Как причащать детей?

Ребенок и Причастие

  • Читайте также: Искушение(испытание) перед причастием
  • Во что одеть? Кормить или не кормить? Зачем необходимо Причащать деток? На эти и другие вопросы — Вы найдете ответы в этой статье.

отвечает священник Константин Пархоменко
Отец Константин: Тема причащения ребенка – большая и важная тема. Христианин – это не просто теоретически во что-то или в Кого-то верующий человек. Это человек, который стремится к общению и единению с Богом. Так вот, Причастие – совершенно уникальная возможность, данная человеку: возможность благодатным образом соединиться с Иисусом Христом: жившим на земле, пострадавшим и умершим за нас, воскресшим и прославившим человеческую плоть, вознесшимся на Небеса.
Но о богословии Причастия говорить мы не будем.
Взрослые христиане отдают себе отчет в том, что это такое и как это важно. Мы говорим о воспитании в вере детей. Как объяснить ребенку, что такое Причастие? Как привить детям желание причащаться, как справиться с практическими трудностями: ребенок плачет у Чаши и проч.? Можно ли… отлучать ребенка от Причастия? Об этом и поговорим.
Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной. Христиане собирались для совершения Литургии, для того чтобы причаститься, даже под угрозой смерти; человека, который две-три недели не причащался, отлучали от Церкви!
Сегодня, когда я выхожу воскресным зимним утром в храм и бросаю взгляд на свой дом, его окна блестят холодной темнотой. В окнах нет света, никто не поднялся с кровати, никто не одевается, не собирается в воскресный день в храм.
Прохладность в вере, нравственная вялость – все это, по мысли святых отцов, следствие того, что человек перестал причащаться.
И для нас с вами, дорогие родители, и для наших детей, когда мы говорим о религиозной, духовной жизни, должно быть аксиомой, что такая жизнь немыслима без Евхаристической Чаши. Мы должны причащаться сами и должны этому научить детей.
Что значит научить причащаться? Рассказать о важности Причастия? Да, и это тоже. Но и, конечно, научить готовиться к Причастию.
Елизавета: Первый вопрос, который здесь встает: должен ли ребенок причащаться осмысленно, или это важно только для взрослого?..
Отец Константин: В Послании ап. Павла к Коринфянам есть строгие слова, сказанные апостолом христианам его времени: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).
Вот это выражение – не рассуждая о Теле Господнем… – означает, что человек не отдает себе отчет, к какой величайшей святыне он приступает. Слово рассуждая можно перевести как различая. Древние христиане собирались на Агапы – христианские трапезы, после которых причащались. Некоторые, может быть, по бедности или по какой-то иной причине, приходили на Агапы не для того, чтобы помолиться, пообщаться с братьями и сестрами по вере, а только чтобы поесть. И заодно причащались.
Таких ап. Павел и осуждает. Но его слова актуальны и сегодня. Взрослый человек должен себе давать отчет в том, что такое Причастие!
Именно поэтому, когда я вижу человека, первый раз пришедшего в храм на Исповедь, Причастие, я спрашиваю у него: как он понимает, что такое Причастие. Если человек не знает, объясняю, что лучше ему сегодня не причащаться, а прийти и побеседовать со мной в свободное от богослужения время.
То есть, для взрослого это важно. Но с ребенком иначе.
Когда причащается младенец, он не может рассуждать о Причастии. Его душа без участия разума воспринимает благодать Божию. И это совершенно полноценное, спасительное Причастие.
Но уже у человека, хоть немного отдающего себе отчет в происходящем, никакого несознательного, механистичного подхода к святыне быть не должно.
Я глубоко убежден: как только ребенок начинает познавать мир, в его картину мира должно быть включено понятие святыни. Уже годовалому ребенку нельзя давать иконы, распятие вместе с игрушками, чтобы он их вертел в руках, бросал, как я заметил однажды в одной христианской семье. Тот же малыш должен видеть, что мать, отец берут в руки икону, перекрестившись, целуют ее и бережно дают ему подержать. Он всматривается в таинственный лик на иконе, родители могут приложить икону к его губам, но, как только он попытается икону швырнуть, ее следует забрать, показать, что так с иконой обращаться не следует. Плачет, требует своего – переключить внимание, но не потакать – об этом мы на страницах книги говорили немало.
Самая большая святыня – святыня Тела и Крови Христовых.

