Кесарь

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кто такой кесарь.

«Кесарь» — греческая форма латинского «Caesar». Это имя основателя Римской монархии, императора Гаия Юлия Цезаря. Оно было присвоено его преемникам и стало титулом, который имел то же значение, что и «император».

Слова Иисуса Христа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» содержатся в трех Евангелиях (Мф 22:22, Мк 12:17, Лк 20:26).

Однажды фарисеи послали ко Христу людей спросить, позволительно ли платить подати кесарю.

Иудея входила в состав Римской империи и ее жители были обязаны платить подати Римском правителю — кесарю.

Нежелание платить подати соответствовало стремлению многих иудеев добиться независимости от Римской империи. В Христе иудеи видели в том числе возможного лидера национально-освободительного движения. Вопрос о податях фактически можно истолковать как вопрос о том, готов ли он возглавить восстание против римлян.

Согласие с уплатой податей означало, что Христос лоялен по отношению к Риму и против идеи освобождения иудеи, и это могла восстановить против Него народ. Отказ от уплаты податей мог быть истолкован как открытый протест против Рима и грозил тюремным заключением и наказанием. Ответ Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» лишил фарисеев возможности уловить Его и расставил приоритеты.

В Новом Завете значении титула императора слово «кесарь» употребляется при упоминании правителей Августа (Лк 2:1), Тиверия (Лк 3:1), Клавдия (Деян 18:2), Нерона (Деян 25:12, 21; 26:32). Словосочетание «друг кесаря» (Amicus Caesaris) было официальным почетным титулом, который предоставлял существенные привилегии, его лишение влекло за собой немилость (Ин 19:12).

На анонсе фрагмент Бюст Цезаря из Национального археологического музея в Неаполе. Источник фото wikipedia.org

АВГУСТ-КЕСАРЬ

(Лк 2:1; величественный, благородный), племянник и преемник Юлия Цезаря, бывший Римским императором во время Рождества Господа нашего Иисуса Христа; царствовал 41 год и ему наследовал Тиберий кесарь. После убиения Юлия Цезаря, он некоторое время разделял административную власть с Антонием и Лепидом, но наконец сделался один императором, получивши около 27 года до Р.Х. от сената титул Августа. После его блестящих побед наступил всеобщий мир, и врата языческого храма Януса закрылись. Умер в 14 год по Р.Х. на 76-м году своей жизни в г. Ноле, в Кампании, в месяце августе, названном так по его имени. Слово кесарь было царским титулом Римских императоров; посему-то этим именем называются и последующие императоры Тиберий и Нерон (Мф 22:21, Деян 25:11). Титул же Август было личное отличие, впрочем и по смерти царя, получившего оный, означенный титул считался и употреблялся как прибавление к императорскому титулу. Из поэтов Августова века, названного золотым веком римской литературы, особенно известны: Виргилий, Гораций и Овидий. Для нас же царствование Августа особенно замечательно в другом отношении. Август издал повеление произвести народную перепись по всему своему государству (Лк 2:1). Вследствие сего Св. Дева Мария должна была отправиться для записи с старцем Иосифом из Назарета Галилейского в Иудею, в Вифлеем, город Давидов, так как они были из рода и дома Давидова, и в это время родился здесь Спаситель мира Христос Господь. Так исполнилось пророчество Михея о рождении Спасителя в Вифлееме Иудейском (Мих 5:2). Здесь нельзя не заметить, что означенное время между самыми язычниками было временем некоторых особенных чаяний и ожиданий. Светоний и Тацит пишут, что в то время по всему Востоку ходила молва, что около этих дней должен явиться Властитель мира. Нельзя не видеть также премудрого устроения Божия и во введенном порядке управления со времен Августа. Единство владычества Римского и введенный при этом твердый порядок управления, естественно, сближал и соединял между собою различные народы, облегчал сообщение между самыми отдаленными народами, смягчал нравы диких народов. Все это не мало могло содействовать и способствовать Апостолам в распространении Евангелия и Христианской веры. Вот почему в одной из стихир на праздник Рождества Христова св. церковь воспевает: Августу единоначальствующу на земли… многобожие идолов упразднися и пр. (Мин. мес. дек. 25 д.).

Библейская энциклопедия, Никифор.2012

Федор Юрьевич Ромодановский

Федор Ромодановский

Федор Юрьевич Ромодановский. Родился около 1640 года — умер 17 (28) сентября 1717 года в Санкт-Петербурге. Российский государственный деятель, сподвижник Петра I. Князь-кесарь Русского царства (9 марта 1697 — 25 августа 1698), фактически руководивший государством в период пребывания Петра I в Европе с Великим Посольством. Генералиссимус потешных войск (1694).

Федор Ромодановский родился около 1640 года.

Отец — Князь Юрий Иванович Ромодановский (ум. февраль 1683), русский государственный и военный деятель, боярин и воевода, сын боярина князя Ивана Ивановича Меньшого Ромодановского, Рюрикович.

С ранних лет князь Федор Юрьевич, будучи сыном приближенного царя Алексея Михайловича, находился при дворе. Когда в 1672 году праздновалось рождение Петра Алексеевича, то в числе десяти дворян, приглашенных к родинному столу в Грановитой Палате, князь Федор Юрьевич Ромодановский был показан первым. В боярской книге в это время он пишется как ближний стольник.

Быстрое возвышение Ромодановского происходит в первые годы самостоятельного царствования Петра I. Князь поддержал юного царя в борьбе с сестрой Софьей. Именно ему был поручен надзор за заключенной в Новодевичьем монастыре царевной.

Встав во главе Преображенского приказа, Ромодановский участвовал во всех затеях Петра, начиная с его «потешных походов». Знаком доверия царя к Ромодановскому было то, что он, отправляясь в Азовский поход, оставил его вместо себя в Москве с небывалым доселе титулом князя-кесаря: «Править Москву, и всем боярем и судьям прилежать до него, Ромодановского, и к нему съезжаться всем и советовать, когда он похочет».

Показательным моментом является и обширная переписка Петра с князем, в которой царь упоминает обо всех важнейших вопросах внутренней и внешней политики, не боясь спрашивать у Ромодановского совета и адресует свои письма «Государю князю Федору Юрьевичу». Ромодановский, так же, как и фельдмаршал граф Борис Шереметев, имел право входить в кабинет Петра I в любое время без доклада.

Князь-кесарь Русского царства с 9 марта 1697 по 25 августа 1698 года, фактически руководил государством в период пребывания Петра I в Европе с Великим Посольством.

Федор Юрьевич Ромодановский сыграл решающую роль в подавлении Стрелецкого бунта 1698 года, случившегося в отсутствие Петра I, находившегося в Европе с Великим Посольством.

Князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский

Князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский

В 1701 году, после сильного пожара, опустошившего Москву, князь Федор Юрьевич занимался отстраиванием вверенной ему столицы.

Будучи ближайшим сподвижником и исполнителем воли Петра, Федор Юрьевич не всегда одобрял его поступки: так, он не приветствовал женитьбу Петра на Екатерине — это объясняется тем, что его дочь Федосья была супругой родного дяди царевича Алексея, брата первой супруги царя Петра Евдокии Федоровны.

Б. И. Куракин в своей книге «Гиштория о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях» писал о Ромодановском: «Сей князь был характеру партикулярнаго; собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликой нежелатель добра никому; пьян по вся дни; но его величеству верной был так, что никто другой… О власти-же его, Ромодановскаго, упоминать еще будем, что приналежит до розысков, измены, доводов, до кого-б какой квалиты и лица женскаго полу или мужескаго не пришло, мог всякаго взять к розыску, арестовать, и розыскивать, и по розыску вершить».

Умер князь Ромодановский 17 сентября 1717 года. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Личная жизнь Федора Ромодановского:

Жена — Евдокия Васильевна, ее происхождение неизвестно.

В браке родилось трое детей:

— Иван (ум. 1730), действительный тайный советник (1725), генерал-губернатор Москвы (1727); после смерти отца стал, подобно ему, называться «князем-кесарем». Женат на Анастасии Салтыковой (ум. 1736), сестре царицы Прасковьи Федоровны. Последний князь Ромодановский был, таким образом, свояком царя Ивана V. Из потомства оставил только дочь Екатерину.

— Ирина, супруга капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева.

— Федосья, супруга Абрама Лопухина, брата царицы Евдокии Федоровны, казненного по обвинению в заговоре в 1718 году.

В частном обиходе Федор Юрьевич жил укладом старинного боярина, любил и почитал старые нравы и придерживался старинных обычаев, был гостеприимен, но требовал от всех к себе особого почтения. В обществе перед ним все стояли. «Никто не смел въезжать к нему во двор, — сам Государь оставлял свою одноколку у ворот его». Дом князя Ромодановского находился в Москве, на Моховой, около Каменного моста.

Образ Федора Ромодановского в кино:

1980 — Юность Петра — в роли Федора Ромодановского актер Роман Филиппов;
1980 — В начале славных дел — в роли Федора Ромодановского актер Роман Филиппов;

Роман Филиппов в роли Федора Ромодановского

Роман Филиппов в роли Федора Ромодановского

1981—1982 — Россия молодая — в роли Федора Ромодановского актер Игорь Бучко;
1986 — Петр Великий — в роли Федора Ромодановского актер Омар Шариф;
2011 — Петр Первый. Завещание — в роли Федора Ромодановского актер Сергей Шакуров