Клюни 3

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ — ин­сти­ту­ты мо­на­ше­ст­вую­щих в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Ордена монашеские объ­е­ди­ня­ют мо­на­хов, при­нёс­ших веч­ные, или «тор­же­ст­вен­ные», мо­на­ше­ские обе­ты (це­ло­муд­рия, по­слу­ша­ния и бед­но­сти), в от­ли­чие от других форм ка­то­лического мо­на­ше­ст­ва (кон­гре­га­ции ре­ли­ги­оз­ные, се­ку­ляр­ные ин­сти­ту­ты, об­ще­ст­ва апо­столь­ской жиз­ни), пре­ду­смат­ри­ваю­щих при­не­се­ние вре­мен­ных, или «про­стых», обе­тов. Для Орденов монашеских ха­рак­тер­на осо­бая струк­ту­ра, пред­став­ляю­щая со­бой объ­е­ди­не­ния об­щин (мо­на­сты­рей, при­ора­тов, бо­га­де­лен и т. п.), чле­ны ко­то­рых свя­за­ны об­щим ус­та­вом, ут­вер­ждён­ным па­пой Рим­ским, под­чи­ня­ют­ся че­рез сво­их глав (су­пер­ио­ров), ми­нуя дио­цезаль­ных епи­ско­пов, не­по­сред­ст­вен­но Свя­то­му Пре­сто­лу. Ордена монашеские от­ли­ча­ют­ся осо­бен­но­стя­ми в бо­го­слу­же­нии и ду­хов­ной тра­ди­ции. Чле­ны Орденов монашеских име­ют осо­бый от­ли­чи­тель­ный ха­бит (одея­ние).

В современной ка­то­лической Церк­ви, по­ми­мо Орденов монашеских в уз­ком смыс­ле, дей­ст­вую­щих на ос­но­ве древ­них мо­на­ше­ских ус­та­вов , в по­ня­тие Орденов монашеских в ши­ро­ком смыс­ле (хо­тя и не­точ­ном с точ­ки зре­ния като­лического ка­но­ни­че­ско­го пра­ва) мо­гут вклю­чать­ся так­же ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков (ав­гу­стин­цы, пре­мон­ст­ран­ты и другие; смотри так­же Ка­но­ник), ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на (до­ми­ни­кан­цы, фран­ци­скан­цы, ав­гу­стин­цы-эре­ми­ты, кар­ме­ли­ты и др.) и ор­де­на ре­гу­ляр­ных кли­ри­ков (ие­зуи­ты и др.). В сред­ние ве­ка су­ще­ст­во­ва­ли и другие раз­но­вид­но­сти Орденов монашеских, например ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на (ио­ан­ни­ты, там­плие­ры, Тев­тон­ский ор­ден и др.), чле­ны ко­то­рых, по­ми­мо при­не­се­ния обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов, обя­зы­ва­лись так­же с ору­жи­ем в ру­ках за­щи­щать хри­сти­ан­ст­во. Ти­по­ло­ги­че­ски эти Ордена монашеские от­но­сят­ся к ре­гу­ляр­ным ка­но­ни­кам (Тев­тон­ский ор­ден) ли­бо к ни­щен­ст­вую­щим ор­де­нам (напр., ио­ан­ни­ты).

