Коран об иисусе

Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она удалилась от своей семьи к восточной части мечети аль-Акса и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Так и есть! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!”»

Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» Тогда он (Иса или Джибрил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”».

Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей». Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» Он сказал: «Воистину я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я
буду воскрешен к жизни» (19:16–33).

Таково одно изложение истории Иисуса в Коране. А вообще он упоминается в нем как Иисус 25 раз, как мессия – 11 раз и как сын Марии – лишь два раза. Сама Мария была упомянута по имени 34 раза и дважды как «та, кто хранила свое целомудрие». Мусульмане чувствуют себя изумленными и ошеломленными, когда читают известных ученых, специалистов и, что наиболее болезненно, представителей духовенства, которые изображают ислам и мусульман как врагов Христа. И наоборот, многие несведущие или введенные в заблуждение христиане удивляются, когда мы рассказываем им об уважении и любви, которые испытываем к Иисусу и Марии, несмотря на доктринальные расхождения. Нескольких цитат должно быть достаточно, чтобы выразить глубокое уважение, с которым Иисус и Мария почитаются в исламе.

Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных (3:45).

Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, его словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от него. (4:171)

Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров (21:91).

Принципиальная разница между иудеями и христианами заключается в их оценке Иисуса, который, как считают мусульмане, был истинным и подлинным посланником Бога к его собратьям евреям. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?” Апостолы ответили: «Мы – помощники Аллаха”. Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (61:14).

Те же, кто отверг Иисуса и обвинил его мать в порочности, вновь и вновь осуждаются Кораном: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: «Воистину мы убили мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха”. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (4:156–158).

Следовательно, ислам полностью освобождает евреев от ответственности за кровь Христа. Среди части христиан распространено мнение, согласно которому тот, кто был схвачен стражниками и распят, был кем-то другим, нежели Иисусом (возможно, Иудой Искариотом). Осуждая иудеев за неприятие Иисуса, Коран говорит:

Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилом). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других? (2:87).

Мусульмане верят в чудеса, которые Иисус совершал с Божьего позволения. О них есть упоминание в Коране:

Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилом), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это – всего лишь очевидное колдовство» (5:110).

Восхваление охватывает также истинных последователей Иисуса, как первых христиан, так и тех, которые жили во времена пророка Мухаммада:

Потом Мы отправили по их следам наших посланников, и отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), и даровали ему Инджил (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие… (57:27).

Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех к любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия (5:82).

Рассмотрим теперь некоторые различия между мусульманами и христианами. Главное среди них следующее: мусульмане, веря в целомудрие Девы Марии, говорят, что Иисус был «создан» Богом без отца, но не утверждают «порожден Богом». Для них Бог находится вне подобных биологических характеристик, ибо Он предвечен и един, как говорится в Коране: «Скажи: «Он – Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (112:14). Следовательно, буквальное родство Иисуса с Богом входит в противоречие с исламским вероубеждением (хотя вполне допустимо иносказание: все мы дети Божьи). Также неприемлем догмат о том, что Мария – Матерь Божья. И Мария, и Иисус – люди, которых высоко чтит ислам, и тот факт, что Иисус родился без отца, не делает его, исходя из исламского учения, «единородным сыном Божьим». Коран говорит: «Воистину, ‘Иса для Аллаха таков же, как и Адам. Он сотворил его из праха, потом сказал ему: «Будь!” – и тот возник» (3:59). Согласно Корану, Иисус никогда не заявлял о собственной божественности или божественности своей матери:

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?»

Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты наблюдал за ними. Воистину Ты – свидетель всякой вещи. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – могущественный, мудрый» (5:116–118).

Мусульмане соотносят этот аят со следующими строками в Новом Завете, где Иисус говорит: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марк 10:18).

В соответствии с Новым Заветом, Иисус на кресте возопил: «Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́?» – что значит: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты меня оставил?» (Марк 15:34). Очевидно, он должен был говорить с кем-то другим, а не с самим собой. Ведь понятия Троицы и триединого Бога не существует в исламе: «…не говорите: «Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину Аллах является единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (4:171). Мусульмане не понимают, как бесконечность может быть разделена на три части или же согласиться с обожествлением Иисуса и Святого Духа. Они считают, что Иисус никогда ничего не говорил о Боге в трех ипостасях, как и предыдущие пророки, которые проповедовали единство (и никогда триединство) Божие. Кроме того, о концепции триединства слыхом не слыхивали ранние христиане. Исторически она была установлена декретом как символ веры Римской империи на Никейском соборе в 325 году н.э., и ее внедрение подкреплялось всей мощью государства при императоре Константине. Новая католическая энциклопедия утверждает: «Формулировка «Единый Бог в трех лицах” не была единогласно утверждена в христианской жизни и вере до IV века».

Еще одна область различий – понятие первородного греха. Исходя из Библии, дьявол искусил Еву вкушением плода от запретного дерева, а затем она убедила Адама сделать то же самое: так совершился данный грех. После чего они с позором были наказаны изгнанием на Землю, при этом на Еву, как зачинщицу, возлагалась вся вина: «А женщине Он сказал: «Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей. Ты будешь желать мужа, и он будет властвовать над тобою”» (Бытие 3:16). Согласно христианскому вероучению, все люди наследуют этот грех, и каждый новорожденный появляется на свет греховным.

В коранической трактовке дьявол соблазнил обоих: и Адама, и Еву; они оба согрешили, оба раскаялись, вместе были прощены, и этим завершилось искупление первородного греха: «Дьявол стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными”. Он поклялся им: «Воистину я для вас – искренний доброжелатель”» (7:20–21). После их раскаяния «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (2:37). Затем Адам был возвеличен до обладания пророческим даром, а род людской отправлен на Землю как наместник Бога. Дьявол же поклялся преследовать людей и совращать с пути истинного, но Бог пообещал дать им такие наставления, которые обезопасят людей от дьявольских козней, за исключением тех, кто сам захочет повернуться спиной к божественному водительству. Стало быть, каждое человеческое существо рождается невинным, и лишь позднее исключительно наш выбор оскверняет нас и делает грешниками. Согласно исламу, грех не есть нечто наследуемое детьми от родителей.

В данном отношении ислам подчеркивает, что ответственность человека индивидуальна: «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (17:15). Поэтому идея искупительной жертвы чужда исламу, и утверждение, что Иисус, или кто-то другой, должен быть умерщвлен во искупление человеческих грехов, является неприемлемым. Божьего прощения в исламе до́лжно добиваться через искреннее покаяние и добродетельность, без необходимости кровопролития: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будет прощение от их Господа…» (3:135–136). Ни один грех не является настолько большим, чтобы человек не получил Божьего прощения: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39:53). Со слов пророка Мухаммада, Бог изрек: «Ты – дитя Адама, ты придешь ко Мне с земли, полной греха, ты покаешься и поклонишься Мне, и Я прощу тебя».

Мусульмане, лишенные концепции искупления грехов кровью Христа и понятия избранной расы (пользующейся у Бога особыми привилегиями), всецело уповают на Божье помилование и сами стремятся прощать. Роль прощения в исламе велика, свершается ли оно между отдельными людьми, племенами или народами. Даже когда закон устанавливает наказание, соизмеримое с агрессией, пострадавшей стороне рекомендуется подняться над справедливостью во имя милосердия: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину Он не любит беззаконников» (42:40); «Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас?» (24:22).

Человек может просить Бога о прощении напрямую в любое время, в любом месте; он не нуждается в посреднике – у каждого мужчины и каждой женщины есть прямой доступ к своему Творцу: всякий раз, когда они взывают о милости, Он отвечает и прощает. Прийти к простому смертному на исповедь, после которой он скажет что-то для пущего эффекта: «Иди, дитя мое, ты прощен», – в исламе невозможно. Прощение – это прерогатива одного Бога, и никто никогда не может быть равносущен Ему для исполнения такой роли. Вот потому-то в исламе отсутствует институт священства. Правда, имеется богословское знание, но духовенства нет. Мы надеемся, что милость Божья безгранична, только Он может оценить нас справедливо (Он – Абсолютное Правосудие) или милостиво (Он – Абсолютное Милосердие), и всю нашу жизнь мы молимся, а Он дарует нам более милость Свою, нежели Свою справедливость.

Наше покаяние должно быть искренним и серьезным, к тому же, если оно идет от сердца, обязано проявиться и в поступках. Было бы явным противоречием, если бы кто-то украл мой кошелек и отказался вернуть его, повторяя «Прости меня, Боже» даже миллион раз. Осознание проступка должно произойти прежде, чем будет задействована третья сторона.

Эти религиозные различия незначительны и в то же время не могут игнорироваться, тем не менее глупо и непродуктивно сражаться друг с другом или взаимно ненавидеть из-за них. Обсуждение доктринальных расхождений должно быть этичным и цивилизованным: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему”» (29:46).

И все же, несмотря на различия во взглядах христиан и мусульман, ислам очень заинтересован в разъяснении общих оснований и подтверждении их многочисленности: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы – мусульмане”» (3:64). Кроме того, отношения должны оставаться мирными и дружественными.

Теперь, после разбора религиозных (доктринальных) аспектов, уместно будет сделать краткий обзор геополитической истории отношений мусульманского и христианского мира. Во времена последнего Пророка Евразия была под властью двух ведущих держав: Персидской империи на востоке и Римской на западе. Так как персы являлись огнепоклонниками, а римляне – христианами, мусульманские симпатии, естественно, склонялись к христианам. Затяжной военный конфликт, бушевавший между двумя империями, и зарождение ислама засвидетельствовали пору капитуляции христиан, в связи с чем, однако, в Коране имеется предсказание (которое сбылось) о том, что за отливом последует прилив: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого, и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он – Могущественный, Милосердный» (30:2–5).

Однако спустя несколько лет на Аравийском полуострове уже преобладал ислам, объединив населявшие его народы в государство и растущую политическую силу прямо у стыка двух гигантских империй. Они обе рассматривали новое вероучение как серьезную угрозу и начали подстрекать к боевым действиям против него зависимые арабские племена, а позже задействовали и свою колоссальную военную мощь. Исход этого неизбежного военного противостояния был практически чудом, если сравнить скудость исламских сил по отношению к противникам как в численности, так и в снаряжении.

Когда на востоке персидская династия завершила свое существование, почти все люди, проживавшие на этой территории, выбрали ислам. А на западе территории, подвластные Римской империи, уменьшились, и примерно через столетие плюралистическая Исламская империя уже охватывала более половины известного к тому времени мира. Это стало периодом расцвета исламской цивилизации, которая сохранила греческое наследие от уничтожения Церковью и совершила рывок в развитии многих областей знания, а именно: медицины, химии, физики, астрономии, математики (алгебра – это арабское слово, которое, как и сама наука, было придумано мусульманами), музыки, философии, и т.д., – не говоря уже о религиозных науках, арабской литературе и лингвистике. Люди всех рас и религий внесли весомый вклад в этот качественный прорыв.

Европа, переживавшая Темные века, была потрясена, став свидетелем цивилизации без цензуры (религиозной или какой-либо иной) над человеческим разумом. Арабский был языком науки; ранние европейские университеты нанимали мусульманских профессоров и на протяжении столетий использовали книги мусульманских авторов. Европа узнала о греческих философах из их переводов с арабского, а когда был изобретен печатный станок, большая часть его продукции являлась переводом арабских источников.

Как только мусульманская империя ослабла, Европа нанесла ответный удар. Среди важных исторических событий отметим крестовые походы на востоке и победу Фердинанда и Изабеллы над исламской Испанией на западе. Последняя дала начало инквизиции и религиозным чисткам в Испании, обрушенным на мусульман и иудеев, а также расчистила путь для открытия Нового Света, власти конкистадоров и налаживания государственной работорговли.

Крестовые походы были попыткой непосредственного вторжения в хартленд, самое сердце, мусульманского мира. Обоснованием этого в то время служила необходимость освобождения христианских святынь в Иерусалиме от мусульман; в результате в течение более двух веков крестовые походы нагнетали религиозную нетерпимость, которая до сих пор присутствует в западном сознании и, так или иначе, формирует западную культуру. Это продолжилось даже после того, как современное общепринятое христианство осудило крестоносцев и заклеймило их как обычных колониальных захватчиков, обрядившихся для ведения войны в плащ христолюбия и одновременно творивших такие зверства, которые являлись поруганием самой Христовой веры.

Слово crusade прижилось в языке как притягательный архаизм в качестве существительного «крестовый поход» и глагола «выступить в поход» с глубоко укоренившимся эмоциональным подтекстом. Мы уверены, наряду со многими христианами, как духовенством, так и мирянами, что христианский мир должен заново рассмотреть историческое значение Крестовых походов – в духе переоценки и самоанализа, как это уже сделано, с большой степенью успеха, в отношении инквизиции в Испании и Холокоста в Германии. Согласованные усилия, направленные на признание истинных целей «крестоносцев», могут быть важным шагом в подготовке Нового мирового порядка, – шагом, открывающим путь к примирению двух цивилизаций человечества, каждая из которых насчитывает миллиарды людей. Возможно, это поможет предотвратить сокрытие подобных бедствий под псевдорелигиозной аурой, как в Боснии и других странах.

Моей целью не является подробное изложение истории крестовых походов, я лишь приведу в качестве примеров несколько цитат из христианских источников. Вот отчет рыцаря, принимавшего участие в оккупации Иерусалима во время Первого крестового похода 15 июля 1099 года: «С обнаженными мечами наши люди бежали по городу, при этом они никого не щадили, даже моливших о пощаде. Если бы вы были там, ваши ноги окрасились бы кровью по щиколотку. Что еще мне добавить к этому? Никто из них не должен был остаться в живых. Не щадили ни женщин, ни детей. Лошади пробирались по колено, нет, по узду в крови. Это был справедливый и великолепный суд Божий» (Kohn N. The Pursuit of the Millennium, 1957. P. 68). В 1202 году Четвертый крестовый поход начался в Венеции и проходил через христианский Константинополь, где крестоносцы устроили погром и учинили такие зверства, что сам Папа Римский осудил своих «воинов Света» в обращении к ним: «Вы обнажили свои мечи не против неверных, а против христиан. Вы захватили не Иерусалим, но Константинополь. Ваши мысли были заняты стяжанием земных сокровищ, а не небесных. Ничто не было для вас священным. Вы оскверняли замужних женщин, вдов, даже монахинь. Вы опустошили даже храмы Господней Церкви, украли священные предметы алтарей, разграбили бесчисленные иконные образа и мощи святых. Не удивительно, что греческая Церковь видит в вас исчадие дьявола». (Gascoigene, Bamper: The Christians, 1977, Jonathan Cape, London, с. 119). Если такое крестоносцы совершили с христианским Константинополем, можно представить, как они поступили с «неверными» мусульманами.

Однако одной из значительных вех нового времени был радикальный сдвиг во взглядах Святого престола на мусульман, что, надеемся, послужит катализатором большему взаимопониманию между мусульманами и христианами. В то время как Папа Урбан II в 1095 году (также известный как Урбан Блаженный), первым призвавший к крестовым походам, характеризовал мусульман как «безбожных людей, идолопоклонников, врагов Христа, собак, сорную траву, предназначенную для вечного огня» и т.д., Nostra Аetate – «В наш век», декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям, – в 1965 году утвержденная Папой Павлом VI, рассматривает мусульман в совершенно другом свете. «К мусульманам Церковь также относится с уважением», – говорится в документе; далее разъясняется, что мусульмане поклоняются Единому Творцу, Богу Авраама, с которым исламская вера счастлива ассоциировать себя. Также говорится о том, как они поклоняются, молятся и дают милостыню, что почитают Иисуса и его целомудренную мать, считая пророком и посланником Бога.

Со времен Крестовых походов, отношения между Европой и мусульманским миром были искажены колониальными устремлениями европейских стран, да и после Первой мировой войны почти все исламские страны оказались в тисках европейского колониализма. Завязалась длительная борьба, которая, казалось бы, принесла искомую политическую независимость, но явление лишь приняло другую форму – неоколониализма под эгидой Соединенных Штатов Америки, оно полагается не на оккупационные армии, а на силу экономического давления.

Иисус Христос, сын Пресвятой Девы Марии, – в мусульманской традиции пророк Иса (мир ему). Он является одним из пяти великих пророков, которых называют «Обладатели величества» (улуль азм). Иса ибн Марьям (мир ему) был направлен к потомкам Исраиля (Коран, 3:48), чтобы подтвердить истинность Торы (Таврата).

Пророк Иса (мир ему) по воле Всевышнего родился без отца в местечке Байту-ляхм (Вифлеем) близ Иерусалима. Мусульмане очень любят и почитают его и всегда после произнесения его имени говорят «мир ему». Мусульманин перестает быть верующим, если даже усомнится в пророчестве Исы (Иисуса) (мир ему) и в истинности священного Писания, ниспосланного ему Богом. Все, что связано с пророком Исой (Иисусом) (мир ему) и его матерью Марьям, является священным для мусульман. Марьям является одной из самых почитаемых женщин. Вследствие этого имена Иса и Марьям широко распространены среди мусульман. Они носят эти имена с почетом и любовью к посланнику Божьему.

Во времена Иисуса (мир ему) самой развитой из наук была медицина, и Иисус (мир ему) был послан в качестве пророка, наделенного способностью исцелять такие болезни, перед которыми были бессильны все остальные врачеватели. У него не было дома и хозяйства, он вел жизнь странствующего проповедника.

Отвернувшись от мирского, пророк избрал жизнь вечную и боролся, призывая людей на путь Господа. Наставленные Аллахом принимали его проповеди, заблудшие – отвергали. Велико было сопротивление неверных правителей, ибо так было установлено с момента сотворения Земли. В тридцать лет на него была возложена посланническая миссия. Три года призывал он народ Исраиля к вере.

По мере увеличения чудес, явленных Иисусом (мир ему), и после ниспослания Инджиля (Евангелия) он начал призывать людей к единобожию, и люди потянулись к нему. Испугавшись этого, иудейские цари начали строить козни против Божьего посланца. Те, кто отвергал истину, начали клеветать на Ису (мир ему).

Неверные пришли к пророку и стали задавать ему разные вопросы, пытаясь уличить его в неблаговидных устремлениях или во лжи, но не достигли цели. Тогда они решили напасть на него, чтобы убить. Но архангел Джибриль (мир ему) завел его в один дом и из окошка на крыше забрал его на небеса. Глава неверных отправил в тот дом одного из своих, чтобы убить пророка. Обнаружив, что дом пуст, этот человек растерялся и, не зная, что делать, долго стоял посреди комнаты. Товарищи, которые ждали его снаружи, были уверены в том, что он задерживается, потому что схватился с Исой (мир ему). Звали его Титиянус, и Всевышний сделал его внешне похожим на Ису (мир ему). Когда Титиянус вышел в облике Иисуса (мир ему), его сразу же схватили и распяли. После смерти обнаружилось, что у него было лицо Исы, а тело – Титиянуса.

Все очень удивились этому и в сомнениях задались вопросом: кого же они убили? Если убитый – Иса, то где же Титиянус? А если это Титиянус, то где же Иса? Среди людей возникли разногласия: одни считали, что убитый был Исой, а другие утверждали, что это был Титиянус. Подобные разногласия переросли в большой спор. Такова версия этой истории, переданная от Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им).

В тридцать три года могуществом Создателя Иса (мир ему) был поднят на небеса. Всемогущий Творец освободил его от присущей человеку нужды в пище и воде и поднял на небеса месте с ангелами, одарив способностью жить на земле как человек и на небесах как ангел. Господь поведал нам, что Ису (мир ему) подняли на небо, и все сомнения в этом исчезли. Об этом свидетельствуют аяты Корана, и обладатели разума это восприняли.

Спустя шесть лет после этих событий мать пророка Марьям умерла. Она похоронена в Иерусалиме, где и находится ее зиярат.

Перед Концом света Иисус (мир ему) спустится на землю, женится, и у него родятся дети. Он будет распространять истинную религию единобожия (ислам) и противостоять Даджалю (антихристу). После смерти он будет похоронен рядом с Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Мусульмане ждут его пришествия.

За всю историю человечества Всевышним было послано около 124 тысяч пророков, включая 313 посланников. Первым пророком и посланником был наш праотец Адам (мир ему), последним – Мухаммад (с.а.с.). Все пророки знали, что последний пророк придет, и призывали своих последователей уверовать в эту истину, поэтому между ними была абсолютная преемственность.

Верующий в Бога, согласно исламу, обязан верить во всех пророков и посланников, признавать их миссию. Вера в пророков является одним из столпов имана (веры). Всевышний в Коране повелел тем, кто следует Пророку Мухаммаду (с.а.с), верить в то, что ниспослано Им всем пророкам, то есть Коран и другие Божественные Писания. Поэтому мусульмане признают, верят, любят и почитают всех пророков.

В хадисе Пророка (с.а.с) говорится: «Все пророки – братья по вере, религия у них одна – ислам, а законы Божьи – шариат – отличались друг от друга в зависимости от времени, места и условий». Если бы Бог посылал пророков с разными знаниями о Себе, то это привело бы к разному пониманию Сущности Бога. Поскольку Бог вечен и все Его атрибуты вечны, то и знания о Нем, о Его атрибутах неизменны. Значит, вероубеждение у всех пророков было единым вне зависимости от того, когда оно было передано – на заре человечества Пророку Адаму (мир ему) или в более поздние времена Пророкам Нуху (Ною), Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею), Исе (Иисусу), Мухаммаду, мир им всем и благословение Господа.

А что касается законов Божьих (шариата), то они менялись в соответствии со временем, с укладом жизни людей и т. д. Поэтому имели место разные Писания, ниспосланные в разное время и различным народам. Каждому посланнику ниспосылались предписания и законы, приемлемые для людей его времени.

Все предыдущие пророки предвещали своим общинам приход последнего Пророка (с.а.с.), завещали следовать за ним и помогать ему. Об этом написано и в Коране, и в Торе, и в Евангелии. В Библии Пророк Мухаммад (с.а.с) назван словом «Периклитос», что в точном переводе с греческого языка означает «Восхваляемый».

Во все времена пророки и их последователи ждали появления последнего Посланника – Мухаммада (с.а.с).

Теперь мусульмане, как и христиане, ждут второго пришествия Иисуса (Исы, мир ему), который призовет человечество к единобожию и установит порядок и мир на Земле.

Мухаммад АЛИМЧУЛОВ

Крылов Г.Л. Представления о Евангелии в Коране // Христианство на Ближнем Востоке. 2018. № 2. С. 127-134.

Крылов Герман Леонидович

магистр востоковедения и африканистики, аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: german_krylov@mail.ru

Представления о Евангелии в Коране

Текст Корана на арабском языке занимает особое место в мусульманской культуре. Мусульмане считают его точной записью прямой речи Аллаха, переданной ангелом Джибрилем человеку-посреднику («Пророку») Мухаммеду бен Абдалле, что придает содержимому этой книги непререкаемый, сакральный авторитет. Коран (в его различных трактовках) лежит в основе мировоззрения мусульман. В современном исламе нередко встречаются попытки разглядеть в коранических аятах описание новейших научных открытий. В Коране упоминаются и некоторые религии, представления о которых верующие мусульмане формируют на основании почитаемого ими непогрешимым коранического текста. Немало аятов посвящены христианству, описание которого дано через призму ислама. Это хорошо видно на примере коранических упоминаний Евангелия, на которое экстраполируется исламское представление о ниспослании божественного откровения.

Коран представляет Евангелие как некую книгу, ниспосланную пророку Исе (мусульмане понимают под ним Иисуса Христа). Евангелие через кораническую призму видится как запись божественных откровений со слов воспринимавшего их Исы, подобно тому как Коран есть запись откровения Аллаха, воспринятого Мухаммедом. Такое представление о Евангелии очевидно противоречит реальной истории новозаветного текста, а также христианскому пониманию проповедуемого Христом Евангелия царствия как благой вести об осуществлении всех Божиих обе-тований, данных в Ветхом Завете, а не некоей ниспосланной в готовом виде священной книге.

Ключевые слова: Евангелие, Коран, христианство, ислам.

Текст Корана на арабском языке занимает особое место в мусульманской культуре. Мусульмане считают его точной записью прямой речи Аллаха, донесенной ангелом Джибрилем до человека-посредника («Пророка») Мухаммеда бен Абдаллы. Это верование придает содержимому книги непререкаемый, сакральный авторитет. Коран (в его различных трактовках) лежит в основе мировоззрения мусульман. В современном исламе нередко встречаются попытки разглядеть в коранических аятах описание новейших научных открытий . В Коране упоминаются и некоторые религии, представления о которых верующие мусульмане формируют на основании почитаемого ими непогрешимым коранического текста. Немало аятов посвящены христианству, описание которого дано через призму ислама. Это хорошо видно на примере коранических упоминаний Евангелия, на которое экстраполируется исламское представление о ниспослании божественного откровения.

Слово Евангелие (аль-Инджиль) упоминается в Коране 12 раз, наряду с Торой в качестве указания на религиозные тексты «людей Писания» -христиан и иудеев (ахль аль-китаб)1:

1″Ниспослал Он тебе в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие (4). Раньше в руководство для людей и ниспослал Различение» (Коран, 3: 3-4).

2″И научит Он его писанию и мудрости, и Торе, и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исраила» (Коран, 3: 48-49).

3″О обладатели писания! Почему вы препираетесь об Ибрахиме? Тора

и Евангелие были ниспосланы только после него. Разве вы не уразумеете?» (Коран, 3: 65).

4″И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Коран, 5: 46).

5″И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те — распутники» (Коран, 5: 47).

6″А если бы они держали прямо Тору и Евангелие и то, что низведено им от их Господа, то они бы питались и от того, что сверху их, и от того, что у них под ногами. Среди них — народ соразмерный, а многие из них -скверно то, что они делают!» (Коран, 5: 66).

7″Скажи: «О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа». Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие. Не горюй же о людях неверных!» (Коран, 5: 68).

8″Вот скажет Аллах: «О Иса, сын Марйам! Вспомни милость Мою тебе

и твоей родительнице, как Я подкрепил тебя духом святым. Ты говорил

1 Перевод сур из Корана дается по подстрочнику И.Ю. Крачковского. Работа российского ученого выполнена в академическом стиле, свободном от стремления стилистически отредактировать русский текст, нередко приводящего к искажениям. Хотя некоторые неточности есть и у Крачковского, его перевод аятов, упоминаемых в тексте данной статьи, полностью адекватен. В исламе есть разные варианты нумерации аятов, поэтому, если при сверке будет замечено несовпадение, нужно просмотреть текст на несколько стихов вперед или назад.

с людьми в колыбели и взрослым. И вот научил Я тебя писанию, мудрости, Торе, Евангелию, и вот ты делал из глины подобие птиц с Моего дозволения и дул на них, и становились они птицами с Моего дозволения, и ты изводил мертвых с Моего дозволения. И вот Я удержал сынов Исра-ила от тебя, когда ты пришел к ним с ясными знамениями. И сказали те, которые не веровали из них: «Это — только очевидное колдовство!» (Коран, 5: 110).

9″…которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, — вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это — те, которые имеют успех!» (Коран, 7: 157).

10″Поистине, Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им — рай! Они сражаются на пути Аллаха, убивают и бывают убиты, согласно обещанию от Него истинному в Торе, Евангелии и Коране. Кто же более верен в своем завете, чем Аллах? Радуйтесь же своей торговле, которую вы заключили с Ним! Это ведь — великий успех!» (Коран, 9: 111).

11″Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их — на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но

в Евангелии образ их — посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, — чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду!» (Коран, 48: 29).

12″Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Ису, сына Марйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они изобрели; Мы им его не предписывали, если не для снискания благоволения Аллаха. Но они не соблюли этого должным соблюдением. И Мы даровали тем из них, которые уверовали, их награду, а многие из них распутны» (Коран, 57: 27).

В некоторые местах Евангелие, наряду с Пятикнижием Моисея, имеется в виду под словом «писание» (аль-китаб) без употребления слова «аль-Инджиль»:

1″Горе же тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», — чтобы купить за это небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!» (Коран, 2: 79).

2″И вот взял Аллах с тех, кому даровано писание, завет: «Вы будете разъяснять его людям /некоторые говорят, что его означает Мухаммеда/ и не будете скрывать». Но они бросили это за свои спины и купили за это малую цену. Скверно же то, что они покупают!» (Коран, 3: 187).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3″И Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе. Всякому из вас Мы устроили дорогу и путь» (Коран, 5: 48).

Во всех этих аятах Евангелие (как и Тора) предстает некоей единой книгой откровения, ниспосланной пророку Исе (мусульмане понимают под ним Иисуса Христа). Евангелие, таким образом, в представлении Корана есть некая запись божественных откровений со слов воспринимавшего их Исы, подобно тому как Коран есть запись откровения Аллаха, воспринятого Мухаммедом через ангела Джибриля (отождествляемого мусульманами с архангелом Гавриилом). Такое представление о Евангелии очевидно противоречит реальной истории новозаветного текста, а также христианскому пониманию проповедуемого Христом Евангелия царствия как благой вести об осуществлении всех Божиих обетований, данных в Ветхом Завете, а не некоей ниспосланной в готовом виде священной книге.

Коран провозглашает себя подтверждением того, что было низведено в Торе и Евангелии (Коран 5: 48), однако среди мусульман чрезвычайно распространена идея о том, что люди Писания исказили ниспосланные им откровения. Сам Коран прямо не говорит об этом, но некоторые фрагменты дают его толкователям почву для такого вывода. Кроме того, вместе с мыслью об искаженности Торы и Евангелия некоторые исламские авторитеты утверждали, что истинные тексты этих священных книг хотя и отличаются от Корана в частностях, но не противоречат ему в общем (А^ТаЬап, 1994. Р. 135).

Указания на искаженность Писаний иудеев и христиан выводятся из авторитетных комментариев к некоторым аятам Корана (например, 2: 79) (1Ьп КаМг. Р. 117-118), в которых есть общие указания на искажения Писаний. Обличение (Коран 2: 79) в исламской традиции трактуется как направленное против иудеев, ничего не смыслящих в ниспосланной им Торе, однако осмеливающихся трактовать ее и подкреплять свои трактовки ссылкой на божественный авторитет (1Ьп КаМг. Р. 117). Авторитетный толкователь Корана Ибн Касир (XIV в.) приводит и другую версию, конкретизирующую, что именно исказили иудеи, и вменяющую им в вину сокрытие упоминания о Мухаммеде в Торе (1Ьп КаМг. Р. 117). Согласно ей, двоюродный брат Мухаммеда — авторитетный передатчик хадисов Ибн Аббас поставил в укор мусульманам то, что они обращаются за разъяснениями к людям Писания (под которыми понимаются не только иудеи, но и христиане), хотя у них, мусульман, есть последнее и неискаженное слово Аллаха -Коран, между тем как первые исказили Писания, «написали своими руками и сказали: «Это от Аллаха», — чтобы купить за это небольшую цену». Собственно говоря, использование Ибн Аббасом (пафос которого был направлен не только против иудеев, но и христиан) коранической цитаты и дало основание мусульманам говорить о том, что Коран утверждает искаженный характер писаний у людей Писания. С другой стороны, в Коране содержатся призывы к людям Писания строго держаться написанного в Торе и Евангелии (Коран 5: 68), что на первый взгляд не согласуется с мыслью о том, что тот же Коран говорит об искаженном характере писаний немусульман. Противоречие разрешает в своем комментарии к (Коран, 5: 68) Абу Джаафар Мухаммед бен Джарир ат-Табари (1Х-Х вв.), который разъясняет, что ни на чем не держатся утверждения иудеев и христиан о том, что они опираются на то, что принесли им, соответственно, Муса и Иса, и что им (иудеям и христианам) нужно держаться того, что низведено от Господа, то есть Корана А-ТаЬап, 1994. Р. 137).

Еще менее согласен с мыслью об искаженном характере писаний немусульман следующий аят суры «Трапеза»: «Поистине, те, которые уверовали

и которые исповедуют иудейство, и сабии, и христиане, — кто уверовал в Аллаха и последний день и творил благое, — нет страха над ними, и не будут они печальны!» (Коран, 5: 69). Здесь ат-Табари лишь добавляет в комментарии пояснение, что христиане (насара) — это те, кто уверовал в Аллаха, последний день и воскресение из мертвых, очевидно сочтя фразу вполне ясной (М-ТаЬап, 1994. Р. 138].

Этот сравнительно небольшой отрывок коранического текста содержит прямо противоположные суждения о людях Писания. Так, автор Корана указывает, что, если бы иудеи и христиане держались Торы и Евангелия, то пользовались бы всеми благами мира (Коран, 5: 66). Ат-Табари в своем комментарии отмечает, что существует разница между Торой, Евангелием и «тем, что ниспослано Мухаммеду», однако в его глазах она несущественна: «Если это и так в некоторых суждениях и положениях, то они сходятся в вере в посланников Аллаха и принятии того, что пришло от Аллаха». А значит, люди Писания должны верить в то, в чем Тора, Евангелие и Коран согласны (Л^ТаЬап, 1994. Р. 135). Но всего через шесть аятов христианам обещается «мучительное наказание» за исповедание Христа Богом и троичности Бога:

«Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — Мессия, сын Марйам». А Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него — огонь, и нет для неправедных помощников! Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трех», — тогда как нет другого божества, кроме единого Бога. А если они не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание». (Коран 5: 72-73). Этот пассаж опять-таки заставляет вернуться к мысли Ибн Аббаса об ис-каженности Писания или же логически предположить, что перевод кора-нического слова «насара» как «христиане» не совсем корректен, что автор Корана здесь имел в виду некую группу, чтящую Ису, сына Марйям, но не исповедующую Его божественность (в таком случае необходимо предположить и то, что под «Аль-Инджиль» в Коране имеется в виду не Евангелие, а некая книга этой таинственной общины). Эту идею развил, в частности, автор антимусульманской миссионерской книги «Священник и пророк» Абу Муса аль-Харири (Л1-Напп, 1979).

Столь противоречивые оценки христианской религии, выводимые из сакрального текста ислама, на протяжении истории в различных частях исламского мира порождали аргументы в пользу как конфронтации с христианами, так и мирного сосуществования. Кроме того, искаженное представление Корана о христианстве препятствовало объективному изучению истории христианской религии последователями ислама, оказывавшимися перед выбором между догмой о непогрешимом характере коранического текста и подтвержденными историческими данными.

Литература

ГагиеваА. 9 научных фактов Корана, 2016. URL: https://islam-today.ru/blogi/asya_ gagieva/9-naucnyh-faktov-korana/ (дата обращения: 22.06.2018).

Зарабозо Джамаль ад-Дин. Научные чудеса Корана, 2013. URL: https://www.islamreligion. com/ru/articles/548/ (дата обращения: 22.06.2018).

Кулиев, Э. На пути к Корану, 2003. URL: https://e-minbar.com/way-to-quran/nepodrazhae-most-korana/koran-i-sovremennaya-nauka/ (дата обращения: 22.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krylov G.L. The Conception of the Gospel in the Quran. Christianity in the Middle East, 2018, no. 2, pp. 127-134.

German L. Krylov

Address: 4/2, bldg. 1, Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: german_krylov@mail.ru

The Conception of the Gospel in the Quran

Keywords: Gospel, Koran, Christianity, Islam.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.