Казанский монастырь Тамбов

Казанский монастырь Тамбова (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Казанский монастырь ТамбоваКазанский монастырь Тамбова en.wikipedia.org

Самая высокая колокольня в России находится в Казанском мужском монастыре в Тамбове. В конце 17 века эту обитель основал старец Иосиф. После указа императрицы Екатерины II в 1779 г. ее перестроили в камне и тут же организовали в ней местную духовную семинарию. Сразу после революции монастырь закрыли, его возрождение началось в 1992 г. и продолжается до сих пор. На территории — три храма, две часовни, колокольня, семинарские здания.

Высота пятиярусной колокольни — 107 м, по «росту» она уступает только шпилю Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Крест на нее водружали при помощи вертолета.

Что посмотреть

Казанский Богородичный монастырь украшает центр Тамбова ярким ансамблем в стиле барокко. Иоанно-Предтеченский храм красно-кирпичного цвета с белой отделкой имеет типичную форму креста — в его основе четверик на котором стоят 5 высоких восьмигранных барабанов с замысловатыми маковками. Внутри привлекает внимание темно-бордовый, отделанный золотом иконостас.

Семинарская библиотека в обители обладает уникальной коллекцией книг, состоящей из 50 тысяч экземпляров, среди которых старинные рукописные и особо ценные фолианты.

Небесно-голубой Казанский храм относится к семинарии, службы для прихожан тут проводят один раз в год. Он знаменит тем, что именно здесь стал иеромонахом великий русский святой Серафим Саровский. В нем находятся редкие для России фрески на библейские темы, созданные итальянскими художниками по особой технологии гризайль. В советские годы их безжалостно закрасили краской, но петербургские мастера сумели все восстановить.

Практическая информация

Адрес: Тамбов, ул. М. Горького, 3. Веб-сайт.

Как добраться: от ж/д вокзала полчаса пешком по ул. Интернациональная; на автобусах №№ 18, 32, 44, 45 или на троллейбусах №№ 3, 5 до ост. «Пл. Ленина», далее — 700 м пешком.

Службы проходят ежедневно в 7:00 и в 16:00.

С 1795 г. епископ Феофил воздвигал среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский и колокольню с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги.

Заботливостью епископа Ионы в начале XIX века в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов.

В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан., на церкви Казанской позолочены главы.

В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых.

А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 798.

«Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.

С возрождением Тамбовской епархии в 1758 г. епископ Пахомий (Симанский) избрал Казанский монастырь местом своего пребывания. Для архиерея построили деревянные покои с двумя флигелями, здание духовной консистории, были отлиты новые колокола, на колокольне поставлены часы, церкви вновь выкрашены, посадили два фруктовых сада. С утверждением в 1764 г монастырских штатов монастырь фактически был упразднен. В документах с этого времени он стал обозначаться чаще как архиерейский дом и управлялся непосредственно епископом, хотя монашеская община по-прежнему существовала и обитель официально носила прежнее свое название. Подлинное возрождение обители произошло при епископах Феодосии (Голосницком) и Феофиле (Раеве). И в большей степени монастырь своим благоустройством обязан епископу Феофилу. При нем заново отстроен архиерейский дом с домовой церковью, корпус для келий, здание консистории, и два храма (Казанский и Предтеченский). Сам монастырь обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. Все постройки теперь были каменные, что придало обители совершенно иной вид, преобразив её и сделав украшением города. Последующие архиерей также весьма много сделали для внешнего устройства монастыря. При епископе Ионе был украшен живописью Предтеченский храм. Епископ Арсений в 1836 г изыскал средства для надстройки ещё на один ярус колокольни и замене часов на ней. При епископе Палладии надстроен третьим этажом архиерейский дом, а в 1876 г. Предтеченский храм также надстроен на целый этаж.

В Казанском монастыре была сосредоточено вся административная жизнь епархии. Здесь вершился духовный суд, здесь рукополагали в священный сан и отбывали наказание провинившиеся клирики. Именно здесь был рукоположен во иеродиаконы прп. Серафим Саровский. В XIX в. монастырь стал своеобразной «кузницей кадров»: отсюда в другие монастыри епархии посылались монашествующие в качестве казначеев и настоятелей. В 1875 г. при монастыре было открыто Казанское – Богородичное миссионерское братство (с 1903 г. Серафимовское). Взявшееся организовывать и координировать всю миссионерскую работу в епархии. Со временем братство очень широко развернуло свою деятельность, открыв отделения почти во всех городах епархии. Плодом этой деятельности стало явное сокращение количества сектантов и раскольников в епархии. Казанскому монастырю принадлежало две дачи или как их неофициально называли скита. Один в 2-ух верстах от Тамбова с церковью в честь Сошествия Св. Духа, другой в 25 – ти верстах с церковью во имя св вмц. Пантелеимона. Едва ли Святодуховская дача была скитом в подлинном смысле этого слова. Она скорее являлась тем для чего создавалась – загородной резиденцией правящего архиерея. А вот Пантелеимовская дача или иначе называемая «Хутором трёх лощин» с конца XIX века действительно была своеобразным скитом. Само место это пользовалось большим уважением и привлекало массу паломников. Причиной тому стала хранящаяся в скиту чудотворная икона св. вмц. Пантелеимона.

