Календарный цикл

paronymonline.ru

Словарь паронимов русского языка

годова́лый — годово́й — годи́чный

Слова составляют паронимическую тройку. Часть речи слов: прилагательные.

годовалый — (разг.). В возрасте одного года; пролежавший, просуществовавший год.
Примеры словосочетаний:
годовалая дочь;
годовалое существо;
годовалая тёлка;
годовалое сено, вино.
Примеры предложений:
Стригунами называют годовалых жеребят, потому что им подстригают гривы, чтобы они ровнее и лучше росли. (С.Аксаков, «Семейная хроника»)
— Узнал! — сказала Татьяна, в представлении которой, как и каждой матери, её годовалый сын был уже сознательным человеком. (Ф. Панфёров, «Борьба за мир»)
годовой — 1. Относящийся к целому году; получающийся к концу года, в итоге за год; рассчитанный на год. 2. Совершающийся один раз в год.
Примеры словосочетаний:
1) годовой срок, план, доход;
годовые курсы;
годовое путешествие;
годовая температура, оценка;
2) годовой отчёт, отпуск;
годовая конференция.
Примеры предложений:
Специалисты подсчитали: за время непогоды в районах бедствия выпало около 50 процентов годовых осадков. (И. Щедров, «Золотая долина Бамиана»)
В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А. Пушкин, «Капитанская дочка»)
В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары. (Н. Лесков, «Однодум»)
годичный — Продолжающийся в течение года, относящийся к целому году.
Примеры словосочетаний:
годичные кольца у дерева, издержки;
годичное отсутствие;
годичная подписка на ежемесячный журнал.

Сравните: годовалый запас — запас, который просуществовал уже год; годовой запас — запас, рассчитанный на год.

Печатать

Скрепка

1. Календарно-обрядовый цикл славян

Подготовила:
Студентка 1 курса
группы РП
Добродей Алина
Вся жизнь славянина была связано
с землёй: с периодами её цветения,
плодоношения и отдыха. Богатый
урожай – и человеку уготована
сытая жизнь весь год; неурожай –
голод.
Земледелие по справедливости почитается
коренным и наследованным богатством России,
по народной пословице: хоть работа черна, да
денежка бела. Держись сохи плотнее, так будет
прибыльнее. Потому что земледелие есть
училище труда и простоты нравов, верное
средство для продовольствия народа. Эта
неразрывная связь человека с землёй
выразилась в череде праздников,
сопровождавшимися традициями и обычаями.
Уже задолго до принятия
христианства на Руси
существовал календарь. По

своему характеру он был
земледельческим, каждый его
день и час находился в тесной
связи с окружающей человека
природой. Культ плодородия
лежал в основе всех его
ритуалов: чтобы обеспечить
урожай, древний человек
поклонялся земле, огню, воде,
растительности, предкам, лесу,
полю. Всё было выверено
временем, органично вписано в
годовой цикл составляло
единую слаженную систему.
Наиболее интересны зимние календарные праздники . Много
интересного рассказывали в народе о Спиридоновом дне. До XVII
в. был будто бы в Москве такой обычай: звонарь Успенского
собора – хранитель времени – шёл «перед светлыя очи
государевы, и докладывал, что «отсель возврат солнца с зимы на
лето, день прибывает, а ночь умаляется», и получал за эту
радостную весть целых 24 серебряных рубля (по числу часов в
сутках). Старые люди говорят, будто на Спиридона солнышко
играет, силу начинает набирать, ведь «солнце на лето, а зима на
мороз». Ходит оно с этого для в медвежьей шубе, стучит по ночам
в стены изб – будит хозяек, чтобы вставали печи топить. А ещё
говорят, что «на солоноворота медведь в берлоге на другой бок
переворачивается». По народным приметам, с какой стороны на
Спиридона ветер подует, так и дуть ему «до сорока мучеников»,
т.е до дня весеннего равноденствия. В этот день хозяйки кормили
своих кур гречихой из правого рукава, чтобы начинали нестись
раньше, и встряхивали в саду.

