Как воспитать в ребенке дисциплину?

В новую семью собаку отдают в возрасте 8-10 недель. Пока это совсем крохотный и несмышлёный малыш, но уже с 2-месячного возраста его можно начинать знакомить с основными правилами поведения в доме, постепенно приучать к кличке, месту, а позднее – к выгулу на поводке.

Воспитание не следует путать с дрессировкой, к ней питомец будет готов лишь по достижению 4-месячного возраста.

Как приучить к кличке

Всё начинается с приучения к кличке. Лучше, если она будет краткой и звучной, чтобы собака быстрее ее восприняла. В будущем она будет откликаться на нее и бежать к вам, весело виляя хвостом, как только вы позовете по имени.

Приучить щенка к кличке очень просто. Достаточно ласково повторять ее каждый раз, когда вы обращаетесь к питомцу и подзываете его к себе.

Кличка должна вызывать у любимца только положительные эмоции, поэтому не называйте её, делая собаке выговор.

Как приучить к месту

У каждого щенка должно быть свое место. Там он в любое время сможет спокойно отдохнуть, и никто не будет его беспокоить. Это своеобразное убежище для собаки, в котором она всегда будет чувствовать себя в безопасности и неприкосновенности. Очень важно объяснить детям, чтобы они не мешали питомцу отдыхать и не нарушали его границ, пока он находится в своем «укрытии».

Не стоит совершать неприятные для питомца действия, пока он доверчиво расслабляется в своем уютном уголке. Если вы хотите провести осмотр, почистить животному уши или постричь когти, лучше подзовите его к себе.

Место для собаки можно оборудовать под столом или в уютном уголке. Важно, чтобы в этом участке дома не было сквозняков и высокой проходимости. При этом со своего места у щенка должен быть широкий обзор: он должен видеть перемещение домочадцев.

Если место будет слишком закрытым – щенок может испытывать дискомфорт, как будто находится в закрытом, неинформативном пространстве. А значит, ему будет сложно чувствовать себя в безопасности. Не забывайте, собаки – крайне социальные животные! Даже находясь в своём укромном уголочке, щенок должен иметь возможность видеть вас и быть в курсе происходящего вокруг.

Для удобства лучше иметь дома две лежанки (подстилки), чтобы на время стирки и сушки вы легко заменяли одну на другую.

Приучить щенка к месту можно следующим образом: привлеките его лакомством так, чтобы он подошел к лежанке и сел на нее, затем дайте ему лакомство, ласково повторяя команду «место». Положите на лежанку любимые игрушки щенка и относите его на место каждый раз, когда он начинает засыпать. Со временем малыш научится воспринимать лежанку как уютное место отдыха и сам будет с удовольствием на ней обустраиваться.

С чего начать воспитание щенка?

Как приучить к осмотру и домашнему грумингу

Если не приучить собаку к домашнему грумингу с детства, то в будущем такие простые процедуры, как чистка ушей и стрижка когтей, могут превратиться в настоящее испытание. Причем как для питомца, так и для хозяина.

Ежедневно аккуратно осматривайте уши, глаза, шерсть, кожу, когти и ротовую полость щенка. Ваши движения должны быть мягкими и осторожными. Но в то же время уверенными, чтобы малыш понял: осмотр не принесет никакого вреда. После осмотра обязательно поощрите малыша лаской или лакомством. Ваши прикосновения и манипуляции должны ассоциироваться у него с положительными эмоциями!

Пока щенок маленький, он не нуждается в регулярном вычесывании или, к примеру, укорачивании когтей. Ваша задача — имитировать эти процедуры, чтобы в будущем собака воспринимала их спокойно. Для этого просто проводите по шерсти расческой или касайтесь лапок когтерезом. Щенок должен понять, что все эти странные приспособления абсолютно безобидны. В конце процедуры обязательно порадуйтесь за него, похвалите и угостите лакомством!

Обязательно обсудите с грумером особенности ухода за вашим питомцем. Каждая собака индивидуальна, и в зависимости от типа кожи и шерсти уход за ней отличается.

Как приучить к купанию

С трех месяцев щенков уже можно приучать к купанию. Подробно об этом мы рассказываем в статьях «С какого возраста и как часто купать щенка» и «Как правильно купать щенка?».

Как приучить к основным командам

Первые команды щенок может усвоить уже в три месяца. Да-да, это только кажется, что он еще несмышленыш. А на самом деле кроха уже готов изучать нормы поведения. Что это за команды и как правильно им обучать, мы говорили в статье «Что щенок должен уметь в 3 месяца?».

С чего начать воспитание щенка?

Как приучить подходить по команде и следовать за вами

Когда щенок уже освоил кличку, можно приучить его к команде «Ко мне». Произносите ее каждый раз, приглашая питомца погулять или поесть. При этом ваша интонация должна быть живой и дружелюбной.

Когда собака еще совсем маленькая, она стремглав бежит к хозяину, едва почуяв малейшую опасность. Но со временем она взрослеет, становится более самостоятельной и даже может затеять с хозяином борьбу за лидерство. В таком случае ваша задача – удержать позицию старшего путем грамотного и корректного воспитания.

Чтобы щенок следовал за вами, вы всегда должны быть для него уважаемым и интересным компаньоном. Почаще контактируйте с ним, вовлекайте в активные игры, зовите по имени, не забывайте периодически гладить и угощать лакомством.

