Католическая икона

История строительства

Десять лет пришлось ждать томским католикам, прежде чем власти дали согласие. Именно в этот период после польских восстаний Томский край наполнился ссыльными поляками и литовцами, которые сами изъявили желание строить так необходимый им храм. И в 1830 году настоятель католической общины Ремигий Апанасевич начинает заниматься сбором средств на строительство. Он продает все свое имущество, на вырученные средства покупает две телеги и две лошади и начинает объезжать приход. В качестве пожертвований принимались не только деньги, но и продукты, и одежда для строителей. Автором проекта храма стал томский поручик и архитектор Федор Логинов. Он применил так называемый провинциальный классицистический стиль. И новое строение гармонично вписалось в череду построек центра города. Освящал новый храм 1 октября 1833 года все тот же Ремигий Апанасевич, а первую литургию здесь он провел в День Девы Марии Святого Розария. Обстановка костела была очень простой и лаконичной, разве что приковывала взгляды прихожан огромная копия иконы Преображение Господне. Первый орган в храм купили лишь спустя 29 лет после открытия, в 1962 году.

Еще через некоторое время по проекту архитектора Фадеева взамен обветшавшей деревянной возвели каменную звонницу. По задумке автора она совмещала в себе и ворота, и колокольню. Существует романтическая версия, что на самом деле проект этот принадлежал ссыльному декабристу Гавриилу Батенькову. Так ли это, доподлинно неизвестно, но история эта спасла храм от разрушения в советский период. Известное имя декабриста послужило своеобразным щитом — местные власти не решились снести здание, которое могло быть спроектировано борцом с царским режимом. Храмовый комплекс постепенно разрастался. Во второй половине XIX века было основано католическое благотворительное общество. Эрнест Табненский спроектировал для него здания двух приютов: приют для старцев и приют для детей-сирот — они расположились рядом с храмом. Там же выстроили и дом для монахов.

Католический приход Томска имел и свое кладбище, насчитывающее около 5 000 захоронений. Оно было закрыто как переполненное в 1939 году. В годы войны на его территории размещался эвакуированный завод, а в 1951 году остатки кладбища попросту снесли, вместе со всеми гротами, надгробиями, некрополями и памятниками. Сейчас о бывшем погосте напоминает лишь памятная плита с мемориальной надписью на польском языке. После 1917 года храм Покрова Пресвятой Богородицы был открыт еще двадцать лет. Он продержался дольше остальных католических храмов Томской области. Но чуда не произошло: в 1937 году закрыли и его, а имущество сожгли и разграбили.

Из воспоминаний очевидицы закрытия храма Покрова Пресвятой Богородицы в Томске: «Люди просто собирались на службу, кто-то приходил с соседних улиц, кто-то приезжал из деревень на телегах. Когда уже довольно много человек подтянулось к храму, их встретил настоятель и сказал, чтобы никто внутрь не заходил, как бы больно ни было. Он сказал, что мы увидим неприятные зрелища, но чтобы не вмешивались, а лучше разворачивались и уезжали домой. Но некоторые не послушались его, остались и наблюдали из-за забора, что творится. Солдаты-красноштанники вошли в храм и начали через центральные двери выбрасывать из храма все убранство. И скамейки, и иконы, и образы. Потом все подожгли. То, что не горело — гипсовые скульптуры, — разбивали. И храм был брошен. Люди рассказывали, что после того, как храм осквернили, они вернулись сюда и стали вытаскивать из костра то, что осталось. Уносили это домой как реликвии. Одна женщина нашла фигурку Девы Марии, у нее были, как у человека, штыками выколоты глаза. Она все склеила и потом молилась перед этой фигурой».

