Константинопольская церковь

Константинопольская Православная Церковь

Описание:

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других.

Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407).

Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь.

Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула).

Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис), избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года.

Односторонние действия Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии привели в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами.

В октябре 2018 г. в результате антиканонической деятельности Константинопольской Церкви на Украине Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом (подробнее о действиях Константинопольского Патриархата на Украине см. ниже).

***

Епархии Константинопольского Патриархата (по материалам сайта Православие.ru)

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения.

Архиерейские кафедры в Турции

  • Константинопольская архиепископия
  • Халкидонская епархия
  • Епархия Имвра и Тенеда
  • Епархия Принкипонниса
  • Епархия Деркии

Архиерейские кафедры и Патриаршие учреждения за пределами Турции

Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850 г. получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Элладской Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:

1. Церкви так называемых новых территорий, вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале XX века. Они, по сути, имеют двойное подчинение — Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 г. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви.

К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии: Кассандрийская, Фессалоникийская, Драмская, Сидирокастрийская, Ланкадасская, Полианийская, Сисанийская, Филиппская, Неокринская, Неапольская, Зинхийская, Маронийская, Александрупольская, Парамифийская, Яннинская, Гревенская, Хиосская, Никопольская, Иериссосская, Серрская, Мифимнская, Елевферупольская, Эдесская, Китрская, Дидимотихская, Митилинская, Лимнская, Гуменисская, Верийская, Дриинупольская, Ксанфская, Елассонская, Самосская, Касторийская, Сервийская, Флоринская.

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родо; Кос; Лерос, Калимнос и Астипалеи; Карпафос и Касос.

3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви.

Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: митрополия Гортины и Аркадии, митрополия Рефимны и Авлопотама, митрополия Кидонии и Апокорона, митрополия Ламбы и Сфакии, митрополия Иерапитны и Ситии, митрополия Петры, митрополия Кисама и Селина. На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит».

4. Патмосская экзархия

Входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года было дано Откровение. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 г. св. Макарием Калогерасом.

5. Святая Гора Афон

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии

1. Американская архиепископия

Самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 г., хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в 60-е гг. XIX века. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского Патриархата. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская, Сан-Францисская, Питсбургская, Бостонская, Денверская, Атлантская, Детройтская.

2. Австралийская архиепископия

Как и в случае других частей Константинопольского Патриархата, Австралийская архиепископия была основана с целью духовного окормления греческих общин, образовавшихся на этом материке вследствие переселения сюда православных греков из Малой Азии и других регионов бывшей Османской империи. В 1924 г. с этой целью была основана митрополия Австралии и Новой Зеландии. В 1959 г. митрополия была переведена в статус архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как архиепископия может включать в себя несколько митрополий.

В 1970 г. Новая Зеландия была выведена из юрисдикции Австралийской архиепископии и получила свою митрополию. Кафедрой Австралийской архиепископии является Сидней.

3. Фиатирская архиепископия

Включает в себя Великобританию, Ирландскую Республику, а также Мальту. Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы. До 1837 г. греческая община Лондона окормлялась при русской посольской церкви. Затем ей было позволено построить свой храм, который стал началом греческой епархии, которая как Фиатирская митрополия была учреждена в 1922 г. В 1954 г. она получила статус архиепископии. Затем, в 1962 г., она утратила этот статус, будучи разделена на четыре митрополии. В 1968 г. ей вновь было возвращено положение архиепископии.

4. Митрополия Франции

В нее кроме Франции входят Испания, Португалия и Канарские острова. Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Париже.

5. Митрополия Германии

Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Бонне. Ее юрисдикция распространяется на ФРГ. Германский митрополит является также экзархом Центральной Европы.

6. Митрополия Австрии

Была основана в 1963 г. и признана государством в 1967-м. Включает в себя приходы Австрии и Венгрии. Митрополит Австрии является также экзархом Средней Европы.

7. Митрополия Бельгии

Основана в 1969 г. и признана государством в 1985-м. Кроме Бельгии, включает в себя также Голландию и Люксембург. Кафедра находится в Брюсселе.

В Брюсселе функционирует представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Совете.

8. Митрополия Швеции и всей Скандинавии

Основана в 1969 г., включает Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.

9. Митрополия Новой Зеландии

Основана в 1970 г. Ее кафедра находится в Веллингтоне. В состав Новозеландской митрополии входит также экзархия Константинопольского Патриархата в Южной Корее.