Важно, чтобы собака воспринимала вас как лучшего друга и думала в ключе: «Нужно держаться рядом с хозяином, он точно покажет мне что-то интересное!». Такое восприятие – надежный фундамент для дальнейшего приучения к выгулу на поводке.

Как приучить к ошейнику и поводку?

К первым прогулкам нужно начинать готовиться заранее. Первый шаг — приучить щенка к ошейнику. Используйте легкие нейлоновые модели, чтобы малыш просто привык к факту, что на его шее что-то есть.

Первое знакомство собаки с ошейником и поводком должно проходить в домашних условиях, а не на улице. В знакомой атмосфере он будет чувствовать себя комфортно и воспримет новый опыт более позитивно.

Многим щенкам поначалу не нравится чувствовать на себе что-то постороннее. Они всячески стараются это снять, выгибаются, катаются по полу. В этот момент задача хозяина — отвлечь питомца. Привлеките его внимание лакомством или игрушками, поиграйте с ним. Общаясь с хозяином и догоняя любимый мячик, щенок быстро забудет о непривычном ощущении и очень скоро привыкнет к ошейнику.

Спустя несколько дней, когда щенок перестанет обращать внимание на ошейник, наступит очередь поводка. Аккуратно прицепите к ошейнику поводок. Ни в коем случае не тяните щенка и не заставляйте его сразу идти за вами. Позвольте ему свободно перемещаться по квартире, привыкая к новому ощущению. Следуйте за ним, не натягивая поводок. Со временем постепенно усиливайте натяжение, научите питомца обходить стулья и кресла, слегка воздействуя на него.

Пусть приучение щенка к поводку будет интересным занятием для вас обоих. Обходите препятствия, вместе ищите потерянные игрушки. Если собака упрямится и отказывается идти, то при натяжении поводка поманите ее лакомством и похвалите.

Приучение к аксессуарам может занять несколько дней и даже недель, но это того стоит. Если щенок освоит это занятие в пределах дома, ваши первые настоящие прогулки на улице пройдут гораздо приятнее! Помните про позитивное подкрепление лакомствами: они облегчат и ускорят процесс обучения. Старайтесь ласково подбадривать и хвалить малыша за успехи, даже если они пока очень скромные. Не будьте грубы, не требуйте невозможного, ведь малыш еще так мал и у вас столько времени впереди!

Планируйте первую прогулку с щенком только после того, когда вы уже провели комплексную вакцинацию и здоровье малыша находится в полной безопасности. Нельзя выгуливать щенка сразу после последней прививки. Дело в том, что в течение двух недель в организме малыша формируется иммунитет. Поэтому главная рекомендация – соблюдать двухнедельный карантин после вакцинации, а уже потом можете смело отправляться на первую прогулку.

С чего начать воспитание щенка?

В процессе воспитания не забывайте ласково подбадривать и хвалить собаку за успехи, даже если они пока очень скромные. Не будьте грубы с малышом, не требуйте от него невозможного, ведь он еще так мал, а вам некуда торопиться.

Не забывайте, что дружелюбное и бережное отношение к питомцу – это залог не только эффективного воспитания, но и многолетней доверительной дружбы между хозяином и его собакой.

Первая часть о важности дисциплины была по большей части теоретической; теперь пришло время для практических советов, которые помогут вам приобрести хорошие привычки.

Мелкими шажками

Ваш мозг противится резким изменениям. Если вы мотивируете себя на титаническую попытку из серии «Начиная с завтрашнего дня, я — новый человек», то вы только перегорите и вернётесь назад. Большое и внезапное так просто не работает, медленное и постепенное — работает. Здесь работает эффект игрушки йо-йо. Вам нужно выбраться за границу зоны комфорта, что является единственным устойчивым подходом.

Когда вы продвигаетесь мелкими шажками, через год вы обнаружите вместо себя другого человека — и даже не поймёте, в какой именно момент это случилось.

Фишка здесь в том, чтобы сделать небольшое изменение и позволить своему мозгу принять его как новую базовую точку. Так следующий шаг станет проще, потому что линия старта передвинулась. Намылил, смыл, повторил.

Потому что вы катаетесь на доске, а это значит, что волна движется вперёд под вами. Круто.

То, что я скажу сейчас, может прозвучать банальным, но на самом деле это не так очевидно: большие вещи состоят из маленьких. Небольшие изменения, к которым вы привыкаете и следуете каждый день, приводят к удивительно огромным результатам.

Используйте лестницу вместо лифта каждый день. Это всего пять или десять калорий, но за год наберётся на три пиццы. И это только калории.

Если вы будете тратить на небольшую уборку всего две минуты каждый день, то удивитесь, каким чистым ваш дом станет месяц спустя.

Небольшие, но последовательные вещи. Идите по лестнице.

Мозг противится резким изменениям, но постепенные изменения позволяют это сопротивление обойти. Это приводит нас к следующему пункту.