Причастие – это не «конфетка» и не «сладенькая водичка»: «Тебе сейчас дядя даст компотика». Дурить ребенка не надо. Пусть еще в младенчестве (1-2 года) вместе со словами папа, мама, кукла войдет и слово Причастие. Пусть ребенок еще не знает, что это такое, но видит по реакции родителей и всех окружающих, что это что-то очень важное для всех, и для него в частности.
У митрополита Сурожского Антония в его работе касательно Исповеди и Причастия ребенка есть очень интересный и откровенный остротой поставленных вопросов текст:
«…Еще одно о причастии: это – как бы сказать? трудно и сложно всвоем роде. Мы причащаемся Пречистому Телу и Крови Христа. И я знаю одну семью, четверо детей, верующие родители, которые детям объяснили, что они будут есть плоть Христа и пить Его кровь. И дети пришли в такой ужас, что они раз и навсегда – им теперь за сорок лет – отказались причащаться. Потому что это им было так представлено, что, в сущности, значило: «мясо и кровь”… И вот тут надо найти способ ребенку объяснить, что это действительно, реально приобщение ко Христу, но, как Хомяков в одном из своих произведений пишет: мы причащаемся Телу Христову, но не «мясу” Христову. Тут есть разница. Хлеб, который освящается, в каком-то отношении не перестает быть хлебом, потому что Бог не уничтожает Свою тварь для того, чтобы из нее сделать что-то другое. Когда Бог воплотился, Он стал человеком, но Его человечество было, так сказать, человеческим человечеством, это не было новое человечество, ни на что не похожее. И поэтому когда освящаются хлеб и вино, то этот Хлеб благодатью, силой Святого Духа делается как бы частью телесности Христа, это Вино делается частью телесности Христа, но это не кровь в таком смысле, в каком – ну, людоед пожирает свою жертву. Это очень важно. Я знаю только один такой случай; но подумайте: четверо детей отпали раз и навсегда от причащения. И они верующие в каком-то смысле, но причащение – ни за что. Так что, когда вы будете говорить об этом, может быть, они вопроса не поставят, но и вы не ставьте вопрос так, чтобы они шарахнулись. Потому что в Ветхом Завете представление о теле – это телесность, а кровь – это жизнь. Так что мы причащаемся человечности, человеческой природе Христа и жизни Христа, но эта жизнь не только является Его естественной жизнью Человека Иисуса Христа, это жизнь Божественная, которая в Него влилась, когда Он стал человеком».
В Евангелии читаем прямое указание Христа !
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53-57).
Владыка Антоний прав. Как только ребенок начинает что-то осмысленно понимать из происходящего (в 5-6 лет – практически всегда), можно пытаться рассказать ему, что такое Причастие. У меня много раз была ситуация, что родители приводили причащать малыша в первый раз (или после большого перерыва). Подходит ребенок к Чаше и с интересом, смешанным с испугом, смотрит на меня, держащего Чашу со Святыми Дарами.
Вижу, что ребенок не понимает, что сейчас будет происходить. Считаю невозможным причащать, в его 6 лет, как неразумного младенца. Спрашиваю:
– Ты сейчас будешь причащаться. Ты знаешь, что такое Причастие?»
– Нет.
– Через Причастие мы соединяемся с Богом. Господь через сладкое Причастие входит в нас и освящает нас. «Христианин» значит «единый со Христом». Вот сейчас ты как раз и становишься единым со Христом.
После этого, удивительно, но у ребенка мелькает на лице выражение серьезности. Он задумывается о том, что Причастие – это что-то очень серьезное и важное.
Но такие беседы должен вести не священник у Чаши – у Чаши вообще не положено о чем-то говорить, – а родители дома.
Понятно, что ребенок не поймет по-настоящему, что такое Причастие. Да и многие ли взрослые это понимают20?.. Но на своем уровне приблизиться к пониманию, осознать, что мы участники Тайны, в наших силах.
Елизавета: Я сформулирую, что должны говорить родители детям о Причастии:
Что Святое Причастие – это не тело и кровь в человеческом понимании, а Хлеб и Вино, земные продукты, которые силой Божией соединились со Христом, освятились. Теперь про них можно сказать, что это не хлеб и вино (хотя материально они такими остаются), а Сам Живой Христос, выходящий к нам навстречу.
Отец Константин: Да, да, именно так.
Еще хотелось бы сказать вот о чем: отношение к Литургии, которое мы должны прививать ребенку, – это ожидание праздника. Литургия – это не обременительная, тоскливая процедура, к которой принуждают невыспавшиеся и раздраженные родители, – «одевают и тащат в храм», а праздник.
Как малышу готовиться к Причастию, как ему подходить к Чаше? Для начала просто представим, как может выглядеть воскресное утро для ребенка.
В воскресенье ты не валяешься в кровати, сколько хочешь. Тебя разбудят мама или папа. Может быть, ты бы еще поспал час-другой, но сегодня воскресенье, сегодня ты идешь в храм, а поэтому нужно встать пораньше. И не спорить с родителями, не хандрить, хотя, может, и глаза слипаются, и на улице темно.
Вставай и одевайся поскорее, празднично, ты приготовил одежду с вечера?
Завтрака сегодня не будет, в воскресенье, когда идут в храм, никто не завтракает.
Дома царит атмосфера приподнятости и торжества, но никак не суеты и нервозности. Ты готов? Умылся, причесался? Тогда вставай на молитву. (Хорошо бы перед выходом из дома, даже если суета и беготня, прочитать несколько молитв. Знаю, как это тяжело сделать, особенно если дома еще и маленький ребенок, но все же сказать несколько искренних слов Богу в утро Причастия очень уместно.)
Выходя из дома, не забудь приготовленную вчера записку с грехами.
