Камень кааба

Мусульмане со всего мира стекаются в Мекку, чтобы помолиться. Паломники собираются вокруг Каабы — мусульманской святыни в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам . В восточном углу этого священного здания расположен Чёрный камень. Его история окутана тайной, и есть много спекуляций по поводу его происхождения и значения. Некоторые мусульмане верят, что Чёрный камень — это метеорит, обладающий сверхъестественными свойствами.

Хадж — паломничество в Мекку

Миллионы мусульман приезжают в Мекку, Саудовская Аравия, каждый год. За день Мекка способна принять более двух миллионов мусульман, приехавших на ежегодный хадж (паломничество), который считается одним из пяти столпов (основных предписаний) ислама.

Паломники собираются вокруг Каабы, здания кубической формы, расположенного в центре Аль-Масджид аль-Харам. Во время хаджа паломники должны обойти вокруг Каабы семь раз против часовой стрелки — этот торжественный ритуал совершают уже 14 веков.

Высота Каабы составляет 13,1 м, ширина — 10,7 м, длина — 11,03 м. Она покрыта чёрной шёлковой тканью, известной как кишва и украшенной вышитой золотом каллиграфией. На юго-восточной стороне здания находится золотая дверь. Помещение внутри Каабы имеет три столпа, пол сделан из мрамора и известняка.

Кааба построена вокруг священного Чёрного камня, который спрятан в восточном углу, на высоте 1,525 м.

Мусульмане верят, что пророк Мухаммед один раз поцеловал камень, поэтому во время их обязательной, один раз в жизни, по крайней мере, поездки в Мекку они пытаются поцеловать Чёрный камень, если это возможно. Если они не в состоянии, то просто указывают на него рукой и читают молитву, проходя мимо него, когда обходят Каабу.

Немусульманам строго запрещается касаться его. Большую часть года Кааба покрыта чёрной тканью.

Чёрный камень

Чёрный камень часто описывают как кусок скалы тёмного цвета, расположенный примерно в полутора метрах над землёй. Есть предположение, что тёмный цвет камня вызван тем, что его касались паломники бессчётное количество раз, совершая ритуал миропомазания.

Согласно мусульманской традиции, этот камень был первоначально белым, но почернел от того, что поглощал грехи человечества.

Впервые он был описан в западной литературе в XIX веке — путешественник из Швейцарии Иоганн Людвиг Буркхардт посетил Мекку в 1814 году и дал подробное описание Чёрного камня в своей книге 1829 года «Путешествия в Аравии»:

«Это неправильный овал, около семи дюймов в диаметре, с волнообразной поверхностью, состоящий примерно из дюжины небольших камней разного размера и формы, соединённых вместе небольшим количеством цемента. Это выглядит так, как будто всё было разбито на множество кусков в результате сильного удара, а затем снова объединилось».

История Чёрного камня Каабы

Мусульмане верят, что Аллах приказал построить Каабу. История гласит, что Авраам построил мечеть с его старшим сыном Измаилом как подобие дома Аллаха на небесах.

Якобы старейшая мечеть на Земле, она использовалась язычниками до возникновения ислама. Согласно исламской легенде, пророк Мухаммед установил камень в стене Каабы в 605 году.

Мусульмане также верят, что Кааба — небесный камень. Есть различные версии его происхождения и все они похожи друг на друга.

Когда Адам был изгнан из Эдемского сада, он был наполнен грехом. Чёрный камень был дан ему, чтобы стереть этот грех и позволить вернуться на небо.

Некоторые, однако, считают, что древний камень был принесён с соседней горы архангелом Гавриилом.

Мечеть аль-Харам и Мекка в XX веке

Мечеть аль-Харам и Мекка в XX веке. Al Jazeera English — Al-Haram mosque/ru.wikipedia.org/CC BY-SA 2.0

С течением времени камень получил значительные повреждения. Во время осады Мекки омейядами в 683 г. он был разбит на куски булыжником, выпущенным из катапульты.

В 930 г. он был украден членами небольшой шиитской секты карматов, которые увезли его к себе в Хаджар, современный Бахрейн. Согласно историку Османской империи Кутб ад-Дину, лидер карматов Абу Тахир аль-Кармити установил Чёрный камень в свой мечети с целью перемещения хаджа из Мекки. Но паломники продолжали чтить место, где раньше был Чёрный камень, и его кусочки, которые были позже возвращены.

Есть даже истории о людях, убитых за то, что пытались дотронуться до камня. В XI веке один человек якобы пытался разбить его и был убит на месте, а камень получил лишь небольшое повреждение.

По данным Буркхардта, в 1674 году кто-то обмазал Чёрный камень экскрементами, чтобы «каждый, кто поцеловал его, ушёл с испачканной бородой». В этом заподозрили персов, на которых после этого было наложено проклятие на протяжении веков.

В настоящее время камень состоит из нескольких частей, по оценкам, от семи до пятнадцати. Эти фрагменты удерживаются вместе с помощью серебряной рамки, которая крепится к камню серебряными гвоздями.

Чёрный камень — метеорит?

Поскольку научные исследования камня запрещены, можно только предполагать, из чего он состоит. Согласно разным теориям, это базальт, агат, обсидиан или иноземный артефакт.

Одна теория предполагает, что камень является метеоритом, которому поклонялись до мусульман языческие арабы.

По словам Энтони Хэмптона, возглавляющего команду геологов из Оксфордского университета, частично причиной того, что камень окружён тайной, является запрет на какие-либо научные исследования, наложенный по понятным культурным и религиозным мотивам.

Были предприняты попытки найти другие способы получения информации о нём. Местные образцы песка, взятого в радиусе двух километров от камня, показали более высокое, чем в земной коре, содержание иридия, металла, обнаруженного в метеоритах.

Также было найдено много разбитых каменных конусов, образующихся только в метеоритных кратерах или в результате подземных ядерных взрывов.

Рисунок Чёрного камня спереди

Рисунок Чёрного камня спереди. ru.wikipedia.org/общественное достояние

Роберт С. Дитц и Джон МкХон из университета штата Иллинойс в 1974 году заявили, что Чёрный камень, вероятно, не метеорит и не сверхъестественного происхождения.

Анонимный араб-геолог, который сделал хадж и осмотрел камень, увидел диффузные полосы на нём, что указывает на то, что это агат.

Чёрный камень Каабы, вероятно, самый известный в мире священный камень, остаётся главным объектом исламского паломничества.

Слева — внутренний вид Каабы. На схеме строения — в его углу обозначен Черный камень в оправе.

На фотографии он же. (На вставке также крупным планом).

Черный камень вмонтирован во внешнюю стену Каабы, слева и ниже от ее дверей.

Камень почти всегда скрыт покрывалом Каабы, но предусмотрен специальный разрез в ткани, чтобы посмотреть на него.

Немногие из паломников (из-за огромных толп) могут прикоснуться к стенам Каабы и Черному камню, довольствуясь лишь обходом вокруг святыни.

Слева — внутренний вид Каабы. На схеме строения — в его углу обозначен Черный камень в оправе.

На фотографии он же. (На вставке также крупным планом).

Черный камень вмонтирован во внешнюю стену Каабы, слева и ниже от ее дверей.

Камень почти всегда скрыт покрывалом Каабы, но предусмотрен специальный разрез в ткани, чтобы посмотреть на него.

Немногие из паломников (из-за огромных толп) могут прикоснуться к стенам Каабы и Черному камню, довольствуясь лишь обходом вокруг святыни.

Двери Каабы расположены очень высоко от фундамента — на высоте человеческого роста (существует деревянная лестница на колесах, которая обычно хранится неподалеку от сооружения).

Четыре угла Каабы носят соответственно следующие названия: «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (уже упоминавшийся восточный угол).

Двери Каабы, как правило, закрыты, да и само помещение Каабы недоступно для паломников.

Внутреннее помещение Каабы открывается два раза в год и только для почетных гостей, препровождаемых губернатором Мекки, Это происходит во время т.н. церемонии «Очистки Каабы», которую проводят за тридцать дней до начала месяца Рамадан и в тот же период времени до начала ежегодного хаджа.

Ритуальная церемония чистки проводится с помощью особых веников водой из колодца Замзам (о нем смотрите ниже), смешанной с персидской розовой водой. Ключи от дверей Каабы хранятся у мекканского семейства Бени Шейбе, первого представителя которых для миссии хранения ключей избрал, согласно преданиям, еще Пророк Мухаммед.

Из истории реконструкции Каабы и Заповедной мечети в период ислама

Страница с фотографиями Каабы из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии

Страница с фотографиями Каабы из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети», пр. 1990 год.

Публикация на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети», выпущенная некоторое время назад, так с благоговением пишет о Каабе, Заповедной мечети и Мекке:

«Какой другой город в истории человечества был так почитаем и священен, как Мекка, где находится высокочтимая Кааба — первый дом, поставленный людьми, для вознесения молитвы единому Аллаху! Она была основана Пророком Авраамом и его сыном Исмаилом» — мир им обоим, — как святое место, к которому верующие совершают хадж.

С распространением ислама укрепилась святость высокочтимой Мекки и усилилось почитание ее. В Мекке родился Мухаммед, — да благословит его Аллах и да приветствует, — и снизошло на него откровение. Он был послан пророком и посланником Аллаха для всех людей, призывая их к молитве за единую веру и указывая им Киблу, в сторону которой мусульмане обращают лица во время ежедневных молитв. Ислам учредил хадж к Священному Дому (Каабе) и сделал его краеугольным камнем ислама. Проходили века, но святые места сохранили свою святость, и те, кто служил святым местам, окружали их заботой и почитанием», отмечает издание саудовского Министерства информации «Две священные мечети», Эр-Рияд, русский язык, пр. 1990 г. .

Современный (по состоянию на начало 2000-х годов) вид Масджид аль-Харам («Заповедной мечети») в Мекке. Видно «море» паломников и куб Каабы.

Современный (по состоянию на начало 2000-х годов) вид Масджид аль-Харам («Заповедной мечети») в Мекке. Видно «море» паломников и куб Каабы.

Публикация на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети» продолжает далее:

«Первое обновление (реконструкция) Каабы, упомянутое в истории, произошло еще до пришествия Мухаммеда. Во время строительства вспыхнули разногласия между племенами, кому устанавливать черный камень. Каждое племя считало себя более достойным чести установить камень, чем другие.

Мухаммед, — да благословит его Аллах и да приветствует, — положил конец этим раздорам (существовавшим на протяжении истории), когда уложил камень на кусок материи и сказал главе каждого племени взяться за край ее, Таким образом, каждый из них принял участие в церемонии поднятия камня. Потом Пророк взял камень своими святыми руками и положил его на его место. (Это произошло, согласно преданиям, во время реконструкции Каабы после победы ислама, когда святилище было очищено от языческих божков и реконструировано. Прим. Portalostranah.ru). (До этого) Кааба оставалась неизменной, пока не распространился ислам, и не были убраны идолы из (построенной) Священной Мечети и вокруг нее.

А на этих фотографиях можно увидеть, что представляла собой Масджид аль-Харам («Заповедная мечеть») с Каабой до начала масштабной реконструкции, начатой саудовскими королями в 1955 году и продолжающейся во много этапов до сих пор.

Если сравнить архивные и современные фотографии, то можно понять, что саудиты построили вокруг Каабы практически новое сооружение.

А на этих фотографиях можно увидеть, что представляла собой Масджид аль-Харам («Заповедная мечеть») с Каабой до начала масштабной реконструкции, начатой саудовскими королями в 1955 году и продолжающейся во много этапов до сих пор.

Если сравнить архивные и современные фотографии, то можно понять, что саудиты построили вокруг Каабы практически новое сооружение.

Первое расширение мечети в исламскую эпоху произошло во время правления Омара ибн Аль Хаттаба (также известен как Умар, годы правления 634-644 гг. Прим. Portalostranah.ru), второго из первых четырех халифов. (Четыре халифа — также известные как четыре праведных халифа, последовательно управлявшие исламской общиной после смерти пророка Мухаммеда, его прижизненные сподвижники. Прим.Portalostranah.ru).

В эпоху Омейядов халиф Валид йбн Абд аль-Малек расширил территорию мечети и реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые поддерживали колонны из мрамора, привезенного из Египта и Сирии.

В эпоху Аббасидов халиф Абу Джафар Аль Мансур присоединил значительную территорию к Священной Мечети и построил по ее периметру галерею, Когда халиф Аль Махди совершил хадж в 776 году, он купил дома, стоявшие между Священной Мечетью и Священной Дорогой, снес их, а землю присоединил к мечети. (Омейады и Абассиды — две династии, последовательно управлявшие до раскола исламского государства сначала из Дамаска, а затем из Багдада. Прим.Portalostranah.ru).

После расширений территории, произведенных в эпоху правления Аль Махди, площадь мечети достигла 120,000 квадратных локтей. В эпоху второй династии Аббасидов халиф Аль Моатадид Белла, а затем халиф Аль Моктадер Белла присоединили еще территории к Священной Мечети, которая достигла наибольшей площади в 918 году (306 год от Хиджры) и оставалась неизменной до эпохи Саудитов.

Во время правления династий Фатимидов, Айюбидов, Мамелюков (династии исламских государств в Египте, также контролировавших Мекку. Прим. Portalostranah.ru) и господства Османской империи в Священной Мечети проводились только реставрационные работы», пишет издание саудовского Министерства информации «Две священные мечети», Эр-Рияд, русский язык, пр. 1990 г. Отметим, что Османская империя управляла Меккой и Мединой до начала прошлого века, когда ей на смену пришли Хашимиты в Мекке и Медине и Саудиты в центре Аравийского полуострова. Позднее Саудиты подчинили Мекку и Медину, провозгласив современную Саудовскую Аравию. Подробнее об этом см. в материале «История и география Саудовской Аравии, специфика страны» .

Страница из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии

Страница из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети» (пр.1990 г.). На странице рассказывается как саудовский король Фахд (годы правления: 1982-2005) реконструировал Масджид аль-Харам («Заповедную мечеть») в Мекке, построенную вокруг Каабы.

Отметим, что это была одна из первых саудовских публикаций для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Далее саудовская публикация касается истории глобальной перестройки Заповедной мечети в Мекке, осуществленной в Саудовской Аравии в период с 1955 года и продолжающейся до сих пор. О масштабе перемен в мечети, во внутреннем дворе которой находится Кааба, лучше судить по историческим фотографиям Заповедной мечети, которые мы приводим в этом разделе, сравнивая их с современным видом. Но отметим, что реконструкция Заповедной мечети, проведенная в современной Саудовской Аравии — это, видимо, самая масштабная из реконструкций за все время существования этого культового места.

Происхождение Каабы и паломничество к ней

Кааба. Видны двери, частично скрытые покрывалом Каабы, которое называется кисуах.

Напротив дверей Каабы виден заключенный в защитную капсулу с позолоченной крышкой камень, известный как «Макаму Ибрагим».

Об этом камне также рассказывается в нашем обзоре.

Кааба. Видны двери, частично скрытые покрывалом Каабы, которое называется кисуах.

Напротив дверей Каабы виден заключенный в защитную капсулу с позолоченной крышкой камень, известный как «Макаму Ибрагим».

Об этом камне также рассказывается в нашем обзоре.

А теперь поговорим о происхождении Каабы в исламской традиции. Отметим, что некоторые из этих сюжетов персонажей уже затрагивались в первой части обзора.

История Каабы в исламской традиции

Радио «Голос Исламской Республики Иран», русское вещание, к хаджу 2010 года приурочило очень интересный материал о происхождении обычая поклонения Каабе.

Предлагаем ниже выдержки из передачи от 07/11/2010 в транскрипции оригинала. Также материал доступен в аудиофайле № 1 в записи Portalostranah.ru:

  • аудио файл №1

«По арабскому лунному календарю… благословенный месяц Зу-ль-хиджжа — время совершения хаджа, паломничества к святыне Ислама — Каабе, расположенной в священном городе Мекке (Также пишется как Зу-ль-хиджа, Зуль-Хиджа Зу-ль-хиджжа, Дхульджа) — 12 месяц исламского календаря. По отношению к календарю, принятому ныне на Западе, этот месяц «плавает». В 2010 году приходился на ноябрь. Прим. Portalostranah.ru).

Хадж является одним из пяти столпов Ислама. Каждый мусульманин обязан совершить его хотя бы раз в жизни, если ему позволяют здоровье и материальные средства. Совершивший хадж получает почетный титул «хаджи» и право носить зеленую чалму. Хадж имеет глубокое историческое и религиозное значение, так как паломники посещают места, связанные возникновением и становлением Ислама, с переходом миллионов людей от язычества к поклонению единому для всех Создателю.

Правильно экипированные для хаджа мусульмане. Необходимо отметить, что такое одеяние выдерживается для прохода вокруг Каабы не всегда, особенно если паломничество проходит не в сезон — не в месяц Зу-ль-хиджжа.

Также стоит отметить, что невероятные толпы паломников вокруг Каабы присутствуют, в основном, в вышеупомянутый сезон. В другое время к Каабе можно подойти почти свободно.

Правильно экипированные для хаджа мусульмане. Необходимо отметить, что такое одеяние выдерживается для прохода вокруг Каабы не всегда, особенно если паломничество проходит не в сезон — не в месяц Зу-ль-хиджжа.

Также стоит отметить, что невероятные толпы паломников вокруг Каабы присутствуют, в основном, в вышеупомянутый сезон. В другое время к Каабе можно подойти почти свободно.

Традиционно хадж совершается в первые десять дней упомянутого месяца Зу-ль-хиджжа, название которого и переводится на русский язык как «обладатель хаджа». А 10-го Зу-ль-хиджжа (в 2010 году — 17 ноября) мусульмане отмечают свой главный праздник — Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, тесно связанный с обрядами хаджа. (на нашем сайте. Прим.Portalostranah.ru).

Основные обряды паломничества были установлены пророком Мухаммедом (да благословит Аллах Его и Род Его!) во время так называемого прощального хаджа в 632 году н.э. или в 10-м году лунной хиджры.

Главное святилище Ислама — Кааба, источник Замзам и долина Арафат были объектами религиозного поклонения еще в очень далекой древности. Цель совершенного Пророком хаджа состояла в том, чтобы очистить древние обряды, установленные Богом, от искажений, внесенных язычниками, и вернуть им первоначальную святость и чистоту.

Согласно мусульманским преданиям, первое святилище на земле — Каабу, воздвиг праотец Адам (мир Ему!) Изгнанный из рая, Адам буквально не находил себе места. Он испросил у Бога разрешение соорудить земное подобие небесного храма, который в Коране назван «Домом посещаемым» (52:4). Аллах внял молитве Адама и послал к нему ангелов, которые и указали место, где должно быть воздвигнуто святилище. Оно оказалось в Мекке точно под небесным храмом. Для строительства Каабы Адам взял камни от пяти гор: Синайской, Ливанской, Елеонской, Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии Мохаммед получил первое откровение).

Знаменитый Черный камень, вмурованный в угол внешней стены Каабы, был дарован Адаму Аллахом. Тогда это был белый райский яхонт. В нем можно было увидеть рай. Черным он стал из-за порочности и грехов людей. Считается, что в Судный день Камень воплотится в облике ангела и засвидетельствует паломничество тех, кто прикасался к нему. Ангелы научили Адама и его сына Шиса (Сифа) обрядам паломничества, сходным с теми, которые ныне совершают мусульмане.

Здесь показан дискриминационный дорожный указатель «только для мусульман» на дороге на пути в Мекку в Саудовской Аравии (с современной фотографии).

Здесь показан дискриминационный дорожный указатель «только для мусульман» на дороге на пути в Мекку в Саудовской Аравии (с современной фотографии).

Во время всемирного потопа Кааба была поднята на воздух. Затем она разрушилась.

И дальнейшая история Каабы связана с пророком Ибрахимом — библейским Авраамом (мир Ему!) Мусульмане вспоминают пророка Ибрахима в каждой из своих пяти ежедневных молитв, почитая его как первого проповедника единобожия.

Жена Ибрахима, Сара, была бесплодна. Она сама предложила мужу жениться на ее служанке Хаджар (библейской Агарь). Ибрахим воззвал к Богу: «Господи! Дай мне достойного!» И Бог обрадовал его кротким сыном. Ибрахим дал ему имя Исмаил («послушник Божий»). Но Сара приревновала мужа к Хаджар и потребовала изгнать ее вместе с сыном из дома. Следуя Божьему откровению, Ибрахим увез Хаджар и Исмаила в Аравию — в Хиджаз. Всевышний открыл пророку, что там, в запустевшей Мекке, Ибрахим должен восстановить храм Божий — Каабу.

Ибрахим оставил Хаджар и сына в пустынной Мекканской долине, где не было ни воды, ни растительности, и обратился к Богу: «Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним и одели их плодами, — может быть, они будут благодарны!» (14:40)

Запасы воды у матери с сыном иссякли. Изнемогая под палящим солнцем, Хаджар металась между холмами Сафа и Марва, пробежав между ними семь раз, но так и не нашла источника. В память об этом во время хаджа паломники совершают обряд пробега между теми же холмами.

Вернувшись в отчаянии к сыну, Хаджар увидела, как ребенок, плача, ударил ножкой по иссохшей земле. И вдруг произошло чудо — из-под его пятки забила ключом вода! С тех пор на этом месте не иссякает священный источник Замзам. Омовение его водой и питье из него также входят в обряды хаджа. Паломники обычно увозят с собой священную воду в специальных сосудах, которые называются «замзамия». Она считается очищающей и целительной.

На архивных иллюстрациях малоизвестные моменты из жизни Каабы:

Слева — Кааба без своего привычного покрывала. Как раз идет момент его замены;

Справа: На старой фотографии показано наводнение в Мекке, где иногда редкие муссонные дожди вызывают наводнения.

Как видим, здесь Кааба также подтоплена водой, которая почти дошла до порога ее дверей.

На архивных иллюстрациях малоизвестные моменты из жизни Каабы:

Слева — Кааба без своего привычного покрывала. Как раз идет момент его замены;

Справа: На старой фотографии показано наводнение в Мекке, где иногда редкие муссонные дожди вызывают наводнения.

Как видим, здесь Кааба также подтоплена водой, которая почти дошла до порога ее дверей.

Около источника Замзам вскоре поселились бедуины из аравийского племени Джурхум. Они и построили город Мекку. Среди этих людей вырос Исмаил, которого часто навещал и отец Ибрахим.

Однажды Бог подверг Ибрахима великому испытанию. Приехав навестить Хаджар и Исмаила, он вдруг увидел во сне, что должен исполнить данный им обет — принести в жертву Богу своего первенца! Ибрахим в ужасе проснулся, но сон повторялся несколько ночей подряд. И Ибрахим решил исполнить повеление Всевышнего.

10 числа месяца Зу-ль-хиджжа он приказал Исмаилу отправиться с ним в путь и захватить при этом нож и веревку, чтобы совершить жертвоприношение. Отец и сын направились к горе Мина. По дороге они встретили Иблиса (дьявола), который принял облик старца.

— Куда держишь путь, Исмаил? — спросил Иблис.

— Мы с отцом хотим принести жертву Богу, — ответил тот.

— Ведомо ли тебе, что за жертву намерен принести Богу твой отец?

— Нет.

— Да ведь это ни кто иной, как ты сам! Я здесь, чтобы предупредить тебя. И тебе мой совет: не иди туда, куда ты держишь путь.

— Скажи мне, старец, по воле отца эта жертва или по благоусмотрению Божьему?

— По благоусмотрению Господа его.

— Если это правда, я не смею идти против Божьей воли.

Исмаил продолжил свой путь с отцом к горе Мина. Но Иблис трижды подступал к нему, пытаясь заронить в нем сомнения. Однако Исмаил каждый раз отгонял дьявола камнями. И эту историю воспроизводит обряд бросания камешков паломниками во время хаджа.

Когда отец и сын поднялись на гору Мина, Ибрахим поведал Исмаилу о Божьем повелении, явленном во сне. Исмаил ответил: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». (37:102)

Больше об обрядах хаджа см. на нашем сайте .

В Коране об испытании Ибрахима говорится так: «И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих! Ведь он был из рабов наших верующих. И обрадовали Мы его Исхаком, пророком из достойных, и благословили и его, и Исхака», (37:103-113)

Внезапно рядом с Ибрахимом и Исмаилом оказался посланный архангелом Джабриилом молодой барашек. Его и принесли в жертву. В преданиях говорится, что рога того жертвенного барана еще при жизни Мухаммеда были выставлены в Каабе для всеобщего обозрения.

10 числа месяца Зу-ль-хиджжа в память об испытании Ибрахима празднуется главный мусульманский канонический праздник — Ид аль-Адха или Курбан-байрам, праздник жертвоприношения.

