Католическое богословие

Католическая церковь

Организация католической церкви

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. В 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Однако в настоящее время в официальной номенклатуре слово «папа» не употребляется. Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик или верховный жрец), заимствованное из древнеримской религии. Это название отражает две основные функции папы: он является епископом Рима и одновременно главой католической церкви. Согласно тезису об апостольском наследии епископ Рима унаследовал все атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов. Как Петр был главой церкви, так и его преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Этот тезис нашел окончательное выражение в принятом на Ватиканском соборе (1870) догмате о верховенстве папы.

Первых епископов Рима утверждал народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвяшался в епископы. В V в. начинается процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые становятся прерогативой духовенства. Одобрение же избранного кандидата народом превратилось в чистую формальность. Однако еще долгое время на избрание папы оказывала влияние верховная светская власть. В 1059 г. папа Лев IX превратил избрание пап в дело только кардиналов. Раньше кардиналами назывались священники и диаконы приходских церквей, а в XI в. так стали именовать епископов римской церковной области. В последующие годы титул кардинала присваивали и другим церковным иерархам, однако с XIII в. он становится более высоким, чем титул епископа.

С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных совещаний. На время проведения выборов кардинальскую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (отсюда происходит название конклав — лат. «под ключом»), кардиналы обязаны были быстро завершить выборы нового папы, в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. Было введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Избирательные бюллетени предписано было сжигать в специальной печке. Если выборы не состоялись, то к бюллетеням подмешивали влажную солому и черный цвет дыма извещал собравшихся перед собором об отрицательном результате голосования. В случае избрания к бюллетеням подмешивали сухую солому. Белый цвет дыма говорил о том, что новый папа избран. После избрания глава кардинальской коллегии убеждался в том, что избранный согласен занять трон, а затем ему присваивали новое имя согласно его желанию.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских властей Рима на Капитолии. Кроме курии, в настоящее время существует два совещательных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора в 1970 г.

Официальные документы, принимаемые папой, называются конституциями или буллами. Ко второй группе документов относят бреве или постановления частного характера. Важнейшие документы носят название «декреты». В 1740 г. появилась первая энциклика. Некоторые документы скрепляются специальной печатью, называемой «перстнем рыбака», так как на нем выгравирована фигура Петра-рыбака. Папа пользуется правом награждения рыцарскими орденами за заслуги перед церковью.

Папа является не только духовным наставником, но и руководителем города-государства Ватикан, которое возникло в 1929 г. в результате Лютеранских соглашений с правительством Муссолини. Цель церковного государства заключается в обеспечении независимости папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственном его сношении с епископами и верующими всего мира. Территория Ватикана составляет 44 га и находится в Риме. Ватикан обладает символами политического суверенитета — флагом и гимном, жандармерией, финансовыми органами, средствами связи и массовой информации.

Современное состояние католической церкви

Современная католическая церковь в своем строении и управлении имеет отчетливый юридический характер. Нормой регулирования всех церковных дел является Кодекс канонического права, который содержит свод всех древних церковных постановлений и последовавших за ними нововведений.

Иерархия в католической церкви

В католической церкви сложилась строгая централизация духовенства. На вершине иерархической пирамиды стоит папа как источник всей духовной власти. Он носит титул «епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик Вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикана, раб рабов Божиих. Папа избирается пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов — конклавом. Избрание может быть произведено единогласно и устно; путем компромисса, когда право избрания передается письменно участникам конклава — семи, пяти или трем кардиналам, а последние должны прийти к единогласному мнению. Обычно выборы проводятся посредством тайного голосования по подготовленным бюллетеням. Избранным считается набравший две трети плюс один голос. Избранный на престол может и отказаться от власти. Если избрание им принимается, то с балкона св. Петра новый папа дает благословение Городу и Миру.