Во время дороги в храм папа, конечно, не включает в машине радио, хотя, может быть, он и поставит кассету с церковными песнопениями. Но может быть, ты поедешь в храм на метро, в троллейбусе. Обрати внимание, что город еще спит, транспорт почти пустой, но кто-то едет вместе с вами. Это люди, которые работали ночью, они возвращаются домой, к семье, а кто-то, как и вы, едет в храм.
И по дороге в храм с мамой или папой ты не говоришь о пустяках, не пустословишь.
И вот ты в храме. Мама тебе рассказывала, что в древности говорили: храм – это небо на земле. Воистину так. Входишь с улицы в храм – и попадаешь в другой мир. Здесь нет лязга трамваев, грохота машин, гари, суеты. Непередаваемая и ничем не заменимая завораживающая священная атмосфера: свет свечей и лампад, благоухание кадильного дыма, песнопения…
Здесь все тебя возвышает, все напоминает о высшем, о Божием.
И ты с первых лет знаешь, что храм – это не место для игры, для пустых разговоров. И, разумеется, это не место для греха, например капризного поведения. Если ты начнешь капризничать, тебя выведут, вынесут из храма, остывать на воздухе. И для того, чтобы не мешал молящимся, и потому, что вредничающие дети недостойны находиться в храме.
Когда пришел в храм, не отвлекайся. Тебе рассказывали, что такое Литургия, ты знаешь, что все эти действия, песнопения – не театральное действие. Через эти обряды и песнопения наша душа прикасается к Божьему миру. Разве может человек молчать, когда ему хорошо, радостно? Разве ты сам не поешь в самые светлые минуты жизни? А твой рисунок, изображающий радость, нарисован какими цветами? Не черным же и коричневым? Вот поэтому и в храме больше поют, а не говорят, вот почему оглушает диакон, он хочет всем сообщить радость жизни с Богом, вот почему весь храм сияет золотом и разноцветными красками.
Ты знаешь, что Литургия – это не просто молитва. Литургия с самого своего начала стремится к торжественному концу, Причащению.
Родители рассказывали тебе, что происходит в алтаре.
Вот священники берут хлеб, берут вино – и молятся. А потом с этими хлебом и вином, обычной земной пищей, соединяется непостижимым, чудесным образом Господь наш Иисус Христос. Вся Литургия – это молитва о таком соединении.
Хлеб и вино остаются хлебом и вином, но теперь они несут в себе силу Божию, через них мы соединяемся со Христом.
Когда ты молишься в храме, ты можешь про себя молиться своими словами. О том, чтобы Господь помог тебе исправиться, чтоб Господь сохранил родителей, всех родственников.
…И вот наступает миг причащения. Крестообразно сложив руки на груди, потому что Христос был распят на Кресте и мы почитаем Его Крест, даже носим крестик на груди, мы подходим к Чаше.
У Чаши нельзя разговаривать, смотреть по сторонам, можно лишь еще раз вспомнить о своем недостоинстве и о любви Божией, которая готова тебе все простить, лишь бы ты становился лучше.
Подходя к Чаше, назови свое полное имя: Михаил, Елизавета, Александра. Твое имя, как бы тебя родители ласково ни называли: Лизонька, Санечка, – имя святого подвижника веры, жившего, может быть, столетия назад, родители рассказывали тебе о его жизни…
И, назвав имя, открывай уста. Священник специальной ложечкой – лжицей – положит в рот частицу Тела Христова с Кровью.
А потом, не разговаривая, все прожевав и проглотив, подойди к специальному столу, где после Причащения запивают. Чтобы во рту не осталось ни капли святыни, тебе дадут в кружечке теплую воду (может быть, с вареньем) и кусочек просфоры.
Скоро Божественная Литургия окончится. Верующие выйдут из храма и отправятся по своим делам. Нужно постараться не растерять то состояние мира, радости, покоя, желание жить доброй христианской жизнью, которые дал Господь молящимся.
И ты выйдешь из храма. Но, что самое главное, с Богом ты не разлучишься!
Впереди – целый воскресный день. И замечательно, что начал ты его с молитвы…
Лиза, а теперь я хотел бы, чтобы ты рассказала, как ты видишь подготовку ребенка к Причастию.
Елизавета: Здесь все очень индивидуально. Одному нужно больше, он в состоянии вместить больше, другому меньше, родители должны смотреть на психическое и духовное состояние ребенка и не давать ему нагрузки сверх силы.
Вечером должно быть время прочитать несколько молитв перед Причастием, может быть, какое-то свое правило было составлено у ребенка и его можно прибавить к вечерним молитвам.
И нужно посидеть (с родителями или одному) и поразмышлять, чем он за эту неделю провинился перед Господом.
Отец Константин: А вечернее богослужение, Всенощная?..
Елизавета:
Современные дети часто заняты не пять дней в неделю, а все шесть. Единственный выходной – воскресенье, но и тут ребенок должен вставать рано и идти в храм. Это трудно. Поэтому будет просто неразумно занять еще и субботний вечер, не дав ему отдохнуть. В современной жизни это просто тяжело и неразумно. Значит, если ребенок учится, пусть проведет субботу дома, с родителями, помолится дома. В каникулы идеально, чтобы лет с 10 ребенок шел хотя бы на часть Всенощной.
Отец Константин: Ты считаешь, что ребенок должен причащаться еженедельно?
Елизавета: Во всяком случае, еженедельно быть на службе. Причащаться, может быть, и не каждый раз, но на службе быть – еженедельно! Это ведь немного, если даже на Всенощную ребенок не ходит: всего раз в неделю, в воскресенье, прийти и помолиться…
И вот, учитывая все это, если ребенок сильно загружен (а многие дети на самом-то деле и не загружены, родителям надо просто умней организовать их жизнь), можно пропустить Всенощную, длинное вечернее молитвенное правило заменить на более короткое и затем посидеть, поговорить, поразмышлять о грехах.
Отец Константин: До какого возраста сидеть? С подростком не посидишь…
Елизавета: До такого, во-первых, пока ребенок сам хочет. Во-вторых, желательно до тех пор, пока ребенок не научится сам справляться с анализом своих поступков. Явно, что с ребенком 7-9 лет еще нужно это делать. Так мы приучаем его к критическому отношению к себе, к самоанализу. Это важно даже не только в перспективе его жизни как христианина, а вообще, просто как человека. Он научится анализировать свои поступки, отдавать отчет в том, что делает. Самому ребенку сложнее этому научиться, нежели с помощью взрослого, особенно в таком возрасте. А если он не научится анализировать свои поступки, то не сможет и изменяться в лучшую сторону…
Отец Константин: Многие родители, желающие духовной пользы ребенку, стремятся, чтобы тот причащался еженедельно. Это безусловно по отношению к детям, скажем, до четырех лет. А детей постарше, которые отдают себе отчет в своих поступках, но, тем не менее, продолжают делать что-то злое и не изменяются, – их, думаю, на время можно отлучать от Причастия.
Елизавета: Мне тоже так кажется. Если мы видим, что ребенок плохо себя ведет, у него не наблюдается желания быть в церкви, изменяться к лучшему, если он совершает одни и те же грехи и не старается исправиться, а такое мы видим очень часто, то что в таком случае священник делает со взрослыми? – отлучает их от Причастия. Та же мера применима к ребенку.
У нас почему-то развилось странное понимание, что ребенок каким-то механическим образом соединяется с Богом и поэтому, каким бы он ни был, что бы ни говорил на исповеди, как бы ни шел его духовный рост, такой ребенок должен причащаться из недели в неделю и вообще как можно чаще; тогда будут в нем происходить хорошие перемены.
Но это не так. Соединение с Богом не происходит каким-то магическим образом, оно происходит от соединения воли человеческой и воли Божественной. И если ребенок просто причащается, а не работает (сам или с помощью родителей) над собой, он не изменится. Сама по себе благодать в сознательном ребенке действовать не будет, хоть каждый день его причащай, он не станет от этого лучше. Ждать этого бессмысленно. На мой взгляд, нужно подойти к этому вопросу разумно. Совсем отлучить ребенка от Причастия – недопустимо, это ведь действительно благодать, отрицать действие благодати нельзя. И, кроме того, если ребенок не будет причащаться, он и будет жить вне Церкви и стремиться туда не будет, будет свое падшее состояние воспринимать как нормальное.
Но и позволять ему причащаться постоянно – это тоже антипедагогично. Ребенок привыкает к тому, что он пришел, что-то сказал на исповеди – и пошел и причастился. Никакой ответственности за содеянное, никаких настоящих требований к нему…
Тут, думаю, надо поступать так же, как со взрослыми. Если видим, что нет духовного роста, изменения в лучшую сторону, что ребенок делает нехорошие вещи, нужно разрешать ему причащаться, например, только раз в месяц, раз в две недели… Если же мы видим, что он пытается вести христианскую жизнь – старается измениться к лучшему, читает молитвенное правило, постится – пусть причастится, родители этому будут только рады и помогут ему в этом. Это будет для ребенка гораздо полезнее. С одной стороны, он будет в Церкви. С другой – будет серьезней к этому относиться и понимать, что он именно по своему недостоинству, сам отлучил себя от Бога.
Но вообще норму Причастия должен установить духовник, желательно вместе с родителями, ведь родители лучше знают ребенка.
Я как раз много вижу в храме таких детей, которым полезней было бы, если бы их отлучили от Причастия. Всю службу, из воскресенья в воскресенье, бегают по храму, дерутся, балуются, говорят какие-то гадости друг другу – а потом подходят на исповедь и причащаются.
Еще раз скажу, что развилась какая-то ненормальная практика: пока он ребенок, пусть причащается как можно чаще.
Думаю, для души тут только вред. Ведь благодать нужно принимать в достойную, во всяком случае, старавшуюся быть достойной, душу, а не стремиться как можно больше «урвать». Больше в душу благодати, чем та может принять, все равно не вложишь. А привычка, что так можно себя вести и что Причастие не представляет собой ничего особо ценного, – закладывается.
Отец Константин: Теперь, мне кажется, надо подробней сказать о молитве ребенка перед Причастием. Собираясь в храм на Причастие, ребенок должен утром помолиться. Это, конечно, не то Правило перед причащением, которое рекомендуется взрослым. Это и не обычные детские утренние молитвы. Это воскресное утреннее Правило! Это молитва, которую совершает маленький человек перед походом в храм.
Как это молитвенное Правило выглядит? Такие Правила можно найти в детских молитвословах, родители могут его составить самостоятельно (посоветовавшись с духовником) из известных молитв. Можно даже составить для ребенка маленький молитвенный сборник. Сегодня, когда во многих семьях – компьютеры, это совсем несложно, а ребенок нарисует к своему Молитвослову иллюстрации.
Молитвенное правило трехлетнего ребенка – это молитва Господня («Отче наш»), молитва «Богородице, Дево», несколько искренних слов, которые скажет мама от лица ребенка. Потом они перед иконой поклонятся – и готовы к выходу из дома.
В 4 года сюда можно прибавить молитву Оптинских старцев.
В 5-7 лет молитва перед Причастием может включать в себя, кроме нескольких общеупотребительных молитв, некоторые молитвы из взрослого Предпричастного правила. Кроме того, импровизированную искреннюю молитву произносят уже не мама или папа, но сам ребенок. Можно использовать фрагменты яркого и для ребенка понятного акафиста «Слава Богу за все».
До 6 лет лучше, если вместе с малышом будет молиться кто-то из родителей,
с 6-7 лет, если ребенок способен к некоторой самостоятельности и духовной ответственности, он может молиться и один.
