Как разрезают путы ребенку?

Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Появление на свет нового человека, первые дни его жизни с глубочайшей древности были обставлены различными обрядами, ритуалами и таинствами. Предки верили, что их соблюдение принесет младенцу здоровье, благополучие, оградит от несчастий в будущем. Некоторые обычаи сохранились и по сей день.

Чтоб никто не догнал

Один из них – разрезание пут. Говорят, подобный обряд существовал у многих народов. Но если для кого-то это фольклор, то в казахских семьях он практикуется и сейчас.

Описание обряда тусау кесу хранится в архиве нематериального культурного наследия Астраханской области. О нем рассказали сотрудникам областного методического центра народной культуры старожилы астраханских сел Марпуга Маженовнысовна Бикмухамбетова (село Затон Камызякского района), Турдубике Уразовна Калиева (село Лебяжье Камызякского района) и Калимат Кайсалиевна Кабышева (село Рассвет Наримановского района).

Период, когда ребенок делает первые шаги, один из самых важных в его жизни. Казахи верят, что от него зависит не только умение ходить как таковое, но и будущая судьба человека.

Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке, с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн», то есть чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком.

Ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Лента — чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Трава — чтоб было много растительности, а следовательно молока, чтоб был удачлив в дороге. Баранья кишка — чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.

Веревку завязывали на ножках ребенка восьмеркой. Между ножек ставили хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет», т.е. «Будет убегать — пусть его не догонят, будет преследовать — пусть догонит».

Разрезание пут – праздник, на который приглашались родственники, гости.

Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.

Прогнать глупость со двора
У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. И большинство «детских» обрядов связаны с этим периодом.

«Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают первые волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийткоьйлек), — рассказывает активистка АРОО «Центр ногайской культуры «Эдиге» Эльвира Хасанова. — По наблюдениям наших предков считалось, что после 40 дней ребёнок воспринимает окружающий его мир более осознанно, начинает узнавать родные лица, произносит первые звуки».

Младенец, которому больше 40 дней, называется у ногайцев «кыркынаншыккан бала».

Тело младенца считается слабым, а чтобы оно поскорее стало здоровым, не подвергалось болезням, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде.

Обряд сбривания волос проводит дедушка ребенка со стороны матери — нагашатасы. Новорожденного ему приносят домой. Родители дарят мужчине рубашку, он же преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются «карыншаш», что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади — это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожиданий, говорят: «Его утробные волосы дома оставили, наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья». Она шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Так было раньше, говорит Эльвира Хасанова. Сейчас ее заменяет первая распашонка ребёнка, которую на него надели сразу после рождения.

Когда ребенку исполняется 40 дней, считается, что от него уходит «глупость» – то есть он начинает осознавать окружающий мир. В этот день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости.

Первую «собачью» рубашку снимают с ребенка и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается на шею собаке. А затем дети начинают гонять ее, чтобы собака унесла глупость младенца, «йитакыл», и все плохое в нем. После обряда детей угощают сладостями, чаем.

Практикуется у ногайцев и разрезание пут. Но обряд отличается от того, как проводят его в казахских семьях. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атинджуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Во время обряда тысавкесуьв присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток – треножат. Под ноги малышу кладут деньги, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное — чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендейболсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежащих у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит.

Обряды разные, но объединяет их одно: желание, чтобы ребенок рос здоровый и счастливый, стремление дать ему все лучшее, защитить от бед и несчастий. Как бы мы ни отличались друг от друга, а любовь к детям у всех одна и не зависит от национальности.

Читайте также Как астраханские ногайцы стали татарами

Откуда у астраханских казахов столько родственников

Как эпидемия в станице под Астраханью взвинтила цены на карболку в Петербурге

Читать весь архив

Рождение и воспитание детей неизменно окутано множеством суеверий и традиций. Согласно одному из поверий, крайне важно перерезать путы у ребенка. В чем суть этого обычая? Как провести обряд правильно?

