Когда у ребенка появляется душа?

17 Августа 2018

За 9 месяцев ребенок проходит долгий путь от крошечного эмбриона до пухлого младенца и уже в утробе матери приобретает некоторые особенности, которые останутся с ним на всю жизнь: например, можно понять, станет он правшой или левшой и какую пищу будет предпочитать. За довольно короткий промежуток времени с ребенком происходит масса всего интересного, и сегодня мы предлагаем вам пройти вместе с малышом путь от зарождения до появления на свет.

1-й триместр беременности
1–2-я неделя

Итак, долгий путь начался. Первые 4 дня будущий человек меньше крупинки соли — его размер составляет всего лишь 0,14 мм. Однако начиная с 5-го дня он начинает расти и к 6-му увеличивается почти в 2 раза — до целых 0,2 мм. На 4-й день эмбрион «приходит» туда, где ему предстоит провести следующие 9 месяцев — в матку, а на 8-й день имплантируется в ее стенку.

3–4-я неделя

1.jpg

© EDITORIAL USE ONLY/East News

Эмбрион на 4-й неделе беременности.

Примерно на 20-й день беременности происходит очень важное событие: появляется нервная трубка, которая затем превратится в спинной и головной мозг ребенка. Уже на 21-й день у него начинает биться сердце и формироваться все важные органы, например почки и печень. Глаза пока не заняли привычного положения — пузырьки, из которых они потом оформятся, находятся по бокам головы. К концу 1-го месяца у эмбриона появляется кровеносная система, а позвоночник и мышцы начинают свое развитие.

5–6-я неделя

2.jpg

© EDITORIAL USE ONLY/East News © lunar caustic/wikimedia

На 5-й неделе у эмбриона появляются кисти рук, правда, пальцы еще различить очень сложно, а вот в суставах ручки и ножки уже сгибаются. Именно в это время начинают формироваться наружные половые органы, но увидеть на УЗИ, мальчик это или девочка, пока невозможно. Кстати, с момента своего появления эмбрион очень подрос — он увеличился аж в 10 тыс. раз. Уже сейчас у малыша начинает формироваться лицо, а глаза, которые еще очень долго будут закрыты, темнеют, становясь более похожими на человеческие.

7–8-я неделя

7-я неделя беременности — время, когда ребенок начинает шевелиться, правда, пока совсем незаметно для мамы, а пальчики на руках и ногах становятся почти такими же, как у взрослых. На этом этапе у эмбриона появляются зачатки молочных зубов и развивается половая система, а почки начинают производить мочу. Несмотря на то что рост плода — всего лишь 2,5 см, он обзаводится собственной мимикой, у него появляются веки, а кончик носа становится более очерченным.

9–10-я неделя
3.jpg
© lunar caustic/wikimedia

Ребенок на 9–10-й неделе беременности.

К этому времени малыш уже хорошо подрос — его вес составляет 4 грамма, а рост — 2–3 см. Несмотря на крошечные размеры, мозг уже разделен на два полушария, а молочные зубы и вкусовые рецепторы начинают формироваться. У малыша исчезает хвостик и перепонки между пальцами на руках, он начинает плавать в околоплодной жидкости и еще более активно шевелиться, хотя и все так же незаметно для мамы. Именно в это время у ребенка появляются индивидуальные черты лица, а на голове начинают расти волосы.

11–12-я неделя

На этом сроке у ребенка формируются половые органы, поэтому на УЗИ уже можно узнать его пол, хотя вероятность ошибки еще велика. Выглядит ребенок пока слегка инопланетно: у него большая голова и маленькое тело, однако лицо все больше похоже на взрослое. Уши уже почти занимают нужное положение, появляются брови и ресницы. Хрящи, из которых состоит скелет, постепенно окостеневают, появляются новые кровеносные сосуды и начинается выработка гормонов. Кстати, малыш уже подрос до 6 см и весит около 20 граммов.

13–14-я неделя
4.png
Ребенок на 14-й неделе беременности.

Несмотря на то что голова ребенка составляет половину длины всего тела, лицо все больше напоминает взрослое, а в ротовой полости уже сформированы зачатки всех 20 молочных зубов. Ребенок уже способен класть палец в рот, однако сосать научится немного позже. Из-за активного формирования сосудов кожа малыша красная и очень тонкая, поэтому на теле появляются пушковые волосы — лануго, необходимые для сохранения специальной смазки, защищающей от переохлаждения.

2-й триместр беременности
15–16-я неделя

К 15-й неделе ребенок вырастает до 10 см и набирает вес — теперь он весит примерно 70 граммов. Несмотря на то что глаза еще расположены довольно низко, лицо уже вполне узнаваемо, более того, ребенок начинает «строить рожицы», поскольку лицевые мышцы хорошо развиты. К этому времени он уже умеет сосать палец, а сальные и потовые железы начинают свою работу.

17–18-я неделя

И вот наконец у ребенка формируются слуховые каналы, поэтому он начинает хорошо различать звуки и слышит голос матери, более того, он способен его узнавать. В дополнение к молочным зубам появляются и зародыши коренных, кости окончательно формируются и начинают твердеть. Кстати, кости черепа останутся подвижными до самого рождения — при прохождении родового канала они будут накладываться друг на друга, чтобы облегчить малышу появление на свет. А вот мама наконец-то начинает ощущать движения ребенка, который подрос до 14 см и 190 граммов.

19–20-я неделя
5.png
Ребенок на 20-й неделе беременности.

Несмотря на то что глазки ребенка еще закрыты, он уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве. Более того, теперь можно понять, будет ребенок правшой или левшой, ведь именно сейчас он начинает активнее использовать ведущую руку. На пальчиках малыша появляются отпечатки пальцев — еще один уникальный признак каждого из нас. Кстати, ребенок уже начинает понемногу отличать день от ночи и проявляет активность в определенное время.

21–22-я неделя

21-я неделя — время, когда ребенок начинает набирать вес за счет формирования подкожного жира. Уже скоро на его ручках и ножках появятся складочки, которые есть у новорожденных. На 22-й неделе в мозге формируются те нейроны, которые будут с человеком всю жизнь. Совсем скоро ребенок откроет глаза, он уже пробует сделать это, а глазные яблоки двигаются почти как у взрослого.

23–24-я неделя

На 23-й неделе ребенок, возможно, начинает видеть сны, а лицо его настолько сформировано, что на УЗИ можно определить, чьи черты лица он унаследовал. Кожа его становится непрозрачной, глаза открываются, и ребенок уже может реагировать на свет, более того, яркие вспышки способны его напугать. К 24-й неделе ребенок вырастает почти до 30 см, а его вес достигает 0,5 кг.

25–26-я неделя

В это время вкусовые рецепторы ребенка окончательно формируются и, пробуя на вкус околоплодную жидкость, он может морщиться, если она ему не нравится. Кстати, пищевые привычки именно так и формируются — уже в утробе матери у нас появляются любимые и нелюбимые продукты. Совсем скоро ребенок научится моргать и уже может немного видеть, правда, пока очень и очень расплывчато.

3-й триместр беременности
27–28-я неделя
6.png
Ребенок на 27–28-й неделе беременности.

Если сделать УЗИ на этом сроке, можно увидеть, как ребенок улыбается и интенсивно сосет палец. В это время у малыша появляется первая «игрушка» — собственная пуповина, и он активно изучает свое тело. В конце 7-го месяца беременности у ребенка формируется индивидуальный обмен веществ, который будет у него всю жизнь. Малыш уже довольно большой — его вес достигает 1,2 кг, а рост — 35 см.

29–30-я неделя
7.jpg
© East News
Ребенок на 30-й неделе беременности.

Слой подкожного жира все увеличивается, и малыш становится все более пухлым и упитанным. Кроме того, он уже умеет плакать, кашлять и даже иногда икает — происходит это, скорее всего, тогда, когда он заглатывает слишком много околоплодной жидкости. К 30-й неделе мозг ребенка уже настолько развит, что он вполне способен запоминать и даже анализировать информацию.

31–32-я неделя

В это время у человека появляются все 5 чувств, а его режим дня все больше напоминает тот, которому он будет следовать после появления на свет. Ребенок слышит работу всех органов матери, прекрасно знает ее голос, благодаря чему сразу же после рождения способен отличить ее от всех остальных людей. Иммунная система малыша начинает вырабатывать антитела, которые защитят его от всевозможных инфекций, которые могут подстерегать в первые дни и месяцы после рождения.

33–34-я неделя

И вот наконец подкожный жир уже сформирован, и с тела плода исчезает лануго. К этому моменту малыш сильно подрос — длина его тела достигает 40 см, а вес вплотную приближается или даже превышает 2 кг. Нервная система младенца уже полностью сформирована, а вот легкие все еще продолжают развиваться.

35–36-я неделя
8.jpg
© East News
Ребенок зевает. 3D-УЗИ на 36-й неделе беременности.

В это время ребенок выглядит почти точно так же, как и тогда, когда появится на свет. Он еще довольно худенький, но слой подкожного жира увеличивается все интенсивнее. Однако и волосы, и ногти у него уже полностью сформированы, а он сам становится настолько большим, что ему почти не остается пространства для маневров, поэтому он может двигаться меньше, чем на более ранних стадиях.

37–38-я неделя

И вот наконец процесс формирования человека завершился окончательно — теперь он полностью готов к появлению на свет, а акушеры считают беременность доношенной. Лануго окончательно исчезает с его тела и лишь иногда может оставаться на ручках и ножках. Поскольку места в матке почти не осталось, матери может казаться, что ребенок стал шевелиться интенсивнее, на самом же деле увеличилась сила ударов, ведь мышцы ребенка уже окончательно сформировались и окрепли.

39–40-я неделя
9.jpg
© .com

Первые минуты после появления на свет.

Легкие ребенка продолжают формироваться до самых родов, и только к моменту рождения они выделяют нужное количество сурфактанта — вещества, которое предотвращает слипание альвеол после первого самостоятельного вздоха. Уже совсем скоро малыш возвестит о своем появлении на свет первым криком и начнет свое долгое путешествие по большому и интересному миру.

Всевышний Аллах говорит нам в Коране: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!»(Сура аль-Муминун, аяты 12-14). Эти аяты Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил таким образом: «Каждый из нас находится 40 дней в утробе матери. Затем такое же время (сперма) превращается в клейкий сгусток. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души». Далее Аллах сказал: «Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим». (Сура аль-Инсан аят 2). «Затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность! ( Сура Сажда аят 8-9), «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста…» (сура Ал- Хадж аят 5)В комментариях с точки зрения науки будут использаваться замечания канадского гинеколога профессора Кейса Мура, который производил сопоставления описания развития эмбриона из Корана с научными данными.…Он вас творит в утробах ваших матерей, в трех мраках, сменяя одно творение другим . Таков Аллах — Господь и Покровитель ваш! Ему принадлежит вся власть, и нет иного божества, кроме Него. Так почему ж вы так отвращаетесь? (Сура аз-Зумар аят 6). Как считает доктор Мур три мрака — это три покрова: брюшная полость, стенка матки и амниакарионическая мембрана. Кроме этого, в аяте говорится, что плод в утробе матери формируется в трех стадияхотличных одна от другой. Современные исследования в гинекологии подтверждают,тот факт, что развитие зародыша в утробе матери проходит в три эмбриональные фазы. Это научное положение является одной важной составляющей в знаниях по эмбриологии, эти данные используются на медицинских факультетах ВУЗов. В одной из книг по эмбриологии так описываются эти стадии: «Жизнь плода в матке матери проходит 3 стадии: предэмбриональная — первые 2.5 недели, эмбриональная — до конца 8-ой недели и фетальная — от 8-ой недели до родов» ( П. Уильямс Основная эмбриология Человека 3 издание 1984)

Как зарождается и развивается жизнь в утробе матери? Благодаря этой подборке уникальных фото можно пронаблюдать за чудом развития человеческого существа от самого зачатия и до родов.

