Коллектив детей

Формирование коллектива – сложный и, как правило, длительный процесс, а в условиях социально-реабилитационного центра это приобретает особую специфику.
Это обусловлено рядом факторов:
• кратковременностью пребывания несовершеннолетних в учреждении;
• их неодновременным поступлением в центр,
• разновозрастность группы;
• различная степень социальной дезадаптации,
• различный уровень развития.
Так же необходимо учитывать и то, что в основном, это дети из неблагополучных семей, которые поступили сюда со своим «нелегким жизненным багажом», в — основном, это жестокое обращение с ними.
Именно в детстве закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственными родителями. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить свою жизнь.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежениенуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Вследствие этого можно отметить следующие особенности поведения:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя),
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;
  • подавленное состояние;
  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий, низкая учебная мотивация;
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;
  • раскачивание, сосание пальцев, грызут ногти и т.п.

Поэтому, в первую очередь необходимо создать комфортные условия для каждого ребенка в группе, формировать коммуникативные навыки, терпимости друг к другу, позитивного взаимоотношения.
Затем необходимо выявить организаторские способности детей, характер взаимоотношений, рейтинг каждого ребенка. В группе всегда будет лидер, а также «принятые» и «отвергнутые». Явных лидеров, с адекватным поведением, можно сделать своими помощниками, которых необходимо вовлечь в работу с «отвергнутыми».
Можно выделить основные функции, при формировании детского коллектива:
Организационная — включение подростков в различные виды деятельности, координацию таких видов деятельности в соответствии с конкретными воспитательными задачами.
Воспитательная — целенаправленное формирование культуры нравственных взаимоотношений; выстраивание в детском коллективе системы гуманистического восприятия мира и самого себя; выработку социально значимых, «здоровых» привычек, норм поведения; укрепление воли, характера и др.
Стимулирующая — направлена на создание благоприятных условий для содержательного общения, воспитание потребности воспитанников в таком общении; формирование навыков самовоспитания, систематической самокорректировки норм их социально ориентированного поведения и др.

Сразу отметим, что речь здесь идет о детском коллективе, в котором должен доминировать позитивный, эмоционально положительный микроклимат, в котором должны выстраиваться » здоровые отношения».
Для социально-психологического климата группы необходимо:
1) взаимопонимание воспитателя и детей;
2) удовлетворенность детей взаимоотношениями;
3) сплоченность детской группы;
4) настроение детей.
Взаимопонимание между воспитателем и детьми – один из важнейших показателей психологического климата. Это сложный и многогранный процесс, который в одно и тоже время может выступать и как отношение людей друг к другу, и как их сопереживание и взаимное понимание. Часто дети не идут на контакт, замыкаются или наоборот, показывают свои «колючки». Поэтому вовлечение таких детей в коллектив – процесс долгий и кропотливый. Пусть не сразу, но ребенок откликнется, он поймет, что его понимают, доверяют и стараются помочь.
Самый эффективный стиль общения в группе, когда воспитатель и подростки находятся в позиции дружеского понимания. Такой стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, радость при осуществлении итого или иного вида деятельности.
Например, воспитанница Наташа. Можно сказать, что этот ребенок подвергся жестокому обращению, особенно со стороны отчима. В группу поступила повторно, но все равно, это был «ёжик с большими колючками». Любое прикосновение вызывало ужас, говорила, что больно. Речь у нее быстрая, зачастую даже не понятная. Искала свой определенный подход: чуть больше внимания, Сейчас это уже более уравновешенный ребенок. Сама любит часто держать за руку. Завидует девочкам с длинными волосами, из- за того, что им много времени уделяют при заплетании косичек. Поэтому к своим волосам относится бережно, «отпускает». Есть у нас с ней свои «словечки». Особенно любит, когда помогаю при выполнении домашнего задания по английскому языку. Так как большинство девочек в группе изучают немецкий язык, и моя помощь состоит лишь в проверке домашнего задания, то с Наташей мы долго занимаемся, вообще ей нравится читать на английском языке.
Общительность и доброжелательность взрослых выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.
Сплоченность коллектива — это общности целей и интересов. Уровень сплоченности является следствием согласия учащихся между собой, в первую очередь относительно ролевых обязанностей и моральных установок, порождающих чувства симпатии и антипатии между членами коллектива. Одна из существенных характеристик социально-психологического климата – удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которая складывается из следующих характеристик: особенности статусной структуры группы, мотивы симпатий и антипатий детей, трудности в отношениях между детьми, влияние совместной деятельности на отношения между ними.