Зачем резать путы у ребенка:

Молодые люди часто вообще не понимают, зачем требуется выполнять такой ритуал. Но в сознании старшего поколения прочно укоренилось мнение, что если не разрезать путы у ребенка, то малыш не сможет вовремя начать ходить.

На самом деле эта традиция имеет более глубокий смысл.

Небольшой обряд призван:

*защитить ребенка от злых духов;

*оградить его от непреодолимых препятствий и неудач;

*сделать уверенным в себе, собранным и твердо ступающим по жизни.

Укоренившееся суеверие связано лишь с заботой о маленьком члене семьи. Родственники пытаются всеми силами уберечь его от опасностей и гарантировать благополучную будущность.

Тусау Кесер — разрезание пут ребенка у казахов:

Традиция перерезания пут считается дохристианской; многие полагают, что она встречалась еще у древних славян. Но наибольшую известность получил проводимый и ныне казахский ритуал Тусау Кесер. Он рожден из тенгрианских представлений о реальности.

Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо. Полагали, что существует три мира: подземный, земной и небесный. Каждый человек за свое существование должен пройти их все.

Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили — с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.

Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе.

В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются — в общем, настоящий праздник.

Как правильно разрезать путы у ребенка:

Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке.

Следует лишь учесть такие моменты:

*Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.

*Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.

*Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.

*Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.

*Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.

Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, — он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы — и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать.

С другой стороны — у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.

Жизнь человека наполнена обрядами и ритуалами. Многие из нас верят снам и приметам, а некоторым действиям мы придаем символическое значение. Например, обряд «перерезания пут».

Как «перерезать путы» ребенку, чтобы он быстрее и легче начал ходить? Кто-то о таком и не слышал вовсе, а кто-то из родителей ломает голову, как правильно и своевременно провести ритуал, чтобы помочь крохе ускорить процесс обучения самостоятельному вертикальному перемещению.

Когда ребенок начнет сам ходить?

Детки обычно делают свои первые самостоятельные шаги в возрасте около года. Иногда кроха может пойти раньше, в месяцев 9. Но если ребенок начал делать самостоятельные шаги к полутора годам – это не поздно. Важная информация о том, когда ребенок начинает ходить >>>

Какие факторы влияют на начало самостоятельного шагания? Здесь играет роль совокупность всех обстоятельств:

Мастерство хождения

Как формируется навык прямохождения у подрастающего дитя? Из беспомощного лежачего человечка, кроха за год-полтора превратится в подвижного неугомонного человечка, желающего с любопытством и интересом познавать мир. Он или Она учится:

  • переворачиваться;
  • сидеть;
  • ползать;
  • вставать на ножки с поддержкой на опору или руки взрослого;
  • ходить, держась за опору, например, вдоль дивана;
  • переходить от одной опоры к другой, делая первые шаги без поддержки;
  • наращивать навык удержания равновесия, топать, ходить и бегать самостоятельно.

Обряд «перерезания пут». Что это такое?

«Перерезают путы» ребенку в годовалом возрасте. Это таинство берет свое начало в язычестве. Новорожденный, беспомощный и уязвимый человечек, считался пришедшим из подземного мира. Научившись ходить, человек ослабляет связь с потусторонним миром и приобретает силы для борьбы за жизнь.

Теперь понятно, что такое «путы» у дитя – это воображаемая связь с подземным миром, от которой ему нужно помочь освободиться. Чтобы это сделать, и проводился обряд «перерезания пут». Для того, чтобы «перерезать путы» надежно, на помощь призывался сильный и успешный человек из окружения семьи.

Казахский обряд Тусау Кесер

В наши дни наиболее ярко и празднично освобождение ребенка от «пут» проводят в казахской культуре. Это таинство часто совмещают с празднованием первого года крохи. Собирается большая семья, дитя наряжают в национальный костюм, пускают пройти по выстеленной белой материей дорожке.

Малыша с обеих сторон поддерживают взрослые, чтобы помочь ему имитировать бег по дорожке. Ножки крохе опутывают трижды:

  1. пестрой нитью (обозначает силы жизни и преодоления препятствий);
  2. лентой из бараньей кишки (символ сытой и богатой жизни);
  3. засушенной травой (символизирует рост и развитие).

«Перерезать путы» приглашают уважаемого, успешного и сильного человека. Выбору человека придают большое значение, так как считается, что его персона окажет невидимое влияние не только на уверенность походки маленького человека, но и на его дальнейшую жизнь.

Белая дорожка за малышом осыпается сладостями. В конце белой ткани для него готовят на выбор хлеб, деньги и книгу. Что из этих символов первое привлечет внимание ребенка, то по поверью и будет интересовать его в дальнейшей жизни.

В славянской языческой культуре по причине высокой смертности младенцев считалось, что умение ходить означало выжить. Перерезать воображаемые путы мог тот человек, который первым заметит, что карапуз переступает с ноги на ногу – пытается сделать свой первый шаг.

Тогда проводили линию или крестик между ножек дитя острым предметом (топором или ножом), символически «зарубая» страх маленького человечка перед самостоятельной ходьбой.

Современные родители и сохранившие память предков бабушки «перерезают» воображаемые «путы» ребенку ребром ладони и мысленно освобождают его ножки для смелых самостоятельных шагов.

Мамочки спорят о необходимость правильно «перерезать путы» начинающему ходить ребеночку. Есть ли толк и необходимость в проведении такого обряда?

  • Одни считают, что это безобидный ритуал, который не навредит карапузу;
  • Другие, например, верующие православные семьи, считают ритуал опасным. С точки зрения официальной религии, любое соприкосновение с воображаемыми темными силами, это нарушение веры в единственного Спасителя;
  • Третьи считают, что «перерезать путы» бесполезно, не верят, что ритуал действует. Кроха сам без проблем начнет ходить, когда придет время.

Иногда молодые родители, не предающие значения ритуалу, замечают, что кто-то из бабушек «перерезает путы» малышу ребром ладони или острым предметом.

  1. Некоторые мамочки отмечают, что этот обряд никак не навредил, но после стараний бабушки малыш более уверенно стал практиковаться в самостоятельной ходьбе.
  2. Другие родители говорят, что проведение ритуала никак не повлияло на прогресс освоения ребенком прямохождения.
  3. А те родители, кто не знал о том, что нужно «перерезать путы» свидетельствуют, что их сынок (или доченька) и так благополучно пошел в положенное время.

Проводить обряд или нет?

Чисто технически «перерезать путы» ребенку – несложная и доступная каждому процедура. Однако проводить ритуал или нет – зависит от индивидуального решения семьи.

Каждый родитель прикладывает максимум усилий, чтобы помочь своему отпрыску сделать первый шаг и дальше успешно идти по жизни. И каждый папа, каждая мама верит во что-то своё, будь то искренняя молитва, рациональное научное объяснение или таинственный обряд, унаследованный от предков.

Зачем резать путы у ребенка:

Молодые люди часто вообще не понимают, зачем требуется выполнять такой ритуал. Но в сознании старшего поколения прочно укоренилось мнение, что если не разрезать путы у ребенка, то малыш не сможет вовремя начать ходить.

На самом деле эта традиция имеет более глубокий смысл.

Небольшой обряд призван:

*защитить ребенка от злых духов;

*оградить его от непреодолимых препятствий и неудач;

*сделать уверенным в себе, собранным и твердо ступающим по жизни.

Укоренившееся суеверие связано лишь с заботой о маленьком члене семьи. Родственники пытаются всеми силами уберечь его от опасностей и гарантировать благополучную будущность.