Многие спорят о том, есть ли жизнь после смерти, но мы точно знаем, что есть жизнь до рождения! Девять месяцев после зачатия маленькое чудо внутри женщины развивается и растет. Причем проходит этот процесс крайне интересно.

Через 4 дня после оплодотворения.

После оплодотворения зигота уже обладает предопределенным полом (вот это, например, девочка!) и уникальным набором ДНК. Ее ДНК будет определять развитие ее тела в течение следующих девяти месяцев (а потом и всю жизнь).

5–6 недель беременности.

Несмотря на то, что плод достиг лишь 6 мм в длину, его нос, рот и ушки уже начинают формироваться. Сердце девочки бьется около 100 раз в минуту (почти в два раза быстрее сердца матери), а по телу начинает циркулировать кровь. Мозговые волны различимы уже в 2–3 недели!

Седьмая неделя беременности. Сверху, по часовой стрелке: хорионический мешочек, мозг, амниональный мешочек, глаз, печень, пуповина, плацента.

Десятая неделя беременности.

Все главные функции организма запущены: почки, кишечник, мозг и печень уже принялись за работу. Крошечные ручки и ножки уже начинают сгибаться.

Двенадцатая неделя.

Мышцы начинают набирать массу, так что все свободное время девочка тянется и пинается. Ее рефлексы начинают развиваться, и, если положить руку на живот, она наверняка ответит, хотя вы этого еще не почувствуете.

Шестнадцатая неделя беременности.

Сосет пальчик на 18–20‑й неделе беременности. Уже сейчас у нее появился свой уникальный набор отпечатков.

Шесть месяцев беременности.

Ребенок может отвечать на внешние звуки движениями и ускорением пульса. Мать заметит резкие движения ребенка, если малыш икает!

Шесть-семь месяцев беременности.

Восемь месяцев беременности.

Этот малыш уже слышит и начинает узнавать голос мамы. У него розовая кожа, и он уже начинает приобретать свою милую пухлую форму, свойственную всем новорожденным. Это накопление жиров очень важно, так как помогает ребенку регулировать температуру тела после появления на свет.

А в этом видео вы увидите долгий девятимесячный процесс меньше чем за пять минут!

Смотрите также: 35 лет спустя: как сложилась судьба единственных в мире девочек-шестерняшек

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев далеко не праздный. Особо актуальным он становится, если принять во внимание статистику детской смертности и количество абортов, которые совершаются в нашей традиционно православной стране.

На портале «Богослов.RU» размещена статья Алексея Попова «Посмертная участь некрещеных младенцев: вечное блаженство или горькие муки?». В ней автор делает попытку ответить на этот столь чувствительный для души христианина вопрос и свои рассуждения завершает следующими словами: «Какой спрос может быть с нерожденного ребенка или умершего младенца, который не знает, Кто есть Бог и что нужно делать для своего спасения? <…> Конечно, мы не можем знать, что и как происходит там, после смерти. Но отправлять в ад несчастных детей, которые не могли самостоятельно принять Крещение, неправильно и, пожалуй, эгоистично». Отметим, что автор сформулировал лишь желание относительно того, каким бы ему хотелось видеть решение данной проблемы. Почему же вопрос о посмертном состоянии некрещеных младенцев так и остался без ответа?

Для объективного суждения о каком-либо предмете необходима определенная полнота соответствующих знаний, поэтому прежде чем сделать вывод, «правильно» или «неправильно», необходимо разобраться с ключевыми понятиями: что есть ад? что есть самостоятельный выбор? и, как бы тривиально это ни звучало, что есть Крещение?

В «Пространном христианском катехизисе» митрополит Филарет (Дроздов) дает следующее определение ада: «Ад по-гречески значит «место, лишенное света”. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т. е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства соединенных с Ним». Свт. Филарет именует адом состояние души человека, который грехом вверг себя в духовную тьму, а лучше сказать – отвернулся от света. Интересный комментарий на данную тему делает известный православный богослов Е.А. Авдеенко, который так объясняет, что такое ад: «Это бесконечное движение от Бога, которое не может завершиться, поскольку небытия нет». Если продолжить это размышление, то бесконечному движению от Бога как падению души грешника в бесконечную пропасть ада естественно противопоставляется возможность бесконечного Богопознания как движения души праведника к Богу в Царствии Небесном.

