Классный час по нравственному воспитанию

Круглый стол в 4 классе. Сценарий

Классный час «Колесо жизни» для 4 класса

Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.

Оборудование: плакаты с высказываниями, содержание которых поможет раскрытию темы разговора:

1) Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет (Жан Поль).

2) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин).

3) Отсрочка-это воровка времени (Э. Юнг).

4) Жизнь долга, если она полна… Будем измерять ее поступками, а не временем (Сенека).

5) Всего несноснее — жить на свете бесполезно (Н. М. Карамзин).

6) Убивать время — укорачивать жизнь (Пословица).

Ход классного часа

I. Вступление.

Классный руководитель. Сегодня за круглым столом мы поговорим с вами о жизни, о том как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна. Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Это значит, что человек что- то делает постоянно, движется, работает, думает, то есть живет полноценной жизнью, ему постоянно не хватает времени. И колесо жизни неустанно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается. Колесо прекращает крутиться, замирает. У каждого человека свое жизненное колесо.

Жизнь человека имеет две стороны: темную и светлую. Эти стороны жизни в колесе являются спицами, которые крепятся на оси.

II. Основная часть.

1. Работа со словами-антонимами.

— Подберите к словам левого столбика слова-антонимы из правого столбца.

Жизнь – смерть

Здоровье – болезнь

Смелость – трусость

Подвиг – позор

Правда – ложь

Добро – зло

Бедность – богатство

Радость – печаль

Взлет – спад

Восторг – зависть

Встреча – разлука

Счастье – несчастье

Ярость — любовь

Доброжелательность – равнодушие

Мудрость – глупость

Друг — враг

— Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов. (Читают дети.)

Миллионы рук его творили,

Округляли, к скорости стремясь,

Тщательно приращивали крылья,

С будущим налаживали связь.

Миллионы рук творили, силясь

К совершенству полному прийти,

Чтобы миллионы лет крутилось

Колесо, привычное к пути.

Мастера во все века старались,

Чтоб ничто в дороге не стряслось,

Все же втулки иногда ломались,

То и дело барахлила ось.

Нет уж тех умельцев и в помине,

Оборот свершился, век прошел,

А хлопот немало и поныне;

Ось цела, случается прокол.

Новые поднаторели руки,

Новые рождаются умы,

И, однако, новые прорухи

Тоже появляются, увы.

Колесо работает, изведав

Гладкий грунт, ухабы, гололед,

В жизни есть и радости и беды,

Горький спад и горделивый взлет.

Те, кто вместе с колесом несется,

Испытали и добро и зло,

Их лучами обласкало солнце,

Их морозным ветром обожгло.

Вперемежку в этой круговерти –

Топкие болота, склоны гор,

Жалкое бесславье, свет бессмертья,

Громкий подвиг и глухой позор.

Вперемежку тишина и взрывы,

Век застоя, возрожденья век,

Вирусы захвата и наживы

Замедляют колеса разбег.

Это значит — бедности с богатством,

Правде с кривдой враждовать и впредь.

Полосы бесчисленных препятствий

Ходкий круг спешит преодолеть.

Он, упрямец, все-таки вращаясь,

На своем пути встречает вновь

Радость и печаль, восторг и зависть,

Страх и смелость, ярость и любовь…

2. О жизни. Работа с фразеологизмом.

Классный руководитель. Давайте поговорим о том, как можно длиннее и полезнее для самого человека и для окружающих прожить жизнь. Нужно ли думать над тем, как прожить свою жизнь? Ваши бабушки, дедушки рассказывают вам о прожитой ими жизни? О чем думают многие пожилые люди, подводя итоги жизненного пути?

«Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», — эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну, Николаю Островскому.

— Как вы понимаете эти слова?

Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.

Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками.)

Приводятся примеры из жизни некоторых выдающихся деятелей науки и искусства, военачальников — по выбору и усмотрению учителя.

3. Рассуждения о здоровом образе жизни.

— Чтобы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? (О своем здоровье.)

— Бывают ли люди, которые никогда не болеют? (Нет, к сожалению.)

— Здоровье — одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?

