Как учить ребенка стихам?

Сборник детских стихов: стихи к праздникам, обучающие и развивающие стишки, авторские и тематические стихотворения для детей.

Тренируйте память ребёнка!

Не каждый малыш может терпеливо дослушать до конца сказку или другую прозаическую историю. Тогда как детские стихи не утомляют монотонностью, рифма в них скачет как по кочкам, с легкостью задерживая внимание маленького слушателя. Удивительно как быстро дети запоминают стишки, стоит проговорить несколько раз, как они уже договаривают вместе с вами концовку. Обязательно пользуйтесь такой способностью, тренируя память с детства, вы очень упростите ребенку обучение в школе. Начинайте со стихов Агнии Барто раздела «Игрушки”, поищите маленькие четверостишия, они прекрасно запоминаются. Большинство из них вы и сами до сих пор помните наизусть. Так ведь?

Как выучить стихотворение к празднику?

В садике и школе ваш ребенок не раз столкнется с необходимостью рассказывания стихов перед публикой. Это может быть новогодний утренник или обыденный урок, в любом случае, важно, чтобы он этого не боялся. А ведь всего-то нужно уделить этому немного внимания.

Стихотворение необходимо выучить заранее и повторять дома как бы между делом, не заостряя внимание на важности события. Например, можно сказать: «помнишь, мы с тобой выучили отличный стишок? Ну-ка расскажи его мне”. Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит. Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой.

devochka-udivlenaРебёнок не запоминает, а виновата мама. Как мама? Опять мама? – уже слышу вопросы. Потому что только мама научит жизненно важной привычке: научит учиться, накапливать знания и запоминать стихи по ходу дела.

Вы – мамы, вы сами всё знаете. Простые стихотворения могут сделать малыша несчастным, подточить его веру в себя, превратить школу в камеру пыток. Вы в силах предотвратить это: сделайте работу над ошибками.

Я собрала 7 ошибок мам, в результате которых, всё сводится к печальному: «ребёнок не запоминает стихи». Тренерский опыт показывает: дети учат стихи наизусть в два раза быстрее – сразу, как только мамы раскусят, где собака зарыта.

Ну что же, будем исправляться! Расположила ошибки по убыванию: от самой вредной и популярной к менее распространённой.

Ошибка №1. Упускаем важное: глаза, уши или руки?

Визуалы считывают информацию глазами, аудиалы – слухачи, активно используют уши, а кинестетики познают жизнь руками. Люди получают информацию из мира с помощью трёх каналов. Мы знаем или хотя бы раз в жизни слышали, что люди делятся на этих самых визуалов, аудиалов, кинестетиков.

— Насколько важно знать ведущий канал восприятия ребёнка?
— Архиважно!

Запомните: канал восприятия информации напрямую влияет на обучение. Попросить малыша-визуала слушать маму и запоминать стихотворение на слух всё равно, что предложить глухому с рождения послушать новый радиохит. Уши помогают визуалу, но не дают полной картинки. И запоминание идёт со скрипом. Ситуацию исправят цветные карандаши, лист бумаги. Ребёнку стоит только нарисовать иллюстрацию к стихотворению, как оно тут же само собой запомнится. Мамы «глазастиков» также замечают: визуалы начинают быстро и легко учить стихи в школе. Потому, что научились читать, видеть стихотворение собственными глазами.
Ребёнок не запоминает стихи, когда мама задействовала не тот канал восприятия. Исправив ошибку, вы сильно поможете своему сокровищу в школе и в жизни. Пройдите бесплатное тестирование на сайте. Определите, какая память лучше развита у вашего ребёнка? Слуховая или зрительная?

Ошибка №2. Знаем только один метод запоминания стихотворений

Если главный канал приёма информации разный, тогда и способ запоминания — разный. Тут и кроется ловушка. Спросите себя: Какие методы запоминания стихов вы знаете? 90 % родителей окажутся в затруднительном положении, потому что знают только 1 способ: зубрёжка. «Ничего удивительного!» — не выдержат эмоциональные мамы. – Нас по-другому не учили. К тому же, мне помогало, я школу закончила. Так почему мой ребёнок не запоминает стихи?» Разным людям разные методы запоминания. Частные педагоги используют с десяток способов, чтобы выучить стих быстро и безболезненно. Только в курсе «Стихотворный БУМ» я показываю 5 методов для запоминания стихотворений.