5. Спиридонов день

Наиболее интересны зимние календарные праздники. Много
интересного рассказывали в народе о Спиридоновом дне. До
XVII в. был будто бы в Москве такой обычай: звонарь
Успенского собора – хранитель времени – шёл «перед светлыя
очи государевы, и докладывал, что «отсель возврат солнца с
зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется», и получал за
эту радостную весть целых 24 серебряных рубля (по числу
часов в сутках).
Старые люди говорят, будто на Спиридона солнышко
играет, силу начинает набирать, ведь «солнце на лето, а
зима на мороз». Ходит оно с этого для в медвежьей шубе,
стучит по ночам в стены изб – будит хозяек, чтобы вставали
печи топить. А ещё говорят, что «на солоноворота медведь в
берлоге на другой бок переворачивается». По народным
приметам, с какой стороны на Спиридона ветер подует,
так и дуть ему «до сорока мучеников», т.е до дня весеннего
равноденствия. В этот день хозяйки кормили своих кур
гречихой из правого рукава, чтобы начинали нестись раньше, и
встряхивали в саду

6. 24 декабря – Сочельник (Кутельник)

Ещё его называли «святый вечер», т.е. в этот день не ели,
постились до позднего вечера, до первой звезды. По
старинному обычаю, который особенно долго продержался в

Западной и Южной России, за стол садились на самой
вечерней заре. Хозяйка покрывала стол новой чистой
скатертью, а хозяин ставил рядом дедуху – необмолоченный
сноп ржи (или несколько колосьев) на хороший урожай в
новом году. Если в Сочельник трапеза обильная, так и
дом в новом году будет как полная чаша. За богатое
угощение и называли Рождественский сочельник Щедрым
вечером или Богатой кутьёю. Кутья – каша, затёртая из
варёного зерна и гороха, сдобренная конопляным маслом и
мёдом. Она была неизменным традиционным кушаньем на
похоронах и поминках. Кутья являлась обязательным блюдом
и на праздничном столе в этот вечер. Отсюда и
севернорусское название вечера – Кутейник. Обязательным
блюдом оказался и взвар – сваренные в воде фрукты.
По горшку с кутьёй
гадали: если горшок
полный, то хорошо,
а если каша полезла из
горшка, то беда всему
дому.
Если горшок треснет,
значит, и для хозяйства
будет непростой год,
непредвиденные траты.
Как пенку снимут, так
смотрят: румяная в
горшке каша – быть
году удачным,
а бледна – ожидай
лиха.
Кашу со счастливыми
приметами съедали всю
дочиста,
а с плохими – могли в
проруби утопить вместе
с горшком.
С культом предков был связан
и ещё один древний
славянский – разжигание
особого костра. Накануне
Сочельника делали большую
уборку: собирали старые,
вышедшие из употребления
вещи, сухой мусор, солому,
навоз и сжигали в Рождество в
саду. А чтобы Новый год был
богатым и плодородным, в
костёр сыпали муку и соль,
лили вино и масло, кидали
деньги. По рождественской
погоде старые люди судили о
лете: если снега в Рождество
много, значит, лето будет
щедрое, урожай богатый.

9. Собор Пресвятой Богородицы

Во второй день Рождества, 26
декабря, отмечали собор Пресвятой
Богородицы, в простонародье –
бабины каши. Это был праздник
повивальных бабок и рожениц. В
этот день по старому русскому
обычаю за помощь в родах
семейные люди подносили
бабушкам угощенье. Обязательным
блюдом в этот день была каша –
символ плодородия, отсюда и
название. На юге России в этот
день навещали рожениц, приносили
им пироги.

10. День св. Анисьи

30 декабря был днём св.
Анисьи. Её народное
прозвище – Желудочница,
т.к. на Анисью в деревнях
варили свиные желудки и
по свиной требухе гадали
о зиме.

11. Васильев вечер

31 декабря – Васильев вечер, или
Щедрый вечер, канун Нового
года. День прибывал на час. На
Василья выходил срок договорам
и наймам, начинался новый отчёт
в хозяйственном
времяисчислении. Вечер этот
прозвали щедрым, т.к. чем богаче
трапеза, тем веселее застолье,
тем счастливее будет Новый год.
Обязательно к столу подавался
жареный новогодний поросёнок,
т.к. свинья – символ

плодовитости, плодородия и
благополучия, а св. Василий
считался покровителем свиней.
Если на ночь в Василья
ветер с юга, то год будет
тёплый, с запада – будет
много молока и рыбы, с
востока – много фруктов.
Если Васильева ночь ясная
и звёздная, то летом будет
много ягод. Если вьюга,
будет урожай орехов.
В давние времена в Васильев
день, 1 января, гадали на
чаре о благополучии нового
года. Отсюда и древнее
название «чародей»,
относящееся к жрецам и
жрицам, способным гадать о
будущем.

