Как вымолить здоровье для ребенка у бога?

За что посылаются детям болезни?

Наследство Адама

— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?

— Согласно учению Церкви, любой человек приходит в этот мир уже болезненным. Мы, как дети Адама и Евы, рождаемся, отягощенные немощами. Как в духовном, так и в телесном отношении. В этом смысле удел человека — болеть. Как говорили отцы Церкви, рождаясь, человек вместе с даром бытия получает и семя тления — то, что в дальнейшем приведет к разрушению тела.

Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.

Но Промысл Божий включает в себя и активное участие человека в своей собственной жизни и жизни других людей. Отчасти сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями. Если брать крайние примеры — у наркоманов рождается ребеночек с поврежденной природой, уже отравленный ядом. То же самое у алкоголиков и курильщиков. В данном случае вполне можно говорить, это — последствия поведения мам и пап.

— А если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? Разве это справедливо?

— В советское время нас учили, что дети не отвечают за родителей. Но это глупость, мы все друг с другом связаны. По закону любви, все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, случается родовая травма или еще что-то подобное, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Действительно, Господь допускает рождение глухих, слепых, глухонемых детей. Людям, у которых есть такие малыши, я бы советовал посмотреть православный документальный фильм «Форпост». В нем показан детский приют для больных детей при одном из украинских монастырей. Этот фильм о христианской любви в ее наивысшем проявлении и направлена эта любовь на малышей с недугами. В фильме очень хорошо и достоверно показано, как эта любовь привлекает благодать Божью и исцеляет болезни детей. И это не выдумка, это — правда.

Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья. И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде, его попросту не существует). В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают ради взрослых, необязательно за родителей.

В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. Кто согрешил: он или его родители? Как известно, Христос ответил, что не он и не его родители. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та высшая слава, которую получат дети, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.

Как ангелы

— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей… Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?

— Есть очень хороший библейский пример из жизни величайшего царя и пророка Давида. Его житие весьма поучительно. Как известно, в его жизни был тяжкий грех, когда он прельстился красотой Вирсавии и, чтобы ею завладеть, косвенным образом убил ее мужа, отправив его на самый опасный военный участок. Безусловно, тот погиб. После этого Вирсавия стала формально свободной. Давид на ней женился. У них рождается первенец. Чуть позже ребеночек оказывается в предсмертном состоянии. К Давиду приходит пророк Нафан и говорит, что Господь не даст, чтобы ребенок жил. Давид каялся, молился и просил Бога оставить ему ребенка, но его молитва не была услышана, младенец умер…

Давид провел много времени в слезах, посте и молитвах и впоследствии принял смерть малыша как наказание. И если Господь не дает ребеночку жить на этой земле, это может происходить по разным причинам, одна из которых — грех родителей. В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить. Исходя из такого отношения к ребенку как к безгрешному созданию, можно сделать вывод, что Господь просто забрал его к Себе. Почему он не дал ему дальше жить, нам не дано до конца постичь.

В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.

— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?

— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет. Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк. 18:16.)…

Конечно же, смерть детей или другого близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над одной вдовой. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе.

Болезнь во спасение

— В жизни есть много примеров, когда в так называемых неблагополучных семьях рождаются вполне здоровые дети. И, наоборот, у здоровых и зачастую верующих родителей появляются на свет дети с тяжелыми заболеваниями. Как Церковь объясняет этот парадокс?

— В подобных случаях, как и во многих других, нельзя забывать о тайне Промысла Божьего. Каждому дается своя природа, у каждого свой крест. Кому-то посылаются тяжелые болезни, кто-то живет практически без них. В любом случае, здоров человек или болен, это состояние для него временно, поскольку и в том, и в другом случае живет он лишь временную жизнь, которая имеет своей целью жизнь вечную. Если нет вечной жизни, то и эта наша короткая временная жизнь не имеет никакого смысла.

Но на самом деле смысл в жизни есть и, исходя из него, временное пребывание человека на земле содействует его дальнейшему спасению. Более того, в христианской традиции мы знаем множество примеров, когда для спасения человека Церковь молилась, чтобы ему послались болезни.

