Кондак дева днесь

Кондак Рождества Христова

Византийские греки считали, что богословие и поэзия отлично дополняют друг друга. Большое число богословов той эпохи специально избирали для себя поэтический стиль. Его возвышенность казалась им условием изложения духовных истин. Одним из самых известных богословов-поэтов Византии был Роман Сладкопевец. Святой Роман жил на рубеже пятого-шестого веков. Он был дьяконом, первоначально служил в Сирии, а затем уже переехал в Константинополь. В византийской столице он сначала подвергался насмешкам — Роман плохо пел и неуклюже служил. Современники считали его деревенщиной. Сам Роман очень переживал, что не может достойно совершать богослужение. Господь смилостивился над дьяконом. Однажды ему во сне явилась Богоматерь — Она дала святому прекрасный голос и удивительный поэтический дар. В благодарность за такую милость святой Роман написал множество песнопений в честь Бога и Девы Марии.

Об одном из них, кондаке Рождества Христова, рассказывает священник Антоний Борисов:

Кондак Рождества Христова, который мы в наши дни слышим на праздничном богослужении, действительно принадлежит перу святого Романа Сладкопевца. Но это всего лишь часть большой поэмы, сочинённой им и посвящённой Рождению Спасителя мира. Всего же в оригинальном кондаке содержится 24 подобных поэтических части — по числу букв греческого алфавита. Исторически сложилось, что мы на богослужении слышим только первый из них. Церковнославянский текст кондака выглядит так:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

В переводе на русский язык текст выглядит следующим образом:

«Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог».

Главное, что пытается донести до нас византийский поэт — Христос из любви к людям как будто втеснил Себя в человеческое естество, через Рождество подчинился законам реальности, которую Он Сам же создал.

Кондак Рождества Христова поётся на праздничном богослужении несколько раз. Его текст вновь и вновь погружает молящихся в древнюю эпоху Рождения Христа. На вечерней службе во время пения кондака открываются царские врата — центральные двери иконостаса. Это действие является символом того, что благодаря приходу в мир Сына Божьего двери рая вновь стали открыты для человечества. Давайте послушаем кондак Рождества Христова в исполнении Детско-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина.