Костомарова Воронеж монастырь

Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

Отзывы
Костомаровский Свято-Спасский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Костомаровский Спасский монастырь, церковь иконы Божией МатериКостомаровский Спасский монастырь, церковь иконы Божией Матери Alexxx1979
  • Костомаровский Спасский монастырь, пещерный Спасский храмКостомаровский Спасский монастырь, пещерный Спасский храм Sdl77
  • Костомаровский Спасский монастырь, колокола пещерного Спасского храмаКостомаровский Спасский монастырь, колокола пещерного Спасского храма Elena36region
  • Костомаровский Спасский монастырь, воротаКостомаровский Спасский монастырь, ворота Alexxx1979
  • Вид на Костомаровский Спасский монастырьВид на Костомаровский Спасский монастырь Andrey-murom

Недалеко от одного из самых старых придонских поселений Воронежской области, села Костомарово, расположился Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь. На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь.

Древняя святыня

О точной дате создания пещерного монастыря у села Костомарово до сих пор ничего не известно. Но есть данные о том, что он существовал еще 900 лет назад. Именно тогда здесь началось строительство подземного храма Спаса Нерукотворного образа. Он был основан в 12 веке и разрастался на протяжении нескольких столетий вплоть до 19. Некоторые источники утверждают, что пещерный храм настолько огромен, что может вместить в себе до двух тысяч человек. Несмотря на, и вправду, внушительные размеры подземного сооружения, цифра эта преувеличена.

Из-за схожести ландшафтов или по каким-то другим причинам издавна за здешними местами закрепилось название Русская Палестина. Есть здесь и своя гора Фавор — под ней расстилается село Костомарово, и Гефсимания, и Кедрон, и даже Голгофа с крестом.

Своды храма опираются на 12 больших по размерам и основательных меловых колонн, или столпов, в его стенах — кельи для монахов-затворников. Здесь же находится пещера Покаяния: к ней ведет длинный узкий коридор, потолок которого становится с каждым шагом все ниже и ниже, поэтому войти в пещеру можно лишь согнувшись в поклоне.

Свято-Спасский женский монастырь

Вторая пещерная церковь монастыря — храм Серафима Саровского, его строительство началось в 1903 году, но до революции завершено не было. Лишь в 2005 году, после реставрации, храм получил свой нынешний облик с главкой на вершине дивы — мелового останца. Летом монахини молятся в нем или пещерном Спасском храме, а зимой — в недавно построенной наземной церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Также на территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. А еще на окрестных возвышенностях растет завезенная с Афона трава ладанка, растерев которую между пальцев, можно почувствовать запах ладана.

В обоих пещерных храмах с недавнего времени начали появляться фрески: белгородский мастер вырезает их на стенах прямо из меловой породы – впечатляющая картина.

Во время войны в пещерах Свято-Спасского монастыря местные жители спасались от бомбежек, а после ее окончания, уже в 1960-е годы храмы были закрыты — пещеры даже затапливали водой. В это время пострадала одна из реликвий Спасского храма — Валаамская икона Божией Матери, по преданию, ее монастырю подарил император Александр I. В икону, написанную на листе железа, стреляли шесть раз, следы от пуль видны и по сей день.

Как добраться

ИзВоронежа до Костомаровского Свято-Спасского монастыря можно доехать так: сначала электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

На автомобиле: по трассе М4, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через села Сончино и Юдино до Костомарово. Телефон монастыря: (47394) 5-31-90.