Таким образом, рай или ад – это прежде всего внутренний вектор духовного состояния человека, который может быть направлен как к Богу, так и от него. Подтвердить мысль о том, что понятия «ад» и «рай» необходимо соотносить не с местоположением в пространстве, а с внутренним миром человека мы можем словами Спасителя: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).

Вектор, как направленный луч, не имеет конца, но луч имеет начало. Если духовная направленность подразумевает вариативность, то перед человеком в определенный момент жизни должен встать вопрос выбора: устремиться к Богу или от Бога. Чтобы разобраться, на каком этапе жизни совершается такой выбор, обратимся к истории двух братьев – Иакова и Исава (Быт., гл. 25). Рассуждая о Божием предызбрании, ап. Павел пишет: «Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого <…>, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:10-15). Почему из двух, казалось бы, невинных младенцев один назначен к милости, а другой к отвержению? Если это слепой жребий, то где в этом случае правда? О том же вопрошает и апостол – и тут же сам утверждает, что нет, Господь милует того, кого следует миловать. А значит, в одном из младенцев Бог рассмотрел нечто, что отсутствовало в другом. Так как речь в данном случае идет о нерожденных младенцах, а избрание уже совершилось, то заглянем в самое начало и попробуем понять, что происходит в момент зачатия человека.

Свое существование человек обретает в момент соединения воедино в утробе матери двух составляющих – плоти, которая дается родителями, и души, которая преподается Богом. Девственно чистая душа соприкасается с плотью, несущей печать практического знания «благого и лукавого» не только далекого предка Адама, но и своих родителей. В этот момент душа и делает свой единственный в жизни свободный выбор между благим и лукавым. Вследствие этого сакрального выбора дух человека получает свое бытие и направленность. Примером такого выбора могут служить слова пророка Исаии о Младенце Христе: «Зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» (Ис. 7:16). В дальнейшем человек еще не раз будет делать выбор между добром и злом, но это будет выбор разума, ограниченного житейскими условностями, отягченного немощью и страстями плоти, потому и называться такой выбор свободным будет лишь условно.

Можно предположить, что Господь «предуставил» к милости Иакова на том основании, что узрел в младенце направленный к Истине дух, и отринул Исава, по причине того что его душа предпочла Истине противоположное направление. Отсутствие высоких стремлений, или, говоря современным языком, духовная индифферентность, в итоге и привела Исава к последующему отречению от первородства за обычную чечевичную похлебку (Быт. 25:31-34).

Вспомним еще одну ветхозаветную историю. Господь решает судьбу погрязших в грехе жителей Содома и Гоморры. Авраам взывает к Богу: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт. 18:23-25). На что Господь обещал Аврааму, что если обретет в Содоме хотя бы десять праведников, то не погубит город. Мы помним, что, кроме Лота и его жены с дочерьми, в городе праведников не оказалось, и город был сожжен Господом со всеми жителями. Поставим условную планку в 14 лет, до исполнения которых, допустим, Бог не вменяет грех ребенку. Так как Божия кара совершилась, это значит, что все жители Содома и Гоморры, начиная с 14 лет и выше, были грешниками. Более того, так как среди 14-летних не оказалось ни одного праведного отрока, то нет никаких оснований предположить, что праведники вырастут из 13- или 12-летних «младенцев». Ап. Павел однажды сказал: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и <…> производящая терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6:7,8). В духовном смысле это и произошло с жителями Содома и Гоморры. Народ перестал приносить добрые плоды, он перестал рождать праведников, которых на момент сожжения не оказалось ни среди взрослых, ни среди детей всех возрастов.

