Ковчег: это что?

Продолжим тему библейских сюжетов в изобразительном искусстве. Эта часть посвящается одному из важнейших сюжетов Книги Бытия — Великому Потопу и его персонажам — патриарху Ною и его сыновьям: Симу, Хаму и Афету.
Ной был потомком Адама и Евы через одного из их сыновей — Сифа. Кстати, к вопросу о том является ли все человечество потомками убийцы Каина. Как видите, нет. Это видно прежде всего из истории Потопа.
Обычно Ной изображался в виде белобородого старца. Будучи первым после Адама среди ветхозаветных патриархов, Ной, согласно теологическим построениям, является одним из патриархальных «типов» Христа. А Потоп ранними отцами Церкви и апологетами уподоблялся таинству христианского крещения. Ноев ковчег был частым сюжетом в христианской искусстве с самых ранних времен. Так, в римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения, поскольку обращенные уже были, возможно, знакомы — через греческую и египетскую мифологию — с ее идеей путешествия умерших на корабле в иной мир. А вскоре корабль как таковой стал общепринятым символом самой христианской Церкви. Например, часть христианского храма, предназначенная для прихожан, так и называется — «неф», т.е., «корабль».

В истории Ноя и Потопа можно выделить четыре основных сюжетных линии:
— Строительство Ковчега;
— Великий Потоп;
-ЖертвоприношениеНоя;
— Опьянение Ноя.

Строительство Ковчега (Быт., 6: 14 — 22)

Видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его и спасти лишь праведного человека Ноя и его семью, приказав ему построить Ковчег и взять на его борт «каждой твари по паре». Как правило, художники игнорировали технические подробности конструкции Ковчега, которые приводятся в Книге Бытия. В ранней христианской живописи в римских катакомбах Ковчег представляет собой просто ящик, похожий на гроб. В искусстве Средневековья Ковчег — это своего рода плавающий дом, а в искусстве Ренессанса он становится настоящим кораблем, и сыновья Ноя изображаются сооружающими его под наблюдением патриарха. А когда Ковчег изображен уже готовым, Ной загоняет на его борт пары животных.

Великий Потоп (Быт., 7: 8 — 19)

Согласно Библии, в начале Потопа дождь лил беспрестанно сорок дней и сорок ночей, пока даже горы не скрылись под водой. Сам же Потоп продолжался 150 дней. Когда же вода начала убывать, Ковчег пристал к горе Арарат. Чтобы узнать, пригодна ли эта земля для обитания, Ной выпустил ворона, который не вернулся. Затем он дважды посылал голубя, который на второй раз вернулся с оливковым листом в клюве. Посланный в третий раз, голубь не вернулся. После этого Ной вывел свою семью и животных, чтобы они «плодились и размножались на земле».
В этом сюжете нечестивые люди, обреченные Богом на уничтожение, изображаются художниками бегущими от поднимающейся воды, пытающимися спастись от неминуемой смерти на деревьях и возвышенностях. Ковчег — плывущим среди бескрайних вод.

Жертвоприношение Ноя (Быт., 8: 20 — 22; 9: 1 — 17)

В знак благодарности Богу за спасение Ной построил алтарь и принес жертву. Эта жертва была Богом принята, и Он сказал: «И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле».
В этом сюжете, как правило, изображается радуга, означающая знак обещания Бога не устраивать более потопов.

Опьянение Ноя (Быт., 9: 20 — 27)

На вновь обретенной земле Ной возделал землю и занялся виноградарством. Однажды выпив слишком много вина, он заснул у себя в шатре голым и пьяным. Таким его увидел Хам, посмеялся над отцом и сообщил об этом своим братьям — Симу и Афету. Эти два сына Ноя пришли с одеждами, приблизились к отцу таким образом, чтобы не видеть его обнаженным и прикрыли его наготу.
«Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
Иногда Ной изображается сажающим свой виноград, но наиболее распространенная версия показывает его лежащим в состоянии опьянения рядом с чашей вина. Рядом с ним его сыновья: насмехающийся над отцом Хам и два его брата, укрывающие Ноя плащом.

Ряд христианских теологов видел в осмеянии Ноя прообраз насмехания над распятым Христом. А иудейские комментаторы утверждают, что Хам не просто посмеялся над своим обнаженным отцом, но и кастрировал его. Они утверждают, что этот момент был намерено опущен в Книге Бытия.

