Как воспитать в ребенке трудолюбие?

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему — кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

Несколько советов родителям

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).

В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.

Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

§ 89. Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то.

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

§ 90. Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как…, не что иное, как… от оборотов никто иной не…; ничто иное не… , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

КАК ВОСПИТАТЬ ТРУДОЛЮБИВОГО РЕБЁНКА?

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит семье. Уже с первых месяцев ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, и усваивает, хоть еще и неосознанно, что без труда не будет результатов. По мере того, как ребенок подрастает, овладевает двигательными умениями и навыками, родители приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, посильному труду.

Желательно, чтобы родители спокойно и терпеливо показывали, что и как надо делать, помогали ребенку, когда требуется, проявляли снисходительность при неудачах и обязательно поощряли даже за небольшие достижения и успехи.

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности, поэтому трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме.Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль.

У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

У ребенка, как и у каждого члена семьи, непременно должны быть постоянные обязанности по дому: сложить свою одежду, разложить ложки перед едой и др. Участие в домашнем труде будет способствовать воспитанию ответственности, впоследствии подготовке к самостоятельной жизни. Важно не только прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех будет стимулировать у ребенка потребность в труде.

Наши маленькие детишки — большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?», «зачем?», «для чего?», ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным?И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой — превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки?Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» и т. д.А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться.

Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые он делает в детском саду. И пусть его поздравление не так красиво, и флажок или звёздочка криво приклеена, но ведь приложено столько стараний! Ребёнок должен видеть,что результат его труда достоин уважения.

Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбудля ребёнка – ты накормил его один раз, если ты научил его ловить рыбу – ты накормил его на всю жизнь». Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться, уважать людей труда, всё что создано усилиями человека.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

КАК ВОСПИТАТЬ ТРУДОЛЮБИВОГО РЕБЁНКА?

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит семье. Уже с первых месяцев ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, и усваивает, хоть еще и неосознанно, что без труда не будет результатов. По мере того, как ребенок подрастает, овладевает двигательными умениями и навыками, родители приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, посильному труду.

Желательно, чтобы родители спокойно и терпеливо показывали, что и как надо делать, помогали ребенку, когда требуется, проявляли снисходительность при неудачах и обязательно поощряли даже за небольшие достижения и успехи.

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности, поэтому трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме.Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль.

У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

У ребенка, как и у каждого члена семьи, непременно должны быть постоянные обязанности по дому: сложить свою одежду, разложить ложки перед едой и др. Участие в домашнем труде будет способствовать воспитанию ответственности, впоследствии подготовке к самостоятельной жизни. Важно не только прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех будет стимулировать у ребенка потребность в труде.

Наши маленькие детишки — большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?», «зачем?», «для чего?», ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным?И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой — превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки?Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» и т. д.А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться.

Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые он делает в детском саду. И пусть его поздравление не так красиво, и флажок или звёздочка криво приклеена, но ведь приложено столько стараний! Ребёнок должен видеть,что результат его труда достоин уважения.

Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбудля ребёнка – ты накормил его один раз, если ты научил его ловить рыбу – ты накормил его на всю жизнь». Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться, уважать людей труда, всё что создано усилиями человека.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

К большому сожалению, в современном мире довольно популярна мысль о том, что существуют легкие и быстрые деньги, которые можно получить совершенно не работая. Эта идея является одной из первых препятствий, которая стоит на пути к достижению успеха в жизни. В целом, успех в жизни как таковой не является главной мотивирующей силой, которая побуждает к трудолюбию.

Разве может человек, у которого присутствует самоуважение, в течении продолжительного времени зависеть от кого-либо. Лень – это форма рабства. Трудолюбие – это путь к независимости и относительной свободе.

