Как воспитать в ребенке доброту?

Консультация на тему: «Воспитание добрых чувств»

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь».

В. А. Сухомлинский

Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников.

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые — воспитатель или родители, эти пробуждающиеся чувства быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший , вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель, заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.

Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.

Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику: «Сейчас же отдай малышу мяч»; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия. Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям: «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат: «Миша, он отнял мяч!»»Только ли Миша?» — удивляется воспитатель. Дети смущенно опускают глаза.

Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда, угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия.

Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.

Чувство доброты, любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях — о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В цельной системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: — учит детей сравнивать, сопоставлять;

— формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

— упражняет детей в синхронном выражении чувств, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Например: «Докажи, что Аленушка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке?»;

«Как бы ты поступил на месте…?»;

Можно использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств.

Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно — это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.

Давайте сознаемся: мир иногда кажется страшным местом, в котором для доброты не осталось пространства. Мы думаем, что дети должны бы усвоить понятие доброты как-то спонтанно, как нечто естественное, но, на самом деле, если родители своим примером не научат их, то все наши «добрые сказки на ночь» ничего не дадут.

Вот как можно быть добрыми вместе с ребенком:

1. Если вы видите на улице полицейского, поблагодарите его за службу. Ему будет очень приятно, а ваши дети научатся не стесняться обращаться в случае необходимости за помощью к людям в погонах.

2. Заплатите в кафе за одинокого человека или маму с детьми. Их удивленные улыбки согреют ваши сердца.

3. Разрешите вашим детям заплатить чаевые официанту.

4. Купите в супермаркете консервы или другие товары и отвезите их в волонтерский центр, там-то уж точно их отдадут тем, кто в них очень нуждается.

5. Напишите смешные и добрые записки на пачке стикеров и позвольте детям расклеить их по городу.

6. Попросите написать письмо бабушке и дедушке, в котором дети расскажут, какое у них самое любимое воспоминание о них.

7. Помойте машину соседу.

8. Оставьте в баре или дорожном МакДональдсе «подвешенный кофе» для того, кто приедет вслед за вами.

9. Заплатите за обед солдата, поблагодарите его за то, что он делает для всех нас.

10. Присоединитесь к минуте молчания или зажгите свечу в окне, когда случаются несчастья.

11. Навестите пожилого одинокого соседа и посмотрите, как улыбка осветит его лицо, когда он увидит вашего ребенка. Пусть старенькие расскажут вашим детям о своем детстве или молодости.

12. Помогите кому-то донести покупки.

13. Станьте волонтером местной организации.

14. Если вы уходите с местного праздника, а у вас еще остались билеты или бонусы – отдайте их другим детям, которые остаются, они будут очень счастливы.

15. Положите букетик цветов в чей-то почтовый ящик.

16. Помогите соседу в его саду и посадите красивые цветы.

17. Напишите мелом на городских тротуарах ободряющие послания.

18. Помогите игрушками и одеждой интернату или нуждающейся семье.

19. Помогите кормом местному собачьему питомнику.

20. Отнесите книги, которыми вы уже не пользуетесь, в местную библиотеку.

21. Возьмите песика из питомника или удаленно «усыновите» животное в зоопарке.

22. Предложите кому-то помочь донести поднос в ресторане самообслуживания.

23. Просто говорите «пожалуйста» и «спасибо» с улыбкой и глядя человеку в глаза.

24. Убирайте мусор там, где вы его видите.

25. Остановившись на красный свет, опустите стекло и скажите людям в соседней машине: «Всего вам хорошего!». Они подумают, что вы не в себе, но им будет приятно.

Кристин Берк



Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Ребенок приобретает первый социальный опыт в семье. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат.

Многие родители стремятся развивать у детей такие качества, как уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, способность постоять за себя, но все меньше внимания уделяют воспитанию такого прекрасного качества, как ДОБРОТА. А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему — являются важнейшими человеческими качествами.

Сейчас в обществе наблюдается проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми и отсюда вытекает проблема, которая приобретает особую актуальность и делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

Постепенно ребенок овладеет общепринятыми нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог и не всегда эффективен. Здесь важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. И прежде всего это близкие люди, родители. Они — источники развития доброты, милосердия, сочувствия, справедливости. Говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.

Надо ли быть добрым? Актуальный в наше время вопрос. Прежде всего, доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в отзывчивом отношении к другим людям, наличии гуманных намерений, отсутствии неприязни к окружающим, заботе и любви к родным. Проявляя доброту, человек может оказать кому-нибудь помощь, позаботиться о ком-либо. Он должен быть добрым вопреки испытаниям судьбы. Своей добротой человек делает мир лучше, делая жизнь некоторых людей более яркой. Но, к сожалению, людей, делающих добрые дела, остаётся всё меньше и меньше. Человек, совершая доброе дело, готов пожертвовать собой ради других людей. Считается, что доброта проявление слабости. Но психологи говорят, что быть добрым — полезно. Фактически доброта — эмпатия, эмоциональный интеллект. Человек с развитым эмоциональным интеллектом статистически более успешен не только в личной жизни, но и в карьере, бизнесе..Доброму человеку проще заводить друзей и общаться с людьми. Человек счастливее, когда делает добрые дела. Доброта возвращается к нам: мы помогаем людям, они помогают нам. И все же как научить ребенка быть добрым? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.

Хорошо об этом сказал К. Паустовский: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее — от человека». Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но их поступки не всегда бывают добрыми по отношению к другим. И мы, взрослые, должны воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки.

С какого возраста начать воспитывать доброту в ребёнке? С 2 до 5 лет у детей проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. Когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы — такими станут и наши дети.

Доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать. И совсем не важно, как он себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. Важно развивать в детях установку на добро, учить его не только брать, но и отдавать Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Очень важно быть добрым человеком. Так вы можете помочь другому, попавшему, например, в сложное положение, сделав его счастливым.

Многие родители учат гуманности абсолютно негуманными способами: командуют, угрожают, ломают в «праведном» гневе игрушки. Все это формирует у их чада установку на применение силы, а вовсе не на терпимость и доброту. Ведь дети больше верят не словам, а жестам, взглядам, интонации — всему тому, что взрослые не контролируют, однако именно это и есть правда. В процессе воспитании ребенка ему необходимо уделять должное внимание, выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями. В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Помогите ему использовать свое превосходство и силу не во зло, а в добро. Чаще создавайте условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Очень важно, чтобы ребенок, проявляя свою доброту ничего не ждал взамен. Важно, чтобы он научился получать удовольствие от своих хороших поступков. Однако не стоит переусердствовать с похвалой. Достаточным будет показать свое одобрение, чтобы малыш понял — подобное поведение является нормой для хорошего человека.

Для того, чтобы ребенок стал добрым достаточно с раннего детства приучать его быть внимательным и заботливым к окружающим. Так, можно начать с помощи по дому, заботы о младших братиках и сестричках, бабушек и дедушек.

Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. быть внимательным к людям, которые нас окружают — это и есть проявление доброты.

Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами — часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?

Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Заведите какую-нибудь живность: котенка, щенка, попугайчика или морскую свинку. Пусть это будет его забота. Пусть малыш поймет, что его подопечный — существо беззащитное и чрезвычайно нуждается в его внимании, заботе, доброте. И тогда уже он никогда не пнет ногой бездомного кота. Наставить ребенка на добрый путь помогут сказки и мультфильмы.

Главное — не промахнуться с выбором, ведь малыш отождествляет себя со сказочным героем. Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм. Обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. Ведь кого, как не родителей, дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, и что если вы сами не очень-то проявляете свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке.

