Как выбрать духовника?

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

Выше партий

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.

Личный духовник патриарха Кирилла призвал всех россиян присоединиться к общему обращению к Богу в молитве.

«Братья и сестры!

Это не просто предупреждение личного духовника патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника братии Оптинской пустыни, пережившего мальчишкой невзгоды и трагедию Великий Отечественной войны. Это призыв 87 летнего духоносного старца схиархимандрита Илии. Старец призывает каждого из нас усилить молитву как домашнюю по соглашению в 16.00 местного времени. Это обращение к Богу много времени не займёт, но потребует сильнейшего душевного переживания. Только представьте себе, о чем в «колокола бьет» не только старец Илия, но и Афонские старцы, призывающие читать ежедневно акафист Казанской Божией Матери, защитницы России.

Вот-вот все рванет, и извне, но более опасен для России всегда был враг внутренний. И тогда не нужно уже будет многое нам: ни сотовые, ни квартиры, ни образование детям, ни машины, ни отдых комфортабельный за границей, ни растущие цены на продукты, ни даже так отдалившаяся пенсия, ни многое другое… А только мир и жизнь, которые мы перестаём ценить, и не смолкает внутренний и не только безмолвный ропот и недовольство.

Так настроим свои часы на 15.55 на каждый день, хотя бы неделю и уединимся на 5 минут и прочтём сердечно с вниманием и покаянием коротенькую молитву о спасении России и нас, грешных.

А в воскресный день исполним четвертую заповедь Божию и наполним храмы молитвой благодарения Господа нашего Иисуса Христа и едиными устами восхвалим Имя Его святое!

Не будьте безразличны, не отмахивайтесь, потом будет поздно….

Господь по молитве нашей соборной и отведёт беду и ещё даст нам спокойной мирной жизни в Боге. МОЛИМСЯ ЗА РОССИЮ: Молитва дана о. Илием после Литургии на патриаршем подворье в Ново-Переделкино. Батюшка просил каждого молиться за Россию из-за сложного положения. С каждого присутствующего в храме брал обещание, что человек будет молиться сам и передаст эту молитву близким и знакомым».

о. Илий. Сугубая молитва. Молитва за Россию: «Господи, прости нас грешных и помилуй, и избавь страну нашу Россию от внутренних ссор, распрей, раздоров, глада, мора, разрухи, войн с иноземными захватчиками по бесконечному Твоему милосердию. Даруй на земле нашей мир и благоденствие. Аминь».

Кто такой духовник

Что понимать под понятием «духовник»? Является ли духовником священник, у которого просто исповедуешься?

Фотиния.

Слово «духовник» может пониматься в разных значениях. Под ним действительно можно понимать и священника, у которого мы регулярно исповедуемся. Это одна из ступенечек, может быть вторая, после того как человек, бывая в разных храмах и исповедуясь у разных священников, пришел к пониманию того, что для собственной духовной пользы ему полезно исповедоваться преимущественно у одного человека. Это уже хорошо, потому что знающий на протяжении достаточного времени своего прихожанина священник сможет давать ему более адресные, более точные советы и по его духовной жизни и, иногда, и по его жизненным, практическим обстоятельствам.

Но то, что понимается под словом «духовничество» в святоотеческой письменности, в духовной традиции Православия знает и последующие степени, а именно, то, что человек сознательно и добровольно отсекает часть своей свободной воли в пользу послушания духовнику. Это ступень, до которой нужно духовно возрасти. Решиться на это нужно без всякого новоначального церковного романтизма. Но когда человек достигает ее, когда при этом находит духовно опытного священника, который возьмется в этом отношении за его руководство, это может принести также большую духовную пользу. Но здесь особенно важно руководствоваться по отношению к себе и по отношению к избираемому духовному руководителю древним церковным правилом: «сто раз отмерь, потом только попробуй что-то отрезать».

Кого считать духовным отцом? За кого молиться в утреннем правиле? Если считать того, кому чаще исповедуешься, то в моем случае это батюшки приходской церкви города, в котором я живу и с которыми я ни разу, кроме как на исповеди, не общалась. А духовным отцом я считаю батюшку, у которого я исповедалась первый раз, и который меня знает лично, которому я могу задать некоторые вопросы.

