Корсунь: это где?

Почти тысяча лет прошла со времен завоевания князем Владимиром города Корсунь в Крыму, но каждый раз политики вспоминают эту историю, когда обстановка в регионе накаляется

Читать в полной версии

Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.

Символ веры

В этом году наша страна как «церковно-государственный праздник» масштабно отмечала 1000-летие со дня кончины князя Владимира, крестителя Руси. Были торжественные приемы, освящение храмов и часовен, многочисленные конференции, фестивали и даже «масштабное шествие св. мощей кн. Владимира по городам Святой Руси».

Российское военно-историческое общество собирается возводить огромный памятник князю в Москве. После скандала место для него перенесли с Воробьевых гор на Боровицкую площадь. Закладной камень был привезен из летописной Корсуни — средневекового Херсона, где великий князь принял крещение. О Херсоне (Корсуни), расположенном на территории современного Севастополя в Крыму, говорилось как о «русском Вифлееме», «колыбели православия», духовном и сакральном центре России.

Мотивы крещения князя понятны: ему было необходимо укрепить только что созданное единое государство, включая свою власть, и придать ему новый международный статус, войти в единую семью христианских народов. В то время еще не было разделения церквей на православную и католическую, существовала единая христианская «кафолическая» церковь. Поэтому выбор был сделан из политических соображений. Перспектива обладать такой же безграничной властью, как византийский император, и образ сказочно богатой по сравнению с западными государствами того времени Византии сыграли, по всей видимости, главную роль в выборе киевского князя.

Однако, открывая школьные и вузовские учебники, читатель обнаруживает разные, зачастую прямо противоположные версии обстоятельств крещения князя, включая место и время. Какой уж там «единый учебник»!

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова
Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова

Корсунь или Киев?

Два основных источника дают противоположные ответы. В летописи «Повесть временных лет» сказано, что в 6496 году от сотворения мира, то есть в 988 году по современному летоисчислению, князь Владимир пошел с войском на Корсунь, взял город и там крестился. Другой древнерусский литературный источник — «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха сообщает, что после крещения Владимир прожил 28 лет, на второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий взял Корсунь. Получается, что Владимир крестился в Киеве, то есть в 987 году, и только через два года после этого взял Корсунь. Чему верить?

Обратимся к «Повести временных лет». Исследователи пришли к выводу, что существующий текст является результатом соединения нескольких более ранних произведений, сопровождавшихся многочисленными правками и вставками. Исходными были тексты, условно названные исследователями «Сказание о начале Руси» и «Сказание о русских князьях X века». Последний текст представлял собой рассказ о выборе веры и, видимо, завершался описанием крещения Владимира в Киеве. Однако в дальнейшем текст подвергся нескольким кардинальным изменениям. Это произошло в 70-х и 90-х годах XI века и в начале XII века.

В своде 1070-х годов описание крещения Владимира в Киеве было заменено «корсунской легендой», содержащей описание крещения в Корсуни. Скорее всего, существовал один общий источник, в котором описывалось крещение Владимира в Киеве. Сведения из него отразили «Память и похвала» Иакова Мниха. Параллельно имела хождение «корсунская легенда», вошедшая в конце концов в «Повесть временных лет». Возникает вопрос: почему автор свода 1070-х годов (Никон? ) выбрал как достоверный именно корсунский вариант?

«Корсунская легенда» — сложное переплетение реальных исторических фактов и фольклорной традиции. Важнейшими являются сведения, касающиеся самого города. Они конкретны и подтверждены археологами. К ним относятся, например, указание «и стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города», сообщение о крещении Владимира в церкви, стоящей на месте «посреди града, где торг делают корсуняне», объявление местоположения «Владимировой палаты», которая «стоит с края церкви и до наших дней», и царицыной палаты — «за алтарем».

Кроме того, автору «корсунской легенды» известно, что Владимир поставил церковь в Корсуни на горе, которую корсуняне насыпали посреди града из земли, служившей Владимиру для насыпи во время осады, и церковь эта «стоит и до сего дне». Эти сведения не оставляют сомнения в адекватном отражении топографии византийского Херсона. Следовательно, именно «корсунская легенда» отражает реальную ситуацию захвата города князем Владимиром.

Сопоставление письменных источников, включающих русские, византийские, восточные, с данными археологии дают следующую картину осады Корсуни и крещения Владимира.

