Когда воздвижение?

Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам, орудие казни оставляли в гробнице. Однако, согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272–337) организовал археологическую экспедицию. Раскопки возглавила его мать, царица Елена. Дата обретения Честного Креста точно не известна, чаще ее относят к 326 году.

Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой — святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии — Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.

В России считается, что частицы Креста Господня хранятся в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иванове. А в 2006 году частицу Креста даже отправили на околоземную орбиту.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста.

Согласно наиболее древней, Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми он был пригвожден к орудию казни. Чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Вторая версия предания об обретении Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.
Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте распятия и воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Праздник Крестовоздвижения: версии обретения и особенности чина
В древних месяцесловах этот праздник назывался «Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».

Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.
Чин Воздвижения был определен древней Церковью сразу после самого исторического события: обретения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивой императрицей Еленой (IV в.), и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают, как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила преподобного Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену. Святитель Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели.
В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Эта победа пришла через поражение, через позорную казнь Бога на Кресте, единственное поражение в истории человечества, которое обернулось победой. Святая Церковь торжествует и празднует в день Воздвижения Креста Христова.
В нашей Церкви существует понятие личного креста, личного крестоношения, когда подразумевается, что у каждого из нас, живущих на земле, есть «свой крест», свои тяготы, которые нужно нести с достоинством и терпением.
Так как с Крестом неразрывно связываются страдания Христа, то в воспоминание о них, Церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост и не начинать никаких важных дел.
Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству. Явление Креста — это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви.
Кстати:

В праздник Крестовоздвижения совершается чин Воздвижения Креста: происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение — по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!» И по чину священник или епископ 5 раз при пении «Господи помилуй» совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью Сим победиши. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела, уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: Господи, помилуй, благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратное Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: Крест воздвигается, и все верные стекаются, крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество.

История установления праздника

Свое начало и название празд­ник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, получил в год обретения св. древа. Так как Крест был обретен перед праздником святой Пасхи, то первоначально Воз­движение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

В 335 году, когда совершено было освящение храма Вос­кресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма соверша­лось собором епископов, прибывших из всех концов Римской им­перии, то это событие послужило поводом к распространению празднования в этот день Воздвижения во всем христианском Мире.

Во времена Советского Союза все католики города Караганды ездили в единственный католический Храм св. Иосифа в районе Майкудук. В 90-ых годах появилась возможность образовать небольшую католическую общину в районе Пришахтинска г. Караганды, для этого был приспособлен дом по ул. 2-ая Пятилетка 21. Первым пастырем этой растущей общины в 1996 году стал о. Массимо Унгари. Далее возглавляли приход священники о. Аделио Дель’Оро, о. Джузеппе Вентурини, о. Григорий Приходько.

Постепенно назревала идея построения отдельного храма для прихода «Воздвижения Святого Креста», для которого в 2000 году краеугольный камень освятил епископ Ян Павел Ленга. С 2000 – 2003 год настоятелем прихода был о. Атаназиус Шнайдер, которому помогали сестры евхаристки. С 2003 – 2008 г. приход возглавлял префект Духовной Семинарии о. Лаврентий Шамбергер с некоторыми семинаристами, которые занимались детьми и молодёжью. 24 октября 2006 года епископ Карагадинский Ян Павел Ленга торжественно освятил новопостроенный храм под названием Блаженного Алексия Зарицкого, останки которого долгое время покоились неподалёку на Тихоновском кладбище.

С 2008 года община верующих получила своего постоянного настоятеля о. Владимира Немца, который первым начал жить постоянно в этом приходе. В 2014 г. его сменил о. Руслан Рахимберлинов, а в 2017 о. Виктор Мессмер.

Об этом чуть позже, сначала про слово «воздвижение», означающее торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной церкви, и в основе его события, произошедшие в IV в. по РХ.

Первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить, стереть с лица земли места, связанные с Христом. Так, был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Иисус. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстроил новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина, царица Елена. Изыскания увенчались успехом, царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней: именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, — там нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». Итак, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? Помогло чудо. По сообщению историка VI в. Феофана Византийского, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Найдя Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет историк V в. Сократ Схоластик, решила «создать на месте гробницы молитвенный дом». Так был построен храм Гроба Господня.

Но почему христиане поклоняются Кресту — орудию мучительной смерти Спасителя? Почему Крест — святыня? Потому что именно на этом невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Крест- это величайшая святыня христиан, дающая нам опору и защиту

Потому что, безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим, «смерти было невозможно Его удержать». Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов. Поэтому после Воскресения Христа, Крест уже не орудие казни, позорное и мучительное, а залог нашего спасения. «В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас» (святой Иоанн Кронштадтский).