И еще: тон молитвы утром перед Причастием – радостный, пронизанный светом воскресного дня. Родители могут сказать малышу, что, согласно древним канонам, даже становиться на колени в воскресенье запрещалось, чтобы не умалять торжество воскресного дня. Покаянной молитва была вчера перед сном, в субботний вечер. Тогда же ребенок вспоминал о прожитой неделе, о своих плохих поступках, может быть, написал записку-напоминание о грехах, чтобы с нею подойти к священнику.
Однако я знаю семьи, где двое, трое и более детей. Тут не до утренней молитвы. Лишь бы собрать всех, одеть, ничего не забыть… А маленькие хнычут. В таком случае, конечно, молиться утром не совсем удобно. Думаю, что в этом случае можно утреннюю молитву перед Причастием отменить.
Вот еще важная тема: что делать, если ребенок не хочет идти на службу? Как ты думаешь, его нужно принуждать?
Елизавета: Если родители оба верующие, думаю, такой вопрос не встанет. Может быть, в 13 лет, но не в 7–10. Тут надо различать вот еще что: ребенок может захандрить. Плохо выспался, плохое настроение, даже просто лень… Он может придумывать какие-то отговорки. Тогда мама должна сказать: «Ну-ка, быстренько! Как? Ты еще в кровати? Ты же христианин, как мы можем пропустить службу?» Помочь преодолеть «нехотенье». Если сказать: «Ну ладно, поспи» – это значит не помочь преодолеть грех, а, наоборот, помочь его развить.
Отец Константин: «Да, сынок, слабые мы с тобой люди, – недавно поделилась прихожанка словами, которые она периодически говорит малышу, – никак нам не встать. Ладно, сегодня спим, а в следующий раз обязательно пойдем на службу…»
По-моему, очевидно, что такие вещи недопустимо ни делать, ни даже говорить…
Елизавета: Если не хочет идти в храм подросток – это отдельный вопрос. В определенном возрасте вопрос о посещении храма должен быть предоставлен на волю подросшего ребенка. Я знаю случаи, когда родители требовали, чтобы их ребенок-подросток посещал храм, непременное посещение храма в воскресный день считалось в семье такой же обязанностью подростка, как приходить вовремя домой, ходить в школу. И ребенок выполнял эти требования, так же, как продолжал посещать уроки в музыкальной школе, несмотря на нежелание. Ничего хорошего в этом нет. Ребенок, только под давлением родителей занимающийся музыкой, с облегчением наконец убирает инструмент подальше. Так может произойти и с храмом: ребенок, освободившийся от власти родителей, покинет храм с облегчением, а в душе у него останутся неприятные воспоминания и ассоциации.
Так что, если ребенок категорически не хочет идти на богослужение, надо оставить его в покое, это уже не в нашей родительской компетенции. Но, конечно, ребенок должен знать родительское отношение к воскресному дню, храму и его поведению. Ребенок должен знать, что родители не считают, что все в порядке, что такое поведение они считают неправильным и грустят об этом.
Я не говорю о тех распространенных случаях, когда ребенок просто не может собраться, ленится идти в храм, не имея ничего принципиально против. Тогда имеет смысл прибегнуть к своему авторитету, слегка надавить на ребенка.
Отец Константин: Теперь два слова я хочу сказать о практическом моменте: что делать, если ребенок не хочет причащаться, кричит и вырывается, когда его подносят к Чаше?
Однажды я был свидетелем такой сцены. Перед Литургией я исповедовал. И увидел, что по храму ходит девочка лет четырех. За ней следили бабушка и, видимо, мама. Про себя отметил, что напрасно привели девочку так рано, еще до начала службы: она устанет. Но девочка вела себя на удивление осмысленно. Подойдя к иконе, останавливалась, крутила головкой, все рассматривала. Потом села на скамейку и стала болтать ногами. Началась Литургия.
Когда я вышел с Чашей причащать, подвели и эту девочку. Она подошла спокойно и даже с некоторым интересом. Настораживало то, что это был интерес человека, которому предлагают что-то совершенно новое. Я спросил, как ее зовут. «Малина». Девочка увидела, что я что-то беру на ложечку, и ее глаза расширились от ужаса… Я понял, что она никогда не причащалась. Спросил: «Знаешь, что я делаю?» – «Нет». – «Ты никогда не причащалась?» – «Нет». – «Мы, Марина, во время службы молились: Господи, дай нам соединиться с Тобой. И вот сейчас через сладкое Причастие мы соединяемся с Богом…»
И в эту минуту, неожиданно и для меня, и для дочери, мама железным захватом схватила девочку одной рукой за грудь, другой – сжала ей челюсти, открывая рот.
С диким воплем Марина стала вырываться. Конечно, причащать ее было невозможно. Ее увели, но я попросил маму не уходить из храма. Потом, когда подошел к успокоившейся девочке и попытался сгладить впечатление от пережитого ею ужаса, она в испуге отшатнулась. Конечно, дядя в странной одежде пытался показаться добреньким, но заботливая мама все расставила на свои места: с ней хотели обманом сделать что-то страшное, может быть, накормить горьким лекарством.
Когда я поговорил с мамой и бабушкой и спросил, почему они вообще ничего не рассказали ребенку о Причастии, они ответили: а что она вообще поймет в четыре года?..
Вот такое, к сожалению, типичное происшествие.
Предложу некоторые соображения на этот счет.
1. Воцерковление ребенка должно начинаться еще до его появления на свет. Малыш, находясь в утробе матери, слышит песнопения, слова молитвы. Когда он родился, с первых дней, недель, месяцев жизни его носят в храм. Мама улыбается малышу, если он спит, будит его поцелуем. Человек в золотой одежде дает ему что-то душистое, вкусное. Мама радуется за своего малыша, смеется, целует его, а что может быть приятней материнской радости? То, что получает ребенок, называется таинственным словом Причастие.
