Как появилось мертвое море Библия?

Джеймс Вандеркам

СВИТКИ

МЕРТВОГО МОРЯ. Долгий путь к разгадке

William В. Eerdmans Publishing Company Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U.K.

Права на перевод получены соглашением с William В. Eerdmans Publishing Company of 2140 Oak Industrial Dr. NE, Grand Rapids, Michigan. USA.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

James С. VanderKam The Dead Sea Scrolls

Today, Second Edition

Предисловие научного редактора

В середине XX века в Палестине была совершена одна из самых удивительных находок нового времени: в пещере близ Мертвого моря были обнаружены свитки, пролежавшие в ней почти две тысячи лет. Находка дала начало интенсивным поискам, которые привели к обнаружению других пещер с древними рукописями на еврейском и арамейском языках. В результате достоянием ученых стала целая библиотека текстов различного содержания, ценность которых несколько понижает лишь то, что большая их часть дошла до нас в весьма фрагментированном состоянии. Данное открытие важно еще и потому, что это была первая современная находка текстов на коже и папирусе, сделанная в регионе, где прежде обнаруживали только надписи на глине и камне. Одновременно с поиском письменных памятников были произведены археологические раскопки поселения Хирбет-Кумран, расположенного в непосредственной близости от пещер.

Открытие свитков стало темой неиссякающего потока публикаций и привело к возникновению новой научной дисциплины — кумранистики. Во второй половине 1950-х гг. к изучению рукописей подключились российские востоковеды, среди которых следует особо выделить К. Б. Старкову (1915–2000) и И. Д. Амусина (1910–1984). К сожалению, в сравнении с обилием литературы, посвященной свиткам, которая выходит за рубежом, перечень соответствующих отечественных изданий выглядит весьма скромно. Он включает лишь книги Амусина «Рукописи Мертвого моря», «Находки у Мертвого моря», «Кумранская община», два выпуска «Текстов Кумрана», содержащих переводы основных текстов на русский язык и комментарии к ним, и монографию И. Р. Тантлевского «История и идеология кумранской общины», в которой он излагает свой взгляд на происхождение кумранской секты. Остальные работы российских ученых по данной проблематике появлялись в виде журнальных публикаций, особенно урожайными на которые были 1960-е и 1970-е гг. Вспоминаются статьи в научно-популярной литературе, в которых упоминался загадочный Учитель праведности из кумранских текстов, а сделанные находки сопоставлялись с возникновением христианства.

Новый всплеск литературы, посвященной свиткам, пришелся в России на 2000-е гг., когда на прилавках книжных магазинов появились переводные издания, популяризующие данную тему. Среди выпущенных книг можно назвать «Закон вечности» Л. Дойеля, рассказывающего о поисках и находках древних манускриптов на Ближнем Востоке, претендующие на сенсационность «Свитки Мертвого моря» М. Бейджента и Р. Ли и «Иисус из плоти и крови» австралийской исследовательницы Б. Тиринг, которая, опираясь на свой анализ кумранских манускриптов, создала весьма причудливую версию жизни основоположника христианства. Примечательно, что две последние работы содержат критику направления в изучении свитков, которого сейчас придерживается большинство ученых, включая автора настоящей книги Джеймса Вандеркама. Таким образом, российский читатель впервые получает возможность познакомиться с фундаментальным трудом, написанным человеком, который принадлежит к «истеблишменту» кумранистики.

Джеймс Вандеркам — видный американский эксперт в области древневосточной литературы, публикующийся с середины 1970-х гг. Его научные изыскания были сосредоточены преимущественно на псевдоэпиграфических сочинениях, созданных в так называемый межзаветный период. В книге, пред лагаемой вниманию читателей, подробно описываются история кумранских находок и события, происходившие вокруг них до самого последнего времени. Автор рассматривает наиболее важные из найденных текстов, обосновывает свою идентификацию кумранской секты, пытается реконструировать ее историю и показывает, как свитки связаны с книгами Ветхого и Нового Завета. Обращает на себя внимание структурированное, иерархическое построение материала, подчеркивающее упорядоченность мышления автора. Не будем перечислять множество других достоинств книги, которые должны быть замечены при ее прочтении, а лучше обсудим то, что можно назвать основной проблемой кумранистики.

Одна из особенностей найденных текстов, затрудняющая их понимание, состоит в том, что они не содержат дат, а почти все упоминаемые в них исторические лица скрыты под псевдонимами (Учитель праведности, Нечестивый священник и т. д.). Вдобавок, как отмечалось выше, многие рукописи сохранились лишь в виде отдельных фрагментов. Благодаря искусной работе археологов, и прежде всего Р. де Во, руководившего раскопками кумранского поселения, в обитателях которого подавляющее большинство экспертов видит владельцев свитков, были определены хронологические рамки его существования: середина II в. до н. э. — 68 г. н. э. Во время первой иудейской войны комплекс был захвачен римлянами, после чего в нем был расквартирован военный гарнизон.

Учитывая, что сектантская община населяла комплекс до момента его захвата, то есть на протяжении почти 40 лет после проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса, и что свитки содержат целый ряд параллелей с книгами Нового Завета (см. гл. 6), казалось бы, внимание ученых, работавшихс манускриптами, должно было сосредоточиться на той фазе существования секты, которая совпадает с начальным этапом христианства. Однако лишь незначительная группа исследователей решилась отождествить персонажей свитков с историческими фигурами, жившими в I в. н. э. Поскольку их идентификации разнились и выдвигавшиеся ими теории содержали немало уязвимых мест, их усилия не нашли широкой поддержки.

В отличие от этих одиночек, большинство экспертов посчитало оправданным заключить, что сектантские тексты относятся к двум последним векам до нашей эры. Хотя эти исследователи также не могут прийти к единому мнению в отношении лиц, скрытых за псевдонимами, они сошлись на том, что кумранская секта и раннее христианство — два разных течения в иудаизме. Другими словами, был выработан так называемый консенсус — термин, пущенный в оборот профессором Р. Эйзенманом и подхваченный Бейджентом и Ли, которые усмотрели в нем некий сговор клерикальных кругов. При написании своей разоблачительной книги эти авторы предполагали, что ученые, имевшие доступ к свиткам, скрывают информацию, которая может повредить христианской религии. Сегодня, когда опубликованы все кумранские тексты, любой может убедиться, что они не содержат каких-либо явных данных, способных поколебать устои христианства. Тем не менее, достижение консенсуса вполне могло быть продиктовано желанием дистанцироваться от периода зарождения религиозного учения, продолжающего определять мировоззрение столь многих людей.

Теперь вкратце обсудим, на чем, собственно, базируется ранняя датировка свитков. К трем основным методам определения возраста недатированного текста, которые описывает и Вандеркам, относятся радиоуглеродный анализ, изучение содержания текста (внутренние данные) и палеография. Как можно увидеть из табл. 2 книги, первый из названных методов не дает определенных результатов: возрастные пределы писчего материала, на котором были написаны произведения секты, оказываются слишком широкими, как правило, совпадая с археологическими рамками де Во. В содержании текстов также не находится явных подсказок, коль скоро ученые не могут идентифицировать зашифрованных персонажей, правда, за одним исключением.

Среди сторонников ранней датировки мало кто сомневается, что за Яростным львенком, играющим важную роль в комментарии на Наума, скрывается иудейский царь Александр Яннай, правивший в первой половине I в. до н. э. Вандеркам рассматривает соответствующий пассаж комментария целых четыре раза, определенно считая его сильным козырем в своей реконструкции событий. К этой идентификации исследователей подтолкнуло упоминание в одном и том же фрагментированном контексте греческого монарха Деметрия — которого большинство экспертов отождествило с Деметрием III Эвкером, современником Янная, — и казни фарисеев, наводящее на мысль об аналогичном деянии иудейского царя. Однако следует помнить, что решение, кажущееся очевидным, далеко не всегда оказывается правильным. Доводы против этой идентификации приведены в примечаниях к тексту книги.

Мёртвое море.
Мёртвое море, Соленое море, Асфальтовое море, Содомское море – столько названий у самого соленого водоёма в мире. Это бессточное солёное озеро находится между Израилем и Иорданией. Его побережья является самым низким участком суши на Земле – 422 м ниже уровня моря. В него впадает единственная река – Иордан, в водах которой принял крещение Спаситель. На поверхности моря, а также в его водах не обитают живые существа (кроме крохотных археобактерий), поэтому зовется оно Мертвым.


Старинное изображение

Мертвое море не велико, всего 76 км в длину и 17 км в ширину, его глубина – 350-400 м. В нем невозможно утонуть, соленая вода выталкивает все живое и неживое из воды. Нужно быть аккуратным, чтобы вода не попала в глаза. Концентрация соли превышает концентрацию Средиземного моря более чем в семь раз! Еще в Библии оно упоминается как Соленое море (Быт.14,3)


Архивная фотография. 1909г

«Очень горькая и соленая вода, в которой не живет рыба и не может утонуть ни человек, ни зверь», — писал Аристотель за триста с лишним лет до нашей эры. Воду и соль отсюда везла к себе римская знать. Иудейский асфальт (выход на поверхность моря битуминозных веществ) использовался для промышленных и медицинских целей. Отсюда и название «Асфальтовое». Из растений прибрежных оазисов, особенно бальзамического дерева, изготавливали ценную косметику, духи и лекарственные средства. Сегодня возле Мертвого моря располагается большое количество лечебниц. Они специализируются на лечении нервной системы, кожных заболеваний, артропатии, аллерго-иммунологических и эндокринологических заболеваниях. Также здесь могут избавить от наркозависимости. Воды, грязи, соль и даже воздух используются для лечения. Ведь здесь он перенасыщен уникальной смесью хлоридных солей: магния, соды, калия, кальция и брома.


Архивное изображение. 1870г.

Но известно Мертвое море и по трагическим событиям, которые описаны в Библии. В связи с ними это море еще называют Содомским.
Содом и Гоморра – два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши». Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится Мёртвое море: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Бытие 13:13 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Бытие 19:24-25
Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот дал кров и пищу путникам, оказал гостеприимство, дал ночлег. Но не успели «гости» лечь спать, как жители всего города пришли к дому Лота с требованием вывести к ним гостей, для совершения разврата. Лот не выдал своих гостей, тогда жители начали проявлять агрессию к его семье и к нему самому. За это они были ослеплены ангелами. Лоту и его семье было повелено бежать из города, т.к. он будет вскоре разрушен. Зятья Лота не поверили сказанному и остались в Содоме. Жена Лота была родом из Содома. Ей тоже было жалко покидать город, оставлять нажитое богатство, но она послушалась и с дочерьми последовала за мужем. Лот же горячо молился, чтобы Господь пощадил хотя бы город Сигор. Всевышний внял молитвам праведника и пощадил этот город. Но когда семейство Лота убегало из города, его жена не выдержала указания Ангелов: нигде не останавливаться и не оборачиваться, чтобы спасти душу, и оглянулась на родной город. Вмиг ее тело закаменело и превратилось в соляной столп.
У юго-западного побережья Мертвого моря высится «гора Содома», на нем есть соляной столб высотой примерно в 30 метров, по форме своей напоминающий человеческую фигуру. Проходящие мимо этой фигуры путешественники издавна прозвали ее «Лотовой женой». «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом»
(Бытие 19,26).


Архивное изображение 1800-х гг.