Принцип постепенности

Вы можете внедрять огромные изменения, разделяя их на небольшие управляемые шаги. Штука в том, что противящийся изменениям «тролль», живущий в вашей голове, даже не заметит, что происходит что-то большое. Сопротивление растёт экспоненциально, а не пропорционально, в зависимости от величины изменений. Этот принцип работает во многих аспектах жизни:

  • Вербовка новых шпионов это не «Здравствуйте, сэр, не желаете ли поработать на иностранное правительство, чтобы погубить собственную страну?» Это серия относительно безвредных и законных шагов — ужинов, небольших подарков и запросов на не такую уж важную информацию, что уже в итоге выливается в серьёзную государственную измену.
  • При съёмке порнофильмов продюсеры не просят незнакомую девушку с улицы возлечь с пятью качками — всё начинается с лёгкой обнажёнки («Честный модельный бизнес, ты чего»), потом всё дальше. Ну вы понимаете.
  • Есть зловещие примеры из политики.
  • Есть мысленный эксперимент про лягушку в кипятке — может, это и враньё, но говорят, что если положить лягушку в кастрюлю с водой и медленно её нагревать, то лягушка не выпрыгнет, потому что кипячение будет постепенным. Не знаю, зачем кому-то понадобится заниматься такими вещами, и вообще насколько это правдиво, но принцип точно такой же — именно так вам нужно низвергнуть внутреннего тролля-саботажника. Сварите его заживо. Медленно, усыпив его внимание.

Этот же механизм мы хотим использовать во благо.

Хотите начать больше заниматься спортом? Выйдите на прогулку. Хотите сесть на диету? Начните с отказа от одной самой вредной вещи — вероятно, это сахар. Хотите бросить курить? Возьмите сегодняшнюю «последнюю» сигарету, переломите её пополам и смойте в унитаз.

Из этого следует следующий пункт.

Умышленное управление исключениями

Лучший способ управлять пороками — принять их и управлять ими. Нельзя просто заставить их испариться, но можно научиться ими управлять и перенаправить их инерцию, осознанно включая их в план. Это метод дзюдо.
Суть в том, чтобы контролировать время и дозировку. Диета? Спланируйте дни, когда вы будете жульничать (раз в неделю, допустим). Тратите ценные часы жизни на Facebook? «Никакого больше Facebook» — неверно, «Facebook на 20 минут вечером, чтобы узнать, что происходит у друзей, и всё на этом» — верно.
Помните, что мозг сопротивляется крупным изменениям, и даже вдвойне, если они мешают немедленному удовлетворению. Резкий отказ от психологических привычек — это стопроцентный способ вызвать круг разочарования, неудач и ненависти к себе.

Этого можно избежать, если принять и спланировать исключения — без исключений из запланированных исключений.

Вы абсолютно точно можете позволить себе сказать: «Сегодня я останусь дома, буду есть пиццу, сидя в трусах, и играть в видеоигры». Но делайте это лишь изредка, осознанно и обдуманно — нельзя, чтобы это просто случалось с вами в отсутствие более продуктивного плана. Любой план лучше, чем этот.

Парадоксально, но такое раздолбайство даже не является приятным, оно заставляет вас чувствовать себя виноватым и бесполезным. Но вы будете им наслаждаться, если оно будет запланированным видом отдыха. Должны быть дни для пижамы, мороженого и тупых сериалов. Но это вы должны впускать их в свою жизнь, а не они вас в свою.

Подталкивание и приверженность

Есть очень и очень мощный трюк: использовать небольшие толчки в правильном направлении, чтобы обойти собственную защиту против хороших вещей для самого себя. Я объясню. Штука в том, чтобы снизить сопротивляемость мозга, сделав символический шаг в желаемом направлении, не разбудив при этом тролля.

Об этом принципе мне рассказал автор сатирического комикса Dilbert Скотт Адамс — если у вас нет настроения, чтобы пойти на тренировку, но вы бы хотели этого, просто наденьте спортивную форму. Это ведь просто, верно? Этого достаточно, чтобы мозг переключился, и вы вдруг обнаружили себя отжимающимся от пола.

Делайте маленькие, символические шаги в направлении предполагаемого изменения.

Если говорить о подталкиваниях и напоминаниях, я бы рекомендовал работу профессора психологии Дэна Ариэли.

Если вы хотите купить, к примеру, спортивные шорты и зелень (как я сделал пару дней назад), сделайте это именно в таком порядке. Таким образом, вы будете обязаны сделать здоровый выбор.

Это работает по двум причинам — подталкивание и фиксирование установки (очень важно), а также необходимость быть последовательным. Вы хотите обмануть свой мозг и заставить его думать «Я только что купил спортивную экипировку — я человек, который заботится о своём здоровье. Следовательно, я должен избегать отдела с вредной пищей».

Последовательность работает, потому что противоречивость буквально угрожает целостности эго. Наши прошлые решения составляют нашу личность, и её хочется сохранить. Так что вы делаете здоровые решения психологической составляющей сохранения своего «я». Защита эго делает за вас тяжёлую работу. Это лайфхак.

Давайте повторю ещё раз: последовательность — это необходимая вещь для самоощущения. Вы можете использовать это, чтобы делать почти всё, что угодно — вы делаете простые, маленькие, умные вещи, чтобы закрепить за собой образ поведения. Это — ядерное оружие управления собственной жизнью. Используйте с умом.

Перезарядка

Ещё одна суперважная вещь, если вы хотите взять собственную жизнь под контроль: не надо уставать и подвергать себя стрессам. Проще сказать, чем сделать, я знаю, но я покажу, как этого добиться.

