Князь ярополк

Точных исторических данных о рождении Ярополка нет. Также нет точных данных и о матери Ярополка. Предположительно, это могла быть угорская княжна Предслава. Впервые имя Ярополка упоминается в «Повести временных лет», когда его бабка, княгиня Ольга, заперлась в Киеве с тремя внуками при набеге печенегов в 968 году. Одним из внуков и был Ярополк.

Правление Ярополка

Князь Святослав, отец Ярополка, перед походом на Византию поручил Ярополку управление Киевом. В 972 году у Днепровских порогов в битве с печенегами погиб князь Святослав, и Ярополк стал киевским князем. Его братьям, Олегу и Владимиру, достались другие части Древнерусского государства.

Историки отмечают, что между братьями всегда были непростые отношения. Они все были рождены от разных матерей, и наставники у них были разные. Отсутствие взаимных привязанностей в дальнейшем усилило разлад и сыграло роковую роль.

Внешнеполитическая деятельность Ярополка

При Ярополке начали активно развиваться дипломатические связи с германским императором Оттоном II, русские послы посетили императора на съезде князей в декабре 973 года.

Согласно Никоновской летописи, Ярополк встречался с послами римского папы. Летописи отмечают, что он был человек кроткий и милостивый и, хотя сам не крестился, никому не запрещал. Благосклонное отношение к христианам не всегда находило понимание у киевлян.

Одним из важных моментов политики Ярополка стала чеканка собственных монет Древнерусского государства, которые имеют название «псевдодирхемы Ярополка».

Междоусобица и смерть

В 977 году тлеющая вражда между братьями разгорелась с новой силой. Боевые действия начал Ярополк. Он по наущению своего воеводы Свенельда напал на владения древлянского князя Олега. При борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Союзник Олега новгородский князь Владимир бежал за границу, и в результате Ярополк стал полноправным властителем земли русской.

В 978 году Владимир вернулся с большим варяжским войском. Он занял Новгород, затем Полоцк и двинулся на Киев. Противостояние Ярополка и Владимира закончилось гибелью киевского князя. Летописи указывают, что гибель Ярополка и восхождение на киевский престол Владимира произошли в 980 году.