10. Митрополия Швейцарии

Основана в 1982 г., включает в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при Патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому Патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей.

11. Митрополия Италии

Община греков в Италии появилась еще в 1498 г., после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия была учреждена лишь в 1991 г., а в 1998 г. признана итальянскими властями. Кафедра находится в Венеции. Митрополит является также экзархом Южной Европы, занимает митрополит Геннадий.

12. Митрополия Торонто

До 1996 г. была частью Американской архиепископии, в 1996-м же стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Кафедра митрополии расположена в Торонто.

13. Митрополия Буэнос-Айреса

Основана в 1996 г. Ранее была частью Американской архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе.

14. Митрополия Панамы

Изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996-м стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую Республику и Ямайку. Центр митрополии находится в Мехико, Мексика.

15. Митрополия Гонконга

Образована в 1996 г. Митрополит является также экзархом Юго-Восточной Азии.

В митрополию входят экзархии: Индии (с центром в Калькутте), Индонезии, Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде.

16. Украинские приходы Константинопольского Патриархата

Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия.

17. Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе

Эти приходы по большей части составляли ту часть Русской Православной Церкви, которая перешла вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского Патриарха. В состав экзархата входит Православный Свято-Сергиевский богословский институт.

***

Антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине

7 сентября 2018 г. было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве.

Данное решение было принято без согласования со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

Реакцией на антиканонические действия Константинопольского Патриархата стали заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 и от 14 сентября. В заявлении от 14 сентября, в частности, отмечается: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».

Проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению «украинского вопроса» Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке решения: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Сообщение об этих решениях было опубликовано Константинопольской Патриархией 11 октября.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября, было принято заявление в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

В заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Священный Синод Русской Православной Церкви также призывал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

15 декабря Киеве на территории Национального заповедника «София Киевская» под председательством иерарха Константинопольского Патриархата митрополита Галльского Эммануила состоялся так называемый объединительный собор, на котором было заявлено о создании новой церковной организации под названием «Православная Церковь Украины», возникшей вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Материалы об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата на Украине публикуются на сайте «В защиту единства Русской Церкви»

Страна: Турция Город: Стамбул Адрес: Rum Patrikliği, 342 20 Fener-Haliç, Istanbul, Turkey Телефон: +90 212 5319670 — 6 Web-сайт: www.ec-patr.org E-mail: ecpatr.grandchancellor@gmail.com Предстоятель: Варфоломей I, Святейший Патриарх Константинопольский (Архондонис Димитриос)

Множество журналистов и экспертов, уделяющих свое внимание религиозной ситуации на Украине, в той или иной мере отмечают тесное переплетение интересов раскольнической структуры – Православной церкви Украины (ПЦУ) с униатами – Украинской греко-католической церковью (УГКЦ). При этом, говоря о греко-католиках, все прекрасно понимают, что априори речь идет о собственно Римо-католической Церкви (РКЦ), чьей дочерней структурой униаты и являются с момента своего образования. Несколько месяцев назад мы так же посвятили истинным интересам Ватикана на Украине свою публикацию.

И вот новостные ленты обозначают очередные вызовы, ставят перед Церковью новые вопросы, заставляют по новому взглянуть и переосмыслить интересы Константинопольского Патриархата, создавшего неканоническую ПЦУ на Украине, и Римской Курии. Но не только применительно к Украине.

1 декабря на страницах издания Pro Oriente появился текст недавней проповеди главы Константинопольского Патриархата. В частности, из уст патриарха Варфоломея в очередной раз прозвучало уверение своих слушателей, что «…экуменический диалог между РКЦ и Православными Церквами ведет к цели, которую увенчает долгожданное полное единство», подчеркнув при этом, что «это произойдет, несмотря на возражения тех, кто игнорирует ценность богословия, либо считает экуменизм утопией».

Подтверждением «неутопичности» этих чаяний в стенах фанарских покоев является тот факт, что сослужение константинопольских иерархов и священников с католиками и униатами происходят постоянно и регулярно. Ни о каком догматическом разделении православных фанариотов и католиков речи уже не идет, поскольку для самого главы Фанара «каждая личная встреча с братом папой Франциском – это особый опыт братства, который усиливает желание с обеих сторон идти рука об руку, сражаясь на пути к общей чаше Евхаристии».