— Здоровье человека — в его собственных руках. Заботе о своем здоровье человеку нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играют воля и характер человека. Необходимо понять, что движение — это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом — вот то, без чего сегодня просто не обойтись.

— Как воздействия явлений и условий внешней среды — солнца, воздуха и воды — необходимо применять для укрепления здоровья?

(Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т. д. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекции. Улучшается сон, настроение, аппетит.)

Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания.)

— Какой вред здоровью наносят привычки?

Классный руководитель. Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушиваются на человека- нежданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли кого-либо от не зависящих обстоятельств.

— Слышали вы об Алексее Маресьеве?

Писатель Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» поведал о самоотверженном летчике Алексее Маресьеве. Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного боевого полета, он был сбит немцами. Случилось несчастье летчик повредил ноги, к тому же долго в зимнем лесу добирался до населенного пункта. После, в госпитале, ему ампутировали обе ноги. Эта беда, трагедия, разлука с небом вывели его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление Маресьева опять встретиться с небом сделали, казалось бы, невозможное. Ему поставили протезы. На них он научился ходить, танцевать, летать. Алексей Маресьев — Герой Советского Союза.

Итак, необходимо стремиться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие, друзья.

4. Продолжение разговора «Друг и враг, недруг».

Классный руководитель. Есть ли у вас друзья?

Что значит слово «друг»? Кто может быть другом? А книга, природа, игрушка могут быть друзьями?

Поговорим о человеческой дружбе.

Вопросы для беседы:

— За что люди ценят дружбу?

— Что значит дружить?

— Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

— Что значит выручать товарища?

— Как быть, если твой товарищ не хочет «делить» тебя с кем- либо еще?

— Может ли ябеда быть настоящим другом?

5. Работа над содержанием и смысловым значением поговорок.

— Подал ручку, да подставил ножку. (Лицемер.)

— Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во мне. (Эгоист.)

— Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. (Подхалим.)

— Ел да устал, спал да намаялся. (Лентяй.)

— Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (Надменный.)

— Язык без костей: что хочет, то и бормочет. (Болтун.)

III. Итог занятия.

1. Анкетирование.

— Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:

1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра?

(Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7.)

2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому?

(Никогда — 1, иногда — 2, часто — 5, всегда — 7.)

3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?

(Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7.)

4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора?

(До 1 часа — 1, от 1 до 2,5 часов — 3, от 2,5 до 4 часов — 5, свыше

4 часов — 7.)

5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?

(Нет 1, в определенной мере — 3, скорее «да» — 5, да — 7.)

Посчитайте баллы.

Если вы набрали до 15 баллов, вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.

Если сумма составила от 16 до 25 баллов, вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для принятия вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в будущем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.

Если сумма превысила 25 баллов, рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените отношение к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.

Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нас с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.

2. Исполнение песни.

Дети исполняют песню «Дорогою добра» (или прослушивается в аудиозаписи), муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба себя введет

Ни как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Спеши к нему, всегда

Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что это жизнь —

Не детская игра.

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Классный руководитель. Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.

Бессмертно колесо летящее,

Три времени ему верны:

Минувшее и настоящее

В грядущее устремлены.

И дома и под небом Азии

Нам день сегодняшний открыт.

Но мы и со вчерашним связаны,

И с тем, что завтра предстоит.

Татьяна Герелюк
Этические беседы по нравственному воспитанию

Программное содержание:

— способствовать формированию у детей представлений о дружбе, щедрости;

— воспитывать доброжелательное отношение ко всем окружающим людям, особенно к своим друзьям и близким;

— учить делать комплименты друг другу, говорить добрые и нежные слова;

— развивать монологическую речь, составлять рассказы по сюжетной картинке, отвечать на вопросы полными предложениями;

— развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, группировать хорошие и плохие качества;

— развивать логику и внимание.

-готовить руку к письму.

Словарная работа: доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.

Предварительная работа: Чтение и обсуждение произведения В. Осеевой «Волшебное слово». Разучивание пословиц о дружбе, честности, щедрости, доброте, разъяснение их значений.

Оборудование: клубочек, сюжетные картинки на каждого ребёнка, дидактическое пособие «Сад», рассказ В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки», картинки -раскраски на внимание «Найди художника», картинка «Девочка ловит сачком бабочку», вазочка с цветными стеклянными камешками, цветные карандаши.

Ход занятия:

-Ребята, что значит культурный человек?

(Вежливый, добрый, аккуратный, с хорошими манерами, щедрый, не ругается, не обманывает, уступает другому, говорит вежливые слова, говорит комплименты, умеет дружить.)

-Ребята, я знаю, что мы с вами очень дружные, любим друг друга, очень дорожим нашей дружбой, скучаем, когда на долго расстаёмся. А давайте с помощью этого волшебного клубочка свяжем нас волшебной нитью дружбы. Мы будем передавать клубочек друг другу и говорить комплименты — добрые и приятные слова.

(дети передают друг другу клубочек и говорят комплименты)

— Вот мы и связались в один большой клубок, теперь наша дружба будет ещё крепче.

-А теперь послушайте рассказ В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки», (обсуждение рассказа).

Как вы оцениваете поступок Нины? Почему мама не стала устраивать праздник для Нины? Что значит вырасти настоящим человеком?

-А теперь поиграем в игру. (Д/и «Что значит быть настоящим другом»,

В эту пустую вазочку мы будем класть разноцветные камешки и называть все качества, которые должны быть у настоящего друга.

(дети по очереди кладут камешки и называют разные нравственные качества).

-Ребята, вот наша вазочка и заполнилась. Чем больше таких добрых качеств будет в вашей душе, тем больше у вас будет настоящих друзей, тем интересней и красочней будет ваша жизнь.

-А теперь давайте рассмотрим картинки, лежащие у вас на столе и решим правильно или неправильно поступает тот или иной персонаж, как бы поступили вы.

(Д/и «Так или не так»).

-Ребята, посмотрите, мы с вами попали в сад,в котором растут такие разные деревья: одно радует глаз зелёной листвой, цветами, а другое пугает черными, корявыми ветвями. Ой, посмотрите, а под деревьями лежат листочки с написанными словами. Давайте прочитаем эти слова и развесим листочки на деревья.

(Д/и «Сад».На листочках написаны следующие слова: доброта, ложь, истина, зло, правда, честь, честность, вранье, обман, помощь, дружба, подвиг, вера, любовь, нежность, зависть, злоба трусость, лень, смелость.

-Как бы вы назвали такой сад? Как можно назвать дерево с зелёными листочками? А с желтыми? Какое дерево вам больше нравится и почему?

-Ребята, обратите внимание на эту картинку. Как вы думаете, правильно ли поступает девочка? Что ей можно предложить, чтобы запечатлеть красоту природы?

(Сфотографировать, нарисовать).

-Обратите внимание на эту картинку — два художника спрятались на деревьях, чтобы не спугнуть птиц, зверей, насекомых и рисуют замечательные картины природы.

Найдите этих художников и разукрасьте их.

— Ну, что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы с вами убедились в том,что быть культурным человеком это значит быть: (подсказывайте)

(вежливым, честным, правдивым, смелым, трудолюбивым, заботливым, ласковым, добрым.)

— И я просто уверена, что эти качества вы пронесёте в своём сердце всю жизнь.

Классный час в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности — 2 класс

Тема «Правда и ложь»

Цели: формировать у детей нравственных представлений, навыки нравственного поведения; воспитывать положительные качества личности; развитие умений учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: таблички «ПРАВДА», «ЛОЖЬ»; карточки с пословицами; шаблоны цветков.

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

2. Формулирование детьми темы классного часа после постановки учителем проблемного вопроса.

— Каким одним словом можно заменить выражение «Намеренное ис­кажение истины»? ( ложь)

— Какое слово противоположное ему по значению? (правда)

— Кто догадался, как будет называться наш классный час?

3. Актуализация знаний учащихся о понятиях «правда», «ложь».

— Как вы понимаете слово «ложь»?

— Какие близкие по значению слова можно подобрать? (не­правда, обман)

— Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

— Какими близкими по значению словами можно заменить сло­во «правда»? (истина, честность)

— На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

4. Чтение и анализ басни JI. Н. Толстого.