Если мы хотим, вырастить доброго и счастливого человека, то сами должны стать не только успешными людьми, но и заботливыми и любящими родителями, у которых всегда находится время для общения с ребенком. Какой пример, мы покажем своим детям, так они и поведут себя по отношению к нам. В семьях, где ценится честное и доброжелательное отношение друг к другу, дети не вырастают жестокими и эгоистичными людьми. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь были добрым и честным человеком, то сами никогда не лгите и не скупитесь на положительные поступки!

Литература:

  1. С. А. Козлова Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью
  2. Л. Е. Тарасова, Е. А. Митрофанова По дороге доброты
  3. С. И. Семенака Учим детей доброжелательному поведению
  4. Е. В. Баринова Уроки вежливости и доброты
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/04/dobrota
  6. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2015/10/30/uchite-detey-dobrote
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-kak-vospitat-v-rebenke-dobrotu.html

Уроки доброты

Воспитание любовью

На что способен ваш ребенок, что у него получается, а что нет? Может быть, какие-то вещи он умеет делать лучше других. Не бойтесь поговорить и о том, что он умеет

делать лучше вас, это не повредит вашему авторитету, напротив, подчеркнет вашу демократичность в отношениях с ребенком. Цель таких разговоров — учить его анализировать, оценивать себя. Но, к сожалению, родители чаще всего склонны замечать недостатки, а тому, что ребенок уже умеет, чем он овладел, приложив определенные усилия, уделяют мало внимания.

Не скупитесь на похвалу. Это придаст ребенку уверенность в себе и в том, что близкие люди ценят в нем умение и желание чему-то научиться.

Ведь похвала нужна каждому человеку. Разве вы сами не ждете оценки вашего труда, вашего положительного поступка, разве не обижает вас, когда ваши усилия остаются незамеченными? Похвала — важный механизм воздействия на психику. Она помогает самоутверждению, она сближает людей, она путь к душе другого человека. И даже если она чуть преувеличена (и мы это вполне осознаем, все равно она служит хорошую службу. Так если нам, взрослым, необходима похвала, то как же она нужна ребенку, который только еще вступает на трудный путь познания мира.

А одним из способов этого познания является для ребенка подражание взрослым. Это жизненно важно (и, кстати, очень ответственно для взрослых — быть образцом для подражания, так как только черезподражание дети перенимают социальный опыт, становятся людьми, учатся глубоким человеческим чувствам.

С малых лет мы учим малыша ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку: »Люби меня! » Можно запретить что-то сделать, и он не сделает, можно сказать: »Подойди ко мне! », и он подойдет. Но предложить полюбить себя?

Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определениями, спорят они и о том, что такое любовь. Ее воспевают в стихах поэты, ей посвящают музыку и пишут картины, она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чквством, а кдругому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка: оно должно быть действительным, т. е. Оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к обьекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, оберегаем его, ласкаем. А он? Он ведь тоже любит своих родителей. А вот выражать свою любовь часто не умеет, говоря педагогическим языком, он не владеет способами выражения чувств.

Таким способам ребенка можно обучить. Эта »школа» складывается из мелочей, каждодневно. »Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно», »подай папе журнал», »давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз» и т. д. и т. д. Способы выражения любви »рассыпаны» по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.

Можно учить ребенка »читать» эмоции, т. е. по выражению лица, положению тела, интонации голоса определять отношения между людьми.

Проведите с ребенком такую игру. Посмотрите фрагмент какого-то фильма, отключив звук. Спросите малыша: как относятся эти люди друг к другу, почему ты именно так подумал? »Читайте» эмоции на рисунках, картинках, а затем и на лицах близких людей.

А самое главное — говорите ребенку, что вы его любите. Он должен жить в атмосфере счастья и любви близких ему людей и быть уверенным в том, что его всегда поддержат, а если и поругают, то за дело. Чем чаще вы будете говорить малышу о своей любви к нему, тем вернее, что он научится отвечать вам тем же.