Жаль, что прогрессивным методам запоминания в школе по-прежнему не учат. Переполненные классы, большая педагогическая нагрузка, плотная программа всё также не дают учителям развернуться. Хотя ребятам было бы интересно научиться делать невидимые шпаргалки, найти у себя «кнопку» и включать воображение, внимание и многое-многое другое.

mama-i-doch
Ошибка №3. Нет подготовительной работы со стихом

Часто мамы стремятся быстрее сделать домашнее задание с ребёнком, чтобы выдохнуть после рабочего дня, заняться домашними делами. А получается наоборот: стих не учится, мама и малыш расстраиваются, нервничают. Главная причина: неправильно обращаются со стихом. Важно знать волшебное правило трёх «П»: «Прочитать», «Понять», «Представить». Вначале дайте ребёнку прочитать стих самостоятельно – не перетягивайте одеяло на себя. Тот, кто читает стих, тот и отвечает за заучивание. Дальше выясните: все ли слова понятны ребёнку, и объясните неизвестные, переведите на современный русский слова типа «горница», «пролётка», «жеманство». Ребёнок не запоминает стихи, потому что не понимает смысл, не фокусируется на «абракадабре». Затем пофантазируйте вдвоём, представьте в голове и рассмотрите картинку, которую нарисовал поэт. Стих запомнится в 2 раза легче.

Ошибка № 4. Не правильно повторяем

Повторяйте правильно, чтобы запомнить. Распечатайте и повесьте на видное место график правильного повторения:
1) Через 15 минут, как выучили (закрепляем стих в памяти)
2) Через 2-4 часа, как выучили (заново учим слова, строчки, которые западают)
3) На следующий день по дороге в школу (шлифуем чтение стиха наизусть)
В этом режиме необходимо повторять любую текстовую информацию: правила, иностранные и словарные слова, параграфы.

Ошибка № 5. Учим стих не в том месте, не в то время, не в том настроении

rebionok-plachЖаль, что не для всех мам очевидно: дети – не роботы, не запоминают стихи, когда мозг и тело перегружены. Обязательно дайте перекусить, отдохнуть после школы, дополнительных кружков и занятий. Когда учите стихотворные строчки, тоже «делайте привалы». Помните, спустя 10-15 минут работы детское внимание рассеивается. Поэтому важно делать пятиминутные перерывы, переключаться на другой школьный предмет или просто общаться по пустякам, выпить вкусного чаю.

Полезно учить стихи на улице, в движении, на свежем воздухе. Возьмите стишок с собой на прогулку, экономьте время, читайте наизусть по пути в секцию или драмкружок. Пробуйте «учить» во сне: повторите четверостишие, лёжа в кровати, и положите книжку под подушку, чтобы лучше запоминалось. Детки любят этот магический ритуал, а научные исследования подтверждают: стихи лучше запоминаются перед сном.

Ошибка №6. Нет правильной мотивации

Вспомните Новый Год. Рассказать Деду Морозу стишок и получить подарок — живой пример мотивации. Детям часто непонятно (особенно, если даётся трудно): Зачем учить стихи? Ради чего я мучаюсь? В этом месте можно рассказывать о будущем и карьере взрослого, и как надо быть разносторонне развитым человеком. Но для детей эти слова часто звучат как филькина грамота.

Интерес, любопытство – подсвечивают ребячьи глаза светом, вдохновляют познавать новое. Здесь всё в руках вашей фантазии. Как вариант, заключите пари: 100 рублей тому, кто выучит стих всего за 10 минут! Пригласите в гости бабушек и дедушек и устройте фестиваль стихов. Или создайте видео-блог и записывать ролики для своих фолловеров, родных и друзей.

Не запоминают стихи несчастные дети, пойманные в ловушку «так надо» и «ты должен». Пусть же мальчишки и девчонки станут счастливыми, читая стихи наизусть!

Ошибка № 7. Не развиваем интеллект

malchik-ofigevaetИграйте с детьми в интеллектуальные игры. Расширяйте кругозор и словарный запас маленького человека, совершенствуйте логику, воображение. Помимо заучивания стихов развитой интеллект справиться и с другими задачами на жизненном пути.

Многим детям сложно дается заучивание стихотворений наизусть. Внимание рассеивается, детали ускользают, слова путаются — такое наверняка было знакомо и вам в школьные годы. Кроме того, сейчас еще и время вечно поджимает, выучить стих ребенку нужно быстро — за один-два вечера, при этом и другой домашней работы много. Если ребенок не может легко выучить стих сам, ему можно в этом помочь. Скорее всего, вы даже превратите это в увлекательное занятие, если возьмете на заметку несколько простых советов.

Главный совет: подключайте воображение. Один из основных способов для этого — визуализация. Можно представлять себе строчки из стихотворения, проговаривать, с чем что ассоциируется, как все это рисуется в голове.

Ассоциативные рисунки

Можно заучивать строфы с помощью ассоциативных рисунков. Например, возьмем стих Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Распечатайте текст произведения и зарисовывайте вместе с ребенком его построчно. Белый парус, голубая морская вода. Так вы поможете школьнику лучше представить себе стих и, соответственно, лучше его запомнить. Сначала ребенок должен попробовать рассказать строчки, ориентируясь на их визуальный пересказ. Через несколько повторений рисунки уже не понадобятся, потому что он все запомнит. У детей воображение развито на порядок лучше, чем у взрослых, поэтому такой метод можно считать самым действенным.

Метод Цицерона

Если рисование неэффективно или не вызвало особого интереса, то можно использовать для ассоциативного ряда более сложный, но тоже действенный метод: придумать для каждой строчки стихотворения кодовые слова, которые вы будете «расставлять» по комнате. Это давно известный способ запоминания информации — метод Цицерона. В помещении, где вы учите стих, нужно выбрать несколько локаций и поместить туда слова-ассоциации. Парус, туман, море, страна, родной — выбирайте под каждое слово место (кресло, кровать, подоконник, стол). Каждое слово вы вместе с ребенком должны оживить описанием: как развевается парус на ветру, как бьются волны моря о его корму и так далее. Затем прочитайте стихотворение несколько раз, проходя взглядом по тем местам, в которых вы «поставили» слова-ассоциации. Когда ребенок будет рассказывать стих наизусть, он сможет смотреть на эти места и вспоминать образы, что поможет выучить стих.

Смысловые блоки

Есть и более технические моменты в процессе заучивания стихов. Разбейте стихотворение, которое ребенку задали выучить, на смысловые блоки (чаще всего, на строфы), и учите по ним поэтапно. Подключайте рисунки, рассказывайте о том, что подразумевал автор в той или иной метафоре, можете смело обращаться к учебникам, которые рассказывают об авторском замысле. Помогите ребенку не бездумно зубрить каждое слово, а понимать смысл сказанного.

Читайте с выражением

Еще немаловажно учить ребенка читать и пересказывать с выражением. Экспрессия поможет лучше запомнить строчки и, что еще важнее, проникнуться настроением автора. Если ребенок будет относиться к произведению неравнодушно, задумается о смысле, то гораздо легче его запомнит. Вы можете объяснить ему смысл стиха, обсудить его вместе, подискутировать. Философское начало в произведении поможет ребенку сложить общее представление о содержании стиха, и впоследствии он легче вспомнит строчки, осознавая смысл и линию повествования.

Читайте стихи в свободное время

Чтение стихов и прозы — это основное подспорье для легкого учения строк наизусть. Чем легче ребенок будет воспринимать поэзию, тем проще ему будет ее запоминать. Познакомьте его с классиками мировой литературы и современными авторами-поэтами, дайте представление об этом, позвольте выбрать то, что ему самому по душе. И тогда он, возможно, будет учить стихи по собственному желанию, даже неосознанно, как мы заучиваем слова любимых песен, не прилагая к этому усилий. Для начала рекомендуем почитать нескольких талантливых детских авторов нашего времени.

***

Помните, что не все дети обязаны хорошо учить стихи. Но с каждым школьником можно позаниматься так, чтобы поэзия вызывала у него интерес. И тогда домашнее задание по литературе будет выполнено на высший балл.

А если вам некогда заниматься с ребенком дома, чтобы изучить мнемотехники, приходите к нам на курс скорочтения — первое занятие бесплатное. В программе курса почти два десятка различных способов запоминания информации, в том числе эффективные для запоминания стихов. И все они подаются в занимательной игровой форме, так что ребенку будет интересно запоминать с каждым разом всё больше и больше!