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния осо­бой мо­на­ше­ской ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щей отдельные мо­на­сты­ри, от­но­сит­ся к началу IX века — ре­фор­ма Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го, стре­мив­ше­го­ся соз­дать сеть мо­на­сты­рей, объ­еди­нён­ных иде­ей чис­то­ты ис­пол­не­ния ус­та­ва преподобного Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го. Цен­тром этой мо­на­ше­ской ор­га­ни­за­ции ста­ло аб­бат­ст­во Ин­ден (близ Ахе­на, ос­но­ва­но в 814 или 817 году), соз­дан­ное императором Лю­до­ви­ком Бла­го­чес­ти­вым для Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го, а гла­вой — сам Бе­не­дикт. В 817 году он со­звал в Ахе­не со­бор аб­ба­тов, на ко­то­ром ре­ша­лись су­гу­бо мо­на­стыр­ские во­про­сы, без пря­мо­го уча­стия епи­ско­па­та. Ре­фор­ма Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го ещё не под­ра­зу­ме­ва­ла изъ­я­тия мо­на­сты­рей из юрис­дик­ции ме­ст­ных епи­ско­пов, а гла­вен­ст­во Бе­не­дик­та ба­зи­ро­ва­лось на его лич­ном ав­то­ри­те­те и под­держ­ке им­пе­ра­то­ра и не име­ло юри­ди­че­ски за­кре­п­лён­ных ос­нов. По­доб­ные ре­фор­мы про­во­ди­лись в X веке в Ло­та­рин­гии Гер­хар­дом Бронь­ским и Ио­ан­ном из Гор­це, так­же соз­дав­ши­ми объ­е­ди­не­ния ре­фор­ми­ро­ван­ных ими мо­на­сты­рей. Эти дви­же­ния не име­ли даль­ней­ше­го раз­ви­тия и при­хо­ди­ли в упа­док со смер­тью их вдох­но­ви­те­лей. Ос­но­вой бе­не­дик­тин­ско­го ор­де­на ста­ла ре­фор­ма бур­гунд­ско­го аб­бат­ст­ва Клю­ни, по­лу­чив­ше­го (в 909 или 910 году) пап­скую эк­земп­цию (пря­мое под­чи­не­ние Ри­му). Все при­сое­ди­няв­шие­ся к Клю­ний­ской ре­фор­ме мо­на­сты­ри так­же вы­во­ди­лись из юрис­дик­ции ме­ст­ных епи­ско­пов, а их на­стоя­те­ли под­чи­ня­лись аб­ба­ту Клю­ни и че­рез не­го — па­пе. Аб­бат Клю­ни был гла­вой все­го сло­жив­ше­го­ся во­круг Клю­ни объ­е­ди­не­ния мо­на­сты­рей. Од­на­ко при­сое­ди­няв­шие­ся к Клю­ни мо­на­сты­ри, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых не­ук­лон­но рос­ло с рас­про­стра­не­ни­ем ре­фор­мы за пре­де­лы Фран­ции и Бур­гун­дии, име­ли свои обы­чаи (consuetu­di­nes), от­лич­ные от тра­ди­ций Клю­ни. По­пыт­ки рим­ских пап в XIII-XIV веках соз­дать цен­тра­ли­зо­ван­ный ор­ден бе­не­дик­тин­цев фак­ти­че­ски не при­нес­ли ус­пе­ха и при­ве­ли к рас­па­ду бе­не­дик­тин­цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под­раз­де­ле­ний — кон­гре­га­ций, от­ли­чаю­щих­ся уст­рой­ст­вом (по­жиз­нен­ная или вре­мен­ная долж­ность аб­ба­та) и ду­хов­ной на­прав­лен­но­стью (ак­цент на мо­лит­ву или учё­ные за­ня­тия).

Од­но­вре­мен­но на­чи­ная с XI века от бе­не­дик­тин­цев на­чал от­де­лять­ся ряд Орденов монашеских, чле­ны ко­то­рых стре­ми­лись к боль­ше­му ас­ке­тиз­му и стро­го­му при­ме­не­нию бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита­лии в рам­ках бе­не­дик­тин­ской тра­ди­ции сло­жил­ся ор­ден ка­маль­ду­лов (ка­маль­ду­лен­ских эре­ми­тов), тя­го­тев­ших к от­шель­ническому и за­твор­ническому об­ра­зу жиз­ни, — в про­ти­во­вес клю­ний­ским об­ще­жи­тель­ным бе­не­дик­тин­цам с их идеа­лом об­ще­ст­вен­ной мо­лит­вы. Ор­ден ка­маль­ду­лов был ос­но­ван святым Ро­му­аль­дом (умер в 1027 году) и по­лу­чил раз­ви­тие бла­го­да­ря Пет­ру Да­миа­ни. Его цен­тром ста­ло аб­бат­ст­во Фон­те-Авел­ла­на близ Ра­вен­ны. Сход­ные идеа­лы ис­по­ве­до­ва­ли и чле­ны ор­де­на кар­ту­зи­ан­цев, сло­жив­ше­го­ся в конца XI — первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе­не­дик­тин­цев от­де­лил­ся ор­ден цис­тер­ци­ан­цев, по­лу­чив­ший на­зва­ние от аб­бат­ст­ва Си­то в Шам­па­ни, став­ше­го их пер­вой оби­те­лью. Осо­бое рас­про­стра­не­ние ор­ден по­лу­чил в середине XII века бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Бер­нар­да Клер­во­ско­го. Цис­тер­ци­ан­цы вы­сту­па­ли за воз­ро­ж­де­ние су­ти бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва, ко­то­рую они ви­де­ли в фи­зическом тру­де мо­на­хов и их со­ци­аль­ном слу­же­нии и мис­сио­нер­ст­ве. Ор­ден по­лу­чил стро­гую струк­ту­ру внутреннего управ­ле­ния. В Но­вое вре­мя от цис­тер­ци­ан­цев от­де­ли­лись ор­де­на фель­ян­тин­цев (1577, уп­разд­нён в конце XVIII века) и трап­пи­стов (1664), от­личав­шие­ся тре­бо­ва­ни­ем бо­лее стро­го­го ас­ке­тиз­ма.

К XVIII веку в основном сло­жи­лись так­же ор­га­ни­за­ции восточно-ка­то­лических (уни­ат­ских) мо­на­хов: мхи­та­ри­стов (ар­мя­не-униа­ты), ва­си­ли­ан (униа­ты греческого об­ря­да) и ан­то­ни­ан (ма­ро­ни­ты).

Боль­шин­ст­во Орденов монашеских име­ют и жен­скую ли­нию, ав­то­ном­ную, но на­хо­дя­щую­ся в оп­ре­де­лён­ной юри­дической за­ви­си­мо­сти от муж­ской.

К Орденам монашеским в уз­ком смыс­ле близ­ко при­мы­ка­ют ре­гу­ляр­ные ка­но­ни­ки, ос­но­вой жиз­ни для ко­то­рых слу­жит ус­тав блаженного Ав­гу­сти­на. Тра­ди­ция кли­ри­ков, ве­ду­щих мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, вос­хо­дит к IV веку. В 816 году бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка объ­е­ди­нить в по­до­бия мо­на­стыр­ских об­щин ка­пи­ту­лы со­бор­ных церк­вей. Эта ини­циа­ти­ва при­нес­ла пер­вые пло­ды в конце XI века. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся воз­ник­но­ве­ние ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков- ав­гу­стин­цев. Уже в XII веке сре­ди ав­гу­стин­цев поя­ви­лись различные кон­гре­га­ции (ка­но­ни­ки аб­бат­ст­ва Сен-Вик­тор в Па­ри­же; смотри Сен-вик­тор­ская шко­ла) и ме­ст­ные ка­пи­ту­лы. Ав­гу­стин­цы не име­ли един­ст­ва управ­ле­ния, и толь­ко на ме­ст­ном уров­не оно осу­ще­ст­в­ля­лось со­б­ра­ни­ем ка­питу­лов. В про­ти­во­по­лож­ность им пре­мон­ст­ран­ты (ор­ден ос­но­ван святым Нор­бер­том Ксан­тен­ским в 1-й половине XII века в Северной Фран­ции) за­им­ст­во­ва­ли у цис­тер­ци­ан­цев стро­гую сис­те­му цен­тра­ли­зов. кол­ле­ги­аль­но­го управ­ле­ния.