Мы мало рассказываем детям о себе (а ведь надо знать объект любви). О своем детстве, о своих друзьях, о своих удачах и неудачах, о том, из-за чего мы плакали или радовались, о первых прочитанных книгах и просмотренных спектаклях. Словом, о своей человеческой сущности, о своем отношении к миру. При этом не стоит стараться выглядеть в глазах ребенка таким приглаженным, непогрешимым, но и не нужно создавать противоположный образ, когда какой-нибудь неблаговидный поступок, плохая учеба, нарушения дисциплины представляются как великое достижение или геройство. Дети любят, когда родители рассказывают им о себе, в это время они как бы открывают для себя близкого человека. Такие минуты — практика любви и привязанности.

Очень интересно понаблюдать за играми детей, в которых они играют во взрослых, близких им людей. Как в зеркале вы увидите себя и свою семью, услышите такие знакомые интонации. Может быть, это заставит сделать полезные для себя выводы?

Стоит рассказывать детям о других, »чужих» взрослых, которые могут служить образцом. Сегодня некоторые педагоги и психологи, ратуя за воспитание свободной независимой личности, выступают против »образцов» в воспитании. Но возможно ли это? Можно воспитать человека без ориентира на какой-то образец? Подражание – своего рода путь социализации. Конечно, речь идет не о бездумном копировании, а о том, что, глядя на взрослых, ребенок как бы видит перспективу своего развития. »Я тоже буду взрослым». Постепенно складывается идеал человека, на которого ребенок хотел бы быть похожим. Задача в том, чтобы это был положительный идеал, поэтому, кроме того, что родители должны быть привлекательным образцом для школьника, нужно рассказывать детям о »людях хороших», об их жизни и делах и о том, что они оставили людям.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность-задача нелегкая, очень ответственная, но бдагодарная. И пусть своего рода ориентиром для вас послужат замечательные свлова В. А. Сухомлинского:

»Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Посеять в детских душах доброту, это значит:

  • Ласково и только по имени называть детей.
  • Создать в группе живой уголок, заводить домашних животных и добиться, чтобы дети заботи­лись об его обитателях.
  • Учить с детьми стихи о доброте.
  • Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
  • Не унижать ребенка.
  • После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
  • Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
  • Использовать пословицы о доброте.
  • Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
  • Рассказывать о добрых поступках детей.
  • Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

Сохранить природу – сохранить жизнь на земле!

Для чего мы живем на свете? В чем смысл человеческой жизни? Какой след оставим мы на Земле? Как часто мы задаем себе эти вопросы. Но, пытаясь ответить на них, думаем прежде всего о профессии, о работе, о достижениях в области науки и техники. Мы думаем также о своих близких, о друзьях, о пользе, которую можем принести обществу, о помощи, которую можем оказать родным, знакомым или просто посторонним людям. Мы знаем, что все это — наш вклад в развитие и благополучие человечества. Но задумываемся ли мы, что принести пользу человечеству, заботясь только о благе человека, невозможно? Потому что сам человек — ничто без окружающего его мира живой и неживой природы. Мы никогда не сможем спасти человечество, не стараясь сохранить природные ресурсы и богатства.
Природа — животные и растения, птицы, благоухающие травы и цветы, воздух, которым мы дышим, голубое небо над головой с пушистыми белыми облаками, необъятные океанские просторы, хрустальные горные реки, мир красок, запахов и звуков и неисчерпаемые недра Матери-Земли, обеспечивающие нашу жизнедеятельность,
— все это существует, существовало всегда и, как нам кажется, будет существовать вечно. Но мы жестоко ошибаемся, думая так.
«Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, — говорил писатель В. Белов, — поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». Если исчезнет гармония в природе, исчезнет и гармония в мире людей.

Так давайте будем разумными, будем уважать и беречь родную землю, как уважаем, любим и бережем родную мать!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

«Чтобы поверить в Добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой).

Человек в мире природы

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему? »

Милосердие, доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас человеческое тепло и забота о ближнем.

Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, педагогов можно воспитать у ребенка эти качества.

Мы каждый день рано встаем, одеваемся, спешим на работу, учебу. Выполняем свои обязанности, достигаем результатов, отдыхаем, развлекаемся. Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем… И так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно не успеваем. И совсем не остается времени, чтобы остановиться и задать себе вопрос: «А зачем все это? Ради чего вся эта спешка и суета? А в чем истинный смысл жизни?»
Быть может, стоит чуть замедлить ритм своей жизни, оглянуться вокруг…
Сделать приятное самым близким Вам людям, сказать им, как сильно Вы их любите…
Быть может, кто-то рядом с Вами нуждается в помощи, добром слове или совете…

Подарите тепло ветерану. Их так мало осталось в стране.

Нам неведома боль его раны в одинокой ночной тишите.

Он в бессонные темные ночи слышит скрежет железных машин,

Плач голодных замерзших детишек, потеряв свою мать средь руин.

Взрывов грохот и ужас пожарищ, нестерпимую боль утрат.

Защищая родную землю, воевали и стар и млад.

Из рассказов мы знаем о страшных и чудовищных годах войны.

И о том, как досталась победа – не пришли с поля-боя сыны.

Подарите тепло ветерану. Их так мало осталось в стране.

Ноют их саднящие раны, не дают позабыть о войне.

10 советов ДОБРОТЫ от Дейла Карнеги

  • 1. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача.
  • 2. Никогда не пытайтесь свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им.
  • 3. Поступайте как генерал Эйзенхауэр: никогда не думайте ни минуты о людях, которые вам неприятны.
  • 4. Не критикуйте, не осуждайте, не жалуйтесь.
  • 5. Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его.
  • 6. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ЕМУ, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.
  • 7. Если человек пытается использовать тебя в своих целях, вычеркни его из числа своих знакомых.
  • 8. Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад
  • 9. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.
  • 10. Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.

Преимущества доброты

  • Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.
  • Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.
  • Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.
  • Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.
  • Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.
  • Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.
  • Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни

  • Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, «что такое хорошо и что такое плохо», дети вырастают добрыми людьми.
  • Благотворительность. Помощь людям, которые в силу разных причин попали в сложные жизненные обстоятельства – одно из проявлений доброты человека.
  • Межличностные отношения. К доброму человеку люди тянутся не только в горе, но и в радости.
  • Выбор профессии. Не может быть хорошим учителем или врачом человек, не имеющий в своем сердце доброты.
  • Литература. Положительный герой в литературе – почти всегда добрый человек.

Как развить в себе доброту

  • Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них – человек проявляет доброту.
  • Общение с детьми. Человек, проявляющий доброе отношение к ребенку, приучается по-доброму относиться и ко взрослым людям.
  • Домашние животные. При виде искренней и бескорыстной радости, которую демонстрирует щенок, встречающий пришедшего с работы хозяина, в человеке пробуждаются добрые чувства.
  • Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.
  • Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему в человеке; пробуждает она, в том числе, и доброту.

Это доброе слово – Мама!!!

Самое прекрасное на земле слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь.

Мать – чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребёнку чувство нежности и защищённости. Мы любим своих мам, молодых и пожилых. Все они для нас самые лучшие, добрые, умные, красивые. Они всё знают и умеют. Ни для кого не секрет, что для своих мам в любом возрасте мы – дети, нуждающиеся в их заботе, ласке, любви.

В раннем детстве своих мам мы любим безоглядной любовью. Позднее наша любовь становится сдержаннее. Порой мы им резко ответить можем, забывая о том, что маме не всё равно, когда приходим домой, с кем бываем. Надо беречь и защищать здоровье своих близких людей, и как бы вы не пытались их заменить друзьями и подругами, в трудные минуты и горькие дни всё равно вы обратились к маме. Мама-это тот человек на котором держится дом.

Мама — это значит нежность,

Это ласка, доброта,
Мама — это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама — это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама — в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама — это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама — это лучик света,
Мама — это значит ЖИЗНЬ!

