Коран про многоженство

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

• Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

• Предоставление отдельного жилья для жен

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: «Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. «Аль-Мугъни” 7/229.

А также, муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жен, а другую поселить в старую хибарку.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: «Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. «Аль-Умм” 5/110.

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство как любовь ему не подвластно, а, как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова,286). Даже сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: «О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно”.

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает” (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

• Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

моногамия, брак Жизнь в гареме – это тяжелая работа.
Эдвин Лонг Отдых наложниц 1885

Институт брака родился весьма давно, по крайней мере на верхних уровнях социальных систем. В арийской «Махабхарате» рассказывается о Парвати, верной жене Шивы. Есть там рассказ и о преданной супруге Рамы, а также Браме, не чуравшемся инцеста с собственной дочерью.

Нечто подобное наблюдалось и в Египте, где фараоны ради сохранения «божественной крови» женились не только на сестрах, но также и дочерях. Правившие в нильской долине Птолемеи переняли старые обычаи, поэтому знаменитая принцесса Клеопатра – дословно «дочь благородного отца» – имела двух мужей, которые были то ли ее братьями, то ли отцом и братом. Хватило всего 15 поколений кровосмесительных браков, чтобы Птолемеи окончательно деградировали в умственном и физическом плане.

В Китае при императорских дворцах также были гаремы со сложной вертикалью власти, на вершине которой властвовали императрица и девять младших жен, которых снизу «подпирали» 81 (9х9) наложниц. В самом центре Сеула, на солнечной стороне восстановленного ручья, имеется плиточное панно, рисующее выезд правителя, которого сопровождали многочисленные повозки с его любимыми женами.

При дворах Моктесумы (не «н»!), кациков и инки Атауальпы испанцев поразили пышные и многочисленные гаремы, которые за их великолепие и язык-то не поворачивался так назвать.

Нам кажется, что это проблема наших дней, однако международные конгрессы по борьбе с торговлей девушками и женщинами стали проводиться начиная с┘ 1899 года. Только до Первой мировой войны их провели пять – по два в Лондоне и Париже, а также во Франкфурте-на-Майне.

Общая тенденция развития института брака идет в направлении моногамного союза. Недавно ученые университета канадской провинции Британская Колумбия и Калифорнийского в Лос-Анджелесе и Дэвисе опубликовали результаты большого международного исследования данной проблемы. Во введении к своей статье, опубликованной в журнале «Философские труды Королевского общества В» (В значит «биология»), исследователи отмечают, что «системы брака отличаются от стратегии совокупления (mating), поскольку общественное поведение людей зависит от культуры, регулирующей образование связей между парами, экзогамию – выбор партнера из другой группы, – и давно введшей табу на инцест, а также многое-многое другое».

Ученые сравнили полигамные страны, в которых более 10% мужчин имеют более двух жен, с моногамными. В первую группу вошли 48 стран Африки и некоторых других регионов, в частности мормоны США с их столицей Солт-Лейк-Сити, во вторую – почти 82 страны Северной Америки и Европы. Результаты их «оцифровки» просто поражают (см. таблицу).

Ученые полагают, что распространение моногамного брака пошло из Европы и в последнее время распространилось по всему миру, чему способствовала культурная эволюция различных обществ и популяций. В Непале многоженство было объявлено вне закона в 1963 году, в Японии более века назад. Мао своим указом ввел возможность иметь только одну жену в год смерти Сталина, Индия приняла моногамность через два года, но лишь частично.

Статья, озаглавленная «Загадка моногамного брака», обращает также внимание на то, что моногамия в какой-то мере решает социальные проблемы полигамных культур. Исследователи исходят из того факта, что полигамия ведет к нехватке женщин брачного возраста. Это вызывает мужскую агрессивность вследствие неэгалитарного – неравноправного – распределения женщин и девушек.