2. Если вы с воцерковлением опоздали, начинаете водить ребенка в храм в 2-3 года – подготовьте его к первому Причастию. Пусть первые свои походы в храм он не причащается. Постойте с ребенком на руках, пусть он увидит, с какой радостью причащаются люди: дети, тети, дяди.
Расскажите дома, что это великая радость – соединиться с Господом. Нарисуйте картинку: храм, священника с Чашей в руках. Ребенок должен захотеть причаститься.
Шипя на ребенка, разжимая ему зубы, выворачивая ему руки, вы добьетесь устойчивой ненависти малыша к храму и особенно к Причастию.
3. Вы никогда не приучите ребенка с радостью причащаться, если будете приводить его к Чаше раз в 2-3 месяца. Если, конечно, вы действительно по какой-то семейной или иной причине не можете приводить ребенка к Чаше чаще, – пусть хоть так, хоть раз в год. Но тогда за какое-то время начинайте готовить его к Причастию. Рассказывайте ему об этом, готовьтесь к походу в храм, как к празднику.
4. Если младенец (до года) капризничает, всякое бывает, его можно причащать. Священники и диаконы, держащие плат для отирания уст, имеют в этом некоторую сноровку, так что слушайтесь их. Но если ребенку больше двух, то есть он уже понимает, что такое насилие, принуждение, – лучше его не принуждать к Причастию.
В этом возрасте сначала нужно разобраться со страхом ребенка. От чего это? – увидел плачущего? Но капризок много. Чего-то боишься?
Во всяком случае, если самостоятельно не можете побороть предубеждение малыша, посоветуйтесь со священником.
Но насильно причащать ребенка сознательного возраста не надо!
5. Напомню одну важную деталь: Православная Церковь верует, что ребенок открыт благодати Божией в любом возрасте, и даже в несознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то сокровенными сторонами человеческой души. Поэтому ребенка можно крестить и приобщать Таинствам в любом возрасте. Однако христианская жизнь – это не просто опыт одностороннего, от Бога, воздействия благодатной силы на человека. Если бы так было, то и взрослым лучше было бы ничего не рассказывать, ничему их не учить, пусть приходят и приступают к Таинствам без рассуждения. Но святые отцы настаивают на рассуждении при подходе к Таинствам, на сознательном участии в мистической жизни Церкви.
Бог хочет нас одарить Своей благодатью, и мы должны свободно и сознательно, с благодарностью и радостью ее принять. И отдавать себе отчет в том, чего Господь от нас как Своих учеников ждет, чего требует.
Поэтому, например, в IV веке появляется практика крестить и причащать ребенка в том возрасте, когда он отдает себе отчет в происходящем.
три-четыре года – тот рубеж, за которым ребенок становится сознательным. Сегодня, в эпоху развивающих книг и игр, телевидения и радио, можно сделать поправку на год. Значит, время сознательного отношения к Таинствам – это 2-3 года.
В этом возрасте ребенок может знать, что ему не просто открывают уста и что-то туда вкладывают, но он является участником таинственного богослужебного действия и через Причастие соединяется с Господом.
Но вот еще сложная и очень деликатная тема: нужно ли ребенка… поощрять, если он готовится к службе и причащается. Я имею в виду не такую дикую ситуацию, с которой недавно столкнулся: бабушка обещала внуку-подростку, если тот причастится, купить кроссовки…
Елизавета: Мне кажется важным, чтобы родители постарались сделать так, чтобы день Причастия был связан в сознании ребенка с праздничным и радостным настроением. Нужно постараться сделать воскресный день – особенным. Тут вообще можно провести такую параллель: если ребенок хорошо трудился всю неделю, для него воскресенье – день молитвы и отдыха. Замечательно, если это день, когда вся семья собирается вместе. Пойти в кафе, погулять в парке, провести день в радости.
Но и зацикливаться на этом праздничном времяпрепровождении после Причастия не надо. Плохо, если ребенок ждет воскресенья и воскресной службы, чтобы получить награду. Не беда, если иной раз никакой награды не будет. В первую очередь надо объяснять ребенку, что воскресенье – еще и потому праздник, что в этот день вся семья идет в храм.
Важно, чтобы в детском возрасте возникла хотя бы привычка ходить в храм, хотя бы один день в неделю уделять Господу. Чтобы позже, по мере взросления, на эту привычку накладывалась духовная жизнь (я говорила об этом, когда мы рассуждали о молитве).
Отец Константин: В книге А. Соколовой «Две мои свечи» читаем:
«Очень жаль, что в нашем храме не служится ранняя литургия. Ведь дети просыпаются рано, и в ожидании выхода из дома им порой приходится протомиться часа три, причем их постепенно начинает заметно донимать голод. (С четырех лет я постаралась приучить своего младшего сына ходить к причастию натощак, хотя знаю, что это не обязательно в отношении маленьких детей. У старшего так повелось лишь с пяти лет.) Ребенку перенести его трудно, поэтому надо постараться облегчить его положение. Когда на кухне загремят посудой и начнется завтрак, лучше всего посадить детей рядом с собой на диван и занять их интересной книжкой. А то ведь может получиться и так: замешкаешься с каким-нибудь своим домашним делом, а малыш уже вот – стоит у стола и просит:
– Папа, дай мне кусочек колбаски. (Этот папа – неверующий. – прот. К.П.)
Хватишься, начнешь умолять да упрашивать – но поздно. В ответ услышишь:
– Мама, я в следующий раз пойду к причастию, а сейчас я хочу кушать.
Был в нашей жизни момент, когда я пускалась даже на такие хитрости: готовила в день, когда дети идут к причастию, самый невкусный и самый нелюбимый ими завтрак. Чтобы не соблазнились…»
