Канонизация святых в русской православной церкви

КАНОНИЗАЦИЯ — в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых.

Ка­но­ни­за­ци­ей Цер­ковь удо­сто­ве­ря­ет свя­тость под­виж­ни­ка и оп­ре­де­ля­ет его дея­ния в ка­че­ст­ве при­ме­ра для хри­сти­ан. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для вне­се­ния име­ни свя­то­го в цер­ков­ный ка­лен­дарь и со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний в его честь (ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния), по­чи­та­ния его мо­щей, на­пи­са­ния икон и со­став­ле­ния жи­тия. Ве­рую­щие об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­вой о за­ступ­ни­че­ст­ве к свя­тым как пред­стоя­щим пе­ред Бо­гом.

В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва по­чи­та­ние свя­тых воз­ни­ка­ло сти­хий­но в тех ме­ст­но­стях, где они жи­ли. Обыч­но это про­ис­хо­ди­ло сра­зу по­сле их смер­ти, т. к. их свя­тость бы­ла оче­вид­на для ве­рую­щих. По­сте­пен­но вы­ра­ба­ты­ва­лись прин­ци­пы сис­те­ма­ти­за­ции это­го про­цес­са. В восточной Церк­ви при­зна­ни­ем свя­то­сти на мно­гие ве­ка ос­та­ва­лось ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния свя­то­му, в западной Церк­ви со вре­ме­нем раз­ви­ва­лись раз­ные фор­мы и сте­пе­ни по­чи­та­ния свя­тых.

Ос­нов­ным ус­ло­ви­ем про­слав­ле­ния во все вре­ме­на бы­ло про­яв­ле­ние свя­то­сти пра­вед­ни­ка. Со­глас­но пат­ри­ар­ху Ие­ру­са­лим­ско­му Нек­та­рию (XVII век), об ис­тин­ной свя­то­сти че­ло­ве­ка сви­де­тель­ст­ву­ют: без­уко­риз­нен­ное ис­по­ве­да­ние им пра­вослав­ной ве­ры (не ук­ло­не­ние в ере­си и рас­ко­лы), «со­вер­ше­ние всех доб­ро­де­те­лей», стоя­ние за ве­ру «да­же до кро­ви»; про­яв­ле­ние Бо­гом (че­рез под­виж­ни­ка или в от­но­ше­нии не­го) сверхъ­ес­те­ст­вен­ных зна­ме­ний и чу­дес (смотрите Чу­до); не­тле­ние мо­щей или бла­го­уха­ние кос­тей. При этом не­под­вер­жен­ность те­ла тле­нию не яв­ля­ет­ся ни дос­та­точ­ным, ни не­об­хо­ди­мым ос­но­ва­ни­ем для канонизации умер­ше­го.

В пра­во­слав­ной Церк­ви не бы­ло жё­ст­кой рег­ла­мен­та­ции канонизации, но тра­ди­ци­он­но со­блю­да­лись оп­ре­де­лён­ные ус­ло­вия. Русский цер­ков­ный ис­то­рик Е. Е. Го­лу­бин­ский, рас­смат­ри­вая во­прос об ус­ло­ви­ях при­чте­ния к ли­ку свя­тых в древ­ней Церк­ви, раз­де­лял древ­них свя­тых на 3 раз­ря­да: вет­хо­за­вет­ные пат­ри­ар­хи и про­ро­ки (смотрите Про­ро­ки биб­лей­ские) и но­во­за­вет­ные апо­сто­лы; му­че­ни­ки; свя­тые из под­виж­ни­ков (ас­ке­тов). Епи­ско­пы (свя­ти­те­ли), по мне­нию Го­лу­бин­ско­го, вна­ча­ле от­но­си­лись к 1-му раз­ря­ду, т. е. при­чис­ля­лись к ли­ку свя­тых на­рав­не с апо­сто­ла­ми — уже по при­над­леж­но­сти их к цер­ков­ной ие­рар­хии, но за­тем ста­ли про­слав­лять­ся на­рав­не с под­виж­ни­ка­ми — за лич­ные дос­то­ин­ст­ва. Со вре­ме­нем в цер­ков­ной прак­ти­ке вы­ра­бо­та­лись ли­ки (чи­ны) свя­то­сти — ка­те­го­рии свя­тых в за­ви­си­мо­сти от их при­жиз­нен­ных тру­дов: пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, рав­но­апо­столь­ные, ве­ли­ко­му­че­ни­ки, му­че­ни­ки, свя­щен­но­му­че­ни­ки, пре­по­доб­но­му­че­ни­ки, свя­ти­те­ли, бла­го­вер­ные (смотрите Бла­го­вер­ный князь), пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, бес­среб­ре­ни­ки, бла­жен­ные, юро­ди­вые Хри­ста ра­ди.

Свя­тые пра­во­слав­ной Церк­ви раз­де­ля­ют­ся на об­ще­чти­мых и ме­ст­ноч­ти­мых. Сре­ди об­ще­чти­мых свя­тых вы­де­ля­ют свя­тых все­лен­ской Церк­ви и свя­тых, че­ст­вуе­мых лишь в од­ной или не­сколь­ких по­ме­ст­ных церк­вах. Сре­ди ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых раз­ли­ча­ют­ся чти­мые в пре­де­лах епар­хии или в од­ном мо­на­сты­ре. Но ха­рак­тер по­чи­та­ния оди­на­ков и для ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых, и для свя­тых все­лен­ской Церк­ви.

В русской Церк­ви в ис­то­рии канонизации вы­де­ля­ют 5 пе­рио­дов: от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века; со­бо­ры 1547 и 1549 годов; от со­бо­ров XVI века до уч­ре­ж­де­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да; си­но­даль­ный пе­ри­од; современный пе­ри­од. Пра­во канонизации ме­ст­нох­ра­мо­вых и ме­ст­но­епар­хи­аль­ных свя­тых при­над­ле­жа­ло пра­вя­ще­му ар­хие­рею с ве­до­ма ми­тро­по­ли­та (позд­нее — пат­ри­ар­ха) и мог­ло ог­ра­ни­чить­ся уст­ным бла­го­сло­ве­ни­ем на ме­ст­ное по­чи­та­ние. Пра­во канонизации об­ще­чти­мых свя­тых при­над­ле­жа­ло ми­тро­по­ли­ту (пат­ри­ар­ху) при уча­стии со­бо­ра русских ие­рар­хов. В мо­на­сты­ре по­чи­та­ние под­виж­ни­ка мог­ло на­чать­ся по ре­ше­нию со­ве­та мо­на­стыр­ских стар­цев, ко­то­рые позд­нее пред­став­ля­ли де­ло на ут­вер­жде­ние епи­ско­па. Епар­хи­аль­ная власть про­во­ди­ла ра­бо­ту по удо­сто­ве­ре­нию под­лин­но­сти чу­дес при гро­бе по­чив­ше­го, не­тлен­но­сти мо­щей, за­тем ус­та­нав­ли­ва­лось тор­же­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние в ме­ст­ном хра­ме, на­зна­чал­ся день празд­но­ва­ния свя­то­му, соз­да­ва­лась служ­ба, пи­са­лась ико­на, со­став­ля­лось жи­тие.

В пер­вый пе­ри­од канонизации ос­но­ва­ни­ем для про­слав­ле­ния под­виж­ни­ка яв­лял­ся пре­ж­де все­го дар чу­до­тво­ре­ний от его мо­щей. Бы­ли от­кры­ты и про­сла­ви­лись чудо­тво­ре­ния­ми мо­щи кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, ко­то­рые бы­ли пер­вы­ми ка­но­ни­зи­ро­ва­ны в русской Церк­ви, княгини Оль­ги, преподобного Фео­до­сия Пе­чер­ско­го и др. В це­лом за пе­ри­од от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века бы­ло ус­та­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное или ме­ст­ное по­чи­та­ние 68 свя­тых. В ис­то­рии канонизации на Ру­си осо­бую эпо­ху со­ста­ви­ли со­зван­ные по ини­циа­ти­ве ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и митрополита Мо­с­ков­ско­го святого Ма­ка­рия со­бо­ры 1547 и 1549 годов. Пло­дом их дея­тель­но­сти яви­лась канонизация 39 свя­тых. Во 2-й половине XVI века и в те­че­ние XVII века в русские ме­ся­це­сло­вы бы­ло вне­се­но около 150 имён но­во­про­слав­лен­ных свя­тых для об­ще­цер­ков­но­го и ме­ст­но­го по­чи­та­ния. Поч­ти по­ло­ви­ну всех ка­но­ни­зи­ро­ван­ных в этот пе­ри­од со­став­ля­ют пре­по­доб­ные от­цы — ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей и их по­сле­до­ва­те­ли.

Си­но­даль­ный пе­ри­од в русской Церк­ви ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чи­тель­но мень­шим ко­ли­че­ст­вом ак­тов канонизации: от уч­ре­ж­де­ния Си­но­да до вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва в 1917 году ка­но­ни­зи­ро­ва­но 10 об­ще­чти­мых и 15 ме­ст­но­чти­мых свя­тых. При этом б. ч. канонизаций при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ние императора Ни­ко­лая II.

По­ме­ст­ный со­бор Пра­во­слав­ной российской церк­ви, со­сто­яв­ший­ся в 1917-1918 годах, при­нял по­ста­нов­ле­ние о канонизации святителя Соф­ро­ния Ир­кут­ско­го и священномученика Ио­си­фа Ас­т­ра­хан­ско­го (1597-1672 годы). В по­сле­дую­щий пе­ри­од канонизация на­дол­го пре­кра­ща­ет­ся и во­зоб­нов­ля­ет­ся толь­ко в 1970 году. По­ми­мо тех свя­тых, ко­то­рые про­слав­ле­ны са­мой русской Цер­ко­вью, в её ме­ся­це­сло­вы во 2-й половине XX века бы­ли вне­се­ны име­на рус­ских по про­ис­хо­ж­де­нию угод­ни­ков Бо­жи­их, ко­то­рые бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны др. по­ме­ст­ны­ми церк­ва­ми .

Но­вая эпо­ха в ис­то­рии канонизации в русской Церк­ви на­ча­лась с празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си в 1988 году, ко­гда на По­ме­ст­ном со­бо­ре бы­ло про­слав­ле­но 9 свя­тых, сре­ди них осо­бо по­чи­тав­шая­ся пра­во­слав­ным на­ро­дом блаженная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, со­вер­шав­шая под­виг юрод­ст­ва в XVIII веке. Ар­хие­рей­ский со­бор 1989 года про­сла­вил пред­стоя­те­лей русской Церк­ви пат­ри­ар­хов Ио­ва и Ти­хо­на. По­ме­ст­ный со­бор 1990 года ка­но­ни­зи­ро­вал святого пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го.

В 1990-х годах са­мым ак­ту­аль­ным в сфе­ре канонизации стал во­прос о про­слав­ле­нии по­стра­дав­ших в XX веке в го­ды го­не­ний епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян. Ар­хие­рей­ски­ми со­бо­ра­ми 1992 и 1994 годов бы­ли про­слав­ле­ны 9 му­че­ни­ков; Ар­хие­рей­ский со­бор 1997 года ка­но­ни­зо­вал 3 свя­щен­но­му­че­ни­ков, ещё несколько му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков бы­ли про­слав­ле­ны как ме­ст­ноч­ти­мые свя­тые в отдельных епар­хи­ях. Юби­лей­ный Ар­хие­рей­ский со­бор, со­сто­яв­ший­ся в августе 2000 года, при­нял ре­ше­ние про­сла­вить для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бо­лее 1200 под­виж­ни­ков ве­ры, вклю­чая тех, кто ра­нее был про­слав­лен для ме­ст­но­го по­чи­та­ния. В ча­ст­но­сти, как стра­сто­терп­цы со­бо­ром про­слав­ле­ны император Ни­ко­лай II и чле­ны цар­ской се­мьи. От­ны­не канонизации со­вер­ша­ют­ся ре­гу­ляр­но. Русской пра­во­слав­ной цер­ко­вью за гра­ни­цей канонизации про­во­ди­лись не­за­ви­си­мо от Мо­сков­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

В 1989 году Си­нод об­ра­зо­вал Ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции свя­тых; со­труд­ни­чая с епи­ско­па­том, кли­ром и ми­ря­на­ми, она осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ор­ди­ни­рую­щую роль в под­го­тов­ке про­слав­ле­ния под­виж­ни­ков ве­ры. Ко­мис­сия пред­став­ля­ет свои за­клю­че­ния пат­ри­ар­ху и Си­но­ду, Ар­хие­рей­ско­му или По­ме­ст­но­му со­бо­ру. Со­глас­но Ус­та­ву РПЦ, про­слав­ле­ние под­виж­ни­ка как ме­ст­ноч­ти­мо­го свя­то­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха, как об­ще­чти­мо­го свя­то­го — ре­ше­ни­ем Ар­хие­рей­ско­го или По­ме­ст­но­го со­бо­ра.

В ка­то­ли­че­ской Церк­ви канонизация — юри­дический акт, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го Цер­ковь в ли­це па­пы Рим­ско­го тор­же­ст­вен­но про­воз­гла­ша­ет свя­тым умер­ше­го чле­на Церк­ви, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью или му­че­ни­че­ст­вом за Хри­ста. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­то­го. Про­цесс канонизации вклю­ча­ет беа­ти­фи­ка­цию (при­чис­ле­ния под­виж­ни­ка к ли­ку бла­жен­ных) и соб­ст­вен­но канонизацию. Беа­ти­фи­ка­ция лишь доз­во­ля­ет по­чи­та­ние свя­то­го, при­чём в пре­де­лах кон­крет­но­го го­ро­да, дио­це­за, мо­на­ше­ской кон­гре­га­ции и т. д. По­сле канонизации в уз­ком смыс­ле по­чи­та­ние свя­то­го ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным для всей Церк­ви. Ре­ше­ния па­пы о канонизации счи­та­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми.

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье канонизация со­стоя­ла в том, что с раз­ре­ше­ния епи­ско­па мо­щи свя­то­го тор­же­ст­вен­но по­ме­ща­лись в но­вую гроб­ни­цу и вы­став­ля­лись для по­кло­не­ния (elevatio corporis). При этом ус­та­нав­ли­ва­лось цер­ков­ное празд­но­ва­ние в честь свя­то­го, и в со­от­вет­ст­вую­щие дни его жи­тие чи­та­лось за бо­го­слу­же­ни­ем. Уси­ле­ние кон­тро­ля епи­ско­пов и ми­тро­по­ли­тов за по­чи­та­ни­ем свя­тых про­ис­хо­дит в эпо­ху Ка­ро­лин­гов. 23.03.789 года Карл I Ве­ли­кий по­ста­но­вил, что не до­пус­ка­ет­ся празд­но­вать па­мять «не­из­вест­ных» (incertae) свя­тых и лже­му­че­ни­ков. Франк­фурт­ский со­бор 794 года оп­ре­де­лил, что цер­ков­ное по­чи­та­ние долж­но ока­зы­вать­ся лишь тем ли­цам, ко­то­рые бы­ли из­вест­ны свои­ми стра­да­ния­ми за Хри­ста или бла­го­чес­ти­вой жиз­нью. Со­бор в Майн­це 813 года ре­шил, что пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­тых мо­гут со­вер­шать­ся толь­ко по со­ве­ту ко­ро­ля или епи­ско­пов и с раз­ре­ше­ния ме­ст­но­го со­бо­ра.