Культурная революция моногамности привела к снижению социальной напряженности и мужской конкуренции друг с другом. Моногамность «сдвигает» внимание парней и мужчин с поиска партнерши в направлении отцовского вклада (инвестиций) и долговременного планирования, экономической продуктивности и накоплений, жилищного строительства и умственного развития детей.

Однако не надо думать, что многоженство существует только где-то далеко и в экзотических странах. Один из авторов статьи выступал в качестве эксперта на заседании Верховного суда Британской Колумбии, в котором разбирался случай с полигамной общиной в городке Баунтифул. В общем, авторы обеими руками за культурную эволюцию, ведущую человечество к светлому моногамному будущему.

Однако в этом культурно-социоэкономическом анализе не хватает самого главного, а именно – биологии репродукции, или воспроизведения рода человеческого, ради чего эволюция и создала мощные мозговые механизмы, подвигающие людей разного пола друг к другу. Авторы лишь вскользь упомянули существование нервных цепей мозгового механизма наслаждения. Они не нейробиологи и не специалисты в области нейронаук, поэтому и не стали даже рассматривать вопрос перехода к моногамности с этой точки зрения. Существование социального напряжения в полигамных обществах они рассматривают только в плане «нехватки» девушек и женщин.

Но это всего лишь исторический «шлейф», ведь многоженство родилось как ответ на более высокую мужскую смертность в результате войн и разного рода конфликтов. Можно напомнить, что в той же доколумбовой Америке и у номадов Азии был обычай жертвоприношений девушек и жен. Англичанам и индийским властям после них долго пришлось бороться с обычаем сожжения жен после смерти мужа.

Отсутствие прежде всего губительных войн и смертельно опасных эпидемий привело не только к мужскому «перенаселению», но и вообще к определенной избыточности населения Земли. Об этом писал еще Мальтус, выпустивший в 1799 году книгу на эту тему.

После Великой Отечественной войны у нас соотношение мужчин и женщин брачного возраста было 1:7, но даже такое ужасное несоответствие вряд ли уменьшило социальную напряженность послевоенных лет. Важнее то, что низкая смертность детей привела к тому, что их количество в развитых обществах резко сократилось. А это грозит обеднением генома таких стран, который «теряет» возможности к изменению и перебору разных вариантов. Тем самым мы получаем ситуацию последних поколений Птолемеев эллинистического Египта.

Показатели сравнения Полигамные страны Моногамные страны
Возраст девушки, впервые вступающей в брак, лет 20 25–29,6
Разница в возрасте мужа и первой жены 6,4 2,8–2,4
Число детей 6,8 1,84
Детская смертность, % 19,4 1,4
Смертность младенцев, % 12,2 1,2
ВВП на душу нaселения, долл. 975 11 950

Многоженство в Исламе

  1. Предисловие
  2. История полигамии
  3. Причины и польза многоженства
  4. Количество жен
  5. Условия многоженства в отношении к женам
  6. Когда многоженство нежелательно по Исламу
  7. Когда многоженство желательно

В Исламе разрешено многоженство, но существует градация разных степеней свободы для данного положения, которая зависит от каждой конкретной ситуации, рассматриваемой применительно к определенному человеку, желающему иметь больше, чем одну супругу.

Многоженство в Исламе может быть желательным, а может быть и нежелательным и даже запретным. В зависимости от этого и рассматривается ситуация, сколько жен может иметь мусульманин. Многоженство в Исламе предполагает, что мужчина имеет право жениться максимум на четырех женщинах. Доисламские времена характеризуются тем, что в тот период истории полигамия была неограниченной, и тогда мужчина мог иметь неограниченное количество жен. Некоторые мужчины имели сотни жен, но Ислам установил жесткое ограничение, которое предполагает разрешение иметь четыре и не более супруги. И существует условие, что муж будет одинаково справедливо относиться ко всем своим супругам, что не всегда имеет место, а иногда бывает и затруднительным для мужчины-мусульманина. Практика показывает, что большинство мусульманских мужчин имеет всего одну жену. Сейчас можно сказать, что полигамия в Исламе – это больше исключение из правил.

