Как узнать что душа умершего рядом?

Как увидеть душу умершего человека, покойного родственника

Нет в Беларуси старых замков и кладбищ без своей «Белой Панны» — неприкаянной души, что глухими ночами является запоздалым путникам, как призрачный силуэт, проплывающий среди стен и надгробий. Некоторым удаётся случайно или намеренно, в определённых местах сфотографировать белёсые блики, загадочные свечения над могилами, парящие огоньки и подобные объекты. Энтузиасты с готовностью интерпретируют их как видимое присутствие душ умерших людей, а скептики объясняют всё оптическими эффектами.

Традиционные религии допускают, что некоторые люди могут видеть души умерших во сне и крайне редко наяву. Однако верующих не ориентируют на то, чтобы настойчиво стремиться к подобным видениям. Ислам, например, подходит к вопросу вполне категорично: если увиденная душа умершего не является галлюцинацией или плодом воображения, то она, скорее всего, представляет собой явление джинна, желающего напугать человека. Те же, кто утверждает, что общается с душами умерших — мошенники, имеющие в виду собственную выгоду, или сами одержимы джиннами.

В то же время сложившиеся народные традиции и современные мистические учения предлагают свои способы «увидеть» души умерших людей не прямо, но по определённым косвенным признакам.

Как увидеть душу умершего человека, покойного родственника

Как понять по народным приметам, что душа умершего родственника рядом

Принято считать, что беспричинно пришедшие приятные и тёплые воспоминания о покойном родственнике, представление его образа — это признак того, что душа умершего спустилась на землю и стала «видимой» для внутреннего, духовного зрения. Если при этом ощущается тревога, то умерший, скорее всего, хочет о чем-то предупредить. Случается так, что в опасную минуту приходят мысли об умершем близком, и в это же время приходит нежданная помощь.

Покойные родственники могут быть «видимыми» во сне. Если это тревожное сновидение, в котором беда касается умершего, за его душу надо молиться, чтобы она обрела покой. Если же несчастье касается самого сновидца, покойный стремится его предостеречь от опасности наяву.

Когда снится ссора с умершим, это знак обиды, которая не была прощена при жизни. Тогда идут к могиле, молятся за душу покойного в церкви, устраивают трапезу в поминальный день. Сон, в который душа умершего приходит с добрыми вестями, считается предвестником перемен к лучшему.

В народе бытуют приметы, связанные с древнейшими представлениями о душах, которые становятся птицами. Потому, если на балкон или к окну случайно прилетела птица, это пришла погостить душа умершего родственника. Пернатого посетителя не надо гнать, очень желательно накормить его и напоить. Прилетевший голубь даёт знать, что у домочадцев наладится личная жизнь. Синица появляется к деньгам, сорока несёт перемены в жизни, а ворона обещает везение в делах. Верной приметой того, что прилетала именно душа покойного родича, будут нахлынувшие при этом воспоминания о нём.

Считается, что животных, которые близко подходят на кладбище — кота, белку, ворону или собаку также направляет душа покойного родственника, пришедшая навестить своих. Такое животное надо угостить чем-то вкусным.

Современные мистики о том, как «увидеть» душу покойного

Практикующие эзотерики нашего времени, как и народные знатоки примет, чаще всего ссылаются на сны и косвенные признаки, которые свидетельствуют о том, что душа умершего родственника, близкого человека находится рядом.

К таким особым знакам относятся:

  • Странные, непонятно откуда берущиеся запахи, которые напоминают о человеке, которого нет среди живых. Это может быть запах его табака или её духов, даже запах любимой еды умершего.
  • Крайнее обострение чувств, благодаря которому удаётся расслышать слабую интонацию голоса покойного, или ощутить понижение температуры в комнате, почувствовать легчайшее, практически невесомое прикосновение.
  • Неожиданные находки. Это могут быть морские ракушки в совершенно «сухопутном» городе, попадающиеся на пути монетки или перья.
  • Реалистичные и правдоподобные сны с участием покойных родственников.
  • Внезапные неполадки с электроникой. Приборы перестают работать или включаются сами собой.
  • «Визиты» бабочек, стрекоз и птиц.
  • Неожиданно возникающее желание носить вещи или украшения покойного.

Если душу умершего удаётся «увидеть» во сне или распознать её присутствие по особым знакам, такое событие расценивается в целом позитивно.

Вопрос и ответ

Так значит, все медиумы и экстрасенсы, утверждающие, что они видят души умерших — шарлатаны?

Наверное, правильнее считать, что информацию о контактах с миром мёртвых пока нельзя объективно проверить и надёжно подтвердить.

Есть ли в Библии свидетельства того, что душу умершего можно увидеть?

В Откровении апостола Иоанна Богослова (6:9) сказано о видении душ «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». Однако чтобы иметь такое видение, надо быть подобным апостолу Иоанну.

Есть ли своя «Белая Панна» в Минске?

Да, говорят, она является припозднившимся прохожим в районе Кальварийского кладбища.

Отзывы

27 мая 2021

Спасибо Виталию Бурому за помощь, консультации, контроль и организацию.

Андрей

15 мая 2021

Спасибо большое Александру Фиранчуку за максимальный профессионализм, чуткость и четкость в такой скорбной и тяжёлой для нашей семьи ситуации. Все было организовано максимально быстро и без…

Василевская Олеся

полезный материал
остались вопросы

2 нравится

24 апреля 2020 | esd.adventist.org

Служение святых ангелов, о котором говорит Священное Писание, является одной из самых утешительных и драгоценных истин для каждого последователя Христа. Но то, чему учит Библия, извращено и затемнено хитросплетениями популярной теологии. Представление о естественном бессмертии души, заимствованное из языческой философии и внедренное в христианскую веру в темные времена великого отступничества, заняло место истины, которая так определенно и понятно изложена на страницах Священного Писания, а именно: «мертвые ничего на знают». И многие поверили тому, что «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», являются духами умерших. Такое убеждение утвердилось вопреки определенному свидетельству Библии о существовании небесных ангелов и их участии в истории человечества еще до того, как умер первый человек.

Учение о сознательном состоянии человека после смерти, особенно вера в то, что духи умерших возвращаются, чтобы служить живым, приготовило путь для современного спиритизма. Если умершие допущены к общению с Господом и святыми ангелами и наделены знаниями, намного превышающими те, которыми они ранее обладали, почему же им не возвратиться на землю для того, чтобы просвещать и наставлять живущих? И если, как учат известные богословы, духи умерших витают над их друзьями на земле, почему бы не позволить им общаться с ними, предостерегать их от несчастья и утешать в скорби? Как же могут люди, верящие в сознательное состояние человека после смерти, отвергать то, что дается им через прославленных духов как Божественный свет? И этим священным, по общему мнению, путем сатана осуществляет свои намерения. Падшие ангелы, исполняющие его повеления, являются людям как вестники из духовного мира. Убеждая людей в том, что можно общаться с мертвыми, князь зла оказывает чарующее, гипнотическое воздействие на разум. Падшие ангелы могут принимать облик умерших друзей. Они с изумительной точностью воспроизводят не только внешность, но и выражение глаз, голос и манеру говорить. И многие радуются тому, что их близкие счастливы на небе, и, не подозревая об опасности, внимают «духам обольстителям и учениям бесовским».

Когда они начинают верить, будто умершие действительно возвращаются, чтобы общаться с ними, сатана делает так, что перед людьми появляются образы тех, кто ушел в могилу неподготовленным. И, появляясь, они начинают рассказывать о своей счастливой жизни на небе, о высоком положении, которое они будто бы занимают там. Таким путем повсюду широко распространяется заблуждение о том, что после смерти не существует никакой разницы между праведником и нечестивым. Мнимые визитеры из мира духов иногда предупреждают и предостерегают своих близких, и впоследствии эти предостережения оправдываются. Затем, завоевав доверие, они начинают навязывать мысли, которые подрывают веру в Священное Писание. Выказывая глубокую обеспокоенность благополучием своих друзей на земле, эти духи стараются внушить им в высшей степени опасные заблуждения. То, что порой они говорят правду и способны иногда предсказывать будущее, придает достоверность их утверждениям, и лжеучения принимаются многими с такой готовностью и со столь безоговорочной верой, будто это самые священные библейские истины. И вот Закон Божий позабыт, дух благодати отвержен, и кровь завета не считается более святыней в глазах этих людей. Спириты отрицают Божественность Христа и даже Творца ставят наравне с собой. Так, скрываясь под новой маской, великий мятежник продолжает свою борьбу против Бога, начатую на небе и вот уже около шести тысяч лет продолжающуюся на земле.

Многие объясняют различные спиритические явления исключительно результатом мошенничества и ловкости рук медиума. Действительно, зачастую за реальные явления выдаются результаты фокусов, однако отмечается и явное вмешательство сверхъестественной силы. Таинственные стуки — именно так современный спиритизм заявил о своем существовании — не были ловким трюком или мошенничеством, но следствием вмешательства бесов, которые таким путем положили начало одному из заблуждений, наиболее успешно губящих душу людей. Вначале многие смотрят на спиритизм как на элементарное жульничество, но, столкнувшись лицом к лицу с такими явлениями, которые невозможно расценивать иначе как проявление сверхъестественной силы, они поддаются обману и принимают их за великую силу Божью.