К XIII веку от­но­сит­ся рас­цвет ни­щен­ст­вую­щих ор­де­нов (они от­ка­зы­ва­лись от вся­кой соб­ст­вен­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ли толь­ко за счёт ми­ло­сты­ни): до­ми­ни­кан­цев (ос­но­ван в 1-й четверти XIII века), фран­ци­скан­цев (ут­верж­дён в 1209 году), сер­ви­тов (1233), ав­гу­стин­цев-эре­ми­тов (воз­ник в 1244 году, ут­верж­дён в 1256 году), три­ни­та­ри­ев (1198) и др. Ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на име­ют 3 вет­ви: мо­на­ше­ские (муж­ская и жен­ская) и ми­рян, ве­ду­щих ас­ке­тическую жизнь, так называемых тер­циа­ри­ев («тре­тий ор­ден»). Наи­бо­лее чёт­ко эта струк­ту­ра про­сле­жи­ва­ет­ся у до­ми­ни­кан­цев. У фран­ци­скан­цев бы­ст­ро про­изош­ло раз­де­ле­ние (окон­ча­тель­но за­кре­п­ле­но в 1517 году) на кон­вен­туа­лов, до­пус­кав­ших смяг­че­ние тре­бо­ва­ний ор­ден­ско­го ус­та­ва, и об­сер­ван­тов, на­стаи­вав­ших на их стро­гом со­блю­де­нии. Ор­ден кар­ме­ли­тов воз­ник в XII веке в Па­ле­сти­не как ор­га­ни­за­ция эре­ми­тов (от­шель­ни­ков), од­на­ко позд­нее был ре­фор­ми­ро­ван как ни­щен­ст­вую­щий ор­ден (1247), хо­тя и с ак­цен­том на стро­гом уда­ле­нии от ми­ра и со­зер­цательной жиз­ни, в про­ти­во­вес другим ни­щен­ст­вую­щим ор­де­нам, ко­то­рые ак­тив­но за­ни­ма­лись про­по­ве­дью хри­сти­ан­ст­ва и пас­тыр­ской дея­тель­но­стью. Чле­ны ор­де­на три­ни­та­ри­ев по­свя­ти­ли се­бя в пер­вую оче­редь по­пе­че­нию над хри­стиа­на­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в пле­ну у ино­вер­цев. Сход­ную цель пре­сле­до­ва­ли и чле­ны брат­ст­ва мер­се­да­ри­ев.

Ор­де­на ре­гу­ляр­ных кли­ри­ков на­ча­ли воз­ни­кать в эпо­ху Контр­ре­фор­ма­ции (пер­вый из них — ор­ден теа­тин­цев, 1524; наи­бо­лее из­вест­ный — ие­зуи­ты). Их чле­ны, не свя­зан­ные, в от­ли­чие от мо­на­хов, обя­зан­но­стью пре­бы­вать в за­тво­ре и со­вер­шать об­щин­ную ли­тур­гию ча­сов, по­свя­ти­ли се­бя пас­тыр­ской дея­тель­но­сти, об­ра­зо­ва­нию и де­лам ми­ло­сер­дия.

Ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на, воз­ник­шие в XI-XIII веках в Па­ле­сти­не, При­бал­ти­ке и на Пи­ре­ней­ском полуострове, сыг­ра­ли важ­ную роль в со­бы­ти­ях кре­сто­вых по­хо­дов и Ре­кон­ки­сты. Од­на­ко к Но­во­му вре­ме­ни все они бы­ли ли­бо уп­разд­не­ны (там­плие­ры), ли­бо пре­вра­ти­лись в кор­по­ра­ции свет­ской ари­сто­кра­тии (испанские и пор­тугальские ор­де­на), ли­бо пе­ре­клю­чи­лись на бла­го­тво­рительную дея­тель­ность (ио­ан­ни­ты, Тев­тон­ский ор­ден).

С раз­ви­ти­ем Ре­фор­ма­ции со­кра­ти­лась дея­тель­ность Орденов монашеских в Северной Ев­ро­пе, од­на­ко бла­го­да­ря Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям Ордена монашеские рас­про­стра­ни­лись в других рай­онах ми­ра, пре­ж­де все­го в Аме­ри­ке, где они ста­ли основной си­лой хри­сти­ан­ской мис­сии. За­мет­ную роль как в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти, так и в про­ти­во­стоя­нии Ре­фор­ма­ции иг­ра­ли ие­зуи­ты, а так­же ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на до­ми­ни­кан­цев и фран­ци­скан­цев. По­доб­ная ак­тив­ность в XVIII веке при­ве­ла Ордена монашеские к кон­флик­там с пра­ви­тель­ст­ва­ми многих го­су­дарств, в ре­зуль­та­те че­го ряд ор­де­нов был уп­разд­нён (не­ко­то­рые воз­ро­ди­лись в XIX веке). В эпо­ху Про­све­ще­ния и в XIX веке чле­ны Орденов монашеских ста­ли уде­лять всё боль­шее вни­ма­ние учё­ным за­ня­ти­ям и пуб­ли­ка­ции древ­них хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков (например, мав­ри­сты), со­ци­аль­ной ра­бо­те, соз­да­нию различных бла­го­тво­рительных уч­ре­ж­де­ний. Ре­фор­ма ка­но­нического пра­ва (1983), ли­к­ви­ди­ро­вав ряд фор­маль­ных осо­бен­но­стей, ха­рак­тер­ных для Орденов монашеских, сбли­зи­ла их с другими ви­да­ми ре­лигиозных ин­сти­ту­тов Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Дополнительная литература:

Кар­са­вин Л.П. Мо­на­ше­ст­во в сред­ние ве­ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974–2003. Vol. 1–10;

Leyser H. Her­mits and the new monasticism: a study of reli­gious communities in Western Europe 1000–1150. L., 1984;

Основанное в 910 году, аббатство Клуни было в средние века самым мощным бенедиктинским аббатством Запада. Его аббатская церковь, длиной 187 метров и высотой 30 метров, была самой большой церковью в христианском мире до строительства базилики Святого Петра в Риме. Несмотря на многочисленные разрушения, особенно во время религиозных войн и в начале девятнадцатого века, аббатство Клюни, тем не менее, сохранило пережитки, свидетельства своего престижного прошлого: колокольня Eau Bénite и Часовая башня преодоление южного рукава великого трансепта аббатства, часовни Жана де Бурбона, монастырских построек, монастыря или бывшего Фаринье, в котором сейчас находятся резные капители из хора церкви.

Музей искусства и археологии, расположенный во дворце аббатства Жана де Бурбона, представляет замечательную коллекцию средневековых скульптур из аббатства и монастырского района.

Любители музыки обязательно посетят фестиваль классической музыки The Great Hours of Cluny, который проходит каждый год в июле и августе.

Совокупный термин для обозначения церковной реформы X-XII вв., результаты которой были закреплены в серии Латеранских соборов (1123-1215 гг.)

Клюнийское движение зарождается в контексте кризиса средневековой церковной организации (симония, нарушение монашеской аскезы, конкубинат) и роста эсхатологических настроений в преддверии конца десятого тысячелетия. Идеи возвращения к строгим нормам общежития и обновления монашеского устава были тесно связаны с проблемой выведения монастырей из-под власти местных епископов, зачастую светских ставленников, и непосредственного подчинения Риму. В X-середины XI в. происходит оформление собственно клюнийской конгрегации. Деятельность настоятелей бургундского аббатства Клюни Одона, Майоля и Одилона привели к созданию первых общин нового типа, распространению монашеской проповеди и общему подъему благочестия в регионе: в частности, характерны практики заключения «Мира Божия» (в основном в Сев. Франции и Нормандии). К середине XI в. монастыри Клюни распространились по всей Европе, а общее число их приближалось к 2000. В этот период движение выходит на новый уровень, его поддерживают руководители католической церкви, в том числе кардинал Гумберт Сильва-Кандидский и Петр Дамиани, а также император Генрих III. Основные церковные реформы, осуждающие неблагочестивые практики и закрепляющие нормы аскезы (священнический целибат), порядок избрания пап и централизованную организацию церкви, а также регулирующий отношения между мирянами и священством были проведены по инициативе Григория VII (монаха Гильдебранда), чьи трагические отношения с императором Генрихом III в споре за инвеституру нужно рассматривать как высшую точку клюнийской реформы.

Иллюстрации:

Папа Урбан III освящает церковь в Клюни, средневековая миниатюра;

Клюнийский монастырь.

КЛЮНИ — бе­не­дик­тин­ское аб­бат­ст­во свя­тых Пет­ра и Пав­ла в Бур­гун­дии (Фран­ция), важ­ней­ший центр дви­же­ния за ду­хов­ное об­нов­ление западной Церк­ви в X — начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па­пе Рим­ско­му, получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю­ний­ской ре­фор­мы.

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни — обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров — монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри­го­ри­ан­скую ре­фор­му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар­текс, фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Ком­плекс аб­бат­ст­ва Клюни был почти полностью разобран в начале XIX века. На начало XXI века сохранились лишь южные рукава обоих трансептов Клюни-III с одной 8-угольной башней и капеллой аббата К. Жана III де Бурбона (XV век). Облик Клюни-III воспроизводят в общих чертах многие романские церкви во Франции (например, базилика в Паре-ле-Моньяль).

Иллюстрация:

Ба­зи­ли­ка Клю­ни-III (ок. 1088–1130). Ре­кон­ст­рук­ция. Архив БРЭ.

Во Франции много старинных и известных объектов — замки, дворцы, церкви и монастыри. Среди последних я бы выделил и назвал самым известным монастырь Клюни в Бургундии, основанный еще в начале X века. Именно он долгие годы считался центром духовной жизни Франции и одним из самых влиятельных во всем мире.

Построить монастырь повелел герцог Аквитании Гийом I Благочестивый в 909 году, собственно, благодаря этому он и получил свое прозвище. Монастырь был отдан Ордену бенедиктинцев и изначально не подчинялся ни светскими властям, ни местному епископу, а напрямую Папе Римскому. И вскоре монастырь возглавил конгрегацию из 7 монастырей, а после того, как Папа даровал настоятелю Клюни право включать в конгрегацию и другие монастыри, согласные на переход к более аскетичной жизни и строгой духовности по примеру Клюни, значение аббатства многократно увеличилось, теперь Клюни был главным над 65 монастырями по всей Франции. А к середине XII века в конгрегацию входило уже больше 2000 монастырей по всей Европе.
При таком положении вещей аббатство оказывало огромное влияние на духовную и светскую жизнь всей Франции, кроме того, Клюни дал Католической церкви 12 кардиналов и несколько Пап, включая папу Григория VII. Однако, начиная с XIII века, начался упадок. Ослабевали монастырские нравы, конкуренцию навязал Орден цистерианцев, отделившийся от бенедиктинцев, появились новые нищенствующие ордена, скопились финансовые проблемы. А после того, как Король Франции в 1516 году получил право назначать настоятелей Клюни , кризис достиг своего апогея. А в 1562 его разграбили гугеноты (протестанты). А сам монастырь перестал существовать в 1790 году после Французской революции. После его сожгли и разграбили крестьяне, от монастыря практически ничего не осталось, а его территория была продана под каменоломню.

