Кальвинисты

Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константиноиольского символа веры, имеет свои вероучительные книги – «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). В лютеранстве сохраняется особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.

Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн человек из общего числа в 408 млн протестантов. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн верующих.

Кальвинизм

Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия.

Число вероисповедных документов не ограничивается. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Ж. Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536–1559), в которых систематизируются идеи М. Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.

Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других – к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше. Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась кальвинистскими теологами. В настоящее время предопределение истолковывается как предузнание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат благодати.

Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Ж. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары – время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаками оправдания в кальвинизме считаются прежде всего энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Основанные на кальвинизме вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикального «очищения» (отсюда – пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональными, провинциальными и национальными синодами или ассамблеями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) самостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.

Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Международного конгрегационалистского совета (1891). В мире насчитывается около 40 млн пресвитериан и 3 млн конгрегационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в

Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде, Австралии.

Сегодня в нашей рубрике мы представляем на старинных почтовых открытках и фотографиях древние кальвинистские храмы Беларуси — сборы. Их немного дошло до наших дней: сказались время и исторические превратности.

Койданово (Дзержинск). Бывший кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

Кальвинизм — одно из течений протестантизма, основанное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином в первой половине XVI века. На белорусские земли идеи кальвинизма пришли достаточно быстро, уже в середине XVI столетия, и обрели немало приверженцев среди магнатов, части богатой шляхты и зажиточных горожан. Лидером местного кальвинистского движения выступил виленский воевода и канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Кальвинистами становились представители крупнейших и самых значительных родов в государстве: Сапеги, Ходкевичи, Вишневецкие, Свирские… И тогда началось строительство реформатских сборов на щедрые пожертвования элитарного сословия ВКЛ. Фундушевые записи в пользу церкви делались на земли, крестьян, крупные денежные суммы. Так, в 1687 году княжна Людовика-Каролина

Жодишки. Бывший кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

Радзивилл подтверждала правдивость предыдущих фундушевых записей своих предков на содержание и деятельность десятка кальвинистских сборов.

Первыми центрами кальвинизма у нас стали Брест (1550-е годы) и Несвиж. Затем список пополнили Клецк, Койданово, Витебск, Минск, Полоцк, Слуцк, Свирь, Заславль… При кальвинистских общинах открывались школы, типографии, госпитали, приюты для бедных. Количество храмов, в большинстве деревянных, исчислялось многими десятками. Возводились и каменные здания, в архитектуре которых соединялись элементы поздней готики и ренессанса. Однако главное свое­образие заключалось в том, что эти строения были приспособлены не только для молитвы, но и для обороны от нападений врага: имели двухметровой толщины стены, башни, в стенах — бойницы, вокруг — земляные насыпи и валы с бастионами, глубокие рвы, через которые перебрасывались подъемные мосты. Так выглядели кальвинистские сборы в Асташине (теперь Кореличский район), Заславле, Дзержинске. Кальвинистские строения стояли в Жодишках, Сморгони, Ивье, Клецке, Кухтичах (Первомайск Узденского района), в Гайтюнишках Вороновского района, Вороне Островецкого, Замостье Слуцкого, Изабелине Волковысского районов.
Заславль. На дальнем плане бывший кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

В XVI веке в ВКЛ насчитывалось 163 евангелических сбора вместе с 5 школами и 10 типографиями. Кальвинисты ВКЛ входили в состав самостоятельной Литовской провинции, поделенной на 6 дистриктов (областей).

Вот как описывает историк Михаил Ткачев в своей книге «Замки Беларуси» храм конца XVI века в Асташине. По площади небольшой, 8,5 х 12 метров. В плане прямоугольный. Двухметровые стены прорезали маленькие окна-бойницы. С юга была пристроена башня размером 5,9 х 7,1 метра, состоявшая из четырех ярусов. Храм возвышался над окрестностями монолитной каменной глыбой. Впечатление усиливала ограда двухметровой толщины. В Асташине также существовал жилой дом оборонительного типа, стены которого достигали в толщину 2 метров, а окна располагались высоко над землей.
Ишколдь. Во второй половине XVI — первой половине XVII в. кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

Приземистое здание с толстыми стенами и глухими бойницами — кальвинистский сбор, расположившийся на горе в центре мощного бастионного замка в Заславле в 1570-х годах. Почти 30-метровую башню пристроили к храму в XVII веке. В XVI веке здесь читал проповеди белорусский просветитель Сымон Будный, в свое время приглашенный Радзивиллами как проповедник кальвинизма в Клецк. В Заславле в 1570-х годах Будный издал Библию и Новый Завет с комментариями.

Асташин. Бывший кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

Кальвинистский сбор в Койданово (Дзержинск) был построен в первой половине XVI века на так называемой Гаштольдовой горе и обнесен глубоким рвом. Толщина стен его башен, сложенных из полевого камня и кирпича, достигала полутора метров. Бойницы позволяли вести круговой обстрел.

Один из основанных Радзивиллами реформатских сборов находился в Слуцке на улице Сенаторской. Его заложили в 1617 году по распоряжению князя Януша. Деревянный храм в 1851 году заменили на каменный в готическом стиле, своим главным фасадом он выходил на улицу Широкую. Первые кальвинисты появились в городе еще в конце XVI века.
Слуцк. Перестроенные здания бывшего кальвинистского сбора. Нач. ХХ в.

В XVI — XVII веках немало деятелей, носителей кальвинистских идей, из европейских стран — Польши, Германии, Италии, Чехии, спасаясь от угроз инквизиции, находили себе убежище в толерантном Великом Княжестве Литовском.

Когда точно был построен кальвинистский сбор в Сморгони — историки выдвигают разные версии: XVI век, начало XVII столетия… Известно, что средства на его возведение выделил владелец этого поселения — Берестейский воевода Христофор (Криштоф) Зенович. Храм стоял в центре Сморгони, имел вид удлиненного восьмиугольника и был очень схож с храмом Святого Виталия в итальянской Равенне. Вход — только через массивную высокую башню с часами. При кальвинистском сборе в Сморгони действовала школа, в которой преподавались иностранные языки, математика и риторика.
Сморгонь. Бывший кальвинистский сбор. Нач. ХХ в.

Известно, что кальвинисты весьма отрицательно относились к пустой трате времени. Наверное, поэтому и свои храмы-сборы строили на века. Вот только века неумолимы, так и норовят стереть следы прошлого — дворцы, крепости, храмы. Нередко это им удается. Но люди оказываются сильнее времени, если передают из поколения в поколения добрые традиции взаимного уважения, понимания и веротерпимости.