Такие люди упускают из виду предостережения Священного Писания относительно чудес, совершаемых сатаной и его приспешниками. Именно благодаря сатанинскому вмешательству волхвы фараона могли подражать работе Божьей. Апостол Павел говорит, что перед Вторым пришествием Христа будут наблюдаться подобные же проявления сатанинской силы. Пришествию Господа будут предшествовать действия сатаны «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фессалоникийцам 2:9, 10). Апостол Иоанн, описывая чудодейственную силу, которая проявится в последние дни, говорит: «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле» (Откровение 13:13, 14). Апостол не считает эти явления простым обманом. Бесы обольщают людей настоящими чудесами, а не одной лишь видимостью.

Князь тьмы, который столько времени оттачивал свои способности в деле обольщения человечества, умело искушает людей всех сословий, какое бы положение они ни занимали. Образованным и культурным людям он преподносит спиритизм в такой тонкой и интеллектуальной форме, что многие попадают в расставленные сети. Мудрость спиритизма апостол Иаков называет «земной, душевной, бесовской» (Иакова 3:15). Это, однако, великий обманщик скрывает, чтобы наилучшим образом осуществить свои планы под покровом тайны. Тот, кто пришел ко Христу в пустыню искушения как сияющий серафим, является к людям в наиболее привлекательном виде — как ангел света. Беседуя с человеком на возвышенные темы, он пленяет его разум; всевозможными захватывающими картинами разжигает его воображение и воздействует на чувства красочными описаниями любви и великодушия. Он окрыляет человеческий разум величественными образами, внушая людям огромное чувство самомнения, уверенности в собственной мудрости, чтобы в сердце своем они отвергли Предвечного. Могущественный враг, который вознес Спасителя мира на необыкновенно высокую гору и там показал Ему все царства земли и славу их, найдет надлежащие пути и средства, чтобы затуманить рассудок всех, кто не защищен Божественной силой.

И в наше время сатана искушает людей так же, как в свое время искушал Еву в Едеме, — применяя лесть, разжигая жажду запретных знаний, поощряя стремление к самовозвышению. Именно эти страсти и привели его самого к падению, и именно через них он рассчитывает погубить человечество. «Вы будете, как боги, — заявил он, — знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Спиритизм учит, что «человек по природе своей — личность творческая, предназначение его заключается в том, чтобы неудержимо стремиться к вечному самосовершенствованию, чтобы таким путем достичь одного уровня с Божеством». И дальше: «Каждый должен судить только себя, а не другого». «Это суждение будет справедливым, ибо это суд над самим собой». «Престол находится внутри вас». Один из корифеев спиритизма, когда в нем пробудилось «духовное сознание», сказал: «Мои собратья-люди все были непавшими полубогами». А другой заявляет: «Любое справедливое и совершенное существо есть Христос».

Таким образом, вместо праведности и совершенства Безграничного Бога, Который один достоин поклонения и почитания, вместо совершенной праведности Его Закона — истинного мерила человеческих устремлений — сатана предлагает поклоняться грешному, порочному естеству человека, считая его единственным правилом суждения и мерилом характера. Это на самом деле развитие, но не вверх, а вниз.

Основополагающий закон умственного и духовного развития гласит: на что человек взирает, в то он и преображается. Человек постепенно приноравливается к тем предметам, над которыми размышляет, уподобляясь тому, что любит и чему кланяется. И человек не в состоянии никогда подняться выше своего образца чистоты, благочестия и истины. Если наивысшим идеалом является собственное «я», то никогда человек не возвысится над своими слабостями. Напротив, он медленно, но верно будет опускаться все ниже и ниже. Только благодать Божья способна возвысить человека. Предоставленные самим себе, мы неизбежно будем катиться вниз.

Людям, любящим всевозможные удовольствия, похотливым и с развитой чувственностью спиритизм преподносится в менее утонченном обличье, чем людям с утонченным интеллектом; в более вульгарных его формах они находят то, что соответствует их наклонностям. Сатана изучает каждую слабость человеческой натуры; он подмечает грехи, к которым склонен каждый человек, и затем прикладывает все усилия к тому, чтобы обстоятельства, благоприятствующие проявлению дурных склонностей, не заставили себя долго ждать. Он искушает людей впадать в излишества, извращая естественные потребности, заставляя их невоздержанностью ослаблять свои физические, умственные и нравственные силы. Он погубил и продолжает губить тысячи жизней, искушая людей потворствовать своим страстям и доводить себя до скотского состояния. И, для того чтобы довести всю работу до завершения, он заявляет через спиритов, «что истинное знание возносит человека над всеми законами», что «все происходящее есть благо», что «Бог не осуждает», что «все совершаемые грехи невинны». Люди начинают верить, что их желания являются высшим законом, что свобода — это право исполнять любое желание и что человек несет ответственность только перед самим собой. Стоит ли тогда удивляться, что повсюду господствует безнравственность и порок? Многие с величайшим удовольствием принимают такие учения, которые предоставляют им свободу следовать желаниям плотского сердца. Таким образом, воздержанием жертвуют ради похоти, а умственные и духовные силы человека подчиняются низменным инстинктам, и торжествующий сатана улавливает в свои сети тысячи жертв, считающих себя последователями Христа.