Когда вы умственно истощены, вещи, которые вы делаете (или не делаете), находятся далеко от сознательных решений и здравого смысла. Если вы хотите развить хорошие привычки, научитесь «перезаряжать аккумулятор».

Если у вас есть смутное ощущение, что это проблема курицы и яйца, и что непонятно, что нужно сделать сперва: научиться управлять своей жизнью, чтобы избегать стрессов и усталости, или же научиться отдыхать, чтобы лучше управлять жизнью — вы полностью правы. Но вы можете привить эффективную систему отдыха к своему стрессовому образу жизни, таким образом прорывая порочный круг в его слабой точке.

На самом деле, если у вас стрессовая жизнь, вам в особенности нужно это сделать. Это просто, и занимает всего 10 минут.

И популярность этого метода растёт — интернет постепенно заполняется такими советами, но редко в схожем контексте — в особенности, чтобы откатить истощение эго и «исполнительную усталость». Что удивительно, учитывая, что это второе по популярности направление использования (первое — это ментальное здоровье в общем смысле).

И это (фанфары) — медитация. В самой простой (и, я думаю, наилучшей) форме — вы садитесь, очищаете разум, ровно дышите и обозреваете свой «пустой» мозг в его естественном состоянии — это всё. Всё остальное опционально.

Я обещаю, что это даст вам больше сил, чтобы следовать своим последовательным решениям и планам, или по крайней мере существенно повысит ваши шансы. Это «зелье маны» самоконтроля, пит-стоп для мозга, колодец желаний.

Это внутренние вещи. Не менее важно разобраться с окружением. Убрать всё, что отвлекает и искушает, упростить и привести в порядок — так, чтобы ваш разум не был занят сотней мелочей, а был способен полностью сфокусироваться на одной вещи, которую вы делаете в этот момент. Эффективной мультизадачности не существует. Разделяешь внимание — проигрываешь.

Основы управления окружением:

  • Очень сильно помогает чистота и порядок. Если грязная квартира — это часть вашей порочной петли, то уговорите друзей помочь вам («Я пытаюсь разобраться в своей квартире и жизни, помогите — я куплю пиво и пиццу, и так же помогу вам, если вы захотите сделать то же самое») или наймите уборщицу — всё, чтобы убрать раздражающие факторы снаружи, дать себе больше сил, чтобы разобраться со всем остальным в жизни.
  • Убрать из виду источники искушения. Если вы на диете, открытые банки с Nutella и купоны из пиццерии, валяющиеся на виду, губительны. Курильщики, выкиньте зажигалки. С глаз долой — из сердца вон.
  • Вместо всего этого поместите на виду конструктивные напоминания и подталкивающие штуки. Например, собственную фотографию в белье можно повесить на холодильник.

Если вы хотите снизить уровень стресса, можно сесть на информационную диету. Это не означает отрезать себя от мира — вместо сознательного игнорирования я предлагаю следовать качеству, а не количеству. Найдите высококачественные источники новостей и переключитесь на них. Полностью исключите и игнорируйте таблоиды и жёлтые медиа. Если статьи вас злят, то это, скорее всего, не хорошая журналистика, и она точно не полезна для вашего морального здоровья.

Внутренняя логика построения дисциплины заключается в том, чтобы установить более конструктивные отношения и улучшить баланс сил между вашими высшими исполнительными функциями: вашим рациональным взрослым рассудком и внутренним трёхлетним ребёнком, который принимает сокрушительно большое число решений.

Не утешайте себя, этот маленький засранец всё ещё там. Человеческая личность — как дерево: оно растёт наружу, добавляя слои, но внутренности никогда не уходят (ну, технически, старые деревья часто оказываются полыми внутри, а старики часто сбрасывают внешний слой и вновь превращаются в детей, но вообще-то у всех метафор есть границы).

Малыш всё ещё там, со своей импульсивностью и рассеянным вниманием, с близоруким стремлением к немедленному удовлетворению. В целом, вы хотите контролировать свои высшие функции. Это делать сложнее, если вы устали или находитесь в состоянии стресса, отсюда следует важность концентрации и медитаций, а также управления внешней средой.

Статья:

Дисциплина в группе во время занятий — в чем проблема?

Великие русские педагоги говорят, что «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для того, чтобы научить и натренировать детей для будущей жизни в нашем сложном мире. Если всё делается правильно, дисциплина помогает человеку обрести внутренний контроль и независимость».

Сложно не согласиться с этими словами. Но иногда настолько опускаются руки, что просто хочется убежать из группы. Ведь задача дисциплины в том, чтобы педагог смог привлечь внимание к изучаемому предмету и удерживать его на протяжении всего занятия. При этом, это должно достигаться и посредством правильной организации их собственной деятельности. А как этого достичь? Попробуем разобраться в нашей статье.

Очень важный момент — это работа с родителями. Как правило, плохо ведут себя те дети, на воспитание которых в семье не уделяют времени. Многие считают, что беседовать с родителями в сложившейся ситуации бесполезно, и в этом есть доля правды. Но попробовать все же стоит! Постарайтесь спокойно и доходчиво объяснить родителям, что подобное поведение ребенка в коллективе недопустимо. Расскажите, какие правила нарушает их чадо, попросите провести беседу дома.

занятие

Если мы обратимся к психологии, то она призывает принимать во внимание тот факт, что для ребенка характерно непроизвольное внимание. Другими словами, он обращает внимание на то, что ему интересно. В этом ему помогают как природное любопытство детей, так и игровая деятельность на занятии. И это нужно учитывать педагогу. Другими словами, планировать занятия таким образом, чтобы они были именно интересными, а не монотонными и включали игры. Не просто игра ради игры, а обучающие игры, которые помогают закрепить материал. Благо, сейчас их достаточно, как готовых дидактических, так и подвижных и других видов.

Несколько советов на вооружение

Предлагаю вашему вниманию несколько лайфхаков, которые помогут поддерживать дисциплину в группе. Нужно пробовать их последовательно, смотреть что больше подходит для вашего детского коллектива и затем внедрить в ежедневную практику.

Важно отметить, что дошкольники могут соотносить свои действия с теми последствиями, к которым они могут привести. Поэтому важно детей хвалить и всячески поощрять за хорошее поведение, например, выставлять оценки разными цветами. Если вы не будите замечать хорошее поведение, а акцентировать свое внимание только на плохом, то вы ничего не добьетесь. Дети любят обращать на себя внимание. И если вы не похвалите их за хорошее поведение, то будьте уверены, они найдут способ привлечь ваше внимание плохим.

Поскольку все дети разные, то к ним нужен индивидуальный подход. Конечно, это сложно сделать в группе, в которой 25 и более воспитанников. В связи с этим для борьбы с детским непослушанием и упрямством необходимо выработать свою линию поведения, которая должна проявляться строгостью и доброжелательностью. Дети очень хорошо чувствуют взрослых, поэтому если вы будете относиться к ним негативно, они сразу это почувствуют и будут капризничать.

физкультминутка

Будьте всегда последовательны. Если вы говорите воспитанникам, что вы их накажите за плохое поведение во время занятий, значит обязательно исполняйте свои слова. Ребенок мешает заниматься другим — посадите его за стул рядом со столом педагога. Балуется и отказывается слушаться — лишите его совместной игры на закрепление материала. Пусть сидит отдельно от других детей. Возможно, это очень строго, жестоко и не совсем педагогично. Но поверьте, в качестве последнего возможного способа восстановить дисциплину вполне подходит, если больше ничего не помогает.

Бич настоящего времени — это гиперактивность. Если у вас в группе много таких воспитанников, то обязательно поручайте им разные задания. Пусть помогают вам, и тогда с ними будет меньше проблем. Не забывайте постоянно вести с детьми беседы об их поведении.

Каким должно быть занятие в детсадовской группе?

А теперь поговорим непосредственно о том, каким должно быть занятие в детском саду. Чтобы оно прошло на «ура», а дети вели себя организованно, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Начиная занятие, проведите беседу о правилах поведения на нем. Заканчивая, также обсудите поведение, похвалите тех детей, кто вел себя хорошо. Разберите ошибки тех, кто не последовал вашим просьбам.
  2. Занятие должно быть хорошо спланированным, должно следовать определенному сюжету, возможно, нужно взять какие-то мягкие игрушки себе в помощь или сказочных героев. Ведущая деятельность во время занятия — игровая.
  3. Если у вас непосредственно занятие-игра, то ничего плохого не будет в том, если по его итогам будут победители и проигравшие. Ребенок с одной стороны повышает свою самооценку, а с другой — учится проигрывать, спокойно, без истерик.
  4. Во время проведения занятия педагогу следует быть спокойным, но при этом строгим и требовательным в разумных пределах.
  5. При построении занятия обратите внимание на то, чтобы оно начиналось с настроя. Это может быть небольшая песенка, речевка, мультфильм, раздаточный материал. В середине важно встраивать игры на снятие психологического и мышечного напряжения.
  6. Если ребята перестают контролировать свое поведение, то можно включить внеплановые психологические игры. Возможно, даже оставить детей выполнять письменные задания, а с гиперактивными и агрессивными отвлечься на непродолжительную игру.

Практические советы для молодых воспитателей

Возможно, эти советы будут неактуальны для тех воспитателей, кто уже долгое время работает в детском саду и знает, как справиться даже с самыми отпетыми нарушителями порядка. Но если вы растеряны, и не знаете, как наладить дисциплину, то обязательно примите к сведению следующие приемы:

Свисток, колокольчик и бубен

Важно, чтобы дети собирались на занятие по звонку. Конечно, в детском саду нельзя звонить так, как в школе, но колокольчик использовать вполне. Это сигнал о том, что пора задуматься о дисциплине и быть готовым слушать педагога. Возможно, понадобится какое-то время на то, чтобы ребята привыкли к этому условному сигналу. Значит, сигнал колокольчика — это нужно сесть на стул. Бубенчики бубна — встать у шкафчиков. Ну а свисток может выступать в качестве предупредительно сигнала. Т.е. сначала — свисток, а затем колокольчик или бубен.