Глава из книги Дорошевича В. М. «В земле обетованной».
«Лошади ожидают на дороге, узенькой, просёлочной дороге, которая вьётся и теряется среди кустарника и невысоких деревьев.
Мы кружим среди зарослей. С зелени сбегают её густые, тёмные краски: кусты становятся реже, ниже, уродливее; зелень — бледнее, бледнее, бледнее. Типичная, жалкая, чахлая, полумёртвая зелень солончаков. Там и здесь на прогалинах, среди редких кустов, словно пепел от сгоревших костров, белеют пятна соли.
Кругом ни красок ни цветов. Всё покрывается бледностью смерти. Мы приближаемся к Мёртвому морю. Ни кустика, ни травки, ни жизни, ни звука; мы на берегу этого моря.
Узкое, длинное, сдавленное высокими горами, мрачными, обнажёнными, голыми, — оно лежит, как вытянувшийся труп.
Полный штиль. Ни ряби ни всплеска. Солнце горит над ним, и его вода горит вся золотыми искрами, словно тяжёлый парчовый покров, покрывающий покойника. Всё кругом полно неподвижности и молчания смерти. Ни птица не прокричит, ни рыба не всплеснётся на гладкой, зеркальной поверхности воды, ни ветер не зашелестит в траве. Кругом всё голо, всё мертво, пустынно.
Его вода, солёная, жгучая, если взять на язык, плотная настолько, что в ней трудно окунуться, желтоватого цвета, прозрачна как слеза. На глубине вы видите каждый камушек дна. Мёртвого дна, без водорослей, без ракушек. Вы плывёте, словно какая-то невидимая сила держит вас на гладкой, спокойной воде, — спокойной, как смерть. Сквозь чистую, прозрачную воду, вы видите мёртвое, каменистое дно. И какой-то страх охватывает вас среди этой глади, на этой воде, тяжёлой, выталкивающей вас из себя.
Это гладкое море похоже на могилу, по которой прошло войско, чтобы сравнять её с землёй. Что-то стёрто с лица земли, и вместо этого чего-то гладкое ровное место.
И вам вспоминается история этой страшной казни. Когда с разгневанного, пламенного неба полились потоки огня, запылал воздух, и над погибшими в огне городами всплыло молчаливое Мёртвое море. Свидетели казни, мрачные, суровые горы, испуганными вереницами уходят вдаль. Тёмно-синие, становясь всё бледнее, бледнее, голубоватыми вершинами они сливаются с небом и исчезают вдали.
Это море должно быть страшно, когда ветер вырвется из глубины тёмных, синеющих ущелий и ударит в мёртвые воды. Потемнеют они, померкнут и всколыхнутся тяжёлыми волнами. Запенятся волны, заревут и разбегутся, со стоном ударяясь о мёртвые берега. Рыдания, стоны и вопли раздадутся над всколыхнувшимся, разбушевавшимся морем. Словно страшные воспоминания проснутся в нём.
И стонет и воет оно, бессильно бьётся о мёртвые берега, словно заживо похороненный — о стенки гроба.»
В районе Мертвого моря находятся библейские, исторические и археологические достопримечательности, такие как гора Масада с остатками одноименной крепости; Кумран – место, где были найдены Свитки Мертвого моря; оазис-заповедник Ейн Геди, а также первый монастырь христианских монахов в Иудейской пустыне.

Новые фрагменты свитков Мертвого моря найдены археологами в пещере недалеко от Иерусалима. Операция по поиску артефактов проводится с целью недопущения разграбления древностей. Ученые также обнаружили мумию ребенка шеститысячелетней давности и древнейшую в мире корзину, сплетенную из камыша.

Израильские археологи объявили об обнаружении в пещере в 40 км от Иерусалима новых фрагментов свитков Мертвого моря. Они содержат тексты из книг пророков Захарии и Наума и датированы I-II веком н. э., сообщает Управление древностей Израиля. Это первая такая находка за последние 60 лет.

«Горы дрожат из-за Него, и холмы плавятся. Земля вздымается перед Ним, мир и все живущие в нем. Кто может устоять перед Его гневом? Кто может устоять перед Его яростью? Его гнев изливается, как огонь, и камни разбиваются из-за Него», — написано на одном из кусков.

Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи) были обнаружены, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана на Западном берегу реки Иордан, а также в других пещерах, в том числе расположенных в Иудейской пустыне, и в Масаде. Библейские тексты занимают примерно 29% от общего количества рукописей.

Всего найдено около 200 экземпляров, в основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета.

В 2018 году была проведена экспертиза: выяснилось, что как минимум пять фрагментов рукописей, хранившихся в Музее Библии, были созданы позже, чем считалось. При этом для их изготовления, возможно, использовались куски древнего пергамента. Сканирование при помощи рентгена и анализ чернил проводились в Федеральном институте исследований и испытаний материалов в Берлине. Ученые ждали других итогов экспертизы и, по словам главного куратора музея Джеффри Клоха, были шокированы результатом.

После оглашения результатов Музей Библии объявил об исключении подделок из коллекции. Пять манускриптов заменили тремя другими.

Предполагается, что 80 новых кусков принадлежат к набору фрагментов пергамента, найденных ранее в так называемой «Пещере ужаса», где в 1960-е годы обнаружили 40 человеческих скелетов. На этих фрагментах ученые смогли расшифровать греческий перевод книг Двенадцати малых пророков.

Операция по поиску артефактов проводится с целью предотвратить возможное разграбление.

В 1961 году израильский археолог Йоханан Ахарони провел раскопки в «Пещере ужаса» и обнаружил девять фрагментов пергамента.

С тех пор не было найдено ни одного нового куска, не считая горстки обрывков без текста. Однако артефакты периодически появлялись на черном рынке. Как отметил руководитель отдела по предотвращению краж древностей Амир Ганор, властям впервые за 70 лет удалось опередить грабителей.

Археологи подозревают, что найденные фрагменты были частью свитка, спрятанного в пещере во время восстания иудеев против римлян при императоре Адриане в 132-136 годах под предводительством Шимона Бар-Кохбы. К этому периоду относятся монеты и наконечники стрел, найденные в других пещерах региона.

«Мы обнаружили текстовое различие, которое не имеет параллелей с какими-либо другими рукописями на иврите или греческом языке», — заявил исследователь свитков Мертвого моря из Управления древностей Израиля Орен Аблеман.

Он также сослался на небольшие различия в греческом переводе иудейского оригинала по сравнению с Септуагинтой — переводом Ветхого Завета на иврите на древнегреческий язык, который был сделан в III-II веках до н. э.

«Когда мы думаем о библейском тексте, мы представляем нечто статичное. Но это не было статичным. Существуют небольшие различия, и некоторые из них важны», — подчеркнул глава отдела свитков Мертвого моря Управления древностей Израиля Джо Узиэль.

Кроме того, в ходе операции был обнаружен завернутый в ткань и мумифицированный скелет девочки, жившей около 6000 лет назад.

Компьютерная томография показала, что ей было от 6 до 12 лет. Частично сохранились сухожилия, кожа и волосы. В руки археологов попала и корзина, сплетенная из камыша, — ученые не исключают, что она является старейшей в мире из сохранившихся. При помощи радиоуглеродного датирования был установлен ее возраст — более 10500 лет. Это период неолита, предшествовавший появлению в регионе керамики.

По меньшей мере пять из 16 фрагментов Кумранских рукописей, приобретенных для американского музея, оказались поддельными. Ученые приступили к проверке остальных манускриптов. Скандал с фальшивками грозит стать крупнейшим в библейской археологии после нашумевшего дела с разоблачением «Евангелия от жены Иисуса».

Знаменитые Кумранские рукописи (известны также как свитки Мертвого моря) являются фальшивкой, заявили в вашингтонском музее Библии, где экспонировались артефакты. Согласно исследованию экспертов, как минимум пять из 16 находящихся в собственности учреждения фрагментов были созданы намного позже, чем считалось до сих пор. При этом для их изготовления, возможно, использовались куски древнего пергамента. Сканирование при помощи рентгена и анализ чернил проводились в Федеральном институте исследований и испытаний материалов в Берлине. Ученые ждали других итогов экспертизы и, по словам главного куратора музея Джеффри Клоха, оказались шокированы результатом.

После оглашения результатов музей Библии объявил об исключении подделок из коллекции. Выставляться для всеобщего обозрения под видом 2000-летних текстов они больше не будут. Пять манускриптов заменили тремя другими «в ожидании дальнейшего научного анализа».

Исследования показали ложность предположений о древнем происхождении свитков, подчеркнули в музее.

Не исключается, что установленные подделки могут являться самым значительным фейлом библейской археологии после «Евангелия от жены Иисуса». Этот фрагмент папируса в 2012 году преподнесли как крупнейшую сенсацию, а впоследствии назвали фальшивкой.

По словам Киппа Дэвиса из канадского университета Тринити, речь может идти даже не о пяти, а о семи фальшивых фрагментах Кумранских рукописей.

«Мои исследования подтверждают высокую вероятность такого развития событий, — подчеркнул ученый. — Скорее всего, это современные подделки, однако окончательные выводы еще впереди».

Девять остальных фрагментов ожидают тщательной проверки.

Свитки Мертвого моря были обнаружены, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана на Западном берегу реки Иордан, а также в других пещерах, в том числе расположенных в Иудейской пустыне, и в Масаде. Еще одну пещеру археологи обнаружили совсем недавно. Выяснилось, что она уже подвергалась разграблению.

По содержанию манускрипты делятся учеными на три группы. Библейские тексты занимают примерно 29% от общего количества рукописей.

Их найдено около 200 экземпляров, в основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета.

В последнее двадцатилетие множество реликвий появилось на рынке антиквариата, что вызвало у специалистов подозрения насчет их истинного происхождения. К слову, некоторые исследователи еще в 2017 году выражали подозрения по поводу подлинности находящихся в фондах Библейского музея экспонатов. Вашингтонским музейщикам досталось и за публикацию описания свитков без полной уверенности в оригинальности текстов.

Фальшивые манускрипты были приобретены спонсорами музея Библии семьей Грин у корпорации Hobby Lobby Stores, отказавшейся назвать суммарную стоимость покупок. По мнению ученых, даже отдельные фрагменты с небольшим текстом тянут на миллионы долларов, а их в коллекции музея, напомним, 16. Не стали Грины комментировать и информацию о пяти поддельных свистках.

Данная корпорация уже попадала в неприятную историю в прошлом году, когда была вынуждена заплатить $3 млн штрафа и передать тысячи артефактов после незаконного вывоза клинописных табличек, глиняных печатей и других предметов культуры Месопотамии из Ирака. Процесс контролировало Министерство юстиции США.

В январе текущего года специалисты по библейским исследованиям Хайфского университета смогли расшифровать один из свитков.

Выяснилось, что фрагмент был посвящен кумранскому 364-дневному календарю. В нем содержались даты, не указанные в Библии, но описанные в других рукописях — например, фестивали вина и масла, приуроченные к иудейскому празднику Шавуот. Также выяснилось, что ессеи (одна из иудейских сект, которая избегала отношений с торговцами, изучала нравственность и жила общинами) отмечали смену времен года особым торжеством в конце сезона. Свиток показал, что эти дни обозначает слово «текуфа», которое переводится с иврита как «период».

А в апреле 2017-го в руки ученых попали 28 ранее неизученных фрагментов. Их купили у частных лиц, которые утверждали, что прежде артефакты принадлежали известному торговцу древностями Халилу Искандеру Шахину и датировались III веком до нашей эры – I столетием н. э.

Помимо отворившего свои двери год назад Библейского музея в Вашингтоне (его стоимость оценивается в $500 млн) свитки Черного моря представлены в экспозициях Юго-Западной баптистской теологической семинарии (девять фрагментов), университете Азусы в Калифорнии (4) и в некоем институте (15), администрация которого пожелала оставить название в тайне.