По велению Всевышнего, Ибрахим и Исмаил начали восстанавливать Каабу — ниспосланное Аллахом облако указало место и размеры храма. По другим преданиям, об этом сказал Ибрахиму Джабриил, когда ветер обнажил из-под песка основание древнего святилища.

И вот возводимая стена стала столь высокой, что до верха было трудно дотянуться, Ибрахим поставил себе под ноги камень, который мог подниматься и опускаться и служил Ибрахиму лесами. На камне остался отпечаток ступни пророка Ибрахима. У этого камня, названного «Макам Ибрахим» («Стояние Ибрахима») паломники совершают молитву во время хаджа.

Хадж является нелегким испытанием духовных и физических сил человека. Но совершение его — это и награда для верующих.

В наше время в Мекке в первую декаду месяца Зу-ль-хиджжа собирается более двух миллионов паломников со всего мира. Но желающих гораздо больше, поэтому Министерством по делам хаджа Королевства Саудовская Аравия для всех стран установлена строгая квота. Для Российской Федерации последние несколько лет эта квота 20500 мест… Саудовская Аравия отказалась увеличить квоту для российских паломников, сославшись на то, что общемировое количество желающих совершить хадж и без того выросло на 10 процентов по сравнению с прошлым годом», передавало русское вещание «Голос Исламской Республики Иран» от 07/11/2010.

Отметим, «Голос Исламской Республики Иран» в упомянутом материале по обыкновению не удержался от критики властей Саудовской Аравии, с которой у шиитского Ирана натянутые отношения. Отметим, что ряд исламских стан периодически обвиняют власти Саудовской Аравии в монополизации святых мест ислама и ограничении числа паломников.

Также саудовский королевский дом критикуют за то, что он не разрешает проводить никаких политических демонстраций во время хаджа. Например, паломникам из Ирана. Отметим, что мусульмане-шииты в Иране являются большинством, но в Саудовской Аравии, напротив, это гонимое, по мнению Тегерана, религиозное меньшинство.

«По велению Всевышнего, Ибрахим и Исмаил начали восстанавливать Каабу — ниспосланное Аллахом облако указало место и размеры храма.

По другим преданиям, об этом сказал Ибрахиму Джабриил, когда ветер обнажил из-под песка основание древнего святилища.

И вот возводимая стена стала столь высокой, что до верха было трудно дотянуться, Ибрахим поставил себе под ноги камень, который мог подниматься и опускаться и служил Ибрахиму лесами. На камне остался отпечаток ступни пророка Ибрахима. У этого камня, названного «Макам Ибрахим» («Стояние Ибрахима») паломники совершают молитву во время хаджа».

(Русское вещание «Голос Исламской Республики Иран» от 7 ноября 2010 об истории происхождения Каабы).

Кааба: западный пересказ исламских преданий

Возвращаясь к истории происхождения Каабы, мы хотели бы дополнить вышеприведенную заметку «Голоса Исламской Республики Иран» небольшой выдержкой из известного труда американского писателя-классика Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета», опубликованного в 1849–1850, русский перевод впервые вышел в 1857 году.

В этой книге Ирвинг суммирует, в частности, информацию о происхождении Каабы из арабских и европейских публикаций:

«Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, то, по арабским преданиям, они очутились на различных частях земного шара: Адам — на горе острова Серендиба, или Цейлона, а Ева — в Аравии, на берегу Красного моря, там, где в настоящее время находится порт Джидда. Двести лет блуждали они отдельно и одиноко по земле, пока, наконец, ввиду их раскаяния и горя им позволено было сойтись снова на горе Арафат близ Мекки.

Преисполненный горя и раскаяния Адам, по словам предания, вознес руки и глаза к небу и умолял Бога о милосердии, прося у Него даровать ему алтарь, подобный тому, которому он поклонялся в раю и вокруг которого витали ангелы, воспевая хвалу Богу.

Мольба Адама была услышана. Храм, или алтарь, из лучезарных облаков был спущен ангелами на землю, как раз под тем самым местом, где находятся его первообраз в небесном раю. К этому нисшедшему с неба ковчегу Адам обращался с тех пор во время молитвы и ежедневно обходил его семь раз, как бы подражая тому, что делали ангелы, прославляя Бога.

По смерти Адама, согласно тем же преданиям, облачный ковчег исчез или взят был обратно на небо; но другой, сходный по форме, на том же месте был воздвигнут из камня и глины Сифом, сыном Адама. Но и этот алтарь смыт был потопом.

Спустя много лет после того, во времена патриархов, когда Агарь и ее сын Измаил умирали в пустыне от жажды, ангел указал им источник или колодец, полный воды, вблизи того места, где прежде находился алтарь. Это был источник Земзем, почитаемый потомством Измаила как священный по настоящее время.

Вскоре после того два человека из племени великанов-амалекитян (почти полумифические предки современных арабов. Прим.Portalostranah.ru), отыскивая верблюда, убежавшего из их лагеря, нашли этот источник и, утолив свою жажду, привели к этому месту своих товарищей. Здесь они основали город Мекку, приняв Измаила и его мать под свое покровительство.

Они вскоре изгнаны были обитателями этой страны, у которых остался Измаил. Когда он возмужал, то женился на дочери владетельного князя и имел от нее многочисленное потомство, считающееся предками арабского народа.

«Необыкновенный камень служил Аврааму подмостками, поднимавшимися и опускавшимися вместе с ним по мере того, как он выводил стены священного здания. Камень и теперь остается там как бесценная святыня, и отпечаток ноги патриарха ясно видят на нем все правоверные.

В то время как Авраам и Измаил были заняты постройкой здания, архангел Гавриил принес им (другой) камень, относительно которого древние сказания несколько расходятся: по одним, это был один из драгоценных камней рая, упавших на землю вместе с Адамом; в иле потопа он был впоследствии отыскан архангелом Гавриилом; по более общепринятому сказанию, этот камень был вначале ангелом-хранителем, приставленным к Адаму в раю, но который превращен был в камень и при падении Адама низвергнут вместе с ним в наказание за то, что не был достаточно бдителен.

Этот камень Авраам и Измаил приняли с подобающим благоговением и вделали его в угол внешней стены Каабы, где он остается и в настоящее время, причем все правоверные целуют его каждый раз, как обходят вокруг храма.

Когда в первый раз камень этот был вделан в стену, он был блестящ и бел, как гиацинт, но постепенно почернел от поцелуев грешных уст смертных людей. При воскрешении он снова примет вид ангела и станет свидетелем пред Богом в защиту тех, которые вполне выполнили все обряды посещения святых мест».