Тусау Кесер – разрезание пут ребенка у казахов:

Традиция перерезания пут считается дохристианской; многие полагают, что она встречалась еще у древних славян. Но наибольшую известность получил проводимый и ныне казахский ритуал Тусау Кесер. Он рожден из тенгрианских представлений о реальности.

Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо. Полагали, что существует три мира: подземный, земной и небесный. Каждый человек за свое существование должен пройти их все.

Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили – с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.

Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе.

В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются – в общем, настоящий праздник.

Как правильно разрезать путы у ребенка:

Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке.

Следует лишь учесть такие моменты:

*Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.

*Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.

*Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.

*Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.

*Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.

Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, – он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы – и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать.

С другой стороны – у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.

Появление на свет маленького человечка – это удивительное чудо. На всю жизнь запоминается маме первое кормление крохи, первое неловкое пеленание, первая ночь с малышом, проведенная дома. С нескрываемым восторгом родители отмечают маленькие, но важные достижения малыша – его первую улыбку, первый шаг, первое слово.
В прежние времена к событиям, совершающимся в жизни младенца впервые, относились очень серьезно. С ними связывали особые обряды, поверья, приметы, которые, по мнению наших предков, влияли на будущее ребенка.

С гуся вода, с младенчика худоба…
Первым важным событием в жизни младенца было купание. Принимавшая роды повитуха перерезала пуповину и начинала мыть новорожденного. У всех славянских народов был распространен обычай добавлять в корыто для купания младенца освященную воду. Серебряная монета, брошенная в воду, должна была обеспечить ребенку в будущем здоровье и богатство. У русских существовало множество примет, связанных с подготовкой к первому купанию. Кувшин с водой следовало наполнять полностью, до краев, чтобы жизнь маленького человечка была полной. Воде, предназначенной для купания, не позволяли кипеть, чтобы ребенок не был строптивым. Если купаться предстояло новорожденной девочке, следили за тем, чтобы кувшин с водой был узким и высоким – от этого зависело, будет ли у девочки стройная талия.
Украинцы добавляли в воду для купания девочки ромашку, чтобы она была румяной, ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, любисток, чтобы ее любили хлопцы. Чехи бросали в воду горсть зерна – так они пытались обеспечить младенцу будущий достаток. Сербы выливали воду от купания новорожденного под молодое фруктовое деревце, чтобы его сила и красота перешли на малыша.
Во время купания и после него повитуха «правила» тело младенца – соединяла ручки и ножки новорожденного, гладила его по спине, «выпрямляла» головку. Считалось, что от умения повитухи зависела будущая красота ребеночка.
Имело свое значение и первое пеленание. В качестве пеленки в первый раз обычно использовали поношенную отцовскую рубаху. Именно она должна была защитить малыша от всех болезней и хворостей, отогнать от него злых духов, а также обеспечить отцовскую любовь. Новорожденного клали на меховую шубу или на вывернутый кверху мехом тулуп, чтобы обеспечить ему богатую жизнь.
Первым местом пребывания младенца в доме была печь. Здесь он должен был провести от 2-3 дней до 1 месяца в зависимости от состояния своего здоровья. Малышу, появившемуся на свет раньше срока, предстояло пролежать на печи не меньше 6 недель – до времени его крещения. В этом обычае есть немалая доля здравого смысла – недоношенному ребенку, не умеющему еще поддерживать температуру тела самостоятельно, требовалось тепло.