Свободный выбор не зависит от возраста человека и от его разумных способностей, так как этот духовный выбор человек делает не разумом, а душой. Младенец Иоанн возликовал о приходе Богородицы, находясь в утробе своей матери. Разум будущего Крестителя Христова еще не сформировался, но его дух уже узнал и потянулся к приблизившейся Истине, т. е. ко Христу, который Сам только-только облекался плотью во чреве Пречистой Девы Марии (Лк. 1:39-40). Но верный духовный выбор – это лишь потенциал, который человеку необходимо реализовать своей жизнью. И промысел Божий здесь играет основополагающую роль, которую апостол Павел выразил словами: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. <…> А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29,30).

Приведем пример, который показывает, что даже ученики Христовы разумом и поступками не всегда соответствовали правильному духовному устроению. Однажды на неразумное предложение учеников истребить жителей самарянского селения, которые отказались принять у себя Иисуса Христа, Господь, обращаясь к Иакову и Иоанну, «запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56). Несоответствие верного духовного устроения и поступков мы можем увидеть и на примере разбойника, распятого справа от Спасителя.

История распятых рядом со Христом разбойников требует особого рассмотрения. Оба осужденных на смерть подельника занимались одним и тем же – грабили, насиловали, убивали. И хотя одни и те же беззаконные дела роднили разбойников, отношение каждого из них к своим поступкам показывает, насколько это были разные по духу люди. Один из них говорит Иисусу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Этот разбойник не видит перед собой Христа, он лишь, подобно утопающему, пытается схватиться за соломинку. Но представим, что Господь выполнил просьбу разбойника и снял его с креста. Что дальше? У разбойника ничего нет, так как если он чем-то и обладал, то по приговору на распятие был лишен всего, что имел, вплоть до одежды, которую делили между собой стражники. Конечно, он мог пойти и честно работать на тех, кого совсем недавно грабил, но более реалистичным развитием событий кажется то, что, избежав смерти, этот человек продолжит привычное ему разбойничье дело. Это прекрасно понимал разбойник, который принимал наказание справа от Христа. Отметим, что он дает верную оценку как своим поступкам, так и воздаянию: «Мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). Разбойник не только помнит свои дела, но, что более важно, понимает, что дела эти неправедны, и это не внезапное прозрение на кресте, а результат томления совести. Потому и не просит благоразумный разбойник снять его с креста, что возвращаться к делам, которые так долго тяготили и терзали его дух и совесть, он не желает. Он видит Праведность рядом с собой, распятую на Кресте, и желает только одного – быть там, где Праведность обитает, то есть в Царствии Небесном, куда всегда был направлен вектор его заблудшей души. Поэтому, хотя разбойники совершали одни и те же беззакония, дух одного из них был направлен к Богу, а дух другого нет.

Приведем слова ап. Иоанна, которыми заканчивается не только Откровение, но и все Священное Писание: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). Данные слова определенно говорят о том, что однажды получивший свое направление духовный вектор не меняется в человеке в течение всей его жизни. Вспомним притчу Спасителя о «плевелах» (Мф. 13:24-30; 36-43). На одном поле вместе до самой жатвы росли пшеница и сорняк. За все время их совместного роста не изменило своей сущности ни одно растение: сорняк не стал пшеницей, а пшеница – сорняком. Заметим, что покаяние (μετάνοια) в переводе означает «перемену ума», а отнюдь не перемену души. Поэтому если мы говорим о необходимости покаяния, это значит, что человеку надлежит свой разум (а с ним слова и дела) привести в соответствие своему духовному устроению. Данный вывод вполне сообразуется со словами ап. Павла: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). То есть для спасения необходима гармония двух составляющих: праведного духа и праведных дел. Вспомним и трагическую историю Иуды Искариота, который входил в круг ближайших учеников Иисуса Христа. Он своими ушами слышал все слова и учение Спасителя, он не только воочию видел творимые Господом чудеса, но и сам вместе с остальными апостолами творил исцеления и изгонял бесов (Мф. 10:5-8), раздавал людям чудесным образом умножавшийся в его руках хлеб (Мф. 14:17-21). Ничего не помогло. Однажды сделанный душою выбор привел Иуду к погибели.

Вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев – это лишь часть глобального вопроса об участи всех людей, которые по тем или иным причинам не были просвещены Светом Евангельской проповеди. Здесь возникает законный вопрос о Крещении и словах Спасителя относительно его непреложности: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Сначала ответим на вопрос о том, что такое Крещение. «Крещение не плотской нечистоты омытие, но…» (1 Пет. 3:21). Казалось бы, вопрос давно разрешен. Написаны десятки статей и тысячи книг, которые позволяют сделать вывод, что Крещение – это отнюдь не обещание, как о том говорит Синодальный перевод слов ап. Петра, а именно вопрошение у Бога благой совести. Примером исследований на данную тему могут служить рассуждения В. Чубукова в статье «Эперотима для Марцинковского» или работа С.В. Солоха «1 Петра 3:21: Крещение – обещание или вопрошение доброй совести?». Тем не менее мнение о Крещении как обещании Богу доброй совести довольно часто звучит как из уст простого мирянина, так и с церковного амвона. То, что верующему человеку прилично давать Богу обеты, которые призваны помочь искоренить в себе страсти и дурные наклонности, не вызывает сомнения. Но очевидно и то, что Покаяние, или перемена ума (μετάνοια), должно предшествовать всем обещаниям и обетам, которые христианин приносит Богу. Человек может пообещать исправиться по страху болезни, и обещание в этом случае будет вполне искренним. Но подавляющее большинство подобных «обещателей» забудет о нем, как только болезнь отступит. Нет смысла говорить и об обетах тех, кому звание «христианин» необходимо для решения текущих меркантильных проблем. Причиной подобных «обетов» может быть требование по вероисповеданию при устройстве на определенную работу или желание вступить в венчанный брак одного из супругов. О результате подобного отношения к таинству Крещения еще в IV веке говорил свт. Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух крестить не будет». Бывают исключения, когда после подобного «лицемерного» крещения человек обретает истинное покаяние и всей душой обращается к Богу. Но подобные исключения лишь укрепляют осознание того, что обещание не может быть корнем и причиной снисхождения на человека очистительной Божией Благодати в таинстве Крещения.

На важность вопроса о сути Крещения указывает то, что ап. Петр обращается к нему не однажды. Во втором своем послании апостол предупреждает, что среди христиан появятся «лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Разговор о таких лжехристианах апостол Петр заканчивает словами: «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья валяться в грязи» (2 Пет. 2:22). Апостол указывает на суть предмета. Невозможно переделать сущность пса или свиньи. Сколько не мой свинью, она вновь залезет в лужу, и залезет не случайно, а потому что ей там комфортно. Подобно этому и человек, которому комфортно жить в духовной нечистоте, после «омытия», то есть Крещения, вновь обратится к греху как к привычному образу жизни.

О том, что лицемерное «крещение» не меняет сущность человека, свидетельствуют слова другого апостола: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Иоанн говорит о ложных христианах (антихристах), которые покинули Церковь или уклонились в ересь. Апостол указывает, что эти люди хотя формально и принадлежали Церкви, но по факту никогда не становились ее членами. Безусловно, они были крещены, но крещены только людьми, Дух Святой крестить их не стал. И не важно, какие обещания они могли дать Богу перед своим Крещением, сущность человека самим актом погружения в воду не меняется. Это было очевидно и ап. Петру, потому он и говорит, что Крещение – это вопрошение благой совести у Бога. У «предуведенного» и «предопределенного» ко спасению человека должен быть – и, безусловно, есть – запрос на духовную чистоту. Если такого человека омыть от грязи греха, он будет стараться сохранить чистоту. Это не всегда может получиться в полной мере, но «жажда правды» (Мф. 5:6) будет вновь и вновь давать верующему возможность смыть в покаянии прилипшую нечистоту греха.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Именно нищете, или крайней немощи, свойственно «вопрошать». «Обещание» же приличествует тому, кто полагается на собственные силы, что более соотносится с католическим учением о заслугах и индульгенциях, чем с православным учением о спасении. Чтобы Крещение совершилось, человеку необходимо иметь искреннее желание духовной чистоты, которое не появляется вдруг, ниоткуда перед самым Крещением. Это должен быть жизненный, непреходящий запрос души жить по совести, то есть духовный вектор человека должен быть направлен к Богу. Таким образом, мы видим, что Крещение – это лишь следствие свободного выбора, который сделала душа младенца еще в утробе матери.

Если же говорить о Крещении как о непреложном условии для спасения, то условие это применимо лишь к тем, кто о Христе узнал и имеет возможность креститься. Если таковой человек пренебрежет Крещением, как отказались от крещения Иоаннова фарисеи и законники (Лк. 7:30), то тем самым обличит свою богоборческую сущность и в Царство Небесное войти не сможет. К тем же, кто Христа не познал или не имел возможности креститься, данное условие не может быть применимо. Ап. Павел пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:14-16). Далее апостол делает еще более смелое заявление: «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? <…> Ибо не тот Иудей, кто по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но Иудей, кто внутренне , и обрезание, в сердце, по духу, не по букве» (Рим. 2:26-29). Апостол вслед за Спасителем учит, что Дух выше буквы закона, поэтому, если мы заменим слово «обрезание» словом «крещение», а «иудей» – словом «христианин», то увидим, что при определенных условиях спасение доступно и тем, кто не сподобился приступить к очистительному таинству Крещения.

Надо признать, что наши рассуждения относительно ада, свободного выбора или таинства Крещения не во всем соответствуют «общепринятому» мнению относительно каждого из этих понятий. Но, тем не менее, наш подход позволяет отойти от эмоциональных суждений и посмотреть на вопрос посмертной участи младенцев с точки зрения логики и здравого смысла. Подводя итог приведенным рассуждениям, мы можем заключить, что посмертная участь некрещеных младенцев вряд ли будет отличаться от посмертной участи взрослого человека. Как сказал Спаситель: «Грядущаго ко мне не изжену вон» (Ин. 6:37).

Подобный вывод заставляет задуматься о роли родителей в процессе выбора духовного вектора их ребенком. Писание нам повествует о двух сыновьях Адама и Евы, Каине и Авеле, которые родились у прародителей после изгнания из Рая. Один выбрал путь богоборчества, другой устремился душой к своему Создателю. «50 на 50» – вполне естественный и логичный итог выбора между благим и лукавым, которые в равной степени присутствовали в прародителях после их грехопадения. Ни благое не было еще усилено делами праведности, ни лукавое не укрепилось греховными поступками и страстями. Души детей святых Адама и Евы имели одинаковую возможность выбрать благое или уклониться к лукавому. Но по мере того как с каждым поколением людей, живущих на Земле, грех укреплялся и совершенствовался в человеке, менялось и духовное соотношение выбора для души младенца. И теперь уже не каждый второй ребенок, как у святых прародителей, а, наверное, только каждый третий, четвертый, а то и десятый избирает Истину. И наконец, вероятность появления на свет праведника в среде развращенного сообщества становится настолько мала, что ей можно пренебречь, а само сообщество истребить огнем, как это случилось с жителями Содома и Гоморры, или водой Потопа, как это произошло с развратившимися современниками праведного Ноя.

Вывод относительно истинности приведенных рассуждений мы предлагаем сделать самому читателю. Но если наш мир еще стоит и Господь долготерпит к нашим грехам, это означает одно – человечество пока еще может рождать праведников. Как только мы вконец потеряем эту способность, то есть, грехом затмевая в себе благое, лишим наших еще не рожденных младенцев возможности устремиться душой к Богу, тогда, наверное, в этот мир и придет Судья вершить свой последний праведный Суд.

Младенческая смертность в РФ: статистика, причины, динамика. Режим доступа: https://www.uroweb.ru/article/mladencheskaya-smertnost-v-rf-statistika-prichiny-dinamika.

Попов А. Посмертная участь некрещеных младенцев: вечное блаженство или горькие муки? Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/5953902.

Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_7.

Чубуков В. Эперотима для Марцинковского. Режим доступа: https://vladimir-chub.livejournal.com/44544.html.

Солоха С.В. 1 Петра 3:21: Крещение – обещание или вопрошение доброй совести? Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/1-petra-3-21-kreschenie-obeschanie-ili-voproshanie-dobroy-sovesti.