Ранее хутор принадлежал отставному майору Александру Николаевичу Колтынянскому. В 1819 г. он был разжалован «за употребление партикулярных чинов в партикулярные работы». Разжалован совершенно несправедливо и хотя правда, в конце концов, восторжествовала, и в чине Александр Николаевич был восстановлен, но он всё же в 1826 г. вышел в отставку и поселился на хуторе, где и проживал до самой своей смерти. Чувствуя особую нужду в храме, и желая чаще бывать на богослужениях Колтынянский решил на свои средства на собственном хуторе построить церковь. В 1867 г. он за разрешением на это обратился к епископу Феодосию, но тот почему-то отказал. Однако Александр Николаевич был настойчив и в следующем, 1868 г., просил снова разрешения открыть хотя бы молитвенный дом и при нем кладбище для странников. На это архиерей дал согласие. Вскоре деревянный молитвенный дом был построен, а при нем колокольня.

Примерно к этому времени относится и происшествие приведшее к появлению на хуторе иконы. С этим связано следующее чудо. Колтынянский два года страдал лихорадкой. Не видя никакой помощи от врачей, он отчаялся и впал в уныние. И вот однажды размышляя о том, как бы ему исцелиться он задремал и видит сон: как будто в выстроенном им молитвенном доме на аналое лежит икона св. Пантелеимона, и кто-то говорит: «Вот твой исцелитель». Александр Николаевич желает отслужить молебен целителю, но ту он просыпается. После этого сна он пишет письмо настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с просьбой прислать икону чудотворца. Просьбы его была исполнена. И вот когда он вынимал из ящика присланную ему икону произошло чудо – Александр Николаевич получил исцеление от своей болезни и больше уже лихорадка никогда не повторялась. К концу 1869 г. молитвенный дом был перестроен в храм во имя св. вмц. Пантелеимона. 27 января 1870 г. храм освящен и в него торжественно внесен чудотворный образ. Часть хутора (16 дес.), вместе с храмом Колтынянский завещал своей помощнице жительнице г. Тамбова Акилине Владимировне Чернявской. Она владела им в течении 10 лет. При Колтынянском и Чернявской богослужение в храме совершалось каждый воскресный и праздничный день. Для этого специально приглашалось духовенство. Другие 16 дес. были завещаны сыну Колтынянского, который продал его местным крестьянам и вскоре умер. В 1882 г. умерла и Чернявская (она и Колтынянский похоронены у алтаря церкви), завещав свою долю архиерейскому дому (т. е. Казанскому монастырю), а в 1885 г. и остальные 16 дес. (доля сына, проданная крестьянам) была приобретена архиереем и хутор становится собственностью церковной. В 1882 г. в скит назначен иеромонах Казанского монастыря Макарий, который и проживал здесь с двумя послушниками. Службы стали совершаться почти каждый день (кроме среды, четверга и пятницы), привлекая массу жителей из окрестных сел, которые с благоговением чтили чудотворный образ и часто брали его себе в дома, где скитским духовенством служились молебны. По молитвам к целителю происходило много исцелений больных. Иеромонах Макарий активно взялся за благоустройство скита. В 1886 г. был устроен странноприимный дом. Посетивший в 1889 г. скит священник Ф. Светозаров свидетельствовал, что в это время храм перестраивался. При хуторе существовало 4 сада и родник св. Пантелеимона. Единственное, что сохранилось от скита в наше время, вот этот родник св. мч. Пантелеимона, который чтится и сегодня.

Всего к 1917 г. в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Одна из городских легенд утверждает, что в бывшем архиерейском доме происходили допросы. Людей пытали и мучили. Пока никаких документов подтверждающих или опровергающих эту информацию найти не удалось, но свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие). Судьба монахов Казанского монастыря была незавидна. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь, взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах, он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.

В годы господства советской власти Казанский монастырь претерпел значительные внешние изменения. Исчезла каменная ограда, угловые башни. В 1927 г. президиум Тамбовского горисполкома на заседании 28 июня принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря»ю. А вскоре была разрушена и сама колокольня, на протяжении двух веков являвшаяся украшением города. В 30-х годах на ее месте была построена железнодорожная школа (теперь №32). После войны 1941-45 гг. в Казанском храме было размещено одно из подразделений облархива. Внутренний интерьер храма был сильно испорчен бетонным потолком и двумя вертикальными кирпичными стенами. В бывшем архиерейском доме, вплоть до его передачи Православной Церкви, размещалось УПК, здание духовной консистории и келейный корпус были переданы под квартиры. Предтеченский храм, лишенный кровли постепенно разрушался. Сама территория монастыря, через которые были проложены бетонные дорожки, стало одним из мест отдыха. Горожане отдыхали на костях своих предков. В 1990 г. Тамбовской епархии был возращен Предтеченский храм. Достаточно быстро были проведены ремонтные работы, хотя их объем был велик (от храма фактически остались одни стены). В архиерейском доме были размещены духовно-пастырские курсы (в 1999 г. преобразованные в духовное училище, с 2005 г. семинария). Здесь же с 1994 по 1997 гг. размещался Центр Православной культуры г. Тамбова, а до 2001 г. отдел катехизации и образования. Реставрация Казанского храма затянулась. В 1998-99 гг. были разобраны вертикальные стены внутри церкви, началось возобновление уникальных фресок, однако и по сей день храм не приобрел своего прежнего великолепия. В 1993 г в центре монастыря был поставлен крест и камень в память новомучеников. В 1998 г. на этом месте построили часовню. В этом же году за Предтеченской церковью началось строительство двухэтажного административного корпуса с колокольней. Строительство завершилось к 2001 г.