Вот такая история. В чем неправа автор? Думаю, если бы мама принципиально, четко поставила правило не завтракать, дети его приняли бы. Мама должна проявлять больше принципиальности. Как это понимать, что малыш диктует: «…а сейчас я хочу кушать»? Мало ли что он хочет. Мама сказала «нельзя» – голос Самого Бога. Далее: неужели папа такой «вредитель», что не понимает, что нельзя делать что-то против маминого решения? В этом отношении муж и жена должны говорить об одном, чтобы у ребенка не возникало «шизофрении» (раздвоения сознания).
Но все же, несмотря на то, что приведенный пример и пути его решения неприемлемы, проблема поставлена важная: можно ли ребенку позавтракать перед Причастием?
Не нужно от такой постановки вопроса приходить в ужас. В древности Причастие совершалось в конце ужина, так называемой Агапы – «вечери любви». Лишь позже, для того чтобы человек относился к Таинству более благоговейно и трепетно, ввели обычай причащаться натощак.
Для ребенка имеет смысл воздерживаться от пищи утром, накануне Причастия, лет с пяти. Это должно быть осмысленное воздержание. Если у ребенка болит желудок, если он плохо себя чувствует натощак – лучше что-нибудь съесть. Это не отлучит от Бога. Ведь отлучаемся мы от Бога тогда, когда потакаем своим слабостям. Съесть приготовленную на воде несладкую овсяную кашу или выпить стакан кефира – не грех. Родители должны объяснить, что это и есть пост – послушание родителям: если родители говорят, что надо есть, – значит, надо есть, даже если каша невкусная.
Но выпить стакан сока, сладкого чая, съесть булочку – это уже слишком. Здесь нужно различать надо и хочется. Чтобы не болел живот, чтобы не упасть в обморок, надо иногда по послушанию родителям, что-то съесть, но ничего нельзя съесть или выпить, если просто хочется.
И еще вот о чем хотелось бы мне сказать, касаясь темы причащения ребенка.
Приходилось слышать: как так, мой малыш причастился, а потом… И идут грустные воспоминания. Кто-то упал, кто-то подрался и проч. Об этом пишет уже упоминавшаяся нами А. Соколова:
«В другой прекрасный день, когда Ванечка был причастником, он упал с качелей и ударился затылком об огромный камень, торчавший своим острием вверх. Матушки, наблюдавшие это падение со скамейки у песочницы, в ужасе отвернулись, ожидая, что от такого удара череп будет размозжен. Но произошло чудо: сынок отделался рассеченной на голове кожей и одной скрепочкой, стянувшей рану. Так закончился тот радостный денек: нашим бегом сломя голову с окровавленным ребенком на руках в травмпункт и мучительным стоянием перед дверью операционной, где захлебывался рыданиями бедный Ваня. И болезни, и травмы, и разного рода беспокойства душевные – ни от чего не застрахован в день причащения Святых Даров ребенок. Это надо твердо усвоить, но блажен не соблазнившийся о Мне… Блажен не усомнившийся в Его присутствии, в Его всемогуществе, в Его безграничном милосердии и любви…»
И с нашими детьми бывало такое. А чаще даже не несчастья, а ссоры детей, «искушения», как мы, взрослые, называем это. Почему в день причащения Святых Таин Христовых? Совпадение?
Едва ли. У святых отцов мы читаем, что сатана главной задачей своей ставит отвергнуть людей от Бога. Если человек живет сам по себе, вне Церкви, то лукавый еще и постарается так устроить, чтобы у человека все в жизни было благополучно. А стоит человеку начать ходить в храм, тут же начнутся испытания. Это многократно проверенный факт. Как победить эти искушения? Не обращать на них внимания. Ходить в храм, жить по-христиански. И скоро эти искушения стихнут, сатана отступит. Но до времени. Чтобы после нового нашего духовного рывка, после выхода на «новую высоту» вновь напасть на нас с более изощренными и тонкими искушениями.
Вот что-то подобное, как мне кажется, происходит и с ребенком. Если вы, дорогой читатель, начнете регулярно ходить в храм, – как мы и призываем, вы, несомненно, столкнетесь с искушениями. Дети могут заболеть, у них после церкви может подняться температура. Или появятся головные боли. Или ребенок упадет на ровном месте и, как только дети это могут, непременно головой на камни.
Но уверяю вас: Господь не допустит произойти чему-то страшному. Это типичные «страхования». Лукавый пытается нас напугать, заставить перестать ходить в храм. Не уступим ему. И искушения пройдут.
распространенные вопросы :
Почему младенцы кричат на Причастии?
Если родители приводят ребеночка на Причастие достаточно часто, то как правило таких проблем не возникает, если же от случая к случаю, то он просто пугается незнакомого места и начинает кричать или отворачиваться от лжицы.
Лучше начинать Причащать как можно раньше, чтобы ребенок привык.
Далее, что касается вопроса ЗАЧЕМ вообще причащать ребенка ?
Затем, что в причастии наша душа соединяется с Богом, Сам Бог входит в нас и невидимо мы становимся одним целым. Для чего маленького ребенка лишать этой благодати? На то есть также прямое указание Господом : «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне…» (Мф. 19:14)
Что касается негигиеничности. И прочей ерунды ,якобы причащаются из одной чаши и одной лжицы
Если вы так счиатете — пожалуйста, тогда и сами не причащайтесь. Зачем причащаться вина и хлеба, да еще при этом и микробами заражаясь? Это богохульство.
Обычно, такие разговоры привычно слушать от сектантов, а не от людей, считающими себя православными.
Другой вопрос, что НАМ НЕ ХВАТАЕТ ВЕРЫ. Вот это уже ближе к истине. Наш ум настолько забит всякой ерундой и мирской суетой, что нам не хватает смелости поверить в то, что Бог входит в нас посредством причащения. Не хватает смелости поверить, что Кровь Христова — не алкоголь, а действительно Кровь Христова.
Это называется маловерие. И это надо из себя искоренять.
Лишая ребенка Святого Причастия родители идут на компромисс с дьяволом ! ребенок лишенный благодати ,в Таинстве Причастия получаемой ,подвергается нападке падших духов и более уязвлен и доступен для бесовских игрищ с его душой

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющего грехов? Однако святитель Феофан Затворник говорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом младенца, как нового члена Его Церкви. По учению святителя, Причастие освящает его, умиротворяет и защищает от темных сил Божией благодатью.

Каждый человек, даже несознательный грудной младенец открыт для приятия Божией благодати, которая воспринимается не сознанием, а душой. Кроме того, существуют свидетельства того, что часто причащающиеся дети меньше болеют, лучше спят, не капризничают. Но не все знают правила причащения детей. Постараемся ответить на самые популярные вопросы.

Поделиться статьей с друзьями:

К какой части богослужения приходить с детьми

До года

С грудным младенцем можно приходить к приятию Таинства после Литургии. При этом младенцев перед причастием можно покормить. Только делать это следует хотя бы за полчаса до причащения, для того чтоб грудничок случайно не срыгнул. Мамам, которые готовились к причастию разрешается причащаться святых Таинств вместе с их детьми, даже если они пришли вместе с ними к концу или к середине Литургии.

До семи лет

С двух или трех лет надо постепенно приучать ребенка быть на службе хотя бы с молитвы, предшествующей окончанию Литургии, то есть с общецерковного пения «Отче наш».

После 3 лет ребенка можно постараться не кормить, однако строгих правил по этому поводу нет. Некоторые кормят детей пред службой до 6-7 лет. Каждые родители должны подходить к этому вопросу с разумением. Хорошо по этому поводу посоветоваться со священником. С семи лет принято приучать детей поститься, однако не строго и постепенно. Например, можно убедить его ради Христа отказаться от просмотра мультфильмов, или вкушения какой-то особенно вкусной для него пищи.

До десяти лет

Детей от 7 до 10 лет следует приводить в церковь к пению «Иже Херувимы».

Надо помнить, что не каждый ребенок, тем более маленький, может выдерживать всю службу и поэтому родители могут приходить в храм попозже. С детьми, которые имеют возраст более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители заметят, что ребенок устал, то могут выйти с ним на улицу, погулять около храма. Следует знать, что не у всех детей хватает терпения выстоять всю службу, поэтому не заставляйте его этого делать, поскольку можете вызвать у него нелюбовь к богослужению.

Какие молитвы читать детям перед Причастием

Священники рекомендуют родителям прочитать детям вслух хотя бы одну молитву или же несколько молитв при подготовке к причастию. Мамам (в отличие от пап) вычитывать все каноны и все правила не обязательно. Достаточно прочитать молитвенное правило ко святому Причащению. При этом прочитать за ребенка каноны и правило полностью могут или папа, или крестные, или же бабушка, дедушка.

Если же кроме мамы сделать этого никто не сможет, тогда она должна молиться соответственно своим возможностям. Но даже если у мамы совершенно не находится времени для большого количества молитв, то достаточно помолиться по правилу преподобного Серафима Саровского:

«Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз»

Постится за ребенка не нужно. Однако перед Причастием ребенка родителям следует воздерживаться от супружеских отношений. Надо постараться сделать все возможное, чтобы приход в храм для приобщения ребенка к благодати, не оказался бесполезным. Но делать надо все в меру сил, ведь Бог силы наши знает, Он от нас не ждёт ничего невозможного.

Надо помнить, что недостаточно только привести в храм ребенка и причастить его. Родители должны постараться сохранить полученную в храме благодать. В день причащения быть умиротворенными, не раздражаться и тем более и не ссориться. Наоборот постараться проявить особую любовь друг к другу. Дети — они чувствительны, и обязательно поймут, что день Причастия — это особый день. Только своим примером, добросердечным отношением друг к другу и к детям родители смогут воспитывать в своих чадах благоговейное религиозное чувство.

Как научить детей молиться

Ребенка надо приучать к молитвам своими словами. Например, «Господи спаси меня, папу и маму, крестных моих (имена), бабушку и дедушку (имена)». По мере возрастания (с трех-четырех лет) можно уже обучать ребенка главной молитве «Отче наш…». При этом ребенку следует объяснить каждое слово так, чтобы он конкретно понимал смысл молитвы.

Постепенно (с четырех-пяти лет) ребенку можно давать краткое правило из нескольких молитв. «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…», «Свитый ангеле Божий моли Бога обо мне», «Господи спаси и помилуй меня, папу и маму, крестных моих, бабушку и дедушку». Правило для ребенка должно быть не трудным, и кратким (от 5 до 10 мин. утром и вечером). Главное, чтобы он понимал, о чем молиться и молился с охотой.

Как подготовиться к исповеди

У детей о грехе другие представления, чем у взрослых. Поэтому Церковь, как правило, не исповедует детей в возрасте до 7 лет. Детей до этого возраста не исповедуют потому, что дети хотя и могут рассказать про свои грехи, но принести покаяние, чтобы полностью исправиться — не могут.

Родители детей от 7 лет должны находить время для небольшой подготовке их к первой исповеди. Если ребенок совершил неблаговидный поступок, родители должны ему объяснять, почему он поступил нехорошо и попросить его попросить прощения, сначала у Бога, а потом и у них. Так прививаются первые навыки исповеди. Со временем родителям надо проводить с ребенком простые беседы об исповеди, о смысле Таинства причащения. Сказать в доступных словах о Боге, который всех любит. Все дела, все поступки людей и в том числе детей, все их мысли Бог видит. И если ребенок сделал что-то нехорошее, то ожидает, когда он сам признается в этом родителям и на исповеди расскажет священнику, через которого Бог простит ему плохие поступки, то есть грехи.

Как часто можно причащать детей

На вопрос сколько раз дети могут причащаться, наверное, каждый священник ответит: «Как можно чаще». Но есть и определенные, рекомендуемые промежутки времени. Младенцев причащать можно практически каждый день, а детей от года и более 2–3 раза в неделю. Детей после семи лет, один раз в неделю или же раз в две недели и по праздникам. Отметим, что это всего лишь рекомендации. Бывает, что по занятости родители причащают детей реже, поэтому они должны определяться с этим в соответствии со своими возможностями.

Игорь Куршак

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.
Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:
  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие». То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Почему не помогает Причастие?

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

Гореть ему в аду.

Читайте также — Действительное Причастие

Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,»излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение»так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.

Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».

Мне кажется, в этом возрасте ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».

Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.

Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:»Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.

Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.

Продолжение следует…

Анна Гальперина

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее — 9 лет.

Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?

Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание. Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это — не обряд и не ритуал, который совершается символически. И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Предостережения

Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.

Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.

Личный пример

Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.

Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации — не редкость.

Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди). Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Можно ли ребенку перед причастием кушать

Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.

Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай — на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди — высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.

В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Подготовка

Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.

Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.

Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день. Однако надолго такое причастие оставлять нельзя — в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку. В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.

Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.

Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные — одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.

Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.

Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Евангельское учение

Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному — тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.

Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.

Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие — оно святое и хорошее.

Грех

После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.

Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.

Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Посещение храма

Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.

Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.

Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.

Поведение в храме ребенка

Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).

Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.

Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.

Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.

Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.

Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.