Спи, младенец, баю-бай!
Первой настоящей постелью малыша становилась колыбель. У русских, прежде чем положить кроху в новую колыбель, требовалось запустить туда сначала кошку. Этот обычай сродни широко распространенному обычаю запускать кошку в новый дом, перед тем как туда войти. Кошка должна была взять на себя все болезни и невзгоды, а вместе с тем передать малышу свое спокойствие, умиротворенность, ласку.
У мордвы первое укладывание младенца в колыбель превратилось в целый обряд. В нем принимали участие все близкие родственники новорожденного. Колыбель на крюк вешал дед со стороны матери, бабушка стелила постель и клала под подушку лепешки. Мать передавала ребенка самой старшей из женщин или своей свекрови и та укладывала малыша в колыбель. Сначала она дважды клала его поперек кровати и спрашивала окружающих: «Так ли я кладу?». «Нет, не так» – отвечали ей. В третий раз она клала ребенка правильно – вдоль кровати головой к красному углу, где висели иконы. Она желала новому человечку здоровья и долгих лет жизни. После этого все присутствующие по очереди начинали качать колыбель. Сначала качала колыбель принимавшая роды повитуха, потом – мать младенца, а затем все остальные. Каждый из родственников брал из колыбели лепешку, клал взамен нее подарок и желал младенцу обеспеченной жизни. После взрослых приглашали покачать колыбель детей: считалось, что чем больше детей придет к новорожденному, тем счастливее будет его жизнь.

Кушай, дитятко мое!
Первое кормление младенца признавалось особым событием. В прежние времена не было молочных смесей, которые могли бы заменить материнское молоко, и именно поэтому женщины относились к грудному вскармливанию очень ответственно – от него напрямую зависело здоровье ребенка. Сербские женщины в то время, пока новоиспеченная мамочка кормила малыша грудью, держали над ее головой каравай – символ сытой жизни.
Не менее серьезно относились наши предки и к окончанию грудного вскармливания. Женщины обычно кормили ребенка грудью три поста – два Великих и один Филипповский или два Филипповских и один Великий. Иными словами, получалось, что кормление продолжалось около 1,5 лет. В последний раз мать кормила ребенка грудью на пороге дома – как будто бы она «выпроваживала» молоко. После своего молока она давала младенцу что-то вкусное взамен: чаще всего это были хлеб или яйцо. Болгарки пекли по этому случаю специальную булочку; то же самое делали и сербки, причем замешивали тесто на грудном молоке.
Впрочем, ребятишки с нежеланием отказывались от материнского молока. Чтобы облегчить отнятие от груди, многие матери старались напугать своих детей: они мазали грудь сажей или клали на нее кусочек меха. Такой обычай был распространен у многих славянских народов.

Зубки мои, зубки…
Каждой матери известно, какой ценой даются малышу первые зубы. По народным представлениям, зубы служили признаком физического здоровья человека. Их появление у ребенка служило поводом для настоящей радости. В Болгарии по поводу первого зуба было принято устраивать целое застолье и приглашать на него гостей. Чтобы зубы были белыми и крепкими, мать стучала по первому зубу ребенка серебряной монетой. В Сербии с этой же целью мать смазывала первый зуб грудным молоком. В Чехии первый из родственников, кто сообщал о появлении у малыша зуба, получал от его отца в награду деньги.
У русских широкое распространение получил обычай дарить младенцу на первый зуб серебряную ложечку.
Во времена, когда не существовало медицинских препаратов, служащих для облегчения боли при прорезывании зубов, на шею младенцу вешали волчий зуб: считалось, что у волков зубы не болят. Ребенку давали погрызть корни некоторых растений, которые могли облегчить боль. Сербы в воду для купания младенца добавляли просо, чтобы зубы появлялись так же быстро, как прорастает просо.
Праздничным застольем сербы и болгары отмечали не только появление у ребенка зуба, но и выпадение первого молочного. Чтобы постоянные зубы были здоровыми и крепкими, первый выпавший зуб бросали через крышу, подкидывали вверх или наоборот – забрасывали в самый дальний угол, под печку, под шкаф. Чаще всего эти действия выполнял сам ребенок. С просьбой о том, чтобы зубы были крепкими, русские обращались к мышке: «На тебе, мышка, зуб репной, дай мне костяной!». Болгары и македонцы просили «железный» зуб у вороны, а чехи – у лисицы. У словенцев существовало такое поверье: если в тот момент, когда у ребенка выпадет молочный зуб, мимо него пройдет кошка, у него обязательно вырастет золотой зуб.

Расти, коса, до пояса…
Показателем жизненной силы человека служили и здоровые, густые волосы. Повсеместно среди славянских народов был распространен обычай не стричь ребенку волосы, пока он не достигнет годовалого возраста. А словенцы даже считали, что волосы детям не стоит стричь до достижения ими семи лет. Запрет стричь волосы зачастую объяснялся боязнью замедлить у ребенка развитие речи. Впрочем, все это были пустые суеверия.
На первую стрижку младенца приглашали принимавшую роды повитуху. Стричь волосы разрешалось только при растущей луне или при полнолунии. Первые детские волосы матери зачастую хранили у себя в укромном месте. Выбрасывать остриженные волосы категорически запрещалось: их закапывали в землю, клали под камень или сжигали. Наши предки боялись, что их волосы унесут птицы: тогда им придется страдать головной болью.
Начало большого пути
Наверное, самым серьезным событием в жизни ребенка был его первый шаг. Родители всегда хотели, чтобы младенец побыстрее встал на ножки и стал самостоятельным. Для этого следовало впереди младенца провести несколько раз ножом крест-накрест. Такой обычай назывался «резать путы». Считалось, что после этого ребенок скоро начнет ходить и не падать. Иногда «резать путы» доверяли самому бойкому и шустрому в семье мальчику, чтобы его активность перешла на младенца.
Болгары и сербы устраивали по поводу первого шага ребенка праздничное застолье. Сербы пекли особый хлеб «погачу». «Погачу» ломали на куски и угощали ею всех своих родственников, друзей и знакомых. Считалось, что чем быстрее съедят «погачу», тем шустрее будет малыш.
Первую годовщину ребенка венчало праздничное застолье с приглашением родных и близких. Самыми почетными гостями на празднике были крестные родители и повитуха. Отмечать дату рождения человека каждый год наши предки не считали нужным: обычно справляли лишь именины – дату поминовения святого или мученика, в честь которого был назван человек. Исключение составлял лишь один праздник – год со дня появления на свет нового маленького человечка.

Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо. Полагали, что существует три мира: подземный, земной и небесный. Каждый человек за свое существование должен пройти их все. Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили – с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.

Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе. В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются – в общем, настоящий праздник.

Как правильно разрезать путы у ребенка

Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке. Следует лишь учесть такие моменты:

  1. Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.
  2. Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.
  3. Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.
  4. Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.
  5. Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.

Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, – он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы – и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать. С другой стороны – у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.

Арзу Кешкинбаева, 28 лет, родной город — Астрахань, @zuzik.art_studio

Я родилась в Астрахани, и моя семья больше русскоговорящая. А мой супруг из Актау, и вся семья мужа говорит на казахском. Но это не мешает нам находить общий язык и жить счастливо. Мы живем в Актау, я работаю на дому — делаю пригласительные, баннера, бонбоньерки.

На западе чтят традиции, и обычай тусау кесу соблюдают все. Так что у нас даже не было мысли о том, чтобы не проводить обряд.

WhatsApp Image 2018-11-21 at 14.07.26.jpeg

За полгода мы решили, что будем отмечать праздник в узком кругу — семья супруга и моя. Еще решили, что отмечать будем в другом городе — в красивом месте Боровое. Заранее купили билеты, забронировали уютный домик, заказали тортик, шары, национальный костюм дочке, дорожку тай тай.

Я думаю, что для перерезания пут важно выбрать человека, на которого ваш ребенок будет похож в будущем. Ваша семья должна уважать этого человека.

У нас на праздновании присутствовали только самые близкие, поэтому мы решили, что перерезать путы будет моя старшая золовка. Она у нас не по годам умная, ответственная, справедливая, добрая и с самого рождения любит мою дочку.

Люди считают, что если перерезать путы малышу, он сразу побежит. В нашем случае дочка пошла через два месяца. Также многие считают, что это открывает дорогу ребенку в светлое будущее.

Акбота Смагулова, 27 лет, родной город — Алматы, сетевой предприниматель

1.jpeg

У нас дружная гармоничная семья, современные родители. Мы живем вместе с ними, с братишкой мужа и его женой. А еще у нас есть сынок Абильмансур, которому недавно исполнился год. Пока Абильмансур единственный внук в семье, поэтому в доме все делают для него.

Хоть у нас современная семья, мы чтим казахские традиции, проводим все положенные обряды. Для каждой семьи важно, когда их ребенок проживает свой первый год благополучно, без болезней. И обряд тусау кесу символизирует, что ребенок освобождается от пут, начинает уверенно идти по собственной дороге.

Интересно, что этот обряд проводят по-разному в разных регионах нашей страны. Например, моя невестка из Актау, и там этот обряд проводится иначе, традиционнее. В Алматы все современнее. Но я думаю, главное провести обряд с хорошими намерениями.

Стало модно отмечать первый год ребенка как большой праздник и объединять его вместе с тусау кесу. Но Абильмансур уже в десять месяцев пытался ходить самостоятельно, мы ходили вместе с ним, водили за руку. Поэтому мы не стали ждать до года. Я думаю, нужно подстраиваться под ребенка, все дети развиваются по-разному.

Мы решили все за неделю — выбрали день и пригласили гостей. И купили все необходимое: белую дорожку, красивый костюм казахского батыра, веревку и все остальное.

2.jpeg

Особенное внимание мы уделили тому, чтобы подготовить к обряду сына. Рассказывали ему о том, что скоро он сможет побежать. Нам было важно через любовь и внимание подготовить сына.

При выборе человека для перерезания пут самое важное, чтобы у него были чистые намерения без злых мыслей. Хорошо, если это шустрый и честный человек. Важно, чтобы он был хорошим и позитивным.

Мы решили, что выбрать человека на эту роль должен дедушка. Абильмансур его первый внук, он сам давал ему имя, и сам выбрал человека. Мой супруг и его папа хотят, чтобы Абильмансур стал боксером — известным олимпийским чемпионом. Дома мы, играя с сыном, называем его «чемпионом». И дедушка хотел пригласить именно спортсмена. Но так как сроки подготовки были сжаты, мы решили, что это не так важно. Главное, не то, кто будет перерезать путы, а воспитать сына как чемпиона.

Я думаю, и сегодня этот обряд имеет большое значение. Это важное событие для каждой семьи.

Алмагуль Елтаева, 26 лет, родной город — Тюмень, сотрудник банка

26153441_142091776453321_917084021454798848_n.jpg

У нас молодая семья, ей всего четыре года. Но у нас уже двое детей — старший сын Тамерлан и младшая дочь Айлина.

Казахские традиции и обряды в наших семьях всегда соблюдали, и мы не отстали. Мы считаем, что этот обряд символичный — ты перерезаешь путы ребенку и пускаешь его искать свой путь.

Для сына обряд проводила его прабабушка, они сшила ему костюм, апашки готовили калта, ну а мы с мужем накупили сыну подарков. Потому что это событие было запланировано на его первый день рождения.

WhatsApp Image 2018-11-21 at 19.20.51.jpeg

Для меня было важно правильно выбрать человека, который будет перерезать путы. Я думаю, он должен наградить своего подопечного многими своими качествами. Мы долго думали, и я уговорила мужа Мирама сделать это самому. Насколько мне известно, обычно так не поступают. Но более надежного человека я найти не смогла.

С Айлиной этот обряд немного затянулся, так как мы еще не определились с человеком.

WhatsApp Image 2018-11-21 at 19.22.46.jpeg

Я думаю, обряд тусау кесу важен для каждого ребенка. Этим закладываются в них традиции, начало новой жизни.

Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».

У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.

В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.

К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».

Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.

Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.

Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».

После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.

После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.