Конфликт в семье

В жизни любой пары возникают разногласия, иногда перетекающие в настоящие ссоры. Свидетелями, а иногда и участниками этих конфликтов могут стать дети. Чтобы не навредить ребенку, важно понимать особенности семейных споров и уметь их разрешать. О том, какие конфликты могут быть в семье, как они сказываются на детях, как вести себя при них во время ссоры и что делать, если конфликт все же случился, а решить самостоятельно его не получается, рассказывает психолог и медиатор семейного центра «Измайлово» Ирина Гурова.

Почему в семье возникают конфликты

«Любой конфликт — это противостояние сторон из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, ожиданий и потребностей. Иногда ссора возникает на бытовой почве, из-за финансовых трудностей, из-за несовместимости сексуальных предпочтений… Причин много, все очень индивидуально», — рассказывает Ирина Гурова.

Как правило, семейные ссоры возникают, когда один из партнеров:

  • снимает с себя ответственность и перекладывает вину на другого;
  • требует от других членов семьи жить по его / ее правилам;
  • не выполняет возложенные на него / нее обязанности.

Конфликты могут начаться, если пара заранее не договорилась о том, как будет воспитывать ребенка, и не распределила домашние обязанности. Всегда плохо, когда один из партнеров тянет на себе весь быт и растит детей, а другой только работает, просто «лежит на диване» или проводит много времени вне дома. Финансовая зависимость от возрастных родителей супруга или супруги также может спровоцировать ссору.

Как конфликты сказываются на ребенке

«На ребенке конфликты в семье сказываются очень негативно, особенно если они систематические или затяжные. Постоянное напряжение между родителями может вызвать у детей беспокойство, спровоцировать невротические расстройства и психосоматические заболевания», — делится Ирина.

Разногласия родителей в вопросах воспитания могут привести к тому, что ребенок начнет вести себя неадекватно: агрессивно, импульсивно или депрессивно. Когда воспитательные практики противоречат друг другу, страдают и самочувствие, и благополучие, и развитие ребенка.

Иногда обиженный родитель срывает свою злость на ребенке: запрещает что-то без объяснения причин, угрожает, наказывает, в том числе и физически. Сюда можно отнести и завышенные требования к ребенку, осуждение его интересов, насмешки, сравнение с другим родителем: «Ты весь в отца / в мать». Все это может привести к тому, что ребенок станет нервным, начнет неадекватно вести себя в школе, на улице, дома (проявлять агрессию, драться, воровать) и даже может решиться на побег от родителей.

У детей в конфликтных семьях сильно снижается успеваемость — ведь совсем не до учебы, когда тяжело дома. Вместе с этим развивается невнимательность, отчужденность, страхи. «Ребенок не может быть родителем и самому себе, и своим родителям — ему необходима поддержка значимых взрослых», — подчеркивает специалист.

Что делать, если ребенок стал свидетелем семейного конфликта

«От конструктивных споров ребенка изолировать не нужно — иногда в спорах рождается истина. Но дебаты и горячее обсуждение в корне отличаются от ссор. Недопустимо открыто конфликтовать в присутствии детей! Но если уж ребенок оказался невольным свидетелем, то объясните ему, что он ни при чем, что ссора началась не из-за него. Скажите ему, что вам сложно договориться о некоторых взрослых вопросах, но вы обязательно постараетесь — сейчас просто не смогли сдержаться», — советует психолог.

Во время семейного конфликта важно:

  • контролировать себя;
  • быть доброжелательным и уважительно относиться к собеседнику;
  • выслушать собеседника, даже если вы с ним не согласны;
  • спокойно и уверенно излагать свою точку зрения;
  • подумать, как конструктивно прийти к согласию.

Если ситуация становится все острее, остановитесь первым и предложите обсудить предмет спора позже, когда ребенка не будет рядом.

10 способов смягчить конфликт в семье

  • Дайте партнеру выговориться, когда он раздражен. Своим спокойствием вы поможете ему снизить внутреннее напряжение.
  • Сбивайте агрессию неожиданными приемами: смените тему или попросите у него / нее совета.
  • Спросите у партнера, как он видит разрешение проблемы и что конкретно нужно сделать для того, чтобы все остались довольны в сложившейся ситуации.
  • Ни в коем случае не давайте партнеру отрицательных оценок! Говорите о поступке, а не о личности. Например, вместо «Ты никогда меня не слушаешь!» стоит сказать: «Мне неприятно, когда меня не слушают, потому что я говорю достаточно важные вещи».
  • Не унижайте партнера и не отвечайте агрессией на агрессию.
  • Используйте фразы: «Правильно ли я тебя понял/а?..», «Я думаю, что ты хотел/а сказать… Это так?». Они снижают уровень агрессии.
  • Если вы понимаете, что были неправы, извинитесь. Это вызывает уважение и доверие: извиняются только уверенные люди.
  • Не оправдывайтесь и ничего не доказывайте.
  • Замолчите первым со спокойным и уверенным видом и выражением лица.
  • Помните, что конфликт усиливают такие фразы: «Что ты злишься / нервничаешь?», «Перестань!», Успокойся!».

Обращайтесь за помощью, если не можете урегулировать конфликт самостоятельно

На базе столичных семейных центров работает 11 окружных служб медиации, куда можно обратиться за помощью в конфликтных и спорных ситуациях. Медиатор создаст условия для конструктивного диалога и поможет сторонам найти решения, которые будут приемлемы для обоих.

В семейных центрах Москвы также работают психологи. Они снимут напряжение между партнерами и проговорят с ними все обиды и разногласия, которые мешают сторонам договориться. И медиаторы, и психологи московских семейных центров оказывают услуги конфиденциально, не передавая информацию другим лицам.

Можно также воспользоваться «Социальным навигатором» — специальным сервисом столичного Департамента труда и соцзащиты, в котором собраны все бесплатные социальные услуги города. Нажмите на категорию «Психологическая помощь» или «Служба медиации» и выберите из списка удобную для вас организацию.

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

10 класс

Сочинения по русской литературе

ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений».

Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом фоне, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

«Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», — писал Тургенев Достоевскому. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов русской жизни, борьба двух направлений, двух исторических тенденций — реформистской и революционной — в русском общественном развитии начиная с 60-х годов. Этот конфликт и послужил объективной исторической основой романа Тургенева.

В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года по вопросу готовящейся реформы. Столкновения между этими политическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах Базарова с братьями Кирсановыми. Эти герои обсуждают готовящуюся реформу. Базаров прямо говорит, что реформа не пойдет впрок.

В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей» , представителей двух культур — старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры идут о положении народа, его перспективах, об искусстве, литературе, о политическом устройстве, жизненных принципах. Недаром книга названа романом идейных споров. Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов: об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге, — все эти проблемы нашли свое освещение в романе Тургенева.

Беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивающими историческую необходимость уничтожения крепостного строя, в романе показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. Мысль о тяжелом положении народа вводится Тургеневым с самого начала романа и в горестные сетования Николая Петровича о плохой работе мужиков, и в размышления Аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты. Глубокой основой романа Тургенева был вопрос о судьбе России, русского народа, о путях его дальнейшего развития.

Сам Тургенев дал такую оценку политического содержания «Отцов и детей»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Эти слова не означали стремления окарикатурить представителей дворянства.

Писатель замечал в дворянах и много хороших качеств, обладание определенными достоинствами, но вместе с тем видел их историческую бесперспективность. В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия показано русское либеральное дворянство в его различных проявлениях.

Главным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится основной идейный конфликт, является Павел Петрович, наделенный силой, страстностью, бескомпромиссностью.

У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний. Базаров — не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель. Старик Базаров спрашивает Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» — «Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых», — отвечает Аркадий, которому были известны намерения Евгения.

Нигилизм Базарова родился в эпоху ломки общественного сознания. Евгений отрицал всяческие авторитеты. Его нигилизм связан с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки, естествознания. Плодотворным было стремление Базарова ничему не верить и все проверять жизнью. Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа главного героя Тургенева и говорил о том, что такие люди решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины», их конечная цель — «принесение возможно большей пользы человечеству». И. И. Мечников писал: «Среди молодежи распространилось убеждение, что только положительное знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство и другие проявления духовной жизни людей, наоборот, лишь тормозят движение вперед. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку…»

Тургенев ярко изобразил конфликт двух поколений. Старший Кирсанов, вряд ли отдавая себе в этом отчет, ненавидел Базарова потому, что тот перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович считал, что ведет благородную жизнь и достоин уважения. По мнению же Базарова, Павел Петрович — «архаическое явление», его существование — «распущенность, пустота», его принципы — «самооправдание человека, который «сидит сложа руки». В романе показано духовное омертвение Павла Кирсанова. Он благородно относится к брату, к Фенечке, постоянен в любви, честен, и горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит настолько бездарно. Николай Петрович тоже счастлив в семье, окружен любимыми людьми, но и его жизнь бедна по содержанию. Все добрые начинания Николая Петровича — желание устроить имение, стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни — заканчиваются крахом. Он — «человек отставной». Тургенев с печальной иронией говорит в эпилоге романа, что существование Николая Петровича так же бессмысленно, как и существование его брата. Судьба «отцов» и у стариков Базаровых.

Роман вызвал споры сразу после своего выхода в свет, причем критические отзывы раздавались как со стороны консерваторов, так и со стороны демократического лагеря, где тоже по-разному оценили роман. Антонович, сотрудник «Современника», выступил со статьей «Асмодей нашего времени», в которой писал, что Базаров — это злая клевета на демократов-разночинцев. Критик отрицал художественную ценность романа и назвал его родоначальником антинигилистических романов. Антонович истолковал образ Базарова как клевету на молодое поколение. Такое понимание романа проистекало из неверных методологических принципов критика: он подменял то, что фактически было изображено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать Тургенев.

От лица другого демократического журнала, «Русское слово», выступил Писарев со статьей «Базаров». Писарев снял с Базарова обвинение в карикатурности, объяснил положительное значение образа, подчеркнул социальную роль Базаровых. Писарев проанализировал склад мышления, поведение в обществе, идеалы людей типа Базарова. Критик отделил подлинного демократа Базарова от карикатурных нигилистов Ситникова и Кукшиной. В то же время Писарев, в отличие от Антоновича, разделил «отцов» и «детей» не по возрастному принципу, а по политическому, отнеся к «детям» только Базарова. Писарев увидел в романе и антипатию Тургенева к своему герою, высказав мысль, что при изображении людей противоположного лагеря нужно держать в узде свою антипатию. Оценка Писарева была не безукоризненно правильной: критик был склонен оправдывать безразличие Базарова к будущему народа, неверие в его потенциальные силы, потому что сам был солидарен в этом с Базаровым. Кроме того, Писарев, недооценивающий роль эстетики и искусства в жизни, во многом солидарен и с базаровским суждением об искусстве.

Введение 3

Глава I. Классификации и причины семейных конфликтов. 5

Глава II. Профилактика семейных конфликтов. 8

2.1. Профилактика супружеских конфликтов. 8

2.2.Конфликты во взаимодействии родителей и детей и их профилактика. 9

Заключение 14

Литература 15

Введение

Институт взаимодействия людей называется семья. Семья — самый тесный союз нескольких людей, которых связывают нравственные обязательства. В таком союзе люди стремятся провести как можно большее количество времени в совместном взаимодействии, нести радость и удовольствие друг другу.

Отрицательно действуют на взрослых и детей разрушение стабильности социального статуса, а также потеря уверенности в защищенности семейного мира. Иногда это может привести к асоциальным реакциям. Относительно малая помощь, которая будет оказана в такой момент семье, не имеющей признаков социального риска, может помочь ей сохранить постоянство, иначе семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семейные проблемы не зависят от общественного статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии.

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества.

Жизнь показывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Целью данной работы является изучение проблемы конфликтов в семье и их профилактики.

Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:

1. Осуществить краткий теоретический анализ по данной теме.

2. Определить структуру семейных конфликтов.

3. Определить методы профилактики конфликтов в семье.

Глава I. Классификации и причины семейных конфликтов.

Ключевую роль в семейных отношениях играют конфликты между супругами. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супруг. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• психосексуальная несовместимость супругов;

•отсутствие удовлетворения потребностей в значимости своего «Я”, неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

• отсутствие удовлетворения потребности в положительных эмоциях;

• злоупотребление одного из супругов в каких-либо областях (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

• отсутствие удовлетворения потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по ведению быта, воспитания детей и т.д.;

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Также, выделяют факторы, которые влияют на конфликтность в супружеских отношениях. К ним относят кризисные периоды развития семьи.

Первый год жизни супругов характеризуется конфликтами адаптации друг к другу. Происходит эволюция чувств, супруги предстают друг перед другом какие они есть.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще малоокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. В основе конфликтов в этот период лежит следующее:

• Ухудшение возможности профессионального роста супругов.

• Уменьшение возможностей для свободной реализации в личной деятельности.

• Усталость жены, которая связана с уходом за ребенком, и может привести к временному снижению сексуальной активности.

• Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, характеризушимся конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом.

Перечень факторов конфликтности семьи был неполным, если не назвать более глобальные факторы, т. е. изменения, которые происходят в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; изменение традиционного положения женщины в семье; кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Исследования психологов показывают, что в большинстве семей бывают конфликты. В других же фиксируется наличие «ссор» по разным поводам.

В зависимости от глубины, частоты и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, невротические и проблемные семьи.

В кризисной семье противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Они занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаются на какие-либо уступки. К таким союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

В конфликтной семье между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются и порождают сильные отрицательные эмоциональные состояния. Но брак может сохраняться благодаря другим факторам и компромиссным решениям конфликтов.

В проблемной семье характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Такие как отсутствие жилья, отсутствие средств на содержание семьи и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

В невротической семье основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями первого варианта являются: демонстративное молчание; резкие жесты, которые говорят о несогласии; холодность в отношениях. При втором варианте проявляется чаще через: открытый разговор в излишне корректной форме; взаимные словесные оскорбления и др.

Глава II. Профилактика семейных конфликтов. 2.1. Профилактика супружеских конфликтов.

Всем известно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем намного меньше необходимо будет приложить усилия для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Что такое профилактика конфликтов? Это их предупреждение. Целью профилактики конфликтов является создание особых условий деятельности и взаимодействия людей, минимизировавших бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты намного легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов важна не менее конструктивного разрешения. Но она требует намного меньше затрат сил, времени и средств, причем предупреждает даже минимальные деструктивные последствия, имеющие любой конструктивно разрешенный конфликт.

В настоящее время есть много рекомендаций по нормaлизaции супружеских взаимоотношений, а также по предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующим принципам:

  • «Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей».

  • «Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций».

  • «Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются».

  • «Не делай замечаний другому при детях, знакомых гостей и т.д.»

  • «Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым».

  • «Больше доверия».

  • «Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга».

  • «Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками».

  • «Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации».

  • «Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением».

  • «В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину».

  • «Старайтесь находить время отдыха друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением».

2.2.Конфликты во взаимодействии родителей и детей и их профилактика.

Эта разновидность конфликтов является одной из самых распространенных в обычной жизни. Но, в определенной степени, ее обошло внимание специалистов — психологов и педагогов.

Невозможно найти такую семью, где бы полностью не было конфликтов между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в одной трети случаев были конфликтные взаимоотношения.

Существуют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

Первым фактором будет являться тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничные и дисгармоничные типы семейных отношений. В первом случае в семье устанавливается равноправие, которое проявляется в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

В другом варианте в семье присутствует негативный характер супружеских отношений, который выражается в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень напряжения в данной семье все время нарастает и приводит к невротическим реакциям ее членов, а также возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Вторым фактором будет являться деструктивностъ семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

  • разногласие членов семьи в вопросах воспитания;

  • противоречивость, неадекватность;

  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

  • завышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Кризис является переходным периодом от одного этапа развития к другому. В такие периоды дети становятся капризными и раздражительными, часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяются следующие возрастные кризисы детей:

-кризис первого года (это есть переход от младенчества к раннему детству);

-«трех лет» (раннее детство — дошкольный возраст);

-кризис 6-7 лет (дошкольный — младший школьный возраст);

-кризис полового созревания (младший школьный — подростковый возраст — 12-14 лет);

-подростковый кризис 15-17 лет.

Третим фактором будет личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, которые способствуют их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, лет и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяются некоторые типы отношений родителей и детей:

  1. Оптимальный тип отношений родителей и детей.

  2. Когда родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями.

  3. Когда родители изъявляют слишком большое внимание к заботам детей.

  4. Когда дети больше испытывают желание делиться с родителями, чем хотели бы этого сами родители.

  5. Когда поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом скорее правы родители.

  6. Когда поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом скорее правы дети.

Чаще всего конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Обычно ребенок на конфликтные действия родителей отвечает реакциями (стратегиями):

— оппозиции (показные действия негативного характера);

— отказа (отсутствие подчинения требованиям родителей);

-изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, скрывают информацию и действия).

Следовательно, исходя из вышесказанного, основными направлениями профилактики конфликтов родителей и детей могут быть следующие:

-развитие воспитательной культуры родителей, которая позволяет учитывать возрастные психологические особенности детей и их эмоциональные состояния;

-организация семьи на общих началах, т.е. тогда определенные трудовые обязанности, совместные увлечения послужат основой выявления и разрешения возникающих противоречий;

-подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса;

-интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению многих психологов, например, таких как Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон, конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующие принципы:

  1. всегда помнить об индивидуальности ребенка:

  2. учитывать, что каждая новая ситуация требует иного решения;

  3. стараться понять требования маленького ребенка;

  4. помнить, что для перемен нужно время;

  5. противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

  6. проявлять постоянство по отношению к ребенку;

  7. чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

  8. одобрять разные варианты конструктивного поведения;

  9. совместно искать выход путем перемены в ситуации;

  10. уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно;

  11. дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

  12. логически разъяснять возможности негативных последствий;

  13. расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

  14. использовать положительный пример других детей и родителей;

  15. учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Заключение

Семья это необыкновенное явление. Оно основано на браке или кровном родстве объединений людей, связанных общим бытом, взаимной ответственностью и помощью. Уникальностью является взаимодействие в течение длительного времени нескольких человек тесным образом. Поэтому в такой системе могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Главную роль в семейных конфликтах играют супружеские конфликты, возникающие из-за неудовлетворения их потребностей. Более конфликтными бывают кризисные периоды развития семьи.

Смыслом конфликта является то, что он и есть источник развития семейной группы в целом и личности ее отдельных членов.

Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полнейшей семейной неудовлетворенности, состояние вины и т.д. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

К сожалению, конфликты были и будут возникать. Для того чтобы быть успешным и иметь крепкие отношения в семье необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации.

Литература

  1. Андреева Т.В. «Семейная психология», СПб., Речь, 2004,

  2. Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие – РГИУ, 2002

  3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике Практикум по психодиагностике, 2004 г.

  4. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 2005

  5. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений //Психология семейных отношений. Курс лекций.. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  6. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – «Питер», 2008

Елена, почему так случается, что мы конфликтуем с близкими или просто окружающими людьми?

Прежде всего, нужно понимать, что конфликт – это естественная часть общения между людьми, так как у каждого человека существуют свои потребности, ценности, интересы, которые не обязательно должны совпадать с потребностями, ценностями и интересами другого человека. На почве появляющихся разногласий, а также мнений и желаний, противоречащих друг другу, и возникают конфликтные ситуации.

Нас привлекает в другом человеке именно непохожесть на нас самих. Но то, что сначала привлекло в другом, позже может стать причиной для противоречий.

Что еще важно понять?

Важно осознавать, что нет людей, полностью похожих между собой. Каждый человек имеет право на собственное мнение, реализацию своих желаний, интересов. Нужно уважать жизнь другого человека. Тем более, что вступающий в конфликт, чаще всего, проживает непростой период. Стоит проявить к нему сочувствие и попытаться понять.

То есть люди, которые не переживают сложные жизненные периоды, менее подвержены конфликтным ситуациям?

Человек, находящийся в гармонии с самим собой, счастливый и жизнерадостный не будет вступать в противоборство с другими людьми. Конфликтующий человек, в первую очередь, испытывает это противоречие внутри себя, и поэтому выносит его вовне. Вступая в разногласия в семье, на работе или в личных отношениях, скорее всего, человек находится в подавленном душевном и эмоциональном состоянии.

Что делать, если конфликт уже начат?

Когда конфликт нарастает необходимо остановиться и задать себе вопросы: «что происходит со мной сейчас?», «какие мои потребности не удовлетворены?», «каковы мои истинные желания?», «насколько я сейчас доволен своей жизнью?», «что подтолкнуло меня к ситуации конфликта?», «Какие чувства я испытываю сейчас?».

Поиск ответов на эти вопросы может быть гораздо полезнее обвинения оппонента. Эти вопросы помогают лучше понять не только себя, но и своих близких, коллег, друзей. Поскольку внутренняя неудовлетворенность, невыраженные эмоции, невысказанные слова толкают человека в ситуацию конфликта.

Необходимо помнить, что в конфликте участвуют минимум две стороны. Важно прийти к пониманию собственных ошибок в общении. Нельзя изменить другого человека, но можно изменить самого себя. Конечно, не каждый бывает готов даже к такому осознанию, тем более изменению.

Поэтому нужно приложить все усилия для понимания того, что привело к ситуации конфликта в семье, на работе, в отношениях. Далее нужно подумать о том, что можно делать по-другому, чтобы ситуация не повторилась. Важно сделать ревизию своей жизни, своих отношений с другими людьми, отношениями с самим собой.

А какие есть методы профилактики спорных ситуаций?

Здесь многое зависит от причины. Например, усталость, накопившееся напряжение, частые стрессы вызывают состояние, которое легко может подтолкнуть к ссоре, даже в незначительных обстоятельствах. В этот момент всю негативную энергию полезно направить на восстановление душевного равновесия, анализ ситуации в семье или на работе.

Иногда человеку нужно просто отдохнуть, получить положительные впечатления, переключиться. Тогда восприятие действительности изменится, и все будет казаться не таким драматичным и сложным.

У каждого человека есть свои источники радости — ресурсы, помогающие найти опору во время эмоционального напряжения. Для кого-то это общение с людьми, прогулки в природе, чтение книг, занятия спортом, танцами, плавание, путешествия и т.д. Это работа или дело, приносящие удовольствие.

Чем же опасны конфликтные ситуации в принципе?

Конфликт, как и кризис, это острая, критическая ситуация. Опасность в том, что конфликт разрушает самого человека как морально, так и физически. Затяжная ссора истощает внутренние резервы человека, может привести к психосоматическим заболеваниям, ухудшению нервно-психического состояния.

Человек в ситуации конфликта часто испытывает сильное эмоциональное напряжение, говорит слова и совершает поступки, о которых позже приходится сожалеть. Ситуация конфликта может возвращать человека снова и снова к воспоминаниям о случившемся. Он думает, что мог бы сказать или поступить по-другому. И именно эти тягостные мысли забирают много сил и энергии, которые можно было бы потратить на выполнение полезных дел и заданий, удовлетворении своих интересов, увлечений, хобби и т.д.

Кроме того, ситуация конфликта чревата ухудшением или даже разрушением отношений с окружающими людьми. Поэтому важно стараться не доводить до серьезных конфликтов. А если разногласия невозможно предотвратить, то нужно знать, что возникшая ситуация способна дать новые возможности – для развития отношения и развития себя.

То есть у конфликтных ситуаций есть и преимущества?

Навык избегания конфликтов позволяет в рамках своего личностного развития подняться на ступень выше. Неблагоприятные обстоятельства позволяют по-иному взглянуть на себя, других людей и жизнь в целом. А когда человек меняется сам, меняются и его отношения с окружающими. Объективное понимание ситуации позволяет повышать качество своей жизни.

Помогают ли психологи решать конфликты, и как?

Для этого проводятся индивидуальные и семейные консультации. Есть и другие форматы – различные семинары, лекции и тренинги. Чтобы понять, что ближе – нужно проконсультироваться со специалистом и найти «свой» формат, с помощью которого станет возможным решить конкретную спорную ситуацию, дать позитивное развитие отношениям, а также научиться справляться с негативными эмоциями и находить взаимопонимание. За помощью москвичи могут обратиться к нам. Также семьям предоставляются консультации в столичных Центрах поддержки семьи и детям.

Справочно

Психологи Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы работают со всеми категориями граждан, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Подразделения МСППН открыты в каждом округе Москвы. Психологическая помощь предоставляется на некоммерческой основе.

Календарь событий на сайте службы: msph.ru

Телефон для справок: 8(499)173-09-09.

Телефон неотложной психологической помощи в Москве – 051 (круглосуточно, бесплатно с городского телефона). С мобильного телефона – 8(495)051 (оплачиваются услуги оператора связи согласно тарифному плану).

Семейные конфликты и пути их решения

С ростом конфликтных ситуаций в семье семейные отношения принято считать одной из самых популярных тем на сегодняшний день, так как институт семьи и брака является неотъемлемой частью социальной жизни общества. В повседневной жизни достаточно часто бывает, что любящие друг друга муж и жена не могут найти главного – понимания, что и приводит к большому количеству конфликтов в семье. Полное взаимопонимание между супругами чаще всего встречается в семьях старшего поколения, преимущественно тех, которые прошли военный период. Современному же поколению, которое находится в постоянном движении, остается либо принятьсложившуюся ситуацию, либо искать пути решения семейных конфликтов.

Целью статьи является рассмотрение причин возникновения и путей решения семейного конфликта.

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Под конфликтом в социологии понимают осознанное столкновение, противоборство ми­нимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовме­стимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, це­лей, типов поведения, отношений, установок, существенно зна­чимых для личности и групп.

Конфликты невозможно избежать, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают человека от рождения до самой смерти.

Ученые выяснили, что конфликтные ситуации между супругами могут возникать по следующим причинам:

1)ранний возраст вступления в брак;

2)экономический фактор;

3)жилищные условия;

4)отношение родителей к браку детей;

5)добрачная беременность;

6)продолжительность знакомства до брака и т.д.

Все вышеперечисленные причины сводятся к одному – несовместимость жизненных позиций относительно различных аспектов функционирования семьи (в воспитании детей, разногласия в финансовых вопросах и т.д.).

Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи.

Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п.

В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, обидеть. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, прежде всего, в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения.

На основании социологических исследований учёными были выявлены следующие принципы избегания семейных конфликтов:

1. Необходимость установления причины конфликта. Для этого следует провести конструктивный диалог между конфликтующими сторонами. Чаще всего именно инициатор конфликта – обиженный супруг первым идёт на компромисс, пытаясь таким образом наладить отношения в семье. При этом вторая сторона должна поддерживать данную инициативу и с максимальным пониманием отнестись к ней. Ясно сформулированная позиция сторон позволяет быстрее разрешить конфликт.

2. Не рекомендуется привлекать в конфликт третьи лица – детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно примет какую-либо сторону и не может объективно оценить сложившуюся ситуацию.

Особое влияние конфликт в семье оказывает на эмоциональное состояние ребенка и его психику, так как ребёнок может спроектировать подобную форму отношений в своей будущей семье.

3. Концентрация на существующей проблеме. В конфликте необходимо сконцентрироваться на решении конкретной проблемы, а не пытаться решить все сразу. Может потребоваться много времени для выяснения всех разногласий. Обсуждение должно касаться не толькоконфликта в целом, но и обстоятельно рассматривать все нюансы и ошибки.

4. Уважение мнения супруга. Относитесь толерантно к позиции противоположной стороны, даже если она кажется вам абсурдной и неправильной. Важно понять позицию друг друга с целью положительного разрешения сложившейсяконфликтной ситуации.

4. Поиск компромисса. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга, с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий. Нужно избегать упрямства и эгоизма, которые могут привести к большим разногласиям.

5. Чувство юмора помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать попытку супруга инициировать конфликт, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Нельзя обострять конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.

6. Не следует идеализировать отношения. Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как на­стоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.

7. Избегание трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций является прекрасной возможностью быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компро­мисса.

8. Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь до­стоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указы­вать на недостатки.

Вывод. Итак, если обдумать хорошо произошедший конфликт, можно без сомнения разрешать их в семье, не прибегая к унижениям и оскорблениям, что позволит в дальнейшем укрепить отношения и быстро решать накопившиеся проблемы.

Разрешение семейных конфликтов, в первую очередь, зависит от человека, его самообладания, выдержки, терпения по отношению к каждому члену семьи. Применение принципов избегания семейных конфликтов позволит отношениям в семье, а соответственно и в обществе, стать более гармоничными, так как каждая отдельная семья является ячейкой общества.