Ныне в монастыре постоянно действует Предтеченский храм, здесь ежедневно совершаются Богослужения. В Казанской церкви служат только в теплое время года.

Информация с сайта Тамбовской епархии: http://www.eparhia-tmb.ru/monastery/history_kazanskij.php

Колокольня Казанского мужского монастыря

Колокольня Казанского мужского монастыря является «визитной карточкой» Тамбова. Это одна из самых высоких колоколен в России. Ее высота составляет 107 метров. К примеру, высота знаменитой колокольни Петропавловского собора в Питере — 122,5 метров.
Колокольня расположена в центре Тамбова, на улице Советской, где памятник Зое Космодемьянской. Строительство ее велось с 2009 по 2014 годы.

Каменная пятиярусная колокольня увенчана шпилем и главкой. Между четвертым и пятым ярусами разместились большие и красивые часы. Циферблаты на часах, разработанные по идее митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, разные со всех сторон: на западе — римская версия, на юге — арабская, на севере — славянская, на востоке — греческая. Фасад выполнен в легкой бирюзовой гамме с белым декором.
Что еще примечательно, так это то, что на колокольне установлен колокол весом 100 тонн, диаметром около 6 метров и высотой — около 7 метров. Этот колокол стал вторым крупнейшим действующим колоколом мира. Здесь же расположены еще 13 маленьких колоколов, звон которых раздается несколько раз в сутки. Колокола бронзовые с изображением ликов тамбовских святых — Спасителя, Матери Божией, угодников Божиих.
Ночью колокольня вся подсвечивается, что придает ей праздничный вид.

Казанский мужской монастырь, расположенный в старинном русском городе Тамбове. Это историческая и архитектурная жемчужина города. Он вошёл в различные проспекты туристических фирм и путеводителей.

Казанский богородичный мужской монастырь был заложен на южной стороне тамбовской крепости в долине реки Цна на высоком холме. В те времена его окружали дремучие леса. Основал его старец Иосиф в 1677 году и обитель стала самым первым жилищем монахов в Тамбове.

Главные храмы монастыря – это церковь Иоанна Предтечи и собор Иконы Божьей Матери.

С первых лет своего существования Казанский Богородичный Мужской монастырь и его община испытывали много невзгод. Недостаток испытывался во всем.

Момент начала мощи храма начался в 1758 году, когда императрица Елизавета-1 приказала возродить Епархию в Тамбове. В этот год, назначенный на место епископа Пахомий, выбирает местом своего пребывания Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

Именно с этого времени в святилище начинается грандиозное строительство. Строится здание духовной консистории, дом для архиерея, покои для общины, банные пристройки, конюшни. Производится реконструкция колокольни, закладывается сад при монастыре, производится ремонт ветхих церквей из дерева – Казанской и Предтеченской.

До середины XVIII века в монастырских постройках постоянно возникали пожары, и при отстройке зданий заново менялась сама архитектура монастырского комплекса.

В конце XVIII века было принято решение выстроить на месте деревянных храмов каменные. С 1791 года по 1796 год был возведён кирпичный Казанский собор с пятью куполами и четырьмя престолами в барочном стиле.

1794 год ознаменовался строительством зимней Иоаннопредтеченской церкви. Вокруг обители была возведена каменная стена с решётками из металла. А в 1848 году она украсилась многоярусной колокольней из камня.

Вплоть до 1917 года Казанский мужской монастырь Тамбов оставался центром Тамбовской епархии. Он был отнят у Епархии в 1918 году. С этого года в нём размещался штаб конной дивизии Каквидзе, ЧК. А немного погодя в нём разместился вновь организованный центр по борьбе с волнениями крестьян в Тамбовской губернии.

Стены сооружения слышали стоны заключённых при допросах и пытках участников восстания Антонова, церковных служителей и многих несогласных с новой властью. Стены видели и многочисленные расстрелы.

В память этих событий была в 1993 году воздвигнута часовня на территории монастыря. Более 60-ти лет святилище находилось в ужасном состоянии. Разрушались старинные здания и постройки.

Только в начале 90-х годов началась реконструкция монастыря и возврат его во владение Тамбовской Епархии. Сейчас здесь восстановлены и действуют Предтеченская и Казанская церкви, корпус общежительный с домовым храмом Кирилла и Мефодия. Восстанавливается ранее разрушенная колокольня и действует духовная семинария в Тамбове.

Посетите. Вам будет интересно!