Храм сегодня

В советское время в здании храма в разные годы помещался то клуб, то овощебаза, то клуб ДОСААФ. В 1980-м здесь был открыт планетарий. Но прихожане стали пытаться возвратить храм католической церкви сразу после смерти Сталина. Было написано множество заявлений в верховные и местные органы власти с просьбой вернуть храм и разрешить приезд католического священника. И только через 37 лет борьбы, в 1990 году, храм был возвращен верующим. А по окончании ремонта, в октябре 1991-го, он вновь был освящен — епископом Иосифом. После восстановления общины и возвращения храма в Томск приезжают на служение монашеские ордена, такие, как сестры-миссионерки Божественной Любви. Сегодня приют святого Иосифа сестер Матери Терезы размещается в своем историческом здании. Летом 2010 года епископ Иосиф Верт освятил строительную площадку для возведения нового корпуса католической гимназии, которая в 2008 году отметила свое 10-летие. Сейчас в Томске около 15 000 людей, которые считают себя католиками, приход храма составляет примерно 500 человек. Для них проводятся четыре воскресные службы.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Томске находятся мощи монахинь грекокатолической церкви — блаженных сестер Олимпии и Лаврентии. Во время гонения грекокатолической церкви на Украине сестры ордена Святого Иосифа были сосланы в местечко Харск, в трехстах километрах от Томска. Местный климат, отсутствие лечения, тяжелые условия быта и плохое питание привели к быстрой гибели сестер. Одна за другой они умерли в 1952 году и были похоронены на местном кладбище. В 2000-м папа Иоанн Павел посетил Украину и во время визита причислил сестер к лику блаженных.

Тогда начались поиски могил в Харске. Сейчас эта деревня нежилая, кладбище в сильном запустении. Захоронение сестер было найдено по огромному католическому кресту, который всегда смущал местных жителей. Через некоторое время было получено разрешение на эксгумацию, которая окончательно подтвердила подлинность могил. Над ними поставили памятник, и начались паломничества, которые всегда венчаются чудом.

Вы не видите иконы на этом фото — ?
А она там есть.
Это старинный готический алтарь в соборе свт. Николая в Брюсселе.
Икона — слева на мольберте…
IMG_4601
IMG_4599
Обратите внимание — алтарь сделан превосходным мастером — тонкая изысканная резьба, классика стиля.
А икона — примитивная «краснушка», работа деревенского богомаза.
Это сопоставление уровней мастерства очевидно не случайно.
Это результат деятельности куратора — «инспектора по art sacré».
Вот еще один алтарь в древнем соборе Брюсселя.
Вы опять не видите икону? А она там есть…
IMG_4485
IMG_4483
Точно та же картина в храмах Парижа (исторических, относящихся к списку наследия) .
Вы здесь увидели иконы?
IMG_0952
И примитивное качество исполнения этих икон опять же резко контрастирует со строгими изысканными деталями интерьера.
IMG_0951
Различия и особенности почитания икон у католиков и православных были издавна. Принято считать, что католическая Церковь икон не признает. Но это не совсем точно. В народе почитание священных изображений всегда было и у католиков.
Например в XIX веке в тех же храмах Парижа часто можно было увидеть иконы «греческого письма».
Их почитание было не меньше, чем у православных. Но священноначалие в некотором смысле боролось за чистоту почитания — к иконам был затруднен доступ «дабы не осквернить святыню» — устанавливались они высоко и за оградой. Приложиться к иконе было невозможно, но молиться — пожалуйста.
И свечи, и множество вотивных табличек вокруг чтимой иконы говорят о том, что молитвы прихожан-католиков были услышаны.
1764
1762
Этот же образ Богоматери Страстной почитался в XIX веке и в Бельгии.
Поставлялся так же на высоте — рукой не дотянуться…
А свечи перед этой иконой зажигаются и сегодня.
IMG_4496
IMG_4497
Почитание икон в католической церкви было и есть.
Тогда какой же смысл вкладывается современными кураторами, ставящими иконы (именно «иконного письма») -вниз у престола в алтаре?
IMG_0944
IMG_1691
2970

Tags: Иконы, Франция, арткритика