Как закончить исповедь?

Доброго времени суток. Напишите, какими словами нужно начинать (согрешил словом, делом, помышлением — смущает, что всё не смогу вспомнить), и как заканчивать (просить ли у батюшки разрешения грехов) исповедь? СпасиБо.

Специальной формулировки начала и окончания исповеди нет, да это и не нужно. Каждый кающийся сам выбирает покаянные слова от своего сердца. Но приблизительные примеры построения исповеди существуют и изложены в многочисленных брошюрах «В помощь кающимся», которые продаются в церковных лавках. Ориентир на исповеди должен быть на Заповеди, данные в Библии, каждую фразу можно начинать словами: «Согрешил в том, что…».

Заканчивать исповедь можно по-разному, можно сказать как «согрешил словом, делом, помышлением», так и «прости меня Господи за грехи, которые не исповедовал по забывчивости или непониманию». Не все грехи мы можем вспомнить и исповедать, но попросить у Господа прощения за наше нерадение и забывчивость — можем.

Исповедь должна быть искренней и полной, а словесные формулы могут быть разными.

Вернуться к списку вопросов

На испо­ве­ди, дей­стви­тель­но, нуж­ны не подроб­но­сти гре­ха, а наше пока­я­ние – имен­но о нашем пока­я­нии в гре­хах сви­де­тель­ству­ют свя­щен­ни­ки перед Господом.

А пока­я­ние, как учил свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник:

  • «осо­зна­ние сво­е­го гре­ха пред Богом;
  • уко­ре­ние себя в этом гре­хе с пол­ным испо­ве­да­ни­ем вины, без пере­кла­ды­ва­ния ответ­ствен­но­сти на дру­гих людей или на обстоятельства;
  • реши­мость оста­вить грех, воз­не­на­ви­деть его, не воз­вра­щать­ся к нему, не давать ему места в себе;
  • молит­ва к Богу о про­ще­нии гре­ха, до уми­ре­ния духа”.

Чита­е­мый перед испо­ве­дью пока­ян­ный 50 пса­лом может быть образ­цом испо­ве­до­ва­ния гре­хов. Царь Давид сокру­ша­ет­ся о том, что согре­шил, о про­ли­той им кро­ви Урия, о пре­лю­бо­де­я­нии с Вир­са­ви­ей. Но он не рас­пи­сы­ва­ет в подроб­но­стях грех свой – не гово­рит о том, что вот уви­дел я кра­са­ви­цу, воз­же­лал ее себе, для это­го ска­зал то-то и то-то, сде­лал так-то и так-то, при­ка­зал сде­лать это вот. Нет. Он гово­рит лишь о кро­ви, кото­рая на нем, о сво­ем гре­хе, сво­ем без­за­ко­нии. Он рас­ка­и­ва­ет­ся, жаж­дет изме­не­ния, очи­ще­ния и взы­ва­ет к Богу о про­ще­нии и помо­щи в исправлении.

«Давид, сокру­ша­я­ся о гре­хе сво­ем, при­бе­га­ет к мило­сер­дию Божию, пред­став­ля­ет пер­во­род­ный грех, и что чело­век сам собою пред Богом оправ­дить­ся не может: потом про­сит Бога, чтоб серд­це и дух его обно­вил Духом Сво­им Свя­тым» (архи­епи­скоп Ири­ней (Кле­мен­тьев­ский).

Так и в нашей испо­ве­ди не нуж­но в дета­лях рас­ска­зы­вать о том, какие имен­но собы­тия при­ве­ли к гре­ху. Нуж­но гово­рить о самом грехе.

Важ­но при­знать и назы­вать имен­но свои лич­ные гре­хи – то есть не про­сто «оби­да, пре­лю­бо­де­я­ние, блуд, ложь», а непо­сред­ствен­но как имен­но Вы этот грех совер­ши­ли. Но рас­ска­зы­вать без быто­вых деталей.

Напри­мер – «оби­дел (оби­жаю) роди­те­лей зло­сло­ви­ем в их адрес». А не «вот мать мне гово­рит, а я ей в ответ»…

Или же «лгал для оправ­да­ния сво­их опоз­да­ний», а не «я не при­е­хал вовре­мя навстре­чу, а при­знать­ся, что про­спал не смог, поэто­му я ска­зал, что вот я был там-то…».

Если же гово­рить непо­сред­ствен­но о началь­ных сло­вах, то на самом деле тут важ­но само обра­ще­ние к Гос­по­ду. Обыч­но реко­мен­ду­ют начи­нать испо­ведь со слов «Гос­по­ди, я согре­шил…», но это имен­но реко­мен­да­ция, а не обя­за­тель­ство. Важ­но не фор­маль­но выпол­нить какие-то рече­вые фор­му­лы, а имен­но иметь пока­ян­ный настрой души.

Лич­но я начи­наю со слов «Гос­по­ди, поми­луй!». И толь­ко потом уже при­сту­паю непо­сред­ствен­но к изло­же­нию сво­их грехов.