Может быть, эти надежды – личное мнение патриарха Варфоломея, ни в коей мере не находящее отклик у Святого Престола? Отнюдь. Вся многовековая политика Ватикана говорит о стремлении не объединения с православными, а подчинении их под тиару римского понтифика, невзирая на догматические и канонические разномыслия. Со времен Лионской (1274 г.), Ферраро-Флорентийской (1437 г.) и упомянутой нами Брест-Литовской уний политика Ватикана в этом направлении остается неизменной. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует публикация 2007 года Конгрегации вероучения, ясно говорящая, что Католическая Церковь неизменно считала и считает православных схизматиками, которые могут возвратиться в Церковь только через «сопричастие с римским престолом». А значит через подчинение и согласие с его догматами. А это уже вопрос гораздо больший чем межрелигиозный, по сути и без преувеличения, он еще и геополитический.

О том, что Фанар покорно принимает подобные взгляды Ватикана и движется в этом понимании с ним в едином фарватере, есть множество фактов и свидетельств, но я представлю на Ваше суждение лишь два, наиболее, на мой взгляд, красноречивых.

Во время последнего официального визита главы Фанара в Рим, который состоялся 9-22 октября сего года, среди прочего ряда мероприятий, организованных Римско-католической церковью, состоялась встреча папы Франциска и главы Фанара. Особое внимание многие обратили на подарки, которыми обменялись стороны. В то время как патриарх Варфоломей подарил папе икону святой Марфы, сестры праведного Лазаря Четверодневного, выполненную монахами горы Афон, папа Франциск подарил главе Фанара блюдо, с изображением святых апостолов Петра и Андрея, обнимающих друг друга. О том, что апостол Андрей является для православных фанариотов столь же значимой фигурой, как и апостол Петр для римской курии, говорить не приходится. Не случайна в этом плане и приведенная в начале статьи проповедь патриарха Варфоломея, сказанная им именно в день памяти апостола Андрея Первозванного.

И второе. В пятницу 4 декабря, спустя несколько дней после заявления Патриарха Варфоломея о возможном объединении с католиками, Кардинал Курт Кох, курирующий в Католической церкви процессы связанные с объединением христиан под омофор римского понтифика, объявил о том, что Католическая церковь опубликовала Руководство католическим епископам для содействия христианскому единству.

Отмечается, что к написанию этой инструкции приступили еще в 2016 году – аккурат тогда, когда Патриарх Варфоломей проводил собор на Крите. Напомню, что многие католические иерархи в комментариях об этом соборе, выражали надежду на то, что он станет предметом не только для общеправославного, но и общехристианского единства. Нужно ли говорить, что в приложении к «Руководству», где перечисляются «партнеры» Католической Церкви, Вселенский Патриархат занимает отнюдь не последнее место.

Да он, в лице Варфоломея, по большому счету, и не претендует на первое, удовлетворяясь вторым. Ведь еще в далеком 2007 году, по итогам равеннского совещания патриарх Варфоломей заявлял: «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина «первенство», каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола».

А теперь главное, на что я хотел бы обратить внимание уважаемых читателей.

Первоиерархи Элладской и Кипрской Церквей применили одну и ту же модель признания украинских раскольников, ранее легализованных Фанаром. Принцип вовлечения всего епископата, а в их лице и всей Православной Церкви следующий: в начале, единоличную инициативу проявляет Предстоятель, начинающий поминать Думенко. Следом, Синод Церкви (молчаливо, как в случае с Кипром, либо гласно и согласно, как в случае с Элладой) утверждает эту инициативу своего Предстоятеля. В итоге вся Церковь становятся запятнанной признанием безблагодатных раскольников.

Теперь, представим себе, что согласно этой «дорожной карты», подобным путем пойдут и все прочие Поместные Церкви. Вопрос даже не в том, что это вдруг произойдет, вопрос в том, чем это все закончится. А закончится, на мой взгляд, следующим.

Когда в один не самый прекрасный для истории Церкви момент, Варфоломей и Ко выйдут на финишную прямую в процессе подписания новой унии с Римом, некоторые архиереи Поместных Церквей позволят себе возвысить свой голос против окончательного попрания канонов и догматов Православия. И вот тут-то они услышат вкрадчивый, а может быть и грозный голос Фанара: «Владыки! Так Вы же сами признали первенство и право Константинополя на единоличное решение вопросов церковной жизни!».

