Как воспитать в ребенке самостоятельность?

Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей»

Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдём будем умываться…
Я сама! Я сама!

Ну идём, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!

И. Муравейка.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Период младшего дошкольного возраста благоприятное время для воспитания самостоятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становиться самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, и отлично усваивает навыки самостоятельности.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать «Я сам!» Но мы по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои собственные силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Ошибка многих родителей, когда они подавляют стремление ребёнка к самостоятельности. Останавливаю детей со словами: «Что ты долго возишься, дай я быстрее…», «ты не умеешь, ты ещё маленький, давай я…»

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость и своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем возрасте?»

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать и застёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды.
  • Удобная одежда для одевания (пришиты пуговицы, застёгиваться все застёжки и молнии), обязательно
  • должна быть петельки, чтобы вешать одежду на вешалку.
  • Выделить место для хранения предметов туалета, полотенца, обуви, игрушек и других вещей вашего ребёнка.
  • Места хранения должны быть постоянными.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей и помогать им. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Пытаясь развить в своём ребёнке самостоятельность, взрослые часто допускают распространённые ошибки:

Одна из них, как мы уже говорили, подавление стремления ребёнка к самостоятельности. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них всё сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребёнка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для всех родителей, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Старайтесь поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности, проявляйте терпение.

Очередная ошибка родителей, когда они нахваливают своего малыша просто – так от чрезмерной любви к нему, а его достижения не замечают или относятся к ним несерьёзно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поощряйте, хвалите, своего ребёнка даже за небольшие достижения.

Важной ошибкой является, если мы требуем от ребёнка, убирать вещи на свои места, а сами пренебрегаем этим простым правилом. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать. Для мальчиков важен пример папы, а для девочек пример мамы.

Ещё одной ошибкой является, когда родители теряю терпение и торопят ребёнка. Нельзя торопить ребёнка с выполнением, какого – либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно. Не надо упрекать его в медлительности и небрежности, это может вызывать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз.

Главной ошибкой многих родителей является – гиперопека, т.е. чрезмерная опека ребёнка. Многие мамы и папы спешат на помощь, даже если ребёнок их об этом не просит. Если у малыша что –то не получается не спешите сделать за него, дайте возможность проявить ребёнку настойчивость и добиться результата.

Существует немало эффективных приёмов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Вот некоторые из них:

  • Старайтесь с помощью игрушек, закреплять навыки самообслуживания (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить и т.д.)
  • В обучении самообслуживанию, используйте игровые приёмы, игровые ситуации: «давай покажем мишке как ты одеваешь ботинки», «Посмотри, зайке нравиться, как ты моешь ручки сам», «давай вместе ты один ботинок, а я другой» и т.д.
  • Если ребёнок постоянно путает левый и правый ботинок, покажите ему как они «дружат». Поставьте ботинки правильно, найдите у каждого ботинка «носик», покажите, как они смотрят друг на друга. Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их правильно — «подружите».
  • Если малыш путает, где передняя, а где задняя половина одежды и надевает её задом наперёд, то обратите внимание ребёнка на отличительные признаки передней половины. Обычно спереди на одежде всегда есть картинка или аппликация, тогда будет достаточно пояснить малышу. Что перёд находиться там, где картинка.
  • Как научить ребёнка надевать брюки?

Лучше учиться этому сидя на стуле или на полу, потом малыш сможет надевать брюки и стоя – но это уже следующий этап. Покажите ребёнку, что у него есть две ножки, попросите выпрямить ноги и положить брюки на ноги. А в брюках есть два «окошка» скажите поговорку: «Каждой ножке – своё окошко». Эта поговорка очень хорошо запоминается детьми, напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк.

  • Чтобы малышу не пришлось выворачивать колготки и штаны, учите снимать их за резинку с ног до самых ступней, а затем стягивать за носок или резинку снизу.
  • Чтобы научить ребёнка застёгивать разные виды застёжек на одежде и обуви, практикуйтесь на куклах, мишках, зайках и других игрушках. Очень хорошо, если у вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды.
  • Помочь научить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности, вам может наша папка – раскладушка «Одевание и раздевание». Сразу приучайте малыша аккуратно складывать и убирать вещи на свои места в шкафу в детском саду:
  • шапку и кофту на верхнюю полку
  • куртку вешать на крючок за петельку
  • штаны вешать за резинку или складывать вниз

— шарф вешать на крючок или складывать на

верхнюю полку,

— обувь ставить в нижний ящик.

  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
  • Соблюдайте режим дня, тогда ваш ребёнок будет меньше капризничать.
  • В процессе самообслуживания используйте стихи, потешки:

Вот на наших ножках,
новые сапожки,
мы наденем их скорей,
и пойдём гулять быстрей.