История полигамии

Тема полигамии увлекательна и противоречива, и это относится не только к мусульманскому миру. Полигамия практиковалась издавна, она имела культурное и социальное обоснование, и основной целью полигамии было именно обеспечение потомства.

Обязательной полигамия в современном мусульманском мире не является, и есть ряд случаев, когда многоженство запрещено. Такие случаи связаны с теми законами и правилами, которые устанавливает Коран.

Историки опровергают расхожее мнение, что полигамия появилась именно в мусульманском обществе – эта практика имела место еще в древнейшем мире в самых ранних цивилизациях. Связано это было с тем, что в результате происходящих войн мужское население резко сокращалось, и оно было необходимостью. В более поздние исторические периоды участились случаи злоупотребления практикой многоженства, когда мужчины стали брать женщин в неограниченном количестве, но права женщин в таких браках ущемлялись, имели место случаи, когда в отношении некоторых жен допускалась несправедливость, наблюдались случаи дискриминации и падения нравов.

Религия Ислама по этому вопросу установила строгие ограничения и правила, и разрешение или запрет на полигамию рассматривался в каждом конкретном случае, об этом рассказывают многие фетвы.

Многоженство в Исламе не является обязательным – это лишь право, которое дается каждому мусульманину, и только он вправе решать, хочет он им воспользоваться или нет.

Причины и польза многоженства

Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.

Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.

Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.

С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.

Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.

Количество жен

Отвечая на вопрос, сколько жен может иметь мусульманин, Ислам разрешает мужчине жениться не один раз и иметь четырех жен одновременно, но насихат по этому вопросу таков: муж должен соблюдать, уважать и признавать права каждой своей супруги.

Основной принцип Ислама в вопросе многоженства заключается в том, чтобы мужчина нес ответственность за свое отношение к женщинам, и это справедливое требование предъявляется и к женщинам – каждая из них должна нести ответственность за свое отношение к мужу. Мусульманин должен не только решить, на скольких женщинах он может жениться, но и насколько он может позволить себе содержать нескольких жен.

Условия многоженства в отношении к женам

Если мужчина имеет две или больше жены, то по Исламу ему не разрешено спать одновременно с двумя или более женами. Он должен проводить ночь по очереди с каждой женой — в идеале. Приветствуется, чтобы муж не забывал надолго одну из жен и не приходил к другой слишком часто.

Мусульманин обязан заботиться одинаково о каждой из своих жен, обеспечить их одинаковым материальным достатком, уделять одинаковое внимание духовной жизни и религиозному воспитанию каждой из них. Ни одна из них не должна нуждаться ни в чем. Если мусульманин имеет несколько жен, то он должен обеспечить для каждой из них одинаковые условия жизни. Мусульманин не должен ни выделять ни одну из своих супруг перед другими, ни принижать ни одну из них. Мусульманин должен одинаково радовать каждую из жен, развлекать их в равной степени, он не должен ни одной из своих жен отказывать в одежде или в украшениях. Но мужчина должен знать меру в подарках, не баловать своих женщин и не потакать их прихотям.

многоженство в мусульманской семьеКаждая супруга должна в одинаковой степени стремиться создать в доме благоприятную обстановку, создать хорошую уютную атмосферу. В заботу мусульманина входит обеспечить безопасность для каждой из жен, процветание своим супругам и детям. В священной Книге Коран сказано: «Они одеяния для вас, а вы — для них» (сура Аль-Бакара (Корова), 187-й аят).

Это же относится и к тому количеству и качеству внимания, которое муж должен уделять каждой из жен. Ислам дозволяет исключения, к примеру, это не относится к тем случаям, когда одна из жен сама позволяет, чтобы муж проводил с ней меньшее количество времени, чем с остальными в силу проблем со здоровьем, возрастом или занятости с новорожденным ребенком.

Забота о детях, рожденных от разных жен, также должна распределяться равномерно, и в этом вопросе мусульманин должен следить за равноценным распределением заботы и внимания даже более щепетильно, чем если бы это касалось жен.

Когда многоженство нежелательно по Исламу

Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.

Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.

Когда многоженство желательно

Шариат называет многоженство желательным в тех случаях, если первая супруга больна или не может родить ему ребенка, но и здесь важно соблюдать принцип равноправия между супругами.

Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многожёнства, мы решили немного раскрыть эту тему, разъяснив некоторые связанные с ним вопросы, а также ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многожёнства.

Доказательство дозволенности многожёнства в исламе

Аллах в Коране говорит (смысл): «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Из этого аята видно, что женитьба больше чем на одной женщине дозволена лишь в том случае, когда мужчина сможет проявлять по отношению к ним справедливость. В противном случае он должен ограничиться одной женой.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чём она должна проявляться?

Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т. д. Понятие «равное» в данном случае не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в абсолютно одинаковом количестве. От мужчины требуется справедливо обеспечить каждую жену тем, что ей необходимо.

Предоставление отдельного жилья для жён

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жён. Исключением может быть только ситуация, при которой жёны согласны жить в одном доме, однако при этом, естественно, у каждой должна быть своя комната. Имам Ибн Кудама сказал: «Человек не должен объединять двух жён в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми жёнами и более старшими по возрасту, поскольку в этом будет заключаться вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жён в одном доме может привести к спорам и ругани» («Аль-Мугни», 7/229).

Также муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жён, а другую поселить в старой хибарке.

Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жён даёт разрешение проводить у неё меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: «Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и все учёные говорят о том, что человек обязан делить поровну между жёнами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом» («Аль-Умм», 5/110).

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать её в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит (смысл): «Вы не сможете относиться к жёнам одинаково справедливо даже при сильном желании» (сура «Женщины», аят 129), так как это выше способностей человека, и такое чувство, как любовь, ему не подвластно. А как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). Даже сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), имея в виду справедливость между жёнами, сказал: «О Аллах, это моё деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно».

Положение многожёнства согласно шариату

Положение многожёнства в исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

1. Когда мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребёнка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае ему желательно жениться ещё на одной женщине, как были женаты многие из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) более чем на одной женщине.

2. Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды или же для увеличения почёта в обществе или же для него это просто предмет роскоши, и при этом он ещё и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многожёнство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Оставь то, что внушает тебе сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

3. Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между жёнами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае многожёнство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многожёнства

Ислам дозволил многожёнство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как шариат разрешает эти ситуации и как к ним относится господствующее сегодня на Западе мировоззрение.

Оберегание от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие, и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что, в свою очередь, ведёт к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50%. Исходя из этого возникает вопрос о том, что лучше: запретить мужчине многожёнство и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путём либо дозволить ему жениться ещё на одной женщине?

Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем статистику, согласно которой количество женщин в мире превосходит количество мужчин. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли девственность до конца жизни, становились причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, жёнами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

Потомство

Также одной из мудростей многожёнства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Английский философ Г. Спенсер писал: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых мужчины гибнут на войне и выжившему мужчине дозволена только одна жена. Если общину поражает война, уничтожая их мужчин, то много женщин остаётся без мужей, в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда две группы сражаются друг с другом, война не приносит пользу тому народу, в котором от женщин не требуется, чтобы они рожали. Они не в состоянии сопротивляться народу, в котором от женщин требуется рожать мужчин, благодаря многожёнству».

Конечно, такая философия, возможно, не полностью уместна на сегодняшний день, однако она отражает основополагающие принципы существования общества. С другой стороны, эти слова полностью соответствуют тому, что порой и сегодня можно наблюдать в отдельных регионах.

Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многожёнства в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многожёнства способствует излечению общества от этих болезней.

Упомянутое в статье – это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многожёнстве. Поэтому к данной теме мы обязательно ещё вернёмся. ]§[

На сегоднешний день проблема, связанная с полигамией, является одним из важных вопросов. В связи с чем сразу хотим сказать, что категоричный запрет на полигамию или же проповедование ее, в качестве одной из основ религии, является чрезмерностью.

Полигамия – одна из самых критикуемых тем на Западе.

Известно, что полигамия не является нововведением Ислама. Первым полигамию узаконил также не Ислам. И это – истина. Всем известно, каково было положение женщин до прихода Ислама. В то время женщина была предметом торговли. Не было ограничений и в количестве жен. Каждый брал столько, сколько желало его вожделение. Можно было в любое время продать женщину, либо обменять на что-либо. А в культурах Греции и Рима женщина не считалась человеком. Согласно мнению Платона, женщина была общественным предметом, которым мог пользоваться любой желающий. В древнем Китае, по причине того, что женщину также не считали за человека, не макушке не оставляли волос (айдар – бұл жерде не жайында айтылып тұр. Шаш жайында ма?), и даже не давали имени. Между западными философами даже имели место диспуты на темы, которые шокируют любого нормального человека: «Является ли женщина человеком? Если она является человеком, то ест ли у нее душа? Если есть душа, то подобна ли она душе мужчины или же схожа с душой животных?»

Таково было положение женщин до Ислама. И Ислам, с первых дней своего существования, оказав почет женщине, стал доводить до людей, что она является достойным созданием. Мусульманство возвысило женщин с уровня предмета до пьедестала человечности, освободив от унижения. Ислам заставил преклониться перед золотым правилом: «Джаннат находится под стопами матерей».

Как было сказано выше, до прихода Ислама, ограничений относительно количества жен не было. Мужчина мог жениться сколько душе угодно. И Ислам ограничил это число до четырех. Наряду с этим узаконил сложные условия, касающиеся полигамии. И будет уместным сказать, что это было благом Ислама, которого удостаивалась женщина.

Во-вторых, иметь четыре жены не является предписанием религии. То есть, это не фарз и не уаджиб. Из этого следует, что мужчинам не вменяется полигамия. Полигамия в Исламе лишь альтернативный шаг, связанный с некоторыми особенностями. Вдобавок к этому в шариате существуют особые условия и требования, касающиеся многоженства. Например, мужчина, который желает взять вторую жену, должен быть в состоянии содержать их. К тому же мужчина должен одинаково относиться к ним. То есть, в отношениях со своими женами он не должен ущемлять права одной их них. Должен быть одинаково радушным как к первой, так и к последующей жене и т.п. То есть не должен допускать поступков, которые бы порождали недовольство одной из них. Муж обязан одинаково обеспечивать своих жен. Понятно, что на такое способен далеко не каждый мужчина.

Наш досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), описывая положение мужчины, который не был беспристрастным в отношениях со своими женами, сказал: «Мужчина, имеющий две жены, и который отдает предпочтение одной из них, чем поступает несправедливо, явится в Судный день с одним свисшим вниз плечом».

Всевышний же, в суре «Ан-Ниса» сказал: «Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной…».

Теперь следует упомянуть несколько причин, по причине которых Ислам разрешает полигамию. Как известно, количество мужчин намного меньше количества женщин. И причиной тому, подверженность мужчин различным обстоятельствам со смертельным исходом. К примеру, войны, автокатастрофы и т.п. История свидетельствует, что во время первой и второй мировых войн погибло много мужчин. При этом их дети становились сиротами, а жены вдовами. Нет сомнения в том, что тысячи, а то и миллионы вдов нуждаются в создании семьи, нуждаются в муже, а сироты в покровителе, отце. Каким образом можно решить эти проблемы, если наложен запрет на полигамию? Кто должен быть покровителем беззащитных вдов и сирот?

Также известно, что во многих странах, в которых нет войн, численность женщин намного преобладает над численностью мужчин. И по этой причине многие девушки засижываются в девках. Понятно, что все они хотят найти свою вторую половину, выйти замуж, стать матерью, создать семью. И нет сомнения в том, что если не решать эту проблему законным путем, то это может привести к нежелательным последствиям.