Когда можно задавать эти самые вопросы? Многие, знаю, делают это на исповеди, но в конце исповеди я все вопросы забываю, а если даже и записываю, то мне неловко их задавать, да и настрой не тот. А позвонить знакомому батюшке не всегда удобно, и вопросы вот такие хитрые, что стыдно порой их и вслух произносить.

Простите меня за такие вольные вопросы.

Ольга

Уважаемая Ольга!

Духовные отцы нынче редки. Прежде всего, потому что редки послушники – духовные дети. Это было замечено еще в XIX столетии, но в начале XXI столетия эта ситуация еще только усугубилась. Если иметь решимость слушаться во всех главных, существенных, жизненных вопросах того или иного священника, то он и будет вам духовным отцом. Ведь дело не в его особенных дарованиях, старческой мудрости или даже умудренности священническим служением, а в нашей внутренней готовности отсекать свою волю. Если есть такая готовность в отношении священника, у которого вы регулярно исповедуетесь, то он и будет постепенно становится вашим духовником, а если нет такой решимости, то не унывайте, вы все равно остаетесь православной христианкой. Таинство исповеди будет совершаться, и Господь будет, видя вашу веру, прощать вам грехи в Таинстве покаяния. Но духовного руководства как такового у вас не будет — здесь обольщаться не нужно. Поэтому дело надо с другой стороны исследовать: не со стороны священника, а со своей стороны. И тогда вы найдете ответ на этот вопрос.

Что касается вопросов, то не обязательно тот, кому вы их задаете, может оказаться духовным отцом. Ведь даже к Оптинским Старцам в XIX веке ездили люди, которые в полном смысле их духовными чадами не являлись, но которым нужно было тот или иной жизненный вопрос разрешить. Кому — важный, а кому — какой-то жизненно-практический. Со всяким вопросами ездили, поскольку очень доверяли святости жизни подвижников благочестия, при этом регулярно исповедовались у себя на приходе. Мы с вами можем побеседовать о чем-то абстрактно, но это не означает, что вы можете объявить, что вы у меня послушница. И я не смогу сказать, что я у Ольги, которая мне вопросы по Интернету задала, духовный руководитель. Так что просто трезво к этому подходите и в трех соснах не нужно путаться.

Вопрос ваш не хитрый, а обычный, его не надо стыдиться вслух произносить. Вопросы надо всякие произносить. В вопросах общения надо следить, чтобы в церкви не начать думать о политесе, о том, как бы так «подъехать» к батюшке, чтоб он чего не подумал. Не надо рассуждать так: я вот хочу вопрос задать, но чтоб он не очень резко прозвучал, я его пятью другим прикрою, а где-нибудь в середку я запихну то, что на самом деле хочу узнать. Не нужна эта многословность, надо проще быть, тогда Господня благодать на вас и будет действовать.

17.03.2020 11:43

Встреча с митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района, состоялась в Воскресной школе Спасского храма поселка Андреевка городского округа Солнечногорск. Темой беседы с батюшкой стали его встречи с православными святыми.

Отец Валериан поделился духовной мудростью святых, которых ему посчастливилось знать лично. Он цитировал слова великих ученых, писателей, подтверждавших присутствие Божьего промысла в человеческой жизни, а также упомянул наставление своего отца: «Нужно не верить в Бога, а верить Богу» и добавил: «Так и живу». А главное, по словам батюшки, это «научиться растить в себе любовь».
Отец Валериан рассказал о своем священническом пути и об удивительных людях, которых ему довелось повстречать в жизни, – исповедниках, прошедших тюрьмы и лагеря, пострадавших и умерших за веру. Он рассказал также о чудесах, явленных Богом через исповедников земли Русской, и говорил собравшимся о том, как полезны для спасения души каждого человека терпение и смирение. Всем своим слушателям отец Валериан посоветовал просто верить и уметь видеть чудеса Божьи каждый день.

Валериан Михайлович Кречетов – священник Московской епархии Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, духовный писатель. Награжден международной общественной наградой фонда Андрея Первозванного «Вера и верность». Автор более десятка духовных книг.