Из рода Рюриковичей. Сын Изяслава I Ярославича и польской королевны.
Жены:
1 ) дочь императора Византийского Алексея I Комнина, царевна Варвара;
2) с 1094 г. кн. половецкая Елена Тугоркановна.
В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцк на место умершего Мстислава. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провел с Изяславом Ярославичем в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев Святополк получил в 1078 году Новгород и зимой того же года ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжег его посады.
По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал :в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью. Едва Святополк успел сесть в Киеве как пришли половцы на Русскую землю и отправили послов своих к нему, предлагая мир. Святополк же, не собрав старшую дружину отца и дяди своего, стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой. Те присоветовали ему не мириться с половцами. Святополк велел Перехватать послов и посадить их под замок. Проведав об этом, половцы пошли войной на Русь и осадили Торческ. Святополк одумался, отпустил послов, но половцы не захотели уже мира, а стали наступать, воюя повсюду. Свято-полк послал к Владимиру Мономаху и стал звать его в поход имеете с собою. Владимир собрал своих воинов и еще послал за братом Ростиславом в Переяславль, ведя и ему помочь Святоподку.
Князья пошли к Треполю, и все воинство переправилось через Стугну, которая была в это время переполнена водой. Изготовившись к бою, они поставили посередине дружину Ростислава, справа от нее — Святополка, а слева — Владимира. 26 мая половцы, в свою очередь построившиеся для решительной битвы, напали на Святополка и врезались в его полк. Сам Святополк держался твердо, но люди его, не выдержав натиска половцев, побежали. После побежал и Святополк, а за ним и все остальные русские полки.
Той же ночью Святополк добрался до Киева. А половцы девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни остались у города, а другие пошли на Киев. Святополк вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желане. И опять русские побежали под натиском поганых, так что погибших было больше, чем в прежней битве. Святополк прискакал в Киев сам-третий, а половцы вернулись к Торческу. На другой день обессиленные защитники сдались. Половцы взяли город, сожгли его, а людей поделили и увели в степь. Святополк же, не имея больше сил вести войну, в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жены дочь Тугоркана, хана половецкого.
В 1096 году Святополк вместе с Владимиром Мономахом ходили на Олега Святославича и изгнали его из Черниговской земли. Не успев окончить этого дела, князья узнали, что хан Боняк со множеством половцев воевал земли вокруг Киева и сжег княжеский двор в Берестове. Тогда же пришел Тугоркан. тесть Святополков, к Переяславлю и стал около города. Святополк и Владимир пошли от Стародуба к Днепру и втайне от половцев переправились через Днепр. Половцы, заметив княжеские полки, едва успели построиться к бою. Владимир с ходу ударил на врага, и половцы побежали, не выдержав натиска. Были в тот день убиты Тугоркан, его сын и многие другие ханы. Наутро нашли труп Тугоркана. Святополк взял его, привез к Киеву и похоронил в Берестове.
26 июня хан Боняк во второй раз пришел к Киеву и сжег всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.
В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, Навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей». На том все князья целовали друг другу крест, поклявшись: «Если теперь кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной и вся земля русская». Так порешив, все разошлись восвояси.
После съезда Святополк и Давыд Игоревич отправились вместе в Киев, и тут некоторые мужи стали наговаривать Давыду на князя Василька Ростиславича, будто тот сговорился с Владимиром Мономахом против него и Святополка. Давыд, поверив лживым наветам, начал наговаривать Святополку на Василька: «Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь Ростиславичи злоумышляют против тебя и меня и сговорились уже с Владимиром. Позаботься же о своей Голове». Святополк поверил всем наветам Давыда, и начали оба думать о Васильке. Порешили на том, чтобы схватить его. Святополк послал к Васильку, который был еще в Руднице под Киевом, с приглашением на именины. Васильке приехал с небольшой дружиной на княжеский двор. Святополк проводил его в избу, где сидел Давыд. После они оба вышли, а Василька схватили и заперли, приставив к нему стражу. В ту же ночь Святополк отдал Василька Давыду. Пленника отвезли в Белгород и там ослепили, после чего Давыд увез его к себе на Волынь.
Узнав о случившемся, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи послали своих мужей к Святополку с обвинениями в его адрес: «Зачем ты учинил это зло в Русской земле и всадил в нас нож? — говорили они. — Почему ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами и, доказав его вину, тогда бы и поступил с ним так. А теперь объяви нам вину его». Святополк отвечал: «Поведал мне Давыд Игоревич, что Василько убил брата моего Ярополка, а теперь хочет и меня убить, а потом занять мою волость: Туров, Пинск и Берестье, и еще говорил он, что Василько целовал крест с Владимиром, что сесть Владимиру по моей смерти в Киеве, а Васильку — во Владимире. Мне же надо свою голову блюсти. И не я его ослепил, а Давыд, который и повез его к себе». Но мужи Владимировы, Олеговы и Давыдовы сказали: «Не ссылайся на то, будто Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе был он схвачен и ослеплен, а в твоем». И, сказав так, уехали из Киева.
На другое утро князья начали переправляться через Днепр, чтобы идти войной на Святополку. Святополк уже хотел бежать из Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всеволода, а с ней и митрополита Николу, чтобы они умоляли Владимира не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли. Владимир внял мольбам княгини. После этого начали князья пересылаться между собой и договорились на том, что Святополк должен пойти войной нa Давыда и либо захватить, либо прогнать его.
В 1099 году Святополк со всем своим войском подступил к Владимиру Волынскому (Василька к этому времени уже освободил его брат Володарь) и стоял у города семь недель. Наконец Давыд начал просить: «Выпусти меня из города». Святополк согласился и выпустил его. Давыд бежал в Польшу, а Святополк занял Владимир. Прогнав Давыда, Святополк пошел войной на Володаря и Василька Ростиславичей, так как хотел отнять у них волость своего брата. Полки сошлись в поле на Рожни и начался жестокий бой. Увидев, что Ростиславичи одолевают, Святополк бежал во Владимир, а оттуда — в Киев. Конец войне положил витичевский мир, заключенный князьями в 1110 году.
Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске. Князья сели в одном шатре со своими дружинами и стали рассуждать о походе в степь. И послали они к Олегу и Давыду Святославичам, говоря: «Пойдите на половцев и выйдем живыми либо мертвыми». Давыд послушался княжеского приглашения и пришел к Святополку со своей дружиной, а Олег — нет.
Собравшись, князья на конях и в ладьях спустились по Днепру за пороги и встали в быстрине у Хортичева острова. Отсюда на конях и пешком шли четыре дня до Сутени. Через некоторое- время надвинулись на русский стан половецкие полки, и были они как лес, пишет летописец, так что конца’ им не было видно, а русь пошла им навстречу и была великая битва 4 апреля на Сутени, в которой одержала русь полную победу над половцами. Кроме многих простых воинов в этот день были убиты 20 половецких князей. Русские захватили богатую добычу: скот, овец, коней, верблюдов и вежи с имуществом и челядью, и вернулись из похода с полоном и славою великою.
Спустя несколько лет в конце зимы 1111 года Владимир Мономах опять убедил Святополка и Давыда Святославича устроить большой поход против половцев. 4 марта русские добрались до Хорола и здесь бросили свои сани, так как земля обнажилась, и дальше пошли пешком и на конях… 24 марта половцы собрали свои полки и пошли в бой. Русские князья, возложив надежду свою на Бога, так сказали друг другу: «Видно, здесь смерть нам! Станем же твердо». И, попрощавшись друг с другом, разъехались каждый к своему полку. Обе стороны сошлись, началась жестокая битва, и половцы были разбиты вновь, как и восемь лет назад. 27 марта собрались половцы в еще большем количестве, чем накануне, и обложили русские полки. Опять между противниками началась лютая битва, и падали люди с обоих сторон. Наконец, Владимир и Давыд со своими полками начали наступать, а половцы обратились в бегство. Святополк, Владимир и Давыд, прославив Бога, захватили большой полон и воротились восвояси.
Этот поход был последним значительным деянием, в котором участвовал Святополк. После Пасхи 1113 года он разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве. Татищев так характеризует Святополка: «Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и Прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп».