Колоцкий Успенский монастырь

Не многие сегодня знают об этой удивительной Нерукотворной Колочской Иконе, явленной на Можайской земле в 1413 году и очень почитаемой в то время. Эта икона была одной из первых явленных икон на Московской земле. История ее обретения нашла отражение в 22 общерусских летописях 15 – 17 веков, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося 1 половиной 16 века «Повести о Луке Колочском».
В 1413 году «от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича… явися знамение в Колочи». Простой и убогий земледелец, именем Лука, ходя в лесу близ жилища своего, нашел на дереве икону с двумя затворами, на средней доске был изображен лик Божией Матери с предвечным Младенцем, на затворах с одной стороны пророк Илия, с другой святитель Николай Чудотворец. Поклонившись иконе, Лука с благоговением взял ее и принес в дом свой.
В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный больной, лежавший в доме Луки. Он помолился пред нею с живою верою, «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здрав, яко ж никогда не болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и по молитвам к Божией Матери получали исцеление.
Узнав о таком событии, благочестивый князь Андрей Дмитриевич также пожелал видеть Чудотворную икону в своем стольном городе, и Лука отправился с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел с духовенством и боярами сам благоверный князь и «весь град от великих до малых». При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери. Боголюбивый князь Андрей Дмитриевич долго молился чудотворному образу Пречистыя Богородицы: «Посетил мя Господь Бог Своею неизреченною милостею таковым чудотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего — благословение прадед моих. … Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».
В начале XV века на Руси из великого множества чудотворных Богородичных икон были известны лишь немногие, и среди них Владимирская, Смоленская, Феодоровская, Донская, Тихвинская. Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей тогда время своего возвышения, а потому событие это и было исполнено великого смысла для русского православного народа. После торжественной встречи Колочского образа Пречистой князем Андреем Можайским и всем населением его стольного города последовало не менее торжественное чествование иконы из Колочи в Москве, где икону встречал сам митрополит Фотий с епископами и со всем Священным собором, великий князь с боярами и весь народ московский. Подобным же образом за 18 лет до этого в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери.
Лука ходил с иконою из города в город, и везде совершалось множество чудес: слепые начинали видеть, глухие – слышать, хромые – ходить. На самого же Луку стали смотреть не как на простого человека, а как на пророка, давали ему пожертвования. Вернувшись в Колочу, Лука построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ.
Хоть и был Лука человеком добродетельным и благочестивым, но трудно было устоять бедному простому крестьянину перед таким богатством и славой. Возгордился Лука и потерял страх Божий, построил для себя хоромы каменные, не хуже княжеских, сделался высокомерен не только пред боярами, но и пред самим князем своим Андреем Дмитриевичем, стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Благочестивый князь Андрей кротко терпел оскорбление ради Пресвятой Богородицы, обращаясь к Луке с увещеваниями, но последний оставался суровым и непокорным. Но Человеколюбивый Бог, всем желая спасения, и сего Луку не отверг, в нечестии пребывающего, но прежде конца послал ему покаяние.
Однажды ловчие князя, поймав огромного медведя, везли его мимо дома Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на своем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку и изломал его до полусмерти. Насилу отняли его у разъяренного животного.
Тогда понял Лука свой грех, раскаялся и со слезами умолял Можайского князя с пользой распорядиться всем его имением. Простив Луку, благоверный князь Андрей Можайский основал мужской монастырь. Первым пострижеником и насельником нового монастыря стал раскаявшийся Лука, проводивший жизнь в умилении и слезах.
В XV веке обитель постепенно расширялась. Настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на соборах в Москве.
При Митрополите Макарии в 1547 году было утверждено празднование в честь Колочской Иконы Божией Матери 9/22 июля.
Царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери.
Во время Польско-Литовского нашествия в 1609 году монастырь был практически полностью разорен и долгое время не мог восстановиться, но монашеская жизнь в нем продолжалась. Здесь же находилась и Чудотворная икона.
В 1684 году во время путешествия в Можайск патриарх Иоаким посетил Колоцкий монастырь, где похоронен его дед – Иван Савелов.
В 1784 году монастырь был отремонтирован на средства, отпущенные Екатериной II, были отстроены новые настоятельские кельи (1785), ограда с башнями, обновлены братские кельи и трапезная. Кельи находились по обеим сторонам колокольни, но впоследствии разрушены.
1812 год также стал трагической и в то же время героической страничкой истории Колоцкого монастыря. Стены древней святыни стали еще и памятником русской доблести. Во время Отечественной войны 1812 года Колоцкий монастырь оказался серьезной преградой на пути французской армии к Москве накануне Бородинского сражения.
Совсем немного времени оставалось до решающей, величайшей в истории битвы, в которой за Веру, Царя и Отечество клали свои головы русские воины. И в эти дни Духовной поддержкой и укреплением явилась древняя святая обитель, молитвами благословлявшая русское воинство.
Ф.Н.Глинка в своих «Письмах русского офицера» вспоминал:
«Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще оставались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка просветляемый лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились перед древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русские были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца…».
Многие причащались в тот день и уходили на Бородинское поле, чтобы положить душу «за други своя», укрепленные не только физически, но и духовно.
Накануне Бородинской битвы в стенах монастыря располагалась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М. И. Кутузова, были возведены укрепления; допускалась возможность принятия на этой позиции генерального сражения. Но при детальном осмотре ее признали неудачной. В Колоцком монастыре было принято важное решение об организации партизанских отрядов Д.В. Давыдовым.
24 августа (5 сентября) войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Крейца и Сиверса вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии у стен Колоцкого монастыря. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского Иван Козмич Краснов. Монастырь был занят французами. Приезжал сюда и Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции русских войск перед Шевардинским сражением и, по преданию, на стене колокольни сделал собственноручную надпись из двух строк. 26 августа Колоцкий монастырь был превращён в главный госпиталь французской армии.
Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен.
В 1818 году Колоцкий монастырь посетил государь император Александр I, а в 1837 году — наследник престола, будущий государь Александр II. После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году.
В сентябре 1871 года при появлении холеры в Можайске жители испросили благословения принести к ним Чудотворную Колочскую икону Божией Матери, для встречи которой прибыл епископ Можайский Игнатий. Икона была приносима и в Лужецкий монастырь. Посещение Можайска этой иконой ознаменовалось прекращением холерных случаев в городе и окрестностях. Подобное же избавление по молитвам к Божией Матери было и в 1892 году.
В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 20-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм.
В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна.
С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей.
В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.
До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.
В 50-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов.
В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне.
В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь.
27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, будучи старшим научным сотрудником НИИ Киноискусства в городе Москве, завещал своей дочери Елене Владимировне Михайловой после своей смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу своего отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно, и они планировали заехать в более известный в округе Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой Обители. Однако, по стечению обстоятельств первый монастырь, который им повстречался на Можайской земле и оказался искомым. Рафик с иконой въехал в Обитель под звон колоколов, звонили к воскресному Всенощному бдению, который именно в этот день начался несколько позже обычного.
Икона была торжественно встречена насельницами Святой обители, служащим священником, немногочисленными прихожанами, вышедшими Крестным ходом с хоругвями в руках, и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Было отслужено торжественное Богослужение иконе Божией Матери наряду с воскресным Всенощным Бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной Литургии вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен Крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен с водосвятием.
Поначалу привезенная икона была принята за подлинную Чудотворную. Трудно было поверить, что это не та самая икона, так как до появления ее в монастыре обитель сильно нуждалась, а как только икона была привезена в дар насельницам, сразу же почувствовалась помощь Матери Божией. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Еще труднее было поверить, что это не подлинная Чудотворная икона, когда от нее стали совершаться исцеления. Но узнав подробнее об иконе и убедившись в том, что это список, подивились неизреченной милости Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее Всемогущую помощь и заступление.
В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском Пределе в деревянном резном киоте. Перед Иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры Обители поют Акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной Литургией служится молебен Пресвятой Богородице.

Отчеты Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН) длясовершения сделок с недвижимостью.
В режиме онлайн вы получите следующие официальные документы:

Бесплатные данные ЕГРН

Можно посмотреть онлайн стандартные сведения ЕГРН на квартиру, дом, земельный участок включающая в себя следующую информацию:

  • тип/категории недвижимости
  • кадастровый номер
  • запись о постановке на учет
  • площадь м2
  • кадастровая стоимость и дата определения
  • дата последних изменений в Реестре

Отчет из ЕГРН — 169 рублей
Расширенный отчет, включающая помимо данных, указанных выше,информацию о юридической истории объекта и всех его владельцах.

  • собственник и сособственники данного объекта недвижимости
  • разновидность и дату приобретения права собственности
  • наличие ограничений на регистрационные действия
  • актуальные обременения – арест, залог, обязательства по кредитному договору, исполнительный лист

Отчет ЕГРН о переходе прав собственности — 169 рублей
Подробный отчет из ЕГРН включающий, информацию о юридической истории объекта и всех его владельцах.