Когда дмитриевская суббота?

Первая в 2021 году родительская суббота по православному календарю выпадает на 6 марта. Верующие называют ее Вселенской или мясопустной. В этот день принято поминать близких. В церковном календаре есть восемь дней особого поминовения усопших. Как чтить память правильно и что нельзя делать в этот день.

Первая родительская суббота 2021 года называется Вселенской, так как в этот день в Церкви принято поминать всех когда либо живших крещеных христиан — и близких, и незнакомых. Другое название — Мясопустная, так как ее дата привязана к началу Великого поста, и всегда бывает накануне Масленицы, во время которой уже не положено есть мясо.

В этот день православные стараются быть на службе и не только поставить свечу об упокоении, написать записку на панихиду, но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься. После богослужения в день родительской субботы принято приходить на кладбище, но, если погода не позволяет, не стоит расстраиваться: главное, в чем нуждаются наши усопшие близкие — это наша молитва.

В 2021 году будут еще дни церковного поминания усопших: 27 марта, 3 и 10 апреля, 9 мая (поминовение усопших воинов), 11 мая (Радоница), 19 июня (Троицкая Вселенская родительская суббота) и 6 ноября (Димитриевская родительская суббота).

Три родительские субботы 27 марта, 3 и 10 апреля приходятся на вторую, третью и четвёртую седмицы Великого поста. В этот особый период полная Литургия совершается только по субботам, воскресеньям и в большие праздники. Чтобы умершие не остались без церковного заступничества, были установлены специальные дни, когда Церковь усиливает свою заупокойную молитву.

На Страстной седмице и на Светлой пасхальной неделе не бывает панихид, вновь поминальные молитвы начинают звучать со второго после Пасхи вторника – Радоницы. В 2021 году она придётся на 11 мая. Такое название возникло потому, что живые могут в этот день вместе с умершими разделить радость о Воскресении, дающем всем людям надежду на будущую встречу в вечной жизни.

Единственный поминальный день в году с фиксированной датой – 9 мая. Совсем недавно, около 25 лет назад, Русской Православной Церковью было принято решение в День Победы молиться о погибших воинах.

Дата следующей родительской вновь связана с датой Пасхи. Еще одна Вселенская, то есть предполагающая поминовение «всех усопших отцов и братий по вере», всегда бывает накануне Троицы, отмечаемой на пятидесятый день после празднования Воскресения Христова. Троицкая родительская в 2021 году приходится на 19 июня.

Последний в году день особого поминовения усопших — суббота накануне дня великомученика Димитрия Солунского. В 2021 году Димитриевская суббота приходится на 6 ноября.

Во все эти дни не стоит пренебрегать походом в храм и молитвой, пожертвованием и милостыней, так как все это способы помочь умершим обрести покой, отмечает Фома.

(Казань, 2 ноября, «Татар-информ»). Сегодня у православных христиан день поминовения усопших, называемый Димитриевской родительской субботой.

8 ноября православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед ним совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Этот день поминовения усопших был установлен еще по приказу великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благославлен на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского вступили 2 инока обители Александр Пересвет и Андрей Ослябля, которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.

После битвы на Куликовом поле 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято.

Сначала поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, особенно родителей.

***Вс

Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, совершаются заупокойные богослужения. Так как почти все такие дни связаны с календарем празднования Пасхи, даты родительских дней меняются из года в год.

9 дней особого поминовения усопших в 2021 году:

родительские субботы в 2017 году
Фото spbpda/www.flickr.com

В эти дни Церковь молитвенно поминает всех умерших христиан. В храме служится особая, вселенская панихида.

Мясопустная суббота — 6 марта

За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде. В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам.

Троицкая суббота — в субботу перед праздником Святой Троицы — 19 июня

У Бога все живы. В Церкви мы ощущаем связь со всеми умершими христианами. Пятидесятница — день рождения Церкви. Накануне этого дня Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни.

Родительские субботы Великого поста

«Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни в храме после Литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду.

На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

2-я неделя Великого поста — 27 марта

4-я неделя Великого поста — 10 апреля

Частные родительские дни

Эти дни поминовения усопших существуют в богослужебной практике только Русской Православной Церкви.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая

После литургии совершается благодарственный молебен за дарование победы и заупокойная лития.

Радоница — 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы — 11 мая

С этого дня Устав Церкви вновь, после долгого перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших.

День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных — 11 сентября

Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768–1774). В современной богослужебной практике зачастую опускается.

Димитриевская родительская суббота — 7 ноября.

В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Установлена благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380).

родительские субботы в 2017 году

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2021 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2021 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 6 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2021 года.
    • Радоница — 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году — 19 июня 2021 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 6 ноября 2021 года.

Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Фото: tatmitropolia.ru

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

Фото: spbda.ru

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Вы прочитали статью Родительские субботы в 2021 году | Поминальные дни. Читайте также:

  • Радоница: о тайне, требующей уважения
  • Радоница: слово после панихиды

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к «родному пепелищу» и «отеческим гробам». Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было разгромлено. Да, татаро-монгольское иго длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про ушедших родственников не забывают.

Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!». Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви.

Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся.

В условиях пандемии Церковь призывает к максимальному соблюдению мер безопасности. Многие храмы ведут трансляции богослужений, и верующие из группы риска не просто эти трансляции смотрят, они принимают в них молитвенное участие, не выходя из дома. Записки многие храмы тоже принимают через Сеть или по телефону. Ну и нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких — милостыня.