Катакомбная церковь

Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:

– Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия, с новым официальным названием «Русская Православная Церковь», а не «Российская»);
– Катакомбная церковь в СССР;
– Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила основную часть эмиграции.

Большинство новомучеников не признавали официальную церковь (Московскую патриархию), многие их них приняли мученическую кончину именно за это. Что не помешало Московской патриархии их позже канонизировать и представить «своими».

В 2007 году РПЦ МП смогла поглотить значительную часть Зарубежной церкви, но многие монастыри и приходы этого не признали. В России получилось как бы два православия:

– Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);
– Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).

Ко второй группе относится наш приход.

Далее подробное объяснение для тех, кому требуется подробное объяснение

1. На протяжении всей своей истории, а особенно в 1940-80-е гг., РПЦЗ подчеркивала свое духовное и каноническое единство с Катакомбной (Истинно-Православной) Церковью в России, а не с «восстановленной» в 1943 г. Сталиным на новых началах Московской патриархией. Окончательно эта позиция сложилась в РПЦЗ при святом Митрополите Филарете (Вознесенском), который прервал любое общение с экуменическими церквами «мирового православия», признал Истинно-Православную Церковь Греции и вступил с нею в общение, а также провозгласил анафему ереси экуменизма в 1983 г. Катакомбные священники в России, со своей стороны, также признавали Священноначалие РПЦЗ законным и единомысленным с собою; нередко, в случае утраты связи с истинно-православным епископом на родине, они начинали поминать на своих богослужениях первоиерарха РПЦЗ. В 1975 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял под свой омофор 14 катакомбных священников в России, а в 1982 г. тайно рукоположил для них епископа Лазаря (Журбенко).

2. В 1989-90 гг., в период распада СССР, появилась возможность открытия легальных истинно-православных приходов на территории России. Архиерейский Собор РПЦЗ принял в мае 1990 г. Положение о Российской Православной Свободной Церкви, признав, с одной стороны, что Россия не является для РПЦЗ «чужой канонической территорией», а с другой стороны, приняв особое название для Церкви в России и выразив надежду на постепенное восстановление ее иерархии и Высшего церковного управления. Согласно Положению о РПЦЗ, основанному, в свою очередь, на Постановлении Св. Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета от 7/20 ноября 1920 г. (за № 362), РПЦЗ являлась временным объединением русских православных епископов, епархий и общин, самоуправляющимся на соборных началах вплоть до падения безбожной власти в России и восстановления законных центральных органов церковной власти (в первую очередь – Всероссийского Поместного Собора, не созывавшегося после 1918 г.). Законные органы Высшей церковной власти в Российской Церкви прекратили свою деятельность в 1921-25 гг. и до сих пор не восстановлены в порядке, предусмотренном канонами и решениями Поместного Собора.

3. После периода активного роста числа легальных приходов Российской Православной Свободной Церкви (в единстве с РПЦЗ) в 1990-91 гг., Московская патриархия, опираясь на поддержку своих союзников во властных структурах, начала активную деятельность по «ликвидации конкурента». С одной стороны, проводились силовые акции по изгнанию верующих РПСЦ из храмов и репрессии в их отношении; с другой стороны, развернулась информационная война с целью компрометации РПЦЗ/РПСЦ и поддержки внутренних конфликтов в этой Церкви. В рамках этой кампании развивалась деятельность епископа Варнавы (Прокофьева), представлявшего в Москве Синод РПЦЗ и организовавшего при своем представительстве штаб военизированной организации «Память». Епископ Варнава неканонически вмешивался в дела епархий Российской Православной Свободной Церкви, поддерживая запрещенных в служении клириков и «переманивая» под свой омофор приходы. В то же самое время Берлинский архиепископ Марк (Арндт) начал свою деятельность по «сближению» РПЦЗ с Московской патриархией ценой отказа от приходов под омофором РПЦЗ в России. Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием противоречиво реагировал на деятельность епископа Варнавы и архиепископа Марка, то поощряя, то наказывая их. В конце концов, в 1993 г. Синод без каких-либо законных оснований «уволил на покой» иерархов РПСЦ – архиепископа Лазаря и епископа Валентина, под омофором которых находилось большинство российских приходов.

4. Не признав своего незаконного «увольнения», архиепископ Лазарь объявил в 1993 г. о переходе на самоуправления в порядке, предусмотренном упомянутым выше Постановлением № 362, и ссылаясь на свою Ставленническую Грамату 1982 г., где было указано, что он поставляется епископом российских катакомб, а не РПЦЗ. Архиепископ Лазарь усвоил своей епархии наименование Русской Истинно-Православной Церкви. В марте 1994 г., вместе с епископом Суздальским Валентином, также незаконно «уволенным на покой», архиепископ Лазарь создал Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) РПСЦ как временное объединение епископов, оказавшихся в одинаковых условиях, предусмотренное Постановлением № 362. Иерархи ВВЦУ совершили хиротонии трех новых епископов, один из которых (епископ Агафангел (Пашковский)) позднее был официально признан в своем архиерейском сане Синодом РПЦЗ. ВВЦУ заявило о сохранении молитвенного общения с РПЦЗ, восстановив, вместе с тем, административное самоуправление Церкви в России. Одним из важных элементов дезорганизации церковной жизни в России, внесенных Синодом РПЦЗ и подтолкнувших РПСЦ к административному самоуправлению, были постоянные проволочки Синода с предоставлением епархиям и приходам в России документов, подтверждающих из вхождение в РПЦЗ, что вело к потере регистрации, прав юридического лица и зданий храмов. Вместе с тем, создание ВВЦУ в 1994 г. совпало с принятием РПЦЗ экклезиологии греческого митрополита Киприана (Куцумбаса), который учил, что в единой Православной Церкви сосуществуют «больные в вере» (еретики) и «здоровые в вере» (истинно-православные) члены – до тех пор, пока Вселенский Собор не отсечет «больных». Постепенно большинство «осколков» РПЦЗ признало это учение еретическим и анафематствовало его как «ересь киприанизма», которая, по сути, является разновидностью ереси экуменизма.

5. Создание ВВЦУ РПСЦ поддержал наиболее авторитетный канонист и «теоретик» РПЦЗ епископ Григорий (Граббе), управлявший Синодальной канцелярией около 55 лет при Митрополитах Антонии, Анастасии и Филарете. В мае 1995 г., за несколько месяцев до своей праведной кончины, он приехал в Суздаль, причастился с иерархами ВВЦУ и подтвердил полную законность этого органа церковной власти, а также наличие догматического препятствия для общения с Синодом РПЦЗ – в виде принятого последним киприанизма. Примечательно, что сам автор учения предлагал его лишь в качестве «тезисов», в то время как Синод РПЦЗ придал ему статус своей «официальной экклезиологии». В декабре 1994 г. ВВЦУ предприняло попытку на основе компромисса восстановить отношения с Синодом РПЦЗ, но эта попытка была безуспешной. В мае 1995 г., в связи с переходом архиепископа Лазаря в РПЦЗ, ВВЦУ возглавил архиепископ Валентин, а еще спустя год оно было переименовано в Архиерейский Синод РПСЦ. В процессе перерегистрации всех религиозных организаций России, предусмотренной законом 1997 г., РПСЦ по инициативе министерства юстиции РФ была переименована в Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ) – чтобы избежать совпадения ее аббревиатуры с Русской православной старообрядческой церковью.

6. Безусловным доводом в пользу самостоятельности РПАЦ от РПЦЗ служит то, что по канонам церковное управление устроено
территориально. Поэтому РПЦЗ не имеет на территории России никаких канонических прав, что закреплено и ее собственным Положением. Рукополагая епископов для России в 1982-91 гг., РПЦЗ вышла за пределы собственной канонической юрисдикции. Такие рукоположения могут быть оправданы лишь как помощь Церкви в России в восстановлении ее утраченной в результате гонений иерархии, но эти рукоположения не наделяли РПЦЗ некими новыми властными полномочиями на территории России. Иными словами, эти рукоположения подобны тому, как в 1960-70-е гг. РПЦЗ помогла в восстановлении иерархии ИПЦ Греции, не претендуя при этом на управление Греческой Церковью. Епископы в России добровольно признали над собою в начале 1990-х власть РПЦЗ, однако эта их позиция не соответствовала требованиям канонов. Поэтому события 1993-94 гг. необходимо считать восстановлением канонического порядка в Российской Церкви. Таким образом, нет оснований налагать за это на российских епископов канонические прещения – напротив, такие основания возникали бы в случае их подчинения Синоду РПЦЗ.

7. В 2005 г. первоиерарх РПАЦ Митрополит Валентин подверг необоснованным каноническим прещениям своего клирика игумена Григория (Лурье). Эти прещения были необоснованны потому, что, во-первых, Митрополит приписал о. Григорию ересь, которой игумен никогда не исповедовал (обожествление букв и звуков Имени Божия), а во-вторых, не исполнил предписанную канонами процедуру церковного суда над клириком. Епископат РПАЦ не сформировал предусмотренного канонами церковного суда, чем не выполнил свои обязанности и лишил себя возможности осуществлять законный церковный суд. Митрополит Валентин выступил в одном лице истцом и судьей. Тем не менее, поскольку РПАЦ не является частной собственностью Митрополита, игумен Григорий и его единомышленники не покинули эту Церковь и не стали создавать новую юрисдикцию, а лишь временно перешли под омофор епископа Челябинского РПАЦ Севастиана (Жаткова), который в 2008 г., в сослужении епископа РПАЦ Амвросия (Епифанова), рукоположил игумена Григория во епископа Петроградского и Гдовского. Три иерарха создали совещательный орган без административных полномочий внутри РПАЦ – Архиерейское совещание. Поскольку они вынуждены были действовать независимо от Суздальского Синода, Архиерейское совещание иногда рассматривается внешними наблюдателями как самостоятельная юрисдикция, в то время как сами члены совещания считают себя органической частью РПАЦ и надеются, что со временем их отношения с остальной частью РПАЦ будут урегулированы. Несмотря на внутрицерковную полемику, миряне РПАЦ на протяжении всех последних лет практически беспрепятственно причащались в храмах как Суздальского Синода, так и Архиерейского совещания РПАЦ.

8. В 2016 году архиерейское совещание РПАЦ вступило в общение с РосПЦ(Д). Сейчас в Архиерейское совещание РПАЦ входят три иерарха: епископ Петроградский и Гдовский Григорий, епископ Челябинский Севастиан и епископ Калужский и Обнинский Игнатий. В общении с ними находятся три епископа РосПЦ(Д) и епископ Иов Луцкий и Ровенский.
Исповедание веры нашей Церкви

Договор

о благотворительном пожертвовании

(публичная оферта)

г. Москва 1 апреля 2017 г.

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице Исполнительного директора Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает физическим лицам или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:

1.Общие положения о публичной оферте

1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.

1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.

1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www.memo.ru , именуемом в дальнейшем «Сайт».

1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.

1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.

1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.

1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.

2.Предмет договора

2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.

2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

3.Деятельность Благополучателя

3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::

— содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;

— формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;

— восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;

— выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;

— содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.

3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www.memo.ru и в других открытых источниках.

4. Заключение договора

4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.

4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.

4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.

5. Внесение пожертвования

5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www.memo.ru на условиях настоящего Договора.

5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».

6. Права и обязанности сторон

6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.

6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.

6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.

6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.

6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.

6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.

6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

7.Прочие условия

7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

8.Реквизиты сторон

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: nipc@memo.ru
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225

Русская истинно-православная церковь (РИПЦ), раскольническая организация, т.н. «лазаревская» ветвь Российской православной катакомбной церкви (РПКЦ).

  • Адрес: Украина, г. Одесса, пер. Удельный, 1, Собор прав. Иоанна Кронштадтского
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Своими корнями РИПЦ восходит к «андреевской» катакомбной юрисдикции, сформированной из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В 1981 г. скончался «андреевский» еп. Уфимский Владимир (Штромберг), и «андреевцы» обратились к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о помощи в восстановлении епископства. Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерея Владимира Прокофьева (в мон. Варнавы), настоятеля собора в Каннах (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР «дабы урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России». Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 10 мая 1982 г.

Еп. Варнава (Прокофьев) во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

«Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» юрисдикция, входившая в состав РПЦЗ, пребывала на нелегальном положении. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, 25 июля того же года на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ состоялась легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко).

Начиная с 1989 г. нередкими стали случаи перехода российских приходов РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ, причем многие из этих приходов оставались в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялись архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Священноначалем РПЦЗ на базе этих приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП суздальский архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно и привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви РКЦ с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством РПСЦ. Епископ Лазарь (Журбенко) демонстративно игнорировал архимандрита Валентина (Русанцова), не упуская возможности высказать свое несогласие с российской церковной политикой РПЦЗ.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен первоиерархом РПСЦ. Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991 г. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Первое отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1993-1994 гг.)

Интенсивное развитие «Российской Православной Свободной Церкви» привело к тому, что в 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в Россию был командирован епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Основной целью его приезда была организация Московского Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви, которое представлялось как высший орган церковной административной власти в России. Целый ряд просчетов со стороны еп. Варнавы (сотрудничество с обществом «Память», поддержка украинских раскольников Киевского Патриархата и др.), а также личные властные амбиции привели к открытому конфликту архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова) с главой Синодального подворья.

В начале 1993 г. еп. Варнава (Прокофьев) убедил Архиерейский Синод РПЦЗ почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать закулисной победы епископа Варнавы и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения РПЦЗ при номинальном сохранении с ней евхаристического общения.

Летом 1993 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение отозвать епископа Каннского Варнаву (Прокофьева), а на освободившуюся должность Синодального Представителя были назначены сразу два человека — протоиерей Константин Федоров из США и священник Симеон Донсков из Бельгии. В описываемый период единственным иерархом РПЦЗ, совершавшим служение в России и не находившимся под прещением был епископ Черноморский Вениамин (Русаленко).

Архиеп. Тамбовский Лазарь (Журбенко) и еп. Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г. попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян «Российской Православной Свободной Церкви», на котором было провозглашено образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ), которое рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Лазарь, а Заместителем Председателя стал епископ Валентин, возведенный в сан архиепископа.

Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии епископ Сухумский Серафим (Зинченко), епископ Тульский и Брянский Арсений (Тихомиров-Киселев) и епископ Казанский и Марийский Александр. Примечательно, что первый из новорукоположенных являлся ставленником архиеп. Лазаря, а четверо других были представлены к рукоположению архиеп. Валентином.

В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на отрицавшего легитимность ВВЦУ РПСЦ российского архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В декабре 1994 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви. Согласно условиям примирения упразднялись как ВВЦУ РПСЦ, так и должность Представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России. Кроме того, многие решения ВВЦУ РПСЦ признавались недействительными. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул архиепископа и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.)

В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри «Архиерейского Совещания», стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.

К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский.

В юрисдикции РПЦЗ

Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено «Архиерейское Совещание Российских Пресвященных», главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский). Функция осуществления связи между «Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных» и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову), викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции РПЦЗ. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ). В том же году митрополит Виталий (Устинов), первоиерарх РПЦЗ, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот.

В конце 2001 года РПЦЗ раскололась на две части — РПЦЗ юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) и РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ(В). Несогласованность новых архиерейских поставлений РПЦЗ(В) с архиеп. Лазарем и еп. Вениамином побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ(В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных». Митр. Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ. (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах РИПЦ было восстановлено поминовение имени митрополита Виталия.

Образование Синода «Русской Истинно-Православной Церкви» и отделение РИПЦ от РПЦЗ(В)

С 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев «Русской Истинно-Православной Церкви» и последующего преобразования «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» в Архиерейский Синод РИПЦ.

В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ(В), ни с митр. Виталием (Устиновым), что породило новое обострение во взаимоотношениях «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» с Синодом РПЦЗ(В).

Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и архиепископом Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ(В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени первоиерарха РПЦЗ(В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа заместителя первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископа Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого первоиерарха.

Имея целью создание альтернативы «Русской Истинно-Православной Церкви» и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ(В), фактически управляемый заместителем первоиерарха архиепископом Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей), епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров).

5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ(В):

«Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей».

Совещанием было принято решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платформе абсолютной независимости. В этой связи «Архиерейское Совещание Российских Преосвященных» было преобразовано в Архиерейский Синод «Русской Истинно-Православной Церкви», во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев.

30 июня 2005 года архиеп. Лазарь (Журбенко) скончался, и 7 июля новым предстоятелем РИПЦ был избран епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство архиепископа.

В 2006 г. заместитель первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической РПЦЗ и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав Русской Истинно-Православной Церкви.

В 2007 г. к РИПЦ присоединилось большое количество заграничных приходов РПЦЗ, не согласных с восстановлением канонического общения с Московским Патриархатом.

С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ на вступление в юрисдикцию РИПЦ.

Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки (временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ(Л), в единую Североамериканскую епархию. Правящим архиереем новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который 18 декабря 2007 г. был хиротонисан во епископа Трентонского и Североамериканского.

Предстоятели

  • Лазарь (Журбенко) (1982 — 30 июня 2005)
  • Тихон (Пасечник) (с 7 июля 2005)

Использованные материалы

  • Александр Валерьевич Слесарев. Материалы по истории РИПЦ на сайте Антираскол