Именно МАМА создает семейный уют!

Семья — это дружба, стабильность, уют. Семья — это место, где верят и ждут. Где примут любого, поймут и простят, где правят улыбка и любящий взгляд. В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех. Так будьте же крепкой, счастливой семьей, тогда вас печаль обойдет стороной !

Братья наши меньшие

4 октября – Всемирный день защиты животных

  • Знаете ли Вы, что коровы мычат с разным акцентом в зависимости от региона, из которого они происходят?

  • Или что летучие мыши всегда поворачивают налево, вылетая из пещеры?

  • Зебра, на самом деле, бело-черная, а не черно-белая.

  • А фламинго могут кормиться, только свесив голову вниз!

  • Или вот еще одна головоломка: кряканье утки не отдается эхом – нигде, и никто не знает почему!

Это только несколько удивительных фактов о жизни животных из миллиона подобных – фактов, которые доказывают, насколько чудесен животный мир и насколько присутствие животных на нашей прекрасной планете делает наше собственное человеческое путешествие по жизни богаче.

В мире существует большое количество вещей, угрожающих будущему животных, для которых наша планета является домом. Каждый день мы сталкиваемся с чрезмерным потреблением природных ресурсов, уничтожением заболоченных и лесных территорий ради новых строительных площадок, с тем, как места обитания животных разделяются строящимися дорогами.

Губительные виды внедряются в экосистемы, к которым не принадлежат, а незаконная торговля дикими животными и браконьерство стирают с лица земли целые популяции животных. Установлено, что каждый миллион лет вымирает 9 процентов всех биологических видов.

Другими словами, каждый год исчезает от одного до пяти видов живых существ. За всю историю Земли темпы вымирания увеличились в пять раз. В последний раз массовое полное вымирание было отмечено 65 миллионов лет назад, когда вымерли последние динозавры.

Мы, люди – соседи и друзья этих живых существ, и наша обязанность помочь защитить их, дать возможность их будущим поколениям расти и размножаться, а нашим потомкам, в свою очередь, иметь счастье жить с ними в одном мире. Всемирный день защиты животных впервые стали отмечать в 1931 году, как способ привлечь внимание к бедственному положению вымирающих видов. С тех пор этот день превратился в день чествования всех животных мира, независимо от национальности, религии, вероисповедания или политических взглядов тех, кто отмечает этот день.

Этот праздник не связан с каким-то определенным человеком, организацией или акцией! Это –день всех людей и животных, живущих бок о бок в нашем огромном мире! Это – время для защиты, просвещения, объединения, вовлечения и информирования людей о существующих проблемах животных.

Что вы можете сделать во Всемирный день защиты животных?

Каждый из вас может внести свой вклад:

• Рассказывайте людям о животных, существующих на нашей планете, о том положении, в котором они находятся, и о важности Всемирного дня защиты животных! Многие люди просто не знают о существовании «щенячьих фабрик» и незаконных боях собак, поэтому для того, чтобы как-то повлиять на ситуацию, им нужна информация! Некоторые не знают всех преимуществ жизни без мяса. Кроме того, вы можете помочь развеять мифы о некоторых породах животных и рассказать людям о возможности брать питомцев из приюта вместо того, чтобы покупать их. Но не переусердствуйте – нудные поучения не нравятся никому!

• Расширяйте свой кругозор, читая книги экспертов по животным, таких как Джейн Гудолл, а также детские книги о животных, которые вы потом сможете обсудить со знакомыми детьми.

• Напишите письмо в местную газету или разместите в своем блоге или на страничке в социальной сети информацию о Всемирном дне защиты животных и его важности.

• Сделайте пожертвование местному приюту для животных. Им всегда нужна еда, наполнители для туалета и многое другое. Позвоните в ближайший приют – у них нередко есть целый список потребностей.

• Станьте волонтером в местном приюте или подумайте о том, чтобы взять животное из приюта к себе в дом. В следующем месяце мы подробнее расскажем об это в разделе «Живые существа». Следите за новостями!