Пер­вая фор­маль­ная канонизация бы­ла со­вер­ше­на па­пой Ио­ан­ном XV 31.01.993 года, ко­гда по ре­ше­нию Рим­ско­го со­бо­ра был объ­яв­лен свя­тым Уль­рих Аугс­бург­ский (890-973 годы). Од­на­ко в X-XI и да­же в XII веках епи­ско­пы со­хра­ня­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но со­вер­шать канонизации в пре­де­лах сво­их епар­хий. В то же вре­мя в ре­зуль­та­те уси­ле­ния пап­ской вла­сти канонизация к началу XIII века ста­но­вит­ся ис­клю­чи­тель­ным пра­вом пап. Пап­ские ре­ше­ния о канонизации из­да­ют­ся в фор­ме пап­ских булл и офи­ци­аль­но ад­ре­су­ют­ся всей Церк­ви. Пер­во­на­чаль­но па­пы при­ни­ма­ли ре­ше­ния о канонизации по­сле об­су­ж­де­ния кан­ди­да­тур свя­тых на со­бо­ре; Ев­гений III (1145-1153 годы) и Алек­сандр III на­ча­ли рас­смат­ри­вать по­доб­ные де­ла при уча­стии кол­ле­гии кар­ди­на­лов. Ис­сле­до­ва­ния жиз­ни и чу­дес кан­ди­да­тов ста­ли про­во­дить­ся на мес­тах ко­мис­сия­ми, чле­ны ко­то­рых на­зна­ча­лись епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми и ут­вер­жда­лись па­пой или на­зна­ча­лись по­след­ним. В по­сла­нии к ко­ро­лю Шве­ции Кну­ту I от 06.07.1170 года Алек­сандр III про­воз­гла­сил, что па­пы об­ла­да­ют пре­ро­га­ти­вой на канонизацию. Со­от­вет­ст­вую­щий фраг­мент из это­го по­сла­ния (Audi­vi­mus) был вклю­чён в дек­ре­та­лии па­пы Гри­го­рия IX, об­на­ро­до­ван­ные 05.09.1234 года. Ещё рань­ше, в 1215 году, 4-й Ла­те­ран­ский со­бор 62-м пра­ви­лом под­твер­дил ис­клю­чи­тель­ное пра­во пап на канонизацию (Conciliorum oecu­menicorum decreta / Ed. J. Alberigo. Bologna, 1973. P. 263–264).

С XIII века про­цесс канонизации на­чи­нал­ся, ко­гда в Ри­ме ста­но­ви­лось из­вест­но о на­родном по­чи­та­нии умер­ше­го под­виж­ни­ка. Па­па на­зна­чал ко­мис­сию для изу­че­ния его жиз­ни и чу­дес. Ко­мис­сия со­об­ща­ла свои вы­во­ды кол­ле­гии из 3 кар­ди­на­лов, ко­то­рая за­тем пред­став­ля­ла док­лад па­пе для при­ня­тия окон­чательного ре­ше­ния. Па­па Сикст V пе­ре­дал де­ла о канонизации в Кон­гре­га­цию об­ря­дов, соз­дан­ную со­глас­но пап­ской кон­сти­ту­ции «Immensa aeterni Dei» (22.01.1588 года). Па­па Ур­бан VIII (1623-1644 годы) ко­ди­фи­ци­ро­вал 12.03.1642 года нор­мы о канонизации: ввёл чёт­кое раз­ли­чие ме­ж­ду беа­ти­фи­ка­ци­ей и канонизацией в уз­ком смыс­ле и по­ста­но­вил, что де­ло о канонизации сле­ду­ет на­чи­нать не ра­нее чем че­рез 50 лет по­сле смер­ти под­виж­ни­ка. В сочинении «De servorum Dei beatifi­ca­tione et Beatorum canonisatione» («О беа­ти­фи­ка­ции слуг Бо­жи­их и ка­но­ни­за­ции бла­жен­ных», т. 1-4, 1734-1738 годы) бу­ду­ще­го па­пы Бе­не­дик­та XIV (1740-1758 годы) де­таль­но опи­са­ны про­це­ду­ры беа­ти­фи­ка­ции и соб­ст­вен­но канонизации. В 1913 году на­ча­лось ре­фор­ми­ро­ва­ние по­ряд­ка канонизации, свя­зан­ное с по­сте­пен­ным вы­де­ле­ни­ем из со­ста­ва Кон­гре­га­ции об­ря­дов спе­ци­аль­но­го ор­га­на по канонизации. В со­от­вет­ст­вии с апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Sacra Rituum Con­gre­ga­tio» па­пы Пав­ла VI 08.05.1969 года бы­ла соз­да­на Кон­гре­га­ция по де­лам свя­тых. Па­па Ио­анн Па­вел II в апо­столь­ском по­сла­нии «Di­vinus perfectionis magister» (25.01.1983 года) из­ло­жил но­вые нор­мы в ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти этой Кон­гре­га­ции и в про­це­ду­ре рас­смот­ре­ния дел. Кон­гре­га­ция из­да­ла 07.02.1983 года пра­ви­ла про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний по де­лам о канонизации (Normae ser­vandae in inquisitionibus). К этим ак­там от­сы­ла­ет ка­нон 1403 года Ко­дек­са ка­но­нического пра­ва 1983 года, со­глас­но ко­то­ро­му де­ла по канонизации рас­смат­ри­ва­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с осо­бым за­ко­ном. Ра­нее нор­мы о канонизации вхо­ди­ли в Ко­декс 1917 года (can. 1199–2141).