О том, что подобное мировоззрение твердо заняло сознание и умы иерархов Фанара, свидетельствует хотя бы цитата главы Американской Архиепископии архиепископа Элпидифора (Ламбриниадиса), принимавшего, как известно, в истории с украинским «томосом» самое активное участие. В своем «Ответе на Позицию Московского Патриархата по проблеме первенства во Вселенской Церкви» он, в частности, декларировал: «Первенство архиепископа Константинополя, как мы уже сказали, не имеет ничего общего с диптихами, всего лишь выражающими иерархическией порядок…. Если мы будем говорить об источнике первенства, то таким источником является сама личность архиепископа Константинополя, который как епископ является первым «среди равных», но как архиепископ Константинополя и, соответственно, Вселенский Патриарх есть первый без равных (primus sine paribus)».

В этой связи, Митрополит Тамассоский Исаия, реально оценивая сгущающуюся опасность, категорично и верно сформулировал, что на наших глазах наступает конец эпохи соборности Православной Церкви.

Об этом же недавно прозвучали и слова Запорожского Митрополита Луки в его телеграмм-канале.

«Как мне кажется, пора уже называть вещи их подлинными именами. Все это время мы молчали, надеясь как на вразумление патриарха Варфоломея и его сторонников, так и исправления ими допущенных ошибок. Однако время идёт, а ничего не происходит. Наоборот — ситуация усугубляется, а ошибки постепенно превратились в чудовищные беззакония, которые затягивают в свое болото уже глобального раскола все больше Церквей.

Если мы сейчас не возвысим свой голос и не назовём реальную суть происходящего, катастрофа станет неизбежной. Именно ересь «папизма», продвигаемая главой Фанара и его сподвижниками, является сейчас главным вызовом для всего православного мира. А реализация проекта «ПЦУ» — это лишь часть данного процесса. Своеобразный пробный шар или дымовая завеса, скрывающая более серьёзную опасность».

Но именно на эту, скрытую, но более серьезную опасность, как раз и не обращают внимания иерархи Поместных Церквей, «проглатывая» фанарские томосы, принятие безблагодатных раскольников и совместные встречи, молитвы и сослужения с католиками.

А ведь именно соборность Православной Церкви является той единственной охранительной и спасительной гаванью, в которой Церковь Христова сохраняет свое единство и преемство со Христом.

С прискорбием приходится констатировать, что на данный момент Константинопольский патриарх в униатской политике Ватикана выглядит как троянский конь в православной крепости. А значит и усилий для нейтрализации этой печальной тенденции нужно гораздо больше. Была бы воля и понимание этого факта среди Поместных Церквей. А вот понимания-то, в большинстве своем, как раз пока и не наблюдается.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

https://interaffairs.ru/news/show/23825

Заблуждающихся схизматиков, по мнению Ватикана

http://www.archivioradiovaticana.va/storico/2007/07/11/конгрегация_вероучения_опубликовала_ответы_на_вопросы,_касающиеся/rus-144132

https://www.vaticannews.va/en/vatican-city/news/2020-12/vatican-publishes-ecumenical-guide-for-bishops.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/329231.html