Часто бывает так, что мужчина вынужден взять вторую жену. Что должен делать мужчина, жена которого не в состоянии родить ребенка? Разводиться с первой и жениться на другой? Должен вероломно поступить со своей женой? То есть, развестись с ней лишь по причине того, что та бесплодная и тем самым еще больше «обрадовать» ее? Или не станет разводиться с ней и будет оставаться и мужем, и опорой, и возьмет в жену вторую жену? Конечно же, разумнее поступить по последнему варианту.

Кто-то может предложить и другой вариант. Мол, пусть не разводится с первой женой, но и не женится на другой. Дело в том, что не каждый мужчина согласится на это. Ясно, что мужчина представляет собой отдельный мир. Понятно, что мужчина, который мечтает о своем потомстве, не успокоится, пока не достигнет цели. Мало того, есть мужчины, которые мечтают о том, чтобы у него было много детей.

Наряду с этим в жизни люди подвержены всяким обстоятельствам. К примеру, может случиться так, что жена заболевает тяжелым недугом, и муж не в состоянии обеспечить ей достойный уход. Разве в таком случае не будет правильным взять вторую жену, с целью обеспечения ухода за больной женой?

Ислам разрешает многоженство даже в том случае, если нет вышеперечисленных предпосылок. Так как есть мужчины, которые будучи женатыми, влюбляются в других женщин. Так как природа и сущность людей разнятся между собой. У некоторых бывает избыток полового влечения. К тому же может случится так, что жена не удовлетворяет мужа. В случае запрета на многоженство мужчина либо разводится с женой, либо находит любовницу, и тем самым совершает прелюбодеяние. Таким образом, с одной стороны, он становится грешником перед своим Создателем, а с другой проявляет двуличие по отношению к своей семье. В результате беспокойства, что кто-то может узнать о его похождениях, он лишается покоя. К тому же по причине того, что он временно использует любовницу лишь ради удовлетворения своей страсти, она в конце концов может стать на путь разврата. Результатом таких похождений может стать рождение сироты при живых родителях и его мать-одиночка.

Сегодня «цивилизованный» Запад, который непримирим с полигамией, осознанно подталкивает женщин к прелюбодеянию и проституции, закрывает глаза на рождение тысяч сирот при живых родителях, на бесчисленные аборты. Европейский ученый Густав Ли Вон, признавая эту истину, сказал: «Многоженство мусульман намного предпочтительнее того, что европейцы женятся на одной женщине, а затем прелюбодействуют с другими женщинами». («Мұсылмандардың көп әйелмен некелесуі – заңды түрде бір әйелмен некелесіп, жасырын түрде көп әйелмен көңілдес болып жүре беретін европалықтардан әлдеқайда артық» — басында «Мұсылмандардың көп әйелмен некелесуі» дегенмен «европалықтардан әлдеқайда артық» дегеннің арасында байланыс жоқ)

Да, полигамия в Исламе не является предписанием. Многоженство рассматривается в качестве альтернативы в особых случаях. Если учесть наличие строгих требований и правил, касающихся многоженства, можно понять, что это очень ответственный шаг, на который решится не каждый. Нельзя забывать об ответственности в случае, если мужчина не способен содержать двух жен, если он может ущемлять одну из них в ее правах, если женитьба на второй жене становится причинй развода с первой. И будет большой ошибкой, если при женитьбе на второй жене мужчина не будет учитывать свое положение, положение своей семьи и общества в целом.

Емине Шеникоглу, Генчлерин иманыны сорыларла чалдылар, 118-стр.

В Казахстане возраст 182700 незамужних женщин в Казахстане уже перевалил за тридцать. (2006 г.)

Проф. Др. Ибрахим Жанан, Кутуб-и ситте, 2-том, 274-бет. «Акчаг» баспасы, Стамбул.