(Вашингтон Ирвинг о происхождении Каабы в исследовании по арабским преданиям «Жизнь Магомета», 1850 г.).

В течение этого времени Измаил, по Божьему повелению, предпринял попытку восстановить Каабу на том самом месте, где находился заоблачный алтарь. В этом набожном деле ему помогал отец его Авраам.

Необыкновенный камень служил Аврааму подмостками, поднимавшимися и опускавшимися вместе с ним по мере того, как он выводил стены священного здания. Камень и теперь остается там как бесценная святыня, и отпечаток ноги патриарха ясно видят на нем все правоверные.

В то время как Авраам и Измаил были заняты постройкой здания, архангел Гавриил принес им (другой) камень, относительно которого древние сказания несколько расходятся: по одним, это был один из драгоценных камней рая, упавших на землю вместе с Адамом; в иле потопа он был впоследствии отыскан архангелом Гавриилом; по более общепринятому сказанию, этот камень был вначале ангелом-хранителем, приставленным к Адаму в раю, но который превращен был в камень и при падении Адама низвергнут вместе с ним в наказание за то, что не был достаточно бдителен.

Этот камень Авраам и Измаил приняли с подобающим благоговением и вделали его в угол внешней стены Каабы, где он остается и в настоящее время, причем все правоверные целуют его каждый раз, как обходят вокруг храма. Когда в первый раз камень этот был вделан в стену, он был блестящ и бел, как гиацинт, но постепенно почернел от поцелуев грешных уст смертных людей. При воскрешении он снова примет вид ангела и станет свидетелем пред Богом в защиту тех, которые вполне выполнили все обряды посещения святых мест.

Таковы арабские предания, в силу которых Кааба и источник Земзем являются предметами особенного почитания с самых древнейших времен у всех восточных народов, а в особенности у потомков Измаила. Мекка, вмещающая эти священные предметы в своих стенах, была священным городом за много лет до возникновения магометанства и центром, куда стекались богомольцы со всех частей Аравии. Так глубоко и так всеобще было уважение к исполнению этих обрядностей, что ежегодно четыре месяца посвящены были путешествию на поклонение Каабе, и никакое насилие, а тем более никакая война за это время не дозволялись…

Церемонии и обряды, совершавшиеся в священном здании, могли с раннего детства наложить свой отпечаток на Магомета, воспитанного в доме охранителя Каабы, и направить его на размышления о религиозных вопросах, которые и поглотили его всецело. Хотя мусульманские биографы его и утверждают, что великая будущность его была ясно предсказана еще в детстве знамениями и чудесами, но, по-видимому, воспитание его велось так же нерадиво, как и воспитание остальных арабских детей, и мы знаем, что он не научился ни читать, ни писать. Впрочем, это был ребенок очень даровитый, наблюдательный и размышлявший обо всем, что видел, одаренный пылким воображением, отважный и общительный. Ежегодный наплыв пилигримов из отдаленных стран превращал Мекку в центр всех летучих сведений, которые мальчик, по-видимому, жадно воспринимал и сохранял в своей богатой памяти; по мере же того как он подрастал, перед ним все сильнее раскрывалась более широкая сфера для наблюдений», отмечал Вашингтон Ирвинг в своей книге «Жизнь Магомета», 1850 г.

Покрывало Каабы

Обход паломниками Каабы.

Обход паломниками Каабы.

Считается, что обычай накрывать Каабу покрывалом (известно как кисуах — kiswa, kiswah) возник еще до появления ислама.

Возможно, это делали еще Авраам и Исмаил, о которых говорилось выше.

Некоторые источники предписывают изобретение обряда покрывания Каабы Аднану, приходившемуся прапрадедом Пророку Мухаммеду. Интересно, что дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб и его дядя Абу Талиб, в доме которых после смерти матери (отец Мухаммеда умер раньше), будущий Пророк ислама воспитывался с 6 лет, являлись еще до провозглашения ислама официальными Охранителями языческого святилища Каабы.

В доисламские времена языческие аравийские племена покрывали Каабу шкурами жертвенных животных. ().

В исламские времена храмовая постройка имела по нескольку нарядов одновременно, т.к. старые с нее не снимали. Позднее ее облачали в циновки из пальмовых волокон, белое египетское полотно, красную и зеленую парчу.

С укреплением Королевства Саудовской Аравии саудовские короли обратили свое внимание не только на реконструкцию священных мечетей в Мекке и Медине, но также посчитали, что покрывало Каабы должно изготавливаться внутри страны. До этого покрывало Каабы по традиции делали в других странах, т.к. после провозглашения ислама центры ремесел и власти мусульманского мира вскоре переместились из Аравии на территории с более благодатным климатом. Так было до недавнего времени.

В наши дни о факте изготовления покрывала для Каабы самими саудовцами гордо заявляется почти в любой саудовской публикации о своей стране. Вот как, например, об этом говорилось в издании на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие»:

«Фабрика по изготовлению чехла для Каабы.

До и после рассвета ислама очень большая забота и интерес проявлялись к чехлу для Священного Камня Кааба.

Чехол для Каабы изготавливался за пределами Саудовской Аравии, пока Его Величество король Абд Аль-Азиз своим королевским указом (1927 г.) не основал Фабрику по изготовлению чехла для Каабы в Мекке. С того самого дня чехол для Каабы стал изготовляться искусными руками саудовцев.

В правление Его Величества короля Фейсала (правил с 1964 по 1975 гг. Прим. Portalostranah.ru) Фабрика была модернизирована, оснащена современными ткацкими станками. Покровитель Двух Священных Мечетей (ныне главный титул саудовских королей Прим. Portalostranah.ru) и его благоразумное правительство по-прежнему проявляет к этой Фабрике должный интерес и заботу.

Фабрика производит два чехла в год. Один из них одевается на Каабу 10 Дхульджа каждый год, а другой остается в резерве. (Также пишется как Зу-ль-хиджа, Зуль-Хиджа Зу-ль-хиджжа, Дхульджа) — 12 месяц исламского календаря. По отношению к календарю, принятому ныне на Западе, этот месяц «плавает». В 2010 году 10 день Зу-ль-хиджа приходился на 17 ноября. В другие годы может смещаться на декабрь, или январь. Прим. Portalostranah.ru).