«предстоятеля» раскольнической ПЦУ

https://interaffairs.ru/news/show/28252

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Происхождение, образование
Варфоломей I, в миру Димитриос Архондонис, родился 29 февраля 1940 г. на принадлежащем Турции острове Имврос (современное название Гёкчеада). По национальности грек.
После окончания средней школы продолжил образование в Халкинской богословской школе на о. Хейбелиада, готовившей клириков для Константинопольской православной церкви (КПЦ). В 1961 г. был рукоположен в диакона. В 1961-1963 гг. служил в турецкой армии.
После демобилизации в течение пяти лет учился в Италии, Швейцарии и Германии — в Папском восточном институте в Риме, Экуменическом институте Боссэ и Мюнхенском университете. Докторскую диссертацию в области канонического права защитил в Папском восточном институте. Читал лекции в Папском Григорианском университете.
От пресвитера до митрополита
Вернувшись в Турцию, преподавал в Халкинской богословской школе, был помощником декана. В 1969 г. был рукоположен во пресвитера. В 1972 г. Патриарх Константинопольский Димитрий (1972-1991) назначил его своим личным секретарем и управляющим Патриаршим кабинетом.
В 1973 г. получил сан епископа с титулом митрополита Филадельфийского (титулярная епархия КПЦ), сохранив за собой должность управляющего Патриаршим кабинетом. В январе 1990 г. был назначен митрополитом Халкидонским (глава епархии на территории турецкой Малой Азии). В 1974-1991 гг. был членом Синода и нескольких синодальных комитетов.
Варфоломей сопровождал патриарха Димитрия в зарубежных поездках, в т. ч. в 1987 г. в СССР, и представлял Константинопольский патриархат на многочисленных экуменических форумах. В 1968, 1983 и 1991 гг. он участвовал в работе заседаний Всемирного совета церквей (международная экуменическая организация, ВСЦ). В 1975-1982 гг. был заместителем председателя комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство». В 1991 г. вошел в состав ЦК и Исполкома ВСЦ.
Патриарх
22 октября 1991 г. был избран главой Константинопольской православной церкви. Интронизация состоялась 2 ноября того же года. Его официальный титул — архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх. Однако правительство Турции не признает главу КПЦ Вселенским патриархом, ссылаясь на Лозаннский мирный договор 1923 г., оформивший распад Османской империи. Согласно этому документу статус патриарха ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков, т. е. Стамбул признает его только главой греко-православной общины Турции.
Как глава КПЦ Варфоломей I продолжает политику патриархов Мелетия IV (1921-1923) и Афинагора (1949-1972), направленную на возвышение Константинопольского патриархата. Считает, что КПЦ представляет собой «этос православия», что подразумевает подчинение ей других православных церквей (концепция «восточного папизма»), и предъявляет претензии на чужие канонические территории. С середины 1990-х гг. он поддерживал раскольнические группировки на канонической территории Русской православной церкви (РПЦ) в Эстонии и на Украине. В 1996 г. признал автономию Эстонской апостольской православной церкви, в 2019 г. подписал томос об автокефалии Православной церкви Украины.
Патриарх известен активной деятельностью в сфере защиты окружающей среды, за что получил неофициальный титул Зеленый патриарх. Вместе с итальянским политиком Романо Проди выступил организатором серии международных межрелигиозных симпозиумов «Религия, наука и окружающая среда». По его инициативе проведен ряд международных конференций, посвященных вопросам межцерковного диалога. Представители консервативного крыла ряда православных церквей, в частности Греческой церкви и монахи Афона, подвергают его критике за экуменическую деятельность.
В 2017 г. власти Турции высказывали подозрения о связи патриарха с оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого они обвиняют в причастности к попытке госпереворота в стране в 2016 г.
Личные сведения
Владеет греческим, турецким, английским, итальянским, немецким, французским, а также латынью. Является почетным доктором более 30 университетов мира. Имеет награды ряда стран, среди них медаль Конгресса США (1997). В 2005 г. стал лауреатом премии ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды.

Русская православная церковь (РПЦ) прекращает церковные отношения с Константинополем «в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской церкви». Решение об этом было принято на заседании Священного синода, говорится на сайте Московского патриархата.

РПЦ назвала «беззаконными» решения Священного синода Константинопольского патриархата, объявленные 11 октября. Это подтверждение намерения предоставить автокефалию Украинской церкви, открытие в Киеве ставропигии (организации или монастыря прямого подчинения) Константинопольского патриарха; восстановление в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей», а также отмена действия соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата.

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам РПЦ запрещено участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

РПЦ не исключила разрыва церковной общности с Константинополем

Члены Священного синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом, отмечается в сообщении. «Принятие в общение раскольников <…> посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств – все это выводит Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами», – отмечается там же.

Это было вынужденное решение, но иное не мог принять Священный синод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата, объяснил руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, передает «РИА Новости».

В сентябре РПЦ приняла решение прекратить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея и участвовать в структурах под председательством Константинопольского патриархата. Тогда же РПЦ не исключала полного разрыва церковной общности с Константинополем.

Ранее по теме: Как РПЦ потеряла Украину

Между церквями был кратковременный конфликт в 1996 г. из-за конкуренции юрисдикций в Эстонии, когда РПЦ также объявляла о разрыве общения, но тогда сторонам удалось быстро договориться, объяснял «Ведомостям» политолог Алексей Макаркин. Ранее он отмечал, что в случае полного разрыва отношений между церквями начнется длительное противостояние в православном мире, где Московский патриархат будет пытаться собрать возле себя более консервативные православные группы, а Константинополь будет ориентироваться на более либеральные.

Ранее по теме: Как поделить одну патриархию между двумя патриархами

В начале сентября патриарх Константинопольский Варфоломей назначил в Киев своих экзархов – представителей. По его словам, решение было принято «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви». Священный синод РПЦ выразил протест и «глубокое возмущение» решением Константинопольского патриархата.