В древней Церкви по этому поводу даже существовали специальные чины, которые применялись в «особо тяжелых» случаях. Например, для христиан, которые вначале вели благочестивый образ жизни, а впоследствии ударились в тяжкие грехи. За них молились, чтобы Господь дал им тяжелую болезнь, и чтобы она стала хотя бы малым воздаянием за совершенные грехи, но не в вечной жизни, что было бы гораздо страшнее, а в жизни земной, временной. И чтобы люди, сподобившиеся такого наказания, вернулись к своей прежней жизни.

Больной человек не может грешить, как прежде. Болезнь заставляет переосмыслить свою жизнь и взглянуть на нее по-новому. Многие святые сами просили Господа послать им болезни, которые приводили их дух в состояние смирения.

— А как же популярная поговорка «в здоровом теле — здоровый дух»? Получается, она не состоятельна?

— По сути, это антихристианская поговорка. Чаще всего бывает наоборот — в здоровом теле может обитать совсем не здоровый дух. Конечно, если толковать выражение «здоровое тело» исключительно как здоровый образ жизни, тогда еще можно с ней согласиться. Но все равно с большими натяжками: христианство знает массу примеров, когда в нездоровом теле находился здоровый дух.

— Какой должна быть духовная жизнь пап и мам, чтобы их дети не страдали от их же ошибок?

— Безусловно, родителям необходимо молиться за своих детей. Чаще всего именно мамы молятся за своих малышей. Материнская молитва имеет перед Богом огромнейший вес и значение. Но и отец как глава семейства должен молиться за всю свою семью и, в первую очередь, за своих детей. Также необходима и регулярная искренняя исповедь, чтобы нераскаянный грех родителей не отягощал своим грузом судьбы детей, не стал причиной их болезней и тяжелых испытаний.

Воцерковление.Ru

Картинки по запросу почему боÐ

В мире существует несколько непростых вопросов, на которые сложно дать ответ и которые всегда вызывают оживленную дискуссию. Один из них – это вопрос «почему болеют дети»? К сожалению, мы видим это в повседневной жизни. И речь идет не о каких-то «детских мелочах», таких как ОРВИ, ОРЗ и даже грипп. Речь идет о серьезных заболеваниях, опасных для жизни человека. Почему так?

Грех прародителей

Болезни — это то, что человек получил в результате грехопадения. Первое упоминание о боли и болезнях на страницах Священного Писания встречается в словах Господа по отношению к Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). То есть рожать праматерь всего человеческого рода будет в болезни.

Болезни являются следствием отступления Израиля от Бога. «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15). С точки зрения Ветхого Завета, радостное бытие или болезнь зависят от исполнения или неисполнения заповедей Божиих.

В Новом Завете Господь совершает множество исцелений. Ко Христу за исцелением приходят самые разные люди: от начальника синагоги Иаира, у которого умирала единственная дочь (Лк. 8:41- 56), до хананеянки (Мф. 15:21-28), само общение с которой было чем-то из ряда вон выходящим для представителя богоизбранного народа. Каждое чудо Нового Завета уникально, имеет свою историю, но, вместе с тем, для всех чудес характерно одно условие.

Условие чуда

Как уже было сказано выше, большая часть чудес Спасителя – это исцеления больных. Из Писания можно сделать вывод, что важнейшим условием исцеления является вера. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Об этом случае Сам Спаситель сказал: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 10). «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) – говорит Господь Иаиру, дочь которого умерла, но будет воскрешена Спасителем. Женщина, много лет страдавшая кровотечением, получила исцеление за свое дерзновение. «Она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9:21) – и с этим дерзновением она подошла к Спасителю. С точки зрения Ветхого Завета, это было совершенно недопустимое действие: человек, у которого было кровотечение, считался нечистым и не мог прикасаться к другим людям.

И еще одно условие чуда — это изменение образа жизни, отказ от прежних грехов: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14) – говорит Господь одному из исцеленных. Ведь здоровье — это дар Божий и использовать его нужно не просто для своего удовольствия, а для того, чтобы принести пользу ближним.

Грех родителей

Часто приходится слышать, что дети отвечают за грехи родителей. Но с точки зрения христианства все не так просто.

«Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2) – спрашивают апостолы Спасителя, видя слепорожденного. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3) – отвечает на это Господь и исцеляет его. Показательно, что иудеи, разгневанные исцелением слепорожденного в субботу, сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9:34).

Отвечают ли дети за грехи родителей? И да, и нет.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5:9-10) — сказано в Ветхом Завете.

