Компьютерная зависимость детей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток
  • компьютерные игры
  • хобби

Компьютерная зависимость: рекомендации родителям поколения Z

Зависимость ребенка от Интернета – одна из самых распространенных проблем, с которыми обращаются родители в рубрику «Консультация психолога» сайта «Я – Родитель». Несомненно, современное поколение, которое социологи так и называют «говорящие на языке Интернета», не представляет себе и дня без использования гаджетов.

Многие волнения родителей по поводу сильной привязанности к технологиям совершенно напрасны. Ведь всемирная паутина дает массу возможностей для обучения и развития. Но одновременно с этим детские и подростковые психологи отмечают случаи, когда увлеченность технологиями не идет на пользу, а скорее начинает вредить ребенку. Как распознать зависимость и что делать дальше? Рассказывает Я – Родитель.

Как отличить «здоровое» использование гаджетов от зависимости?

Среди причин зависимости от Интернета можно выделить как психологические, так и соматические. Они в целом напоминают причины, вызывающие зависимость от компьютерных игр, о чем Я – Родитель рассказывал ранее.

Психологи считают, что нездоровый интерес к Интернету можно назвать заболеванием в том случае, когда ребенка не интересуют другие аспекты жизни. Помощь специалиста необходима в случаях, когда дети, «висящие» в сети, забрасывают учебу, перестают общаться с друзьями, не выполняют домашние и школьные обязанности и не могут дистанцироваться от компьютера самостоятельно.

Напротив, если ребенок радостно идет гулять с друзьями, занимается любимым хобби, активен и социален, то, скорее всего, повода для беспокойства у вас нет. Смартфон для подростков – это островок независимости и самоопределения, а также явный признак принадлежности к определенной социальной группе. В какой-то мере он необходим современным детям.

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, Я – Родитель рекомендует предпринять следующие меры.

1.Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

2.Изучите поведение ребенка в Интернете

Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Постит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом?

Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

3.Копируйте Интернет-активность ребенка

Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает.

Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

4.Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.

Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.

Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

5.Станьте Интернет-гуру для ребенка

Станьте Интернет-гуру для ребенка

Стив Джобс, пожалуй, самый известный Интернет-гуру современности, сильно ограничивал своих детей в пользовании созданным им самим айпадом. Вам наверняка интересно, какие аргументы он приводил своим детям, чтобы они слушались?

В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

6.Придумывайте вместе с ребенком новые хобби

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

7.Объявите «День свободы от Интернета»

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

Узнайте, зависим ли ребенок от Интернета, пройдя тест на сайте «Я – Родитель».

Ирена Хубецова

Компьютер по праву можно назвать великим достижением прогресса. Однако, к сожалению, он может стать причиной развития зависимости. Чаще всего «жертвами» становятся именно дети и подростки, психика которых еще не окрепла.

Последствия нередко весьма плачевные: дети отрешаются от реального мира, запутываясь в виртуальной «паутине». Их перестает интересовать учеба, хобби, друзья.

Лечение компьютерной зависимости у подростков – это серьезный вопрос, который, к примеру, в Китае вынесен на государственный уровень. Многие родители, столкнувшись с проблемой, не знают, что делать. Они начинают применять тактику запугивания, усугубляя ситуацию: чадо становится агрессивным, абсолютно не идет на контакт.

В случае наличия зависимости, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам. При этом компьютерное пристрастие может проявляться как в виде интернет-зависимости, так и пагубного пристрастия к играм.

Причины

Ребенок может чрезмерно привязаться к этой «игрушке» по следующим причинам:

  • Дефицит общения с родителями, друзьями и сверстниками.
  • Низкая самооценка, чрезмерная застенчивость.

Также прослеживается склонность детей и подростков моментально привязываться ко всему новому и интересному.

Признаки болезненной привязанности к компьютеру

Родители должны начать бить тревогу, если замечают следующие симптомы заболевания:

  • Резкая смена настроения.
  • Заметный эмоциональный подъем после времени, проведенного за компьютером.
  • Замкнутость – чадо не желает общаться со сверстниками.
  • Агрессия – особенно в том случае, если родители пытаются запретить находиться за компьютером.
  • Проблемы с учебой и домашними заданиями, снижение успеваемости.
  • Увеличение времени, которое чадо проводит за монитором.
  • Регулярные головные боли.
  • Сухость и покраснение глаз.
  • Бессонница.
  • Проблемы с аппетитом.
  • Боли в спине.

Лечение компьютерной зависимости у детей необходимо. Эта проблема чревата последствиями: ребенок будет плохо учиться, перестанет общаться с другими людьми, у него могут начаться проблемы со здоровьем (ухудшение зрения, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за плохого питания и частых перекусов перед монитором, снижение иммунитета).

В конце концов, он собственными руками погрузит себя в своеобразную социальную изоляцию.

Лечение компьютерной зависимости

Чтобы помочь подростку, нужно обращаться к специалистам. Постепенное отучение от компьютера при помощи психотерапевта – это залог успеха.

Также именно родителям важно осознать, что существует проблема – компьютерная зависимость. Лечение ее не будет быстрым: придется набраться терпения.

К слову, специфического варианта медикаментозного лечения нет. Врач назначает лекарства, которые помогают избавиться от «спутников» зависимости: если чадо находится в депрессии, ему могут быть прописаны антидепрессанты; если он находится в постоянном возбужденном состоянии – успокоительные средства.

Также подростку необходимо будет принимать витаминно-минеральные комплексы.

Психотерапевт будет работать с ребенком, но маме и папе следует также приложить усилия, чтобы вернуть чадо в реальный мир. Что же делать?

  1. Уделять ему максимум внимания, интересоваться его жизнью. Пусть вначале это будет виртуальный мир: расспросите про те или иные игры, попросите научить пользоваться интернетом. Важно, чтобы ребенок понял, что вы им интересуетесь.
  2. Прививайте ему любовь к развлечениям, которые не связаны с компьютером: это может быть спорт, искусство, квесты, любые творческие занятия.
  3. Придерживайтесь принципа: нельзя ребенку – нельзя и родителям. В том случае, если папа целыми днями играет в онлайн-игры, а ребенку при этом запрещают, то эффекта от отучения не будет никакого. Нужно подавать только хороший пример!
  4. Поощряйте общение ребенка вне дома со сверстниками. Конечно, иногда хочется пойти по более легкому и, казалось бы, безопасному пути, посадив чадо перед компьютером, вместо уличных игр «с плохими ребятами». Но, как вы понимаете, результаты могут быть весьма плачевными.
  5. Не давите на него, но мягко контролируйте.

После того, как ребенок перестанет так плотно «общаться» с компьютером, образовавшуюся пустоту необходимо будет чем-то заполнить. Тут важно направить его в нужное русло: предложить кружки, поехать в небольшое путешествие.

Находитесь рядом со своим ребенком, поддерживайте его. Важно осознать, причину такого поведения чада и, возможно, сделать вывод о своей причастности к проблеме. Часто родители уделяют детям мало времени ввиду занятости, поэтому им приходится искать замену общению.

В любом случае, действуйте мягко и корректно. Любые проявления террора в общении с ребенком недопустимы.

Есть несколько признаков зависимости: ребенок все больше времени проводит за игрой, у него возникают большие проблемы со здоровьем, успеваемостью в школе, он начинает обманывать, настроение у него портится, иные интересы теряются. В этом случае нужно обратиться к психиатру и психологу. Тем более что вместе с зависимостью у ребенка могут появиться депрессия, тревога.

Эксперты Роскачества предупреждают: решить проблему самостоятельно очень трудно и родителям часто не под силу.

Чтобы у ребенка не было проблем с играми, в семье нужна благоприятная атмосфера, возможности для полезных и интересных занятий, психологические и социальные проблемы ребенка должны решаться вовремя.

Кроме того, доказано: мозг ребенка развивается через руки, его стимулируют сигналы, получаемые от пальцев. А вот вождение мышки препятствует полноценному развитию мозга ребенка в отличие от обычных игр. И чем раньше ребенок приобщился к компьютеру, тем больше у него шансов стать зависимым от него.

Что делать, если вы видите, что зависимость начала формироваться?

Во-первых, нужно договориться с чадом, сколько времени в день он может израсходовать на компьютерные игры и при каких условиях. Например, один час в день и после того, как сделает уроки. Если он будет проводить за гаджетом больше двух часов в день — это первый шаг к формированию зависимости.

Во-вторых, нужно ограничить расходы ребенка на онлайн-игры. Это можно сделать при помощи специальной детской карты, на которой будет установлен лимит, чтобы ребенок делал выбор — потратить сумму на сладости, игры или, к примеру, на поход в кино.

В-третьих, секции и кружки служат хорошей альтернативой компьютерным играм.

Если все эти рекомендации не работают, обратитесь к психологу. И еще важно: не надо при ребенке слишком долго сидеть за компьютером или в телефоне — у него должен быть перед глазами положительный пример.

Подробности можно прочитать на сайте Роскачества.

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости»

Зависимость – это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т. п. чужой волей, влиянием.

Понятие «компьютерная зависимость» появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.

Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:

  • im46Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам.
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к компьютерным играм,
  • Патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей,
  • Навязчивый web-серфинг – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремиться, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка». Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Факторы способствующие «компьютерной зависимости»:

  • врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
  • недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю ( дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
  • конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
  • проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущения неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
  • хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.

Этапы формирования «компьютерной зависимости»

  • На начальном этапе – формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне.
  • Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
  • На третьем этапе желание общения с компьютером становиться настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. Наблюдается ощущение пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежения семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна.
  • Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:

  • im46Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
  • Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п., которые будут приносить ему радость.
  • Приобщать детей с раннего возраста к выполнению обязанностей.
  • Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
  • Установить четкие правила пользования компьютером и понимать, что:

  1. Ребенку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7-10 минут в день.
  2. Для детей 7-12 лет норма – 30 минут в день.
  3. Дети 12-14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
  4. От 14-17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
  5. Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
  6. Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.

Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

im46Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в компьютере?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Вопрос: Мой ребенок все время старается «сидеть» в компьютере — играет в компьютерные игры. Меня это бесит, я понимаю, что это неправильно. Мы с мужем с этим боремся, пока совершенно безуспешно. Что можете подсказать?

Отвечает детский психолог Роза Хазиева: Вы, вероятно, хотели бы получить какие-либо рецепты изменения вашего ребенка.

Но я скажу вот что: изменитесь сами — изменится ситуация. Почему? А вот почему. Первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью! Поэтому вам необходимо в первую очередь выяснить, что же побуждает ребенка уйти «в компьютер».

Причины могут быть разные. Я их перечислю вкратце, только основные:

Во-первых, если родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются его делами, мало спрашивают о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, то вероятность ухода в виртуальный мир резко возрастает. Интересуетесь ли вы вашим ребенком в должной мере? Я ни в коем случае не обвиняю вас, а просто отвечаю на ваш вопрос. Возможно, вы – очень заняты работой, какими-то другими проблемами, и ребенок не чувствует необходимого количества внимания к себе. Больше общайтесь с вашим ребенком! Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите его и заботитесь о нём. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.

Во-вторых, если у ребенка есть серьезные увлечения или какие-то серьёзные занятия, у него не будет возможности сидеть за компьютером часами. Чем увлекается ваш ребенок? У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Посещает ли он спортивные секции, ходит ли в бассейн, посещает ли кружки по интересам? Рисует ли он акварелью, лепит ли он из глины и пластилина, вышивает ли он бисером, увлекается ли он робототехникой? Лишая ребенка возможности часами играть в интернете, надо предлагать ему альтернативу! Ребенка необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Совместные дела, разные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д. Если мальчик и папа в выходные целый день с утра до вечера делали полку, например, или скворечник, то когда же ему играть в компьютерные игры?

В третьих, стремление уйти в виртуальный мир может возникать по причине неумения ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствия друзей. Создаете ли вы возможность вашему ребенку иметь друзей? Замкнут ли ваш ребенок или общителен, доброжелателен или агрессивен? Если ребенка не устраивают отношения со сверстниками, если у него нет хороших друзей и увлечений, если у ребенка заниженная самооценка, нет успехов хоть в каких-либо областях, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель или созидатель, в общем, где он – первый.

В четвертых, дети подражают друг другу. Другие играют, и он играет. Желание быть таким же, как одноклассники, не отставать от них тоже может быть первопричиной непомерного увлечения компьютерными играми. Поэтому я не рекомендую вам совсем запретить играть вашему ребенку. Просто пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры. Кроме того, надо ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Вам можно и нужно вникнуть в суть игр ребенка, разделив его интересы. Это сблизит вас, увеличит степень доверия к вам. С другой стороны, вы будете знать, во что играет ваш ребенок. Всегда сможете сказать свое веское слово в пользу игры или против. Также важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера часами в социальных сетях!

В пятых, учите вашего ребенка ставить перед собой цели и добиваться их в реальной жизни! Вместе задумывайтесь о том, кем он будет, чем он будет заниматься, что для достижения этого он должен начать делать уже сейчас. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.

Итак, что нужно делать:

1.Больше общайтесь с ребенком.

2.Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки.

3. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).

4. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.

5. Поиграйте вместе с ребёнком. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Так вы потихоньку восстановите общение.

6. Помогите вашему ребенку найти хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Напоследок хочу сказать, что нет смысла критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером, ничего не предлагая взамен. Это озлобит его и ещё больше отдалит от вас.

Вам будет полезна моя книга «12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя» и книга «Растим ребенка счастливым и успешным», обе книги издательства «Литера».