В Византии 14 сентября 987 года полководец Варда Фока поднимает мятеж против императора Василия II. Начинается политический кризис, связанный с борьбой за трон. Киевский князь Владимир видит трудности империи, и у него возникает желание разграбить богатый византийский город Корсунь. Флот Владимира появляется под стенами в конце марта 988 года. Осада сопровождалась пожарами, следы которых выявлены при раскопках, и закончилась до 16 декабря 988 года. В захваченном Херсоне Владимир получает просьбу императора Василия II о помощи.

Киевский князь выдвигает ответное требование — жениться на сестре византийских императоров. Но это невозможно без крещения Владимира. Тот не против: оба условия были выполнены. Киевский князь принимает крещение, помогает новому родственнику подавить мятеж и возвращает Херсон Византийской империи: все равно у киевского князя не было ресурсов, чтобы удержать город. Собственно, крещение князя Владимира в Корсуни, видимо, произошло в день Богоявления 6496 года от сотворения мира, что соответствует 7 января 989 года.

Крещение Руси. В. М. Васнецов
Крещение Руси. В. М. Васнецов

Крым наш

Исследования показали, что нет убедительных данных о налаженных торговых, культурных и паломнических связях Киевской Руси с Корсунью ни до, ни после похода туда князя Владимира. Вместе с тем очевиден «корсунский мираж»: слава Корсуни как источника христианства и святынь была на Руси устойчивой. Само слово «корсунский» стало синонимом слов «замечательный», «превосходный», «редкий», «искусный», а имя города стало до известной степени «эпическим», утратив точный географический смысл. Реальную Корсунь (Херсон), существовавшую до середины XV века, на Руси представляли слабо. Это и понятно: центром сакральной топографии христианского мира был Иерусалим — именно туда направлялись потоки русских паломников. Другим центром их притяжения становится Афон.

Концепция «сакральной Корсуни» и «русского Афона» возникает значительно позже — примерно в середине XIX века, во время Крымской войны, и имеет выраженный политический подтекст. К 900-летию крещения Руси в Херсонесе над древним христианским храмом, принятым за место крещения Владимира, был воздвигнут Владимирский собор.

Вот уже более двух веков события, связанные с крещением Владимира, дают поводы как для научных дискуссий, так и для идеологических манипуляций. В начале XXI века Крым в очередной раз стал территорией раздора, а история завоевания Корсуни князем Владимиром вновь стала актуальной.

Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе. Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».

Поход киевского князя Владимира на Корсунь в конце X века вошёл в историю нашего народа одной из основоположных глав, повествующей о великом событии, – Крещении восточных славян. Рассказ о войне за византийский город Херсонес стал легендой, хронология действий в которой лишь частично совпадает с различными историческими источниками, которые, к тому же, разнятся друг с другом. Традиционной версией считается пересказанная в Повести временных лет, на ней же основаное былинное сказание.

Согласно легенде, князь Владимир захотел принять веру в единого небесного Бога. Для этого киевский владыка решил породниться с Византией и жениться на сестре императора Василия II Анне. Но гордый император с презрением относился к «варварам”. Владимир же решил завоевать византийские земли в Крыму, чтобы оказать давление на Василия II и таким образом получить в жёны Анну, а в качестве государственной религии – христианство.

Виктор Васнецов, «Крещение Руси”

В 988 году вниз по Днепру отправилась огромная рать, возглавляемая Владимиром. Через негостеприимные воды Понта Эвксинского, как называли тогда греки Чёрное море, армия достигла Таврики, где высадилась в одной из бухт Гераклейского полуострова.

По пути к хорошо укреплённому Херсонесу встретился князю человек, весь одетый в чёрное и с крестом на шее. Это оказался местный христианский священник Анастасий. Завёл священнослужитель разговор с русским воеводой, дескать, зачем войско большое под стены Корсуни привёл? У нас же мирный договор с вами!

На что князь ответил, что это византийский император его вынудил, отказавшись родниться с ним. Кровопролитие Владимиру не нужно, пусть только херсонесцы сами откроют городские ворота.

Анастасий со вздохом сообщил князю, что в его мирные намерения никто не поверит – Корсунь будет стоять насмерть перед чужеземцами. Однако священник, видя, что киевский князь искренне устремлён к христианству, пообещал помочь русам, и те его отпустили в город.

Войска подошли к высоким стенам Херсонеса, но их встретил смертоносный дождь из стрел и град из камней, сеемых защитниками.

Понял тогда Владимир Святославич, что жители Херсонеса малой кровью город не отдадут, а большая кровь ему не нужна. Созвал князь дружинников, чтобы держать совет. Воевода Свенедл предложил пробраться в город без боя, для чего необходимо пойти на хитрость и сделать под стенами крепости земляную насыпь. Так и поступили. Под покровом ночи, когда весь город спал, захватчики наносили к городу земли. Но днём херсонесцы, увидев насыпь, быстро разгадали план россов и следующей ночью сделали подкоп, по которому стали уносить землю в город. Несколько ночей подряд продолжалась эта работа, пока дружина не увидела, что их насыпь не прибавляется, зато растёт на территории Корсуни свежий земляной холм. Сказал Владимир в сердцах:

– Эти грековины на всяку нашу хитрость имеют свою. Что ж, будем брать измором!

Время шло, проходили целые месяцы, а город и не думал сдаваться, тогда иссякло терпение у киевского князя. Он уже был готов идти на непокорный Херсонес штурмом, когда в его лагерь прилетела стрела с запиской от Анастасия – исполнил своё обещание священник. Чтобы не допустить кровопролития, поведал о слабом месте города. Владимиру надлежало отмерять от ворот города 135 шагов в юго-восточном направлении, к камню, под которым проходил единственный водовод осаждённых.

Осаждающие отвели воду в сторону и город, оказавшись в безнадёжном положении, был вынужден сдаться. Херсонесцы просили князя сохранить им жизни, свободу и имущество, на что великодушный Владимир Святославович ответил согласием.

Ворота Корсуни распахнулись, и киевский князь с дружиной въехали в город, встречаемые жителями, как дорогие гости. На главной площади простых воинов ждали столы с угощениями, а Владимира с воеводами встречали во дворце с яствами. Начался пир во имя мира между руссами и греками.

Когда в Константинополь пришла весть о взятии города киевским князем, император Василий II отправил в Херсонес сестру свою Анну и послов. Владимир крестился и уже как настоящий христианин обвенчался с византийской принцессой. Христианство приняла и дружина князя, и простые воины. Возвращаясь на Русь, взял киевский государь с собой греческих священников и учителей, чтобы нести народу своему веру в единого Бога.

А кто будет в Херсонесе, может увидеть холм среди развалин древнего города. Не та ли эта земля, которую Владимир приказал под крепостные стены снести?

Так звучит былина, повествующая о взятии Корсуни и крещении Владимира. Как и многие легенды, она идеализирует участников событий и их мотивы, но в целом даёт верное представление о происходившем. Даже монах Анастасий и его стрела с запиской признаются реально существовавшими и сыгравшими решающую роль во взятии города. Уточним и другие детали.

Николай Рерих, «Поход Владимира на Корсунь”

Согласно Повести временных лет, Владимир решил принять крещение в Корсуни в 988 году. Узнав об этом, молодой император Василий II заключил с киевским князем военный союз. Владимир помогал удержать византийскому правителю престол, на который посягал сначала командующий восточными армиями Варда Склир, а затем мятежник Варда Фоку. По условию договора, Владимир, предварительно крестившись, получал в жёны Анну. Но после победы над мятежными военачальниками, император не стал выполнять свои договорённости, после чего последовали описанные события: начался поход осенью 988 года, а взятие города произошло летом 989-го. Разные средневековые источники сообщают об осаде Корсуни, длившейся от 6 до 9 месяцев.

Существует версия, описанная в «Житие Владимира особого состава». В этом документе сообщается, что Владимир попросил в жёны дочь «князя Корсунского града». Правитель Херсонеса с презрением отказал варвару, и тогда их предводитель двинулся карать обидчика. Во время осады тоже была стрела с запиской, но уже от варяга Ждберна, где тот сообщал, что корабельники по земляному пути в город приносят и воду, и пищу. Путь перекопали, через 3 месяца город сдался, последовала кровавая расправа над семьёй правителей Херсонеса. Варяг Ждберн вместе с военачальником Олегом стали послами, отправленными в Царьград.

Можно упомянуть еще об одной версии, рассказанной современником Владимира – арабоязычным историком Яхъей Антиохийским. Он пишет, что был заключён военный договор, но вначале князь женился на Анне, затем крестился и крестил Русь, а только потом войска Византии и Киевской Руси соединились и победили Фоку. А византийский историк Лев Диакон уточняет, что взятие Корсуни случилось лишь на третье лето после крещения Владимира.

Виктор Васнецов, «Крещение Владимира”

Но как бы там ни было, у этой истории счастливый конец. Владимир сражался в разных точках Византийской империи примерно до 1000 года. После захвата Корсуни, между Русью и Византией в течение 55-лет царил мир, что по тем временам немало. Корсунянин Анастас при дворе Владимира достиг высокого положения и стал одним из основателей киевской Десятинной церкви. А Багрянородная (то есть имеющая бесспорное право на престол Византии) Анна навсегда осталась в памяти народа, как мудрая княгиня, посвятившая себя распространению христианского учения среди славян.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования. Сам апостол Андрей Первозванный, посетив Скифию, побывал и в Херсонесе. Интересное сказание о пребывании апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошёл на него. Стоя на том камне, св. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой — дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея.
Во времена иконоборчества Херсонес стал убежищем для многих преследуемых епископов, священников, монахов и мирян. Изгнанники здесь, как и в других местах Тавриды, способствовали распространению и укреплению христианства, а вместе с тем греческого языка и образованности.
Рассказывая о Херсонесе и об истории христианства в Крыму, нельзя не остановиться на событии, которое сыграло большую роль в становлении Киевской Руси. Имеется в виду Крещение в Херсонесе киевского князя Владимира.
Святой князь Владимир и Крещение Руси.
Характер русского христианства был определён историческим выбором, сделанным святым равноапостольным князем Владимиром более тысячи лет тому назад, в 988 году. И этот выбор, конечно, был не случаен.
Несмотря на географическую близость Запада, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племён шёл в южном и северном направлениях. Контакты славянских народов с жителями древней Таврики уходят своими корнями ещё во времена Геродота, с развитием же экономических отношений они крепли и расширялись. По этому пути с юга, из Византии, через Тавриду, христианство стало проникать на Русь задолго до того, как оно утвердилось на севере.
Но, прежде чем говорить о всеобщем Крещении Руси, следует остановиться на обращении ко Христу самого князя Владимира.
У писателей, близких по времени ко всеобщему Крещению Руси, содержится подлинно исторический материал, объясняющий причину происшедшего на Руси исторического перелома. Митрополит Иларион в «Слове о законе и Благодати”, произнесенном над гробом князя Владимира в Десятинной церкви в присутствии его сына Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, объясняет переворот в душе князя Владимира его духовной талантливостью и благодатным озарением Святого Духа. Он был потрясён глубиной и таинственностью обращения князя Владимира из гонителя веры в её пламенного апостола.
Жизнь князя Владимира распадается на два периода: до и после Крещения. Первый период был очень коротким — до 25-летнего возраста. В течение этого периода князь Владимир жил как язычник.
Родился князь Владимир в 963 г. Он был сыном Святослава, внуком князя Игоря и равноапостольной княгини Ольги, правнуком Рюрика. У Святослава, отца князя Владимира, было три сына от разных жён: Ярополк, Олег и Владимир. По смерти Святослава старший сын Ярополк, сев на отцовский престол в Киеве, пошёл на древлянского князя Олега, своего брата, и убил его, а княжение его взял на себя. Узнав об этом, княживший в Новгороде Владимир убоялся и бежал за море, к варягам, и Ярополк взял под свою власть и новгородское княжение. Но скоро Владимир собрал большую воинскую дружину и пошёл на Ярополка, убил его, захватил княжение киевское, и жену его гречанку. Он сделался единовластным правителем всей русской земли. На высоких местах он поставил идолов, поклонялся им и приносил жертвы. Итак, князь Владимир вёл языческий образ жизни: поклонялся идолам, строил капища — языческие храмы, любил пиры и забавы. У него было несколько жён.
В это время в русском государстве начинается настоящая духовная война. Идолам приносились в жертву и человеческие жизни. Так, в 983 г. разъярённая толпа язычников растерзала Феодора-варяга и его сына Иоанна за то, что они осудили жертвоприношение и заявили об истинном Боге христианском. И тут случилось нечто неожиданное: мученическая смерть Феодора и Иоанна что-то перевернула в душе князя-язычника. Ведь в нём удивительным образом сочеталась языческая страсть с добротой, с глубинной мудростью, унаследованной от его бабки, княгини Ольги, которая ещё до вступления Владимира на престол приняла в Константинополе христианскую веру. Владимир стал интересоваться историей обращения в христианство княгини Ольги. Как и Ольга в своё время, он всё чаще стал размышлять: какая же из вер есть вера истинная. В это время он не только размышляет над этими вопросами, но и беседует с проповедниками других религий, присматривается к жизни христиан. Он принял у себя в Киеве и выслушал проповедников многих вер. И более всего его поразила проповедь православного философа из Византии.
Владимир решил послать самых мудрых из своих бояр в разные земли, чтобы те на месте убедились, чья вера лучше. Пройдя многие страны и царства, русские посланники нигде не нашли того, что было бы им по душе. Наконец прибыли они в Византию, в Царьград. Патриарх пригласил их на богослужение в константинопольский храм святой Софии — Премудрости Божией. И наши предки были так поражены красотой православного храма и православного богослужения, что даже подумали: не на земле они стоят, а на небе.
Вернувшись в Киев, они рассказали князю Владимиру, что видели и что слышали. И сказали бояре Владимиру: «Если бы вера греческая не была бы так хороша и истинна, то бабка твоя Ольга не приняла бы её, ибо женщина она была очень мудрая”.
В те времена был такой закон: от какой страны примет другая земля веру, то та уже становится как бы старшей над ней. Владимир не хотел никого иметь над собой старшим и задумал взять веру православную силой: ведь он был тогда ещё язычник.
Русские писатели XI века общее Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско в распоряжение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе”.
Владимиру необходимо было родство с Византией. Он стремился поднять свою страну до уровня Византии через брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в семью христианских народов. Владимир настаивал на том, чтобы вначале прислали Анну, а уж затем он крестится. Он чувствовал себя обиженным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и не спешил креститься. Византия тоже не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая смерть супружеству. Выхода из тупика не предвиделось, а момент был очень удобный для Владимира и упустить его нельзя было. И тогда Владимир прибегает к силе: вот причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.
«Повесть временных лет” сообщает: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”.
В Херсонесе Анну ожидала печальная новость: за несколько дней до её прибытия у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И повелел Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!” Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.
При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом.
Вернувшись в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих сыновей, которых у него было двенадцать, в источнике, который навсегда получил название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа…” Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви.
От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. это были годы благоденствия на Руси. Из страстного гордого язычника он буквально переродился после Крещения в целомудренного и кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Одно время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: «Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых отроков обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало русского просвещения, образованности, грамотности. На княжеском дворе он стал устраивать по праздникам угощения для всего народа, а больным велел развозить продукты по домам. «Красным солнышком” прозвал Владимира русский народ. Подвиг его оценил мир чужой и мир свой. Вызволив народ из тьмы язычества, он объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основой того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности.
Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.
В середине XIX в. известный археолог граф Алексей Уваров открыл на городской площади Херсонеса несколько древних храмов. Была найдена базилика, крещальня, в которой принял Крещение князь Владимир. 23 августа 1861 г. в присутствии императора Александра II в Херсонесе был заложен величественный Свято-Владимирский собор. Государь лично заложил первый камень храма. Собор этот двухэтажный. 15 июля 1888 г., в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Средства на постройку собора собирали по подписке по всей России, в нем хранились частицы мощей св. князя Владимира.
В 1848 г. на Херсонскую кафедру, куда входил и Крым, назначается архиепископ Иннокентий. Он мечтал устроить в Крыму нечто похожее на святую гору Афон в Греции, открыв в святых местах монастыри. Именно благодаря ему на развалинах Херсонеса был открыт Херсонесский мужской монастырь. Но он был разрушен до основания во время осады Севастополя, французы устроили здесь батареи с пороховыми складами, а всю местность перерезали траншеями.
После заключения мира, как только из Севастополя удалились союзные войска, Херсонесский монастырь восстановили. Начинать пришлось с нуля. Когда в Херсонес прибыл иеромонах (впоследствии игумен) Евгений, чтобы освятить место будущей обители, он не нашел здесь ни воды, ни сосуда для ее освящения. У одного из спутников иеромонаха были кожаные рукавицы. Попросив одну из рукавиц, о. Евгений набрал в нее морской воды, освятил ее и излил на первый камень храма. Это было в начале 1857 года. А вскоре были уже выстроены храмы, службы, архиерейский дом. После революции монастырь закрыли, в его помещениях разместился Херсонесский историко-археологический музей.
Свято-Владимирский Херсонесский собор пострадал во время Великой Отечественной войны и десятилетия находился в аварийном состоянии. По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, сейчас собор восстановлен, в нем совершаются богослужения. В праздник Пасхи на Божественной литургии неоднократно присутствовал Президент Украины Л.Д. Кучма.
Свято-Владимирский собор в Херсонесе
Владимирский собор в Херсонесе — одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий. Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира.
Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах.
После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор — первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии.
Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники — академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия.
На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.
В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени. Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым.

Корсунская битва — это не просто одна из громких побед войска Богдана Хмельницкого. Это образцово-показательная операция, проведенная на высшем уровне. Это шедевр военной стратегии и тактики, который указывает на огромный полководческий талант гетмана Богдана. Даже имея в активе лишь эту победу, Хмельницкий вошел бы в мировую историю как великий военачальник.

Корсуньська битва

Пам’ятний знак на місці битви

Польское коронное войско во главе с коронным гетманом Николаем Потоцким и польным Мартыном Калиновским спешило к Желтым Водам на помощь Стефану Потоцкому, сыну коронного гетмана. Но неподалеку от Чигирина встретили они окровавленного солдата — одного из немногих, которые спаслись под Желтыми Водами. Весть, которую принес жолнер, ошеломила гетманов: войско Стефана Потоцкого полностью разбито, сам руководитель сильно ранен, силы у Хмельницкого огромные, с Хмельницким в союзе татары. После такого известия польским гетманам впору было думать не об уничтожении казацкого войска, а о спасении собственного. Они повернули назад и через Городище пошли в направлении Корсуня.

Богдан ХмельницькийПосле трехдневного заслуженного отдыха казацкое и татарское войско спешно направились в сторону Корсуня. Хмельницкий надеялся ошеломить поляков своим быстрым наступлением. По дороге к казацкому войску присоединялись все новые и новые отряды. 24 мая (по новому стилю) 1648 года войско Хмельницкого уже стояло под Городищем.

Польское гетманы видели одно спасение — добраться до Белоцерковского замка и укрепиться в нем. Дорога до Белой Церкви пролегала через Корсунь и Богуслав. Это был Млечный (Битый) путь, который простирался по холмам и склонам долины Роси. У Корсуня коронное войско переправилось через Рось и остановилось. Причиной остановки, вероятно, стало известие, что на помощь спешит князь Иеремия Вишневецкий с 6 тысячами воинами. Точно количество коронного войска, участвовавшего в Корсунской битве неизвестно: казацкие летописцы говорят о 20-26 тысячах, польские источники называют цифру 5 тысяч. Это было хорошо вооруженное регулярное войско, но его сильно обременял панский обоз, двигавшийся очень медленно и мешавший маневрам. На высоком холме неподалеку от Роси поляки разбили лагерь, окопали окопами и обставили телегами.

Рух військ під час Корсуньської битвиВойско Хмельницкого, насчитывавшее около 15 тысяч казаков и 4 тысячи татар, двигалось обходным путем, который пролегал между Корсунем и Стеблевом, и приближалось к Корсуню с запада. 25 мая гетман снарядил большой отряд, в который входили Ольшанский и Корсунский полки, и через Квитки и Стеблев направил его в обход польского лагеря. Отряд этот насчитывал до 6 тысяч казаков и был значительно усилен артиллерией. Руководителем этого отряда был поставлен ольшанский полковник Максим Кривонос. Главной целью обходного маневра было устройство засады на вероятном пути польского войска.

Корсуньська битва. СхемаВ польском лагере царили пессимистические настроения. Два гетмана — коронный и польный, не могли согласовать план дальнейших действий. Потоцкий хотел продолжить отступление, а Калиновский — вступить в бой с казаками. Войско роптало. Оно уже долгое время не получало надлежащего жалованья. Поэтому, когда на соседних холмах недалеко от Корсуня было замечено большое войско, в польском лагере началась чуть не паника. Поляки никак не ожидали, что повстанцы догонят их так быстро. Почти сразу начались первые наскоки татарской и казацкой конницы. Поляки отстреливались из окопов. Но такаяой отпор был малоэффективным. Польским руководителям, наконец, начало доходить, что место для обороны они избрали неудачное.