Лгун (басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

  • Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

  • Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не по­слушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Л. Н. Толстой.

  • Почему не прибежали на помощь люди?

  • Как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей)

  • А вы попадали в подобные ситуации?

  • Как вы поступаете, если:

  • получили двойку;

  • потеряли сменную обувь;

  • опоздали на урок;

  • гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнату

— Можно ли «ложь». заменить словом «фантазия»? Почему?

  1. Игра «Узнай сказку»

— Вспомните сказку, в которой у героев за ложь, неправду следует наказание:

  • У героя растет нос (К Коллоди «Приключения Пиноккио»);

  • Мальчики превращаются в ослов (Н. Носов «Приключение незнайки…»)

  1. Обсуждение, анализ пословиц.

На доске карточки с пословицами:

  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

— Как вы понимаете эти пословицы?

— У русского народа есть еще одна мудрость: «Ложь во спасение». (карточка на доске)

Как же объяснить такую фразу?

— Когда чело­век может прибегнуть к такому?

— А еще одна народная мудрость: «Правда всего дороже» (карточка на доске) стала названием рассказа Л.Н.Толстого, который я вам прочитаю.

  1. Чтение и анализ рассказа JI. Н. Толстого.

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

  • Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал: -Я.

Отец сказал:

  • Спасибо, что правду сказал.

Л. II. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

  • Почему отец сказал такие слова?

  • Как вы поняли эту мудрость?

  • Как бы вы поступили на месте мальчика?

  • Когда трудно говорить правду?

  • Какой мальчик вам больше понравился и почему?

  1. Рефлексия занятия.

(на доске таблички «ПРАВДА», «ЛОЖЬ»; каждый ребенок получает шаблон цветка)

— У каждого из вас есть цветок, перед вами две клумбы;

Каждый из вас решает, на какую клумбу » правды» или «лжи», он хотел бы посадить свою рассаду, какая ему ближе и в какой подходящий цвет он раскрасит цветок.

Дети раскрашивают шаблон цветка и сажаю на клумбу.

— Я очень рада, что клумба «Правды» в нашем классе будет процветать.

(Если есть дети выбравшую клумбу «ложь», говорю, что со временем надеемся, что мы сможем их убедить, что «Правда еще дороже»)

— Мне хотелось наш классный час закончить стихотворением:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Форма проведения: классный час.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;

дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;

мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.

  • Формировать духовно- нравственные качества человека.

  • Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • доброта

  • зло

  • милосердие

  • сострадание

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа – «Добро и зло».

2. Основная часть

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это …»
«Добрый человек – это … «

«Зло –это …»

«Злой челоловек- это…»

Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).

Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)

Может ли человек родится злым?

Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?

Послушайте притчу

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?

Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.

Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.

Приложение.

Чему учит эта история? Что заставило больного у двери совершить такой поступок?

Как вы думаете, что произошло потом?

Ситуации. Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.

1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.

2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.

3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.

4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.

5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.

6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.

7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.

8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.

Нина сопротивляется.

9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.

10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.

11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.

12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.

13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.

Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?

Просмотр мультфильма «Просто так»

Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках.

Сказка о добре и зле. Джу Джулия

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.

— Да что же это такое? — сокрушалось Добро, — Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло — и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана — Зло прихватило с собой кусок.

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

— Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь — и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может — сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

— Чего тебе? — спросило Добро.

— Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.

— Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, — ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие — Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

— Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.

(На доске):

  1. На добрый привет… (добрый ответ).

  2. Про доброе дело… (говори смело).

  3. Жизнь дана на… (добрые дела).

  4. Учись доброму… (дурное на ум не придет).

  5. Без добрых дел… (нет доброго имени).

  6. Худо тому, … (кто добра не делает никому).

  7. Добрые дела… (красят человека).

  8. Путем зла… (не доходят до добра)

  9. Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).

  10. Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).

  11. Лихо помнится, а добро…( век не забудется).

  12. Бедного обижать…(себе добра не желать).

3.Итог

Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?

Литература:

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995