• Сделайте свой сад более привлекательным для животных – добавьте купальню для птиц или посадите растения, привлекающие пчел.

• Скажите «спасибо» тем, кто день за днем помогает спасать и защищать животных. Зайдите в местную ветеринарную лечебницу или приют для животных и оставьте что-нибудь сладкое для волонтеров, для которых каждый день – день защиты животных (только смотрите, чтобы до этих сладостей не добрались сами животные!).

• Порадуйте своего любимца неожиданным угощением и проведите с ним побольше времени. Если вы знаете кого-то, у кого нет такой возможности, помогите и их питомцам тоже!

Всемирный день защиты животных дает людям возможность показать свою любовь и уважение к животным, признавая их важную роль в нашей жизни. Повышение осведомленности людей о положении животных призвано обеспечить защиту прав животных во всем мире. Итак, сделайте сегодня что-нибудь хорошее и позитивное! Вдохновляйте. Обучайте. Объединяйтесь. 4 октября станьте частью чего-то особенного – того, что воздает должное всем животным на нашей планете!

Философия, меняющая жизнь…

Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по детскому, чистым,
Привыкайте друг друга любить…
Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…
Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!
Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…
Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…

В мире детства

Дети – цветы жизни — эта фраза имеет глубокий смысл. Дети — именно цветы и именно жизни, и как ты будешь за ними ухаживать, такой и получишь результат. Конечно, гены также играют важную роль в формировании ребенка, как и уход и воспитание. Это как разные цветы: кто –то любит и выращивает розы, а для кого-то и шиповник сойдёт, одни ухоженные и красивые, другие вроде бы тоже ничего, да слишком необузданные и колючие. Растя своих детей – мы много отдаем им, не требуя ничего взамен, молясь, чтобы они выросли самостоятельными и успешными людьми. Имея детей, нам часто кажется, что мы многое теряем: красоту, здоровье, любовь мужа, карьерные возможности, но это всё иллюзии, так как дети – это единственное продолжение нас, а всё остальное безлико и недолговечно…

Дети – цветы жизни! Любите своих детей, растите их в обстановке уважения и признания, тогда они вырастут открытыми, честными, мудрыми, сознательными. Счастья и здоровья вам и вашим детям!

Дети – такие разные: застенчивые и отважные, веселые и спокойные, послушные и не очень – все они несут в нашу жизнь только самое хорошее и доброе.

Мы, взрослые, порой не замечаем красоты, искренности, неповторимости детста, каждого мгновения детства! А как важно рассмотреть, понять, уловить «изюминку» детсва, его искренность и неповторимость! А как это важно для детей!

«Как любить ребенка»

Закон доброты

Подумайте сами, ребята, случается так почему –

котенка один обижает, другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку, с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку, в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало, подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью, у всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Eсли вы хотите видеть своих детей целостными личностями, способными на настоящую дружбу, подвиг, заботу, сострадание, увлекающимися стоящими вещами и серьезно подходящих к жизни – учите их добру с малых лет.

Посеем в детских душах доброту

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н. И. Пирогов

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Воспитание души ребенка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приве­дет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребенка не только его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ведет себя, как чувствует, понимает, сострадает, любит….. Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение -это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении.

Однако в дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.

Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Ласка и внимание — главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому не стоит скупиться на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения. В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно использовать не только непосредственно образовательную деятельность, но и игры, и упражнения. А также необходимо создать условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых.

Михаил Юхма сказал: «Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной палочкой, то всю душу замараешь».

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

    Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

    Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
    Воспитание экологической культуры дошкольников начинается со взрослых. Дети копируют поведение взрослых, родителей. Поэтому очень важно чтобы мы, взрослые, родители объясняли ребенку основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами не соблюдаем.

    Рассказывайте ребенку об удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

    Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

    Малыши дошкольного возраста очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

    Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

    Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

    Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

    Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

    Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.