Конфликты между детьми их причины

Анализ вертикального конфликта между взрослыми и детьми

Морозова Елена Альбертовна,

педагог-организатор МОУ СОШ № 22

г.о. Орехово-Зуево

Московской области

Случай решения конфликта из моей педагогической практики

Участники конфликта:

— Учитель

— Ученица 6 класса (подросток 12-13 лет)

Условия конфликта

Хорошо успевающая ученица, немного замкнута. На уроке демонстративно сидит с мобильным телефоном. На неоднократные просьбы учителя убрать телефон не реагирует. Учитель категорично предлагает ей выйти из кабинета, поскольку если дела в телефоне очень важные, то пусть она их завершит в коридоре. Девочка отказывается выйти, но и телефон не убирает.

На следующий день классный руководитель сообщает, что мама девочки жалуется на поведение учителя, и утверждает, что с её ребенком обошлись жёстко, девочка в истерике вернулась накануне домой. На контакт с учителем мама не согласилась, выдвинув угрозы обратиться с жалобой на учителя в Управление образования муниципалитета. Таким образом, в конфликте ещё и задействованы интересы третьих лиц – родителей (пассивных участников конфликта? Не очень пассивных, конечно.).

Предмет конфликта

С моей точки зрения, предметом конфликта (образами конфликтной ситуации), здесь являются представления участников о себе (своих потребностей, ценностей, целей) и представления о противоположной стороне (потребности, ценности, цели другой стороны конфликта).

Хорошо (более того – отлично успевающая девочка) ещё мало способна анализировать правильность и корректность своего поведения, её неразумная самоуверенность близка к неуважению к учителю.

Учитель – не нашел возможности не допустить конфликта, поскольку в его представлении не соблюдались правила субординации и иерархии в условиях урока и вообще школы. Кроме этого ребенка все ученики принимали участие в учебном процессе. Можно сделать вывод, что урок не был скучным.

Объект конфликта

Из-за чего случилась конфликтная ситуация? Думаю, из-за столкновения ценностей. Ученица действительно считала, что вполне самодостаточна, уверена в себе и может заниматься на уроке тем, что ей в данный момент хочется. Не думаю, что она таким образом хотела продемонстрировать намеренно неуважение к учителю. Учитель считает, что соблюдение дисциплины на уроке – это норма школьной жизни, это вовсе не остолбенение учеников-солдатиков, это нормальное воспитанное поведение. Ведь каждому учителю хочется, чтобы после его урока ученики ушли с новыми знаниями.

Действия участников

На уроке действия участников были эмоциональными, импульсивными. Ученица пререкалась с учителем. Учитель не нашел другого выхода и использовал дисциплинарное наказание – выход из кабинета, хотя и с предложением закончить важные дела в телефоне уже в коридоре. Но это была прелюдия. Поскольку один из участников конфликта – подросток — конечно же, вовсе не проанализировал своего поведения, а бросился с жалобами к родителям, звонила из школы и даже рыдала (по словам мамы). Учитель, со своей стороны, вовсе не собирался принимать превентивные меры к девочке, посчитав, что подросток примет к сведению свое вызывающее поведение и «справедливую» реакцию учителя. И это было напрасно.

Конфликт развивался уже родителями. Выразился он в их обрушивающихся обвинениях учителя и телефонными угрозами пойти жаловаться.

Девочка в течение двух недель не приходила на мои занятия.

Руководитель школы был на стороне учителя. Было решено предложить выполнить самостоятельные работы по предмету, чтобы получить триместровую оценку. Но этого делать не пришлось. Потому что…

Исход (результат) конфликта

Ребенок сейчас приходит на мои занятия, участвует в уроке, спокойно ведет себя.

Не было активных действий со стороны учителя и руководства школы, чтобы повлиять на ребенка и родителей. Просто прошло некоторое время. Затишья. Все адекватны. Родители, ребенок, учитель…

Конечно, поскольку миссия педагога заключается в том, чтобы способствовать обучению, воспитанию и развитию ребенка, то любая профессиональная деятельность учителя-воспитателя подчинена этому. Поэтому все стратегические интересы педагога связаны с задачами развития ребенка. В исходе конфликтной ситуации не должен «выиграть» один. Должно быть конструктивное решение. И оно было в отсутствии активности сторон решить этот конфликт.

А как бы Вы поступили, чтобы вообще не допустить развитие конфликта?

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как помочь ребенку правильно реагировать на конфликты в школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.

В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек — более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.

Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают. Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.

Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам.

Виды конфликтов в школе

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Конфликт «Ребёнок – класс»

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

  • Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

  • «Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах. Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

  • Изгои

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку. И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот. Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Комментарий психолога:

Всегда нужно учитывать, что перевод ученика в другой класс из-за конфликта – это крайность, которая говорит о том, что педагоги и родители допустили недоработку и не разобрались в ситуации. Для ребёнка это чревато её повтором. Такой уход становится основной моделью разрешения конфликта. Это может закрепиться на уровне подсознания и, возможно, осложнить жизнь. Поступил в вуз – бросил, потому что что-то пошло не так. Нашёл работу – все повторяется снова. В итоге такой человек не получает образования, на которое мог бы рассчитывать, не делает карьеру…

Если ребёнок конфликтует со всем классом, уместно подключить родителей соучеников. Важно, чтобы они общались и понимали, что происходит. Всё-таки в жизни школьника родители многое решают. Влияние и справедливость должны идти с их стороны. Тесное общение важно для разрешения конфликта.

Можно отметить и то, что само возникновение ситуации показывает, что единственным средством социализации школьницы было предоставление возможности для списывания. Что странно, ведь подросток хорошо развит, умён и круг его интересов, наверняка, не ограничивается школьной программой. Нужно понять, что всё-таки произошло. Арина сначала давала списывать, а потом перестала. То есть там скрывается другая история, послужившая катализатором. И чтобы разобраться в ней, стоило привлечь специалиста-психолога.

Конфликт «Ребёнок – учитель»

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Комментарий психолога:

Конечно же, в случае возникновения конфликта между учеником и учителем взрослый обязан найти способ пойти на уступки. Просто потому что он взрослый и понимает курьезность ситуации. Что делать, если это не получается? Можно опять-таки подключать родителей. Потому что ребёнок не должен справляться со взрослыми. Это неравенство в весе может его сломать либо уничтожить авторитет учителя.

Другой вариант – привлечение посредника для переговоров в лице другого учителя. Приемлем, если школьник конфликтует не со всеми педагогами. Есть учитель, с которым присутствует взаимопонимание. Он может выступить в роли медиатора. Третья сила всегда ломает суть противостояния. Таким дипломатом может выступить и кто-то из класса, но велик риск не удержать равновесия во взаимоотношениях.

Конфликт «Учитель – родители»

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек. Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына. Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Комментарий психолога:

В слабой позиции иногда оказываются и родители, и учителя. Не всегда претензии родителей к учителям оправданы, и нужно помнить, что в большинстве случаев конфликт можно погасить всего лишь пообщавшись друг с другом. Психология конфликтов утверждает, что в каждом поступке существует логика и прежде чем идти на открытую конфронтацию, хорошо бы понять логику визави. Иногда самому непонятному поступку обнаруживается очень простое объяснение. Нужно выключить эмоции и получить обоснования противоположной стороны.

Если чувствуется, что решение принято на эмоциях, то возьмите паузу, прежде чем включиться в конфликт. Яркие эмоции не долговечны. Они остынут, и к консенсусу будет прийти значительно легче.

И никогда нельзя забывать, что задача и учителя и родителя в конечном итоге одинакова – сделать комфортным обучение школьника, а не отстоять своё эго. Если ребёнку придётся из-за этого переводиться, то сложно будет сделать так, чтобы дальнейшее обучение его радовало.

Конфликт родителя и учителя оправдан лишь в том случае, если учитель не мотивирован эффективно обучать детей. Иногда родитель видит, что при хорошей успеваемости и высоких оценках ребёнок не получает знаний по предмету. В этом случае необходимо собрать факты и подтверждать их ситуацией с другими учащимися. Если она аналогична, предпринять усилия для смены учителя.

Конфликт «Родитель – родитель»

Комментарий психолога:

К сожалению, часто в корне конфликта с родителями в школе лежит финансовая составляющая. Если в классе собирают деньги на что-либо, то сумма, которую могут сдать не напрягаясь одни родители, для других может оказаться неподъёмной. В этом случае у них бывает очень разное понимание того, как ребёнок должен жить, развиваться и заниматься. И то, что дети учатся в одном классе, рождает конфликт, в который втягиваются целые группы родителей. Начинается противостояние офлайн и онлайн. Голосование решает, кого оставить в чате, а кого исключить.

Я в этом случае рекомендую стараться не втягиваться в конфликт родителей в классе и не участвовать в массовых баталиях. В большинстве случаев конфликт случается между двумя родителями, и если его не подогревают новые участники, то со временем всё сходит на нет.

Можно действовать и по предыдущей схеме – сделать паузу хотя бы на сутки. И в любом конфликте важно уметь переключиться. Поговорить с кем-то, кто не имеет к теме отношения. Если вас обуревают эмоции, пообщайтесь с другом, подругой, мужем. Попытайтесь разбавить гнев взвешенным мнением и только после этого возвращайтесь к разговору. Дайте мозгу возможность остыть, обрести способность теоретизировать и решать конфликт родителей в школе дипломатическим путем.

И не забывайте, что самодостаточные, счастливые, доброжелательные люди обычно не дают втянуть себя в конфликт. Оставайтесь разумными и взрослыми в этом случае.

Способы решения конфликтов в школе

Как решить конфликт ребенка в школе?

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание. Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Комментарий психолога:

Мне кажется, что излишний драматизм и накал страстей не располагает к разрешению ситуации. Понятно, что для участников всё очень болезненно. Но, как конфликтолог, я всегда пытаюсь снизить градус, потому что в большинстве случаев преграда в разрешении конфликта – эмоции. Спокойный подход очень важен, и попытка посмотреть на всё с холодным рассудком многое решает.

Раздувание и нагнетание конфликтов и отпугивает от посещения школы, и убивает желание учиться. Но не стоит впадать и в другую крайность: мол, что если в школу не ходить, то и конфликтов не будет. В жизни от них никто не застрахован, и приобретённое умение не поддаваться эмоциям тоже ценно.

Юлия Корхова
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада

ГБОУ СОШ №8 п. г. т. Алексеевка

г. о. Кинель Самарской области

структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Подготовили воспитатели:

Корхова Юлия Александровна

Зотова Людмила Николаевна

Тонаканян Рузанна Владимировна

Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия; использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.

«Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра».

К. Фопель

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.

Конфликт — это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Существует два способа разрешения конфликта:

1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Способы разрешения кофликтов:

— Идти до конца

— Уклонение (стремление уйти от конфликта

— Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)

— Сотрудничество

— Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)

— Уступка

— Угроза, насилие

— Грубость, унижение

— Уход от решения проблемы

— Разрыв отношений

— Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

— В решении проблем учитывать нужды каждого;

— Использовать творческий подход к решению проблемы:

— Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое

— Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению

— Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка

— Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

— Нейтрализовать борьбу за власть

— Учить детей управлять эмоциями

— Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта

— Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:

1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между братьями и сестрами с помощью силы и жестокости.

2. Установите четкие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.

3. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

4. Поощряйте умение себя вести.

5. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

• Прервать конфликт

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• оценить обстановку, выяснить что произошло

• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Литература:

1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.

3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.

6. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М. : Академия, 2002. — 134 с.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М. : Тандем, 2000.–316с.

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО предотвращать и разрешать споры между детьми?

Причины возникновения конфликтов между дошкольниками

► К ссорам между детьми обычно приводят:

  • различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
  • игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
  • разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
  • споры о правильности игровых действий.

Предотвращение конфликтов между детьми

Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста. В 2-3 года дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап становления личности – на некоторое время становятся ярыми собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи. При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и привлечения взрослых.

К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.

В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.

Из-за каких детей чаще всего происходят конфликты в детском саду?

В любом ДОО есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:

  • Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
  • Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
  • Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
  • Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
  • Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
  • Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
  • Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
  • Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
  • Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.

Дети, из-за которых возникают конфликты в ДОО, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе. Как предотвращать конфликты детей в детском саду?

► Цель воспитателя в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:

  • Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
  • Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
  • Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
  • Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
  • Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.

Если воспитатель видит назревающий в группе конфликт, можно постараться его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или отвлечь детей от объекта спора.

Как разрешить детский конфликт в ДОО, если он все же произошел?

Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.

Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:

  • найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
  • частично или полностью устранить причину ссоры;
  • изменить цели конфликтующих;
  • достичь соглашения по спорному вопросу.

Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:

  • достать второй конструктор;
  • предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
  • предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
  • предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.

Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.

Как научиться предотвращать и разрешать конфликты в ДОО?

Предлагаем пройти обучение на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей ДОУ. В них рассматриваются вопросы эмоционального интеллекта, социально-коммуникативного воспитания дошкольников. Знания в этих областях помогут вам грамотно выстраивать работу в группе детского сада и эффективно разрешать конфликты между воспитанниками.

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

17400 руб. 10173 руб.
Отправить заявку

340 часов (3 мес.)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6470 руб.
Отправить заявку

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2547 руб.
Отправить заявку

108 часов (1.5 мес.)

7500 руб. 3421 руб.
Отправить заявку

Ссоры со сверстниками – обязательный этап взросления и социализации ребенка. Современному воспитателю нужно отойти от привычной модели защиты «обиженных» и наказания «виновных», ведь его цель – научить детей отстаивать свою точку зрения, не ущемляя других.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Подберем программу для Вас!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи: Харланова
Юлия Викторовна
  • Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, разработчик и преподаватель дисциплин психолого-педагогической направленности.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>