12. Крещение

Крещение, или Богоявление (6 января), конец Святок, большой христианский
праздник, память о крещении Христа в
Иордании. Всюду в этот день служили
молебны, устраивали Крёстный ход и
Водосвятие. Освящали воду и в церквях, и
на реках, и в озёрах. В крещенской воде,
говорили, сила особая: она не портится,
от всех недугов лечит и от нечистых весь
год защитит. Все в Крещенье святой водой
запасаются.
Интересны также весенние
календарные праздники .
Первый мартовский снег
считался целебным. Его
собирали и воду из него
берегли. Эту воду использовали
при разных болезнях. Чтобы
вывести веснушки и сделать
кожу белой, умывались этой
водой. Говорили, что сваренное
на мартовской воде пиво
особенно вкусное и полезное.
Куры, напившись талой воды,
начинали нестись. Этой водой
сбрызгивали кусты и плодовые
деревья, чтобы пчёлы водились
и роились.

14. Средокрестие

В среду четвёртой недели Великого
поста – в Средокрестие – в каждом
крестьянском доме пекли из
пресного теста кресты. Сколько в
семье народу, столько и крестиков.
Запекали в крестики ржаное
зёрнышко, чтобы хлеб уродился,
человеческий волос, чтобы голове
было легче, копеечку на удачу,
куриное пёрышко, чтобы куры
велись. Каждому за ужином своё
счастье достанется.В Средокрестие
детишки ходили под окна
поздравлять хозяев. Маленьких
поздравителей было принято
обливать водой, а в награду им
давали выпеченные крестики.

15. Егорий Храбрый

23 апреля – день Егорья Вешнего, или Егория Храброго. По
православному календарю это день Георгия Победоносца. В переводе с
греческого Георгий означает «земледелец». В Южной России м
Малороссии бытовал обычай обходить в этот день посевы. При этом
верили, что «сам св. Юрий ходит по полям и родит жито». По другому
поверью, у Егория Вешнего есть ключи, которыми он весной отмыкает
землю и выпускает росу, отчего и начинают буйно расти травы.
Считали, что Юрьева роса целебна, помогает от семи недугов» и
защищает от сглаза. Даже пожелание было: «Будь здоров, как Юрьева
роса». Из этой собранной росы делали отвары и настойки, поутру
ходили для здоровья кататься-валяться по росной траве, выгоняли на

неё и скотину. Егорьев день считался ещё и праздником пастухов –
первый торжественный выгон скота на пастбище. В этот день пастуха
нанимали, кормили яичницей прямо в поле, а некоторых областях
водой обливали, чтобы не дремал на выпасе.
Егорий почитался и как охранитель домашнего скота, и как «хозяин»
диких зверей. По Егорьеву дню судили, каков будет урожай яровых
хлебов. Примечали: «На Егория мороз – будет просо и овёс».

16. Вербное Воскресенье

Шестая неделя Великого поста
заканчивается Вербным
Воскресеньем. Верба раньше всех
почки выпускает, давая повод
считать её священным растением,
наделённым живительной силой.
Било принято, возвратившись
домой, похлестать священной
веточкой родных и близких – на
доброе здоровье. Стегали вербой
и домашних животных, и
предметы обихода. Говорили, что
освящённая верба во время
летних гроз дом от грома
уберегает.

17. Иван Купала

Из летних календарных
праздников интересен день 24
июля – Иван Купала. День, когда
христиане празднуют рождество
св. Иоанна Предтечи, Крестителя
Господня. По древним
представлениям, Иванов день –
макушка лета, летнее
солнцестояние. В этот день силы
природы раскрываются в полной
мере. Только теперь, по мнению
стариков, и можно косить
набравшие силы травы. Отсюда
ещё одно название – «Травник». В
ночь на Ивана Купала собирают
травы для лечения и совершения
колдовских действий. В эту ночь
появляется на травах целебная
роса. Когда-то бесплодные
женщины на восходе солнца шли
на целебную Иванову росу и,
раздевшись донага, катались по
траве.
На Ивана ведьмы норовят испортить урожай, отнять у хлебов силу. Но не только у
трав, а и у людей и животных. Они отнимают молоко у коров и кормящих женщин,
забирают здоровье и силы. Где молодежь, там и ведьмы. По времени Иван Купала
совпадал с древним летним брачным сезоном. По традиции молодёжь устраивала
игрища. Парни и девушки жгут костры и купаются с целью защиты и очищения. Кто
через огонь перепрыгнет, тому никакие ведьмы на целый год не страшны. Любящие
стараются прыгнуть вместе, держась за руки: не разожмут рук – поженятся. Идущие
жечь костры внимательно высматривают, нет ли поблизости жаб, чёрных кошек и
змей. Если есть, то это ведьмы. Их безжалостно забивали. На Южной Руси
существовал особый обряд нейтрализации нечистой силы, где ведьму жгли.
«Ведьмой» был конский череп, который надевался на вбитый посреди костра кол.
Считалось, что после ритуального сожжения все ведьмы из деревни уйдут.

19. Симеон Летопроводец

Осенние календарные
праздники тоже отражают
связь человека с землёй. С
давнего 1342 г. церковным
указом стал сентябрь

считаться началом нового
года. Вот и прозвали первый
день сентября днём
Летопроводца, потому что
«оканчивали и провожали
лето». В день Симеона
разрешались суды и
заканчивались все торговые и
хозяйственные условия и
сделки.
С Симеона начинается бабье лето.
Сначала название это связывалось
с более лёгкими, по сравнению с
летней страдой, осенними
женскими работами. Позднее, уже в
XX веке, с лёгкой руки поэтов
«бабьим летом» стали называть
череду ясных, погожих деньков,
«прощальный привет» лета. По
Симеонову дню примечали, какая
будет осень: «Коли бабье лето
ненастно, осень будет сухая, а коли
на Семёна ясно, осень ветреная».

20. Осенины

8 сентября – Осенины, Рождество
Богородицы. В старину, говорят,
женщины встречали у воды осень.
В этот день когда-то был праздник
урожая, который могли справлять
целую неделю. Осталось одно из
названий этой недели – «Луковая».
Это был сбор лука. И примета была:
много «одёжек» на луковицах –
значит, жди суровой зимы. Этот
день когда-то считался днём
образования Российского
государства – 8 сентября 862 г., как
гласит подпись на памятнике
Тысячелетия Руси в Новгороде.
К середине XIX в. некоторые древние праздники (Святки,
Масленица), стали напоминать народное гулянье с
развлечениями (играми, плясками, песнями), утратили чёткие
половые и возрастные ограничения. Другие же обряды,
связанные с определёнными трудовыми процессами (выгон
скота), сохранили своё религиозно-мистическое значение до
20-х годов XX в. Это значит, что древние культы и связанные
с ним обряды не исчезли. Они оказались хитро увязанными в
общую систему. А народный календарь составляет очень
важную часть традиционной культуры.

Календарный метод предохранения (также он известен как метод Огино-Кнауса) относится к биологическим способам контрацепции. Он не требует использования каких-либо механических или химических средств, абсолютно безопасен и не имеет побочных эффектов. Нежелательной беременности удается избежать с помощью воздержания во время «опасных» (фертильных) дней, когда существует максимальная вероятность зачатия. Однако надежность календарной контрацепции не так высока, как хотелось бы. По разным данным, она составляет от 60 до 91%.

Когда был изобретен календарный метод контрацепции?

Эта методика была разработана почти 100 лет назад. Своим появлением она обязана японскому гинекологу Кюсаку Огино и его австрийскому коллеге Герману Кнаусу. Первый высчитал оптимальные дни для зачатия ребенка, а второй после небольших ремарок предложил использовать это знание в целях контрацепции, о чем и сообщил в 1928 году на Конгрессе акушеров. С тех пор, «науку» о том, как предохраняться календарным методом, освоило не одно поколение. Этим способом, несмотря на то, что он устарел, некоторые пользуются до сих пор.

Календарный метод: как правильно предохраняться?

Многие уверены: чтобы избежать нежелательной беременности, нужно отказаться секса на пару дней во время овуляции (выхода яйцеклетки из яичника). Но это не так. Метод Огино-Кнауса не так прост и требует учета и сразу нескольких научных фактов.

  1. Овуляция (выход яйцеклетки из яичника) происходит в середине менструального цикла. У подавляющего большинства женщин он длится 28 суток, а значит, яйцеклетка достигает зрелости и становится готовой к оплодотворению на 14 — 15 день.
  2. Овуляция длится 24 — 36 часов. Зачатие возможно только в этот период.
  3. Сперматозоид в среднем живет 2 — 3 суток, но некоторым «долгожителям» удается справиться со своей «миссией» и через 8 дней после полового акта.

Таким образом, чтобы предотвратить наступление беременности, нужно отказаться от незащищенного секса не только в предполагаемые дни овуляции, а также, как минимум, за неделю до нее.

Календарный метод предохранения: как рассчитать «опасный» период?

  • Вооружитесь записями о продолжительности менструальных циклов за последние 6 — 12 месяцев.
  • Определите самый короткий цикл. К примеру, он длился 25 дней. От этой цифры отнимите 18. Получится 7.
  • Теперь обратите внимание самый длинный цикл. Предположим, он длился 32 дня. Отнимите от этой цифры 11. Получится 21.
  • Сделайте выводы. В этом примере «опасные» дни длятся 7 по 21 день менструального цикла, а значит, в этот период можно зачать ребенка. Относительно «безопасными» можно назвать первые дни после месячных и неделю после 21-го дня цикла.
  • Учтите, что календарный метод предохранения от беременности ненадежен. Овуляция может случиться раньше или, наоборот позже обычного времени.

Достоинства календарного метода контрацепции

  • Не требует финансовых затрат;
  • Не требует применения каких-либо механических или химических средств.
  • Не имеет побочных эффектов;
  • В будущем облегчает планирование беременности. Если женщина знает время овуляции, она понимает, в какие дни проще зачать ребенка.
  • Одобрен всеми религиями мира. В середине прошлого века был рекомендован Римской католической церковью в качестве оптимального варианта предупреждения нежелательной беременности.

Недостатки календарного метода контрацепции

  • Не защищает от инфекций, передающихся половым путем.
  • Не подходит женщинам с нерегулярным менструальным циклом.
  • Перед началом использования требует длительного наблюдения (от 6 до 12 месяцев) за циклом и педантичного ведения записей и подсчетов. Задачу облегчают современные приложения, которые можно установить на смартфон, однако с его потерей или поломкой исчезнут все данные.
  • При большой разнице между самым коротким и длинным циклами период, когда можно не предохраняться, очень непродолжителен.
  • Есть необходимость в воздержании от секса или дополнительной контрацепции в фертильные дни. Отказ от половых отношений плохо сказывается на сексуальной жизни пары. А методы предупреждения беременности, которые можно использовать в эти дни (презервативы, спермициды, прерванный половой акт) не гарантируют стопроцентной защиты от зачатия.
  • Обладает низкой эффективностью. Календарный метод предохранения от беременности не застрахует. Он считается одним из самых ненадежных методов контрацепции. К незапланированному зачатию может привести ошибка в расчетах или сбой в менструальном цикле.
  • Женщины знают о низкой надежности метода, поэтому каждая задержка менструации становится поводом для переживаний.

Какова вероятность, что календарный метод подведет?

Это биологический или, как еще говорят, физиологический, метод контрацепции. Если в организме происходит сбой, он сказывается на менструально-овариальном цикле. К нарушениям могут привести воспалительные заболевания половой системы, резкое изменение веса и, конечно, стрессы. Уже давно не секрет, что нервная и эндокринная системы тесно связаны с друг другом, поэтому любое эмоциональное перенапряжение чревато гормональным скачком. Овуляция может наступить раньше или, наоборот, «опоздать». Провоцирующим фактором могут оказаться даже незначительные на первый взгляд причины: смена климата, переезд, сдача нового проекта, конфликт. Именно в таких случаях календарный метод предохранения от нежелательной беременности уберечь не может. Надежность контрацепции составляет 60 — 91%.

Специалисты считают, если пара на протяжении нескольких лет при регулярной жизни успешно практикует календарный метод, ей стоит убедиться в своей фертильности (способности к зачатию). «Надежность» контрацепции может объясняться бесплодием одного или обоих партнеров.

Бывают ли другие методы календарного планирования?

Помимо «классического» календарного способа существует симптотермальный метод предупреждения беременности. Он включает в себя особенности всех биологических вариантов контрацепции (календарного, температурного, цервикального).

  • Женщина ведет расчеты: отнимает от самого короткого цикла за полгода цифру 21 и получает первый день фертильного периода.
  • Ежедневно измеряет базальную температуру: через три дня после того, как она упадет, фертильный период завершится.
  • Следит за выделениями из влагалища. Во время выхода яйцеклетки в маточную трубу они бывают обильными, прозрачными и тягучими. После овуляции становятся вязкими и густыми.

Этот метод контрацепции отличается большей надежностью, чем календарный, но он требует времени, хлопот и тоже может подвести. Если женщина не планирует беременности, ей стоит обратить внимание на гормональные противозачаточные средства. Они защищают от нежелательного зачатия на 99, 9%. С ними женщину перестанут мучить вопросы: «можно ли не предохраняться сегодня?», «не ошиблась ли я в расчетах?», а главное — наконец-то появится уверенность в контрацепции.