Как выучить стих с ребенком?

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

«Опять стихи задали, — делится со мной мама школьника. — Чувствую, будем учить всей семьей». Странное дело: многие дети хорошо учатся и любят читать, но стихи им не даются. На два четверостишия уходит день-два, а то и три. Рассказываем, как быстро и безболезненно учить стихи, используя лишь одно средство — воображение.

Итак, нам нужен стих. Возьмем что-нибудь популярное. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Мы наверняка помним его наизусть до сих пор. Но как же выучить «У Лукоморья» с ребенком? Вот несколько приемов, которые помогут запоминать стихи быстрее.

Рисовать

Виктория Тараканова — педагог, психолог, специалист по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автор развивающего набора «Азбука. Живые буквы» — советует.

Самое простое и очень эффективное — заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

С нашим стихотворением проделать такой трюк проще простого:

  1. Распечатайте стих.
  2. Прочтите его вслух.
  3. Поначалу зарисовывайте строчку целиком. Не обходите стороной предлоги — их дети чаще всего путают или забывают.

Как учить с ребенком стихи

Я попробовала нарисовать четверостишие сама. Лукоморье выглядит как лук у моря.

  1. Пусть малыш прочитает стих, глядя на картинки.
  2. Затем — расскажет стих, не подглядывая в текст и используя только картинки.

Помогайте ребенку: что-то можете нарисовать вы, что-то — он сам. Здесь вовсе не нужен талант художника.

Картинки должны быть понятны — это единственный критерий мастерства.

Когда ребенок станет быстрее запоминать стихи, выбирайте только ключевые слова. Например: дуб, цепь, кот, кругом. Некоторым проще рисовать целые картины, где виден и кот, и цепь, и русалка на ветвях. Пробуйте разные способы, чтобы понять, какой из них подходит вашему ребенку.


Источник

Расставлять

Одним из самых проверенных временем способ запомнить информацию — метод Цицерона. Его называют по-разному: метод комнаты или создание локаций. Смысл в том, чтобы выбрать место, например, комнату ребенка, кухню, гостиную (что больше нравится), и расставлять там кодовые слова.

Как работать со стихотворением:

  • Прочтите его в быстром темпе 5–6 раз.
  • Выберите в каждой строчке образы: дуб, кота, цепь, круг (кругом).
  • Расставьте их по местам в том порядке, как идут строчки в стихотворении. Обязательно по часовой стрелке. Один образ — одно место.

Можно использовать первые слова каждой строчки — как легче ребенку. Приведем пример с Лукоморьем.

У лукоморья дуб зелёный. Посмотрите на подоконник и представьте, что из него растет огромный зеленый дуб.

Златая цепь на дубе том. К примеру, рядом стоит тумбочка. А по ней ползет толстая цепь.

И днём и ночью кот учёный. Ну тут совсем просто. Видите стол? Пусть за ним сидит кот и учится — читает много-много книг.

Всё ходит по цепи кругом. Сделаем кодовым словом «кругом» и представим, что на полу нарисован мелом гигантский круг.

  • Пусть малыш попробует, подглядывая в текст, рассказать стихотворение пару раз.
  • Дайте ему отдохнуть некоторое время. А затем попросите его пересказать стих снова.
  • Если ребенок забыл одну или две строчки, не страшно. Подберите образ для каждого забытого слова и разместите его на той локации, где уже расположен первый образ этой строки.

Например, малыш хорошо запомнил слово «цепь», но забыл строчку:

Златая цепь на дубе том

Наша цепь ползла по тумбочке. Представим, что тумбочка вдруг стала златая — из золота. Золотые ручки, ножки, дверки — всё-всё. По ней ползет цепочка. И для пущей верности рядом вырастает ещё один малюсенький дуб.

Придумать ассоциации

Заметили, как мы подбирали визуальные образы? Кот у нас читал, цепь ползла, тумбочка вся переливалась золотом. Все они — необычные, забавные, несуразные. Чем ярче образ, тем проще его запомнить. Но не все дети (да и взрослые тоже) могут представить красочную картинку. Чтобы научиться этому, используйте 4 простых правила. Выбирайте любое.

