Колыбельные текст

Страница 1 из 5

Тексты детских колыбельных песен

***

Баю-баю-баю-бай,

Спи мой ангел засыпай,

Баю-баюшки-баю,

Песню я тебе спою.

За окном совсем темно,

Солнце спит уже давно,

Ветер все огни задул,

Чтобы ты скорей уснул.

Баю-баю-баю-бай,

Спи,котёнок,засыпай.

Месяц к нам в окно глядит,

Смотрит,кто ещё не спит,

Звёзды ярче все горят,

Малышам заснуть велят.

Баю-баю-баю-бай,

Спи,малыш мой,засыпай.

Ночь крадётся по стеклу,

Вот уже и на полу,

Отдохнёт,достанет сон,

Будет очень сладким он.

Баю-баю-баю-бай,

Спи мой ангел,засыпай.

Девочка легла(мальчик мой прилёг)в кровать,

Будет очень крепко спать,

Потеплей тебя укрою,

Спи,малышка(спи мой кроха),я с тобою.

Заботливой маме интересно будет познакомиться с темой ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Текст колыбельной песни

«Спят усталые игрушки»

(слова З. Петровой, муз. А. Островского)

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

В сказке можно покататься на Луне,

И по радуге промчаться на коне,

Со слонёнком подружиться,

И поймать перо Жар – птицы,

Ты ей пожелай – Баю – бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Глазки закрывай! Баю-бай!

«Спи, моя радость, усни!»

(слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкой спит.

Кто-то вздохнул за стеной…

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

«Колыбельная медведицы»

(из мультфильма «Умка»)

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая.

Что же ты, глупышка,

Не спишь?

Спят твои соседи

Белые медведи,

Спи скорей и ты,

Малыш.

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине

По седым, суровым

Морям.

И всю ночь соседи,

Звездные медведи

Светят дальним

Кораблям.

Колыбельная для девочки

Ночь укрылась черным пледом,

Согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль

Из страны волшебных грез.

Ночь показывает сказки

И легенды старины:

Непослушным – в серых красках,

Милым – розовые сны.

Припев:

Закрывай принцесса глазки,

Баю баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки

Принц придет и за тобой.

Золоченая карета

Повезет тебя к мечте —

К встрече с утренним рассветом,

К ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках

Трубодуры, короли,

Вечно что-нибудь мальчишки

Ищут на краю земли.

И по свету принцы бродят

По селеньям и лесам,

И любовь свою находят,

Так как верят в чудеса.

Припев.

Закрывай принцесса глазки,

Баю баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки

Принц придет и за тобой.

Золоченая карета

Повезет тебя к мечте —

К встрече с утренним рассветом,

К ясной утренней звезде.

На нашем сайте ЛУЧШИЕ СТИХИ к 23 Февраля

Колыбельная для мальчика

За окном затих городок,

Словно выключил музыку дня.

Ничего не бойся сынок,

Ночь сама боится огня.

Нам с тобой улыбнулась луна,

Кружит звездочек хоровод.

Это добрая фея сна

За собою тебя зовет.

Припев.

Спи, малыш, закрывай глаза.

Ждет тебя необычный путь.

Ждут загадки и чудеса

А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь

В свой далекий прекрасный край,

Положи на гриву ладонь

И во всем ему доверяй.

В том краю живут короли,

Крошки-гномы хранят леса

И огромные корабли

Поднимают свои паруса.

Припев.

Спи, малыш, закрывай глаза.

Ждет тебя необычный путь.

Ждут загадки и чудеса

А для этого надо уснуть

Вот и сам ты уже летишь,

За спиной у тебя два крыла

И тебя согревает, малыш,

Море солнечного тепла.

Ты отважен и смел, сынок —

Прочь тревоги и страхи прочь.

Я с тобой, ты не одинок

И не так уж страшна эта ночь.

Припев.

Спи, малыш, закрывай глаза.

Ждет тебя необычный путь.

Ждут загадки и чудеса

А для этого надо уснуть

«За печкою поет сверчок»

(из фильма «Долгая дорога в дюнах»)

За печкою поет сверчок.

Угомонись, не плачь, сынок, —

Глянь, за окном морозная,

Светлая ночка звездная.

Что ж, коли нету хлебушка,

Глянь-ка на чисто небушко.

Видишь, сияют звездочки,

Месяц плвет на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,

Как хорошо там на небе,

Как нас с тобою серый кот

В санках на месяц увезет.

Будут орехи, сладости,

Будут забавы, радости,

Будут сапожки новые

И пряники медовые.

Ну, отдохни хоть капельку,

Дам золотую сабельку,

Только усни скорей, сынок,

Неугомонный мой сверчок.

«Колыбельная для мамы»

(И. Черницкая)

Урок-лекция в начальной школе. Тема: Колыбельные песни в устном народном творчестве

Цели: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа; учить выразительному чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом; оценивать себя и своих товарищей; развивать эмоциональность, артистичность детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Определение темы урока учениками.

Звучит мелодия «Колыбельная Светланы» Т. Хренникова.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычайный урок. Урок будет тихим и спокойным. Кто догадался, почему? Назовите тему сегодняшнего урока.

— Да, вы правы, тема нашего урока «Колыбельные песни».

III. Лекция с выступлениями детей.

— Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы».

Чтение стихотворения в форме диалога (двух учеников).

— Дедушка, кто старше меня?

— Твои папа и мама.

— А кто старше, чем они?

— Мы с бабушкой…

— А кто старше всех-всех на свете?

— Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да еще колыбельная,

Которую поет твоя мама:

«A-а, а-а, а-а…».

Звучит колыбельная песня.

Учитель. В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель, люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастает красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы.

Ученик поет народную колыбельную песню.

Брат сестру качает,

Еще величает:

«Сестрица родная,

Расти поскорее,

Расти поскорее,

Да будь поумнее…

Учитель. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе с этим словом.

Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался — легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню.

О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных песен много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока».

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

У кота, кота

Колыбелька хороша,

А у нашего дитяти

Еще лучше того:

Кольца, пробойцы серебряные;

Крюк золотой, ремни шелковые.

Учитель. В этой песне детская колыбель сравнивается с воображаемой колыбелью кота. Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.

Не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало ласкать, нежить, миловать.

Звучит народная колыбельная песня (музыка А. Лядова).

— А вот совсем другой характер у песни. Она также пелась для того, чтобы успокоить испуганного дитя: мама просит собачку не лаять и не пугать доченьку.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька — не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай!

Учитель. Песня «Баюшки-баю, прибаюкиваю» пелась в самом начале «байканья». Ребенка надо сначала успокоить, и нянюшка, чтобы привлечь его внимание, сообщает ему как новость, что отец привезет балалайку.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

Баюшки-баю, прибаюкиваю…

Качь, качь, привезет отец калач,

Матери сайку, сыну балалайку,

А баю, баю, прибаюкиваю…

Стану я качати,

В балалаечку играти,

А баю, баю, прибаюкиваю…

Учитель. Речь в колыбельной песне всегда проста для понимания малышом.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Учитель. Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого большого поэта можно найти колыбельную песню. Вот у А. Н. Майкова она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы становятся ручными существами и как добрые помощники приходят в дом к человеку.

Чтение стихотворения учеником наизусть.

Колыбельная песня

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к тебе мани:

В няньки я тебе звала

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трех ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

Учитель. Послушайте колыбельную песню А. А. Фета и

Н. А. Римского-Корсакова «Тихо вечер догорает» из оперы «Садко». (Дети слушают с закрытыми глазами.)

— Сегодня мы уже говорили о том, что в колыбельной песне родители рассказывали ребенку о его судьбе.

«Казачью колыбельную песню» написал М. Ю. Лермонтов. Казаки — это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова учеником.

Колыбельная

Спи моя радость, усни!

В доме погасли огни,

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

Учитель. Колыбельная поэзия всякий раз возвращает слушателя к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.

Колыбельная медведицы

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи — белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи — белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи — звездные медведи

Светят дальним кораблям.

И всю ночь соседи — звездные медведи

Светят дальним кораблям.

IV. Работа с учебником.

Учитель. Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен? (Темп, громкость, тон.)

— Теперь вам предстоит самостоятельно поработать с текстом колыбельных песен. Ваша работа будет состоять из трех ступенек.

На доске:

1) самостоятельная;

2) в паре;

3) выступление перед классом.

I вариант — «Колыбельная» В. Я. Брюсова.

II вариант — «Где ночует дрема» Я. Балтивилкса.

Алгоритм (I вариант):

1) Прочитай. Подчеркни слова, в которых выражается любовь матери к малышу.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.

Алгоритм (II вариант):

1) Прочитай и представь описанную словами картинку.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.

Через 4-5 минут учитель говорит, что пришло время работать в паре. Дети читают колыбельную соседу, после чего задают вопрос: «Что тебе непонятно, о чем ты хочешь спросить?». Затем они меняются ролями.

— Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?

Чтение выбранной колыбельной. (Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.)

V. Итог урока.

Колыбельный фольклор — часть народной памяти. Потеря памяти так же страшна, как потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают мать и учителя. Колыбельная поэзия принадлежит всем, как весна, как лето, как звезды.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение-колыбельную из учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Куприн «Барбос и Жулька»

Урок литературного чтения, 4 класс. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Конспект урока литературного чтения. Андерсен «Самое невероятное», 4 класс