господа суд каждому человеку. Мы не знаем, кем бы стал рано отшедший человек из этой жизни, Бог знает.

Мне вспоминается пример, один из многих, когда Господь забрал душу праведного отрока Артемия Веркольского, которому было 12 лет (1532–1545).

Случилось это на Пинеге-реке у села Верколы, согласно житию, в 1544 году. Отрок Артемий был убит в грозу молнией. По местному обычаю, идущему от язычества, отрок Артемий был похоронен не на погосте, а в лесу, вдали от селения. Люди решили, что Господь покарал его за тайные грехи, за что и попустил ему умереть без покаяния. Прошло много лет. После того, как над могилой отрока люди видели сияние, тело было перехоронено у сельской Никольской церкви. У гроба блаженного отрока начали совершаться чудеса. Мощи Артемия были обретены нетленными, что, наряду с чудесами, послужило основанием к канонизации. В дальнейшем был основан Артемиев-Веркольский монастырь, поначалу неблагожелательно принятый местными крестьянами.

Из жития его известно, что он ходил в храм, верил в Бога, служил Ему. Вот пример, один из многих, когда Господь забирает жизнь молодого человека, ребенка, но Он знает, зачем Он это делает, для нас же все остается тайной. В истории Христианской Церкви существует множество подобных свидетельств, когда прославляются умершие дети.

Еще раз повторюсь, никто из людей не умирает. У человека есть душа, которая живет и по смерти тела. Наше дело – молиться и творить добрые дела, а не отчаиваться и терять веру.

Христос сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 1–2). (Прот. Алексий Федянин, www.truechristianity.info).

Старец Паисий, желая показать, как Бог промышляет и судит создание Свое, в то время как мы иной раз негодуем и не понимаем действия Его, рассказывал истории вроде этой:

«Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но поскольку ты просил узнать, спустись в мир, и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всем.

Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.

Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов (золотых монет) и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить его на свое место, однако не заметил, как кошелек выпал в траву.

Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями.

Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъяренный и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты.

Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.

Старец же тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил:

– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной был убит неправедно.

В то время как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:

– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай:

Тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении.

Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.

Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идет стать монахом!

Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои» (Пс. 118, 137)».

Как пережить смерть близкого человека?

Кто легче переживает смерть близкого человека: атеисты или верующие? Конечно, ответ однозначный: значительно легче переживают горе по-настоящему верующие. А атеисты, как правило, очень тяжело переживают скорбь.

К первой категории я бы отнес людей по-настоящему верующих. Сразу хочу сказать, что их совсем немного. Я бы даже сказал, что это редкость. Такие люди понимают главный и основной смысл жизни как совершенствование души (их главные цели не в получении удовольствия, не в потреблении, не в жизни ради другого человека и т. п.). Верующие, настоящие христиане, понимают, что смерть – это ворота в жизнь вечную, о которой они всегда думают. Они понимают, что то, что будет с душой их близкого в вечности, гораздо важнее того, что было тут. Они понимают, что могут помочь делом душе близкого человека, и поэтому у них меньше времени жалеть себя. Верующие понимают, что Божья воля важнее самых сокровенных наших желаний, а смерть, в свою очередь, есть Божья воля об этом человеке. И тут у верующего, который это понимает, открывается один путь – принятия этой воли, смирения, молитвы, милостыни и милосердия. Верующий человек может скорбеть, плакать, страдать, но это только психологические реакции. В это время происходит с Божией помощью внутренняя, глубинная, сложнейшая работа в душе, которая приведет горюющего к светлой памяти об усопшем и уведет от черной скорби.

Другая категория самых несчастных людей – атеистов, агностиков, и упрямых болтунов. Это самая тяжелая категория в переживании горя. Самое ужасное – это то, что у них нет никакой надежды, а лишь отрицание всего, кроме боли, лишь отсутствие смысла существования, отсутствие зачастую элементарной последовательной логики и смысла, безысходность, чернота, тупик.

Они Бога старательно отрицают и обходят. Они ничего не понимают в этой ситуации, ни за какую опору уцепиться не могут. Они могут представить смерть, как черноту, пустоту, отсутствие жизни. Этим они сами отрицают смысл своего настоящего существования, будущее, но сосредотачиваются только на прошлом, на горьком оплакивании минувших дней. Хоть они по-иудейски посыпают свою голову пеплом, но не заботятся о душе умершего, поэтому не могут иметь связи с ним, ощущать пользу душе усопшего.

Это говорит о том, что и они верующие, но отрицающие, потому что им это выгодно. Просто людям на определенных этапах жизни выгодно жить без Бога и без ограничений, которые эта вера накладывает на нас. Пока у нас все хорошо, мы полны сил, счастья, а вот когда человек встает у ворот вечности, то уже смотрится мир по-другому… Вспомните, что большинство самых известных безбожников, которые всю жизнь провели в борьбе с Ним, признавали Его существование перед смертью. Все это похоже на то, как дети, которые находятся в игре, часто не замечают родителей, отмахиваются от них, не слушают. Родители мешают их увлечению на тот момент. Но когда игра кончается, то уже не отмахнешься, совсем по-другому смотришь на них. Вот и мы такие же дети. Мы не хотим слушать голоса Отца и отвергаем Его влияние на свою жизнь. Но это до поры до времени. И этому, как я сказал, есть много примеров.

Неверующий в Бога все равно верит, но старается не признаваться в этом сам себе. Расскажу о случае, которому я был свидетелем, когда учился еще в 6-м классе школы. Это было в снежном ноябре 1982 года. На 77-м году жизни умер бессменный Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Москва встала на скорбную вахту. По всей стране был объявлен четырехдневный траур. Хорошо помню печальные лица людей, траурные заснеженные ленты на флагах. Для нас, школьников, отменили в день похорон даже занятия в школе, наказав нам смотреть прямую трансляцию по телевизору. 15 ноября мы с утра мы с моим закадычным другом Андреем уже сидели у телевизора, пили чай с вареньем и смотрели официальное прощание с Генсеком.

В одиннадцать часов дня под звуки траурной мелодии гроб вынесли из зала, установили на орудийном лафете, после чего кортеж медленно двинулся на Красную площадь. Все это производило на меня впечатление своей организованностью, напыщенностью, но самое неожиданное, потрясшее картину мира обычного московского пионера, произошло чуть позже. Траурная процессия остановилась перед Мавзолеем, гроб с лафета перенесли на постамент. На трибуну Мавзолея поднялись руководители партии и государства. Траурный митинг открыл вновь избранный Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. В своей речи он отметил заслуги умершего перед партией и государством, заверил собравшихся в том, что партия будет проводить в жизнь ту линию в политике, которую вырабатывал Брежнев. И вот эту речь Андропов вдруг завершил обращением к усопшему: «Спи спокойно, дорогой товарищ Леонид Ильич!» Вот это было для меня полной неожиданностью, а можно сказать, и потрясением.

«Как это – спи?» – подумал я тогда. Как будто Леонид Ильич лег вечером спать, а его соратники по партии положили его в гроб, гроб перенесли в Колонный Зал Дома Союзов, а потом, когда трудящиеся попрощались с Брежневым, понесли закапывать спящего у Кремлевской стены. Я был в совершеннейшем недоумении. Я не мог понять, почему Генсек говорит то, что совершенно расходится с пониманием воспитанного в материализме пионера. Он же сказал по сути, что смерть – это не полное небытие, как принято было считать в материализме, а сон, что полностью соответствует христианским представлениям, которых я тогда не разделял.

Тем временем процессия направилась к Кремлевской стене. В 12 часов 45 минут по московскому времени гроб опустили в могилу. Это происходило под звуки государственного гимна СССР. В это же время был произведен артиллерийский салют, завыли все гудки заводов, фабрик, судов на Москве-реке, поездов на железных дорогах. Дополнял эту картину перезвон колоколов на всех московских храмах. Впечатление все это производило мощнейшее, но мысль о том, почему Генсек сказал о сне, была еще мощнее. Нет, я, конечно, понимал, что это было сказано Андроповым метафорически. Но я не мог понять, зачем Андропову понадобилась эта метафора, почему он не сказал просто и честно – наш друг и соратник умер навсегда. И тогда не надо было бы ломать комедию и обращаться к трупу с такими нелепыми пожеланиями спокойного сна.