Господь не наказывает «автоматически» детей за грехи родителей только потому, что они дети своих родителей. Господь наказывает только тех детей, которые сами «ненавидят Меня», то есть сами повторяют грехи своих отцов и сами не исполняют заповеди Божии.

В Священном Писании есть и прямое указание на то, что каждый отвечает лишь за свои собственные грехи. Об этом поэтично и красочно писал пророк Иеремия: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер.31:29-30).

Поэтому нельзя сказать, что дети автоматически наказываются за тот или иной грех своих родителей. Да, на уровне генетической наследственности, на уровне привычек, полученных при воспитании, ребенок может получить склонность к тому или иному греху. Все мы знаем, что если родители любят выпить, то и у детей есть такая склонность. Но важно другое: что он будет делать с этой наследственностью. Ее можно просто безоговорочно принять и не бороться с ней. А можно противостоять своей наследственности, бороться со склонностью ко греху.

Ошибки, которые не надо совершать

Часто родители, у которых болеют дети, совершают ошибки. Например, идут ко всякого рода «бабкам» и экстрасенсам. Один раз у меня был подобный случай. В храм забежал (именно забежал, а не зашел) мужчина и сказал, что нужно от-крыть Царские Врата и прочитать молитву, которую сунул мне на бумажке. Когда я спросил, что это за молитва и откуда он ее взял, то узнал потрясающую вещь. Оказывается, у него больной ребенок, которого «лечит» какой-то экстрасенс, и во время приступов болезни этот «целитель» просит открывать Царские Врата и читать какой-то оккультный текст. Само собой, что ничего открывать и читать не стали. Долго беседовали, пытаясь объяснить несчастному родителю, что нельзя лечить детей бесовской силой и т.д. Ведь исцеление, которое дается бесовской силой, не является исцелением. Подлинное исцеление – это исцеление души и тела, как следствие первого. Временное облегчение телесных болезней, цена которого смерть души, — это не решение проблемы, а лишь ее усугубление.

Болезнь детей — это тяжелое испытание для любого человека. И очень важно во время этого печального испытания не уклониться в сторону от правильного пути, не пойти решать проблему всякими магическими средствами, а постараться увидеть во всем этом волю Божию.

«Трое моих внуков из девятнадцати родились с сердечной патологией, не совместимой с жизнью. Один прожил три дня, две внучки прожили меньше месяца», — епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон о том, почему страдают дети (беседа с родителями детей-инвалидов)

Фото: диакон Андрей Радкевич

Почему в мире существует зло?

Я хотел бы поговорить с вами не только как епископ и председатель отдела по церковной благотворительности, но и как многодетный отец и многовнучатый дедушка. У меня четверо дочерей и девятнадцать внуков. Когда моей младшей дочери было 6 лет, умерла моя жена и со мной остались четверо детей. Это был очень трудный период в моей жизни, очень скорбный, тяжелый.

Трое моих внуков из девятнадцати родились с сердечной патологией, не совместимой с жизнью. Один прожил три дня, две другие внучки прожили меньше месяца. Для меня это было очень тяжелое испытание.

Мои дети болели, когда были маленькими, моя дочь перенесла очень серьезное заболевание после 20 лет, двое моих внуков остались живы только благодаря операции на открытом сердце; поэтому я знаю, что такое болезнь детей и знаю что такое смерть близких. Я понимаю вашу скорбь и ваши трудности. Думаю, что многих из вас мучает вопрос – почему это случилось именно со мной? Об этом я и хотел бы поговорить.

Мы с вами верим в Бога, Который не сотворил зла. Когда Бог создал первых людей, они были здоровы, они не были инвалидами. В них не было греха, и они жили в радости. Но, к сожалению, они использовали свободу, которую дал им Бог, во зло и совершили грех отступления от Бога. Через этот грех в их природу вошло зло, которое настолько исказило их, что когда у них родились дети, один из них из зависти убил своего брата. Представляете, человек, родители которого жили в раю и, наверное, рассказывали ему о том, как они там жили, не удержал свою злобу и убил брата. Зло и болезни, которые есть в мире, — следствие этого греха первых людей.

Человек создан для радости

Понятно, когда циррозом печени болеет алкоголик. Понятно, когда наркоман оказывается в психиатрической больнице. Понятно, когда курильщик болеет раком легких. Тут явная связь греха, который совершил человек, и болезни, которой он заболел. Но почему страдают безгрешные младенцы?

