Канон для причастия

«Святой праведный Иоанн Кронштадтский указал: «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий». Поэтому дело покаяния надо начинать с усиленной горячей молитвы о том, чтобы Господь благодатью Своею открыл нам наши грехи и таящиеся в нас страсти и пристрастия». Фрагмент из книги Н.Е.Пестова «Современная практика Православного благочестия» ч.4, гл.21.

Исповедание грехов в Таинстве Покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к Исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

Готовясь к таинству Покаяния, очевидно, кающийся прежде всего нуждается в молитве к Богу: ибо без Его чудесной помощи невозможно глубокое раскаяние. При этом нам всем необходимо сожалеть о своих грехах и просить Господа даровать благодать, помогающую искренне раскаяться и обрести решимость оставить прежний греховный образ жизни. Мы можем выражать эту молитву и своими собственными словами, и воспользоваться молитвами святых. Некоторые из молитв перед Исповедью представлены ниже. Важно обратить внимание: что в нынешней практике РПЦ подготовка к Исповеди не предполагает обязательного прочтения молитв, поэтому предложенные молитвы носят рекомендательный, но не обязательный характер.

Молитва прп. Симеона Нового Богослова перед Исповедью

Бо́же и Го́споди все́х, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й вла́сть, еди́н исцели́ти мя́ моги́й! Услы́ши моле́ние мя́, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне́ зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щаго Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя́, привлецы́. И да́ждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя́, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя́. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мо́й обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, су́ть вся́, ели́ка невозмо́жно су́ть от челове́ка. Ами́нь.

Покаянная молитва преп. Исаака Сириянина

Что важно вспоминать в покаянных молитвах? Очевидно, свои грехи, свои наличные страсти и нерадение, и при этом помнить о спасительной жертве Христа и Его непостижимых величайших страданиях ради нас. Так именно построена нижеприведенная молитва преп. Исаака Сириянина.

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, плакавший над Лазарем и источавший над ним слезы скорби и сострадания, прими слезы горести моей. Страданием Твоим исцели страсти мои; язвами Твоими уврачуй мои язвы. Кровию Твоею очисти мою кровь, и с телом моим сраствори благоухание Твоего животворящего тела. Та желчь, какою напоили Тебя враги, да усладит душу мою от горести, какою напоил меня сопротивник; страдания Тела Твоего, распростертого на древе крестном, к Тебе да возвысят ум мой, увлеченный демонами долу. Глава Твоя, преклоненная на кресте, да вознесет мою главу, заушенную супостатами. Всесвятые руки Твои, пригвожденные неверными ко кресту, к Тебе да возведут меня из бездны погибели, как обетовали всесвятые уста Твои. Лице Твое, приявшее на Себя заушения и заплевания от проклятых, да озарит мое лицо, оскверненное беззакониями. Душа Твоя, Которую, будучи на кресте, предал Ты Отцу Твоему, к Тебе да путеводит меня благодатию Твоею. Нет у меня болезнующего сердца, чтобы взыскать Тебя; нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыко, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнованиями возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе. Но Ты, Господи Иисусе Христе, Боже, Сокровище благ, даруй мне покаяние всецелое и сердце неутомимое, чтобы всею душою выйти мне на взыскание Тебя. Ибо без Тебя буду я чужд всякого блага. Посему даруй мне, Благий, благодать Твою. Безлетно и вечно изводящий Тебя из недр Своих Отец да обновит во мне черты образа Твоего. Оставил я Тебя, но Ты не оставь меня. Отошел я от Тебя — Ты прииди взыскать меня и введи меня на пажить Твою, сопричти меня к овцам избранного стада Твоего, пропитай меня злаком Божественных таинств Твоих вместе с теми, у которых чистое сердце их — обитель Твоя, и в нем видимо блистание откровений Твоих — это утешение и эта отрада для потрудившихся ради Тебя в скорбях и многоразличных муках. Сего блистания да сподобимся и мы по Твоей благодати и по Твоему человеколюбию, Спаситель наш Иисусе Христе, во веки веков. Аминь».

Рубрика: Молитва, Церковный этикет

Акафист — хвалебный гимн

В Православии акафистом называется особое церковное песнопение, своего рода хвалебный гимн. Первоначально такое песнопение было посвящено Божией Матери. Только оно именовалось акафистом. Слово «акафист» с греческого языка переводится как «неседальная песнь», то есть «гимн, при пении которого не сидят». Это имеет отношение к практическому «исполнению» акафистов до сих пор. В этом плане данное песнопение отличается от кафизмы, то есть молитвенного чтения, при которых разрешается сидеть. Молитвы перед акафистом должны подготовить душу человека .

Исходя из самого названия, Акафист читается стоя. Но по состоянию здоровья тем людям, которые не могут стоять, делается исключение. Акафист могут читать как священнослужители, так и каждый верующий.

молитвы перед акафистом
Верующие в православном храме

Что такое акафист в Православии?

Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).

Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.

Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.

«Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Структура акафиста

В структуру акафиста входят 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. Икосы содержат 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греческого слова «χαῖρε» —»радуйся), которые следуют после небольшой вводной части основного текста. Необходимо отметить, что русский перевод «радуйся» — это не буквальный призыв к радости. Смысл этого слова в данном случае как приветствие. Предваряют чтение молитвы перед акафистом.

В икосе ярко выражен ритмический рисунок. Хайретизмы объединены по 6 пар таким образом, что в каждой паре одна строка зеркально отображает другую. В них присутствует парная рифма: каждому слову в одной строке зарифмовано соответствующее ему слово в другой.

Короткий икос в славянской традиции именуется кондаком. В конце него поется припев «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Сам текст кондака раскрывает смысл праздника. Так, в акафисте Пресвятой Богородице в кондаке 2 поется:

«Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши…».

Когда читается акафист?

Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).

Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):

«Не видеть всех благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком… Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку».

Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.

«Как песнь, проникнутая духом бодрости и радости, акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души… В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно — жаждущих ободрения и утешения» (профессор, доктор богословия Алексей Васильевич Попов, 1856-1909).

Молитвы перед чтением акафиста

Перед чтением акафиста положено читать начальные молитвы как в начале основных молитв или перед началом нового дела. Специальных молитв по этому случаю не предусмотрено. Чтение акафиста можно совместить со чтением утреннего или вечернего молитвенного правила. Тогда предначинательная молитва перед акафистом не читается. Молитвы перед акафистом нужны, чтобы «согреть сердце», подготовить душу к славословию и благодарению.

По окончании акафиста следует чтение молитвы.

Предначальные молитвы перед акафистом

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читают вообще.)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и при́юисно и во веки веков. Аминь.

Отче наш…

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Символ веры

Молитвы после чтения акафиста

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси нас, грешных, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Польза от чтения акафистов

«Для чего читаем акафисты Иисусу Христу и Божией Матери? Для того, чтобы в дух Господа и Пречистой Его Матери войти; чтобы познать величие дара, явленного в воплощении Спасителя и искуплении нас и в даровании нам в Святых Тайнах Тела и Крови Его, и чтобы достойно принять этот дар» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857), рассматривал чтение акафистов как средство к пробуждению религиозного настроения в пастве:

«Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Согласно постановлению Священного Синода от 14 мая 2018 года:

«тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».