Коломенская церковь

Первый каменный шатровый храм в русской архитектуре, признанный шедевр церковь Вознесения в Коломенском была построена великим князем Василием III в собственном подмосковном селе Коломенское в честь рождения долгожданного наследника — будущего государя Ивана IV Грозного. Поставленная на высокий подклет, нижняя часть сооружения предствляет собой крестообразную форму, переходящую в восьмерик, на который опирается высокий шатер, осеняющий бесстолпное внутреннее пространство. Обладающий повышенной центрической композицией и выразительным силуэтом храм окружен двухъярусной галереей с торжественными лестничными спусками.

Храм отличается многочисленными деталями, имеющими ренессансный характер, в то время как украшающие фасады вимперги сообщают о знакомстве зодчего с готическими мотивами. Итальянский кирпич, особенности объемно-пространственной композиции, характерные детали, а также связь сооружения с центрическими храмами Италии, которые цитируют идею Ротонды храма Гроба Господня в Иерусалиме, позволяют предположить, что автором уникального храма был один из итальянских архитекторов, работавших при дворе Василия III. По предположению С. С. Подъяпольского этим зодчим мог быть Петрок Малой — автор церкви Воскресения в Московском Кремле, примыкавшей к Ивану Великому, а также стен и башен Китай-города.

Церковь Казанской иконы Божьей матери в Коломенском (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Церковь Казанской иконы Божьей матери в КоломенскомЦерковь Казанской иконы Божьей матери в Коломенском ru.wikipedia.org

Белокаменный пятиглавый храм Казанской иконы Божией матери украшает территорию музея-заповедника Коломенское. Он привлекает к себе внимание своей классической, исконно русской архитектурой, характерной для церквей середины 17 века — эпохи, последовавшей за грозным Смутным временем и порой воцарения на русском престоле дома Романовых. В отличие от большинства религиозных сооружений — закрытых, пришедших в упадок или вовсе разрушенных при Советском Союзе, этому храму удалось уцелеть. Он не действовал в короткий период 1941-42 гг., после чего богослужения возобновились и более не прекращались.

Немного истории

Относительно основания церкви существуют две версии: первая говорит о том, что ее построили в честь 100-летия взятия Казани на месте старого деревянного здания, вторая и более распространенная утверждает, что проект задумали при царе Михаиле Федоровиче в 1612 г., когда из Москвы изгнали польско-литовских интервентов, а реализовали уже при его сыне Алексее Михайловиче. Изначально оно выполняло роль придомовой часовни и соединялось 50-метровым переходом с деревянным дворцом Алексея Михайловича, а с 18 века стало служить в качестве приходской церкви с. Коломенского.

Что посмотреть

Сооружение выполнено в виде вытянутого куба, укрепленного на высоком подклете. По его периметру расположены ряд арочных пролетов и окна различной формы. Второй ярус представляет собой традиционный четверик, увенчанный сферическими куполами.

Считается, что внешний вид фасада и стен довольно типичен для религиозного строительства 17 века, однако есть и ряд уникальных особенностей: богатый внешний декор в форме импровизированных дуговых перекрытий, классические балконы и пилястры, обрамляющие оконные проемы.

Квадратная шатровая колокольня — редкий пример зодчества того времени. Сегодня такие конструкции уже не встретить в Центральной России. Также отдельного упоминания заслуживает массивное крыльцо с островерхой треугольной крышей, выступающее на прогулочную аллею парка — мимо него не пройдет ни один гость Коломенского.

К сожалению, исторический интерьер не сохранился. Когда-то храм был убран резными киотами, богатыми тканями и коврами, сегодня стены покрывает не так давно созданная художественная роспись. На 5-ярусном иконостасе сохранились ценные иконы 17 века.

Одними из главных святынь считаются чудотворный образ Державной Божией Матери и список с Казанской иконы Божией Матери. В одном из приделов хранится выполненная из дерева статуя Иисуса Христа, принадлежащая руке неизвестного мастера.

Для прихожан работает воскресная школа, принимающая взрослых и детей. Местный архиерейский хор участвует в важных богослужениях и различных профессиональных фестивалях. В нем выступают певцы из Большого театра и Московского музыкального Театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Практическая информация

Адрес: Москва, пр. Андропова, 39, стр. 9. Веб-сайт.

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

Московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Коломенском (Даниловское благочиние Московской епархии)

  • Престолы: вмч. Георгия Победоносца
  • Адрес: Россия, 115487, Москва, проспект Андропова, 39, стр. 4 (колокольня), стр. 5 (трапезная)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В XIV веке, по преданию, на этом месте стояла деревянная церковь, которую московский князь Дмитрий Иванович Донской приказал поставить в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Существование здесь древнего деревянного храма было подтверждено данными археологии.

В XVI веке была построена Георгиевская колокольня, служившая звонницей для храма Вознесения Господня.

В XVII веке к колокольне было пристроено деревянное здание трапезной, и возникшая таким образом Георгиевская церковь была освящена в 1678 году.

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

В 1843 году старое здание трапезной было разобрано и выстроено в камне по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.

В 1929 году под руководством архитектора П.Д. Барановского была проведена реставрация Георгиевской колокольни, а часть трапезной разобрана — ее здание было отделено от колокольни.

В 2004-2006 годах трапезная была отреставрирована.

В 2007 году в храме был установлен замечательный барочный иконостас. Клейма царских врат — точная копия клейм работы Боровиковского, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее.

Архитектура

Памятник относится к типу двухъярусных храмов «иже под колоколы». Колокольня представляет собой двухъярусную башню-ротонду. Сверху она перекрыта кирпичным купольным сводом, на котором установлен небольшой барабан с главкой. Верхний, предназначенный для звона ярус имеет пять сквозных арок, где на вращающихся осях крепили колокола. На колокольне, по-видимому, применялся древний «очепный» способ звона, когда раскачивали сам колокол.

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском, 2014 год

Трапезная особой архитектурной ценности не представляет. Многие годы, отделённая Барановским, трапезная была таким невзрачным зданием, которое многие старожилы села Коломенское даже и не помнят, она высотой была примерно метра 3, выглядела как кирпичный сарай без окон и дверей и низкой крышей, но в ней долгое время хранилась большая часть музейной коллекции и только в 2004 году начались работы по реставрации старинной трапезной работы Е.Тюрина, церкви был возвращен ее исторический облик.

Литература

  • П.Г. Паламарчук, Сорок сороков, т.4, М., 1995.

Использованные материалы

  • Церковь Святого Георгия с Колокольней, ансамбль усадьбы Коломенское // Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
  • Москва. Церковь Георгия Победоносца в Коломенском // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»