На этот вопрос невозможно ответить так, чтобы любящее сердце раз и навсегда успокоилось. Потому что человек создан для вечной жизни, для вечной радости, и мы не можем согласиться с тем, что наши дети больны и страдают. Мы и не должны с этим соглашаться. Человек создан для радости, для совершенства. Как совместить это с тем, что страдают невинные дети?

Земная жизнь, в которой мы с вами живем, несовершенна для всех, а не только для детей. Все мы живем в мире, в котором есть зло. Войны, стихийные бедствия, катастрофы. Во время взрыва в одном из российских городов погибли две девушки, которые уступили место террористке-смертнице в автобусе. Она пришла с забинтованной рукой, и девушки ее пожалели. Их доброта спасла несколько жизней: если бы террористка стояла, вокруг погибло бы гораздо больше людей. Но первыми погибли именно те две добрые девушки. Почему так происходит? Почему зло сильнее добра? Почему рождается так много детей-инвалидов?

Все мы несовершенны

Мы все происходим от Адама и Евы, человеческая природа которых оказалась искаженной болезнью греха. Поэтому мы все подвержены этой страшной болезни греха. Мы все — инвалиды. У кого-то инвалидность проявляется в несовершенстве души, у кого-то в телесных болезнях. И трудно сказать, кто инвалид в большей степени — святая Матрона Блаженная, которая всю свою жизнь не вставала с постели, была слепой, но видела будущее и помогала людям, или какая-нибудь победительница конкурса красоты, которая выставляет напоказ свое здоровое тело, соблазняет и развращает других. Кто из них ближе к совершенству? Кто заслуживает сострадания?

Мы, христиане, верим и знаем, что тела людей воскреснут, но будут не такими, как сейчас: тело будет соответствовать душе человека. Сейчас очень часто бывает, что тело прекрасно, а душа уродлива, грязна. Или, наоборот, среди тех, кто страдает телесными недугами, очень много чистых и добрых людей. Какие глубокие, прекрасные, лучистые, глаза у многих детей инвалидов! Глаза – зеркало души. Если душа чиста, то тогда, конечно же, в вечности тело не будет иметь изъянов.

Мы нуждаемся в помощи друг друга

В этой жизни мы созданы так, чтобы быть помощниками друг другу. Никто из нас не обладает совершенным знанием, совершенным умением, все мы нуждаемся в помощи других. Кому-то нужна помощь в передвижении, кому-то нужна помощь в чтении, потому что он не видит. Кто-то нуждается в защите сильного, кто-то — в утешении и поддержке. В младенчестве дети нуждаются в помощи родителей, в старости родители — в помощи своих детей. Бог так устроил, чтобы мы любили друг друга и друг другу помогали.

Когда в семье рождается особый ребенок — это призыв к родителям восполнить то, чего у него нет. Не только родители это могут делать, но и Церковь, врачи, социальные работники; государство, хоть плохо, но все-таки помогает. Таким образом все мы призываемся здесь, на земле, помогать друг другу, учиться любить других. В Царствии Небесном человек уже не сможет учиться любви, там не будет нуждающихся в помощи. Сочувствие болезням других, забота о наших ближних учат нас главной добродетели, приобщают к радости любви. Пусть это больно и трудно — сопереживать несчастью других, но без этого не будет и вечной радости.

Один великий святой однажды стал размышлять: почему одни больны и живут в нищете, а другие здоровы, богаты и умирают в окружении родственников. Когда он так задумался, ему от Бога был ответ: «Антоний!, — так звали этого святого, — тебе не полезно об этом думать, думай о спасении своей души». Условия, в которых мы живем, даны Богом, если мы доверяем Ему. Мы должны это принять, как данный нам Богом путь ко спасению.

Бог призывает к большей любви

Иногда беда приходит не потому, что мы сделали что-то плохое или кто-то в этом виноват, а для того, чтобы мы научились с этой бедой справляться, смогли ее преодолеть. Если такое случилось с нами, значит, Бог призывает нас к большей любви. Потому что ребенок, у которого ограничены возможности, нуждается в большей любви, в большей опеке, чем ребенок здоровый. Это призвание Божие.

Иногда беда случается из-за неправильного поведения родителей. Но ответить на вопрос: «Почему это случилось со мной?» человек может только сам. Он может услышать ответ от Бога. Ответ бывает разным. Иногда это призыв к большему совершенству. Иногда –остановка греха, который могли совершать родители. Иногда — для того, чтобы в мире стало больше любви.
Как с этим жить?

Но понять, как жить с бедой, мне кажется, даже важнее, чем выяснять причину, по которой она пришла. Следствием греха Адама и Евы стало то, что между ними и Богом появилась стена, и они потеряли возможность с Ним говорить, как говорили в Раю. Не могли слышать ответы на свои вопросы, как слышали в Раю. Они перестали Бога понимать, прервалась связь с Богом.
Люди жили так на протяжении всего того времени, которое у нас называется ветхозаветным, — до пришествия Христа. Если вы читали Библию, вы знаете, сколько там описано страшных преступлений, войн, бед, злодеяний. Но мы с вами живем в другое время. Бог пришел на землю и стал человеком, чтобы помочь нам пережить наши трудности и беды.

Сейчас модно обращаться к психологам за помощью. Наверное, многие из вас обращались к ним. Я тоже однажды обратился к психологу. Мне хотелось понять, смогут ли они мне помочь. У меня тоже бывают периоды печали и уныния, и я поделился своими трудностями. Я сказал: «Вы знаете, мне что-то очень тяжело, я чувствую, что все, что делается, делается неправильно, хочется куда-то уехать подальше, все уже надоели, кто-то постоянно приходит, что-то спрашивает. Вот такое у меня тяжелое настроение. Как мне быть?» И психолог мне отвечает: «Вы знаете, у Вас очень низкий самооцен». Я говорю: «И что же мне делать?» И психолог говорит: «Попробуйте мебель переставить»…

Наверно? есть психологи, которые дают более удачные советы, но сколько я с ними ни встречался, они говорят: «Мы готовых ответов не даем. Мы помогаем человеку самому понять». Но ведь есть Тот, кто может дать ответ — это Бог. Он может не просто поставить диагноз, но может вернуть ту радость, для которой мы с вами созданы. У нас с вами есть такая возможность. Мы можем обрести это во Христе.

Дверь в Царство Небесное

Многие люди живут в ветхозаветном времени. Они считают, что между ними и Богом стена, что Бог для них неведом, непонятен и они ничего о Нем не знают. Но если человек знает о Христе, верит во Христа, то для него открыта дверь в Царствие Небесное. Причем не после смерти, а уже здесь, на земле. Уже здесь есть радость, к которой можно приобщиться самому и приобщить своих детей.

Когда я думал о воспитании своих дочерей, главным для меня было, чтобы они сохранили веру в Бога. Когда нужно было выбирать, в какую школу их отдать, я выбирал школу, где учились верующие дети, выбирал им верующих друзей, верующих подруг, думал о том, кто будет их исповедовать, думал о том, как оградить их от влияния плохих компаний. Дети с ограниченными возможностями часто не в такой степени контактируют со злом, которого так много в мире. Они, может быть, не все видят, не все знают — и слава Богу. Домашние дети часто лишены общения со сверстниками, которые сейчас здоровы телом, но душой, к сожалению, часто очень больны.

Мне кажется, главное, — чтобы дети приобщились к Любви, к Божественной благодати, к жизни в Царствии Небесном уже здесь, на земле. Ради этого Бог пришел на землю. Но если, дорогие родители, вы сами будете вне этого общения любви, вы не сможете и детей этому научить. Некоторые говорят: «Мы-то ладно, нас никто не учил, пусть хоть ребенок…». Но ребенок все воспринимает через родителей. Тем более ваши дети связаны с вами теснее, чем те, кто может пойти на улицу или сидит в соцсетях. Ваши дети воспринимают многое только через вас. Поэтому наша с вами общая задача — больше узнать о Христе.

Бог открывает Себя тем, кто Его ищет

Храмы — островки благодати в мире. То, что в них совершается, преображает душу человека, освящает его сердце, просвещает его ум, учит его совершенно другой жизни, дает ему удивительную радость, и эта радость ни с чем несравнима. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если человек окажется в Царствии Небесном хотя бы на мгновение, он согласится всю оставшуюся жизнь провести в яме с червями, которые бы ели его плоть, лишь бы не лишиться этой радости. Каждый раз, когда мы приходим на Литургию, к этой радости можно приобщиться. Каждый раз, когда мы обращаемся к Богу, мы можем почувствовать, услышать ответ от Бога.