Но не следует обманываться фальшивыми притязаниями спиритизма. Бог послал миру достаточно света, чтобы люди были в состоянии обнаружить западни дьявола. Как уже было показано, учение спиритизма в своей основе резко противоречит определенному и ясному учению Священного Писания. Библия учит, что мертвые ничего не знают и ни о чем не думают; что они не имеют более части в том, что делается под солнцем, и что им ничего не известно о радостях или переживаниях тех, кто когда-то был дорог им на земле.

Более того, Бог прямо запретил всякое общение с мнимыми духами умерших. У иудеев тоже были люди, которые, подобно современным спиритам, утверждали, будто поддерживают связь с умершими. Но о таких «духах друзей», как называли этих пришельцев из другого мира, Библия говорит как о «бесовских духах» (см. Числа 25:1—8; Псалтирь 105:28; 1 Коринфянам 10:20; Откровение 16:14). Всякое общение с такими духами считалось мерзостью перед Богом и строго запрещалось под страхом смертной казни (см. Левит 19:31; 20:27). Само слово «колдовство» в наши дни вызывает неприятные ассоциации. Утверждение о том, что люди могут поддерживать связь со злыми духами, воспринимается как средневековая выдумка. Но спиритизм, насчитывающий сотни тысяч и даже миллионы приверженцев, проник в научные круги, в церкви, в законодательные органы и даже в царские дворцы — этот гигантский обман есть не что иное, как замаскированное возрождение колдовства, осужденного и запрещенного еще в древности.

Даже если бы не существовало никакого другого доказательства подлинного характера спиритизма, для христианина должно быть достаточно того, что спириты не делают никакого различия между праведностью и грехом, между самыми благородными и чистыми апостолами Христа и самыми развратными слугами сатаны. Утверждая, что самые порочные люди пребывают на небе и занимают там высокое положение, сатана тем самым говорит миру: «Не имеет никакого значения, насколько вы грешны; верите ли вы в Бога и Библию или нет. Живите, как вам угодно, ваш дом — небо». По сути дела, проповедники спиритизма заявляют, что «»всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»» (Малахии 2:17). Однако Слово Божье говорит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою» (Исаии 5:20).

Эти духи лжи, выдавая себя за апостолов, противоречат всему тому, что последние писали под влиянием Святого Духа. Они отрицают Божественное происхождение Библии, таким образом окончательно разрушая основание христианской надежды и устраняя свет, освещающий путь к Небу. Сатана заставляет людей верить, что Библия — это всего лишь вымысел или, в лучшем случае, книга, которая соответствовала младенческой поре в истории рода человеческого, но теперь к ней не следует относиться всерьез; а может быть, и вообще нужно забыть ее как устаревшую. А вместо Слова Божьего он предлагает всевозможные спиритические явления. Вот канал, который всецело под его контролем; с его помощью он может заставить мир верить чему угодно. Книгу, которой предстоит судить сатану и его последователей, он отодвигает в тень, именно туда, где он и желает ее видеть. Спасителя мира он представляет простым, обыкновенным человеком. И подобно тому, как стерегущая могилу Иисуса римская стража распространила ложь, внушенную ей священниками и старейшинами и опровергающую воскресение Христа, так и те, кто верит в спиритические явления, стараются доказать, что в жизни Спасителя не было ничего чудесного. И, отодвигая таким образом Иисуса на задний план, они привлекают внимание к собственным чудесам, далеко превосходящим, по их словам, дела Христа.

Верно то, что современный спиритизм видоизменяется и, скрывая те свои проявления, которые вызывают наибольшие возражения, рядится в христианские одежды. Но принципы его учения уже на протяжении многих лет проповедуются и популяризируются, и поэтому ничто не может скрыть его настоящего характера. Эти учения невозможно ни замаскировать, ни отрицать.

Но в своем нынешнем виде он еще опаснее, потому что облечен в более искусный и коварный обман, и ни в коем случае не заслуживает снисходительного отношения. Если в прошлом спиритизм отвергал Христа и Библию, то в настоящее время он как бы принимает и то, и другое. Но Библия истолковывается таким образом, чтобы это понравилось невозрожденному сердцу, в то время как ее торжественные и насущные истины оставляются без внимания. Любовь — одно из главных свойств Божьих — низведена до уровня слащавого сентиментализма, не делающего почти никакого различия между добром и злом. Справедливость Господа, предостережения относительно греха, требования соблюдать Его святой Закон — все это скрывается от людей. Народ учат относиться к Десятисловию как к мертвой букве. Приятные, чарующие сказки пленяют разум и побуждают людей отвергать Библию как основание своей веры. Христос отрицается, как и прежде, но сатана так ослепил человека, что он совершенно не замечает обмана.

Только немногие имеют правильное представление о коварной силе спиритизма и опасности его влияния. Обычно этим учением заинтересовываются случайно, только из любопытства. Люди не имеют реальной веры в него, и ужас наполняет их при одной только мысли подчиниться власти спиритов. Но, дерзнув вступить на запретную территорию могущественного губителя, они попадают под его власть, и он заставит служить ему помимо их воли. Однажды отдав свой разум в его распоряжение, они становятся его рабами и собственными силами уже не могут освободиться от колдовских чар. Ничто, кроме силы Божьей, дарованной в ответ на самую серьезную молитву веры, не освободит эти обманутые души.

Те, кто не борется с греховными чертами характера или же добровольно лелеет в себе любимый грех, сами навлекают на себя искушения сатаны и открывают ему дверь. Они отделяют себя от Бога, лишают себя защиты Его ангелов и, когда дьявол приступает к ним со своими обольщениями, становятся его легкой добычей. Те, кто отдает себя во власть сатаны, не имеют никакого представления о том, чем все это может кончиться. Подчинив их себе, искуситель использует их для совращения других людей.

Пророк Исаия говорит: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаии 8:19, 20). Если бы люди пожелали принять столь ясно изложенную на страницах Священного Писания истину относительно природы человека и состояния умерших, они бы тогда увидели, что спиритизм со всеми его притязаниями — это происки сатаны, действующего со всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными. Но, вместо того чтобы отказаться от вседозволенности, дающей столько приятного плотскому сердцу, и оставить любимые грехи, многие отворачиваются от света и идут напролом, невзирая ни на какие предостережения, до тех пор пока не станут добычей сатаны, запутавшись в его сетях. Так как «они не приняли любви истины для своего спасения… за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фессалоникийцам 2:10, 11).

Те, кто сопротивляется учению спиритизма, ведут борьбу не только с людьми, но и с сатаной и его ангелами. Они вступают в борьбу против «начальств, властей и духов злобы поднебесной». Сатана не уступит ни одной пяди земли, если только не будет отброшен силой небесных вестников. Народ Божий должен встречать его, подобно Спасителю, со словами: «Так написано». Сатана может и теперь цитировать Священное Писание, как и во дни Христа, и он будет извращать библейские учения, чтобы поддерживать свой обман. Те, кто желает выстоять в это опасное время, должны уяснить себе свидетельства Священного Писания.

Ко многим нечистые духи явятся под видом умерших родственников или друзей и будут внушать им самые коварные заблуждения. Они будут взывать к нашим самым нежным чувствам и будут совершать чудеса, чтобы подтвердить свои притязания. Мы должны быть готовы встретить их библейской истиной, утверждающей, что мертвые ничего не знают, а явившиеся в их обличье суть духи бесовские.

Нас ожидает «година искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откровение 3:10). Все те, чья вера не основывается на твердом фундаменте Слова Божьего, будут прельщены и побеждены. Сатана действует «со всяким неправедным обольщением», чтобы подчинить себе детей земли, и сила его обольщений будет непрестанно возрастать. Но он только тогда может достичь своей цели, когда люди добровольно поддаются его искушениям. Те, кто искренне стремится познать истину и послушанием очистить свою душу, тем самым делая все возможное, чтобы приготовиться к предстоящей борьбе, найдут надежную опору в Боге и истине. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя», — гласит обетование Спасителя (Откровение 3:10). Он скорее пошлет на защиту Своего народа всех небесных ангелов, чем оставит хотя бы одну доверившуюся Ему душу во власти сатаны.

Пророк Исаия говорит о том, как страшно обманываются нечестивые, считающие, что суды Божьи их не настигнут. Они говорят: «Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя» (Исаии 28:15). К описанным здесь людям относятся и те, кто, упорствуя в грехе, будут льстить себя надеждой, что нет никакого наказания для грешника; что все люди, как бы испорчены они ни были, будут взяты на небо и уподобятся ангелам Божьим. Но еще решительнее заключают союз со смертью и договор с преисподней те, кто отвергает истины, предлагаемые Небом для защиты праведника в день скорби, и вместо них принимают предлагаемую сатаной ложь: обманчивые притязания спиритизма.

Слепота нашего поколения поистине поразительна. Тысячи людей отвергают Слово Божье как недостойное доверия и со слепой доверчивостью принимают мистификации сатаны. Скептики и насмешники осуждают «слепой фанатизм» тех, кто борется за веру пророков и апостолов, высмеивают торжественные высказывания Библии о Христе, плане спасения и наказании нечестивцев. Они не устают демонстрировать свою жалость к тем, кто, по их мнению, столь ограничен, суеверен и одурманен, что признает требования Божьи и выполняет установления Его Закона. Они действуют с такой уверенностью, как будто бы и в самом деле заключили завет со смертью и договор с адом, как будто воздвигли неприступную крепость, защищающую их от Божьего возмездия. Ничто не в состоянии вызвать у них страх. Они с такой полнотой отдались искусителю, так тесно соединились с ним и так прониклись его духом, что у них нет ни силы, ни желания освободиться из его сетей.

Сатана давно готовится к своей заключительной попытке обольстить мир. Начало его работы было положено в Едеме, где он уверял Еву: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:4, 5). Он постепенно продвигался к шедевру обольщения — спиритизму. Ему еще не удалось в полной мере осуществить свои намерения, но и это будет достигнуто в оставшееся время. Пророк говорит: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откровение 16:13, 14). За исключением тех, кого защищает сила Божья и вера в Его Слово, весь мир будет вовлечен в этот обман. Убаюканные им, люди отдадутся роковому чувству безопасности, и только излитие гнева Божьего пробудит их.

Господь говорит: «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз со смертию рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны» (Исаии 28:17, 18).

Э. Уайт, Великая борьба, глава 34.

Видят ли нас умершие?

В противовес сугубым материалистам, считающим, что загробной жизни нет, все мировые религии и духовные течения исходят из того, что земная смерть, распад физического тела — это рождение в мире ином. Там продолжает, освободившись, жить истинная, бессмертная сущность человека.

В том, что после кончины происходит нечто подобное, многих убеждает феномен видения собственного тела со стороны, о котором рассказывают те, кто пережил клиническую смерть. Больше тысячи лет назад о том же сообщала «Тибетская книга мёртвых», которую ламы читали умершему, дабы наставить его в посмертном пути.

Видят ли нас умершие?

Свидетельства медиумов о способности умерших видеть нас

Принято считать, что посредниками (медиумами) между миром живых и обителью умерших могут становиться люди, наделённые особой чувствительностью. Они уверенно сообщают, что души покойных способны видеть нас в любой момент.

Узнав об этом, некоторые испытывают простодушное смущение, полагая, например, что умершие родители могут застать их в таком виде, который не предполагает присутствия свидетелей. По этому поводу медиумы говорят, что из мира душ действительно видно всё. Однако там не заботятся о материальном или физическом, и воспринимают земные реалии совершенно иначе, чистым духовным зрением. Поэтому принимать душ и переодеваться в комнате можно совершенно спокойно.

Православная церковь о Знании и Вере

Согласно православной традиции, душа умершего христианина видит своё тело, пребывая недалеко от него в первый день после смерти, созерцает любимые при жизни места, странствуя по ним в день второй и, готовясь в третий день по кончине покинуть земные пределы, видит собственные похороны. Пребывая в загробном мире, душа умершего также видит живущих родственников, воспринимает их молитвы и дела, совершаемые для её блага.

Родные и близкие, в то же время, не могут непосредственно в этом убедиться, собственными глазами увидеть, что молитвы, милостыня, службы, заказанные в церкви, действительно идут на пользу, помогают душе умершего, что она видит усилия живых. Если человек желает получить свидетельство об этом из мира иного, ему напоминают притчу о богаче и Лазаре (Лк.16:31). В ней говорится о том, что для людей, не имеющих веры, не чтящих Святого писания, даже явление человека из мира мёртвых не будет иметь доказательной силы.

Так утверждается безусловное преимущество Веры перед Знанием. Где требуют Знания и доказательств, там ещё очень мало Веры. Если же кто верит твёрдо, никакие явления из того мира не требуются.

Что говорится в других религиозных традициях о способности умерших видеть нас?

Согласно мусульманской традиции, умершие могут получать сообщения от живых, видят тех, кто приходит навестить их на кладбище, и кто совершает для них дуа.

Слышат ли нас умершие?

На этот вопрос как медиумы, так и представители духовенства отвечают положительно: слышат наши обращения к ним, слышат молитвы за них.

Можем ли мы всё-таки увидеть мир душ ещё при жизни?

Такие попытки проводил, например, известный американский гипнотерапевт Майкл Ньютон. Сеансы регрессивного гипноза позволяли его пациентам побывать в мире душ, где, как следовало из практики М. Ньютона, все мы пребываем в промежутках между очередными воплощениями. По результатам этих исследований было издано несколько книг, ставших мировыми бестселлерами.