Управление тишиной

Во время занятия для усвоения материала желательно поддерживать тишину. Порой это самое сложное, что приходится делать педагогу. Здесь бесполезно призывать к тишине. Но можно разыграть интересный спектакль, в который включить детей. Вы можете объявить себя Феей громкости. Объясните, что вы управляете звуком при помощи ладони. Когда ладонь раскрыта, из нее исходит громкий звук. Когда кончики пальцев соединяются друг с другом, то звук стихает, а когда ладонь переходит в кулак, то звук заканчивается. Попробуйте произнести с детьми какой-то звук. А если они начнут шуметь во время занятия, то управляйте звуком при помощи ладони.

Разминка на занятии

Не секрет, что сидеть на одном месте сложно. Это порой сложно делать даже взрослым, не говоря уже о детях. Сначала приходит усталость, потом снижается внимание, а после этого из-за скуки дети начинают шуметь и придумывать всякие вредности. И случается это не из-за вредности или гиперактивности, а из-за усталости. В данном случае можно и нужно провести физкультминутку. А можно предложить ребятам минутку разрядки. Вы даете какую-то команду, а дети могут в этом время поговорить друг с другом, крикнуть, встать. Можно произнести какую-то рифмовку, вспомнив предыдущий совет, дирижировать громкость звука при помощи ладони.

друг за другом

Волшебные движения

Возвращаясь к предыдущему приему, можно его немного дополнить. Дети могут выполнять движения не просто на месте, а двигаясь в определенной последовательности. Двигаться можно начинать тогда, когда педагог даст сигнал при помощи бубна. По сигналу дети двигаются разными движениями друг за другом, а когда бубен смолкает, то они замирают на месте. Можно ходить не по кругу, а идти до воспитателя, который стоит на удалении, а затем идти в обратном направлении к своим местам. Это идеальный прием для снятия напряжения во время занятия. И педагог может управлять поведением детей.

В качестве заключения

Заканчиваю эту статью, хочу отметить еще несколько важных моментов, которые нужно учитывать при формировании правил в группе. Так, правила должны быть четкими, без упоминания того, чего делать нельзя. Лучше говорить, что нужно делать. Количество правил не должно превышать пяти. Дети должны понимать, что педагог от них хочет. При этом тон воспитатель должен носить дружественный характер. Правила нужно время от времени напоминать. И обязательно хвалить всех за их соблюдение. Если вы делаете замечания, то постарайтесь сохранять спокойствие и оценивать не самого ребенка, а именно его поведение.

Владеть собой — наивысшая власть.

«Как развить самодисциплину” — частая боль. Частая потому, что у многих задающихся этим вопросом с одной стороны есть большое желание получить сочные плоды самодисциплины, а с другой стороны — внутренний протест против вообще каких-либо ограничений. Особенно это касается ограничения в «виноватых удовольствиях», которые якобы делают нашу жизнь такой веселой и полноценной.

Но это, конечно же, не так.

До прямой рекоммендации о том, как выработать чертову самодисциплину нужно понять, почему же людям порой трудно дисциплинировать себя.

По своему отношению к самодисциплине мы делимся на 3 типа:

Первый тип — Гедонистичный Саботажник

Первый тип, услышав про самодисциплину (подразумевающую ограничения), нахмурится и подумает: «Жизнь и так не малина, от неё надо брать все, что приносит кайф, иначе зачем вообще жить!”. Исполненная (уже 72-летней) Дебби Харри песня «Die young, stay pretty» часто служит жизненным девизом для этого типа. Самодисциплина для них служит надругательством над их «и так непростой» жизнью.

Ничего плохого в этом нет. Да, многие так и живут: лучше двойное удовольствие сейчас с последствиями, чем тройное и без последствий, но завтра. Они не любят даже малейшего дискомфорта, не могут ждать и не хотят терпеть.

Но, что любопытно, именно эти люди в итоге терпят больше всего. Ведь если не умеешь терпеть ограничения, созданные самим собой для улучшения своей жизни, придется терпеть ограничения от самой жизни. А самодисциплина — это самоограничение. Не тренируешь самодисциплину сам по своим правилам — тебя дисциплинирует жизнь так, как вздумается ей. Отсутствие денег, болезни, одиночество, загубленный потенциал, — печальная плата за нежелание отказывать себе в том, что разрушительно потом, пусть и приятно сейчас.

Второй тип — Гедонистичный Откладыватель

Это те, кто с вожделением смотрит на волевых людей и ищут секреты мотивации, но продолжает жить, как живет. Они понимают, что достижения, успех и органическое, настоящее счастье — это плоды самодисциплины и ограничений, но подсознание не готово отказать им в их «виноватых удовольствиях”. Они мечтают воспитать самодисциплину, но подсознательно воспринимают ограничения как скуку и необходимость.

Где-то глубоко внутри им кажется, что вожделенная жизнь станет скучной и предсказуемой, а они превратятся в успешных роботов.

Этот страх становится следствием распространенной ошибки — желания «взять себя в руки по полной” и совершить жизненный поворот на 360 градусов. Эти люди хотят многого (из всех 3 типов именно у них больше всего неудовлетворенных ценностей), и потому они очень спешат. «С завтрашнего дня я — новый человек!» — думают они. И их почему-то каждый раз удивляет и расстраивает, что завтра они такие же, какими были вчера.

Маленькие регулярные действия в сторону своих целей кажутся им тратой времени, которого у них мало, потому они очень спешат играть в любимую игру «подсознательная программа на неудачи» , быстро поднимаясь вверх и так же быстро срываясь вниз. Как же выработать самодисциплину, когда ты всегда на старте?

