Колесницы в древнем Египте

Колесница – древнее средство передвижения, единица вооружения и транспорт царей, двухколесная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных (в основном лошадей).

Самые ранние колесницы были в ходу уже в 5 тысячелетии до н.э. Колесницы использовались —

  • культура воронковидных кубков (V тыс. до н.э.),
  • ямной культурой (IV тыс. до н.э.),
  • синташта (III тыс. до н.э.),
  • шумеры (III тыс. до н.э.).

Принято говорить, что впервые колесница появилась в Древнем Египте в 18 столетии до нашей эры. По письменным источникам установлено, что фараон Тутмос III в битве при Меггидо против ханаанских царей лично возглавлял боевые колесницы. А самая крупная битва колесниц (около 7 тысяч) состоялась при Кадеше в 1299 году до н.э.

В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тыс. до н.э. — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

В VIII в. до н.э. ассирийцы изобрели совершенно новые запряжки колесниц. Во первых, было запряжено уже 4 лошади, а в колеснице размещалось до 4 воинов. Кстати, именно такое вооружение после дало преимущество хеттам перед Египтом.

Но уже во II тыс. до н.э. от колесниц пришлось частично отказаться. В то время уже освоили верховую езду, и по экономическим подсчетам намного выгоднее были 2 всадника на лошадях, нежели в колеснице. Сами колесницы было на то время высокотехнологичным и дорогостоящим изделием.

Также в основном из-за экономических причин колесницы стали уходить в прошлое, несмотря на явный фактор преимущества. По подсчетам 6000 человек пехоты и 200 колесниц могли уничтожить армию пехоты численностью в 10 тыс.

Еще одна функция, которую выполняли колесницы кроме военных и сакральных, спортивная. Такие колесницы имели открытую верхнюю часть. Наибольшие соревнования происходили в Риме на ипподроме и с вместительностью 150 тыс. зрителей.

Штандарт мира и войны. Ур, ок 2200 г. до н.э.

Штандарт мира и войны. Ур, ок 2200 г. до н.э.

Рамсес II в битве при Кадеше. Храм Абу-Симбел.

Рамсес II в битве при Кадеше. Храм Абу-Симбел.

Фигурка колесничего, найденная в Хараппе.

Фигурка колесничего, найденная в Хараппе. Ок. 2000 г до н.э.

Два воина на колеснице, в шлемах из клыков кабана

Два воина на колеснице, в шлемах из клыков кабана. Фреска из Пилоса. Ок. 1350 г. до н.э.

Комментарии преподавателя

Египетское войско

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

Благодаря изобретению нового металла – бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза – это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

Направления походов

Существовало три основных направления военных походов:

1. На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

2. На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

3. На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства – Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

Результаты походов

Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

В I тысячелетии до н.э. египтяне сами стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

К занятию прикреплены файл «История войн.» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

История создания…Древние колесницы

Грибулина А.

Когда-то много веков назад по мощенным камнем улицам и пыльным дорогам Греции мчались колесницы. Никто тогда и не подозревал, что быстрых коней сменит мощный мотор, а вожжи в руках трансформируются в удобный руль. Каждому времени своя жизнь! На тот момент и колесница казалась быстрее ветра!

Колесницы использовались для ведения боевых действий многими армиями — Египта, Греции, Рима, Ассирии, Персии. Воины на этом уникальном транспортном средстве представляли собой мобильное ударное звено, которое сметало на своем пути все живое. Они шли впереди или действовали на флангах пехоты. Такие боевые звенья в один миг расстраивали ряды противника, благодаря чему следовавшая следом пехота просто добивала тех, кто успевал увернуться от колесницы. Прием жесткий, но эффективный. Как бы то ни было, о могуществе древнего войска судили именно по количеству используемых колесниц.
Известен факт, что в 1312 году до нашей эры в боях между египтянами и хеттами участвовало почти 2500 колесниц с каждой стороны. Такое сражение можно сравнить разве что с битвой танков под Прохоровкой на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. В древние же годы победили египтяне. Их колесницы оказались легче, а оружия и воинов на них было больше. Хеттские же колесницы были тяжеловесны, неуклюжи, потому их быстро выводили из строя.
В древние века использовалось немало разных видов подобной «техники» — двухколесные с упряжкой из одной или двух лошадей, четырехколесные с целой четверкой лошадей и прочие. Их кузов фиксировался на низких колесах, что придавало устойчивость конструкции. В передней части колесницы устанавливались перила. За них можно было держаться во время движения и привязывать вожжи. Задняя часть колесницы была полностью открыта, за счет этого воины могли лихо соскакивать или запрыгивать на нее на ходу.
На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.
Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.

ассирийская колесница

Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.
Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.
Персидская военная колесница имела более сложное устройство. У нее перила располагались со всех сторон, а к дышлу привязывались копья. Лошадь же была защищена специальным панцирем. Подобный жест был продиктован тем, что во время боя колесницы и воины на них нещадно обстреливались. Стрела, попавшая в лошадь, вызывала падение животного, потери равновесия воинов и опрокидывание колесницы. В таком ДТП несложно было сломать себе шею, так и не доехав до позиций врага. Кстати говоря, эффективным приемом борьбы с колесницами были рвы, которые специально выкапывались рабами в местах предполагаемого прохождения древней «техники».

персидская колесница

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет. Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет. Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть — в колесницах ездили стоя). Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.
Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы — они резали вражескую пехоту, как траву. Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.
В Египте появился первый «кавалерийский» устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар «гнев фараона», когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

египетская колесница

Сегодня археологи находят многочисленные захоронения, где помимо людей в гробницах вместе с ними покоятся и колесницы. Обычай хоронить мертвых вместе со средством передвижения известен с давних времен. Первые такие захоронения, относительно малочисленные, относятся к XIII в. до нашей эры и встречаются практически на всем протяжении континентальной Европы. Традиция более плотно входит в обиход жителей начиная с железного века. По берегам Рейна и Дуная встречаются многочисленные усыпальницы вождей и жрецов, похороненных вместе со своими колесницами. Простой люд хоронили, конечно же, без них. Захоронения вождей железного века встречаются в центральной Европе, а также во Франции. В них находят также многочисленные предметы утвари, сделанные из глины, украшения, оружие. Наиболее известные захоронения с колесницами найдены в Виксе и Хохдорфе.