  1. Правило замены. Представьте один предмет на месте другого. Например, не кот у Лукоморья гуляет по цепи кругом, а дуб гуляет вокруг кота.
  2. Нарушение пропорций. Представьте предмет удивительно большим. Гигантский, не помещающийся в дом и возвышающийся до неба дуб.
  3. Преувеличение. Вообразите не одного, а тысячи котов!
  4. Вводите действие. Предмет, человек, животное не могут просто идти или лежать. Они должны непременно что-то делать: действие лучше запоминается. Пусть кто-то машет крыльями, падает, прыгает, обедает, бежит или танцует.
У детей воображение работает в разы лучше, чем у взрослых. Очень скоро визуализация войдет в привычку.


Почему бы не представить ученого кота таким? — Источник

Эти методы работают не только со стихами. С помощью них можно запоминать слова, списки, цифры, тексты. Советуем также присоединиться к ребенку и тоже что-нибудь позапоминать забавы ради. Вы удивитесь, как быстро неподъемная задача что-то учить превратится в увлекательное и веселое времяпрепровождение.

По материалам книг «Как запоминать почти всё и всегда», «Помнить всё», «Развитие памяти».

Обложка поста отсюда

Про­стые, но эффек­тив­ные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

Совет 1. Найдите непонятные слова

Прежде, чем начать заучи­ва­ние, взрос­лый, кото­рый будет учить сти­хо­тво­ре­ние с ребен­ком, дол­жен сам про­чи­тать его с выра­же­нием. Затем сле­дует обя­за­тельно найти в тек­сте незна­ко­мые или непо­нят­ные малышу слова и объ­яс­нить их. Спро­сите его, о чем гово­рится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъ­яс­нены, сти­хо­тво­ре­ние нужно про­чи­тать еще раз. При­сту­пайте к заучи­ва­нию только после такой пред­ва­ри­тель­ной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

Возь­мите для пер­вого раза сти­хо­тво­ре­ние, строки кото­рого состоят из 3–4 слов. Для начала подой­дёт дву­сти­шье или чет­ве­ро­сти­шье. Позже можно брать сти­хо­тво­ре­ния боль­шего раз­мера, делить его на чет­ве­ро­сти­шия и заучи­вать по порядку. В пер­вый час два чет­ве­ро­сти­шия. Потом сле­ду­ю­щие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение

Визу­а­ли­зи­руйте сти­хо­тво­ре­ние. Помо­гите ребёнку пред­ста­вить про­ис­хо­дя­щее, рас­ска­жите о деревне, в кото­рой жил малень­кий маль­чик «мужи­чок с ного­ток», о том, как его отцу тяжело было про­кор­мить боль­шую семью, о лютом морозе. Также сти­хо­тво­ре­ние можно нари­со­вать – в виде сим­во­лов или сде­лать иллю­стра­цию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции

Заучи­вать сти­хо­тво­ре­ние сле­дует эмо­ци­о­нально и с выра­же­нием, – такова дет­ская при­рода! В про­тив­ном слу­чае, оно будет лишено для ребенка смысла. Неко­то­рые вос­пи­та­тели в дет­ских садах при­учают детей к невы­ра­зи­тель­ной манере чте­ния сти­хов. Ребя­ти­шек в группе много, и кол­лек­тив­ное заучи­ва­ние невольно пре­вра­ща­ется в моно­тон­ное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это непра­вильно! Учить сти­хо­тво­ре­ние лучше инди­ви­ду­ально, так что помните об этом и дер­жите ситу­а­цию под кон­тро­лем. Малыш, не про­ник­шийся кра­со­той сти­хо­твор­ной лите­ра­тур­ной формы в дет­стве, став взрос­лым, вряд ли будет часто обра­щаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучи­ва­ние рифм, пере­ве­дите сти­хо­тво­ре­ние в прозу. Про­чи­тайте ему про­из­ве­де­ние цели­ком и попро­сите рас­ска­зать о чём в нём гово­риться. Можно помочь, зада­вая наво­дя­щие вопросы. Таким обра­зом, сфор­ми­ру­ется смыс­ло­вая после­до­ва­тель­ность. После такой обра­ботки заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ния прой­дёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение

Нари­суйте с ребен­ком сти­хо­тво­ре­ние. Чет­ве­ро­сти­шие за чет­ве­ро­сти­шием. И вовсе не обя­за­тельно созда­вать шедевры изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Доста­точно будет схе­ма­ти­че­ских рисун­ков. Сна­чала рисуем, а потом рас­ска­зы­ваем сти­хо­тво­ре­ние по кар­тин­кам. В общем, поиг­райте в иллю­стра­то­ров. Этот метод хорош тем, что к про­цессу запо­ми­на­ния под­клю­ча­ется зри­тель­ная память.

Совет 7. Поиграйте в театр

Инсце­ни­руйте сти­хо­тво­ре­ние. Каж­дую строчку про­из­ве­де­ния можно не про­сто читать, а еще и пока­зы­вать. Если дей­ству­ю­щих лиц много, можно при­влечь к пред­став­ле­нию всех чле­нов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон

Сей­час в каж­дом теле­фоне есть встро­ен­ный дик­то­фон. Сде­лайте ауди­о­за­пись сти­хо­тво­ре­ния, про­чи­тан­ного ребен­ком, а затем вклю­чите запись и дайте ему про­слу­шать. Так, вы под­клю­чите к про­цессу слу­хо­вую память, и зна­чи­тельно повы­сите шансы ребенка запом­нить те строки, кото­рые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

Раз­режьте сти­хо­тво­ре­ние на строчки. Это спо­соб закре­пить выучен­ный стих в памяти, пере­ве­сти его из памяти крат­ко­вре­мен­ной в дол­го­вре­мен­ную. Нужно рас­пе­ча­тать сти­хо­тво­ре­ние на листе бумаги или про­сто напи­сать. Глав­ное чтобы шрифт был круп­ным. А потом взять и раз­ре­зать стих на отдель­ные строки. Пере­ме­шать и пред­ло­жить ребенку выло­жить строчки в нуж­ном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное

Вме­сте с ребен­ком повто­ряйте выучен­ное сти­хо­тво­ре­ние через про­ме­жу­ток вре­мени: перед сном, на сле­ду­ю­щий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экза­мена: «А ну-ка, рас­скажи, я посмотрю, как ты запом­нил». Гораздо эффек­тив­нее, если вы пред­ло­жите рас­ска­зать вме­сте папе, бабушке, соседке, или если Вы нач­нете рас­ска­зы­вать, а потом «забу­дете» и попро­сите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание

Не откла­ды­вайте заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ний до школы. Начи­нать учить сти­хо­тво­ре­ния наизусть жела­тельно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы

Делайте пере­рывы для отдыха, чтобы одно­об­раз­ное заня­тие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Не застав­ляйте ребенка и не нака­зы­вайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

Выби­райте сти­хо­тво­ре­ние в соот­вет­ствии с воз­рас­том и тем­пе­ра­мен­том ребенка. Шалу­нам лучше пред­ла­гать для запо­ми­на­ния стихи рит­мич­ные, весе­лые, дет­кам спо­кой­ным – раз­ме­рен­ные, плавные.

Совет 15. Учите с целью

Пона­чалу учите сти­хо­тво­ре­ние в каче­стве подарка: для мамы, бабушки или, напри­мер, к при­ходу Деда Мороза.

Учим запоминать стихи

Как развить память ребенка? Психологи предлагают родителям и воспитателям использовать несколько небольших хитростей.

Методика развития памяти

  • Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.
  • Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.
  • Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.
  • Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.
  • Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Алгоритм действий

Для того чтобы развить память у дошкольника, необходимо действовать по определенному алгоритму:

  • ребенка нужно успокоить, «притупить» его бдительность. Малыша просят просто повторять те слова, которые произносит взрослый человек.

Внимание! Ребенок повторяет не больше одной строчки стихотворения. В противном случае у ребенка возникнет состояние информационного стресса.

  • далее нужно выяснить, какие слова либо фразы в стихотворении ребенку непонятны.

Выяснить данный момент довольно легко, ведь непонятные слова и выражения ребенок либо не будет произносить, либо в них им будут допускаться ошибки и оговорки. Воспитатель либо родители должны пояснить малышу значение непонятных фраз и выражений, привести примеры, когда эти слова будут уместны.

  • после того как все непонятные фразы и слова будут объяснены, переходит к повторению этой строчки. Количество повторов зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
  • после того как первая строчка будет произноситься без запинок и ошибок, приступаем к заучиванию второй.
  • далее соединяются между собой первая и вторая строчки, отрабатываем их вместе.
  • озвучивается третья сточка, заучивается отдельно, затем произносятся три строчки стихотворения.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:

  • делить большой текст на отдельные части;
  • составлять план;
  • выделять основные словосочетания или отдельные слова;
  • пересказывать текст, пользуясь ключевыми фразами.

Об авторе: Некрасова Светлана Марьяновна, учитель начальных классов, предметник, стаж работы 24 года.