Молитва — это не просто бормотание каких-то непонятных слов-заклинаний перед иконами, которые воспринимаются как некий талисман. Молитва — это обращение к Живому Богу. Молитва предполагает, что мы услышим ответ от Бога. Надо быть готовыми не просто что-то сказать, чего-то попросить, а услышать, что отвечает Бог. Наша душа должна быть открыта Божиим словам. Эти слова есть в Евангелии. Если человек не читает Евангелие, как он услышит, что говорит ему Бог?

Бог открывает Себя тем, кто хочет Его найти. Найти любовь, радость. Тем, кто обращен к духовной жизни, а не только к плотской. Тем, кто понимает, что главное — это душа, а не тело. Таким, конечно, Бог открывает Себя и — в такой полноте, что человек живет радостно, несмотря ни на что.

К этой радости можно приобщиться всем нам. К этой радости мы можем и должны приобщить наших детей. В этом никак не ограничены их возможности. Если мы этого не делаем, мы лишаем их самого главного. Нужно, конечно, заниматься их реабилитацией, нужно стараться помочь им в их болезни, развивать их способности, научить есть с ложки, например, не бояться других людей, водить их в кафе или в зоопарк. Но главное, — мы должны приобщить их к этой радости. Тогда мы сделаем для них самое главное.

Ограничение возможностей — часто ограничение зла

Земная жизнь когда-нибудь кончится, мы все в конце жизни станем инвалидами, если нас не убьет террорист или не переедет машина. Я, например, еще не окончательно инвалид, но уже не могу бегать, как я бегал раньше, не могу так же быстро ходить, как раньше, быстро устаю. У человека отказывают разные органы и в конце концов все мы станем косточками в земле. А когда-нибудь и косточек не останется.

Мы переживаем: «Ах, мой ребенок так выглядит плохо, не такой красивый как остальные». Но через 90 лет между вашим ребенком и самым здоровым его сверстником не будет никакой разницы. Оба будут лежать в земле, а души их — предстоять перед Богом. Главное совсем не то, в каком телесном обличии мы здесь находимся. Это нужно хорошо понимать. Конечно, горько, когда страдает наш ребенок, надо ему помогать, но больше думать о том, в каком состоянии находится его душа.

Души таких деток очень часто бывают чистыми, замечательными и с ними часто гораздо радостнее быть вместе, чем со здоровыми балбесами, которые уже и воруют и наркотики принимают.

Поэтому ограничение возможностей бывает ограничением зла. Конечно, не всегда так и это не самое главное, но все-таки. Возможность узнать о Боге, быть с Богом — вот это самое главное. Я думаю, что все ваши дети крещены, но редко причащаются, да и вы давно уже не причащались или вообще не причащались. Участие в Божественной Литургии — это самая главная радость для человека, который верит во Христа. Когда совершается Литургия, благодать Божия являет себя в храме так, как не являет себя нигде. Господь говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Когда мы собираемся в храме, то среди нас Господь.
Через Евангелие можно понять смысл событий

Наше сознание сформировалось в безбожном мире, который не знает Христа. Наши понятия часто не соответствуют истине. Это неправильное сознание нужно менять. Есть такая книга «Евангелие», хранение слов которой в сердце помогает изменить себя внутри, изменить сознание.

Евангелие — трудная книга для понимания, ведь это рассказ о Царствии Небесном, она не может быть простой. Но мы с вами должны возвыситься до Евангелия. Тогда мы поймем смысл происходящих с нами событий, узнаем ответ на многие наши вопросы. Через Евангелие Господь нам отвечает. Читая Евангелие, вы можете найти слова, которые перевернут ваше сознание, которые коснуться вашего сердца, помогут понять, как вам жить, поддержат вас в трудную минуту, дадут удивительную радость.

Вне понятий Евангелия очень трудно быть счастливым на Земле. Не только когда у тебя ребенок инвалид, но и когда у тебя все хорошо. Я знаю очень много богатых успешных людей, которые приходят ко мне и говорят: «Что-то мне как-то тяжело…» Потому что на самом деле человека спасает не здоровье его тела, не благополучие его жизни, а соединение с Богом.

Вы в этом смысле никак не ограничены в ваших возможностях, а даже больше открыты к тому, что Господь хочет дать. Таких деток называли раньше убогими. Но ведь это значит «у Бога». Они избранники Божии, не всем Господь дает понести этот крест. Нужно согласиться и принять его. Тогда Господь и утешит и поможет вам.