Человек, любящий дело над которым он трудится, чаще всего добивается успеха на своем поприще и происходит это именно за счет того, что ему нравится делать то, что он делает. Трудолюбие, скорее всего, заключается не в любви к действию как таковому, а в любви к определенному виду деятельности. Трудолюбие – это любовь к труду над любимым делом, к тому, что вам нравится делать и получать какие-то определенные результаты. Не думаю, что можно быть счастливым и испытывать удовольствие от простого однотипного действия, которое не предусматривает совершенно никакого развития. Если человек копает картошку и ему предстоит этим заниматься изо дня в день и так на протяжении всей жизни, то, ни о каком трудолюбии и речи быть не может. Хотя, если копнуть глубже, можно совершенствоваться и в копании картошки, например, работать над скоростью выкапывания, глубиной посадки лопаты, угла ввода ее в землю и т.д., т.е. достичь абсолютного совершенства в этом деле.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитания трудолюбия в скучной однотонной работе можно достичь за счет развития новых подходов и совершенствования уже существующих.

Как воспитать или развить трудолюбие

Трудолюбие развивается за счет того, что вы совершенствуетесь в том деле, которым занимаетесь. Развитие или совершенствование – это ключ к трудолюбию. Лучше конечно будет, если вы знаете, чего хотите, и занимаетесь своим любимым делом, но если уж вам пришлось заниматься не очень приятным или однотонным трудом, то и тут можно найти то, что вам будет интересно и полюбить делать то, что не очень хочется.

Например, вам предстоит напечатать большой по объему текст, тут же появляется чувство лени. Откуда появляется это чувство? Его источником является отсутствие интереса к предстоящему однотонному труду, который не предусматривает какого-либо развития. Это занятие, которое просто требует определенных временных затрат, что ведет из точки А в точку Б. Уму человека совершенно не интересен механический труд так как он нуждается в творчестве. Интерес к делу или своеобразное трудолюбие можно получить за счет найденных положительных моментов в предстоящем занятии.

Вернемся к необходимости напечатать большой по объему текст. Во время этого механического труда можно попытаться извлечь пользу или вызвать интерес за счет смещения акцента внимания не на конечной цели набора текста, а на развитии такого навыка как набор текста вслепую, совершенствование данного навыка. Ведь намного интереснее научиться быстро печатать на клавиатуре, что будет служить дополнительной мотивацией и стимулом к выполнению скучной работы и развивать трудолюбие. Развивать или воспитать трудолюбие в себе можно за счет поиска стимулов или же самостоятельно их создавать.

Формула трудолюбия

Любое, даже самое скучное и однотонное дело или труд можно полюбить за счет творческого подхода к нему. Труд + творческий подход = трудолюбие или удовольствие от любого типа труда.

Читайте наши закрытые материалы

Геннадий Марченко 3303 4 года назад Системный администратор компании-разработчика ПО

Я немного разочарую сказав, что если совсем кратко, то никак. 🙂

Но на мой взгляд есть и хорошие новости!
Если тебе 15 то быть прямым, быстро меняющим приоритеты, ставящим под сомнение авторитет старших подростком — это нормально. Хуже того — это неизбежный, необходимый этап взросления и становления собственно всем тем, чем так хочется (но пока не выходит) стать.

Я могу сказать про себя — все те хорошие качества, которыми я обладаю были выработаны скорее внешними обстоятельствами, и от моих собственных желаний это зависило в наименьшей степени. Для меня лучше работают положительные и отрицательные жизненные стимулы:

Влюбился в девочку, которая училась лучше меня, захотелось проводить в её компании больше времени — и вот я уже хожу с ней на дополнительные занятия, стараюсь за ней поспевать и успешно бросаю курить. (Правда она как раз курить начала)))

Из-за тяжелой тяжелой ситуации внутри семьи захотелось куда-то сбежать, и вот я уже худо-бедно работаю, набираюсь опыта и зарабатываю свои деньги, чтобы хоть как-то абстрагироваться от этого ада.

Из-за своей несдержанности чуть не попал в беду — и вот я уже прикладываю усилия к самоконтролю, чтобы такого больше не повторилось, ибо очень страшно.

Единственное, чтобы заботило бы меня в 15 лет, это поиск. Поиск и проба всего нового, чтобы более-менее определиться, чем мне нравится заниматься. Если вы найдете то, что вам нравится, то вдруг можете обнаружить, что вы трудолюбивый, настойчивый и сдержанный и к тому же всегда таким и были, просто занимались чем-то не тем!

К сожалению, обладание положительными качествами в ряду тех, что я назвал выше не означает что отрицательных черт характера у вас вовсе не будет. В любом случае, вы не станете идеальным человеком, но некоторые негативные аспекты вашей личности часто могут быть привлекательными (девушки любят негодяев, слышали о таком?) или являться дополнительными стимулами — например моя злоба помогает мне в занятиях спортом, сильно увеличивая выносливость 🙂

Большинство работодателей поощряют трудоголизм, отождествляя это понятие с трудолюбием сотрудника. Однако трудолюбие и трудоголизм — это разные психологические явления. Если первое надо поощрять, то второе следует пресекать. Самопомощь и профилактика возможна, если научиться правильно расставлять приоритеты в своей жизни и регулировать свои рабочие нагрузки. Вот несколько простых правил.

Крупный банк. Время — 18.00, все сотрудники сидят и трудятся. Один из сотрудников выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель и уходит. Все провожают его неодобрительными взглядами.

Следующий день. В 18.00 тот же сотрудник выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель и уходит. Все продолжают работать и начинают недовольно шептаться.

Следующий день. В 18.00 тот же сотрудник выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель, и тут к нему подходит коллега:

📌 Реклама

— Вася, как тебе не стыдно! Мы сидим — работаем, конец квартала, столько отчетов! Нам тоже хочется домой, а ты…

— Ребята, да я вообще в отпуске!

Трудоголизм обозначают как психологическую зависимость человека от работы и его неконтролируемую потребность постоянно трудиться. Под трудоголизмом понимается тяга человека к работе, которая вытесняет все другие интересы и потребности, заполняет собой жизнь. Можно привести привести следующие признаки трудоголизма: человек с гордостью рассказывает о том, как он много трудится; презрительно отзывается о других людях, которые работают меньше и хуже, чем он; не способен ответить отказом на просьбу выполнить дополнительную работу и склонен к соперничеству.

Трудолюбие и трудоголизм

Большинство работодателей поощряют трудоголизм, отождествляя это понятие с трудолюбием сотрудника. Однако трудолюбие и трудоголизм — это разные психологические явления. Если первое надо поощрять, то второе следует пресекать. 📌 Реклама

Основное различие трудолюбия и работоголизма (как и в случае других поведенческих зависимостей), состоит в том, что здоровые поведенческие модели что-то привносят в жизнь, в то время как зависимости забирают из жизни.

Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат его труда. Профессиональная деятельность для него — лишь часть жизни, способ самовыражения, средство самообеспечения и создания материальных благ. Для трудоголика все наоборот: результат работы не имеет смысла, работа — это способ заполнения времени, он нацелен на производственный процесс. Работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией на работе.

При трудолюбии человек регулирует свое рабочее время исходя из потребности сделать что-то полезное. Он понимает, что без отдыха продуктивность его труда станет ниже. Планируемый отдых — это тоже часть его трудолюбия.

📌 Реклама

Несмотря на выделяемые различия, границу между трудолюбием и трудоголизмом провести трудно. Недаром трудоголизмом в просторечии называют чрезмерное трудолюбие. Нередко человека называют трудоголиком за то, что он просто любит работать. С другой стороны, не каждый, кто много и упорно работает в определенный период времени, является трудолюбивым или трудоголиком. Переработки и авралы — привычное для многих офисных сотрудников состояние.

Грань между полезным трудолюбием и вредной зависимостью от работы проходит там, где работа превращается из средства в цель. Ощущение, что трудовая деятельность является единственной ценностью в жизни — отличительный признак трудоголизма. Трудолюбивые люди обычно соблюдают баланс в своей жизни. Например, они сидят за рабочим столом и думают о горнолыжном курорте. Трудоголики же, наоборот, катаются на лыжах и думают о работе.

📌 Реклама

Дж. Спенс и А. Робинсон (Spens, Robinson, 1992) разработали специальную шкалу, где оценивались три компонента трудоголизма: «вовлеченность в работу», «драйв к работе» и «удовлетворение от работы». На ее основе они выделили шесть типов работников (табл. 1).

Таблица 1. Классификация типов работников

Тип работника Вовлеченность в работу Драйв к работе Удовлетворение от работы
Энтузиаст работы Высокая Низкий Высокое
Трудоголик Высокая Высокий Низкое
Трудоголик-энтузиаст Высокая Высокий Высокое
Незанятый работник Низкая Низкий Низкое
Ненапряженный работник Низкая Низкий Высокое

Крупный успех в любом деле — построение карьеры, реализация своего таланта — требуют не просто трудолюбия, а самоотверженного труда. Этот труд, а вернее — его различные негативные последствия, является платой за успех. 📌 Реклама

Псевдотрудоголизм

Не все работоголики на деле являются истинными, т. е. испытывающими нормальную или патологическую тягу к работе. Есть много мнимых трудоголиков — людей, у которых эта тяга отсутствует и которые долго находятся на работе по другим причинам. Например, некоторые пытаются прикрыть избыточным рвением к работе неспособность выполнить поставленные задачи.

Для ложных трудоголиков интенсивная работа является своего рода компенсаторным либо защитным механизмом. Обычно они тяготятся напряженным графиком работы, постоянно жалуются на тяжелые условия, высокую загруженность, чувствуют себя «страдальцами», которым приходится выполнять «по две нормы» в день, перманентно говорят о смене места работы, но решаются на такие перемены очень редко, потому что на новом месте повторится то же самое. Эффективность их работы зачастую достаточно высокая, но уровню затрачиваемых усилий в любом случае не соответствует.

📌 Реклама

Работа без выходных, ненормированный рабочий день и постоянные переработки, приводящие к снижению эффективности работы и ошибкам в работе, могут быть следствием низкой организационной культуры в учреждении, к которой работники вынуждены приспосабливаться. Например, одной из причин «засиживания» на работе может оказаться стиль работы начальника. В некоторых фирмах «рабочий день» начинается не в 9-10 утра, когда все приходят на работу, а около 12.00, когда офис «просыпается» при появлении руководства.

Среди псевдотрудоголиков можно выделить следующие основные типы.

Гиперответственные специалисты — их еще часто называют «рабочими лошадками». Речь идет о тех, кто берет на себя слишком много обязанностей. Это специалисты, которые действительно искренне болеют за дело компании и считают, что многое зависит только от них. Как правило, это топ-менеджеры, начальники подразделений, финансовые работники. Они добровольно берут на себя слишком много обязанностей и всегда работают по принципу: «Если не я, то кто же?» Понимая, что они не успевают сделать все ими же на себя возложенное, задерживаются на службе, пытаясь выполнить работу в установленный срок. Типичная проблема подобных сотрудников — неумение планировать собственное время. Поняв, на кого легко можно «сесть верхом», руководство стремится взвалить на них еще больше. Как раз такие труженики чаще других трудоголиков рискуют перегореть, сорваться и довольно серьезно заболеть.

📌 Реклама

Вынужденные псевдотрудоголики — работники, которым приходится быть трудоголиками и работать по 10-12 часов в день из-за неумения руководителей грамотно организовать рабочий процесс. Некоторые из начальников лишь к вечеру «созревают» для работы. Либо в компании не умеют правильно ставить задачи и сотрудникам, не получающим от руководства четких и грамотных указаний, приходится работать по принципу: «Стой там — иди сюда!» Поэтому люди, скрипя зубами, остаются сверхурочно и на час, и на два.

Псевдотрудоголики-авральщики — люди, не умеющие работать равномерно, но способные мобилизоваться, когда их подстегивает ситуация аврала. Могут сидеть допоздна, работать в выходные и в праздники, но как только аврал отступает — возвращаются к своему режиму. Работают неравномерно: днем могут часами торчать в курилке, обсуждая политику, а к вечеру срочно дописывать горящий отчет. Получают особое удовольствие от работы в сжатые сроки, их подстегивает ситуация аврала, а монотонное расписание от сих до сих утомляет.

📌 Реклама

Меры предупреждения и борьба с трудоголизмом

Прежде всего трудоголику следует задать себе вопрос: чем я сам(а) могу помочь себе? Самопомощь и профилактика возможна, если научиться правильно расставлять приоритеты в своей жизни и регулировать свои рабочие нагрузки. Вот несколько простых правил.

Задумайтесь, вы работаете, чтобы жить, или живете, чтобы работать?Ведь в жизни есть тысячи больших и маленьких радостей — спорт, путешествия, романтические свидания, общение с друзьями — и все это может пройти мимо вас.

Не хватайтесь за каждую многообещающую возможность. Прежде чем взваливать на себя очередной груз, подумайте, что означает новая обязанность для вашей семьи и для вас лично. Вы не сможете заниматься всем одинаково хорошо. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой как дамоклов меч. Учитесь планировать и правильно расставлять приоритеты: наиболее важные и необходимые на данный момент задачи решать в первую очередь, не столь важные — решать позже.

📌 Реклама

Научитесь делиться работой: чем больше вы будете доверять сотрудникам, тем надежнее и сплоченнее станет команда, тем успешнее пойдет работа всего отдела. Успех подразделения и есть самый благоприятный для вашей карьеры фон.

Заставляйте себя ежедневно выделять определенное время для труда и отдыха. С момента ухода со службы сегодня до момента прихода на службу завтра должно пройти не менее 12 часов. Прежде всего это заставит вас тщательнее планировать свое время.

Не меряйте всех на один аршин: есть люди, для которых не все измеряется ступеньками карьерной лестницы. Учтите, что достижение головокружительных вершин само по себе не приносит счастья.

Составьте план работы на каждый день недели и делайте пометки о выполнении намеченного. Тогда вы не станете нервничать, вспоминая, сделано ли дело, как и когда.

📌 Реклама

Дайте себе передохнуть. На первой неделе «воздержания» урежьте свой рабочий график на 4 часа. Вы будете страдать от скуки, душевной пустоты, чувства неудовлетворенности. Не исключены даже физические симптомы недомогания, например головная боль. Ни в коем случае не сокращайте время своего отдыха, пока не научитесь управляться с этим «лишним» временем. Следующая ступень к выздоровлению заключается в том, чтобы высвободить на неделе один совершенно свободный день. Поначалу об этом и подумать страшно, но со временем вы позволите себе и два выходных в неделю — были бы упорство и желание.

Старайтесь не отдыхать с людьми, которые взваливают на вас свои проблемы и эмоции. Стройте свой отдых так, чтобы это было действительно переключение на что-то другое, незнакомое, новое.

Хотя бы иногда балуйте себя. Закончили проект — купите себе новую вещь, заработали премию — потратьте часть денег на обед с друзьями. Старайтесь чувствовать удовлетворенность не только от труда, но и от отдыха. Уясните для себя, что иногда безделье — совершенно нормальное для человека состояние.

📌 Реклама

Займитесь командными видами спорта, если уход в работу обусловлен одиночеством. Например, баскетболом, волейболом, а не плаванием или бегом в одиночку. Не избегайте людей, не отказывайтесь от предложений других прогуляться или сходить в кафе.

Административные меры. В них нет ничего экстраординарного. Это рациональная организация труда, четкое распределение служебных обязанностей, координированная работа сотрудников и, самое главное, внятная и доходчивая постановка цели — все это существенно препятствует развитию трудоголизма.