Перед Мавзолеем, отдавая честь, чеканя шаг, прошли войска Московского гарнизона. Наблюдая четко вышагивающих и отдающих честь последнему пристанищу Брежнева солдат, я думал о том, что имел в виду Андропов, который не мог не быть атеистом и безбожником.

И вот тогда я впервые почувствовал, что от меня что-то скрывают за мишурой атеизма, маскировки. Нет, я тогда не пришел к выводу, что Бог есть, но я сильно усомнился в том, что Бога нет, как нам говорили в школе. И я очень хорошо понял, что по каким то причинам атеисты боятся прямо признать смерть, что они ее боятся и что им страшно.

А потом я нашел подтверждение этой мысли в том, что подумал о смысле лозунга «Ленин – живее всех живых», «Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить». Ну и прочие утверждения о том, что Ленин вечен. Заметьте, не дело его вечно (таких лозунгов тоже хватало), а он сам жив и вечен!!!

Сейчас я понимаю, что эти далеко не глупые люди, позиционируя себя атеистами, убеждая других и себя в том, что Бога нет, сами в это не верили. Да, они пытались Его отрицать, не признавать, даже воевать с Ним, но, будучи людьми неглупыми, они и боялись собственных убеждений.

И все нынешние атеисты, агностики остались такими же. С одной стороны, они пытаются поверить в абсурд, что Его нет, пытаются Его отрицать, часто пытаются убедить в этом других (не так страшно, когда таких, как ты, много). Кроме того, они старательно вытесняют из сознания мысли о жизни вечной, о жизни за гробом, о суде за дела, сделанные в жизни…

А с другой стороны, сами боятся своей атеистической картины мира, придуманного ими небытия, исчезновения личности.

Они знают и чувствуют, как и любой открытый духовности человек, что смерти нет. Поэтому они и не могут представить ее, а тем более прямо говорить о ней. Небытие и пустоту представить невозможно!!! Попытки это сделать не приведут ни к чему.

Атеисты лишают себя того смысла, который очень хотят иметь. Вот смотрите, человек умер… Если Бога, вечной жизни нет, то в чем смысл его жизни? Деньги, имущество, удовольствия, здоровье, власть – закончились. Остались рожденные дети, совершенные дела (не всегда, впрочем, хорошие), посаженные деревья, но это теперь тоже обессмыслено смертью. Ведь человека больше нет. И он теперь не может видеть это и радоваться. По меркам атеистов, для человека наступило полное небытие и смысл прекратился. Но так далеко они стараются не думать, чтобы не расстраиваться.

А если их спросить, для чего они устраивают пышные похороны и поминки? Ну, хорошо, собрались, выпили-закусили. Но зачем тогда произносить эти «бессмысленные» реплики за столом – от языческого «Пусть земля тебе будет пухом» к христианскому «Царствие Небесное!»? Зачем эти обращения к усопшему, торжественные заверения, памятники, гробы, венки, престижные места на кладбище и прочее?

То есть в душе, получается, у них вера живет, но она у них находится в таком примитивном и зачаточном состоянии. Ей не дают выходить, себе при этом врут, поэтому получаются такие совершенно маразматические завихрения в стиле «Спи спокойно, дорогой товарищ Леонид Ильич». Очевидно, что если дальнейшей жизни у души нет, то зачем участвовать в этом мероприятии, которое не имеет для них смысла?

Христиане придают такое значение похоронам, потому что утверждают, что это тело оживотворялось на протяжении всей жизни вечной душой, которая временно жила в этом теле, для того чтобы выполнить определенные задачи. То есть христиане говорят о том, что наше белковое тело – храм души. Там творит Дух. И к тому же Господь воскресит нас в наших телах. Поэтому логично, что мы воздаем почтение не только душе, но и напрямую связанному с ним телу. И конечно, нелогично относиться христианину к телу как к белковой, механистической структуре.

Жить надо сначала ради Бога. А потом и ради родственников. А мы так не делаем. Потому что хотим сразу и сейчас получать результат, а Бога не видим.

