Коран

КОРАН
(от араб. «аль-кур’ан» — «чтение»), священная книга мусульман. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. До недавнего времени существовал запрет на перевод Корана на другие языки. Сейчас такой запрет снят, но считается, что на иных языках могут быть переданы только «значения», или «смыслы» (ма’нин) арабского оригинала, но не сама словесная форма (алф), что, как правило, подчеркивают переводы Корана, выполненные мусульманами, своими названиями, где содержится слово «смысл» или «смыслы». Мусульманская мысль делает акцент на «неподражаемости» (и’джз), т.е. неземном происхождении словесной формы Корана, считая именно этот факт решающим доказательством подлинности пророчества Мухаммеда. Отсюда в значительной мере вытекает и та роль, которую Коран сыграл в истории мусульманского общества и культуры. Человек, получивший традиционное мусульманское образование, знает Коран наизусть. Требование сохранять Коран неизменным предопределило тот факт, что арабский литературный язык сформировался в эпоху Средневековья прежде всего как язык Корана. Коран состоит из 114 глав, называемых сурами (ед. ч. сура). Суры делятся на аяты (букв. «знамение»). Членение сур на аяты было установлено не сразу и вызывало в ряде случаев расхождения в толковании смысла коранического текста. Суры обычно делят по времени их ниспослания на мекканские и мединские. Первые, как правило, короче и посвящены скорее описанию потустороннего мира; вторые пространнее и в большей степени относятся к земным делам. В Коране суры расположены не хронологически, а в порядке убывания по объему. Краткая «Открывающая» (аль-фатиха) сура, которой придается особое значение и которая чаще других используется в ритуальных и богослужебных действиях, помещена в начале Корана. Коран изначально передавался изустно, а первые его записи, вероятно, появились только после смерти Мухаммеда. При третьем халифе Османе, между 650 и 656, был впервые канонизирован сводный текст Корана. В связи с продолжавшимся развитием арабской письменности к 10 в. была окончательно утверждена авторитетная версия текста Корана. Суры могут включать несколько не связанных между собой сюжетов. В Коране сильны библейские мотивы, что, с точки зрения исламского вероучения, не должно вызывать удивления, поскольку Тора и Евангелие (так мусульмане чаще всего называют еврейское и христианское Писания) представляют собой искаженные варианты божественной речи, точным воспроизведением которой является Коран.
Основные идеи. Коран подчеркивает единственность и верховное владычество Бога: «Скажи: «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден»» (сура 112:1-3). Бог облечен справедливостью и могуществом. Он владеет всем творением, а его решения неизменны. После смерти человек пребывает в некоем промежуточном состоянии вплоть до дня воскресения и Страшного суда, за которым следует воздаяние. В загробном мире нечестивые будут прокляты, а праведники окажутся в садах блаженства. Главная заповедь касается поклонения Богу. Предписываются ритуальные молитвы и еженедельные собрания по пятницам. Кроме религиозных правил, существуют установления, касающиеся повседневной жизни, законы о собственности, экономических отношениях, о семье и об обществе. Исламская юриспруденция основывается на Коране (в ряду прочих авторитетных источников сунна, иджма’ и кияс у суннитов, высказывания имамов и сунна у шиитов; см. ИСЛАМ). Не меньшее значение для исламской веры имеют наставления о божественном избранничестве, о братстве верующих и благочестивом поведении. Мусульманская община, созданная Богом, должна руководствоваться дарованной ей верой, а религиозный Закон — соблюдаться и отстаиваться. Братство верующих охватывает тех представителей любого народа и любого социального класса, которых свел вместе Аллах. Исламская этическая доктрина придает особое значение божественным предписаниям в том виде, в каком они были переданы в Коране. В исламе нет духовенства, совершающего таинства, нет касты священников. Верующий без совершения ритуала возведения в священный сан может стать имамом в мечети и членом совета богословов. Возникновение арабской грамматики, лексикографии, истории и литературы, а также исламской философии и культуры многим обязано изучению Корана и его толкованию. Арабский историк ат-Табари (ок. 839-923) в своем комментарии к Корану обобщил трехсотлетнюю историю исламской мысли. Интересен комментарий аз-Замахшари (1075-1144), в котором выдающийся филолог последовательно проводит точку зрения мутазилитов (см. КАЛАМ). Большое значение имеет комментарий аль-Байдави (ум. 1286) и ряд других сочинений. Коран в мировой литературе. Коран безусловно занимает ведущее место во всем корпусе арабской литературы. Стиль Корана отражает влияние доисламской рифмованной прозы, а его язык — это язык Мекки 7 в. В Коране заметно влияние древних арабских прорицателей. Ранние главы предваряются клятвами, в которых призываются различные неведомые вещи, фиговое и оливковое дерево, гора Синай, небеса, знаки Зодиака и другие языческие символы. Коран содержит простейшие максимы. Природные явления и исторические феномены служат наставлению человека в благочестии. Коранистика 19 и 20 вв. внесла существенный вклад в изучение стиля и лексики Корана, в определение хронологии его отдельных частей, в классификацию сур и выявление инокультурных влияний. На Западе и в России в этой области работали такие выдающиеся ученые, как Г.Вейль, Т. Нельдеке, Р. Белл, И. Ю. Крачковский и многие другие. Первый перевод Корана на латынь выполнен ок. 1142 по заданию Петра Достопочтенного. Среди многочисленных современных английских переводов обычно выделяют перевод А.Дж.Арберри (1955). Первый полный русский перевод с арабского выполнен Г.С.Саблуковым (1877). В 1963 опубликован перевод И.Ю.Крачковского. Вышедший в 1995 перевод М.-Н.Османова в значительной степени опирается на материал классических комментариев.
ЛИТЕРАТУРА
Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1986 Коран. Перевод Г.С.Саблукова. М., 1991 Коран. Перевод И.Ю.Крачковского. М., 1991 Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991 Коран. Перевод и комментарии М.-Н.Османова. М., 1995 Коран: Священная книга мусульман. Стихотворный перевод Т.Шумовского. М., 1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ И СВИТКИ

Третьим столпом веры является вера в Священные Писания, которые Аллах Всевышний ниспослал Своим рабам через Пророков. Эти Книги Пророки довели до людей полностью, без искажений и добавлений. Они учат людей истинной вере, т.е. Единобожию, знаниям о Всевышнем Аллахе, Его величии, Сыфатах и прекрасных Именах, а также правильному образу жизни, соответствующему велениям Всевышнего Аллаха. В этих Священных Писаниях были указаны повеления и запреты Аллаха. Из них люди получили знания о своих обязанностях, в них были указаны пути обретения счастья в этой и в будущей жизни.

Мы, мусульмане, верим во все Священные Писания, которые были ниспосланы Пророкам. Также мы знаем, что все предшествующие Корану Священные Писания, были искажены. Поэтому мы верим не в те искаженные писания, что существуют сегодня, а в те, которые были ниспосланы Пророкам в их первоначальном виде. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан не к одному какому-то народу, Он пришел ко всем людям и джиннам. А те законы, которые содержатся в Коране — это руководство для жизни всему человечеству.

Коран, который был ниспослан нашему Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) сохранен в первозданном виде. Коран является Речью Аллаха и ни разу не подвергался изменению.

Некоторым Пророкам были ниспосланы от Аллаха Писания, состоящие из нескольких страниц. Они называются «Сухуф», что означает «Страницы», или «Свитки». Есть также четыре Великие Книги. Каждая последующая Книга подтверждала истинность предыдущих Книг и содержала дополнительную информацию, к усвоению которой созревал данный народ или все человечество на данном этапе своего развития.

Свитки (всего 100 страниц) были ниспосланы следующим Пророкам:

1) 10 страниц – Пророку Адаму, мир Ему;
2) 50 страниц – Пророку Шису, мир Ему;
3) 30 страниц – Пророку Идрису (Еноху), мир Ему;
4) 10 страниц – Пророку Ибрахиму (Аврааму), мир Ему.

Четыре Великие Книги были ниспосланы:

1) Таурат («Тора») – Пророку Мусе (Моисею), мир Ему;
2) Забур («Псалтырь») – Пророку Дауду (Давиду), мир Ему;
3) Инджиль («Евангелие») – Пророку Исе (Иисусу), мир Ему.
4) Коран – Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям).

Ислам надпись на арабском
Надпись на арабском «Ислам»

Ислам и мусульманство – в чем разница? Этот вопрос возникает с завидной частотой, особенно у людей, не разбирающихся в вопросах ислама, но пытающихся составить свое мнение.

Ответ на этот вопрос прост: ислам является за все время единственной религией в мире, у которое есть сразу два названия, два имени, и другого мнения быть не может, и оба этих термина в результате могут быть равноправно использованы, согласно традиции, относительно мусульманской религии. И оба эти названия синонимичны, то есть обозначают одно и то же, разницы между первым и вторым особой нет, но используется по традиции два слова – ислам и мусульманство – из-за того, что появление слова «ислам» связано с арабским словом «islam», что буквально у арабов в то время означало «покорность и подчинение» воле Всевышнего, и именно слово «ислам» считается основным официальным названием для мусульманской религии. Приверженцы Ислама – это и есть мусульмане, так что никакой разницы в качестве между мусульманством и исламом нет, вопрос только в происхождении самих терминов. Необходимо заметить, что употребление термина Ислам будет правильнее, так как это официальное название мусульманской религии, и, именно об Исламе упоминается в Коране, как о конечной и завершенной религии и милости для человечества. Ислам — не является разновидностью мусульманства — это неверное трактование этих слов. Термин «мусульманство» не употребляется в арабском языке, хотя смысловое значение этого слова на русском языке относится к последователям Ислама. При выборе терминов мусульманство и ислам предпочтение следует отдавать второму слову, как официальному и распространенному во всем мире.

Слово «ислам» происходит от одного из глаголов арабского языка, который имеет значение «спастись» или «быть благополучным». Этот термин появился в седьмом веке, когда в арабских странах зародилась великая религия Аллаха, которая в своей основе имела учения Пророка Мухаммеда и Посланника Всевышнего Аллаха ﷺ, которому был ниспослан Аллахом Коран — Священная Книга, представляющая собой свод статей, содержащих законы ислама.

До того, как появилась исламская религия, у племен, населявших Аравийский полуостров, были разные божества, в которых они верили. Но после того, как в пещере Хира Пророку Мухаммеду ﷺ в 610 году явился Ангел Джабраил, который является одним из ангелов, приближенных к Аллаху, и, как гласит предание, в 610 году первые своды Священной Книги Коран он продиктовал Пророку Мухаммеду ﷺ, который стал Посланником Всевышнего Аллаха и начал нести свою миссию пророка, проповедуя новую исламскую религию среди арабов, начав со своих соплеменников, призывая их уверовать в единого бога Аллаха, и быть тем самым спасенным. Пророческая миссия Посланника Аллаха ﷺ была сопряжена с многочисленными трудностями, но постепенно люди отказались от многобожия в пользу исламской веры в единого бога Всевышнего Аллаха.

Название «мусульманство» или «мусульманская религия» также получило распространение и его появление связано с арабским корнем «ислам», поскольку происходит от слова «мусульманин» или «muslim», которым называют человека, покорного воле Всевышнего Аллаха. Мусульманство – это религия мусульман, которую проповедовал Пророк Мухаммед ﷺ, то есть тех людей, кто верит и предан Единому Богу Аллаху.

Сейчас Ислам может считаться в мире одной из самых распространенных религий, хотя ее и считают достаточно молодой религией в сравнении с учением христианства. Полтора миллиарда человек по всему миру являются мусульманами, проживая в ста двадцати государствах мира, и это как исключительно мусульманские государства, так и такие, где помимо приверженцев исламской веры проживают и представители христианства и других вероисповеданий. Мусульмане проживают в странах Азии, на территории Северной Африки, в Китае проживает двадцать миллионов мусульман. Количество мусульман растет неуклонно и в западных странах: странах Северной Америки и Западной Европы.

Мусульманство и ИсламМусульмане почитают Единого Бога Аллаха, следуя тем исламским законам, которые Всевышний ниспослал людям в Священной Книге Коран, Святом Писании через последнего Пророка Мухаммеда ﷺ. В переводе с арабского языка слово «муслим» переводится как человек, который не только покоряется Аллаху, но и следует законам ислама, а также те, кто является учеником и последователем Посланника Аллаха Мухаммеда ﷺ. Для того, чтобы принять ислам, мусульманство, человек должен произнести догмат или формулу Единобожия (шахаду), и только после этого он может по праву считать себя мусульманином. Исповедующий мусульманство верующий придерживается шариата, то есть религиозных правил и обрядов, среди которых есть правила обязательные и добровольные.

Столпы Ислама

В Исламе существует пять столпов которые являются источником и средоточием нравственных ценностей, они формируют качество их самосознания и религиозную совесть. Пять столпов Ислама содержат основные предписания шариата:

  1. Первым столпом считают шахаду или ту самую формулу Единобожия или догмат, который при посвящении в Ислам произносит посвящаемый, и только после этого он получает право называться мусульманином.
  2. Вторым столпом мусульманства считают совершение намаза: мусульманин должен молиться Всевышнему Аллаху, совершать ежедневно пятикратный намаз.
  3. Третьим столпом является закят, который представляет собой налог, благодаря которому помощь могут получить те, кто в ней нуждается.
  4. Четвертым столпом является обязательный пост (ураза) в месяц Рамадан, который мусульмане соблюдают в течение девятого месяца по исламскому календарю.
  5. Пятым столпом является совершение мусульманином обязательного паломничества или хаджа в Мекке, к расположенной исламской святыне Каабе.

Мусульманство и ислам основываются на шести столпах имана, в которые входит вера в Бога и Его ангелов, вера в пророков Всевышнего, последнего Пророка Мухаммеда ﷺ и в божественные Священные Писания, вера мусульманина в Конец Света и Судный день и вера в божественную предопределенность всего сущего. Если мусульманин, не признает хотя бы один из этих столпов, как источников веры, то его мусульманская вера в результате будет недействительна.