Третий тип — Гедонистичный Воин

А вот третий тип думает совсем иначе. Он не ломится менять всю свою жизнь, во-первых, потому что и так никогда не сходит с линии своих целей и желаний, а во-вторых он интуитивно знает, что быстрые результаты и резкие перемены могут дорого обойтись. Они внедряют новые привычки методично, с настойчивостью осла.

Для них достижение — это не результат решения, а их ежедневная реальность.

Именно это и есть тренировака самодисциплини: ежедневные действия, ведущие тебя к желаемому. И все становится так, как надо, когда эти действия превращаются в вашу рутину.

Третий тип воспринимает самодисциплину и самоограничения как самоогранку, а себя — как неограненный алмаз. Эти люди любят «огранять» свои навыки, свою внешность и свой характер, потому что знают: это самый благодарный и окупаемый труд в мире. Для них самодисциплина — это интеллектуальный труд, победа разума над животным в нас.

Сегодняшний совет — для второго типа. Но перед самим советом вверну краткий экскурс, почему эффективнее всего делать именно так.

Роберт Дилтс в своих «Нейрологических уровнях” объяснил, что в каждом из нас есть иерархично расположенные части личности, отвечающие за:

  1. миссию (для чего я это делаю?)
  2. идентичность (кто я?)
  3. ценности (почему я делаю это?)
  4. способности (как я делаю?)
  5. поведение (что я делаю?)
  6. окружение (где, когда и с кем я делаю?)

Чем выше уровень, тем мощнее в нем нейросеть. Менять нейросети на высоких уровнях крайне сложно без кардинального жизненного переворота. Обычно это переезд в другую страну, травма или потеря близкого, выигрыш большой суммы, приглашение на шикарную работу и далее по списку. В такой момент происходит «разрыв шаблона”: человек начинает думать иначе, мечтать о другом и, соответственно, вести себя по-другому.

Но судьбоносные перемены выпадают не всем и не всегда. Приходится брать всё в свои руки, а сделать это можно лишь одним способом — поставить низкие уровни на службу высоким.

Давайте объясню.

Как я уже сказала, чем выше нейрологический уровень, тем мощнее нейронная сеть. Из этого делаем вывод, что перемены можно и нужно запускать с тех уровней, у которых нейронная сеть слабее и «податливее”. Самый идеальный уровень для этого — уровень «Поведение”. Именно на нём (и только на нём) можно повысить самодисциплину, ведь любой прогресс невозможен без контроля над своими действиями.

Именно поэтому сегодня и сейчас я предлагаю вам запустить ваш собственный марафон самодисциплины продолжительностью в 31 день. Этот марафон мы проводим в наших закрытых НЛП группах — он помогает тренировать самодисциплину, побороть лень и приносит просто шикарные результаты для наших участников.

Главное условие воспитания самодисциплины:

Отныне на период 31 дня вы либо 1. добавляете какое-то желательное действие в свою жизнь (выхожу на пробежку, хожу на курсы, выпиваю 2 литра воды, делаю работу сразу), либо 2. убираете какое-то нежелательное действие (не курю, не ем после 19, не смотрю сериалы).

(Важно!) Добавить или убрать можно только одно действие. Это принципиальный момент, который определит способность научиться самодисциплине.

«Не откусывай больше, чем сможешь проглотить”

Вот об этот момент и спотыкаются все зафейлившиеся перфекционисты — отгрызыя кусок не по зубам, они в итоге давятся, отплевываются и… остаются голодными.

Нет привычки хоть что-то доводить до конца? Тем глупее набирать целей в попытке «рассчитаться” за предыдущие заброшенные дела — всё закончится по-старому. Развить самодисциплину и волю можно только, собственно, развивая её. Это — процесс. Если же вы поставите целью выполнять всего лишь одно действие в день, то тем вероятнее что энтузиазм от маленькой победы сподвигнет вас сделать больше. В этом вся прелесть такой задачи — требуя от вас совсем ничего, она дарит вам очень много.

Подход отличается от привычного одним нюансом: теперь целью становится сам процесс. Отныне цель — не пробежать марафон, а бегать по 2 км ежедневно; отныне цель — не выучить английский, а учить по 5 слов в день.

Ставить цели на уровне действий, а не на уровне событий — это первый и решающий шаг к возвращению контроля над своей жизнью. Теперь возможно развить самодисциплину без очередной «новой жизни». Ваш мозг будет лениться меньше, перестанет саботировать вас. Ведь теперь цель гораздо ближе, и она в том, чтобы сделать вот это действие сегодня.

Всего лишь одно действие, которое сделает вас ежедневным героем:)

(На основе материалов Алуники Добровольской. Под редакцией Анны Асаевой)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (на Mac тоже Ctrl+Enter). Спасибо!

Закладка0

Дисциплина в семье, как семейная традиция

Кириевская Людмила Викторовна

Организация: МБДОУ № 248

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Действовать без правил – самое трудное

и самое утомительное занятие на этом свете

Пьеро Мандзони

Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из зоны комфорта, сопряжен с неприятными ощущениями, то есть работает в режиме дискомфорта, страдания

Когда дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел. Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека. Главное, чтобы дисциплина была в жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.

Дисциплина – еще и основа духовного и личностного роста, так как она помогает совершенствоваться, изменяться, достигать. Она должна быть и на работе, и в университете, и в школе, и в детском саду. О том, что такое дисциплина, взрослые должны знать. А вот, что такое семейная дисциплина – об этот стоит поговорить подробнее. Семейные отношения напрямую влияют на развитие у малыша личностных и социальных ориентиров. Ребенок должен с детства быть приучен к элементарным и простым правилам поведения в обществе.

Маленькие дети не могут отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного и еще не умеют контролировать свои эмоции и поведение, что может их напугать. Задача родителей состоит не только в том, чтобы научить этому ребенка, но и помочь ему управлять собственным поведением. Этого можно достичь путем создания четких и понятных для малыша ограничений, которые помогут ему поступать правильно и чувствовать себя в безопасности. С помощью системы установленных правил ребенок быстрее научится быть ответственным и сможет легко строить отношения с другими людьми.

Существует один «секрет», который некоторым родителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя? Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. Но на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения»!

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь. Что же подразумевается под дисциплиной в свете семейных традиций? Это уважение к старшим, которое основано на благодарности, традиция посещать на праздники бабушек и дедушек, совместная уборка квартиры по воскресеньям, подготовка к новому году всей семьей, распределение обязанностей по дому, выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха, определенный режим дня и прочее. Когда семейная дисциплина отсутствует, ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и другое. Бывает, родители слишком заняты, а вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на капризы или протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс. Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них.

Дисциплина должна быть столь же естественной, как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы. Устанавливая правила поведения в семье, будь то складывание игрушек по местам, мытье рук перед едой; вне семьи — уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, все это необходимо подкреплять своим примером, улыбкой и своевременной похвалой.

Как подружиться с дисциплиной – инструкция для родителей

Не имеет значения, сколько лет вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Например, ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами, мороженым, печеньем, или у ребенка болит животик. Никак не можете уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра ребенка его любимым завтраком. Заведя определенные правила, старайтесь придерживаться их в любой ситуации. Детский праздник, присутствие гостей или просто забывчивость не должны влиять на их исполнение. А иначе в чем смысл дисциплины? Мыть руки перед едой, делать зарядку или снимать обувь после прогулки нужно обязательно, как бы нам этого не хотелось. Только последовательный порядок действий и доведение их до конца помогут выработать у ребенка полезные привычки и научат его придерживаться правил.
  • Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, это восстановит равновесие.
  • Любовь и поощрение – как можно чаще давайте понять малышу, что вы его любите, даже если он себя плохо ведет. Проступки и нарушение правил не должны стать поводом для ограничения родительской любви и ласки. Старайтесь больше хвалить и вознаграждать ребенка за хорошие поступки, так он быстрее привыкнет к дисциплине.
  • Право на ошибку – развивайте в ребенке чувство самоконтроля, а не ощущение вашего надзора. Пусть малыш попробует что-то сделать сам, и если у него не получится, помогите ему в этом. Ребенок должен знать, что он имеет право на ошибку, которая не будет сразу же строго караться, а которую можно исправить вместе с вами.
  • Право выбора – приучая ребенка к дисциплине, не ставьте ему строгих запретов. Старайтесь переключить внимание или дать альтернативу – «не нужно играться с мамиными очками, давай лучше соберем вместе конструктор» или «тебе нельзя трогать плиту, но ты можешь сам включить свет в коридоре».
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Воспитывая дисциплинированность у ребенка, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить ребенка по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и прочее.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если ребенок капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и, ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия: доверяйте и безгранично любите!

А стоит ли наказывать?

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  • Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  • Нельзя наказывать публично.
  • Наказание никогда не должно унижать.
  • Нельзя наказывать «для профилактики».
  • Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. Физические наказания лучше свести к минимуму.

Что касается непослушания,

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей — понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать.

В чем важность дисциплины?

Многие родители часто сталкиваются с примерами хорошего «консерватизма» детей. Например, при чтении сказки, стиха или рассказа. Вы уже в сотый раз читаете ему книгу, ребенок помнит все наизусть, но готов слушать еще и еще. И попробуйте только изменить что-нибудь в тексте, он вам обязательно на это укажет. Нарушение определенного порядка может ребенка даже расстроить, а то и вовсе напугать.

Если в доме поддерживается очень строгий порядок, то всякие изменения расстановки мебели, положения игрушек и другие отклонения, произведенные чужим человеком, могут вызвать отрицательную реакцию со стороны ребенка. И, не следует убеждать его в обратном, его так приучили.

Исходя из этого, родители должны понимать, что те или иные их требования, поступки могут оказать на психику ребенка большое влияние, и хорошо, если оно будет положительным. Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Научно доказано, что без родительских правил и запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными. Ставя перед ребенком разумное количество ограничений, вы способствуете выработке таких важных социальных навыков, как умение себя контролировать, быть ответственным и терпеливым, уметь делиться и уважать старших. Самое важное в дисциплине – это не строгость и наказание, а научить ребенка проводить четкие границы, которые помогут ему правильно вести себя в различных ситуациях.

Список литературы:

  1. Бодалева А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – АСТ, 2014.
  3. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – Эксмо, 2009.
Опубликовано: 27.11.2016