Чехол должен быть сделан из чистого натурального шелка черного цвета. На чехле начертаны строки из Корана. Длина чехла 14 м. На верхней трети чехла просматривается пояс шириной 95 см, на котором начертаны строки из Корана, обрамленные исламским декоративным узором. Все это вышито золотой нитью. Общая длина пояса 47 метров.

Чехол включает в себя занавес на дверь Каабы. Длина его 7,5 м, ширина 4 м. На занавесе начертаны строки из Корана и исламский декоративный узор. Все это вышито серебряной нитью, покрытой золотом. Подкладка чехла делается из грубого материала. Только на один чехол идет 70 кг чистого натурального шелка, а общая стоимость чехла для Священной Каабы достигает 17 млн. реалов. Штат Фабрики — 240 человек рабочих, технических служащих и администрации», писало издание на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие», Эр-Рияд, пр. 1990 г.

Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии

Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие», пр. 1990 г. с рассказом о фабрике по изготовлению чехла для Каабы.

Отметим, что это была первая саудовская публикация для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Так описывает историю начала выпуска покрывала для Каабы в Саудовской Аравии официальная саудовская публикация. Однако если познакомиться с египетским взглядом на этот вопрос, то акценты несколько меняются.

Вот что передавало Каирское радио, русское вещание, в передаче от 16/11/2010 на эту тему, далее текст в расшифровке Portalostranah.ru. Вы также можете послушать этот фрагмент русской программы египетского иновещания вместе с позывным Каирского радио в нашем аудиофайле № 2 ниже в записи Portalostranah.ru:

  • аудио файл №2

«Мусульмане всего мира торжественно отмечают стояние на горе Арафат 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа. Каждый год в это время Кааба покрывается новым полотном. Напомним, что данное полотно на протяжении многих веков ткалось в Каире, до тех пор пока правительство Саудовской Аравии не предприняло строительство подобного цеха в Королевстве Саудовская Аравия. В начале своей работы в данном цехе трудились египетские мастера, которые в свою очередь обучили саудовских мастеров данному ремеслу.

Интересно, что данное полотно соткано из натурального шелка, который в дальнейшем окрашивается в черный цвет. Длина полотна составляет 41 метр. В верхней части полотна, в ширину 95 см. и в длину 47 метров, в виде квадратов нанесены исламские узоры. Под узорами находятся аяты и Корана. Каждый аят обрамлен рамкой. Между рамками в виде светильника нанесена надпись: «О живой! О милостивый! О милосердный! Хвала Аллаху, Господу миров». Узоры в виде вязи сотканы позолоченной нитью и охватывают все стороны Каабы.

Также на полотне Каабы присутствует специальное покрывало для двери в Каабу, сотканное также из шелка. На данное покрывало нанесены аяты из Корана и различные исламские узоры серебряными и золотыми нитями», передавало Каирское радио, русское вещание, 16/11/2010.

Как видим, акценты несколько различаются, Хотя фабрика по производству полотна была перенесена в Саудовскую Аравию, но еще некоторое время полотно продолжали делать египтяне. А новая фабрика долгое время была лишь имиджевым проектом для Саудовской Аравии.

Каирское радио отмечает, что покрывало для Каабы многие столетия присылалось из Египта. Однако необходимо отметить, что делалось это не только от имени местных правителей, в частности хедивов, но также и от имени османского султана, т.к. Египет до 1914 года формально являлся частью Османской империи, а османский султан также являлся халифом — духовным повелителем всех мусульман. Также турецкий султан был светским владетелем Мекки и Медины до образования там независимых арабских государств.

Замененное покрывало Каабы разрезают на кусочки и раздают в качестве памятного сувенира паломникам. И в заключение отметим, что доступ немусульман в Мекку до сих пор запрещен властями Саудовской Аравии. Подробнее об этом см. на нашем сайте, в уже упоминавшемся материале об истории и географии Саудовской Аравии.

Этот обзор был составлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: выдержкам из двух официальных саудовских публикаций на русском языке, выпущенных в Эр-Рияде саудовским Министерством информации совместно с Арабским книжным издательством в пр.1990-м году — «Две священные мечети» и «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие»; фрагментам программ русской редакции иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 07/11/2010 и русской редакции иновещания Каирского Радио от 16/11/2010 — аудиофайлы записаны Portalostranah.ru, расшифровка аудио спутникового радиовещания из Каира в текст проведена нашим сайтом; документальному очерку американского писателя Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета», 1850 г.; др. материалам.

  1. Что такое Кааба?
  2. Внешний вид
  3. Кааба внутри
  4. Вокруг Каабы
  5. Тайна «черного камня Каабы»
    1. Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
  6. История создания
  7. Значение
  8. Очищение от идолов
  9. Реконструкции
    1. Реконструкция при курайшитах
    2. Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
    3. Исторические события, связанные с Каабой
  10. Правила посещения
  11. Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?

Кааба

Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.

Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.

В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.

Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.

Внешний вид

Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.

Каждый угол священной Каабы имеет свое название:

  1. восточный угол носит название «черный угол» или «ар-рукн ал-асвад», «ар-рукн». В «черный угол» на расстоянии полутора метров от земли встроен «черный камень» «ал-хаджар ал-асвад», обрамленный в серебро. Черный камень Каабы является знамением для людей, он символизирует могущество Всевышнего Аллаха, и этот символ как свидетельство Своей силы и могущества послал Всевышний Аллах на землю человечеству. Состоит черный камень Каабы из трех обломков, которые соединены вместе и имеют красновато-черный оттенок цвета;
  2. северный угол носит название «ар-рукн ал-ираки» или «иракский»;
  3. западный угол носит название «сирийский» или «ар-рукн аш-шами»;
  4. южный угол носит название «ар-рукн ал-йамани» или южный.

Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.

В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.

Кааба внутри

Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.

Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.

Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».

Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.

Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.

Вокруг Каабы

На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.

Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».

«Макам Ибрахим» — так называется постройка, расположенная напротив двери в Каабу. В этой постройке заложен камень, и предание гласит, что на этом камне пророк Ибрахим стоял, когда занимался восстановлением Каабы. На этом камне можно увидеть следы от ног человека.

Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.

Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.

Тайна «черного камня Каабы»

черный камень Каабы

Напротив «места Ибрахима» в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.

Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?

Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.

История создания

Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.

По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.

Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.

В Священной Книге Коран приводится аят, в которой рассказывается о том, как Всевышний привел в Мекку Ибрахима, и Ибрахим стал первым ханифом или благочестивым человеком, который отвергал поклонение идолам, которые были у каждого племени, а призывал к поклонению единому Богу, а также стал первым мусульманином. Именно Пророк Ибрахим с помощью своего сына Исмаила построил здание Каабы, а также стал тем, кем был установлен обряд совершения паломничества к Каабе — хадж.

история Каабы

В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.

Значение

Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».

Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.

Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.

Очищение от идолов

Кааба внутри

Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.

Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.

Реконструкции

Сегодня Кааба в Мекке, хранилище «черного камня» — это важнейший центр исламского мира, святыня и символ единства для всего мусульманского мира. Все течения исламской религии признают особую роль храма Каабы и ее святость.

Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.

Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.

Кааба сегодня

Реконструкция при курайшитах

В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.

Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.

Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.

Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр

В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.

После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.

После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.

Исторические события, связанные с Каабой

Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.

С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.

Группа мусульманских экстремистов захватила святыню в 1980 году, экстремисты захватили не только храм, но и Мекканскую мечеть. Эти экстремисты заявили, что в мире появился Махди, которым назвали Абдуллах аль-Кахтани. Спустя две недели Мечеть удалось взять штурмом, а сами боевики были уничтожены.

Правила посещения Каабы

Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.

Взоры всех мусульман во время совершения намаза устремлены к Священной Каабе. Каждый год миллионы паломников со всего мира стекаются к ней, чтобы совершить обряды хаджа. Это строение кубической формы, первый дом, построенный на нашей планете – особо возвеличенный Аллахом и самый почитаемый Дом Всевышнего на земле.

Священную Каабу сегодня покрывают чёрным шёлковым покрывалом, которое называют кисва. Покрывало меняют раз в год, обычно накануне дня Арафа, когда все паломники отправляются в долину Мина и оттуда – на гору Арафат.

В это время в Мечети Аль-Харам меньше всего людей. После того, как Каабу омоют, старое покрывало снимается и накидывается новое. Кисва оборачивается вокруг Каабы и крепится к её основанию медными кольцами.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая сделана из чистого золота.

В течение нескольких столетий кисва изготавливалась в Египте как из местных материалов, так и из тканей, привозимых из Индии, Судана и Ирака. Но в XX веке указом первого саудовского короля Абд аль-Азиза ибн Сауда в Мекке была основана особая ткацкая фабрика для изготовления покрывала Каабы, и с 1927 года до наших дней кисва производится уже в самой стране.

Общая площадь современной кисвы равняется 658 квадратным метрам, состоит она из 47 частей, длина каждой – 14 метров, а ширина – 101 см. Материал украшен аятами Корана, вышитыми золотыми и серебряными нитями.

На покрывале также имеется вышивка 99 имён Аллаха, слов шахады и тасбиха, сделанная чёрными нитями. На изготовление одной кисвы расходуется 670 кг шёлка и 150 кг золота и серебра на вышивку аятов.

Старая же кисва поступает в распоряжение хранителей Каабы и шарифа Мекки. Её разрезают на кусочки и раздают. Следует отметить, что традиция разрезать старое покрывало на маленькие кусочки и раздавать их паломникам идёт со времён правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах).

Что касается человека, первым покрывшего Каабу шёлком, то учёные историки разошлись во мнениях относительно этого. Ибн Исхак сказал, что это был Хаджадж Ибн Юсуф Ас-Сакафи, Ибн Касир сказал, что это был Абдуллах Ибн Аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах), Аль-Маварди же высказал мнение, что первым, кто покрыл Каабу шёлком, был Халид ибн Джафар.

Группа учёных, в числе которых Ад-Дарукутни, приводят историю о том, что Натиля бинт Аджнаб, мать Аббаса ибн Абдульмуталиба потеряла Аббаса, когда он был маленьким ребёнком, и она дала обет покрыть Каабу шёлком, если найдёт сына.

Также Аль-Азруки передал, что Муавия (да будет доволен им Аллах) сделал для Каабы покрывало из шёлка. До него кисву меняли каждый год в день Ашура, Муавия же начал менять покрывало два раза в году.

Во времена правления халифа Аль-Маъмуна кисву меняли три раза в год. Он менял покрывало Каабы на восьмой день месяца Зуль-Хиджа (день тарвия, накануне дня Арафа) на кисву из красного шёлка, в начале месяца Раджаб её меняли на покрывало из египетского полотна, а на 27-ю ночь месяца Рамадан кисву из белого шёлка.

Сделать кисву Каабы из белого шёлка было решено в 206 году хиджры, когда Аль-Маъмуну сообщили, что покрывало из красного шёлка изнашивается быстрее других. Тогда он спросил: что же будет лучшим для Каабы? Ему ответили, что лучше всего будет белый шёлк, и он сделал кисву из него.

Что же касается человека, который впервые покрыл Каабу, то Аль-Азруки передаёт от Ибн Джурайджа, что первым, кто положил начало традиции полностью покрывать Каабу, был Туба, король Хумайюра в Йемене. Впоследствии в доисламский период Каабу покрывали и многие другие.

Сообщается, что однажды Туба приехал в Мекку и оставался там в течение шести дней. Во время пребывания в городе он делал жертвоприношения и раздавал мясо жертвенных животных беднякам. И в одну из ночей он увидел во сне, как надевает покрывало на Каабу. Проснувшись утром, он сразу же сделал то, что было показано ему во сне.

Во вторую ночь он увидел, что одевает Каабу в покрывало из другого материала, а в третью ночь ему приснилось, что он накрывает Каабу покрывалом из другого материала. Проснувшись, он реализовывал увиденное во сне. Таким образом, он получил известность как первый, кто укрыл Каабу покрывалом.

Ас-Сухайли сказал: «Передаётся, что, когда Туба покрыл Каабу грубой и тонкой тканью, кисва сползала со стен, а когда её покрыли плотной тканью из пальмовых волокон, эта проблема исчезла».

Также Аль-Азруки передал по разным цепочкам, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) покрывал Каабу, после него и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) надевал кисву на Каабу.

Также Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) покрывал Каабу египетским полотном за счёт средств из казны мусульман. После них Каабу одевали Усман ибн Аффан, Муавия, Абдуллах ибн Аз-Зубайр и другие правители (да будет доволен ими всеми Аллах).

Мухаммад Султанов