Папа имеет неограниченную власть. Он назначает высших церковных иерархов. Назначение кардиналов папа согласует с консисторией — собранием коллегии кардиналов. Папа выполняет также функцию суверена государства-города Ватикана. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 странами и представлен в ООН. Общее руководство осуществляет римская курия — совокупность находящихся в Риме центральных учреждений, органов управления церковью и государством Ватикан. По Апостольской конституции «Pastor bonus», вступившей в силу в 1989 г., в качестве важнейших учреждений определяется Государственный секретариат, 9 конгрегаций, 12 советов, 3 трибунала, 3 канцелярии. Кардиналу, Государственному секретарю, подчиняются папские посланники, в том числе нунции (от лат. — «вестник») — постоянные представители папы при правительствах иностранных государств. Все священники страны, куда направлен нунций, кроме кардиналов, подконтрольны ему, все церкви должны быть открыты для него. В состав римской курии введен новый совещательный орган — синод епископов, в него конференции национальных епископатов делегируют своих представителей.

В последнее время расширяются и укрепляются права мирян в церкви. Они привлекаются к деятельности коллективных органов управления, к евхаристическому служению, распоряжению финансами церкви. В приходах практикуется разносторонняя культурно- просветительская деятельность, создаются кружки и клубы.

Деятельность католической церкви

В католической церкви существует множество организаций, не имеющих официального характера. Их деятельность определяется личностью руководителя. Это может быть чтение и изучение Библии, а может быть деятельность мистического характера. К такого рода организациям относятся «Эмманюэль», «Община блаженства», «Рыцари Колумба» и др.

Еще с эпохи Средневековья большое значение католическая церковь придавала миссионерской деятельности. В настоящее время большинство католиков живет в странах «третьего мира». Церковь включает в богослужение элементы распространенного в этих странах культа предков и отказывается рассматривать это как идолопоклонство, как это было ранее.

Важные позиции в католической церкви занимает монашество, организованное в ордена и конгрегации, подчиняющиеся папе. Ордена разделяются на «созерцательные» и «деятельные» и живут по уставу, в котором молитва, богослужение сочетаются с физическим и умственным трудом. Уставы созерцательных орденов более строгие, требуют, чтобы монахи посвящали себя молитве, а работали только для поддержания жизни.

Членом ордена может быть любой католик с 15-летнего возраста, если этому нет канонических препятствий. После двухлетнего послушничества принимаются обеты — торжественные (монашествующими) или простые. Традиционно даются обеты бедности, целомудрия и послушания, а также обеты, предписанные правилами ордена. Торжественные обеты признаются вечными, для их снятия требуется позволение папы. Миряне, члены орденов, называются братьями, монашествующие священники — отцами. Женщины, давшие вечный обет, называются монахинями, прочие — сестрами. «Первые ордена» — мужские, «вторые ордена» — женские, «третьи ордена» состоят из мирян, которые стремятся к осуществлению идеалов данного ордена.

На II Ватиканском соборе начался процесс «аджарнаменто» — обновления, модернизации всех сторон жизни церкви, направленный на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям.

Значительное внимание Ватикан уделяет распространению и укреплению позиций католицизма в России. На территории Российской Федерации насчитывается более 2 млн католиков. В последнее время открываются все новые приходы. Существует официальный орган апостольской администрации в Москве, открываются католические учебные заведения. С начала 1990 г. стали проявлять активность монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, иезуитов. Появились католические монахини: кармелитки, паулинки и др. Руководство католической церкви в России доброжелательно относится к Русской православной церкви и готово сотрудничать с ней.

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Православные и католики: рана до сих пор не исцелена

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

Официальной философской доктриной католической церкви является учение Фомы Аквинского, приспособленное папством к современным условиям. Фома Аквинский был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета. Он оставил после себя большое литературное наследие, в котрое входят, прежде всего, комментарии на «Сентенции» Петра Ломбардского, к трудам Боэция, к «К книге о причинах» Прокла, к произведениям Аристотеля, труды под названием «Спорные вопросы», в которых рассматриваются различные философско- теологические проблемы. Самыми важными произведениями Аквинского можно считать два объемистых тома, которые подводят итог его творческой деятельности – «Сумма против язычников» (известная также под другим названием – «Сумма философии») и «Сумма теологи», оставшаяся неоконченной.

В основном все произведения Аквинского касаются философско-теологических вопросов и обходят естественно-научные темы. Изложение Фомой философско-теологического материала отличается исключительной логичностью. Каждая проблема начинается с постановки ряда аргументов в защиту того или иного положения, против которого он выступал. После чего следуют контраргументы. Затем идет основная часть, в которой излагается все, что следует сказать по данному вопросу. Завершается изложение опровержением противоположных аргументов.

Фома Аквинский стал известен как основатель томизма – одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей философско-теологической схоластики и ее обоснователем. В этом и состоит его огромнейшая заслуга в области философии религии.

В вопросе об отношении знания и веры, религии и философии – главной проблемы схоластической философии – Аквинату приходилось вырабатывать свою позицию в условиях уже имевшихся точек зрения, ведь кроме чисто религиозной позиции, рассматривающей веру выше всякого знания и отдававшей приоритет теологии перед философами, существовала концепция двойственной истины (теория двух истин), которая имела место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука – с другой, имеют разные предметы и методы исследования и в силу этого между ними нет противоречия. Оба варианта указывали на иррационалистический характер теологических размышлений.

Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые его предшественники-философы, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои знания в откровении, Священном Писании, то паука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же время в отношении предметов исследования наука и религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к другим методам исследования.

Аквинат полагал, что в теологии существуют истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут и обойтись без этого философского обоснования, но все- таки последнее больше укрепляет веру человека в эти истины. Еще Ансельм Кентерберийский (1033–1109) утверждал, что в философском, рациональном обосновании нуждаются все догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому Аквинат предлагает половинчатое решение данной проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры.

К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В то же время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным способом. К ним относятся: существование божества в трех лицах одновременно: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, возникновение мира во времени из ничего, первородный грех, вечное блаженство и наказание в раю и аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни рациональными, а, по его мнению, сверхразумны.

Таким образом, философия и теология – это две дисциплины, которые самостоятельны и не зависят друг от друга. При этом теология использует принципы философии для того, чтобы обосновать истины откровения и сделать их более близкими душе человека, поэтому «философия есть служанка теологии». Более того, Аквинат в своих рассуждениях заходит так далеко, что поднимает теологию выше всего остального над всей философией и обычной наукой только потому, что большинство догматов теологии, непознаваемые для человеческого ума, открыты для ума Божественного. Теология – это священное учение, это такая наука, которая основывается на свете откровения.

Учение о превосходстве веры над знанием доказывается Аквинатом не только логическими рассуждениями, по множеством примеров, свидетельствующих о чудесном проявлении Божественной воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных, о воскресении мертвых, о прозрении идиотов.

Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением Аквинского устранить противоречия между ними, которые возникают, по его мнению, в силу того, что ученые, стремясь к знанию, забывают о Боге, о Божественном откровении, и поэтому над ними господствуют ошибки чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как высшей мудростью, стремиться прежде всего к обоснованию всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры.

Свобода воли, согласно Аквинскому, дает возможность человеку сделать выбор между добрыми и злыми поступками: добрые поступки – это всегда такие действия, которые направляют его к Богу, злые поступки – это такие действия, которые ведут его от Бога. Зло – это лишь недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат, подобно Августину Блаженному, стремится снять с Бога ответственность за зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным поступкам его ум. Высшим же благом является познание Бога.

Средневековое римское католичество. На Западе древняя Римская империя постепенно, с VI по X в., завоевывалась язычниками. Ислам также значительно распространился на территориях, жители которых прежде были обращены в христианство. Арабы заняли Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет, Северную Африку и часть Испании. Англосаксы, захватившие Англию, стали новообращенными христианами, и целые племена обращались в эту веру вместе со своими вождями. К XIV в. большая часть Центральной и Западной Европы уже считалась христианской, и миссионеры распространяли веру в отдаленных районах Азии. Западная Европа раздробилась на феодальные королевства, и христианская церковь стала главной силой, объединявшей Европу. В это сумбурное время христианство держалось на своей централизованной организации и периодическом обновлении духовных источников через монашество и мистицизм.