Хмельницкий решил осуществить еще один маневр, который многие историки считают легендарным. Доподлинно неизвестно, имел ли он в действительности место. Но летописи говорят, что имел. Состоял он в том, что в польский лагерь, под видом случайных беглецов (или дезертиров), были подосланы несколько добровольцев, которые должны были дезинформировать польских руководителей. Одним из таких добровольцев-смертников был Самойло Зарудный (в одной из летописей фигурирует другой казак — Никита Галаган).

Різаний яр

Різаний яр

Різаний яр

Поляки захватили несколько «языков» — беглецов из казацкого лагеря. Одним из таких беглецов был Самойло Зарудный. Сначала поляки не поверили его рассказу о количестве и дальнейших намерениях казацко-татарского войска. К беглецу применили пытки, после которых он рассказал, что войско у Хмельницкого очень огромное, вдобавок, Хмельницкому на помощь пришел татарский хан со всей ордой. Кроме того «предатель» сказал, что он является местным жителем и может провести польское войско безопасным путем. Гетманы поверили «предателю» — они думали, что после такой пытки лгать невозможно.

Різаний яр

Отряд Кривоноса по мостам, которые были в Стеблеве, перешел Рось и подошел к хутору Горохова Диброва. Рядом с хутором лежала глубокая, заросшая лесом и кустарниками, широкая балка с крутыми склонами. Днище балки было заболоченным, а склон со стороны Корсуня разрушили весенние дожди. Через эту балку проходил Богуславский Путь, и именно здесь Кривонос решил сделать засаду. Казаки нарезали большие бревна и устроили из них своеобразные баррикады. Дорогу перекопали ямами и рвами, а на склоне в чащах установили пушки. Так что на утро 26 мая засада уже была готова. Удивляет лишь одно — как казаки (преимущественно пехота) могли передвигаться с такой скоростью. Возможно, засаду начали готовить заранее с помощью жителей Стеблева.

Різаний яр

Испугавшись огромного войска повстанцев и учитывая собственное невыгодное положение, поляки начали отступление. Для того чтобы улучшить маневренность войска, среди оврагов долины Роси гетманы приказали некоторым конным хоругвям спешиться. Отступление сначала был довольно организованным, но казацкие и, особенно, татарские всадники наседали на польские колонны и создавали потасовку и неразбериху. Неподалеку от хутора Горохова Диброва поляки начали спускаться в балку, которая в будущем стала называться Резаный Яр. Склон был очень крутым и скользким. Закованным в железо воинам спускаться было очень трудно. Тяжелые обозные повозки, которые не могли удержать лошади на крутом склоне, начали катиться. Вдруг с противоположного склона ударили пушки Кривоноса. В польском войске началась настоящая паника. Часть воинов и челяди начала убегать. Но бежать было некуда, ведь по бокам и с тыла уже наседали основные силы Хмельницкого. Татарская конница засыпала польских жолнеров тучей стрел.

Різаний яр

Часть войска Хмельницкого преследовала поляков, но основные отряды попытались обойти польское войско с флангов. Левым флангом двигались колонны Хмельницкого, правым — татары. У Резаного Яра поляки уже были фактически окруженными, но Хмельницкий выжидал. Только когда всадники добрались до заболоченного днища балки — казаки начали главное наступление. *** Передовые отряды польского войска попали в болото и начали вязнуть. Кроме того, они не могли подняться на перекопанный и загроможденный склон, с которого неустанно били пушки. Задние отряды оказались полностью зажатыми: впереди им преграждали путь собственные товарищи, что «забуксовали» в болоте, позади на них катились телеги и наседали повстанцы. Многочисленная артиллерия поляков при огромной давке оказалась фактически непригодной к бою. Польское войско оказалось в ловушке. Именно в этот момент ударили основные силы повстанцев.

Виграїв

Село Виграїв

Битва в резаном Яру (наверное, лучше сказать резня) продолжалась около четырех часов. Польское коронное войско потерпело сокрушительное поражение. Оба гетмана были захвачены в плен и отданы на откуп татарам. Это был триумф Хмельницкого. Далеко не последний триумф.

Текст и фото Романа Маленкова