Своим мировоззрением атеисты делают несчастными не только себя, но и заставляют страдать тех людей, которые находятся рядом. Они не дают им нормально переживать утрату своими убеждениями. К примеру, у атеиста умерла жена и остался ребенок, который еще недостаточно взрослый, чтобы придерживаться собственных взглядов. Естественно, ребенок вынужден переживать и понимать утрату на том мировоззрении, которое ему предлагается отцом. Ребенку ничего не остается, как копировать поведение отца. Но ребенок не может переработать эту трагедию на атеистической точке зрения, не может принять, что НИКОГДА не будет встречи с мамой, что нет души (это противоестественное и дикое представление), он не может молиться за маму, чтобы помочь ее душе и перенести свои переживания в молитву. Из-за того, что отец придерживается атеистических представлений, ребенок не может обращаться к Богу. Нетрудно увидеть, что, не понимая Бога, вечную жизнь, возможную помощь душе человека, ребенок ощущает разочарование, растерянность, тупик из-за навязанного и неправильного понимания. Это ведет к тому, что упираясь в этот тупик, ощущая невозможность разрешения кризиса на этой безбожной платформе, ребенок часто компенсирует это – уходит в алкоголизацию, наркотизацию, в ненависть к кому-то: к покойному, или к родственнику, навязавшему атеистическую модель поведения и помешавшему правильному переживанию горя. Кстати, этот пример о переживании горя ребенком. Но в семье с навязанными атеистическими представлениями по этой схеме страдают не только дети, но и многие другие члены семьи. И это необходимо знать и учитывать.

Часто атеист навязывает всем остальным свои скудные, неправильные, совсем не помогающие представления. И заставляет считаться с тем, что никакого отпевания, поминания, совместных молитв не будет. Единственное, что такой человек допускает, это церемония похорон и поминки, на которых все сводится не к общей молитве за усопшего, а просто к обеду, который часто и вовсе напоминает языческую тризну с возлияниями. И все это – и отсутствие молитв и надежды на Бога, опять же мешает правильному переживанию горя – уже всеми присутствующими! И эти люди тоже страдают.

Маловерие (а у кого оно многоверие?) дает возможность сконцентрироваться только на форме вещей, а не на их сущности. Когда кто-то умирает из близких, все фиксируют силы души на видимых вещах: на гробах, на проведении поминок, заказе памятника. Но душа в это время не может в достаточной мере проводить работу. Во время переживания горя важно единение с душой усопшего, а этого не происходит…. О душе уже не думают. И это самое страшное! Ведь душа лишилась тела, и ему все равно, какое меню на столе.

В православной традиции в подобной ситуации акцент делали именно на усилиях души. К примеру, поминки представляли собой общую молитву за усопшего. Не посидеть, вкусно поесть и байки из жизни покойного порассказывать, а именно потрудиться душой.

Вообще страшная картина. Получается, что люди собираются ради какого-то плотского удовольствия: то есть, чтобы поесть и выпить. Понятно, что все они пребывают в горе. И вот, похоже, они пытаются «компенсировать» потерю: эдакое групповое массовое «заедание» горя. Затрачена энергия на переживания, значит, надо ее возместить поглощением калорий… Точно так же действуют язычники, которые не понимали сущности смерти и стремились хоть каким-нибудь удовольствием компенсировать горе. И самое доступное и универсальное удовольствие – это еда.

Сейчас мы напоминаем язычников, потому что у нас то же самое происходит. Важно, кто задает тон на похоронах. Во-первых, важно, насколько верующими людьми являются самые близкие люди. Если они придерживаются атеистических соображений, то внешне могут соблюдаться разные традиции, а внутри все может быть перековеркано и не приносить никакого утешения.

Совершенно точно и доказано (и с этим не может спорить никакой атеист), молитва, безусловно, способствует переживанию горя. Именно молитва! А еда не способствует переживанию горя. Иначе те, кто много и вкусно кушают, быстро бы переживали («заедали») свое горе. А на самом деле наблюдается обратная реакция: тот, кто душой не поработал и не настроил душу на определенный лад, не сможет пережить горе. Человек может переработать свое горе сердцем, а не челюстями и желудком (во втором случае душа ничего не переживает). Человек, который задал неправильный тон похоронам, и других заставляет сделать то же самое. Следование определенным традициям без понимания того, для чего они делаются, представляет собой автоматическое действие без внутреннего понимания и потому не имеет большого смысла и не приносит утешения.