Современный про­цесс канонизации име­ет 2 ста­дии: епар­хи­аль­ную и рим­скую (апо­столь­скую). Фак­тическим ос­но­ва­ни­ем для его на­ча­ла яв­ля­ет­ся сти­хий­но воз­ник­шая и ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шая­ся из­вест­ность умер­ше­го в ка­че­ст­ве под­виж­ни­ка. Лю­бой ка­то­лик впра­ве воз­бу­дить де­ло о канонизации. Де­ло рас­смат­ри­ва­ет­ся епи­ско­пом той епар­хии, где умер под­виж­ник. Де­ла де­лят­ся на «со­вре­мен­ные» (ко­гда име­ют­ся сви­де­те­ли-оче­вид­цы под­ви­гов кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты не ра­нее чем че­рез 5 лет по­сле его смер­ти) и «древ­ние», или «ис­то­ри­че­ские» (име­ют­ся толь­ко письменные ис­точ­ни­ки о жиз­ни кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты в лю­бое вре­мя). По­сле рас­смот­ре­ния де­ла в специальном три­бу­на­ле под пред­се­да­тель­ст­вом епи­ско­па ма­те­риа­лы пе­ре­да­ют­ся в Кон­гре­га­цию по де­лам свя­тых, ко­то­рая пред­став­ля­ет свои вы­во­ды па­пе. В слу­чае со­гла­сия па­па из­да­ёт дек­рет о му­че­ни­че­ст­ве или о доб­ро­де­тель­но­сти кан­ди­да­та. Для му­че­ни­ков этот дек­рет рав­но­си­лен беа­ти­фи­ка­ции. Ус­ло­ви­ем беа­ти­фи­ка­ции не­му­че­ни­ка яв­ля­ет­ся свер­шив­шее­ся чу­до. Для канонизации беа­ти­фи­ци­ро­ван­но­го под­виж­ни­ка не­об­хо­ди­мо, что­бы по­сле беа­ти­фи­ка­ции про­изош­ло ещё од­но чу­до.

Ис­точники:

Lambertini P. De servorum Dei bea­tificatione et beatorum canonisatione… Bo­l­o­g­niae, 1734–1738. Vol. 1–4;

Divinus per­fec­tionis magister // Acta Apostolicae Sedis. 1983. Vol. 75. P. 349–355;

№18 (771) / 7 мая ‘14

Молитва

5 мая Православная Церковь вспоминает перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115 гг.)

Историческая справка: Князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью, младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Когда последовала кончина князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя Великим князем Киевским.

Святой Борис в это время возвращался из похода. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Однако Святополк, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя Святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб, глубоко скорбя, предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам» (Римл. 12, 19).

Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Молитва ко святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послу жившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденных от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.