В наши дни аббатство находится на юге Бургундии, недалеко от Макона и Турню. Недалеко от монастыря проходит железнодорожное полотно, но в самом Клюни остановок нет.
Изначально на этом месте появился монастырь, который был окружен стеной, а затем у стен монастыря появился небольшой одноименный городок. Признаюсь, мне пришлось долго кружить вдоль мощных стен аббатства, чтобы найти вход, который находится на северо-западе всего комплекса.

Юго-восточный вход в парк Клюни

Стены Клюни

Стены Клюни


Вход на территорию бывшего монастыря
Стоит вход на территорию 9.5 евро

Факсимиле указа герцога, дарующего земли под новый монастырь
Сразу после входа вам доступны 3 зоны — главная церковь, монастырские помещения и парк. Сначала идем в церковь, точнее в то, что от нее осталось

Так выглядела церковь в XII веке. Белое — то, что осталось и доступно сейчас, коричневое — что было утрачено
Первая церковь в аббатстве была построена уже в 927 году. И уже через несколько лет была расширена и перестроена. Через 100 лет началось строительство новой огромной базилики в романском стиле, соответствующей статусу монастыря. Ее строительство было завершено в 1220 году. Длина базилики составляла гигантские 187 метров, а высота 30 метров. Вся конструкция была украшена 5 башнями. Все это делало базилику Клюни самой большой церковью в мире (до появления Собора Святого Петра в Ватикане) и самой большой среди романских храмов. Но до наших дней дожил только боковой придел, десятая часть всей церкви.
Сейчас оставшаяся часть, после реставрации и появления стен вместо разрушенной части, напоминает небольшую часовню с куполом по центру, к которой прилегают несколько помещений поменьше




Бывшая боковая часовня







Камин
Снаружи храма хорошо видно, что эта немаленькая постройка была частью более грандиозного сооружения

А вот и переход в центральную часть храма, боковую галерею, которую обозначают только основания колонн

Сама церковь проходила через всю площадь перед современным входом на территорию монастыря

Заканчивалась вот на этом месте. Вместо двух домов впереди были две башни фасада, а на месте лестницы центральный вход

Вторая зона — это монастырские помещения, они практически полностью современные и сейчас здесь находится Национальная высшая школа искусств и ремесел, походить здесь можно только по галереям, но они неинтересные








Среди галерей можно найти такую, с остатками древних стен. Именно здесь находилась церковь Клюни II конца X века. В этой части находились хоры церкви, а рядом была алтарная часть, в которой располагались урны с частичками мощей апостолов Петра и Павла. После того, как была создана более крупная базилика, здесь находилось монастырское кладбище

Далее мы выходим в парк при монастыре, сейчас он напоминает парк какого-нибудь дворца



В парке сохранилась двухэтажная хозяйственная постройка


Первый этаж

Второй этаж

План монастыря

Недалеко от входа на территорию находится Сырная башня. В ее основании находится Туристический центр Клюни. На верх башни можно подняться за 2 евро


К сожалению, смотровые окна башни закрыты сеткой, поэтому снимать не очень удобно, приходится увеличивать фокус, но, вроде, получилось неплохо, виды хорошие


Вход на территорию монастыря и место, где стояла базилика Клюни

Остатки базилики


Нотр-Дам де Клюни

Рядом с башней находится главная церковь городка, она выглядит старой, но внутри ничего особо интересного




Баптистерий
Вокруг монастыря расположился старый и достаточно симпатичный город с оживленными торговыми улочками, вполне можно тут погулять










Среди лавочек в городке много кондитерских и шоколадных мастерских


К сожалению, и я этого не ожидал, монастырь фактически оказался разрушен, и произошло это в спокойной Франции и задолго до двух Мировых войн. Место знаковое и очень важное, но посмотреть здесь можно немногое. А вот немного севернее в той же Бургундии можно найти гораздо лучше сохранившиеся и тоже известные аббатства — Фонтене и Потиньи.
При этом французские аббатства очень интересно сравнить с монастырями в Испании (Поблет) и Германии (Бебенхаузен)