Продолжение следует.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

Араратская аномалия — это первый Ноев ковчег на высоте 4275 метров (по некоторым данным — 4725 метров). Теперь вернёмся вновь на землю. На земле неожиданно обнаружился и второй ковчег — на высоте около 2000 метров и примерно на 20 км южнее «Аномалии».

В 1959 году турецкий пилот Куртис сделал необычный снимок объекта, похожего на корабль. Его длина составляет около 160 метров, ширина — 59 метров, высота — 15 метров. Эти размеры почти совпадают с размерами, указанными в библейских преданиях (в библии длина составляла 300 египетский локтей или 515 футов(156,97 м), ширина составляет 59 локтей или 30,87 м, высота — 20 локтей или 10,46 м).

Американец РонУайтт, изучив снимки, предположил, что это и есть легендарные остатки ковчега, и в 1977 г. отправился в экспедицию к этому месту. Экспедиция использовала металлоискатели, подземный радар-сканер с самописцами и проводила химические анализы — все это дало поразительные результаты.

С правой стороны в районе кормы видны вертикальные выступы, торчащие из глины, далее эти выступы расположены через равные расстояния. Химический анализ показал, что органика древесины замещена минеральными веществами, но форма и внутренняя структура дерева сохранилась, хотя внешне по виду это камень (окаменевшие деревья находят по всему земному шару, так что это вполне могло произойти и с ковчегом).

Геологи экспедиции считают, что объект сейчас находится ниже своего первоначального расположения примерно на милю, так как его отнесло селевым потоком при землетрясении 1948 года, что подтверждают местные жители. Они говорят, что ковчег «чудесно» появился примерно в это время, раньше они знали о существовании ковчега, но его не замечали.

Предполагается, что все надстройки судна обрушились в корпус и со временем превратились в окаменелый мусор. При сканировании радаром была выявлена его внутренняя структура, обнаружены симметричные линейные образования (перегородки?). При помощи бура Уайтом были получены «пробы из трюма». Лаборатория GalbraithLabs, куда они были направленны, показала наличие в них навоза, кусочков рога и животной шерсти (?). При исследовании окаменелого дерева было обнаружено, что некоторые образцы состоят из проклеенных трёхслойных досок, как при производстве фанеры, а снаружи доски были когда-то покрыты битумом.

Также были обнаружены стержни, вбитые в окаменелую древесину (?), которые оказались из железа! Металлоискатель обнаружил также странные заклёпки, в которых содержались железо, алюминий и титан. Этот сплав образует тонкую плёнку оксида алюминия, защищающую от коррозии, а титан придаёт прочность — и это технологии каменного века?

В нескольких километрах от ковчега Уайт обнаружил огромные якорные камни с высверленными в них отверстиями, через которые они привязываются к судну конопляной верёвкой — общепринятая в древности практика мореплавателей. На камнях были найдены изображения восьми крестов, якобы символизирующих восемь человек, спасшихся от потопа, а также разрушенную каменную глыбу, на которой были изображены 8 человек, плывущих в лодке (есть предположения, что гравировку сделали паломники). Возраст камня составил примерно 5000 лет.

Все эти открытия оставили археологов равнодушными. Тем не менее, предприимчивые жители близлежащего городка с древним названием Насар в 1987 году возле найденного Уатом ковчега открыли центр для туристов — приезжайте и смотрите!

Американский исследователь Ричард Брайт, который с 1984 года предпринял ряд экспедиций на Арарат, даже сделал рисунок Ноева ковчега по воспоминаниям тех, кто, по их утверждению, видел его, хотя качественные снимки были бы убедительней. Вероятнее всего, это рисунок ковчега с Араратской аномалии.

В 1985 г. американским предприниматель Т. Макнеллис, житель Германии, путешествовал по предгорьям Арарата и беседовал с местными жителями. Многие из них убеждены, что ковчег легко можно найти. «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдёте до ковчега». Как просто! Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, и сейчас он спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера. Ещё один ковчег?

Американский астронавт Джеймс Ирвин также был увлечён поисками ковчега. В 1989 году во время очередной экспедиции на Арарат он заснял на видеоплёнку необычный коричневый предмет, напоминающий большой ящик. После просмотра плёнки некоторые западные учёные высказали предположение, что это действительно ковчег, но и скептики все же не молчали. Опять Аномалия?

В 2004 году российская команда «Космопоиск» предприняла экспедицию к обоим ковчегам и признала ковчег на высоте 2000 метров «естественным образованием», тогда как ковчег в араратской «аномалии» — настоящий. Тогда, в 2004 году, осень оказалась самой жаркой, как минимум, за последние полвека. Местные старожилы тогда впервые за всю свою жизнь увидели издалека, от подножья, на вершине Арарата тот самый объект, который впервые в том же сентябре увидела (сначала также от подножья, потом и вблизи) экспедиция «Космопоиска».

Но разве не могло быть нескольких ковчегов? Глупо предположить, что все допотопное человечество построило только один ковчег и спасся только один Ной, да и у Блаватской находим упоминание о «варах», на которых спаслось множество людей.

В 2009 году китайские археологи совместно с турецкими археологами (группа из 15 человек) прибыли экспедицией на Арарат, и 27 апреля 2010 года объявили о легендарной находке агентству «Франс-пресс». Исследователи утверждали, что они не только нашли останки Ноева ковчега, но и побывали внутри. Вблизи вершины Арарата исследователи нашли погребённые под снегом семь деревянных отсеков, в которых, якобы, размещались различные виды животных. По словам китайцев, найденные ими секции были сколочены из кипарисовых планок, каждая в 20 см шириной, а между собой планки скреплены шипами. Возраст конструкций составляет 4800 лет, на основании проведённого в Иране радиоуглеродного анализа. Всё это они запечатлели на фото и видео. Правда, они не разглашают точного местонахождения находки. Внушает подозрение и тот факт, что размеры их ковчега составляют всего 12 м х 5 м, что для ковчега несколько маловато. Версию о том, что найденное сооружение могло быть разрушенным жилищем, исследователи исключают на том основании, что «данное место необитаемо».

Как сообщила газета «Хюрриет» со ссылкой на администрацию провинции Агры, власти Турции не подтвердили заявление об обнаружении на горе Арарат остатков Ноева ковчега (высокопоставленный представитель администрации турецкой провинции заявил:»Китайские учёные, якобы, проводили здесь исследования и в 2007-м, и в 2009-м годах, однако никаких доказательств этого нет!»).

Так или иначе, но человечество без ковчега обходиться не желает, и в Гонконге китайскими миллионерами-евангелистами с соблюдением всех библейских пропорций был построен Ноев ковчег. Братья Квок — представители крупнейшей в Гонконге строительной компании SHKP. Они построили ковчег длиной 137 м и создали 67 пар скульптур из стекловолокна, изображающих животных. Ковчег площадью 27 тысяч квадратных метров находится на острове Ма-Ван, на этажах ковчега разместились ресторан, выставочный зал, отель, театр, кинозал, тематический парк и прочие прелести.

Другой ковчег был построен в 2007 г. на горе Арарат организацией Greenpeace. Его появление должно было привлечь внимание общественности к негативным климатическим изменением.

Последний ковчег в натуральную величину строят скандинавы к Олимпиаде-2012 года в Лондоне. Посмотрим.

В последнее время мы рисовали сказочных персонажей и делали из сказочных сюжетов педагогические выводы, иногда неожиданные, иногда лежащие на поверхности. Но сейчас, когда наступил Великий пост, у меня появилось желание говорить о вещах более серьёзных, чем простые сказки. И вместе с тем возникло опасение, что читатель может поставить истории Священного Писания на один уровень с человеческим вымыслом, понизив таким образом значение и смысл богодухновенных словес. Поэтому считаю своим долгом предостеречь вас заранее от этой оплошности.

Итак, всем известно, что судно для спасения от Всемирного потопа строил не профессионал, а любитель. Его и любителем-то назвать было нельзя, поскольку Ной (а речь сегодня пойдёт именно о нём) никогда раньше и не помышлял о масштабном кораблестроительстве. Но он не имел привычки спорить с Создателем, поэтому покорился и поверил необоснованной с человеческой точки зрения угрозе (ведь люди на тот момент ни разу не наблюдали дождь).

Время в те дни шло размеренно, погоды стояли благоприятные, и роса каждое утро умывала богатые на урожай поля. Люди были общительны и, за неимением дистанционных способов коммуникации, быстро учились друг у друга и хорошему, и плохому.

Но, как нам известно, дурные традиции куда более устойчивы, чем добрые помыслы. К сожалению, на земле, уже осквернённой к тому времени братоубийством, довольно скоро человеческие привычки стали невыносимыми для сердца, сохранившего в себе добродетели. Благо, у Ноя были надёжные тылы – его супруга и три женатых сына. Итого в его доме проживало восемь человек, считая самого Ноя.

До потопа люди жили не в пример долго, поэтому строительство шло неспешно – более ста лет. И хоть Ной прямо отвечал на вопросы соседей, ничего не утаивая и не присоединяя к словам Господа, кривотолков ходило много. А уж сколько насмешек вытерпело благочестивое семейство! Не раз и не два умылись слезами женщины дома Ноя от едких людских комментариев и от страха перед будущим. Благо, хоть младенцев во время строительства у них не рождалось.

Так вот, пока мужчины плотничали, женщины готовили провиант для внушительной «команды» плавучей обители. Ведь кроме людей на ковчег должны были взойти, вползти, влететь и запрыгнуть по паре каждой твари земной. А если говорить точнее, то нужно упомянуть, что так называемого чистого – пригодного для жертвоприношений – скота должно было прибыть по семи, мужеского пола и женского. Так повелел Господь.

В назначенный час люди и звери расположились в чреве корабля. Семь дней ничего не происходило. Женщины вопросительно смотрели на мужей. Ной молился. Наконец воды потопа пришли на землю. Небеса потемнели, и в них будто открылись окна для дождевых потоков. Ной хотел было спасти кого-нибудь из соседей, но Бог затворил двери ковчега. Не тебе, человече, знать суды Божии.

Дождь шёл сорок дней и сорок ночей, люди и животные засыпали и просыпались под звук шумящей стихии. Ещё сто пятьдесят дней вода прибывала, чтобы скрыть даже самые высокие горы. И лишь внутри ковчега теплилась жизнь: переговаривались люди, жевали свою жвачку животные, пели на все лады птицы. Шуршали ящерицы, стрекотали кузнечики. Жужжали мухи, разминая крылья. Корабль существовал как сложноорганизованная система, как великий биогеоценоз, как семя земли, ждущее благоприятного времени, чтобы раскрыться, выпустить жизнь и снова распространить её по лицу планеты…

Итак, изобразим Ноев ковчег!

Нам потребуются:

— Основа – лист ватмана или тонированная бумага для работы пастелью (продаётся в магазинах для художников);
— Упаковочный картон (3-4 кусочка размером примерно А4);
— Белая бумага для рисования фигурок животных и людей;
— Цветные карандаши;
— Ножницы, клей-карандаш, двусторонний скотч.

Первым делом освобождаем картон от верхнего слоя так, чтобы наш «стройматериал» напоминал дерево. Вырезаем части ковчега. Как нам известно из Библии, это судно имело три «этажа». Упаковочный картон довольно сложно приклеить к основе каким-либо клеем, поэтому на этапе сборки композиции лучше использовать двусторонний скотч.

Затем рисуем разных животных – какие лучше получаются. Изображаем семью Ноя. Вырезаем получившиеся фигурки и располагаем их на ковчеге. Всё, можно украшать детскую новой картиной!

Дом, в котором проходит раннее детство, всегда запечатлевается как нечто священное, устойчивое к внешним бурям. Воспоминания о бытовых неприятностях, нестроениях в жизни родителей часто сглаживаются, и хранить в памяти хочется какие-то светлые, добрые моменты. Как ты сидишь на коленях у папы. Или как мама читает сказку, а бабушка жарит блины. Как дед приносит домой живого кролика или устанавливает ёлку. Каждый, я уверена, может вспомнить подобные греющие душу эпизоды.

Рассказывая в воскресной школе притчу о блудном сыне, мне так хотелось сказать: «Дети, всегда помните, что родители примут ваши просьбы о прощении. Не бойтесь признаваться нам в своих проступках!» Хотелось, но не повернулся язык, и мы обошли стороной этот момент. К сожалению, я не могу обещать такого даже своим детям. Привычки общаться на ходу, больше спрашивать, а не давать, строго взирать, стыдиться плодов своего воспитания перед людьми не дают возможности полноценно понимать и принимать детей. Да, ребятишки шумны, неуклюжи, от них бардак и дыра в кошельке. Они не дают нам личной жизни. Они наше зеркало, и тем стыднее в него смотреть.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.