——-

Вот они сапожки:
этот – с левой ножки,
этот – с правой ножки.

——-

Как у нашей Зиночки (имя ребёнка)
поссорились ботиночки,
их неправильно одела,
левый справа, правый слева,

вот они и отвернулись,
и обиженно надулись,
их местами поменяла,
левый влево, правый вправо,

друг на друга смотрят мило.
их Зинуля помирила.

——

Руки спрячем в рукавички,
разноцветные сестрички.
сможем дольше мы опять,
на морозе погулять!

——-

Это чья? Это чья?
шапочка пуховая,
шапочка пуховая,
красивая и новая,

это Ванечкина. (имя ребёнка)

——

У девочек и мальчиков,
зимою мёрзнут пальчики,
чтобы пальчики согреть,
что на ручки нам одеть?

Консультации для воспитателей и родителей

Воспитание в семье детской самостоятельности

(воспитатель Ного Ирина Владимировна МБДОУ№4 «Снегурочка» г. Салехард).

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I Воспитание в семье детской самостоятельности…………………..5

  1. Общие условия семейного воспитания…………………………….5
  2. Воспитание самостоятельности……………………………………10
  3. Основные рекомендации родителям………………………………13

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Как это ни странно, немало конфликтов между родителями и детьми происходит потому, что родители не успевают изменить свое отношение к ребенку. Они не замечают изменений, которые с ней происходят. С развитием ребенка увеличиваются его претензии, растет стремление к самостоятельности. Нередко кто из родителей воспринимает эту естественную тенденцию как попытку ребенка выйти из-под контроля. Начинаются конфликты

Таким образом, воспитание самостоятельности детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.

Глава I Воспитание в семье детской самостоятельности

  1. Общие условия семейного воспитания

Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка…

Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.

Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления, получаемые органами его чувств, он только им и повинуется и действует исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в каком-либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но, если он видит, что окружающие пользуются чем-нибудь, а ему не дают, то и он при первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность сделать кому-нибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании.

Кроме простого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания. Обыкновенно приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляют различными однообразными напевами, его целуют, подделываются под произносимые им звуки, – все это оказывается искусственными раздражителями. Когда после всего этого начинается ученье, ребенок оказывается вялым, апатичным, ленивым; на него жалуются за безучастность его к занятиям, между тем как все сделано, чтобы именно понизить его жизнедеятельность, чтобы сделать его апатичным и вялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся при таких условиях апатия вызывает у молодого человека погоню за переменой впечатлений; кондитерская оказывается преддверием к винному погребку и кутежам точно так же, как отметки и поощрения развивают стремление к различным спортом, карточной игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладиться всякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушить угнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он не возбуждается мыслью и не занят умственным своим совершенствованием. Молодого человека укоряют за его грубый и развращенный нрав, совершенно упуская из виду причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений, которые у него наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни животные проявления.

Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченное им действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке нельзя искусственно развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные влияния, которые могли бы понизить его впечатлительность; кроме того, можно еще содействовать постепенному видоизменению материала, необходимого для его образования. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке сил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое. Вслед за наблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильное впечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемым в обыденной жизни. При искусственном же приучивании к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие действия.

После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно рассуждает над значением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество главным образом и содействует его образованию, а также ограничению произвола его действий и выяснению личных качеств человека. Обыкновенно находят, что ребенок должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать материал и знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться на основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом человек относится к каким-либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно этому скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития нравственного характера нет условий.

  1. Воспитание самостоятельности

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили «несовершенств», но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился «позитивистский» подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; «способность рассчитывать только на свои силы»; «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»; «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»; «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому». Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  1. умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  2. умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  3. умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  4. умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  5. умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  6. умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями «зрелой» самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.

Итак, рассмотрим этапы становления самостоятельности, прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

  1. Основные рекомендации родителям

Таким образом, если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Заключение

Итак, вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Таким образом, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое.

Родители всегда должны помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно.

Список литературы

  1. Аллан Фромм. Азбука для родителей, Ленинград, Лениздат, 1991 г.
  2. ВаликоваТ.В. Учитель и семья, Москва, Просвещение, 1980 г.
  3. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание, С-Петербург,
  4. Волженина Т.Н Статья предоставлена журнал «Виноград»
  5. Гордин А.С. Наказание и поощрение в воспитании детей, Москва,

Просвещение, 1989 г.

  1. Каптерев Л.Ф. Основные начала семейного обучения,С-Петербург, 1898 г.
  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей, Москва, Просвещение,