Основные причины трудностей во взаимоотношениях:
• неумение строить отношения,
• низкий уровень коммуникативных умений,
• отрицательные личностные качества.
• несформированность потребности в общении,
• преобладание эгоистических устремлений.
• «эмоциональная глухота»
Высокий статус ребенка в коллективе укрепляет его самооценку, уверенность в себе, улучшает возможности социальной адаптации. Эмоциональное благополучие или самочувствие ребенка в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько детей симпатизирует ему, но и от того, взаимны ли эти симпатии.
В своей работе стараюсь ориентировать детей на такие принципы взаимопонимания, как:
• Ставь интересы других людей выше собственных.
• Будь верен и надёжен.
• Уважай других, уважая себя.
• Терпимо относись к другим точкам зрения.
• Воспринимай людей как равных себе.
• Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
• Умей прощать и не будь обидчив.
• Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
• Проявляй чуткость.
• Будь уверен в себе.
• Будь свободен от лжи и обмана.
• Умей контролировать свои желания и поступки.
• Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
• Стремись делать как можно лучше.
В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – взаимоотношения со взрослыми и другими детьми. Наличие хорошей социальной атмосферы – важный фактор общего настроения отдельного ребенка и коллектива в целом. Если ребенок испытывает в коллективе эмоциональное благополучие, то ценности и нормы коллектива воспринимаются им как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения стимулируют у детей активность, желание устанавливать конструктивные отношения внутри группы. Вот почему психологический климат коллектива выступает как решающее условие формирования нравственно активной личности ребенка, готовой разделять общепринятый в организации набор основных принципов и норм.
Берегите этих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек их скатились.

Подготовила: Воронцова А.В., воспитатель первой квалификационной категории

Куличкина М.И., соискатель Педагогического института Якутского государственного университета

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНЫХ ВОЗРАСТОВ

Детский коллектив — это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. Задачи общества по отношению к детскому коллективу, его воспитательные цели определяются характером общественных отношений и местом детей, занимаемым в системе этих отношений.

Детский коллектив характеризуется совокупностью признаков как общих для любого коллектива, так и специфических, определяющих его особенности.

С психологической точки зрения он представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, идет психическое развитие ребенка, становление его как личности. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися, и именно этим обусловлено особое значение здесь воспитательных функций.

Общество, относясь к детскому коллективу как к своему будущему, затрачивает значительные силы и средства на организацию системы воспитания, обеспечивает не только передачу существующего опыта всех отношений в форме, адекватной для различных этапов развития детей, но и подготавливает подрастающее поколение к новому, более высокому уровню общественных отношений.

Главной отличительной особенностью детского коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, построении их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием, наиболее активного и целенаправленного воздействия общества на личность, детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению к своим членам. Эти функции детского коллектива, поэтому и определяются целевыми установками, задачами, которые ставит по отношению к нему общество. В качестве основной задачи выступает воспитание личности… и формирование социальной направленности отношений в детских коллективах.

В современных общественных отношениях детский коллектив занимает своеобразное место. Детский коллектив представляет собой особое явление в системе общества как его будущая производительная сила, определяется специфический характер воспитательных задач общества по отношению к этому коллективу.

Своеобразие детского коллектива состоит в том, что в нем в концентрированном виде выражены основные общественные отношения.

Таким образом, специально организуемое взрослыми объединение детей — детский коллектив — позволяет моделировать характер всеобщих отношений, присущих обществу. И реальная практика этих отношений внутри детского коллектива имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Детский коллектив — та специфическая социальная среда и те условия, в которых не только формируются, но и развертываются, качественно изменяются все отношения детей.

В правильном построении, в организации этих отношений заключается задача воспитания. Причем особая пластичность субъекта обеспечивает активное воздействие коллектива на него. Именно коллектив создает возможности наиболее целенаправленного формирования устойчивых нравственных качеств личности ребенка путем присвоения им норм общественной жизни, деятельности.

Дальнейший поиск путей формирования отношений в детском коллективе и определение психологических возможностей его воспитательного влияния являются важнейшей задачей.

Уровень психического развития ребенка, его особенности на разных возрастных ступенях качественно изменяются. И при построении отношений нельзя не учитывать возможности и характер присвоения детьми опыта взрослых, общества, осознания ими тех или иных явлений, пути формирования самосознания.

Только на базе определенных видов деятельности, получающих развитие на определенных возрастных этапах становления личности ребенка, формируется развитый детский коллектив.

Фактически все дети школьного возраста включены в специально организуемую с учетом их психологических и возрастных особенностей разнообразную деятельность. При этом важно такое целенаправленное построение совместной деятельности школьников, чтобы в процессе ее складывались оптимальные возможности для развития развернутых отношений детей.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослыми. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом взрослыми. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание этих двух факторов. Педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма внешней целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его общественно полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, замещаясь влиянием так называемых неофициальных детских объединений.

Практически существующий ныне в условиях общеобразовательной школы детский коллектив представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Одним из важных моментов организации детского коллектива является разновозрастное построение контактных объединений школьников, на что справедливо обращал внимание еще А.С. Макаренко. Разновозрастной состав детских коллективов нивелирует тенденцию, обычно существующую в объединении сверстников — тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов детей одного возраста.

Входя в разнообразные объединения детей (с одними он вместе учится, с другими вместе трудится, с третьими рисует, поет, с четвертыми ходит в туристические походы и т.д.), ребенок испытывает своеобразное влияние каждой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Это контактное объединение, которое А. С. Макаренко очень точно назвал основным путем прикосновения к личности, представляет собой такую ячейку коллективных отношений, которую характеризуют наиболее конкретная форма и характер взаимосвязи его членов.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для всех детей (разных возрастов, занятых разными видами деятельности) общих интересов: общешкольные дела, соревнование классов, групп, бригад, кружков -создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений. В частности, общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Исключительно важно, что, объединяя школьников разных возрастов, организованных в неоднородные коллективы не только по видам деятельности, но и по времени существования, общешкольный коллектив является непреходящим, постоянным. Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он, является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов.

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования личности каждого ребенка.

Воспитательные возможности детского коллектива обусловливаются, во-первых, содержанием деятельности детей; во-вторых, тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом данной деятельности, и, в-третьих, системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. При этом исключительно важно формирование внутри коллектива отношений заботы о всех его членах, обеспечивающих оптимальное положение в нем каждого ребенка.

Важнейшим качеством личности человека является коллективизм. Развитый коллективизм выражается в сплоченности и взаимной помощи, основанной на общности интересов и целей деятельности, проявляясь в трудовой общественной активности личности, товариществе и ответственности, сознательной солидарности человека с обществом. (А.С. Макаренко, т.4, С. 386). Рассматривая коллективизм как интегральное качество личности человека, мы полагаем, что главным в этом качестве является общественный потенциал человека, его самооценка в обществе, общественная ориентация в деятельности и, что особенно важно, отношение к другому человеку как цели, а не средству деятельности. По определению А.В. Петровского, коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — это «относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами, вынесенными за рамки данной группы и почерпнутыми в идеологии общества». Оптимальное развитие коллективистических качеств личности осуществляется только в коллективе, включенном в деятельность, содержание которой имеет четко выраженный общественно полезный характер и определенный уровень организации. Поэтому, прежде всего, требуется организация самого содержания различных форм общественно полезной деятельности школьников (учебной, трудовой, организационно-общественной, художественной, спортивной и др.), которая превращает ее в коллективный творческий процесс, объединяющий разнообразные интересы каждого члена коллектива, развивающий его разнообразные способности.

Анализ путей, форм, методов организации общественно полезной деятельности школьников убеждает в том, что формирование коллективистических качеств личности достигается, прежде всего, действительно коллективным ее построением, т.е. таким разумным распределением работ между участниками коллективного труда, когда успех всех зависит от усилий каждого и успех каждого — от усилий всех. Наряду с взаимозависимым распределением заданий исключительную роль играют контроль за ходом работ и, в частности, коллективные формы учета деятельности, когда на первом плане выполнение коллективного задания, а не индивидуальных поручений. Тем самым работа каждого ребенка оказывается в зависимости от характера деятельности остальны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и ко­личественный состав детских объединений, содержательность обоснова­ния выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личност­ных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детского кол­лектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми большин­ством детей, другие находятся в положении «отверженных»). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемы­ми для большинства сверстников, другие — не пользуются особой попу­лярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2- 3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охот­но выполняют их просьбы. Таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с ор­ганизацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное по­нимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в част­ности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не прини­мают в игры, с ними мало общаются, не хотят уступать игрушки. Ос­тальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. Например, каждого ребенка в группе спра­шивают, кого бы он хотел пригласить на день рождения, или с кем бы хотел дружить, или жить в общем красивом доме и пр. Членов группы, получивших наибольшее число положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие наобо­рот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способ­ности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать распо­ложение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в пси­хологических исследованиях.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преиму­щественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социаль­ной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, 254 Часть IV. Дошкольный возраст Т. В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что по­ложение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популяр­ность в группе во многом зависят от их способности придумать и орга­низовать совместную игру.

В работах Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе ис­следовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было по­казано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверст­ников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружаю­щими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает актив­ность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает ак­тивность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстни­ками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

Феномен детской популярности связан не только с успехами ребен­ка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное — с их способностью удовлетворять потребности других. М. И. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межлич­ностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных по­ требностей партнеров. Если содержание общения не соответствует потребностям ребенка, то расположение к партнеру ослабляется, и на­ оборот, адекватное удовлетворение основных потребностей ведет к сим­патии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Данная гипотеза была подтверждена в эксперименталь­ных работах Р. А. Смирновой и Р. К. Терещук, результаты которых по­казали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирую­щие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, авторы выделяют такие главные качест­ва, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Другие исследования, выполненные под руководством Т. А. Репи­ной, показали, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в этих работах речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных де­тей, которые определяются через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общитель­ностью.

Итак, психологические исследования показывают, что в основе из­бирательных привязанностей детей могут лежать самые разные каче­ства. Среди них — инициативность, успешность в игровой или конструк­тивной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную по­требность ровесников, способности к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя и далеко не полный) перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.

Для выяснения этого вопроса было предпринято специальное экспе­ риментальное исследование (Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина), в кото­ ром выяснялись психологические особенности, которые отличают по­ пулярных детей от непопулярных. Здесь сравнивались такие качества этих двух групп дошкольников, как уровень умственного развития, ак­тивность в общении, стремление занять лидирующую роль в игре, от­ ношение к сверстникам, способность к сопереживанию и пр.

Полученные результаты показали, что далеко не все из этих качеств отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы де­тей практически не различались по уровню развития мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению соци­альных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверст­ников. Результаты показали, что по степени общительности и ини­циативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников.

Однако среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы — замкнутых и совершенно пассивных и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руковод­ству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремление ребенка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивают при­знание и симпатии сверстников. Все популярные дети занимали сред­ние позиции по этим показателям.

Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средние показатели (которые были за­ фиксированы у многих других детей в группах) сами по себе обеспечи­вают популярность ребенка в группе сверстников.