27 мая 2021

Спасибо Виталию Бурому за помощь, консультации, контроль и организацию.

Андрей

15 мая 2021

Спасибо большое Александру Фиранчуку за максимальный профессионализм, чуткость и четкость в такой скорбной и тяжёлой для нашей семьи ситуации. Все было организовано максимально быстро и без…

Василевская Олеся

полезный материал
остались вопросы

5 нравится

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: вдохновляющий материал, события православного календаря и библейское чтение дня.

6 писем о покаянии. Аудиорассказы от "Фомы"

Два случая общения с умершими, - рассказ священника

Календарь питания:

Cухоядение

Особенности богослужения:

Утром: Литургия Преждеосвященных даров, вечером: Утреня 1-ый час, Парастас.

6 писем о покаянии. Аудиорассказы от "Фомы"

Аудиокалендарь:

23 марта — первая из трех (в 2019 году — двух) родительских суббот Великого поста. Родительские субботы — это дни особого поминовения усопших. Подробнее о них читайте .

Два случая общения с умершими, — рассказ священника Александра Авдюгина

Два случая общения с умершими, - рассказ священникаОднажды попросили освятить дом благополучного и материально обеспеченного семейства.

Красивый особняк с дорогой мебелью, продуманной планировкой и оборудованный всем необходимым для комфортной жизни. Особняк украшали практически определившиеся два взрослых чада, солидный хозяин и вполне соответствующая ему хозяйка.

После освящения пригласили отобедать, и я, конечно, спросил: что стало причиной освящения дома?

Вопрос вполне естественный, так как среди прихожан я их никогда не видел, а с главой семейства общался лишь в его большом рабочем кабинете.

— Понимаете, батюшка, у нас год назад умер отец, — начала повествование хозяйка. – Все было благополучно, но вот уже прошло почти два месяца, как он стал к нам ночью приходить.

— Ко всем сразу или к кому-то конкретно? – встрял я с вопросом.

— Да всех он пугает – вступила в разговор дочь семейства, — вот, только к папе раньше не заходил никогда…

— Что, и вы его видели? – обратился я к главе дома.

— Видел. Как вас вижу, видел – ответил он и продолжил. – Знаете, батюшка, я не верил раньше рассказам ни жены, ни дочек. Думал это у них женские фантазии какие-то. А здесь, на тебе, просыпаюсь три дня назад, я обычно в своей комнате сплю, от чувства, что на меня кто-то пристально смотрит. Открываю глаза – рядом отец покойный что-то мне говорит. Голос слышу, а слова понять не могу… Я даже испугаться толком не успел. Поднялся переспросить, что ему надо, он тут и пропал, как растворился куда-то. Лишь потом до меня дошло, что отца уже год как похоронили.

— Вы его хорошо рассмотрели? – спросил я.

— Да, как вас вижу, — ответил хозяин.

— Знаете, отец, не страшно, когда его видишь ночью, — вступила в разговор вторая дочь. — Но вот потом, когда он пропадает, такой, иногда, ужас накатывает.

— Действительно испугаешься, — подумал я.

Расспросил, как и отчего умер их дед и отец, отпевали ли. Оказалось, что о смерти своей покойный говорить начал месяца за два, хотя внешне образ его жизни ничем не изменялся. Все думали – чудит дед. А он возьми и умри, прямо в кресле, после обеда с альбомом в руках. Для всех это было столь неожиданно, что и поверить не могли: вот только что с ними говорил за обедом, а тут уже и нет его…

Похоронили, в храм землю с кладбища принесли, отпели.

— Не молились больше о нем дома или в храме?

— Да не научены мы молиться, батюшка. Жена ходила на сорок дней, службу заказывала – начал объясняться хозяин, — да дочки, когда отец начал по комнатам ночью ходить, к вам в храм забегали. Свечи за упокой ставили.

Рассказал я всем им, как поминать надобно, молиться попросил о благополучии души деда своего, да и поехал на приход.

На поминальную субботу, увидел я в храме всю женскую половину того семейства. Уже после панихиды подошел к ним с мыслью, что опять неблагополучно в их доме и оказалось, что ошибся. Вот, что они мне рассказали.

После моего ухода, долго обсуждали в семье происходящее и неожиданно, каждый в отдельности и все месте, вспомнили, что покойный как будто, что-то об альбоме им говорил. О том альбоме с фотографиями, с которым он в руках и умер. Открыли они этот альбом и там, среди пожелтевших листов и ветхих снимков с их далекими предками конвертик лежит, а в том конверте записка к сыну, невестке и внучкам, что-бы когда он умрет, его обязательно отпели, но только не с именем Григорий, а как Дмитрия. Именно так его когда-то окрестили, но так уж сложилась жизнь, что стал он Григорием…

Отпели мы приснопоминаемого Димитрия, в синодик храмовый его записали и не беспокоит он больше семью моих новых знакомых, да и в храм они теперь приходят, о нем и себе молятся.

Два случая общения с умершими, - рассказ священника

Часто люди подобное общение с умершими воспринимают исключительно как мистику, что-то полное пугающих загадок, на которые нет ответа. Но ответ есть — и его мы получаем в личной и церковной молитве о них. Более того, ответ мы даем сами, когда стараемся стать лучше, изменить свою жизнь в память о них, в благодарность им.

О подобных случаях участия душ умерших в нашей повседневной реальности каждый священник поведать может. Да, и не только священник! Практически каждый из нас, в дни поминальные на кладбище отправляется. Логике земной это наше действие не поддается определению, но на прямой вопрос: «зачем вы на кладбище идете?», ответ практически однозначный — «Своих проведать».

Проведать, то есть пообщаться, вспомнить и поговорить. Да, да! Именно поговорить!

Если хорошенько присмотреться в лица тех, кто на места захоронения приехал или на панихиду пришел, то кроме печали радость тихую на них увидишь с простым определением-выводом: «Слава Богу, пообщались!».

Это утешительное, на жизнь и служение вдохновляющее общение, напрямую и нас, священников касается.

Не столь давно рассказал мне знакомый батюшка вот эту историю. Беседовал он как-то со своим духовником и пожаловался ему:

— Не идет молитва, отче! Механически все. Наизусть ведь знаю и правило, и богослужебное. Слова произношу, а мысли…

— В лукавствии мира находятся? – подняв голову, спросил духовник.

— Там, отче, там. Сам понимаю, что так нельзя, а на деле от этого понимания ничего не остается. Выгорел я, наверное.

Духовник задумался. Перекрестился. Внимательно посмотрел на исповедующегося священника и неожиданно сказал:

— После службы со мной поедем.

— Куда? – удивился священник.

— Душу зажигать…

На кладбище было сыро и пусто. Да и кто пойдет, если весна только-только теплом определяться начала? Солнышка еще и не видели весеннего.

— Сколько твоих прихожан здесь? – спросил духовник у священника.

— Да я и не помню, отче, сколько. В каждом ряду лежат. За восемь лет я их столько отпел, не перечесть.

Священник медленно брел вдоль центрального ряда захоронений, вчитываясь в подписи на памятниках и на табличках к крестам прибитым.

— Вот бабушка и эти двое с нашего прихода.

Священник перекрестился.

Духовник шел за молодым батюшкой и тихо пел:

— Со духи праведных скончавшихся…

Подошли к недавнему, еще «свежему» холмику с большим деревянным крестом.

Священник так резко остановился, что духовник чуть в спину его не уперся.

— Ты что?

— Так это, — священник, выдохнул и каким-то чужим голосом закончил, — дядь Коля это…

— Какой дядя Коля? – спросил духовник.

— Он мне лет десять назад книжку дал о духовной жизни. Затворника книжка, Феофана. Я после нее в церковь пошел. Как же я не знал, что он умер…

Батюшка перекрестился несколько раз и упал на колени перед могилой. Прямо, в мокрую и грязную, от недавней могильной земли траву.

— Упокой, Господи, раба Твоего…

И они вдвоем запели: «Со святыми упокой»

* * *

— Тебя куда подвезти? – спросил духовник.

— В храм. Панихиду отслужу.

— Ты же «выгорел»?

Батюшка лишь рукой махнул, да добавил:

— Простите.

Два случая общения с умершими, - рассказ священника

Фото flickr.com

Полны храмы в дни поминальные.

Слезы печали в глазах? Есть и будут. Как обязательны и слезы утешения и тихой всепобеждающей радости. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32) и если мы с Ним, то и для нас они, родные и любимые, рядышком. Встречи ждут.

Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст сказал:

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Истинная сущность каждого из нас – душа. Она же, как нынче говорят, — «по умолчанию» бессмертна. Отсюда и понятия «боль душевная», «душа радуется», «не тереби мне душу» и т.п.

Увидеть не можем, пощупать не получается, понюхать не удается, но точно знаем – она есть.

За качества души любим человека или терпеть его не можем. Причем это отношение к душам нас окружающим остается и после обязательного и неминуемого часа смертного. Любовь не умирает, а претензии к тем, кто досадил или обидел, уходят в небытие, утихомириваются…

Знакомо состояние?

Думаю, что «да», особенно для тех, для кого вечность чрез Бога мыслится. Для священника же примеры реального утешения после общения с душами тех, кого любили и любим многочисленны и многократны.